реставрация кровли объектов культурного наследия
Новая жизнь старых домов: как в Москве реставрируют памятники архитектуры
Реставрация памятника архитектуры — сложный и многоэтапный процесс. В зависимости от состояния и размеров здания или сооружения она может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Цель реставрации — вернуть и сохранить исторический облик объекта культурного наследия. Тот, который был изначально задуман автором проекта на момент возведения строения — 100, 200, 300 лет назад — или же сформирован на каком-то этапе его эксплуатации. В этом заключается главное отличие реставрационных работ от обычного ремонта, задача которого — поддержать текущее состояние здания.
В 2019 году в Москве отреставрировали 213 памятников архитектуры. Среди них городские усадьбы (особняки Миндовского и Каратаевой — Морозова), памятники промышленной и гражданской архитектуры (Миусское депо и прачечная Дома Наркомфина) и объекты садово-паркового искусства (беседки «Нерастанкино» и «Миловида» в музее-заповеднике «Царицыно»).
Из каких этапов состоит реставрация
Реставрация (или комплекс работ по сохранению) памятника архитектуры начинается с его первичного обследования. Для этого необходимо получить в нашем Департаменте задание на проведение работ по сохранению, а затем разрешение на научно-исследовательские и изыскательские работы. Они включают в себя изучение всевозможных архивных и справочных материалов, позволяющих получить информацию о строительстве и эксплуатации здания в разные временные периоды. Этим занимаются историки и искусствоведы.
Одновременно архитекторы и реставраторы проводят так называемое натурное исследование объекта. Они выезжают на место и изучают инженерные и конструктивные особенности здания, делают архитектурные обмеры и зондажи (пробные раскрытия слоев штукатурки), копают шурфы (глубокие ямы вдоль фундамента), берут пробы исторических материалов, из которых выполнены, например, какие-то элементы декора, и так далее.
Результаты полученных историко-архивных и инженерно-технологических исследований становятся отправной точкой для разработки проекта реставрации и приспособления памятника архитектуры. Он представляет собой свод методических рекомендаций по проведению работ. В нем содержится эскиз объекта, пояснительная записка с перечнем и обоснованием всех архитектурных, конструктивных и объемно-пространственных решений, необходимых для воссоздания памятника. В проекте подробно описаны этапы реставрации, а также указаны методические решения по реставрации объекта. Важной частью проекта является план приспособления исторического здания под современные нужды. Например, для размещения в нем кафе, библиотеки, музея, какого-нибудь общественного пространства и так далее.
После этого проектную документацию внимательно изучают и согласовывают специалисты Департамента. На следующем этапе определяется подрядчик, который непосредственно займется реализацией проекта. Разрешение на проведение реставрационных работ может получить организация, имеющая соответствующую лицензию на этот вид деятельности.
В Москве работают два крупных профессиональных объединения реставраторов. Это общероссийская общественная организация «Союз реставраторов России» и НП «Российская ассоциация реставраторов». В них состоят научно-исследовательские и проектные организации, а также реставрационные фирмы и индивидуальные архитекторы и реставраторы, которых привлекают для каких-то узкоспециальных работ. Например, есть реставраторы монументальной живописи, специалисты по лепному декору, мастера по позолоте и другие.
Вне зависимости от того, кому принадлежит памятник, Департамент культурного наследия города Москвы на всех этапах ведет контроль. Наши сотрудники регулярно выезжают на объекты и пристально следят за качеством производственных работ и их соответствием проекту. К примеру, в 2014 году началась масштабная реконструкция и благоустройство территории ВДНХ. На сегодняшний день комплексно отреставрированы 14 памятников архитектуры из 49, среди них павильоны № 34 «Космос», № 58 «Земледелие», № 14 «Вычислительная техника и информатика» и другие. Во время реставрации всех павильонов на ВДНХ мне приходилось посещать реставрационные площадки еженедельно.
Завершающим этапом является предоставление научно-реставрационного отчета на согласование в наш Департамент и последующая государственная приемка реставрационных работ.
Уникальные находки историков и реставраторов
Нередко еще при изучении исторических документов о памятнике архитектуры ученые делают неожиданные открытия. Они находят в архивах сведения об уникальных культурных ценностях — архитектурных элементах или декоре, которые были утрачены за годы эксплуатации здания. Так случилось со знаменитым львом на крыше особняка Анны Кекушевой на Остоженке (дом 21). О том, какой была трехметровая скульптура, установленная на кровле дома, историки знали по старым архивным фотографиям. Но вот что произошло с оригинальным львом, к сожалению, неизвестно. Поэтому реставраторам пришлось воссоздать его по имеющимся снимкам.
Процесс занял несколько месяцев. Первоначально был выполнен фор-эскиз небольшого размера из пластилина. Затем после всех этапов согласования была сделана модель из скульптурной глины, с которой в дальнейшем сняли форму и залили бетоном. С помощью бетонной модели произвели выколотку из медных листов. Далее изготовили каркас из нержавеющей стали, на котором закрепили выколоченные и сваренные медные части. В финале льва патинировали и покрыли защитным составом на основе воска. Наверх скульптуру поднимали четыре часа, после чего надежно закрепили на крыше дома при помощи огромных болтов.
Или еще пример. Скрытые керамические барельефы на здании павильона № 6 «Химия» на ВДНХ были обнаружены с помощью зондирования. Это изображения доярки с ведром для молока и свинарки, держащей поросенка на руках. О том, что исторически барельефы находились на этом месте, мы знали по архивным документам. Но считали, что они были утрачены, и планировали их воссоздавать по сохранившимся чертежам. Когда же начали демонтировать позднюю кирпичную кладку на памятнике, то обнаружили совершенно нетронутые художественные композиции 1954 года.
Другой яркий пример из истории реставрации ВДНХ — горельеф Евгения Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!», найденный в павильоне № 1 «Центральный». Уникальное панно много лет скрывалось за гипсокартонной фальшстеной в зале Мира. Конечно, было известно, что скульптор создавал этот горельеф к открытию Центрального павильона в 1954 году и что позднее — в конце 1950-х — горельеф был закрыт. Но то, что он сохранился, стало настоящим открытием для нас. Специалисты провели комплексную реставрацию. Увидеть горельеф можно будет после окончания работ в павильоне.
Как подбирают материалы при реставрации
Во время реставрации специалистам часто приходится восстанавливать утраченные элементы. Так называемая докомпоновка проводится из современных материалов. Бытует мнение, что некоторые образцы невозможно повторить. Это не так. Сегодня существует множество видов отделочных и строительных материалов, компоненты которых использовались несколько столетий назад.
Есть, правда, небольшие трудности с докомпоновкой каменных деталей. Дело в том, что камень, добытый на конкретном месторождении, уникален по своей природе. Например, многие здания в Москве, созданные в XIX и начале XX века, облицованы гранитом из рудников Карелии. Сегодня некоторые из них уже закрыты, поэтому приходится заказывать из соседних месторождений, подбирая материал, максимально близкий по структуре и внешнему виду.
Но даже добытый на разных пластах одного рудника камень отличается по структуре. Поэтому, например, для реставрации постамента памятника Горькому на площади Тверская Застава материал подбирался на камнеобрабатывающих комбинатах, где остались части партий гранита, полученные в прошлом столетии.
Технология полного воссоздания какого-то архитектурного элемента имеет свои особенности. Так, чтобы вернуть утраченные маскароны (скульптурное украшение в виде головы человека или животного), снимаются силиконовые формы с уцелевших фрагментов. Как правило, на одном здании бывает не один, а несколько маскаронов. По полученному слепку отливается копия, которая устанавливается на историческое место.
Материалы для реставрации заказываются как на российских фабриках, так и на зарубежных. К примеру, для докомпоновки сохранившейся керамики на фасаде павильона «Земледелие» на ВДНХ была произведена полихромная керамика на одном из подмосковных заводов.
В Московской области также изготовили часть фрагментов разноцветной смальты для облицовки фонтана «Каменный цветок». Остальную привезли из Академии художеств в Санкт-Петербурге, где ее заказывали и в 1954 году.
Кстати, технология производства материала была та же самая, что и более 60 лет назад. Смальту до сих пор делают, соединяя два стекла — цветное и белое. А между ними размещают прокладку из сусального золота или серебра. Для глубины и игры цвета нижний слой стекла должен быть от шести до трех миллиметров, а верхний — от 0,14 и больше. Например, для листьев цветка применялась так называемая глушеная смальта.
При восстановлении фонтана «Каменный цветок» реставраторы тщательно подбирали оттенки, чтобы они полностью соответствовали историческим. Современные образцы прикладывали к сохранившимся подлинным фрагментам на фонтане, и могу с уверенностью сказать, что они абсолютно идентичны по форме и цветам. Тем не менее у горожан возникли вопросы, почему некоторые детали фонтана (особенно зона самоцветов) оказались после реставрации гораздо ярче, чем до нее. Дело в том, что за долгие годы историческая смальта была почти полностью исчезла с постамента фонтана. А незначительные ее остатки покрылись плотным слоем налета, поэтому не выделялись на фоне бетонной конструкции. Сняв их и отчистив от загрязнений, специалисты увидели именно те цвета, что и впоследствии были воссозданы. Всего для отделки фонтана использовалось более 200 цветовых оттенков смальты.
Современная жизнь исторических зданий
В процессе реставрации памятника архитектуры важно соблюсти баланс между сохранением исторического наследия и современной функциональностью здания. При разработке и воплощении плана приспособления объекта перед реставраторами стоит очень сложная задача: вписать в историческое пространство новую функцию дома, не нарушив и не повредив подлинные детали памятника.
Обычно после реставрации в исторических зданиях размещаются школы, библиотеки, магазины, лечебные учреждения и другие социальные объекты. Например, в доме статского советника Андрея Дашкова (Дашков переулок, дом 7) работает теперь детская клиника. Здание, ставшее памятником архитектуры, было возведено в начале XIX века, в 1869-е годы в нем жил директор Румянцевского музея Василий Дашков. Бывшее Миусское трамвайное депо превратилось в гастрономический центр. В павильоне № 71 «Атомная энергия» на ВДНХ после реставрации открылся дворец госуслуг «Мои документы». Павильон № 58 «Земледелие» переоборудовали в центр славянской письменности «Слово», а в павильоне № 62 «Охрана природы» разместился Международный центр балета.
Иногда у здания уже есть определенная функция, поэтому задача реставраторов — сохранить и усовершенствовать ее. Так произошло с детской музыкальной школой имени Р.М. Глиэра. Она была открыта в 1933 году, и с тех пор в доме номер 29 на Большой Якиманке учили юных москвичей музыке. Спустя почти столетие здание изрядно обветшало и стало небезопасным для детей. Специалисты укрепили конструкции четырехэтажного дома, восстановили его исторический фасад, а внутри отремонтировали два концертных зала, фойе, коридоры и 28 учебных кабинетов. Дети во время работ занимались в другом здании.
Еще один пример удачного приспособления объекта культурного наследия под современные нужды — здание Дома-музея Тургенева на Остоженке. В прошлом году он открылся после четырех лет кропотливой проектной и реставрационной работы.
Двухэтажный деревянный дом с антресолями был построен в начале XIX века. До 1917 года в доме жила семья Ивана Тургенева. Позже в нем находились коммунальные квартиры. В 1960-е его признали памятником культуры, а в 1974-м — после расселения коммуналок — в здании провели первую реставрацию. До конца 2000-х здесь располагалась организация «Спортинтерпром».
В преддверии 200-летия писателя здание комплексно отреставрировали. Специалисты усилили фундамент и несущие конструкции, отреставрировали деревянные стены, окна, двери, интерьеры и фасады. Кроме того, в здании расширили входную группу и подвал, а также воссоздали деревянную лестницу между первым и вторым этажами. Благодаря встроенному лифту музей стал доступен для маломобильных посетителей. Теперь в доме-музее хранится более 1500 экспонатов. В их числе — последний прижизненный портрет Ивана Тургенева, раритетные издания его книг и другие уникальные предметы.
Реконструкция объектов культурного наследия
Памятники России – неотъемлемая часть мирового культурного наследия, которая нуждается в регулярном обслуживании и охране. Постоянное воздействие климатических и других внешних факторов постепенно разрушают конструкции сооружения.
В 2019 году в России насчитывалось около 140 тысяч объектов историко-культурного наследия, в том числе 25 тысяч – федерального значения. Поддержание ценных памятников в достойном состоянии – сложная задача, требующая совместной работы высококвалифицированных специалистов разного профиля.
Для сохранения исторических памятников федеральными и региональными органами власти организуется реконструкция объектов культурного наследия. Она направлена на снижение скорости разрушения конструкции, усиления элементов, восстановление экспозиционного внешнего вида. К объектам историко-культурного наследия относят скульптуры, памятники архитектуры, деревянное зодчество и многие другие сооружения.
Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия: принципы и особенности работы
Эксплуатационные характеристики всех сооружений со временем ухудшаются. Неизбежный износ исторических памятников связан не только с временным фактором, но и с негативным влиянием погодных условий, механических воздействий.
Реставрация и реконструкция должна осуществляться с учетом требований методики, для поддержания объектов культурного наследия в достойном состоянии специалисты используют щадящие технологии, не способные нарушить первоначальный художественный образ и нанести ущерб предмету охраны.
Неотъемлемая часть реконструкции – инженерно-геологические изыскания и обследование. Мероприятия необходимы для оценки состояния конструкций, разработки оптимального плана работ по восстановлению, усилению, реставрации. Уже на данном этапе специалисты должны внимательно подходить к выбору способов обследования. Состояние несущих конструкций памятника изучают методами неразрушающего контроля: оптическими, акустическими, радиационными, тепловыми, электромагнитными.
Один из распространенных способов для поиска мест выполнения шурфов – использование для обследования участка георадара. С помощью прибора дополнительно можно обнаружить геометрию и толщину кирпичных сводов, качество каменной кладки, границы фундамента, у которых утрачена надземная часть.
При выполнении работ по восстановлению памятников специалисты должны учитывать три группы факторов для сохранения целостности исторической среды – художественно-эстетические, историко-архитектурные и социокультурные.
Примеры работ по сохранению объектов культурного наследия:
В процессе реконструкции памятников культурного значения специалисты обязаны использовать такие технологии и материалы, которые не нарушат достоверность, исторический облик, мемориальные символы и другие значимые элементы сооружения.
Один из важных принципов выполнения любых работ – нанесение новых слоев материала и воссоздание утраченных элементов возможно лишь после консервации, когда специалисты убедились в устойчивости и надежных прочностных характеристиках конструкции.
Лицензия на реконструкцию объектов культурного наследия
Для выполнения работ по сохранению объектов историко-культурного наследия компания должна получить лицензию Министерства культуры. Задача претендента – доказать высокую квалификацию штатных специалистов и наличие ресурсов для реконструкции зданий. Строгие требования предъявляются к профессионализму компании.
Специалисты в ходе реконструкции часто сталкиваются со сложными нестандартными задачами: восставить мозаику, обработать материал по древней технологии. Неопытные и низкоквалифицированные сотрудники не смогут качественно выполнить данную работу. Разрешение Министерства культуры на реконструкцию могут получать компании, эксперты которой способны грамотно подобрать технологию и материалы, справиться с задачей на самом высоком уровне.
Лицензия на реконструкцию объектов культурного наследия открывает перед организацией обширные возможности и прибыльные контракты. Но получить заветный бланк самостоятельно могут лишь единицы. Большинство предпринимателей допускают однотипные ошибки:
Они теряют деньги, время и нервы, но получают отказ в выдаче лицензии на реконструкцию. Результат – упущенные выгодные контракты и прибыль.
Для получения лицензии Министерства культуры на оказание услуг в области сохранения объектов историко-культурного наследия необходимо обратиться в территориальное отделение ответственного ведомства. Базовое требование к исполнителю работ – наличие в штатном составе трех специалистов-руководителей с 3-летним стажем (за последние 10 лет) в аналогичной области, которые успешно прошли аттестацию в Минкультуры.
После подготовки документов, заполнения заявления и оплаты государственной пошлины лицензионное дело регистрируют в Минкультуры. На проверку сведений специалистами ведомства уходит до 45 дней. Если у сотрудников Минкультуры не возникнет замечаний, соискатель получит право заниматься работами по сохранению исторических памятников. Информация о новой компании будет занесена в единый реестр.
Компания «КАСЛ» предлагает помощь в оформлении лицензии Министерства культуры за 2 месяца. Специалисты помогут подготовить предприятие к проверке и обеспечат выполнение всех требований нормативных актов. Стоимость услуги определяется объемом работ. Для обсуждения индивидуальных условий сотрудничества свяжитесь с представителем «КАСЛ» по телефону.
Разъяснения по проведению ремонтных работ на ОКН
Разъяснения по проведению ремонтных работ на объектах культурного наследия, расположенных на территории Московской области.
В соответствии с требованиями ст. 42 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) к ремонтным работам на объекте культурного наследия относятся научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
В соответствии с требованиями ст. 47.2 и 47.3 Федерального закона обязанность по сохранению объекта культурного наследия и осуществлению расходов на его содержание и поддержание в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии возложена на собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.
Обязанности по сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия в отношении многоквартирного жилого дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (ст. 56.1 Федерального закона).
Согласно письму Министерства культуры Российской Федерации от 27.05.2014 № 106-01-39/12-ГП необходимость в ремонте памятника подтверждается актом технического состояния (технического отчета о состоянии объекта культурного наследия), который составляется на основании визуального и (или) инженерно-технического обследования памятника. В указанном акте фиксируются повреждения (дефекты) объекта и его элементов с причинами их возникновения для обоснования проведения локальных ремонтных работ на памятнике или его элементах, подвергшихся в процессе эксплуатации износу.
Ремонтом считается, в том числе, замена и (или) восстановление конструкций объекта культурного наследия или элементов таких конструкций, за исключением несущих конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения объекта культурного наследия или их элементов, чье техническое состояние ухудшилось в процессе эксплуатации (например, устранение протечек в интерьере и на фасадах, ремонт покрытия кровли, покраска фасадов, замена и модернизация устаревшего оборудования инженерно-технического обеспечения, ремонт паркетного пола в случае вывала отдельных плах паркета). При этом применяются аналогичные утраченным материалы, а в случае ремонта (замены) оборудования инженерно-технического обеспечения – оборудование, улучшающее показатели.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона проведение ремонтных работ на объекте культурного наследия (в том числе работы по ремонту фасада) должны проводиться на основании разрешения, выданного Главным управлением.
Выдача разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется в соответствии с Порядком выдачи разрешений
на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного
в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21.10.2015 № 2625.
Согласно требованиям п. 5.2 указанного порядка для проведения работ по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования необходимо представить в Главное управление следующие документы:
1. Заявление о выдаче разрешения.
2. Копию договора на проведение авторского надзора и (или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведением авторского надзора.
3. Копию приказа о назначении ответственного лица за проведение научного руководства.
4. Копию договора подряда на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия.
5. Проектная документация (рабочая) либо рабочие чертежи на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ.
К проведению работ по сохранению объектов культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Реестр лицензий на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации размещен на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе «Лицензирование» по адресу: http://mkrf.ru/deyatelnost/licenzirovanie.
Разъяснения о проведении работ по фасадам объектов культурного наследия изложены в письме Министерства культуры Российской Федерации от 19.07.2017 № 212-01.1-39-ВА.