ритуал погребения в древней греции

Похоронные обряды Древней Греции

В древности эллины хоронили покойных в местах, подготовленных с этой целью в их собственных домах. Впоследствии же, во избежание вспышек эпидемий, они перенесли места погребения на необитаемые острова либо вне стен городов.

Согласно верованиям, после смерти душу человека брал за руку бог Гермес и вел ее к реке Стикс. Перевозчик Харон перевозил души на другой берег Стикса в своей лодке. Ему полагалось заплатить за услугу, поэтому умершему в рот заранее вкладывали монету. В руку умершего вкладывалась медовая лепешка, призванная умилостивить трехглавого пса Цербера, охраняющего вход в царство мертвых.

В классическую эпоху обряды также соблюдались, но формы изменились. Пышные и дорогостоящие состязания сменились певцами, плакальщицами и умащениями благовониями. В ряде греческих полисов (Афинах, Митилене, Сиракузах) принимались специальные законы, ограничивающие издержки граждан на погребальные обряды. Также, в соответствии с буквой закона, похоронная процессия должна была следовать по улицам города, не создавая шума.
Собственно похороны происходили обычно на следующий день после смерти, тело выносилось из дома и торжественная процессия отправлялась на кладбище или к месту погребального костра. Вынос тела проводили до восхода Солнца, чтобы не оскорбить Аполлона. Интересно, что в комнату покойника до ритуального очищения всего дома не могли заходить женщины моложе 60 лет, не считая ближайших кровных родственников.

В современной Греции урна с прахом во время похорон пребывает в открытом состоянии. После завершения церемонии присутствовавшие на похоронах возвращаются в дом усопшего для торжественного поминального обеда. Согласно данным, полученным археологами при раскопках (следам пепла, костям животных, черепкам) в классическую эру такой обед проводился непосредственно на месте захоронения. Однако согласно письменным источникам, дошедшим до наших дней, обед мог быть подан и в доме усопшего.

Источник

Греческий ритуал погребения

Сведения о греческом погребальном обряде нам дают письменные источники – сочинения греческих и латинских авторов, составляющие так называемую античную традицию. На основании письменных источников, подтверждаемых данными археологии, мы можем реконструировать погребальный ритуал древних греков и, по возможности, религиозно-магические представления, с ним связанные.

Наиболее ранние и полные сведения о погребальном обряде сожжения представлены в гомеровском эпосе*. Обряд трупосожжения с обычаем насыпания высокого кургана подробно представлен в «Илиаде» Гомера в сцене описания похорон Патрокла и Гектора. Это описание замечательно тем, что дает яркую и полную картину всего обряда, о котором на основании археологических данных мы имеем только некоторое представление. Греки придавали большое значение соблюдению всех обычаев, которые должны были, по поверьям древних, обеспечить умершему благополучный переход в царство Аида.

Ради похорон павших в военное время заключалось временное перемирие. В «Илиаде» обе враждующие стороны – ахейцы и троянцы – с обоюдного согласия прерывают бой:

«Что до сожжения мертвых, нисколько тому не противлюсь.

Долг – ничего не щадить для окончивших дни человеков,

отвечает Агамемнон на предложение троянского вестника о перемирии.

Гробу в десятый придать и пир похоронный устроить;

В первый-на-десять мертвому в память насыпать могилу».

Перед погребением тело покойника омывали, производили очистительные обряды, натирали благовонными маслами, в состав которых входил мирт, розмарин и другие ароматические вещества, для того, чтобы заглушить запах разложения.

В течение этих девяти дней, пока готовились к погребению, свозили в Трою множество леса, на десятый сооружали большой деревянный сруб, на который помещали тело умершего и разжигали костер.

Рано, едва розоперстая вестница утра явилась,

К срубу великого Гектора начал народ собираться.

И, лишь собралися все (великое множество было),

Сруб угасили, багряным вином оросивши пространство

Все, где огонь разливался пылающий; после на пепле

Белые кости героя собрали и братья и други,

Горько рыдая обильные слезы струя по ланитам.

Прах драгоценный собравши, в ковчег золотой положили,

Тонким обвивши покровом, блистающим пурпуром свежим.

Так опустили в могилу глубокую и, заложивши,

Сверху огромными частыми камнями плотно устлали;

После курган насыпали.

Скоро насыпав могилу, они разошлись; напоследок

Все собралися вновь в доме великом Приама, любезного Зевсу владыки.

Ахейский обряд погребения Патрокла отличался поистине варварской пышностью. В первый день Патрокла оплакивают Ахилл, дружина, наложницы, даже кони [18;ХХIII.750-759]. На второй день происходил обряд воинского оплакивания с ритуальным обходом убитого и похоронный пир, для которого было зарезано великое множество жертвенных животных. На третий день состоялось сожжение тела Патрокла с принесением в жертву овец, волов, коней, собак и убитых пленных троянских воинов.

Затем костер загасили, оросили вином кострище, и в золотую чашу собрали кости Патрокла, которые лежали в центре костра. По краям же костра лежали кости коней и убитых юношей. Часть погребального праха была собрана, чтобы увезти на родину и там захоронить. Вокруг кострища был сооружен из камня фундамент насыпи и насыпан курган [113;30-31].

Курган, сооружавшийся на могиле, увековечивает славу героя, его великие подвиги и служит символом бессмертия в памяти потомков. Курган, тризна и сам обряд погребения являются залогом посмертного воздаяния в потустороннем мире за подвиги и славную жизнь в этом мире [118;125,143].

Самые грандиозные гробницы – толосы – были открыты в микенской Греции. И в более позднюю эпоху подкурганные монументальные каменные гробницы создавались в Греции, но чаще на периферии античного мира: в Малой Азии, во Фракии [30;273], на территории современной Болгарии [70;64-65], в Северном Причерноморье – везде, где греки жили по соседству с варварскими народами.

Обычай трупосожжения был широко распространен в древней Греции в IX-VIIIвв. до н.э., но уже с VIв. до н.э. не являлся господствующим. Наряду с кремацией в античных некрополях в одно и то же время существовал обряд трупоположения, с VI в. до н.э. получивший широкое распространение. Существуют разные мнения относительно появления и удержания на всем протяжении античной эпохи обряда трупосожжения*. Мы считаем, их необходимо связывать с представлениями древних о душе (psyche) и ее существовании после смерти. Древнейшие причины трупосожжения, вероятно, были связаны со стремлением ускорить переход души в царство мертвых. Огонь также обладал очистительной силой. В погребальный костер бросали разбитые сосуды, используемые («оскверненные») при совершении тризны, сжигали животных в качестве жертвы умершему [30;274].

Рядом с местом совершения тризны находят каменные жертвенники-эсхары, представляющие собой каменную плиту с прорезью в центре, через которую кровь жертвенных животных проникала в специально вырытую в земле яму-ботрос. Кровавые жертвоприношения – дар подземным богам, к которым приобщался погребенный. Этот обычай известен в Греции в гомеровское время и является непременной частью культа героя, истоки которого коренятся еще в эгейской эпохе. В погребальном культе Греции обычай кровавых жертвоприношений сохраняется вплоть до VIв. до н. э. [31;131-132]. Позднее кровавые жертвоприношения подземным богам и теням умерших были заменены бескровными жертвами: возлиянием вина с медом или молоком и сжиганием на кострах ритуальных лепешек, зерна.

Обряд погребения с трупоположением реконструируется по данным археологии: возведенная гробница засыпалась землей и насыпь, как правило, во много раз превышала погребальный склеп. В большинстве случаев насыпь окружала каменная ограда-кромлех. В погребальную камеру вел длинный дромос, символизировавший вход в подземное царство Аида. Вход закладывали камнями. Покойного хоронили, как правило, в деревянном или мраморном саркофаге лицом ко входу. В склеп клали вещи покойного, сопровождавшие его при жизни и необходимые, по мнению древних, и в подземном мире. Как правило, склеп содержал одно захоронение.

Интересно в этой связи описание похорон красавицы Каллирои, дочери сиракузского полководца Гермократа в греческом романе Харитона (II-III в. н. э.): «Стройными рядами ехали на конях первыми перед ложем сиракузские всадники. За ними следовали гоплиты (тяжеловооруженная пехота), которые несли знаки одержанных Гермократом побед. За гоплитами выступали члены совета, а потом шел народ, сплошь вооруженный копьями, как конвой Гермократа. Позади шествовали жены граждан в черных одеждах, а за ними двигалось царственное богатство погребальных даров, золото и серебро, приданое Каллирои и роскошь ее одежд и ее драгоценностей. Много даров прислал Гермократ и из состава военной добычи. Были подношения и со стороны ее родственников и друзей. Последним провожало Каллирою богатство Херея, готового, будь это только возможно, сжечь вместе с женой и все свое имущество. Похоронное ложе несли сиракузские эфебы (юноши), а дальше тянулась толпа народа…Роскошный могильный памятник Гермократа находился близ моря и плывущим по морю виден был еще издали. Памятник этот наполнило, словно сокровищницу, великолепие погребальных даров» [110;22-23].

Тотальный переход к обряду трупоположения в Греции, как мы считаем, правомочно связывать с изменением общественного строя у греков. С переходом от патриархально-родового строя к классовому обществу связаны законы Солона о праве наследования имущества вне рода и ограничении роскоши погребений. Обряд кремации был присущ только состоятельным слоям населения и связан с культом героя, характерным для периода военной демократии с поголовным вооружением всего мужского населения. С установлением государственной власти с регулярной армией следует связывать и исчезновение предметов вооружения из погребений греческих некрополей.

Итак, участники похорон в последний раз прощались с погребенным, трижды выкрикивая его имя. На погребальной урне из Клузи, вырезанной из дерева, изображены плачущие родители, стоящие около покойника, который лежит на кровати посреди комнаты. Все простирают руки кверху с жалобными стонами. Им аккомпанирует девушка, играющая на флейте, потому что в античности музыка была повсюду, и кажется, что даже боль не могла обойтись без ритма и такта [62; илл. 74]. Первыми уходили с кладбища женщины, после – мужчины. Затем в доме усопшего устраивали тризну, куда гости приходили с венками на головах [13;315].

На могиле родственниками умершего устанавливался надгробный памятник. Это могла быть статуя, антропоморфное изваяние, надгробная ваза или стела с рельефным изображением или стихотворной эпитафией [82;104]. Устройство надгробных памятников связано с идеей героизации умершего, приобщения его к сому подземных богов.

Источник

Погребальные обряды в Греции

ритуал погребения в древней греции. Смотреть фото ритуал погребения в древней греции. Смотреть картинку ритуал погребения в древней греции. Картинка про ритуал погребения в древней греции. Фото ритуал погребения в древней греции

С древнейших времен греки задумывались о том, что там, «за чертой». Есть ли какая-либо возможность существования человеческой души после смерти телесной? Что происходит с душой, когда она уходит в мир иной? Ответов на эти вопросы человечество не нашло по сей день. Впрочем, от некоторых предположений о существовании загробного мира в древней греческой цивилизации зависели и особенности погребения людей.

Что было раньше?

Со временем взгляды на душу и все, что происходит с ней после смерти, менялись, а вот большинство древних обрядов, укоренившихся веками, не изменилось.

Греки считали, что нельзя допускать гнева Богов и, чтобы душа умершего чувствовала себя в царстве мертвых вполне комфортно, придумали массу обрядов задабривания высших сил. Уже в те времена, как это принято и сейчас, родственникам умершего человека выражали слова сочувствия и скорби, вспоминали лишь положительные черты характера и поступки.

Древние жители Греции оставляли мертвых в домах, где они некогда жили. С тех времен пошла традиция держать семейные склепы. Но позже, когда цивилизация столкнулась с эпидемиями различных смертельных заболеваний, эллины переносили тела умерших на острова, предавая их земле там, либо просто выделяли места для захоронений все городских стен.

Греки практиковали 2 разновидности погребения:

ритуал погребения в древней греции. Смотреть фото ритуал погребения в древней греции. Смотреть картинку ритуал погребения в древней греции. Картинка про ритуал погребения в древней греции. Фото ритуал погребения в древней греции

В Древнегреческой мифологии всесторонне описан процесс перехода души человека в мир иной. Так, после смерти душу к реке Стикс вел Гермес. Там их ждал Харон. Чтобы сесть в лодку и попасть в царство мертвых, ему нужно было заплатить. Люди придумали класть в рот покойному монетку, якобы она обязательно пригодится ему в ином измерении.

В руку клали лепешку, смазанную медом. Это предполагало возможность задобрить Цербера. Трехглавый пес охранял вход в Аид.

Когда эпоха сменилась, в классическом понимании греков Средневековья укоренились иные видения, но обряды погребения они соблюдали. Однако, дорогостоящие мероприятия, доходившие даже до проведения состязаний, сменились приглашением плакальщиц, покупкой благовоний. Власти некоторых греческих полисов ввели законы, освобождающие граждан от издержек на похороны. Правовой кодекс также предписывал грекам проводить похоронную процессию на улицах городов в полной тишине.

В комнату, где находился умерший, запрещали входить женщинам в возрасте до 60 лет. Исключение составляли лишь ближайшие родственники. Обряд придания земле покойного проводили либо в день смерти, либо на следующие сутки. Тело нужно было вынести до восхода солнца.

Поминальный обед устраивали у места погребения. Но есть источники, свидетельствующие о проведении этого обряда в доме покойного. Родственники и друзья усопшего повторяли трапезу на 9 день после смерти, но предварительно они посещали могилу.

Когда родственники решали, что тело нужно кремировать, вместе с ним сжигали и все добро, которое предназначалось для погребения. Прах собирали воедино, в урну и хоронили. Часто огонь после кремации заливали самым лучшим сортом вина. Урны были керамическими. Еще один обычай: первыми с кладбища должны были уходить представительницы слабой половины, за ними мужчины.

Современные погребальные обычаи греков

Традиции древних в современной Греции считаются греховными. Их называют языческими. Урну с прахом долго держат открытой, чтобы дух имел возможность выйти в небеса, говорят старейшины. Однако, так же как и в древности, все присутствующие при погребении усопшего, возвращаются в его дом, чтобы поучаствовать в поминальном обеде, вместе с близкими родственниками покойного.

Похороны ныне проводят по строго христианским обычаям. Отпевания обязательны, также ка и крест на могиле. Кремация сейчас в Греции не распространена. Одно время она была запрещена, но земель под захоронения не хватает. Ныне цены на могилы в Греции весьма высоки. Это больше всего касается городских поселений. Если родственники не заплатят за захоронение, то через пару лет останки умершего поднимут на поверхность, и сожгут.

Сами греки предпочитают делать могилы в семейных склепах, говоря о том, что содержать могилу предка на общем кладбище дороже, чем построить высокий дом.

Кстати, именно греческие обычаи ныне соблюдают христиане всего мира. Например, украшение могил цветами и возложение букетов в последующие после захоронения дни описывал сам Цицерон.

Возведение памятника, а в древности это была античная скульптура – не менее распространенное явление, как в Греции, так и в других государствах христианского мира.

Древние ставили на могилах и скульптуры плакальщиц, что не возбраняется у греков и сейчас. Важной темой издавна у греков стала и эпитафия. Кстати, это исконно греческое понятие приняли и на Руси. В древней Греции изречения скорбного типа складывали в стихах. Надписи наносили на обелиски. Это было самым правильным, с точки зрения греков, выражением дани памяти предкам или умершим современникам.

В честь великих воинов и правителей греки слагали песни, читали стихи. Но и сейчас эпитафии имеют глубоко философский смысл и лирический характер. Ныне это уже не привилегия богачей.

Сейчас греки хоронят умерших так же, как и люди во всем мире, даже в России. Тело некоторое время находится в доме. Затем его отправляют на кладбище. Поминальный обед ныне там уже не устраивают. Все происходит на нейтральной территории. Это чаще. Есть случаи, когда родственники покойного решают организовать застолье прямо в жилище. Так происходит чаще в деревенских поселениях и у жителей гористой местности. Горожане не задумываются о точном соблюдении обычаев погребения, которых придерживались их далекие предки.

Итак, погребальные обряды в Греции – это частица истории и культуры не только эллинов, но и римлян, россиян, иных приверженцев европейской культуры. Погребение во все времена приобретало особый смысл, поскольку никто не знал, не знает и поныне, куда улетает душа. Если она отправляется в мир иной и выживает, Бог Харон провожает ее в царство Аида, но если нет, иные силы придают ей другой смысл существования. Пусть и не на земле.

Смотрите также

Метеоры в Греции. Монастырь Святого Варлаама

В данной статье речь пойдет о священном месте для любого эллина античных времен – о горе Парнас. Древние греки считали, что «пуп земли» (по-гречески «ὀμφᾰλόςγῆς» – «средоточие Земли»)находится всего лишь в 150-ти километрах от Афин в Фокидеа склонах горы Парнас. На склонах этой горы располагалось знаменитое Дельфийское святилище, которое считалось центром всего панэллинского мира.

Источник

Погребение в Греции: интересные факты, обычаи, традиции.

ритуал погребения в древней греции. Смотреть фото ритуал погребения в древней греции. Смотреть картинку ритуал погребения в древней греции. Картинка про ритуал погребения в древней греции. Фото ритуал погребения в древней греции

ритуал погребения в древней греции. Смотреть фото ритуал погребения в древней греции. Смотреть картинку ритуал погребения в древней греции. Картинка про ритуал погребения в древней греции. Фото ритуал погребения в древней греции

В древности греки поклонялись олимпийским богам, поэтому следовали языческим обрядам захоронения. Археологические исследования древней Греции показали, что некогда здесь было принято обустраивать фамильные склепы. При этом останки без всякой обработки и бальзамирования хранили прямо в доме, в отдельной комнате. Это, в свою очередь, вызывало вспышки эпидемий.

Умерших хоронили в тот же день, стараясь успеть до заката. Как только светило скрывалось за горизонтом, похороны могли разгневать Бога Солнца. В могилу помещали предметы, которые любил покойный. Например, зеркало для женщин, предмет ремесла мужчин. Кстати, во времена древней Руси также следовали этой традиции.

ритуал погребения в древней греции. Смотреть фото ритуал погребения в древней греции. Смотреть картинку ритуал погребения в древней греции. Картинка про ритуал погребения в древней греции. Фото ритуал погребения в древней греции

ритуал погребения в древней греции. Смотреть фото ритуал погребения в древней греции. Смотреть картинку ритуал погребения в древней греции. Картинка про ритуал погребения в древней греции. Фото ритуал погребения в древней греции

ритуал погребения в древней греции. Смотреть фото ритуал погребения в древней греции. Смотреть картинку ритуал погребения в древней греции. Картинка про ритуал погребения в древней греции. Фото ритуал погребения в древней греции

Похоронные обычаи и традиции современной Греции

Однако строгое следование христианским традициям наложило и неприятный отпечаток.

Кремация стала строго запрещена, а земли под кладбища катастрофически не хватает. Поэтому в Греции очень высокие цены на могилы, особенно в городах. Если эту цену не заплатить, через год-два останки выкапывают и либо оставляют в местном костехранилище, либо сжигают в емкости с кислотой.

Сами греки говорят, что дешевле содержать особняк, чем могилу родственника, поэтому относятся к такому положению дел со свойственной им легкостью.

Интересно, что именно из Греции берут начало некоторые погребальные обычаи, которые по сей день соблюдают практически во всем мире.

Источник

Ритуал погребения в древней греции

Андрей Петрович Кашкаров

Похоронные обряды и традиции

Вместо вступления. И дай вам бог!

Считалось, что христианин умер достойной смертью, если он находился в сознании, чтобы огласить завещание, благословить родню иконой, отпустить на волю холопов, сделать «вклады» в церкви и монастыри, некоторые принимали схиму; после смерти на окно ставили святую воду – «на омовение и питание души», люди с достатком нанимали плакальщиц. Хоронить старались быстро (летом – за одни сутки); опустив гроб, прикладывались к иконе, ели кутью; после похорон устраивались поминки, потом на девятый день и на сороковой; от похорон до 40-дневного поминовения читали Псалтрирь, часто и на могиле, и в церкви, и дома. В народном сознании похороны воспринимались как бракосочетание со смертью, а свадьба-как похороны девичьей свободы. Поэтому в традициях, сопровождавших эти обряды, есть немало схожего.

Танатология – учения о смерти

Мы не знаем, что лучше – жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, ни трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим.

Это – идеальный вариант.

Тема смерти и умирания зачаровывала человека с незапамятных времен, едва ли не с того самого момента, как его интеллект развился до осознания того, что закон непостоянства, столь очевидный в окружающем мире, приложим к его собственному потоку бытия.

Интерес к теме смерти обусловлен несколькими причинами.

Во-первых, это ситуация глобального цивилизованного кризиса, который в принципе может привести к самоуничтожению человечества.

Во-вторых, значительно изменилось ценностное отношение к жизни и смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле.

Мы боготворим молодежь и молодость. Миллиарды долларов в год тратятся на пластические операции, красители для волос, кремы для тела, бесконечные ухищрения косметики и другие бесчисленные приемы в надежде выглядеть моложе и здоровее, чем мы есть в действительности. Эти методы камуфляжа не только считаются приемлемыми для предположительно зрелого человеческого существа, но поощряются и считаются нормальными и необходимыми. Размышлять о собственной смерти считается опасной патологией, а разговор об этом неодобрительно рассматривается в обществе как признак крайне дурного вкуса.

В последние десятилетия наблюдается значительный прорыв в серьезном изучении смерти и умирания. Психология как наука сорвала табу, касающиеся смерти, таким же образом, как Фрейд более века назад сорвал покров, окружавший сексуальность.

За небольшими исключениями у всех времен и народов высказывались о жизни достаточно негативно, «Жизнь – страдание» (Будда, Шопенгауэр); «жизнь – сон» (Платон, Паскаль); «жизнь – бездна зла» (Древний Египет); «Жизнь – борьба и странствие по чужбине» (Марк Аврелий); «Жизнь – это повесть глупца, рассказанная идиотом» (Шекспир); «Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду» (Ницше).

Мнение Эпикура перекликается и с моей позицией, как автора: Не надо падать раньше выстрела. «Пулю, что убьет, мы не увидим, а остальные мимо пролетят».

Да, это так. Потому, что они живут в своем иллюзорном мире и не задумываются над жизнью и сметрью, в столь пессимистичном ключе, как некоторые из нас, доведенные до фобии.

Столетиями лучшие умы человечества пытаются хотя бы теоретически опровергнуть этот тезис, доказать, а затем и воплотить в жизнь реальное бессмертие. Однако идеалом такого бессмертия является не существование амебы и не ангельская жизнь в лучшем мире. С этой точки зрения человек должен жить вечно, находясь в постоянном расцвете сил. Человек не может смириться с тем, что именно ему придется уйти из этого великолепного мира, где кипит жизнь.

Сходство между потусторонними видениями и галлюцинациями, вызванными наркотиками, создает возможность точного анализа сути этих явлений. Современными исследованиями установлено, что ощущения near-death носят универсальный характер и основаны на фактах, поддающихся объяснению: единая у людей всех стран мира структура мозга и принципы его функционирования и раздражители. Результат исследования можно рассматривать как выявление диссоциативной галлюцинаторной деятельности мозга.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *