резные стены двора геншин
Genshin Impact: все чертежи уличного убранства чайник безмятежности
Эта уличная мебель чайник безмятежности поможет вам создать внутренний двор или другое прохладное пространство вашей мечты.
Одна из лучших частей украшения вашей открытой площадки в Genshin Impact — это увидеть, сколько вариантов у вас есть. Для создания красивых дворов и закрытых территорий создано множество украшений. После того, как вы разбили свой двор, вы можете использовать уличную мебель, чтобы создать уникальное место для отдыха.
У вас может быть большой фонтан, рядом с которым можно расслабиться, создать большой дворец или просто устроить красивую площадку для пикника, чтобы сфотографироваться; выбор полностью за вами. Это руководство посвящено всем внутренним дворам и предметам интерьера, доступным в настоящее время в игре.
Все украшения внутреннего двора чайник безмятежности
Части внутреннего двора довольно дороги, так как чертежи стоят 240 валюты королевства за штуку. Вот рецепты вместе с затратами на нагрузку и рейтингом энергопотребления Adeptal.
Врата Адептуса (Зеркало Адептуса)
Ballad-Spinning Windwheel (Ранг доверия)
Березовые ворота парадного двора
Фонтан с изображением птиц и цветов (уровень доверия)
Резной забор двора
Резное ограждение двора Окончание
Стена двора: все в ряд
Стена внутреннего двора: мир на другом конце
Стена двора: великолепие весны и осени
Спиральная сторожевая башня Хилихурла (ранг доверия)
Соломенная хижина Хилихурл (ранг доверия)
Главный вход: ворота в облака
Стена по периметру: живописная арка
Живописный коридор: прогулка сильвана
Угол стены: Ароматный уголок
Все чертежи ландшафтных украшений чайник безмятежности
Гот и мастер Лу оба забирают Мору. Пухляш, с другой стороны, будет взимать с игроков 160 валюты за большинство предметов. Некоторые украшения также выдаются в качестве награды за звание доверия и Зеркало Адепта.
Бремя авантюриста (50,000 Мора, мастер Лу)
Дорожный знак Мертвого Леса (25000 Мора Гот)
Злобный фонарь: всестороннее освещение
Пугало фермера
Еловые полки
Еловая оружейная стойка
Фонарь «Четыре угла: Дружба издалека»
Предупреждение продавца фруктов
Труд продавца фруктов
Закаленная глазурованная ваза
Тяжелый тюк сена
Мишень для стрельбы из лука Хилихурл
Рогатый горшок Хилихурл
Грязная куча еловых ящиков
Аккуратная стопка еловых бочонков
Старый колодец
Сосновый уличный фонарь
Комнатное растение: Зеленая необъятность
Крытый колодец: для чистоты
Shadow Lamp: Нарисованная тень
Простая грузовая тележка
Статуя Каменного Льва: Знание (Зеркало Адепта)
Статуя Каменного Льва: Оберег (Зеркало Адепта)
Мешок для хранения: Buzz-Off Bag
Крепкий каменный колодец
Подставка для игрушек: Dazzling Delights (Adeptal Mirror)
Магазин зонтов: калейдоскоп цветов зонтиков (рейтинг доверия)
Водоудерживающие клумбы
Винная банка в бамбуковой оболочке: духи в ожидании восхода луны
Резной уличный фонарь из кованого железа
Все чертежи уличной мебели в горшках Serenitea
Верстак алхимика (Зеркало знатока)
Бамбуковый чайный столик на открытом воздухе
Необработанный двухэтажный поддон
Бездверный шкаф из сосны
Полочка для ароматных кедровых овощей
Стол для ковки тяжелой пихты
Тотемный забор Хилихурла
Большая каменная мельница
Длинный сосновый стол
Пышная виноградная лоза
Гладкая каменная скамья
Гладкая деревянная скамья
Прочный забор из сосны
Стенд двухуровневого продавца: новые возможности
Выветрившийся бамбуковый забор
Счетчик витрины винного магазина: сколько душе угодно
Деревянный забор Хилихурл
Деревянный чайный столик на открытом воздухе
Будьте осторожны, чтобы следить за пределами нагрузки, особенно при оформлении двора. Более крупные украшения выглядят привлекательно, но могут быстро приблизить предел нагрузки без предупреждения.
Как деревянная резьба может преобразить дом и окружающую территорию? 50 потрясающих примеров
Согласитесь, что деревянный дом будто сам просится быть одетым в резной декор. Конечно, можно оформить фасады и в лаконичной современной стилистике, но все же традиционные ажурные украшения, способные превратить даже самую скромную постройку в настоящее произведение искусства, — это, как говорится, классика жанра
В стародавние времена любые художественные элементы в наружном и внутреннем убранстве дома носили сакральный характер. Они были призваны служить оберегами и защищать само жилище и живущих под этим кровом людей от грозных явлений природы и нечистой силы, привлекать достаток и благополучие. Все изображения — силуэты зверей, птиц, рыб и мифологических существ, деревья, цветы, Солнце и Луна, вода, орудия труда — несли в себе глубокий смысл. Символика рисунков сегодня уже не играет былой роли, но они по-прежнему сохраняют для нас свою эстетико-культурную ценность. Именно потому современные мастера используют в резьбе те же мотивы, что и наши далекие предки. В основном это растительные орнаменты, узоры из геометрических фигур, «ленты» из антропоморфных, анималистических или предметных раппортов.
Фасад считается лицом дома, и его оформлению уделяют особое внимание. Декоративными досками-накладками отделывают углы сруба, обрамляют наличниками оконные и дверные проемы, делают резными перила и ограждения крыльца, конек, ставни, опорные столбы, козырьки и пр. Если фасад — это лицо, то фронтон здания логично назвать его челом. Как и у старинных женских головных уборов было очелье — богато расшитая лента, охватывающая лоб, так и у деревянного дома традиционно имелся такой элемент декора, как причелины. Это торцевые планки, которые прикрывают края кровельного ската и, в сочетании с фризовой доской, служат украшению и фронтона, и крыши. В месте стыка планок под коньком, а также на их концах, как правило, располагают короткие вертикальные дощечки-«полотенца» (или, иначе, прибоины, рушники, сережки), придающие композиции завершенный вид. А по центру фронтона, если там нет чердачного окна, нередко можно видеть резную розетку или панно: этот элемент по традиции должен быть круглым либо заключать в себе строго симметричный рисунок — как образ гармонии бытия.
Помимо эстетической, причелина выполняет и чисто практическую функцию, выступая в качестве ветровой доски и предотвращая проникновение атмосферной влаги в конструкцию кровли. Вообще же, любые накладные детали декора призваны были не только украшать постройку, но и дополнительно защищать от продувания и промерзания соединительные узлы: угловые перерубы, линию стыковки стеновых бревен с дощатыми фронтонами, компенсационные зазоры между оконными проемами и окосячкой и др.
С помощью элементов фасадного декора можно подкорректировать архитектурные «несовершенства» постройки, например, визуально прибавить ей высоты или сделать ее отдельные части более соразмерными друг другу
Украшение дома резными деревянными элементами: карнизы, наличники, причелины, балясины, фризы
Домовая резьба известна на Руси еще с языческих времен. Она не только служила оберегом и украшала дом, но и решала практические задачи: наличники закрывали щели между оконными рамами и бревенчатой стеной, а причелины не давали крыше обрастать сосульками
С течением лет культовое значение утратилось, для теплоизоляции стали использовать менее трудоемкие приемы, и, казалось бы, «деревянному кружеву» пора уйти в небытие, но и по сей день оно пользуется спросом.
Сегодня для строительства загородных домов довольно часто используют профилированный брус и оцилиндрованное бревно. Однообразные, как по линейке расчерченные стены обезличивают дом, делают его невыразительным и скучным. Резные карнизы, наличники, балясины и фризы, как ничто другое, способны придать ему индивидуальность и стиль. Более того, рука мастера может превратить непритязательную деревянную «коробку» в настоящее произведение искусства. Конечно, эту разновидность декора нельзя назвать массовой. Резьбу может позволить себе не каждый, особенно если речь идет об эксклюзивной работе, выполняемой на заказ. Но тем не менее фасады, украшенные причудливым деревянными узорами, отнюдь не редки.
Разновидностей резьбы существует великое множество, поэтому можно найти вариант на любой вкус. Самой древней считают плоскую, или глухую, резьбу, при которой на деревянной поверхности делают углубления и канавки, составляющие геометрический рисунок. Так в старину украшали торцы бревен, наличники и ставни.
Более сложной, а потому и более выразительной является рельефная резьба c выпуклым, объемным изображением.
Скульптурная резьба, как ясно из названия, предполагает создание самостоятельных, отделенных от фона фигур. В качестве примера можно привести традиционную голову коня, венчающую крышу избы. Ну а самая поздняя, притом и самая популярная в настоящее время — сквозная (ажурная, прорезная) резьба, выполняемая путем прорезания дощечек толщиной от 5 до 50 мм. По сравнению с другими видами деревянного декора она наиболее проста в исполнении, да и стоит дешевле. Но ее популярность объясняется не только этим. Сквозная резьба удивительно красива. Эффект от тонкого ажурного плетения многократно усиливается кружевной тенью, рисунок которой меняется в зависимости от угла падения солнечных лучей. А если украшения многоярусные (то есть доски наличников, причелин и подзоров накладываются друг на друга) да еще и окрашены в контрастные цвета, декоративный эффект усиливается еще больше.
Наличники, причелины и балясины не должны ни «проваливаться» в фасад, ни выпячиваться, а органично вписываться в общую композицию, создавая единое целое с другими элементами декора
Словарь терминов
Материальный вопрос
Очевидно, что материалом для резьбы служит прежде всего древесина. Преимуществ у нее множество — она красива, поддается обработке, пластична и прочна. Все это позволяет создавать сложные скульптурные фигуры довольно больших размеров. Но и недостатков хватает — пожароопасность, восприимчивость к атмосферным воздействиям, подверженность атакам грибка и насекомых. Памятники древнего зодчества дошли до нас лишь потому, что дерево, прежде чем пустить в дело, несколько лет сушили естественным образом и породы брали только те, что способны противостоять гниению. Но сейчас, с развитием химической промышленности, на фасадах можно использовать едва ли не все виды древесины. Вот наиболее популярные:
Осина и липа. Эти породы лучше других поддаются обработке, прочны и устойчивы к сколам. Осина, кроме того, почти невосприимчива к влаге, и изделия из нее пригодны для окрашивания водорастворимыми красками.
Клен и дуб устойчивые к сколам и вмятинам, твердые, а потому сложные в проработке деталей. Еще один недостаток — высокая цена. Плюсы — прочность и респектабельный вид.
Лиственница очень твердая и трудная в обработке, подвержена образованию сколов и отслаиванию. Но зато она устойчива к воздействию влаги, а потому долговечна. Со временем древесина приобретает очень красивый серебристый оттенок.
Ель и сосна — смолистые породы, при сушке подверженные растрескиванию. Работа с ними требует навыков и крайней аккуратности. Плюсом является ценовая доступность. Древесина ели и сосны наиболее распространена в центральной части России, и потому пользуется популярностью. При грамотном уходе украшения из нее могут служить долгие годы.
Для домовой резьбы подходят только качественные доски из массива (клеевые швы в первую очередь подвержены растрескиванию при использовании изделий вне помещений). Влажность древесины — не более 8–12%, геометрические параметры доски: толщина 18–20 мм, ширина до 190 мм. Не рекомендуется брать очень длинные ламели, 1,5–3 м — вполне достаточно, чтобы было удобно работать как при выполнении резьбы, так и при монтаже изделий. Нужно помнить, что чем короче доска, тем меньше вероятность поломки резных декоров при установке. Да и заменить такой элемент проще.
Пиломатериал отбирают с минимумом сучков на лицевой части будущих изделий. Причем все они должны быть живыми и не выпадать
Защиту древесины от агрессивных воздействий сейчас обеспечивают грунтовки и пропитки. Предотвратить возгорание способны антипирены, которые дают долговременный огнезащитный эффект. В качестве «лекарств» от грибка, плесени и насекомых-древоточцев выступают антисептические пропитки. Наносить их нужно как минимум в два слоя, на сухую и чистую поверхность. Как правило, мастера делают это при помощи кисти, валика или распылителя, а мелкие детали окунают в раствор. Особое внимание следует обращать на торцы, которые наиболее интенсивно впитывают влагу. Обрабатывать резные изделия желательно до установки, иначе места стыков не будут защищены антисептиками. Обновление защитного покрытия рекомендуют производить каждые 3–4 года.
Ну а после того, как резные украшения установлены на свои места, их следует окрасить, защитив от ультрафиолетовых лучей. Если этого не сделать, древесина очень быстро постареет, растрескается и приобретет некрасивый серый оттенок. Специальные краски для дерева в огромном количестве предлагает рынок. Существуют лессирующие составы, которые оставляют видимой естественную фактуру древесных волокон, и кроющие, образующие плотный декоративно-защитный слой. Обычно для рельефной резьбы берут прозрачные краски, а для ажурной — непрозрачные.
Экономить на защитных и декоративных составах, по меньшей мере, неразумно. Обидно будет видеть, как дорогостоящее деревянное «кружево» рассыхается лишь потому, что были выбраны некачественные дешевые ЛКМ
Альтернативой древесине может стать деревянный композит — листовой материал, изготавливаемый из древесной стружки методом горячего прессования. В качестве связующего выступает вещество природного происхождения — лигнин. Готовые изделия обрабатывают эвкалиптовой смолой.
Данный материал менее восприимчив к капризам погоды, нежели древесина, да и стоит заметно дешевле. Среди очевидных плюсов также отметим тот факт, что из композита, поставляемого в довольно больших листах, можно изготовлять крупногабаритные предметы декора — ажурные стенки беседок, украшения для крыльца, элементы садового дизайна и т. д. Но главное преимущество материала в том, что прочность его позволяет вырезать очень тонкие рисунки. Правда, это могут быть только прорезные украшения. Рельефную или скульптурную резьбу выполнить не получится — лист композита тонок, так что резцу мастера просто негде разгуляться. Обрабатывают материал вручную или на станках с цифровым управлением.
Украшая дом резьбой, очень важно соблюдать меру. Переборщив с декорами, можно превратить респектабельный особняк в пряничный домик
Цена изделий из древесного композита зависит от сложности резьбы — чем более ажурный вариант вы выбираете, тем выше будет стоимость. И конечно, изделия, в которых несколько слоев, будут дороже однослойных. Скажем, наличник стандартного размера может обойтись в сумму от 18 000 до 27 000 руб. Декоративные элементы поставляют полностью готовыми к установке, с прилагаемой схемой сборки, но можно заказать и фирменный монтаж.
Процесс заказа и монтаж
Услуги по украшению фасадов предлагают как частные мастера, так и ряд небольших компаний. Художники по дереву, работающие индивидуально, могут сотворить не только резное «кружево», по старинке выпиленное лобзиком из тонких, от 15 до 30 мм, дощечек, но и рельефные и скульптурные предметы декора. А вот фирмы, как правило, специализируются на ажурных изделиях, изготавливаемых машинным способом — при помощи лазерной установки и станков с цифровым управлением.
Выбор декоров зависит от множества факторов. Это и геометрия здания, и его этажность, и конструкция крыши, и, конечно же, форма оконных и дверных проемов. Очевидно, что универсальных украшений, подходящих к любому строению, крайне мало. Обычно домовую резьбу изготавливают на заказ, и цена определяется в каждом конкретном случае в зависимости от сложности изделий. Рисунок может быть выдержан в любом из традиционных стилей или сделан по предоставленным эскизам.
После того как определена общая концепция, на объект выезжает замерщик. На основе полученных данных специалисты компании разрабатывают подробный дизайн-проект, и заказ отправляется в работу. На изготовление домовой резьбы уходит в среднем от одного месяца до трех.
Крепят элементы домовой резьбы сухим способом — гвоздями или, что предпочтительнее, саморезами с цинковым покрытием, которое обезопасит от появления потеков ржавчины. Ажурные предметы декора в местах крепления рекомендуют предварительно засверливать, чтобы тонкие дощечки не растрескивались в процессе монтажа. В некоторых местах, особенно при установке легких внешних планок, возможна фиксация с помощью клея для наружных работ. При грамотном монтаже и пост-обработке резные украшения будут служить многие десятилетия.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен, чтобы ничего не пропустить!
Древние надписи
Путешествуя по Драконьему хребту вы наткнулись на загадочную Древнюю надпись, которая гласит что-то вроде: «…его душа, а звёздное серебро — кости его. Но владеть им мог разрубающий лёд чужестранец, Имунлаукр…»? Намекает на головоломку, неправда ли? Или вы смотрели какой-нибудь гайд и захотели найти хороший бесплатный меч?
В любом случае, чтобы получить мощный четырёхзвездочный двуручный меч с минимальными усилиями, вам просто нужно познакомиться с нашим гайдом.
Если вы найдете все 8 каменных плит с древними надписями на Драконьем хребте, вам откроется секретная дверь в Тайной комнате и вы получите 4-х звёздочный двуручный меч Заснеженное звёздное серебро. Есть только одна проблема: Драконий хребет — огромная гора, полная скрытых пещер и проходов, поэтому поиск всех восьми плит потребует много времени и энергии. Вот тут-то и пригодится это руководство.
Ниже вы найдете расположение каждой древней надписи и секретную дверь, которую они открывают, чтобы вы могли получить чертеж для изготовления Заснеженного звёздного серебра. Возьмите теплую куртку и приступим к исследованиям.
Как пройти квест
Локация 1: Укрытая снегом тропа
Карта | Расположение на местности |
---|---|
Кликните на картинку для увеличения
Локация 2: Дворец погребённой столицы
Локация 3: Окрестности погребённой столицы
В этой местности вам придётся решить небольшую головоломку. Необходимо активировать колонны при помощи летающих фей. После решения загадки лёд разрушится и откроется доступ вниз. Там опять потребуется активировать колонны, сразится со стражем и вам откроется доступ к нескольким сундукам, багровому агату и алому кварцу. После этого вам нужно взять алый кварц и растопить при помощи него Ледяную глыбу, за ней будет прятаться плита с Древней надписью.
Локация 4: Окрестности погребённой столицы
Самая сложная точка, на мой взгляд. Здесь будет небольшая головоломка и сражение.
Нажмите на камень и активируйте фею. Следите за тем как она летает, она подскажет вам правильный порядок активации крио колонн. Появится сундук в котором тоже будет Багровый агат. Самое сложное, что после этого вам придётся сразиться с тремя стражами, так что будьте готовы.
После победы лёд разрушится и вы получите доступ в пещеру. Там и будет четвёртая Древняя надпись на каменной плите.
Карта | Расположение на местности |
---|---|
Локация 5: Пещера звёздного сияния
Чтобы добраться до этой Древней надписи вам потребуется открыть дверь в Тайную комнату. Вот как это сделать:
Локация 6: Шип небесной стужи
Чтобы завершить этот этап вам потребуется получить доступ к Пику Виндагнира, для этого необходимо выполнить квест «В горах«!
Карта | Расположение на местности |
---|---|
Локация 7: Пещера звёздного сияния
Локация 8: Ущелье спящего дракона
Как получить меч Заснеженное звёздное серебро
Поздравляем! Теперь вы можете вернуться в Тайную комнату (локация 5). Когда вы нажмёте на каменный переключатель внутри то откроется ещё одна дверь. Зажгите все факелы в этом помещении, тогда появится сундук с Камнями истока и двуручный меч Заснеженное звёздное серебро.
Кроме всего прочего вы получите чертёж для изготовления в кузнице такого меча, что позволит вам сделать дополнительные экземпляры и пробудить меч.
История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники
Содержание:
↑ Лица вдоль дороги
К ак сильно влечет нас путешествие. Как хочется уехать подальше от городской суеты. Чем дальше место, тем оно таинственнее и притягательнее. Глухие урочища и заброшенные деревни манят старыми полуразрушенными храмами, древними каменными плитами. Прикосновением к истории наших далеких предков…
Но сорваться с места и уехать в дальние леса удается не всегда. Часто надо просто поехать на дачу, срочно вскопать грядки, отвезти родителей и детей с множеством громоздких вещей и так далее и тому подобное. И, кажется, что для таинственных путешествий очередные выходные потеряны. А как жаль…
Но на самом деле это не так, надо только уметь смотреть по сторонам. Даже не столько смотреть, сколько видеть. И тогда привычная дорога, примелькавшаяся и изъезженная, словно через дверной глазок откроет вам невероятные сокровища, огромный пласт древнейшей культуры и истории наших далеких предков. Именно так случилось и со мной, когда однажды, в привычной картине проступила удивительная находка, увлекшая меня в интереснейшее путешествие.
Проезжая вдоль домов, выстроившихся по дороге, невольно вглядываешься и, дабы не скучать, ищешь в них отличительные черты. Вот тут сделали модный нынче сайдинг и закрыли под безликим пластиком старые бревна. Вот новый кирпичный дом за высоким забором. Вот еще один, побогаче, с коваными решетками на окнах. Но все это обыденный, безликий пейзаж. И вот взгляд останавливается на старой избушке, которая смотрится несколько убого на фоне соседних каменных домов. И что-то в ней есть такое, что заставляет остановиться, что-то осмысленное, как будто видишь лицо, живое и выразительное.
Что же заставило в старину русского крестьянина, загнанного нелегкой жизнью в утилитарность своего бытия, уделять столь трепетное внимание к таким непрактичным мелочам, как резьба на доме и наличники в частности?
↑ ЖИВОЕ ДЕРЕВО
Дерево испокон веков играло в жизни русского человека огромную роль. Многочисленные верования, связанные с деревом имеют глубокие корни. Привычная нам береза, негласно считающаяся символом России, когда-то была тотемным деревом восточных славян. Не оттуда ли досталась нам память о своем священном дереве и такая непонятная любовь к нему?
Считалось, что дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в народных сказках и деревенских историях. У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома. К примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на перекрестках и на заброшенных старых дорогах.
↑ ТАИНСТВЕННЫЕ УЗОРЫ
Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Самое интересное, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке. Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребенка, свадьбы или похорон, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов. Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата, женщина плодовита, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Именно эти заклинания и прорисованы в узорах вышивальщиц.
Но если это так, значит и узоры на наличниках несут в себе ту же магическую силу?
Язычество русской деревни, тесно переплетенное с православным христианством, не явилось следствием темноты и необразованности русского крестьянина. Просто, в отличие от горожанина, он жил настолько тесно с окружающей его природой, что ему пришлось научиться с ней договариваться. Упрекать крестьян в отходе от православия наивно. Уж кто-то, а они сохранили его в большей степени. Наоборот, это мы, городские жители потеряли ту важную архаичную связь с матушкой-природой, на которой и строится вся жизнь за пределами города.
↑ БЕРЕГИНЯ И ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ
Что было одним из самых важных событий в жизни наших древних предков? Наверное, рождение. И женщина-мать должна была стать главной фигурой.
А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни и заслуживает отдельного рассказа.
Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят…
↑ АНГЕЛЬСКИЕ ОКНА
Согласно некоторым русским народным преданиям, человеку окно подарил Ангел. Дело было так.
Первые дома, которые строили люди, были без окон. Одна женщина, чтобы осветить свой дом, стала бегать с решетом со двора в дом, надеясь в решете принести солнечный свет. Тогда к ней явился ангел и сказал: «Вот дурная баба!», взял топор и прорубил в стене окно.
Женщина ответила: «Все это хорошо, но теперь у меня в доме будет холодно». Ангел пошел на реку, поймал рыбу и ее пузырем затянул проем окна. В избе стало светло и тепло. С тех пор люди строят свои дома с окнами.
При первом знакомстве с этой красивой легендой у меня возник странный вопрос: сколько же рыб понадобилось, чтобы затянуть их пузырями одно окно?
Но оказалось, что привычные нам окна в избах появились относительно недавно, лишь в 18 веке. И то, поначалу в доме было только одно такое окно, называлось оно красным. В красное окно вставлялось стекло, у него были рама и ставни.
А что же тогда прорубил ангел?
Самые первые окошки были очень простыми и небольшими по размеру, назывались они волоковыми окнами. Такое окно прорубалось в двух смежных бревнах и изнутри закрывалось дощечкой-задвижкой. Окно было маленькое, чтобы его открыть, нужно было отодвинуть задвижку. Считается, что от слова «волочить» и пошло название волоковое окно.
Начиная с 19 века, когда стекольное производство в России стало распространенным, красные окна повсеместно заменили древние волоковые окошки.
Но и сейчас их можно найти в деревнях, на хозяйственных постройках, в амбарах и скотных дворах. Присмотритесь, вдруг найдете ангельское окошко там, где и не ждали.
Но как же так? Если красные окна появились только в 18 веке, то как на наличники могли попасть архаичные магические знаки? Значит все наши умозаключения вот так легко рушатся?
А вот и ничего подобного. На наличники красных окон были перенесены древние традиции, сохранившиеся в домовой резьбе. Подзоры на крышах домов, причелины (доски по краям избы), все они несли и сейчас несут на себе те же знаки, что мы читаем и на наличниках. Да и кто сказал, что волоковые окошки не защищались от нечистой силы?
Например, в Кижах сохранилось, по крайней мере одно, очень и очень старое волоковое окошко, украшенное резным солнечным диском. Наличник на волоковом окошке есть и в Нижегородском музее-заповеднике деревянного зодчества.
Ответ удивительно прост. Когда люди переходили из дома в дом, они брали с собой прабабушкину прялку, но не забирали наличники с окон. Когда приходилось спасать дом от пожара, уж точно никто не отдирал старые доски. И резные наличники с магическими символами умирали вместе с домом. Такова жизнь. Положение изменилось не более двухсот лет назад, с появлением первых собирателей древностей и создателей музеев.
↑ ПЕТР I И ТОПОР
Дома в старину русские плотники не строили, а рубили. Именно этот термин встречается в архивных документах и древних летописях. Рубили избы, храмы и целые города, мастерски используя для этого топор. Такой инструмент как пила пришел в Россию из Европы только в 18 веке при Петре I.
Однако это вовсе не значит, что русские мужики были такими темными. Уж в чем-чем, а в плотницких делах им не было равных. Дело в том, что при рубке дерева топором его волокна как бы сминаются, закрывая поры от губительной для деревянной постройки влаги. А при обработке пилой, волокна, наоборот, раздираются и легко пропускают влагу внутрь дерева.
Подавляющее большинство нынешней домовой резьбы выполнено в технике выпиливания, появившейся вместе с новым инструментом. Новая техника внесла большое разнообразие в старые узоры, переплетая и видоизменяя их. Начиная с 18 века, старые магические знаки стали зарастать новыми орнаментами. Мастера плотники целыми артелями ходили по России, ставили дома, украшенные наличниками, перенося свой стиль от села к селу. Со временем стали издаваться целые альбомы узоров деревянной резьбы.
Конечно, резчики не выпиливали специально солярных узоров или берегинь, ни в 19 веке, ни столетием раньше. Как впрочем, и вышивальщицы не вышивали никаких магических знаков. Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Они не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это и называется памятью предков.
Вот в какие таинственные дали можно забрести, не уезжая в далекие края. Достаточно иным взглядом посмотреть на привычную дорогу. И ведь это не единственные ее чудеса, что-то еще ждет нас за поворотом?
↑ Крестьянская изба и домовая резьба Ивановской области
Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет. На территории Ивановской области, к сожалению, сохранилось не так уж много деревенских домов 19 в. Это драгоценные образцы деревенского уклада жизни русского народа. Можно отметить, что самым старым жилым деревянным домом не только в Иванове, но и в области является дом резчика манер В. Е. Курбатова 1800 г., что на улице Маяковского.
В наше время, когда глубинка интенсивно заселяется дачниками не только из Иванова, но и из Москвы, многие дома утрачивают свой первозданный вид. Вместо изумительных деревянных наличников зачастую вставляются пластиковые окна, режущие взгляд и уродующие исторический облик деревенских домов. Поэтому очень важно сохранить их первозданный вид, если не в натуре, то хотя бы в фотографиях, что бы подрастающее поколение имело представление, в каких домах жили их пращуры.
Неотъемлемым и характерным элементом конструкции местного крестьянского дома является украшенная резьбой светелка с вырезом в форме «червы». Пиковый вырез является наиболее распространенным дизайнерским элементом. Однако на территории области встречаются дома, светелка которых содержит вместо «червы» так называемый «небосвод», т.е. полость во фронтоне в четверть сферы. Часто по внутренней поверхности сферы, выкрашенной в голубой свет, бывают раскинуты звезды. Такой конструктивный элемент придает особую прелесть крестьянским избам. Дома с «небосводом» встречаются на территории Палехского, Савинского районов.
Наиболее эффектным и красивым декоративным элементом во многом определяющим эстетику всего дома, являются резные наличники. Существует большое разнообразие типов наличников, встречающихся в этнографических зонах на территории Ивановской области. Наличники могут быть с прорезным очельем, с полочкой над окном, с точеными и накладными деталями. Верхняя часть наличников может быть прямой, угловатой или дугообразной, а также с разрывом. Часто в центре рисунка может быть медальон. Часто встречающимся элементом пропильных наличников являются ушки или рожки, торчащие на краях верхних полочек. Можно встретить ушки в виде языков костра, развесистых кустиков, цветочков, точеных кеглей, башенок, крестиков и т.д. Нижняя часть наличников может иметь завершение в виде «юбки».
Характерными жилыми строениями для Ивановской области можно также считать дома так называемых «капиталистических» крестьян. В дореволюционное время в нашей области очень сильно были развиты различные промыслы, в которых были заняты десятки тысяч крестьян. Разбогатевшие крестьяне зачастую строили уже кирпичные, в том числе и двухэтажные дома, у которых низ кирпичный, а верх деревянный с традиционными деревянными украшениями. Таких домов сохранилось особенно много в селе Иванове и посаде Вознесенском.
Следует отметить, что в данной статье автор не ставил задачи подробного изложения материала по затронутой теме. Тех, кого она заинтересовала, можно адресовать к книге Иванова Д. А. Этнозоны Суздальской земли. Ландех.
Смотри также:
Уроки домовой резьбы
Предлагаемое пособие разработано в помощь преподавателям декоративно-прикладного искусства, но может использоваться всеми, кто интересуется домовой резьбой по дереву. Пособие составлено на основе собранного в рамках проекта материала и используется в курсе «Домовая резьба в Самарском крае», рассчитанном на учащихся среднего и старшего школьного звена средней школы, а также на студентов профильных средних, профессиональных учебных заведений. Все собранные фотографические и графические материалы местных образцов домовой резьбы, кроме страниц настоящего пособия, представлены на страницах «Резьба и дом» и «Фотоархив»