реверс дверей кабины лифта что это
§ 8. Проверка пассажирского лифта с автоматическим приводом дверей кабины
Автоматический замок проверяется, когда кабина лифта не находится на этаже. Необходимо попытаться поочередно раздвинуть створки двери шахты. Они не должны открыться.
Электрическое устройство безопасности, контролирующее закрытие раздвижных дверей шахты, проверяется из кабины. Для этого необходимо установить шаблон стороной 10 мм на высоту 1 м от пола к створке двери шахты и нажать кнопку приказа следующего этажа. При этом двери должны закрыться до шаблона, а кабина не должна прийти в движение.
Запорное устройство двери кабины (замок) проверяется из кабины. Для этого необходимо отъехать с этажа и попытаться открыть двери кабины. Они не должны открываться.
Электрическое устройство безопасности, контролирующее закрытие двери кабины, на лифтах с подвижным полом проверяется из кабины при помощи шаблона толщиной 20 мм. Его устанавливают на высоте 1 м от пола к створке двери кабины и нажимают кнопку приказа следующего этажа. Двери должны дойти до шаблона, а кабина не должна двигаться.
Электрическое устройство безопасности, контролирующее закрытие двери кабины, на лифтах с неподвижным полом проверяется из кабины при помощи шаблона толщиной 20 мм. Его устанавливают на высоте 1 м от пола к створке двери кабины, нажимают кнопку приказа следующего этажа и одновременно нажимают и удерживают кнопку «Вызов диспетчера». Двери должны закрыться до шаблона, кабина не должна двигаться.
Подвижный пол кабины проверяют нажатием ноги на пол, не входя в кабину. Пол должен опуститься, а после снятия нагрузки легко вернуться в исходное положение.
Электрическое устройство безопасности, контролирующее загрузку кабины, проверяется грузом массой 15 кг, который устанавливают в середину пола, не входя в кабину. Если двери не закрываются, то выключатель исправен.
Автоматический привод дверей кабины необходимо проверять следующим образом. С этажной площадки нужно вызвать кабину на этаж, двери должны автоматически открыться. По окончании выдержки времени (у лифтов с подвижным полом — 3. 5 с, с неподвижным полом — 8. 10 с) двери должны автоматически закрыться. Далее следует сделать повторный вызов, нажав кнопку вызова на этажной площадке, и, когда кабина находится на этаже, двери должны автоматически открыться. Затем необходимо войти в кабину, нажать кнопку приказа следующего этажа. При этом двери должны автоматически закрыться, а кабина прийти в движение.
Реверсивное устройство (реверс) проверяют следующим образом. На лифтах, оборудованных электромеханическим реверсом, необходимо войти в кабину, установить между створками дверей кабины шаблон толщиной 20 мм на высоте 1 м от пола, нажать кнопку приказа следующего этажа. Створки должны дойти до шаблона и открыться.
На лифтах, оборудованных фотоэлементом (устройством контроля дверного проема световым лучом), реверсирование дверей должно происходить при пересечении этого луча любым непрозрачным предметом.
Двери шахты
призваны исключить возможность попадания людей в шахту при отсутствии кабины на этаже. В связи с этим, они оборудуются соответствующими блокировочными устройствами и замками. Другой особенностью шахтной двери является наличие системы автоматического закрытия при аварийном уходе кабины с этажа при открытых дверях.
Применяются два основных решения: использование наклонных линеек подвески створок шахтных дверей или замыкающего створки грузового механизма. В последнем случае, створки шахтных дверей перемещаются по горизонтальным направляющим линейкам посредством синхронизирующего троса и двигающегося в вертикальном направлении груза (рис.6.5). Аналогичная схема применяется в конструкции полуавтоматических раздвижных дверей.
Конструкция шахтной двери с наклонными направляющими линейками и приводом от дверей кабины лифта представлена на рис.6.6.
Шахтная дверь монтируется на металлоконструкции рамы портала, включающей верхнюю балку 3, стойки 2 и балку порога 7. Рама портала крепится на внутренней поверхности стены шахты. На балке 3 закреплены наклонные направляющие линейки, по которым перемещаются каретки 5 со створками 1. Каретки оборудуются опорными роликами 11 с ребордами, которые вместе с вкладышами 8 обеспечивают движение створок в вертикальной плоскости. Для надежного взаимодействия реборд роликов с направляющими линейками каретки оборудуются контрроликами. Между нижней поверхностью линейки и контрроликом устанавливается зазор 0,1-0,15 мм путем поворота эксцентричной оси ролика.
Угол наклона линеек выбирается так, чтобы параллельная линейке составляющая силы тяжести створки гарантировала автоматическое закрытие створок в случае, если кабина ушла с этажной площадки с открытыми створками (по аварийной причине).
Раздвижные створки шахтных дверей представляют собой сварную конструкцию из гнутого стального профиля, облицованные пластиком со стороны этажной площадки.
В пожаростойком исполнении коробчатая металлическая конструкция створок заполняется минеральным картоном или другим негорючим материалом. Наружная поверхность покрывается огнестойким лаком.
Со стороны этажной площадки проем шахтной двери имеет декоративное металлическое обрамление.
Шахтные двери оборудованы замками 6 с контактами 21, контролирующими закрытие створок 1. На рис.6.6 (вид А) створки показаны в закрытом состоянии и замки исключают возможность открытия створок изнутри кабины. Зуб 12 защелки 13 сцеплен с краем отверстия в основании блока контроля 19. Левая часть суммирующего коромысла 23 опирается на упор левой створки, тогда как его правая часть поднята максимально вверх зубом 12, который занимает верхнее положение под действием силы тяжести груза 16 рычага 15. При этом контактное устройство 21 находится в замкнутом положении.
При остановке кабины на этажной площадке включается привод створок ка-бинных дверей и соответствующая отводка (рис.6.7) воздействует на ролик 14, поворачивая рычаг 15 против часовой стрелки. Зуб 12 выходит из зацепления с кромкой отверстия детали 19, коромысло 23 перестает воздействовать на контакты 21. Давление отводки на ролик 18 вызывает открытие правой створки шахтной двери. Аналогичным образом работает левая створка шахтной двери.
При закрытии кабинных дверей, соответствующие отводки, действуя на ролики
18, закрывают шахтные створки. Зуб защелки 12 скользит по наклонной части детали 19 до момента сцепления с кромкой отверстия основания 19. Под действием силы тяжести груза 16 зуб защелки занимает предельное верхнее положение и коромысло 23 воздействует на кнопку контактного устройства 21.
Рассмотрим работу системы автоматического реверса более подробно (рис.6.8).
При штатной работе привода на закрывание створок, когда на пути их движения нет препятствий, ролик 4 прижат к полке упора 1.
Если на пути движения створок возникает препятствие, ведущая створка с упором 1 останавливается, а ролик 4, продолжая свое движение по окружности относительно оси водила 5, выходит из взаимодействия с полкой упора и движется в направлении линейки 2. При этом, шток 3, встречая на своем пути наклонную кромку линейки 2, поднимается вверх и воздействует на левое плечо рычага 6.
Правое плече рычага 6, поворачиваясь по часовой стрелке, давит на кольцевое плечо рычага 8. Рычаг 8, преодолевая усилие пружины 10, поворачивается против часовой стрелке и регулировочный болт 11 перестает действовать на приводной элемент микропереключателя. Соответствующие контакты микропереключателя 12 включают двигатель на реверс движения створок.
При закрытых дверях кабины, когда водило 5 занимает горизонтальное положение, палец 3 исключает возможность открытия створок двери изнутри кабины, так как верхняя часть правой кромки линейки 2 имеет прямоугольную форму. При попытке открыть дверь из кабины палец 3 упирается в правую кромку линейки 2, препятствуя движению створок.
Рассмотренный выше вариант конструкции автоматических дверей отличается повышенной безопасностью, так как усилие сжатия створок определяются только пружиной. Привод при закрытии створок играет пассивную роль, работая фактически в холостом режиме.
В некоторых конструкциях привода автоматических раздвижных дверей и открытие и закрывание створок происходит при активной роли привода, так как
створки имеют жесткую кинематическую связь с механизмом. При этом существует опасность, травматизма, так как усилие сжатия створок будет определяться силовыми возможностями привода.
Для компенсации этого недостатка, предусматриваются специальные устройства, разрывающие жесткую кинематическую связь с приводом при встрече створок с препятствием.
В целях повышения уровня безопасности устанавливаются дублирующие электронные устройства автоматического реверса привода дверей.
Наиболее эффективные системы основаны на применении средств промышленной электроники, которые контролируют состояние дверного проема посредством инфракрасных фотоэлектронных устройств в дополнение к электронному датчику наличия объекта между створками, который реверсирует движение закрывающихся створок до момента их встречи с препятствием. Такие устройства обычно устанавливаются в передней створке дверей кабины и условно называются «антенна». В основу его работы положен контроль изменения электрической емкости «антенны» при приближении препятствия.
Реверс дверей кабины лифта что это
Квалификационная характеристика профессии «Лифтёр»
1. Должностная инструкция. Выполнение требований (соблюдение).
2. Правила пользования лифтом. Контроль их выполнения.
3. Назначение аппаратов управления. Умение проверять их, пользоваться ими.
4. Назначение и умение пользоваться световой, звуковой сигнализацией и двусторонней переговорной связью.
5. Назначение и расположение предохранительных устройств лифта. Умение проверять некоторые из них.
Дверные замки, дверные контакты. Подпольные контакты. Ловители, концевые выключатели. Ограничитель скорости, контакт слабины подъёмных канатов – СПК. Контакт натяжного устройства каната ограничителя скорости – КНУ. Кнопка «стоп», буферы и др.
6. Умение включения и выключения лифта с предварительной проверкой исправности его в объёме производственной инструкции.
7. Основные причины, вызывающие несчастные случаи на лифтах.
8. Неисправности, при которых не разрешается работа лифта.
9. Умение заполнения и ведения журнала ежедневного осмотра лифта.
10. Умение проводить безопасную эвакуацию пассажиров из кабины, внезапно или случайно, остановившейся в шахте.
11. Знания запрещений приёмных работ при обслуживании лифта.
12. Умение своевременно подготавливать к работе инструменты, приспособления, ключи и производить уборку рабочего места.
13. Знание и соблюдение правил безопасности труда, электробезопасности, пожарной безопасности.
Организация рабочего места лифтёра
Рабочее место – помещение для операторов, лифтёров, кабина лифта, площадка у лифта.
ЗАВИСИТ от назначения и управления.
Оснащение рабочего места лифтёра
1. Шаблон для проверки дверных контактов.
Грузопассажирские лифты, если > 10 этажей.
Автоматическое открывание дверей, раздвижные, на расстоянии 1 м от пола.
Контролируемый размер – 10–15 (мм) > опасно, лифт не работает: вид молоточка.
2. Шаблон для проверки точности остановки кабины относительно уровня этажной площадки.
Точность остановки: пределы +-15 мм – грузовые, больничные, загруженные средствами напольного транспорта.
+-50 мм – пассажирские, грузопассажирские.
3. Груз, массой 15 кг для проверки подпольных контактов (в кабинах с подвижным полом).
4. Специальный ключ (ригельный) для открывания автоматического замка дверей шахты вручную в необходимых случаях.
(отключение эл. энергии).
(автоматическое открывание дверей, проверка, усилие 5–6кг осторожно приложить с центра тяжести тела вертикально, двери не должны открыться).
5. Ключ от неавтоматического замка (в лифте с ручным открыванием двери, больничный, грузовой).
6. Ключ от дополнительного замка с ручным открыванием.
7. Планка, распорка, для удерживания дверных створок в открытом положении.
8. Предупреждающие, запрещающие таблички.
Пример: «Не включать! Работают люди!», «Лифт не работает», «Лифт на техническом осмотре».
В старых лифтах, с ручным открыванием двери, предупреждающие таблички ставятся на каждом этаже.
В лифтах с автоматическим открыванием двери предупреждающие таблички ставятся на основном посадочном этаже.
9. Коврик и перчатки из диэлектрического материала (специальный изолятор) находятся в машинном помещении.
11. Уборочный инвентарь.
12. Переносная световая электрическая лампа 42В.
1. Удостоверение с фото об обучении.
2. Приказ-допуск к работе на конкретном объекте.
3. Утверждённый график дежурств (в 2-х экземплярах).
4. Должностная инструкция.
5. Журнал приёма сдачи смен (сменный).
6. Выписка из приказа на лицо, ответственное за организацию эксплуатации лифтов.
7. Журнал инструктажа населения (просто знать, что такой бывает, но последнее время его нет).
8. Журнал техосмотра лифта – для механиков (знать о таком).
Правила внутреннего распорядка
Работа лифта зависит:
1. Режим работы предприятия.
2. Принадлежность дома.
График дежурств лифтёра должен соответствовать режиму работы лифтов.
Перемещение по графику без письменного разрешения владельца лифта не допускается.
Лифтёры должны постоянно находиться на рабочем месте, выполнять требования должностной инструкции.
Запрещается категорически передавать ключи посторонним лицам и пускать их в машинное отделение.
Допуск в машинное отделение лифта имеет лифтёр, эл. механик и аварийные лица.
Лифт – стационарная грузоподъёмная машина периодического действия, предназначенная для перемещения пассажиров или грузов в кабине, которая перемещается по жёстким направляющим, установленным в шахте лифта.
Шахта, на каждой, посадочной или погрузочной площадке, имеет двери с замками и блокировочными контактами.
Подъёмник такого вида – шахта с дверьми и кабиной – лифты.
Основные части лифта:
1. Машинное помещение (вверху, внизу=блочное помещение).
2. Шахта с приямком.
3. Кабина и противовес, и другое механическое и электрическое оборудование.
1. Пассажирские лифты предназначены, для перемещения пассажиров с ручной кладью. Допускается перемещать предметы домашнего обихода, не превышающие массой грузоподъёмность лифта, габариты кабины.
Грузопассажирские лифты предназначены для перевозки грузов и пассажиров, устанавливаются в зданиях > 10 этажей.
2. Грузовые лифты с внутренним управлением. Они предназначены для перевозки грузов с сопровождающими лицами. Одновременная перевозка грузов и пассажиров не допускается. Лифтёр и сопровождающие лица пассажиров, не считаются.
2. Тротуарные. Они предназначены для перевозки грузов. Людей перевозить, категорически запрещается.
3. Малые. Маленькие кабины для перевозки грузов до 250 кг, человек в них не поместится.
3.Больничные. Они предназначены для перевозки больных на больничных транспортных средствах с сопровождающим персоналом. Обычно с внутренним управлением.
б) по скорости движения кабины:
1. Обычные – обычная скорость движения 0,2–1,6 (м/сек): тихоходные 0,2–0,75(м/сек); быстроходные 0,75–1,6 (м/сек).
2. Скоростные – 2–4 (м/сек).
3. Высокоскоростные > 4 м/ сек, предел скорости 12 м/сек – в небоскрёбах.
в) по конструкции лебёдки: с канатоведущим шкивом и барабанные (с редуктором и без):
1. С барабаном – устанавливаются в зданиях небольшой высоты. Канаты крепятся к барабану. Эти лифты бывают без противовеса, применяются редко.
2. С канатоведущим шкивом КВШ, в основном. Канаты прокладываются в ручьи КВШ. Работают они по принципу трения канатов с ручьями КВШ.
Канаты крепятся к кабине и противовесу.
3. Безредукторные (скоростные, высокоскоростные).
4. С редуктором – с обычной скоростью движения кабины.
г) по размещению машинного помещения относительно шахты: верхнее положение, нижнее, под шахтой, сбоку от шахты с блочным помещением.
д) по конструкции дверей:
1. Двери раздвижные с автоматическим открыванием, приводом (пассажирские, грузопассажирские).
2. Двери распашные с ручным открыванием (больничные, грузовые, старые пассажирские).
Вид управления – кнопочные, рычажные (старые).
1. Внутреннее управление – больничные лифты, грузовые.
2. Наружное управление – грузовые лифты (грузовые, малые тротуарные).
3. Смешанное – пассажирские, грузопассажирские.
Переключение управления лифтом производится в кабинах с подвижным полом подпольными контактами, а с неподвижным полом – реле времени.