резные фасады деревянных домов фото
Использование резных элементов в оформлении фасада
Резьба по дереву с давних времен использовалась для украшения русских изб. Резные элементы из дерева для фасада по-прежнему популярны и сейчас. Ажурные узоры создают самобытный народный стиль. С помощью современных инструментов получаются сложные замысловатые узоры.
Резные элементы из дерева для фасада
Для украшения фасада мастера используют разнообразные элементы резьбы. Выбор зависит от участка дома, который подлежит отделке. Различают следующие элементы:
С помощью деревянных резных элементов можно преобразить унылое строение и сделать из него настоящий сказочный русский терем.
Для изготовления резных элементов лучше всего подходят прочные породы деревьев, поддающиеся обработке, не раскалывающиеся в процессе резки. К таким породам относят осину и липу. Респектабельный вид придают резные изделия из клена и дуба, но стоит сырье дорого. Лиственницу сложно обрабатывать, но это прочный материал, который прослужит много лет и с годами приобретет серебристый оттенок. Ель и сосна могут потрескаться в процессе обработки. Работать с древесиной нужно предельно аккуратно. Однако ель и сосна – экономичный вариант, в этом заключается главный плюс сырья.
Материал для домовой резьбы выбирают высокого качества. Влажность древесины не должна превышать 12 %. Оптимальная толщина доски – 17 – 20 мм, а ширина в пределах 19 см. После установки резные элементы обрабатывают специальными растворами для повышения эксплуатационных характеристик. Детали можно окрасить. Обычно для рельефных элементов используют прозрачные краски, а для ажурных планок– непрозрачные.
Для каких фасадов подходят резные элементы
Некоторые владельцы загородных домов украшают строения деревянной резьбой. Резные украшения из дерева для фасада дома идеально смотрятся на деревянных постройках, придают строению естественную привлекательность. Деревянная кружевная резьба украсит и одноэтажное строение, и двухэтажный современный коттедж.
Массивные дома из бревен или бруса с помощью ажурной резьбы можно визуально сделать более легкими и воздушными. Резные элементы чаще располагают вокруг и вверху окна, на наличниках, фронтонах. Ажурные узоры украшают углы и торцы дома.
Традиция украшать фасады дома резьбой переживает новое рождение, становится востребованной и актуальной.
Виды резьбы
Резьба по дереву отличается уровнем сложности. Владелец загородного дома может выбрать вариант по своему вкусу и финансовым возможностям. Выделяют три основных вида:
Создавая единый ансамбль, можно сочетать несколько вариантов резьбы. В большинстве случаев используются растительные мотивы, не менее популярны геометрические узоры. Вырезать фигурки животных, создать сложные замысловатые сюжеты под силу опытным резчикам.
Фото примеры деревянных резных украшений на домах
Загородный дом приобретет привлекательный нарядный вид, если строение украсить деревянными резными элементами. Крыша и наличники отделаны замысловатыми узорами. Коттедж смотрится торжественно и эстетично.
Сложные скульптурные элементы создают сказочный стиль.
Такое строение не останется незамеченным.
Резьбой можно отделать балконы и веранду.
Ажурные узоры добавляют легкость и воздушность деревянному строению.
Мастерство резьбы по дереву не забыто. Такой вариант декора снова стал использоваться в отделке домов. Благодаря ажурным узорам каждая постройка становится неповторимым произведением деревянного зодчества.
Резной декор – украшаем дома снаружи и изнутри
Несмотря на обилие современных материалов для декорирования интерьеров и фасадов, резные наличники, балясины, балюстрады, фризы, кронштейны и другие, «возрастные» элементы не теряют своей привлекательности. В отличие от типовых молдингов, продающихся в любом строительном супермаркете, эти украшения умельцы вырезают сами, что обеспечивает эксклюзивность. Рассмотрим основные категории резных узоров, специфику их применения и современные способы изготовления.
Ажурный интернационал
При упоминании резных узоров в памяти всплывают наличники, карнизы и коньки из дерева, коими в обилии украшали свои избы наши предки. Однако не только наша страна славилась деревянным зодчеством, не меньшую популярность резьба имела в Англии и Австралии в конце XIX века. С той разницей, что у нас и крестьяне обвешивали срубы деревянным кружевом, а за океаном это была привилегия состоятельных домовладельцев.
В современной Австралии мода на резные узоры никуда не делась, родовые поместья, как и в прошлых веках, щедро отделаны резьбой, у нас же до недавнего времени подобные элементы можно было повстречать в отдаленных деревнях. Бум деревянного строительства, разразившийся в последние годы, и в России возродил интерес к разнообразным ажурным наличникам. Кроме того, популярность винилового сайдинга, имитирующего деревянную облицовку, также способствует возвращению резьбы на фасады. Посредством резного ажура вокруг окон, по фронтону на карнизе или под крышей террасы, можно до неузнаваемости преобразить сайдинговое покрытие, превращающее все строения в сиамских близнецов.
Предназначение
Главная задача наличников – защита места стыка стены с оконной рамой. На крышах резной конек, опять же, защищал стык от попадания влаги, как и в других зонах соединения элементов здания. С помощью наличников можно скорректировать пропорции – визуально вытянуть или расширить окна, чтобы весь фасад выглядел гармоничным. В древности с помощью узоров, вырезаемых из дерева, отгоняли нечисть и береглись от сглаза, заручались поддержкой высших сил и благодарили за оказанное покровительство. Сегодня же, с появлением эффективной теплоизоляции, резные наличники выполняют исключительно декоративные функции, придают дому индивидуальность, помогают отойти от стандартов.
Материалы
Если раньше наличники были только деревянными, то сейчас выбор материальной базы шире, да и дерево на ажуры идет не всякое.
Изготовление
Наиболее распространены деревянные резные элементы, так как с появлением современных инструментов работать с древесиной стало значительно проще. Немаловажно, что современные защитные и красящие средства позволяют максимально продлить срок службы узора и подчеркнуть естественную структуру дерева. Имея в распоряжении лобзик и пару трафаретов, купленных, скачанных из сети или нарисованных собственноручно, если талант позволяет, можно оформить окна и другие части фасада так, что опытный дизайнер обзавидуется. Существует несколько технологий создания узорных деревянных наличников:
По способу установки наличники подразделяются на накладные и телескопические – в первом случае монтаж идет на крепежи или клей (внутри помещения), во втором у изделия есть специальные выступы, которые заходят в пазы между элементами конструкции.
Разновидности резных узоров
В понимании большинства резные узоры – это наличники, используемые вокруг окон, а на самом деле сфера применения резных элементов значительно шире.
Юбка или кайма – резная широкая панель или полоса, которая подбивается под крышу веранды, террасы или беседки, служит не только для украшения, но и помогает сбалансировать масштаб пристройки.
Фриз – прямой или арочный резной бордюр под крышу, обычно крепится над крыльцом, террасой или верандой. Узоры фриза чаще геометрической направленности, но возможны и игривые завитушки, и цветочные мотивы.
Кронштейн – треугольный резной элемент, предназначенный для украшения места стыка опорных элементов и крыши веранд, террас, беседок, навесов и крылечек. Зачастую узор дублирует резьбу на бордюре или кайме и служит продолжением декоративной линии конструкции, ажурная вязь как бы спускается по столбу или балясине, придавая сооружению воздушный вид.
Балюстрады – резные перила, начинающиеся на лестнице и опоясывающие по периметру веранду или террасу. Вместе с декоративной функцией обеспечивают дополнительную прочность ограждениям.
Причелины – боковые резные украшения двускатных кровель, зачастую совмещаются с накладными резными фронтонами. В зависимости от общей стилистики строения, могут выступать за пределы торцевых элементов внутрь или наружу.
Наличники – декоративные планки, монтируемые по периметру окна или дверного проема, используются в отделке фасада чаще всего, позволяют объединить и свести в единое целое все элементы оформления.
В интерьерной отделке востребованы дверные наличники, а также арочные кронштейны, которыми украшают высокие дверные проемы и коридоры. Балюстрады идеально подойдут для оформления внутренних лестниц. При желании, можно практически любую часть комнаты украсить резными узорами.
Чем зафиксировать накладную резьбу на основе, можно узнать из статьи о технологии склеивания древесины. Деревянные наличники станут прекрасным украшением для современного деревянного окна, о процессе изготовления которого рассказывается в материале «Деревянные евроокна своими руками». В видео раскрывается технология изготовления дранки – кровельного покрытия из дерева, которое идеально сочетается с резными узорами.
История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники
Содержание:
↑ Лица вдоль дороги
К ак сильно влечет нас путешествие. Как хочется уехать подальше от городской суеты. Чем дальше место, тем оно таинственнее и притягательнее. Глухие урочища и заброшенные деревни манят старыми полуразрушенными храмами, древними каменными плитами. Прикосновением к истории наших далеких предков…
Но сорваться с места и уехать в дальние леса удается не всегда. Часто надо просто поехать на дачу, срочно вскопать грядки, отвезти родителей и детей с множеством громоздких вещей и так далее и тому подобное. И, кажется, что для таинственных путешествий очередные выходные потеряны. А как жаль…
Но на самом деле это не так, надо только уметь смотреть по сторонам. Даже не столько смотреть, сколько видеть. И тогда привычная дорога, примелькавшаяся и изъезженная, словно через дверной глазок откроет вам невероятные сокровища, огромный пласт древнейшей культуры и истории наших далеких предков. Именно так случилось и со мной, когда однажды, в привычной картине проступила удивительная находка, увлекшая меня в интереснейшее путешествие.
Проезжая вдоль домов, выстроившихся по дороге, невольно вглядываешься и, дабы не скучать, ищешь в них отличительные черты. Вот тут сделали модный нынче сайдинг и закрыли под безликим пластиком старые бревна. Вот новый кирпичный дом за высоким забором. Вот еще один, побогаче, с коваными решетками на окнах. Но все это обыденный, безликий пейзаж. И вот взгляд останавливается на старой избушке, которая смотрится несколько убого на фоне соседних каменных домов. И что-то в ней есть такое, что заставляет остановиться, что-то осмысленное, как будто видишь лицо, живое и выразительное.
Что же заставило в старину русского крестьянина, загнанного нелегкой жизнью в утилитарность своего бытия, уделять столь трепетное внимание к таким непрактичным мелочам, как резьба на доме и наличники в частности?
↑ ЖИВОЕ ДЕРЕВО
Дерево испокон веков играло в жизни русского человека огромную роль. Многочисленные верования, связанные с деревом имеют глубокие корни. Привычная нам береза, негласно считающаяся символом России, когда-то была тотемным деревом восточных славян. Не оттуда ли досталась нам память о своем священном дереве и такая непонятная любовь к нему?
Считалось, что дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в народных сказках и деревенских историях. У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома. К примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на перекрестках и на заброшенных старых дорогах.
↑ ТАИНСТВЕННЫЕ УЗОРЫ
Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Самое интересное, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке. Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребенка, свадьбы или похорон, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов. Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата, женщина плодовита, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Именно эти заклинания и прорисованы в узорах вышивальщиц.
Но если это так, значит и узоры на наличниках несут в себе ту же магическую силу?
Язычество русской деревни, тесно переплетенное с православным христианством, не явилось следствием темноты и необразованности русского крестьянина. Просто, в отличие от горожанина, он жил настолько тесно с окружающей его природой, что ему пришлось научиться с ней договариваться. Упрекать крестьян в отходе от православия наивно. Уж кто-то, а они сохранили его в большей степени. Наоборот, это мы, городские жители потеряли ту важную архаичную связь с матушкой-природой, на которой и строится вся жизнь за пределами города.
↑ БЕРЕГИНЯ И ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ
Что было одним из самых важных событий в жизни наших древних предков? Наверное, рождение. И женщина-мать должна была стать главной фигурой.
А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни и заслуживает отдельного рассказа.
Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят…
↑ АНГЕЛЬСКИЕ ОКНА
Согласно некоторым русским народным преданиям, человеку окно подарил Ангел. Дело было так.
Первые дома, которые строили люди, были без окон. Одна женщина, чтобы осветить свой дом, стала бегать с решетом со двора в дом, надеясь в решете принести солнечный свет. Тогда к ней явился ангел и сказал: «Вот дурная баба!», взял топор и прорубил в стене окно.
Женщина ответила: «Все это хорошо, но теперь у меня в доме будет холодно». Ангел пошел на реку, поймал рыбу и ее пузырем затянул проем окна. В избе стало светло и тепло. С тех пор люди строят свои дома с окнами.
При первом знакомстве с этой красивой легендой у меня возник странный вопрос: сколько же рыб понадобилось, чтобы затянуть их пузырями одно окно?
Но оказалось, что привычные нам окна в избах появились относительно недавно, лишь в 18 веке. И то, поначалу в доме было только одно такое окно, называлось оно красным. В красное окно вставлялось стекло, у него были рама и ставни.
А что же тогда прорубил ангел?
Самые первые окошки были очень простыми и небольшими по размеру, назывались они волоковыми окнами. Такое окно прорубалось в двух смежных бревнах и изнутри закрывалось дощечкой-задвижкой. Окно было маленькое, чтобы его открыть, нужно было отодвинуть задвижку. Считается, что от слова «волочить» и пошло название волоковое окно.
Начиная с 19 века, когда стекольное производство в России стало распространенным, красные окна повсеместно заменили древние волоковые окошки.
Но и сейчас их можно найти в деревнях, на хозяйственных постройках, в амбарах и скотных дворах. Присмотритесь, вдруг найдете ангельское окошко там, где и не ждали.
Но как же так? Если красные окна появились только в 18 веке, то как на наличники могли попасть архаичные магические знаки? Значит все наши умозаключения вот так легко рушатся?
А вот и ничего подобного. На наличники красных окон были перенесены древние традиции, сохранившиеся в домовой резьбе. Подзоры на крышах домов, причелины (доски по краям избы), все они несли и сейчас несут на себе те же знаки, что мы читаем и на наличниках. Да и кто сказал, что волоковые окошки не защищались от нечистой силы?
Например, в Кижах сохранилось, по крайней мере одно, очень и очень старое волоковое окошко, украшенное резным солнечным диском. Наличник на волоковом окошке есть и в Нижегородском музее-заповеднике деревянного зодчества.
Ответ удивительно прост. Когда люди переходили из дома в дом, они брали с собой прабабушкину прялку, но не забирали наличники с окон. Когда приходилось спасать дом от пожара, уж точно никто не отдирал старые доски. И резные наличники с магическими символами умирали вместе с домом. Такова жизнь. Положение изменилось не более двухсот лет назад, с появлением первых собирателей древностей и создателей музеев.
↑ ПЕТР I И ТОПОР
Дома в старину русские плотники не строили, а рубили. Именно этот термин встречается в архивных документах и древних летописях. Рубили избы, храмы и целые города, мастерски используя для этого топор. Такой инструмент как пила пришел в Россию из Европы только в 18 веке при Петре I.
Однако это вовсе не значит, что русские мужики были такими темными. Уж в чем-чем, а в плотницких делах им не было равных. Дело в том, что при рубке дерева топором его волокна как бы сминаются, закрывая поры от губительной для деревянной постройки влаги. А при обработке пилой, волокна, наоборот, раздираются и легко пропускают влагу внутрь дерева.
Подавляющее большинство нынешней домовой резьбы выполнено в технике выпиливания, появившейся вместе с новым инструментом. Новая техника внесла большое разнообразие в старые узоры, переплетая и видоизменяя их. Начиная с 18 века, старые магические знаки стали зарастать новыми орнаментами. Мастера плотники целыми артелями ходили по России, ставили дома, украшенные наличниками, перенося свой стиль от села к селу. Со временем стали издаваться целые альбомы узоров деревянной резьбы.
Конечно, резчики не выпиливали специально солярных узоров или берегинь, ни в 19 веке, ни столетием раньше. Как впрочем, и вышивальщицы не вышивали никаких магических знаков. Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Они не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это и называется памятью предков.
Вот в какие таинственные дали можно забрести, не уезжая в далекие края. Достаточно иным взглядом посмотреть на привычную дорогу. И ведь это не единственные ее чудеса, что-то еще ждет нас за поворотом?
↑ Крестьянская изба и домовая резьба Ивановской области
Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет. На территории Ивановской области, к сожалению, сохранилось не так уж много деревенских домов 19 в. Это драгоценные образцы деревенского уклада жизни русского народа. Можно отметить, что самым старым жилым деревянным домом не только в Иванове, но и в области является дом резчика манер В. Е. Курбатова 1800 г., что на улице Маяковского.
В наше время, когда глубинка интенсивно заселяется дачниками не только из Иванова, но и из Москвы, многие дома утрачивают свой первозданный вид. Вместо изумительных деревянных наличников зачастую вставляются пластиковые окна, режущие взгляд и уродующие исторический облик деревенских домов. Поэтому очень важно сохранить их первозданный вид, если не в натуре, то хотя бы в фотографиях, что бы подрастающее поколение имело представление, в каких домах жили их пращуры.
Неотъемлемым и характерным элементом конструкции местного крестьянского дома является украшенная резьбой светелка с вырезом в форме «червы». Пиковый вырез является наиболее распространенным дизайнерским элементом. Однако на территории области встречаются дома, светелка которых содержит вместо «червы» так называемый «небосвод», т.е. полость во фронтоне в четверть сферы. Часто по внутренней поверхности сферы, выкрашенной в голубой свет, бывают раскинуты звезды. Такой конструктивный элемент придает особую прелесть крестьянским избам. Дома с «небосводом» встречаются на территории Палехского, Савинского районов.
Наиболее эффектным и красивым декоративным элементом во многом определяющим эстетику всего дома, являются резные наличники. Существует большое разнообразие типов наличников, встречающихся в этнографических зонах на территории Ивановской области. Наличники могут быть с прорезным очельем, с полочкой над окном, с точеными и накладными деталями. Верхняя часть наличников может быть прямой, угловатой или дугообразной, а также с разрывом. Часто в центре рисунка может быть медальон. Часто встречающимся элементом пропильных наличников являются ушки или рожки, торчащие на краях верхних полочек. Можно встретить ушки в виде языков костра, развесистых кустиков, цветочков, точеных кеглей, башенок, крестиков и т.д. Нижняя часть наличников может иметь завершение в виде «юбки».
Характерными жилыми строениями для Ивановской области можно также считать дома так называемых «капиталистических» крестьян. В дореволюционное время в нашей области очень сильно были развиты различные промыслы, в которых были заняты десятки тысяч крестьян. Разбогатевшие крестьяне зачастую строили уже кирпичные, в том числе и двухэтажные дома, у которых низ кирпичный, а верх деревянный с традиционными деревянными украшениями. Таких домов сохранилось особенно много в селе Иванове и посаде Вознесенском.
Следует отметить, что в данной статье автор не ставил задачи подробного изложения материала по затронутой теме. Тех, кого она заинтересовала, можно адресовать к книге Иванова Д. А. Этнозоны Суздальской земли. Ландех.
Смотри также:
Уроки домовой резьбы
Предлагаемое пособие разработано в помощь преподавателям декоративно-прикладного искусства, но может использоваться всеми, кто интересуется домовой резьбой по дереву. Пособие составлено на основе собранного в рамках проекта материала и используется в курсе «Домовая резьба в Самарском крае», рассчитанном на учащихся среднего и старшего школьного звена средней школы, а также на студентов профильных средних, профессиональных учебных заведений. Все собранные фотографические и графические материалы местных образцов домовой резьбы, кроме страниц настоящего пособия, представлены на страницах «Резьба и дом» и «Фотоархив»