ремонт сколов на двери автомобиля
Закрашиваем сколы лакокрасочного покрытия кузова автомобиля
Закрашиваем сколы ЛКП — ликбез: как это делаю я.
Ранее (www.drive2.ru/l/1392150/) я уже писал, что прикупил оригинальный набор для подкрашивания сколов кузова.
Краска у меня — белый перламутр (34К), поэтому 3-х компонентная: краска (праймер), перламутр и лак.
И в прошлом году закрашивал и в этом пришлось тоже. По прошествии времени — хочу поделиться собственным опытом «не профи» в этом деле.
Сразу хочу сказать, что получается не идеально. Место закрашивания всё равно видно. Особенно тому кто закрашивал или тому кто знает где был скол, т.к. вы точно знаете это место и глаза сами ищут его, и, естественно, находят. Но если посторонний человек не знает, где вы закрашивали (естественно, при условии если аккуратно закрашивали) — то найти это место достаточно сложно.
Недавно сам убедился в этом. Вот пример из жизни.
К 1 марта мне нужно было заключить договор на КАСКО с новой страховой. Попросили помыть машину. Оценщик сам подъехал ко мне на парковку, я вышел и показал ему абсолютно чистую машину. Он долго осматривал её и выявил два скола на капоте. Я их даже сам не видел, за эту зиму появились — свежие (тут об этом потом писал: www.drive2.ru/l/3524813/). При этом я знал, что у меня есть два закрашенных лично мной еще по-осени скола. Но оценщик их не заметил!
Пожалуй, это хороший показатель. Т.е. набор для подкрашивания сколов имеет право на жизнь.
Вот только времени и желания особо ковыряться с этими сколами зачастую нет никакого. Не ржавеют же и ладно.
Опишу свою новую процедуру по достаточно безпроблемной закраске сколов оригинальным набором за три захода.
Оригинальный набор для цвета моего авто (34К перламутр) состоит из двух коробочек по две банки в каждой: праймер, перламутр, лак и пустая банка. Как и оригинальное ЛКП автомобиля — всё наносится по-слойно, ничего смешивать не нужно.
Итак, имеем скол:
Как видно на фото — скол до металла. С ним я проездил всю зиму и только сейчас, когда наконец потеплело — дошли руки что нибудь с ним сделать.
Есть и второй скол, но он более мелкий.
1 шаг:
— теплая погода, желательно +15 и выше, солнечно.
— имеем при себе пластиковую карточку и кусочек неволокнистой ткани (женский тампон для снятия макияжа или «замша» или фетр для протирки экрана монитора), а так же деревянную зубочистку.
— аккуратно моем небольшое пространство около скола.
— обезжириваем скол (спирт, обезжириватель)
— достаем праймер (баночка с надписью Primer) и трясем его (шарик внутри баночки размешивает праймер). Минуты достаточно. Праймер, судя по всему, водорастворимый, т.к. сохнет очень долго, при этом не уменьшается в размерах (не усыхает) и легко стирается тем же спиртом.
— с кисточки из баночки с праймером наносим праймер на кончик зубочистки. Немного. Чуть больше по объему чем скол.
— наносим праймер непосредственно в скол. Можно сказать — капаем в него. Пускай будет больше скола и выходить за края скола — главное, что бы не текло. Т.к. праймер легко удаляется, то его излишки за пределами краёв скола мы потом ликвидируем.
— ждем. долго ждем. потом еще ждем. Я бы рекомендовал ждать — пару часов, никак не меньше.
— праймер подсыхает и уплотняется в сколе:
— излишки праймера удаляем пластиковой карточкой. Если просто ребром карточки — можно поцарапать ЛКП, поэтому на меньшую сторону карточки натягиваем половинку тампона (или кусочек тканной замши) — главное, что бы ребро карточки не было бы излишне мягким за счет материала. Т.е. целый тампон — слишком толстый, нужно его раздвоить и менее ворсистой стороной наружу обернуть ребро карточки придерживая пальцами.
Перед этим мочим тампон спиртом — немного, просто слегка пропитан спиртом. Теперь ребром картоки с тампоном сравниваем скол вровень с ЛКП автомобиля. Т.е проводим карточкой несколько раз по сколу с праймером и излишки праймера удалятся (в тампон). Главное тут — совсем не вытереть из скола праймер. Нужно просто сравнять его, вот так это будет выглядеть:
— на этом этапе больше лучше ничего не делать. Можно ездить на машине — минимум день, можно даже месяц — пока время не появится для реализации 2 шага.
Я даже не помню точно сколько ездил с одним только праймером в сколе, наверное неделю, вот как это выглядит по прошествии времени:
2 шаг:
— теплая погода, желательно +15 и выше, солнечно.
— имеем при себе пластиковую карточку и кусочек неволокнистой ткани (женский тампон для снятия макияжа или «замша» или фетр для протирки экрана монитора), а так же деревянную зубочистку.
— снова смоченным спиртом тампоном на торце карточки освежаем разочек над сколом (для удаления микрозагрязнений), а заодно и обезжиривается.
— достаем из набора перламутр (баночка с надписью Crystal White Mica 34K) и трясем его (шарик внутри баночки размешивает перламутр). Долго трясем. Минимум минуты 3, т.к. кристаллы перламутра должны хорошо и равномерно перемешаться. Перламутр имеет основу как обычные автомобильные краски, поэтому сохнет очень быстро. За 15 минут он высыхает. Высыхая, перламутр очень сильно теряет в объеме, т.е. — испаряется (но не полностью) и частично впитывается в праймер, оставляя на праймере кристалы перламутра. Поэтому наносить его нужно в меру.
— используя зубочистку наносим на скол, зашпаклеванный праймером, каплю перламутра. Объем капли должен быть такой, что бы она не текла, но имела выпуклость (т.е. возвышалась над сколом). Потом она усохнет (испарится и возвышения пропадет).
Вот как эта капля выглядит (только что нанесенная):
А это — уже подсохшая по прошествии 15-20 минут:
— на этом этапе в принципе, если времени нет, то тоже уже можно ездить денек-другой, но лучше подождать часок и финишировать наш скол 3-м шагом.
3 шаг:
— теплая погода, желательно +15 и выше, солнечно.
— имеем при себе деревянную зубочистку.
— достаем из набора лак (баночка с надписью Clear Coat) и трясем его. Минуты 2-3 достаточно будет.
— на кончике зубочистки наносим на скол (точнее — на ранее нанесенный перламутр) небольшой слой лака. Тут есть небольшая проблема — лак так сильно как перламутр не усыхает, поэтому каплей его не нужно наносить — желательно ровный слой. Для этого зубами чуть распушаем кончик зубочистки (делаем небольшую «лапку» на кончике зубочистки) и буквально промакиваем скол лаком с лапки зубочистки.
Лак сохнет не так быстро как праймер, но всё равно достаточно быстро.
Бугорок всё равно будет и с этим ничего не поделать. Лучше, что бы не повредить ЛКП вокруг скола — ничего не полировать. Пускай небольшой бугорок остается.
Вуаля!
Несколько разных фото, в разные дни, с разных расстояний, с разным освещением полученного результата:
Ремонт царапин
Ремонт царапин автомобиля в Москве не очень дорого обойдется. Но при этом необходимо понимать риски. Некачественные расходники приводят к появлению ржавчины на кузове, некорректно выбранный тон ухудшит эстетичность покрытия, никто бы не захотел обнаружить пятно другого оттенка на кузове.
Всегда хочется поехать в автосервис, уровня пониже, что может привести к катастрофе для кузовного ремонта. При повреждениях и сколах на видимых деталях кузова (бампер, капот, багажник, двери, крыша), неизбежно использование компьютерного подбора колера. И при покраске вашего автомобиля не в специализированном боксе для покраски авто, возникает вероятность того, что на только что покрытую лак или краску могут попасть мелкие частички грязи и пыли, а они в свою очередь нарушают герметичность покрытия, делая ее уязвимым для коррозии металла при определенных погодных условиях.
Кузовной ремонт сколов и царапин авто в Москве можно получить в » Мега-Сервисе». Профессионалы осуществляют локальную покраску кузова. В перечень работ входят перечисленные ниже услуги:
Ремонт царапин автомобиля в Москве с «Мега-Сервис» очень просто. Вам необходимо набрать номер специалиста, заполнить форму заказов на нашем сайте, отправить по электронной почте, а также можно выслать фото кузовных проблем. После этого эксперт составит предварительный расчет набора и стоимости услуг. Не нужно тянуть с ремонтом сколов и царапин, потому что небольшая неприятность впоследствии коррозии превратится в уже дорогостоящую процедуру. Мы ждем вас прямо сейчас.
Ремонт / Удаление сколов на дверях автомобиля
По сравнению с царапинами сколы на дверях встречаются реже, причем в основном только в нижней половине. Но проблема таких повреждений ЛКП все-таки существует, а ремонтировать покрытия в таких случаях сложней. Технология во многом сходна с удалением царапин, но для сколов подходят не все способы. Кроме того, из-за увеличенной площади дефекта возрастает опасность быстрого появления ржавчины даже при небольшой глубине скола. Поэтому не стоит затягивать с посещением сервиса, в противном случае работы обойдутся существенно дороже.
Приезжайте к нам, уберем сколы на дверях независимо от глубины повреждения, в отдельных случаях это удастся сделать без перекраски. Работаем с покрытиями любого цвета и качества, в том числе и с эксклюзивными многослойными. Подберем цвет, восстановим ЛКП так, что повреждений не будет видно, обеспечим защиту металла от появления коррозии. Удаляем сколы и с наружной поверхности, и с деталей дверных карт, сделанных из разных материалов. Ремонтируем быстро, а стоимость не выше средних московских расценок.
График: с 8:00 до 22:00
Цены на ремонт сколов дверей авто + другие услуги сервиса
Глубина скола — кол-во сколов Точечное удаление любых сколов заполнением* | до 10 сколов | до 20 сколов / –20% | больше 20 сколов / –40% |
---|---|---|---|
На лаке (полировка) 10–20 мин | 500–1150 | ||
До краски (эмали) день | 800–1200 | 1300–1900 | 1400–2200 |
До грунта день | 1000–1600 | 1700–2500 | 1900–2800 |
До металла день | 1300–1900 | 2000–3100 | 2300–3500 |
1. Для точечного заполнения сколов потребуется краска. Минимальный заказ краски — 350 рублей (100 граммов). Этого хватит, чтобы заделать в большинстве случаев огромное количество сколов. Нестандартные материалы типа перламутра могут стоить чуть дороже.
2. Удаление сколов методом заполнения — не перекраска, поэтому при ближайшем рассмотрении в некоторых случаях при определенном освещении они будут еле заметны, так как краска наносится не пистолетом, а кисточкой. Получается другая плотность ЛКМ.
3. Если сколов много и перекраска (локальная или полная) будет стоить примерно столько же, как и точечное удаление сколов, тогда предложим вам перекрасить деталь. Перекраска визуально всегда лучше выглядит, чем заполненные сколы.
4. Точную цену назовем только после осмотра повреждений по фотографиям, видео или очно мастером. Кстати, минимальный заказ услуг по сколам — 1000 рублей.
Локальная покраска двери день 3000–5000 руб. Полная покраска двери 1 день 4000–7000 руб.
Неглубокие (поверхностные) 20 мин 1150 руб. Средние 1-2 дня 3000–7000 руб. Глубокие 1-2 дня 3600–7800 руб.
до 5 см 3–5 ч 500–1500 руб. до 10 см день 1000–1500 руб. до 15 см день 1200–2000 руб. до 20 см день 1600–2800 руб. свыше 20–25 см 1-2 дня 2000–3600 руб.
до 10 см день 500–1500 руб. свыше 10–15 см день 1000–2500 руб.
до 10 см день 1500–2000 руб. до 20 см 1-2 дня 2000–5000 руб.
На плоской поверхности (до 10–15 см) 1-2 дня 1000–2500 руб. На ребре (до 10–15 см) 1-2 дня 1000–2500 руб.
Удаление сколов с других деталей
Колесная арка от 400 руб. Багажный отсек от 500 руб. Бампер от 500 руб. Передняя дверь от 500 руб. Задняя дверь от 500 руб. Стойка двери от 400 руб. Капот от 700 руб. Колпак зеркала от 200 руб. Крыло от 500 руб. Крыша от 800 руб. Порог от 500 руб.
Гарантия на ремонт сколов дверей
Если в течение гарантийного срока где-то что-то будет не так, не важно что, по нашей вине, тогда мы всё бесплатно исправим и предоставим скидку на последующее обслуживание.
Полезная информация о ремонте сколов на дверях автомобиля
Характер сколов на двери и причины появления
Понятно, что основной причиной становятся камни, причем чтобы получился скол, он должен ударить фронтально, а не по касательной, как при царапинах. Но существует ряд факторов, которые создают предпосылки для появления таких дефектов. Среди них выделим:
В этих случаях прочности покрытия недостаточно для того, чтобы выдержать даже незначительные удары, поэтому риск появления сколов серьезно увеличивается.
Если рассматривать скол под микроскопом, то он отчетливо будет напоминать кратер вулкана — жерло самого повреждения, рваные неровные края. Основное отличие в глубине повреждения. На практике приходится сталкиваться с такими дефектами:
Но особую опасность представляют застарелые сколы, по которым проступила ржавчина. Тут уже не обойтись локальным ремонтом по щадящей технологии, поэтому обращайте внимание даже на незначительные дефекты.
Диагностика и подготовка к ремонту
Время ремонта и итоговый результат напрямую зависят от правильности подбора технологии удаления сколов. Поэтому в любом случае начинаем с диагностики поврежденных дверей. Отметим, что предварительную стоимость можете узнать, прислав нам несколько фото повреждений, а итоговая смета будет рассчитана только на основании дефектовки после очного осмотра в сервисе.
Чтобы выявить все имеющиеся на двери сколы и определить глубину этих дефектов, выполняем следующие операции:
Особое внимание обращаем на сколы до металла. В этом случае важно определить наличие коррозии и размеры очага, так как он нередко уходит под живое ЛКП.
Удаление поверхностных сколов — способы ремонта
В отличие от царапин даже такие сколы нельзя убрать защитной полировкой из-за увеличенной площади повреждения. Даже дорогие средства будут вымыты буквально через 1-2 дня, поэтому ни о какой защите в данном случае говорить не приходится. Но если глубина дефекта не превысила половину толщины слоя лака, то решаем задачу при помощи абразивной полировки.
Технология основана на снятии лака на всю глубину повреждения, в результате чего выравниваем поверхность и полностью избавляемся от скола. На словах все просто, на самом деле такая полировка требует предельной аккуратности, есть риск протереть лаковое покрытие до базы, что повлечет за собой необходимость перекраски. Именно по этой причине самостоятельные попытки выполнить такие работы терпят неудачу. Лучше не рискуйте, приезжайте к нам.
Используем профессиональные полировальные машинки с кругами разной жесткости, комплект гелей или паст с различной степенью абразивности. Общая схема работ при таком способе удаления сколов следующая:
На завершающем этапе выполняем защитную полировку с выбранным вами средством, причем рекомендуем полировать не только отремонтированную дверь, а весь кузов. Так удастся избежать разницы в глубине и блеске покрытия на его разных участках.
Борьба со сколами средней глубины
В этом случае помогает подкраска (ретуширование) сколов. Работа ювелирная, но она позволяет восстановить внешний вид и обеспечить защиту металла от внешних воздействий, минимизировав зону ремонта. То есть, даже при продаже машины в дальнейшем, мало кто сможет сказать, что дверь перекрашивалась. Именно по этой причине большинство из вас и выбирает такой точечный ремонт.
Основная сложность связана с тщательной подготовкой поверхности при малой площади повреждения и необходимость точно воспроизвести толщину имеющихся слоев ЛКП. Если допустить ошибки на этом этапе, подкрашенный скол будет отличаться от основного покрытия.
Технология подкрашивания предполагает выполнение следующих операций:
После полировки отреставрированного участка никаких отличий на ЛКП не будет заметно. Но тут свою роль играет и мастерство колориста, который подбирает цвет базовой краски.
В каких случаях необходима локальная покраска
Если на двери имеются единичные глубокие сколы, в которых уже появилась ржавчина, то технология подкрашивания почти никогда не дает желаемого эффекта. Учитывая необходимость сокращения зоны ремонта, в этих случаях убираем повреждения локальной покраской с формированием перехода по базе и по лаку. Только так удается убрать имеющийся очаг коррозии, в том числе и начавший распространяться под ЛКП.
Общая схема работ при такой технологии следующая:
После полной полимеризации лакового слоя полируем поверхность, что позволит добиться одинакового внешнего вида всех участков ЛКП.
Когда может потребоваться полная перекраска двери
При наличии 3–5 и более сколов со ржавчиной, нет смысла подкрашивать каждый из них отдельно, в этом случае более предпочтительной будет полная перекраска двери. Так будет быстрей и качественней, ведь обновленное ЛКП будет равномерным, а отдельные его участки не станут отличаться по толщине.
Снимать старое покрытие до металла по всей двери не имеет смысла. Зачищаем только поврежденные участки с небольшим запасом по площади и убеждаемся, что коррозийных пятен больше нет. При необходимости обрабатываем эти зоны преобразователем ржавчины на основе ортофосфорной кислоты. Краску на оставшейся части ЛКП просто матируем для повышения адгезионных свойств.
Тщательно промываем и обезжириваем всю дверь. В первую очередь грунтуем оголенные до металла участки, укладывая слой, соответствующий толщине основного ЛКП. После высыхания грунтовки закрываем ей же всю поверхность. Дальше красим, лакируем и полируем по стандартной технологии. Благодаря грамотному подбору краски никаких отличий от других деталей кузова не будет. Отметим, что все работы выполняем по месту без демонтажа, это позволяет сократить время нахождения машины в сервисе.
Как видите, у нас есть возможность восстановить покрытие двери при наличии сколов любой сложности. Если у вас возникла необходимость в таком ремонте, заполните форму на сайте или закажите обратный звонок. Перезвоним и согласуем время, когда вам будет лучше приехать в сервис.
5 способов ремонта сколов лакокрасочного покрытия автомобиля
Кузов автомобиля – деталь, требующая ухода и бережного обращения. Неаккуратная езда, низкое качество дорог и другие факторы часто выступают причинами дефектов на лакокрасочном покрытии автомобиля. Появление небольших сколов на лакокрасочном покрытии требует ремонта, потому что портит вид машины и становится причиной дальнейших повреждений. По этому водителям бывает нужна информация о том, как убрать сколы на кузове автомобиля.
Причины появления и последствия сколов
Ни один автовладелец не застрахован от повреждения лакокрасочного покрытия. Кроме неаккуратной езды сколы на автомобиле появляются по следующим причинам:
Автовладелец не замечает образование мелких сколов краски. Только внимательное обследование кузова после поездки и очистка авто от грязи помогает найти возможные дефекты. При их обнаружении желательно отремонтировать кузов как можно быстрее. Оставлять незначительные повреждения без внимания чревато последствиями.
Микроповреждения нарушают целостность лакокрасочного покрытия и становятся причиной для его дальнейшей коррозии, а увеличение площади дефекта сделает ремонт дорогостоящим. При ожидании ситуация усугубится уже началом ржавления кузова. Поврежденная краска не сможет препятствовать окислению металла. В этом случае кузову машины потребуется длительный и затратный профессиональный ремонт.
Виды сколов и устройство лакокрасочного покрытия
Лакокрасочное покрытие автомобиля состоит из грунта, краски и прозрачного лака, служащего дополнительной защитой. Некоторые краски уже имеют в своем составе лак, поэтому не требуют нанесения дополнительной защиты. По глубине сколы на машине делятся на повреждения:
По типу дефекты лакокрасочного покрытия делятся на:
Ремонт требуется при возникновении повреждений каждого слоя, а не только царапин, дошедших до грунта. Мелкие сколы заделать значительно легче.
Как убрать сколы на кузове автомобиле
Перед тем, как приступить непосредственно к ремонту, необходимо найти все сколы на кузове и оценить ущерб. Для этого следует тщательно осмотреть автомобиль, особенно в районе переднего бампера, передних фар и радиатора.
Чтобы правильно отреставрировать авто, следует оценить общее состояние, определить, поврежден ли грунт. Если повреждения не слишком серьезные, имеет смысл приступать к ремонту своими руками с помощью специализированных средств. Существуют следующие способы восстановления лкп:
Перед началом нанесения покрытий требуется тщательно очистить поверхность от коррозии. Место повреждения следует отмыть от грязи. При помощи шлифовальной бумаги для сглаживания поверхности создайте основу для нанесения покрытия.
Категорически запрещается использовать преобразователь ржавчины. При его применении на месте коррозии проявится пятно даже после покраски.
Далее происходит нанесение основного реставрирующего покрытия. Есть разные способы нанесения, поэтому рассмотрим их более подробно ниже.
Последним этапом является шлифование и полировка поверхности. Шлифовка производится при помощи бумаги P2000 с использованием жесткой основы, а полировка – при помощи полировальной пасты и салфетки. Для оценки полученного результата удобнее всего использовать воду и следить за тем, чтобы она равномерно растекалась по поверхности.
Полироль, антицарапин, полировочные пасты
Этот способ реставрации применяется, чтобы убрать мелкие сколы на машине. Неглубокие повреждения покрываются специальной пастой, антицарапином, после сушки. Это помогает остановить дальнейшую коррозию и сделать сколы менее заметными. Основными преимуществами выступают простота исполнения и надежность покрытия. Среди минусов можно отметить длительность работы.
Некоторые автовладельцы предпочитают периодически обрабатывать полиролью весь кузов. Это позволяет на ранних этапах избавиться от малозаметных дефектов, предотвратить дальнейшую коррозию и обновить внешний вид машины, придав ей блеска как после покраски.
Покрытие сколов полировальной пастой будет заметно, если:
Карандаши
Этот способ относится к реставрации условно. Карандаши чаще всего используются как временное устранение сколов. Это самый простой способ ремонта сколов на кузове автомобиля своими руками. Продаются три типа реставрационных карандашей:
Восковой карандаш – применяется для удаления сколов любой глубины. По виду и способу нанесения он напоминает губную помаду. В составе веществ таких карандашей имеется ингибитор коррозии, поэтому он является надежной, но недолговечной защитой. Для временного ремонта замажьте карандашом поверхность, не очищая ее от коррозии.
Гель корректор – возможность обойтись без полироли для реставрации лакокрасочного покрытия. Жидкость в таком карандаше имеет большую вязкость и долго застывает. После реставрации дефекта таким карандашом поверхность визуально не отличается от других участков.
Красящий карандаш – флакон с краской, готовой к применению. Он хорошо подходит, чтобы замазать небольшие сколы на машине или легкое повреждение. Особенно чувствителен к коррозии. После использования поверхность рекомендуется покрывать лаком и полировать.
Аэрозольные баллончики
Оптимальное средство для устранения больших по площади сколов. Производится после шлифовки и очистки места повреждения от старого слоя ЛКП. При правильном подборе цвета подкрашенные места не отличаются от остального кузова.
Краска из баллончика держится дольше, чем из карандаша благодаря равномерному нанесению. Дополнительное преимущество — это возможности закрашивать труднодоступные места.
Кроме краски в баллончиках имеется автогрунтовка, необходимая для покраски мелких, но глубоких сколов. Также существует акриловая краска, не требующая нанесения лакового покрытия.
Ремонт сколов с применением лака
Лак – верхний защитный слой покрытия. При серьезных повреждениях вскрытия полиролью недостаточно. После локального ремонта скола требуется нанесение лака.
Покрытие поверхности лаком осуществляется после полного засыхания краски. Лак наносится в несколько тонких слоев до того, как поверхность поврежденного места будет немного выступать за уровень внешней части лкп. После этого неровность исправляют, выравнивая поверхность при помощи шлифовки.
Если скол добрался до металла и стал причиной коррозии
Запущенные дефекты становятся причиной коррозии. Если повреждение добралось до металла, требуется срочный ремонт скола на кузове автомобиля.
Чтобы удалить такое изъян, следует зачистить поверхность вокруг него крупнозернистой наждачной бумагой. Для того, чтобы краска лучше легла, границы реставрируемой зоны должны быть пологими. После очистки поверхности следует обработать ее грунтовкой и подождать засыхания слоя.
Желательно заделать скол краской, имеющей в составе лак, так как при покрытии им поверх покрасочного слоя место устранения дефекта будет заметно.
Инструменты для устранения сколов
Для устранения дефектов на кузове в автомагазинах продаются специальные наборы. Они включают в себя грунтовку, краску и лак, а также кисточки для нанесения покрытий. Набор для ремонта сколов на кузове располагает большим ассортиментом цветов и позволяет заделать практически любые дефекты и царапины.
При обнаружении незначительных повреждений на кузове машины не стоит оставлять их без внимания. Аккуратное обращение с машиной, а также своевременно проведенный ремонт позволит сохранить лакокрасочное покрытие машины в исправном состоянии более 10 лет.