Стены в стиле граффити: библиотеки Новороссийска поменяли имидж + фото
Дата публикации: 20.12.2019
1 797 просмотров
1 комментарий
С развитием библиотечного дела вставал вопрос организации библиотечных зданий. Считалось, что помещение играет большую роль в организации всей библиотечной работы, а оборудование является частью библиотечной эстетики.
Сегодня дизайну библиотек уделяется большое значение, каждая старается художественно оформить свое пространство. Огромное значение для библиотеки играет ее благоприятный образ – имидж. Имидж библиотеки можно определить как сложившийся в массах эмоционально окрашенный образ, определяемый отношением общества к библиотеке, ее услугам и ресурсам.
К 2019 году идея обновления новороссийских библиотек стала одной из наиболее обсуждаемых в управлении культуры города. И вот, она смогла реализоваться!
19 декабря 2019 года работа в данном направлении была завершена в библиотеке им. Ф. Гладкова (пр. Ленина, 45) и сельской библиотеке в п. Кирилловка (филиалы МБУ «Централизованная библиотечная система»).
Проект «Библиотека меняет имидж» реализуется в рамках национального проекта «Культура» (направление «Культурная среда») и финансируется из бюджета отрасли «Культура». На художественное оформление фасадов зданий двух библиотек в 2019 году было выделено 50 000 рублей (поставщик услуг – ООО «Южный Мурал»). В 2020 году планируется оформить еще две библиотеки.
Художники кардинально изменили фасады библиотек. Они раскрасили наружные стены зданий в стиле граффити, сделали их яркими, красочными, а самое главное – необычными, так как стены библиотек снаружи теперь выглядят как книжные полки!
В управлении культуры считают, что смена внешнего вида библиотек не только привлечет внимание населения к книге и чтению, но и создаст новое арт-пространство. И действительно, заведующие филиалами с новым имиджем Тарасова В.В. и Воронухина С.В. еще на начальном этапе «преображения» отметили увеличение посещаемости и новых молодых читателей!
Современная библиотека за несколько десятилетий трансформировалась из тихого, спокойного места в многофункциональное общественное пространство. Теперь в библиотеках можно не только читать, но и заниматься 3D-моделированием, снимать в аренду офисы и посещать выставки.
Из статьи вы узнаете про пять современных библиотек со всего мира. Мы расскажем про их истории и архитектурные концепции зданий.
Центральная библиотека Oodi
Место
Современная библиотека находится в центре Хельсинки. Рядом с ней располагается вокзальная площадь, правительство, музыкальный центр, главная улица города и жилые дома. В библиотеке можно не только читать: здесь проводят выставки, показывают кино, а также есть ресторан.
История создания
Библиотека является символом диалога между государством и горожанами. Прежде чем разработать проект, архитекторы интересовались мнением жителей, собирали идеи на конференциях, в социальных сетях и на городских мероприятиях. Всего поступило более 2000 предложений, на их основе бюро разработало концепцию проекта.
В 2018 году библиотека открылась, и сейчас она считается визитной карточкой финской архитектуры. Финны называют ее «городской гостиной»: она функциональна и ориентирована на местных жителей.
Архитектурная концепция
Библиотека имеет необычную форму: похожа на корабль, плывущий по волнам. Здание построено по принципу моста, то есть держится на двух опорах.
Площадь Кансалайстори плавно переходит в первый этаж библиотеки, создавая «городскую» среду внутри. Это было задумано, чтобы жители могли продолжать свой маршрут сквозь библиотеку, не чувствуя препятствий. Конструкция создана из стекла, стали и дерева. В строительстве использовались местные материалы. Фасад облицован елью, балкон сделан из сосны, а пол третьего этажа — из дуба. Свет в библиотеку попадает через стеклянный балкон и круглые окна на потолке.
Практически все три этажа состоят из открытых помещений, имея при этом места для уединенной работы. Книги занимают всего треть библиотеки, остальное пространство принадлежит кафе, кинотеатру, выставочным площадкам и местам для коворкинга.
Интересные факты
Центральная библиотека Калгари
Место
Центральная библиотека Калгари располагается в Канаде, штат Альберта. Библиотека вплетена в сложную урбанистическую структуру. Рядом с ней находится железная дорога и станция городской электрички. Железные пути проходят через библиотеку и плавно уходят под здание. Библиотека располагается в даунтауне, что подразумевает высокую плотность зданий вокруг нее.
История создания
Архитектурная концепция
Крейг Дайкерс, основатель бюро Snøhetta, называет своих сотрудников не архитекторами, а «менеджерами среды обитания» («managers of habitat»). Это определяет всю концепцию библиотеки: она в первую очередь выполняет не функцию выдачи книг, а места для вдохновения и общения людей.
Гостей встречает фасад в виде деревянной волны. Она продолжается и внутри здания: сохраняется материал и динамика. Дизайн библиотеки позволяет охватить взглядом здание за раз. Пространство задумано так, что чем выше вы поднимаетесь, тем больше света в интерьере. В интервью Крейг Дайкерс говорит, что динамические формы должны вдохновлять и заряжать энергией.
Интересные факты
Центральная библиотека Галифакса
Место
Канадская библиотека располагается в самом центре города. Она находится в одном районе с архитектурной школой, музеями, Викторианскими садами, историческими жилыми кварталами и самой большой улицей для шоппинга.
История создания
Как и в предыдущих библиотеках, архитектурный дизайн библиотеки Галифакса разрабатывался на основе пожеланий жителей. Для этого работники библиотеки и архитекторы устроили пять больших встреч с горожанами. Также они провели несколько встреч с фокус-группами, чтобы точно убедиться в том, что библиотека будет удобна для местных жителей.
Современная библиотека Галифакса является отражением местного сообщества, так как она создавалась совместно с жителями города. Она задумывалась как доступное и яркое место, которое дает возможность как для социального взаимодействия, так и для уединенного чтения.
Архитектурная концепция
Архитектурное бюро Fowler Bauld & Mitchell проектировало библиотеку в скандинавском стиле. Кубическая конструкция состоит из четырех сегментов, смещенных относительно друг друга. На крыше – зеленая терраса, откуда открывается вид на историческую достопримечательность – Цитадель Хилл.
Библиотека построена на месте городского сада. Архитекторы решили отразить это на фасаде и нанесли на некоторые блоки принт из абстрактных листьев деревьев.
Интересные факты
Библиотека Бразилиана
Место
Библиотека построена в студенческом кампусе университета Сан-Паулу в Бразилии. Во время строительства пришлось вырубить несколько деревьев, и чтобы не вредить природе и соблюдать нормы экологичности, взамен на территории кампуса посадили более 1000 деревьев. Теперь библиотека со всех сторон окружена парками.
История создания
Библиотека создана как хранилище ценных книг бразильского адвоката Хосе Миндлина. Он с 13 лет собирал ценные книги, а в 1999 году он попросил своего внука построить здание для его огромной коллекции. Сейчас библиотека является самым большим и важным хранилищем Бразилии, куда Хосе Миндлин отдал более 17 000 документов и 60 000 томов.
Архитектурная концепция
В основе концепции лежит идея проницаемости. Прямой доступ света и одинаковая поверхность стен снаружи и внутри здания создают впечатление непрекращающейся улицы.
При свете кажется, что здание полностью бетонное. Но на самом деле все части библиотеки пронизаны естественным светом. Это происходит благодаря остеклению в центре крыши. Крыша, в свою очередь, соединяет все части здания, оставаясь отдельным элементом.
Входя в библиотеку, посетитель оказывается в центре здания, окруженный книгами. Из центральной точки видны все 4 этажа. Такая организация пространства символизирует голову человека, наполненную знаниями.
Интересные факты
Библиотека Бирмингема
Место
Современная Бирмингемская библиотека была построена в 2013 году в Англии. Она находится между Бирмингемским театром и домом Баскервилей. Библиотека своей архитектурной формой полностью меняет облик площади в центре города. Она притягивает жителей, во-первых, из-за своего центрального месторасположения, во-вторых, — благодаря многофункциональности и ориентации на разные типы населения. Жители приходят, чтобы поработать, посетить мероприятия и отдохнуть на террасах. Для детей есть экскурсия, а туристы приезжают в Бирмингем специально, чтобы увидеть одну из самых современных библиотек Англии.
История создания
Архитектурная концепция
Архитектурное бюро спроектировало библиотеку как место для образования и культуры, которое объединяет людей всех возрастов и бэкграундов. Дизайн продуман так, чтобы пространство перетекало с улицы внутрь здания. Первые два этажа библиотеки стеклянные, и снаружи видно все внутреннее пространство.
Три металлических куба располагаются друг на друге. Смещенные блоки создают террасу. Тонкое покрытие из взаимосвязанных обручей образует «кружевной» фасад. Через него в здание попадает свет, оставляя на полу теневой рисунок. Главные материалы: натуральный камень, белая керамика, дуб, стекло и металл.
В противоположность внешним прямоугольным формам здания внутри библиотеки располагается круглый атриум. Посетители перемещаются между этажами библиотеки на белых эскалаторах с синей подсветкой.
Интересные факты
Если вам понравилась статья, рекомендуем просмотреть подборки других проектов, связанных с образованием и культурой:
Как разработать уникальный дизайн-проект библиотеки, основанный на идентичности территории? Что может стать источником вдохновения и отправной точкой для разработки дизайн-концепции? В этом материале мы рассказываем о визуальных решениях трех модельных библиотек, органично вписанных в географический и социокультурный контекст региона.
Дизайн не просто делает помещение стильным, привлекательным, современным. Не только отвечает за удобство, комфорт и функциональность. Сегодня все чаще используется термин визуальные коммуникации, а это значит, что дизайн — это инструмент общения. Он транслируют ценности и культурные коды местности, вовлекая посетителя во вдумчивый диалог с территорией, ее прошлым и настоящим. Локальная идентичность, зашифрованная в визуальных решениях, позволяет сделать пространство библиотеки уникальным и неповторимым, дает возможность местным жителям почувствовать сопричастность с этим местом, а туристам — погрузиться в местную культуру.
Море волнуется раз: «Книжная гавань» в Северодвинске
Библиотека №10 «Книжная гавань» находится в моногороде Северодвинске Архангельской области на берегу Белого моря. Здесь функционируют два градообразующих предприятия, которые занимаются строительством и ремонтов судов. Это город моряков и корабелов.
Библиотека расположена на улице Карла Маркса. Недалеко от нее — Техникум судостроения и машиностроения, Институт судостроения и морской арктической техники, гостиница «Беломорье», торговый центр «Приморский». Предприятия, связанные с морем, морские названия и аллюзии на каждом шагу. Здесь все живет и дышит морем.
Образ моря был положен и в основу названия библиотеки «Книжная гавань», и в основу дизайн-концепции. Главными художественными образами пространства стали море, север, лед, снег, причал, порт, маяк, акватория, остров.
Разработка проекта заняла 2,5 месяца и проходила в два этапа. На этапе проработки функциональных зон и планировки помещений в работу были вовлечены все сотрудники библиотеки. Тщательно анализировались пожелания и идеи библиотекарей, большая часть их предложений была учтена. Первоначальный эскиз функционального зонирования выполнила Заведующая сектором по внедрению информационно-коммуникационных технологий отдела библиотечного развития муниципальной библиотечной системы г. Северодвинска Ирина Черномордникова.
Дизайн-концепцию разрабатывала дизайнер Мария Притчина. Именно она предложила сделать море лейтмотивом всего проекта. Мария закончила Детскую художественную школу в Северодвинске, а высшее образование получила в Москве — на кафедре художественного проектирования интерьеров Государственной промышленной академии им. С.Г Строганова. Такой бэкграунд позволил ей, с одной стороны, посмотреть на проект глазами местного жителя, знающего культурные коды территории, с другой — применить профессиональные дизайн-инструменты.
Я в этом городе родилась, я его знаю и чувствую. Люди здесь много работают, но в городе почти нет мест для дополнительного развития с красивым интерьером и разнообразными функциями. Существует запрос на проведение досуга. Создавая дизайн-проект библиотеки, я понимала, что нужно молодежи. Модельная библиотека как раз подходит для решения этих задач,
— говорит дизайнер Мария Притчина.
Визуальное изменение пространства произошло благодаря использованию геометрии в дизайне интерьера: диагональные линии соединяют контрастные цвета, отделяют одну зону от другой. В дизайн-проекте используются графические абстракции, которые вызывает субъективные ассоциации у каждого зрителя. Для одних это льды, для других — северное сияние, для третьих — элементы корабля.
Лаконичный дизайн отражает суровый климат северного края. В целом дизайн-проект очень сдержанный, однако здесь присутствуют и яркие цвета. Они символизируют солнечные лучи — редкие и скупые на тепло, но всегда такие долгожданные на Севере. Желтый и оранжевый прекрасно «сдружились» с синим — главным цветом библиотеки. Такие детали позволяют создать образ северного края, выразить любовь к его неброскому колориту.
В этом морском интерьере море интересных дизайнерских решений. Для зонирования используются натянутые морские канаты.
Афиши мероприятий и постеры сотрудники библиотеки прикрепляют прищепками к рыболовной сети. Визитная карточка библиотеки — алфавитная композиция из настенных стеллажей, которые складываются в слово МОРЕ.
Интерьер библиотеки — это не просто набор каких-то фишек в дизайне. Мне было важно создать полноценный художественный образ, поработать с идентичностью места. В Северодвинске ярко выраженный ландшафт: мы находимся на берегу моря. Поэтому море стало главной темой, которой все подчиняется. Одно из самых необычных интерьерных решений мы сделали в детской зоне: это пол, который буквально повторяет изгибы волны. Чтобы добиться такого эффекта, мы использовали металлическую арматуру, затем клали кирпичи, все заливали бетоном, а сверху постелили прорезиненное покрытие, как на детских площадках, положили подушки в форме морских животных. В результате дети могут почти буквально качаться на волнах,
— комментирует дизайнер Мария Притчина.
Отдел литературы для детей получил название «Остров детства». Кстати, нейминг — еще один инструмент, который используется для воплощения художественного образа библиотеки. В названии отделов библиотеки присутствует морская лексика: «Инфопорт», «Пресс-каюта», выставочный зал «Арт-причал».
Реализация проекта длилась 10 месяцев. Для посетителей библиотека открылась осенью 2020 года. Сотрудники библиотеки даже провели анкетирование среди читателей, чтобы выявить их отношение к новому дизайну. Посетители отмечали, что им особенно нравится светлое помещение, красивое освещение и цветовая гамма.
Сегодня северодвинцы зачастую приходят в библиотеку не с какой-то конкретной целью, а просто сфотографироваться, потому что общественных пространств с таким стильным интерьером в городе практически нет. Дизайнер Мария Притчина отмечает, что библиотека стала многофункциональной, стильной, воодушевляющей и уютной. Сотрудники библиотеки говорят, что после модернизации стало не только красиво, но и удобно: например, развеска картин благодаря перфорированным стенам в выставочном зале занимает минимум времени.
После участия в Национальном проекте «Культура» и морского ребрендинга перед библиотекой открылось море новых возможностей. Библиотека органично вписалась культурный ландшафт города. Учреждение реализует морскую концепцию в своей событийной программе. Здесь проводятся мероприятия, посвященные Белому морю и его обитателям, судостроению, кораблестроителям, активности ко Дню Военно-морского флота. Сотрудники библиотеки проводят мероприятия в стильных тельняшках или элегантных платьях. Конечно, морского синего цвета.
Песочные реки, скалистые берега: Центральная городская детская библиотека в Самаре
Знаете ли вы, что такое Самарская Лука? Слово лука означает изгиб, в данном случае — изгиб реки Волги. Самарская Лука — это полуостровная территория, окруженная излучиной Волги и Усинским заливом Куйбышевского водохранилища. В Самаре существует очень четкое, полярное разделение: в городе — урбанизированная среда с плотной застройкой, а за Волгой — бескрайние природные просторы.
Ландшафтный контекст местности стал основой для разработки дизайн-концепции Центральной городской детской библиотеки Самары, которая была модернизирована в рамках Национального проекта «Культура» в 2019 году. Дизайн-проект разработало архитектурное бюро из Самары за 8 месяцев.
Работа нашей команды основывается на исследовании потенциала уникальности культурного ландшафта местности. Этот подход мы используем и в работе с библиотеками. Изучаем все слои культурного ландшафта: природно-географический бэкграунд, топонимы, функциональность, особенности окружения, делаем социально-этнический срез, разбираем символические слои. Выделяем ключевые истории, актуализируем смыслы и переводим их в абстрактные образы,
— рассказывает директор бюро Дмитрий Храмов.
Пейзажи Самарской Луки нашли свое отражение в цветовой гамме, материалах, интерьерных решениях и оформлении фасада.
Названия пространств в библиотеке также связаны с географическими объектами Самарской области: Задельное, Молодецкий курган, Бахилова поляна, Песочный город. А путешествие ребенка по библиотеке (книжная кругосветка) — от вестибюля через все пространства и обратно — повторяет направление движения самой Волги.
Центральная городская детская библиотека реализует концепцию «Библиотека на все случаи детства», поэтому и в дизайн-проекте был использован дифференцированный подход к разным возрастным категориям. Дизайнеры взяли за основу ландшафтные и географические константы, которые есть в сознании каждого жителя Самарской области: песок и скалы, но интерпретировали их не буквально, а как бы пропустили через восприятие ребенка.
Нам было важно отразить настроение, мироощущение и эмоциональные особенности маленького человека в определенном возрасте. Поэтому зона для малышей получилась мягкая, плавная, тягучая. Этот образ основан на воспоминаниях из детства, когда ты играешь в песке, строишь пещеры. Здесь есть норки, в которые можно спрятаться. Она передает ощущения счастливого и беззаботного детства на Волге,
— поясняет Дмитрий Храмов.
Подростковая зона, наоборот, отсылает к скалистому ландшафту и «колкому» в плане эмоций подростковому характеру, обостренно воспринимающему этот мир. Подростку хочется пойти в поход с друзьями, покорить гору, залезть на курган. Поэтому здесь уже не норки, а подиумы-скалы, которые складываются в новое пространство общения, открытое для освоения. Подростки могут залезть на эти «скалы» с ноутбуками, накидать подушек, создать здесь свой мир. Для них есть и подвесные кресла, напоминающие походные палатки,
— продолжает Дмитрий Храмов.
По словам дизайнера, именно природа стала главным героем этого проекта, потому что она является для ребенка главным, первичным инструментом рефлексии, познания, исследования этого мира.
Валяй! Межпоселенческая центральная районная библиотека в Махалино
Источником вдохновения и отправной точкой для разработки дизайн-концепции библиотеки могут стать не только географические объекты и достопримечательности, но и фольклор, народный костюм, ткани, традиционные орнаменты декоративно-прикладного искусства, промыслы и ремесла. Так, например, центральным образом в оформлении интерьера Межпоселенческой центральной районной библиотеки Кузнецкого района Пензенской области стали валенки.
Махалинские валенки — локальный бренд маленького села с большой историей. Местные жители начали продавать свои изделия в XVIII веке. С тех пор валяльная тема прошла красной нитью через всю судьбу села. В XX веке махалинские валенки даже отправляли на фронт. Сейчас производством валенок занимается всего один местный житель — Валерий Егоров, но они продолжают пользоваться спросом.
Дизайн-концепцию библиотеки разработала компания из Пензы. Разработка проекта длилась 2 месяца, а реализация — 7 месяцев. Команду дизайнеров вдохновляли музейные экспонаты, фотоархивы и рассказы старожилов села.
Мы впервые столкнулись с разработкой дизайна для библиотеки. Важно было создать привлекательный образ, при этом сохранить индивидуальность в оформлении библиотеки,
— рассказывает дизайнер Андрей Прокин.
Концептуально важным пространством библиотеки стал также тактильный музей. Краеведческий музей действует в библиотеке с 1946 года. В него часто заходят туристы, ведь село расположено на федеральной автомобильной трассе М5 «Урал». В музее, помимо другого краеведческого материала, представлены и работы местных умельцев-валяльщиков. В рамках Национального проекта «Культура» музей был также модернизирован.
Мы сознательно отказались от традиционного музея со стендами, выбрав современную и емкую форму подачи материала. Не статичная выставка «на века», а мобильное пространство, где посетитель не только получает знания, но и проживает конкретную историю,
— добавляет Андрей Прокин.
В библиотеке проходят лекции о народных промыслах и ремеслах, мастер-классы по валянию из шерсти, росписи валенок. Жители села и туристы с удовольствием приходят в библиотеку. Комфортная обстановка, грамотно выстроенное пространство, удобная мебель и современное оборудование располагают к интересному времяпровождению.