реставрация смоленской крепостной стены
Реставрация Смоленской крепости началась с красивых картинок
На реставрацию крепостной стены выделят 1,3 миллиарда рублей из средств федерального бюджета. Дизайнеры выступают с предложениями о том, как грамотно распорядиться этими средствами. По мнению экспертов, крепостная стена должна не только украшать Смоленск, но и быть эпицентром досуга. Какие же идеи предлагают дизайнеры?
1. Гостиница-хостел в башне Орел. Башню предлагается переоборудовать под гостиницу в пять уровней на 36 спальных мест со всеми удобствами и коммуникациями, которые не будут затрагивать исторический объект. На четвёртом этаже планируется ресторан вместимостью в 30 гостей. Еще предполагается прозрачный лифт. Со второго уровня башни можно будет выйти на прясла крепостной стены. Кирпичные стены башни снаружи оставят в первозданном виде.
2. Создание парка возле башни Орел. Дизайнеры намерены максимально сохранить имеющийся природный ландшафт. На территории у башни Орел предлагают соорудить массовое поле со сценой для проведения реконструкций и концертов, навесы с сидячими местами, установить детскую площадку, оснастить парк скамьями, урнами и освещением, а также украсить общественное пространство «сухим ручьем» с камнями и зелеными насаждениями.
3. Проект благоустройства внутренней части стены по улице Тимирязева.
Здесь планируется разместить палатки для кемпинга, которые, по мнению дизайнеров, демонстрируют временные жилища в период войны. Источники освещения прясел за счёт игры теней имитируют ожесточённые битвы, которые разворачивались здесь во времена битв. Также в рамках концепции предусмотрена свободная площадка для проведения реконструкций и городских мероприятий в праздничные дни.
4. Вело-горнолыжный спортивно-развлекательный комплекс у башен Авраамиевские ворота и Орел. Стоит отметить, что и в данном случае планируется сохранить ландшафт (который, кстати и использовался какое-то время для спуска на сноубордах и лыжах в зимний период). Планируется строительства моста и кафе.
О том, как должно выглядеть Массовое поле в Смоленске, включая фрагменты крепостной стены, после реконструкции, дизайнеры размышляют с 2017 года. Пространство предлагали замостить брусчаткой, установить дополнительные лавочки для отдыха прохожих, оформить «Мост вздохов», посадить новые деревья.
Буквально недавно жителям города представили очередной эскиз. До конца не решив его главную проблему — фактическое отсутствие дренажной системы, что приводит к постоянной грязи, чиновники и дизайнеры предложили смолянам поверить в то, что уже в будущем году здесь появится суперсовременная общественная территория в стиле хайтек. Как видим, на этот раз дизайнеры пошли дальше, и представили свое видение благоустройства и других прилегающих к крепости территорий.
Смоленскую крепость поставили на охрану
Уникальный памятник средневекового зодчества занимает свыше 35 гектаров в центре города. Считается, что это крупнейшая сохранившаяся кирпичная крепость мира: 18 башен и более трех километров стен. Большая часть их не задействована ни для туризма, ни для бизнеса. Поэтому на свое содержание крепость, по сути, не зарабатывает. Теперь предстоит найти сооружениям новый функционал.
В 2019-м Минкультуры провело открытый конкурс, чтобы выбрать лучшую концепцию музеефикации Смоленской крепости. Победил кандидат архитектуры Сергей Пиляк. Теперь он назначен директором музея.
По ее словам, прорабатывается вопрос о включении Смоленской крепости в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 2020 году на нескольких пряслах уплотнили и укрепили кладку, натянули защитную металлическую сетку и установили временные конструкции для поддержки поврежденных участков, чтобы старинный кирпич не осыпался и не создавал угрозу для прохожих.
Смоленская крепость была возведена в период с 1595 по 1602 год по проекту городового мастера Федора Коня. Здесь впервые в истории России массово использовали при строительстве вольнонаемный труд. Высокопрофессиональных мастеров мобилизовали со всего Московского государства. Борис Годунов повелел, чтобы «церквей каменных, и палат, и погребов, всяких каменных дел, и горшков, и кувшинов, и печей, и жерновов, и точил, и на гробы плит» не делал никто и никак. Все умельцы отправились в Смоленск.
Внешний периметр крепости превышал 6,5 километра. Стена имела ширину от пяти до шести метров, по высоте колебалась от 13 до 19. Вдоль нее располагалось 38 башен. Дубовый фундамент заложили поглубже, чтобы осложнить возможное минирование. Неподалеку стен, с внешней стороны, были устроены замаскированные слуховые ходы для слежения за диверсантами.
Кто и как распоряжается миллионами рублей, выделенными на реставрацию Смоленской крепостной стены
Руководство стеной
С 15 сентября этого года организации, которая могла бы координировать, контролировать работы по реставрации Смоленской крепостной стены, привлекать потенциальных инвесторов, туроператоров и т.п., в Смоленске не существует. Вся ответственность за состояние стены и ход реставрационных работ ложится на Министерство культуры и его центральный офис АУИПИК (Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры).
Музей «Смоленская крепость»: он как бы есть, но его как бы и нет
В январе этого года некоторые федеральные и смоленские СМИ сообщили: заместитель министра культуры РФ Алла Манилова провела в Москве совещание, на котором обсуждались вопросы, связанные с развитием музеев в Смоленской области. Также здесь обсуждались вопросы реставрации Смоленской крепостной стены и варианты ее музеефикации. Было подтверждено, что на проведение реставрационных работ в крепости выделяются 1,3 млрд рублей из средств федерального бюджета. Первая часть федеральной субсидии в размере 100 млн рублей уже направлена.
Однако к проектировщикам сразу возникло много вопросов. Достаточно сказать, что те перепутали нумерацию прясел, в итоге одно из них вообще не попало в список реставрируемых. Но все замечания, сделанные сотрудниками ТУ на специально созданной рабочей группе, игнорировались. В итоге часть проектов сделана халтурно, методом аналогий с похожими памятниками без учёта конструктивных особенностей стены в Смоленске. Но все проекты прошли историко-культурную экспертизу, то есть специалисты признали документы удовлетворительными и годными для дальнейшей работы.
ТАСС со ссылкой на источники сообщает, что 2 млрд рублей, выделенные на программу туристического кэшбэка, уже закончились. Однако продажа туров по акции продолжится до 15 июня, как и планировалось ранее.
Летом 2019 года в Минкульте прошло совещание по музеефикации крепости. Директор департамента музеев Минкультуры Владислав Кононов выступил с инициативой объединить музей-заповедник «Хмелита», Смоленскую крепостную стену и мемориальный комплекс «Катынь» под одной крышей. Идея отдать крепость РВИО ушла в прошлое. Осенью 2019 года под председательством замминистра культуры Аллы Маниловой состоялся конкурс на определение кандидатуры будущего директора музея «Смоленская крепостная стена». Из трёх кандидатов победителем стал Сергей Пиляк, бывший начальник отдела музейной и библиотечной деятельности г. Кострома. Такое назначение варяга из Костромы, мягко говоря, вызвало недоумение среди местных чиновников от культуры, музейных и научных работников, краеведов Смоленска.
«Музей счастья» или пиар во время Covid-19?
В феврале 2020 года музей «Смоленская крепостная стена» был создан как филиал музея «Хмелита». Задача директора филиала – создать работоспособный коллектив и подготовиться к передаче нескольких башен Смоленской крепости в ведение нового музея. Директор филиала Сергей Пиляк полгода совмещал эту должность с работой в АУИПИК в качестве ведущего специалиста, что запрещено законом. Совместно с администрацией Смоленской области была разработана дорожная карта, по ней на первом этапе в ведение музея переходят башни Маховая, Донец и Громовая. За более чем полгода ни одна башня Смоленской крепости так и не была принята музеем в пользование.
В штате музея к лету состояло около 20 человек, причём на должности экскурсоводов Сергей Пиляк принимал людей, не имеющих профильного образования. Они работали на отделке офисного помещения. В сентябре 2020 года эти люди были тихо уволены, не проведя самостоятельно ни одной экскурсии. По некоторым данным, работали в дирекции и еще более странные люди, имевшие неплохие должности в городских госструктурах.
В мае 2020 года в АУИПИК сменилось руководство. Руководителем стал Алексей Владимирович Меньшов, некоторое время совмещавший должность в руководстве АУИПИК с руководством АО «МНРХУ» (Межобластные научно-реставрационные мастерские»). Любопытно, что АУИПИК является заказчиком реставрационных работ на крепости, а МНРХУ – подрядчиком (есть выписка из ЕГРЮЛ).
Новое АУИПИК при новом руководителе Алексее Меньшове в сентябре этого года решило провести очередную управленческую оптимизацию. Сотрудникам ТУ по Смоленской области предложили написать заявления по собственному. Это желание у них в самом деле было, поскольку многие уже видели, во что превращается реставрация стены: сроки ремонтно-реставрационных работ на грани срыва, подрядчик ищет, как переложить ответственность за невыполнение работ на заказчика и прочее. Поэтому сотрудники ТУ АУИПИК по Смоленской области в полном составе положили заявления на стол.
На создание инфраструктуры, благоустройство общественных пространств в Печенгсом районе Мурманской области предусмотрено почти 266 миллионов рублей. Из этой суммы 230 миллионов рублей выделит «Норникель».
Уже сейчас можно сказать, что центральный офис не подготовил даже одну из башен к зимнему сезону. В башне Моховая расположена часть экспозиции, проведён ремонт и опрессовка оборудования. Эту башню хотели передать в ведение музея, даже приказ Минкульта об этом есть. Однако ни АУИПИК, ни директор музея «Смоленская крепостная стена» не предприняли сколько-нибудь значимых действий, чтобы передать башню музею и сохранить экспозицию и памятник. Сейчас сотрудники АУИПИК просто закрывают доступ на башню и опечатывают двери. Что произойдёт в ближайшее время? При наступлении минусовых температур вода в системе просто разорвёт батареи, из-за холода испортятся экспонаты, пойдёт трещинами штукатурка. Фактически башня, в которой открыт музей счастья, потребует новых средств для реставрации. Таким образом, сейчас в Смоленске нет ни одного специалиста, который смог бы провести текущий надзор за состоянием Смоленской крепостной стены, обеспечить необходимыми контактами представителей подрядчика, оперативно отреагировать на возможные изменения в состоянии памятника, пресекать несанкционированный доступ на крепость посторонних лиц.
В распоряжение корреспондента «Нашей версии» имеется два любопытных документа.
21 июля 2020 года руководитель ФГБУК «Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры» Алексей Меньшов пишет письмо-прошение первому заместителю министра культуры России Сергею Обрывалину.
«. в 2020 году выделена целевая субсидия в размере 100 млн рублей на реставрацию объекта культурного наследия «Крепостные стены и башни, XVI – XVIII в. в. (Смоленская область, г. Смоленск). (Далее называются адреса башен и прясел смоленской крепостной стены). В соответствии с указом резидента Российской Федерации от 25.03. 2020 № 206 о неблагоприятной эпидемиологической ситуации и угрозой распространения коронавирусной инфекции, прошу Вас рассмотреть вопрос о перераспределении целевой субсидии для реставрации других объектов культурного наследия, находящихся в оперативно управлении агентства, а именно: «Усадьба Замятина-Третьякова, XIX в.» по адресу г. Москва, Гоголевский бульвар, д.6 стр. 1 в размере 20 млн рублей. По состоянию на сегодняшний день проектная документация на данный объект разработана, положительное заключение ФГПУ «Росгосэкспертиза» получено».
Удивительное дело, но, оказывается, еще 1 октября 2014 г. ТАСС, как и многие другие СМИ, сообщили, что «Министр культуры РФ Владимир Мединский и режиссер, глава Российского фонда культуры (РФК) Никита Михалков открыли после реставрации особняк Замятиных-Третьяковых на Гоголевском бульваре, где сейчас располагается РФК.
Выходит, что «Усадьба Замятина-Третьякова» давно отреставрирована и торжественно открыта еще шесть лет назад? Тогда вполне резонно возникает вопрос: куда и кому ушли 20 млн рублей из тех 100 млн, что были выделены на реставрацию Смоленской крепостной стены? И каким боком в письме чиновника фигурирует указ президенты от 25.03.2020 № 206 «О неблагоприятной эпидемиологической ситуации и угрозой распространения коронавирусной инфекции»? Может Российский фонд культуры, возглавляемый нашим главным кинематографистом Никитой Михалковым, в период пандемии совсем поиздержался? И ему просто необходимы 20 «лимонов» от провинциальной культуры Смоленска?
Когда материал готовился к публикации, стало известно, что музей «Смоленская крепостная стена» стал самостоятельным юридическим лицом, и руководит им тот же директор Сергей Пиляк.
Положили кирпичи на совесть. Как идёт реставрация Смоленской крепости?
Реставрация идёт – пока это всё, о чём можно говорить с уверенностью. В распоряжении редакции оказались документы, позволяющие взглянуть на отчёты чиновников под иным углом. Нет, не усомниться в справедливости отчётов, а именно посмотреть на ситуацию по-другому.
Башня Громовая – центральный объект Смоленской крепости. Просто географически – «центрее» не бывает.
«При разработке проектов использовались данные ранее разработанных проектов, остальное зависело от добросовестности той или иной проектной мастерской, — рассказала нашему изданию Александра Андреева, реставратор, член Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ICOMOS). — Проекты по башне Громовой и Днепровским воротам, разработанные ранее ООО «Еврогруп Спб», не содержали полного комплекса исследований, не имеют в составе разделов мер обеспечения сохранности объектов архитектурного и археологического наследия».
Новые проекты прошли экспертизу, фактически работам был дан зелёный свет. Реставрация началась в 2019 году. Планировалось, что работы пройдут в несколько этапов. Сначала всё пошло гладко: появилась строительная площадка, начались реставрационные работы. Заказчиком работ выступила Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации. В мае 2020 года башня перешла в ведение АУИПИК (Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры). Это учреждение и стало заказчиком следующего этапа работ. Когда представители нового заказчика посетили объект, чтобы проверить проведённые работы, оценку этих работ они дали очень эмоциональную. Как говорится, не для печати. Решено было поставить ход реставрации под жёсткий контроль.
Понимая, что сразу и все участки крепости отреставрировать нереально, начать решили с самых болевых точек стены. АУИПИК выделил 19 миллионов рублей на противоаварийные работы, 100 миллионов – Министерство культуры на Громовую и 38-е прясло. Последовательность объясняется просто: большие работы требуют огромного количества людей. Им надо где-то жить, для реставрации нужно большое количество техники, материалов, это всё надо где-то хранить. В общем, для Смоленска такой наплыв рабочей силы был бы сомнительным удовольствием. Кроме того, в течение сезона стало необходимым отработать механизм взаимодействия с областным и городским руководством. Смоленские власти отнеслись к трудностям реставрации с пониманием, оказав посильную помощь и поддержку. Ожидалось, что башню Громовую откроют к 25 сентября 2020 года. Не вышло – реставрация затянулась и перешла на 2021 год. И опять понадобились дополнительные средства.
Фото: Григорий Калачьян
В течение осени 2020 года и зимы 2021-го представители заказчика обратили внимание, что есть несоответствие между заявленными работами по контракту и фактически выполненными. В распоряжении редакции оказались документы, которые дают основание предположить, что при реставрации могло иметь место завышение цен на материалы, а фактическое проведение некоторых видов работ вызывало серьёзные сомнения. Но тут нужны специалисты, способные точно определить, соответствуют ли объёмы и виды работ выполненным. Будет отлично, если эти предположения не подтвердятся, даже в случае внимательной проверки со стороны, например, правоохранительных органов или – чем чёрт не шутит — Счётной палаты. Работа на башне идёт своим чередом. Реставрация – это, совсем уж грубо говоря, кирпичи и доски, уложенные согласно проектам. Плюс коммуникации: вода и электричество – там, где это необходимо и заложено в смету.
Завершить реставрацию всех участков крепости изначально планировали к лету 2022 года. Если судить по темпам работ, сроки имеет смысл подкорректировать в сторону увеличения. Злополучное прясло № 21, часть которого обрушилась, загадочным образом не попало в первоначальный проект. Теперь областная власть намерена просить дополнительных денег у Минкульта на дополнительный ремонт. А это ещё время: нужен проект, нужна экспертиза, нужны аукционы. В общем, отчитаться можно, но хвалиться особо нечем.
Ещё перед началом реставрационных работ активные смоляне предлагали проводить общественный контроль над ходом и качеством работ. Но, по мнению экспертов, такую деятельность могут вести специалисты, в частности, ВООПИК – Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Отделение ВООПИК в Смоленске есть. Представители столичного общества пытались расшевелить смолян, но пока без особых успехов.
Фото: Александр Григорченков
И, наконец, совсем уж отдалённая перспектива. Предполагается, что после реставрации Смоленскую крепостную стену передадут в музей. И будет всем туристическое счастье. Не совсем так. Для размещения экспозиций необходимо отреставрированный объект приспособить. Приспособление – это ещё один проект. А значит, время и деньги. Ещё надо знать, под что приспосабливать: под смотровую площадку или постоянную экспозицию. И станет ли эта экспозиция действительно востребованной. В этом случае показателен пример «Музея счастья» в башне Маховая. Но это уже другая история.
Реставрация смоленской крепостной стены
как Петр I восстановил крупнейшую в мире кирпичную крепость
Под руководством Петра I по всей стране было возведено немало крепостей. Одной из площадок для воплощения новаторских идей императора стал «город-щит» России – Смоленск. Его крепость на протяжении веков защищала западные рубежи государства. Петр ожидал, что и в Северной войне город на Днепре может сыграть важную роль – не дать шведам прорваться к Москве.
Однако эту крепостную стену реформатор не стал переделывать на западный манер. Он использовал традиции русской фортификации, эффективно объединив их с новаторскими решениям своей эпохи. Почему Петр I сохранил 100-летнюю стену и как ее укрепил в соответствии с современными тенденциями, корреспонденту РИА Новости рассказали специалисты музея «Смоленская крепость».
Задача новой фортификации – сохранить старое
В годы Северной войны перед Петром I стояла задача укрепить рубежи государства. Смоленск как важный стратегический пункт имел большое значение в обороне страны. Однако, как рассказал старший научный сотрудник музея Сергей Александров, городская крепость была в плачевном состоянии. Защитную стену никто не восстанавливал около полувека, с тех пор, как Смоленск снова стал частью России после очередного русско-польского противостояния. Петр стал первым, кто провел ее масштабный ремонт.
В 1692 году император направил в Смоленск подмастерье Гуру Вахрамеева. Он сделал опись крепости и составил смету, в которой указал количество самых важных материалов. И если кирпича было достаточно в самом городе, где было развито его производство, то белый камень и известь привозили либо из Ржевского уезда, либо из Подмосковья. Благодаря этому ремонту удалось полностью восстановить обороноспособность крепостной стены.
По словам директора музея Сергея Пиляка, несмотря на то, что многие крепости Петр перестраивал или возводил по своему проекту, Смоленскую стену император сохранил полностью, приказав ремонтировать ее по старым традициям. Новые цитадели императора возводили из земли и иногда дерева, но эту крепость восстанавливали в ее оригинальном материале – кирпиче. До сих пор Смоленская кирпичная крепость – крупнейшая в мире из уцелевших, длиной порядка шести километров.
«Смоленскую крепость Петр приказывал ремонтировать так, как она была построена изначально, – по старым образцам. В некоторых местах приходилось даже заново по ним строить. Это не имеет аналогов. Петр имел к кремлевским стенам и башням известное предубеждение. Но здесь он ничего не поменял. Да, появились дополнительные рубежи, но вот кирпичная стена, которая до сих пор сохранилась почти наполовину, при Петре укреплялась как раз по старым лекалам», – пояснил Сергей Пиляк.
По мнению специалиста, возможно, это было некой военной хитростью Петра I. Смоленская крепость очень большая, и если применять какие-то новые решения, но не реализовывать их на всей крепости сразу, враг быстро увидит старые и слабые места, которые можно легко атаковать.
Также, по его словам, крепость охватывает территорию 2,03 км² – для сравнения это чуть больше площади государства Монако. Поэтому с учетом такого масштаба перестраивать ее было бы слишком затратно. По мнению Пиляка, проще было действительно, сохранив старый фасад, расширить рубежи обороны – чем Петр и занимался.
Новое время требует новых решений
«С 1698 по 1711 год Петр побывал в Смоленске, по нашим последним подсчетам, четырнадцать раз. Он всегда лично осматривал его стены. Во время первого приезда в город император обошел всю крепость по периметру, проверяя ее состояние и готовность к будущей войне», – отметил Сергей Александров.
В то время в Европе главенствовала бастионная система укреплений – пятиугольных оборонных сооружений. Благодаря такой форме вся стена просматривалась и простреливалась, а у основания не оставалось слепых зон, где бы мог прятаться противник. Следующий мировым тенденциям, Петр I велел создавать такие укрепления в Смоленске.
Так, перед крепостными башнями стали возводить бастионы, которые бы защищали подступы к стене. Как объяснили специалисты музея, таким образом город получил дополнительную защиту – противнику пришлось бы последовательно разрушать каждую линию обороны, неся при этом потери.
На момент реконструкции у смоленской крепостной стены уже был дополнительный рубеж обороны, подчеркнул специалист музея Дмитрий Балыбин. Это земляной Литовский вал, который был возведен еще во времена Ивана Грозного. Кирпичная стена, которая была построена позднее, повторяет геометрию этого вала – между ними небольшое расстояние порядка двадцати метров.
Кажется, что земляные укрепления не эффективны по сравнению с каменными. Однако, как пояснили специалисты музея, для того времени это было лучшим решением. Пушечные ядра, особенно большого калибра, могли серьезно повредить или сразу разрушить каменную кладку. Земляные же бастионы были более устойчивы к обстрелу, а ямы от снарядов можно было быстро засыпать. Такое укрепление могла уничтожить только долгая, методичная бомбардировка.
«Такие же делали в Италии с XIV века, а у нас в стране с конца XVI. Но Смоленск получил такую систему укреплений именно при Петре», – рассказал Дмитрий Балыбин.
Бастионы Смоленска как исключение для петровской фортификации
Комплексное строительство фортификационных сооружений как системы в Смоленской крепости применялось впервые. Однако два отдельных бастионных укрепления на тот момент в городе уже были. Их построили поляки на месте взорванных в ходе сражений башен, пока Смоленск был в составе Речи Посполитой. Так, они возвели земляную Королевскую крепость и вал, позднее названный Шейновым бастионом.
По словам специалистов, их состояние на тот момент уже не соответствовало требованиям современных укреплений. Царь взялся за полную реконструкцию бастионов, фактически построив их заново. Учитывая, что изначально их возвели поляки, можно считать, что Петр стал первым в России, кто построил отдельные бастионы. Так император вновь выступил как новатор военного дела – не только для Смоленской крепости, но и фортификации страны в целом.
«У нас в стране старались все-таки обеспечить какое-то единообразие. То есть если строить крепость из кирпича, то целиком, если возводить бастионы, как, например, в Петропавловской крепости, то со всех сторон. А тут, на этом месте, появляется вот такая вот земляная вставка», – отметил Сергей Александров.
Тогда Шейнов бастион оформили, сделав из него полноценное многоугольное земляное укрепление. Он получил второе название – крепость Ковалье. Внутри бастиона был так называемый кавальер – огороженная, защищенная от расстрела площадка. Там можно было содержать небольшой гарнизон.
Сейчас, глядя на эти остатки земляной насыпи, трудно представить себе, что когда-то она была серьезным препятствием для противника. Но, как объяснил старший научный сотрудник музея Сергей Александров, укрепленная и обновленная Петром преграда в более позднее время осела, холм порос травой и деревьями и, предположительно в целом потерял свою форму, так как мог быть засыпан землей.
Внекрепостная оборона Смоленска – новое и проверенное временем старое
Еще одним из важных нововведений Петра I в Смоленской крепости стал кронверк. Это понятие в русском языке объединило два немецких слова: kroon – корона и werk – крепость.
Кронверк построили в Заднепровье. Крупное земляное укрепление длиной в 2,5 километра и высотой до шести метров защищало уязвимое место города со стороны реки. Как объяснил Сергей Пиляк, все остальные части Смоленской крепости находятся на рельефной местности, а со стороны реки дополнительной защиты для стены не было.
Кроме того, новая земляная крепость защищала Заднепровский посад – часть города, где жили ремесленники и торговцы. С противоположной стороны реки тогда проходили самые оживленные дороги, в том числе та, которая вела к Московскому Кремлю. То есть Петр таким образом еще создал площадку для обстрела всех, кто мог проходить по правому берегу Днепра.
Однако не всегда царь использовал достижения нового времени в своей фортификации. Так, опасаясь угрозы от шведов на пограничной области, западнее Смоленска, он впервые для себя прибегнул к хорошо зарекомендовавшей себя в истории России засечной черте. Она должна была закрыть беспрепятственный проход для неприятеля напрямую через Смоленск в Москву. До Петра I такие преграды строили только на южных рубежах, для защиты от набегов татар.
Это оборонительное укрепление представляло собой непроходимые лесные завалы и частоколы, в которых сооружались охраняемые проходы. Все строительство было возложено на жителей городов и прилегающих деревень. По линии засек сооружались небольшие крепости, из которых позже возникли многие города.
Так, в 1706 году Петр приказал инженеру Василию Кормчину построить засеку от Пскова до Чернигова. Местом сбора на строительство был город Смоленской области Дорогобуж – отсюда засека уходила на север и юг, протяженностью около 700 километров.
«Мы понимаем, что Петр Первый – новатор по душе. Но когда возникла задача оградить западные рубежи, то он взял ту технологию, которая зарекомендовала себя еще за многие столетия до его рождения. То есть в этом случае Петр не гонится за новым, как часто бывает у эффективных менеджеров, а проявляет себя как нормальный русский мужик – он понимает, что в данном случае надо сделать по старинке и это тут хорошо сработает. Для каждой конкретной проблемы он искал решение не только в будущем, но и в прошлом. То есть он тем самым объединял и традиции, и новаторство», – отметил Сергей Пиляк.
Такие масштабные укрепления в итоге не были проверены в бою – в этот раз война обошла Смоленск. В 1708 году русская армия не допустила шведов в пределы России. Петр, находившийся в городе несколько месяцев, вместе с войском вышел к деревне Лесной на западном фронте, где разбил корпус генерала Адама Левенгаупта. Царь с триумфом вернулся в Смоленск, где и прошла торжественная церемония в честь победы русской армии над шведскими войсками.
После, вплоть до генерального сражения Северной войны – Полтавской битвы – в 1709 году, Смоленск был базой снабжения русской армии: тут была уже укрепленная крепость, склады, арсеналы, хорошая дорога. Смоленская крепость при Петре стала щитом, за которым можно было укрыться. Это был крупный торговый город, где были все необходимые для армии товары, а также место пересечения важных путей.
«В этом плане Смоленск оказался совершенно бесценным ресурсом, и Петр это увидел, признал, и он это использовал», – заключили музейные исследователи.