ремонт фасадов зданий исторических
Что нужно знать о ремонте фасада исторического здания
Фасады зданий со временем начинают разрушаться. Свой вклад в это вносят погодные условия, механические воздействия, солнечное ультрафиолетовое излучение и ограниченный срок службы стройматериалов. В итоге здание утрачивает первоначальный вид и для его восстановления нужен ремонт.
Особенности ремонта фасадов исторических зданий
Ремонт фасадов исторических зданий отличается от обычных ремонтных работ, потому что в ходе их выполнения архитектурные особенности строений необходимо сохранить. Для этой цели сначала проводят подготовительные работы. На этом этапе нужно изучить архитектуру фасада и провести инженерно-технические изыскания.
Отремонтировать фасад такого здания под силу не каждой компании
Особенности ремонта фасадов из разных материалов
Деревянные фасады
Деревянные фасады поражают грибки и насекомые-вредители. Поэтому сначала их очищают от пыли и загрязнений, затем механическим способом удаляют грибок и плесень, а все деревянные элементы обрабатывают антисептиком. На следующем этапе трещины и неровности зашпаклевывают специальными составами, грунтуют и после высыхания окрашивают.
Оштукатуренные фасады
С оштукатуренных фасадов сначала удаляют отслоившиеся и растрескавшиеся участки, а потом их очищают от пыли и загрязнений. Затем ремонтные места грунтуют и проводят обрызг. После схватывания первого слоя наносят основной слой штукатурки и обрабатывают его затиркой. Штукатурные работы рекомендуется проводить при температуре не ниже +10 °С.
Кирпичные фасады
На кирпичных фасадах сначала выявляют трещины, деформированные и разрушенные участки, образовавшиеся в процессе эксплуатации здания. Если имеются значительные повреждения, то предпочтительно начать восстановительные работы с фундамента и крыши, а уже затем переходить к фасаду. В ходе ремонтных работ нужно сначала очистить поверхности от загрязнений, затем зашпаклевать мелкие и средние трещины, а после этого восстановить или заменить разрушенные участки кладки.
Это пример того, как нельзя ремонтировать фасад исторического здания: фактически уничтожены все архитектурные особенности
Особенности выбора отделочных материалов для ремонта фасадов
Отделочные материалы для ремонта фасадов исторических зданий должны быть не только качественными и долговечными, но и совместимыми по физико-механическим характеристикам с материалами, которые не будут заменяться в ходе работ.
Например, фасадные краски изготавливают на основе акрилатных, силиконовых, силикатных или известковых связующих. У каждой из них свои сильные стороны:
Заключение
Основная сложность при ремонте фасадов исторических зданий состоит в том, что нужно обновить внешний вид строений на максимально длительный период и при этом сохранить без изменений их архитектурные особенности. Для стороннего наблюдателя здание после окончания работ должно «помолодеть», но не изменить внешний облик. Это сложная задача и доверять ее решение нужно только опытным и проверенным компаниям.
Старинные особняки и дома прошлых десятилетий: как ремонтируют фасады зданий в Москве
Покраска и покрытие защитными составами стен, обновление крыш, укрепление балконных плит — это лишь часть работ, которые выполнялись во время ремонта фасадов зданий в 2020 году. Всего в рамках комплексного благоустройства городских территорий в порядок привели фасады 52 домов. Все они расположены на улицах, которые были благоустроены в последние годы.
«В основном это дома 1950–1980-х годов постройки. Но среди отремонтированных есть и фасады исторических зданий. Пять из них являются объектами культурного наследия. Это дома, особняки и городские усадьбы XVIII–XX веков, которые создают архитектурный облик города. Для их фасадов проводились ремонтно-реставрационные работы», — рассказали в пресс-службе Департамента капитального ремонта города Москвы.
Так, специалисты занимались фасадами бывшего особняка купца Николая Терентьева. Четырехэтажное здание, расположенное по адресу: Петровский переулок, дом 8, строение 1, возвели в стиле ампир в 1833 году. Автором проекта выступил знаменитый зодчий Осип Бове. В начале прошлого века дом был перестроен архитектором Илларионом Ивановым-Шицем и фасад приобрел черты стиля модерн. В 1930-х годах надстроили еще два этажа.
«Специалисты отреставрировали и воссоздали более 50 элементов лепного декора. Это, например, женские маскароны над окнами, а также маскароны в виде головы льва», — добавили в пресс-службе ведомства.
Кроме того, фасады бывшего купеческого особняка очистили от грязи и пыли. Мастера восстановили штукатурный слой, а затем выкрасили стены в зеленый цвет разных оттенков (нижняя часть здания темнее верхней). Для лепного декора выбрали коричнево-бежевые и серые цвета. Все работы проходили под контролем столичного Департамента культурного наследия и по согласованному ведомством проекту.
Как ремонтируют фасады зданий
Чаще всего для проведения работ использовали строительные леса. Однако если у дома была сложная геометрическая форма, то применяли метод промышленного альпинизма или строительные люльки. Технология ремонта зависела от вида фасадов. Например, фасады со штукатурной отделкой сначала очищали от пыли, грязи, старых слоев краски и вздувшейся штукатурки. Затем заделывали трещины, шпаклевали и грунтовали стены. Потом поверхности обрабатывали специальными составами против плесени и грибка. Финальный этап в ремонте таких стен — новая покраска. Ее выполняли в соответствии с колористическим паспортом здания.
Неоштукатуренные кирпичные фасады зданий тоже сначала очищали от пыли и грязи. После этого специалисты проверяли прочность кладки. При необходимости они заделывали трещины или заменяли утраченные кирпичи. Для того чтобы сохранить фасад от разрушений на максимально долгий срок, его поверхность покрывали специальными составами. Они обладают морозоустойчивыми, водоотталкивающими и воздухонепроницаемыми свойствами. Если же кирпичный фасад прежде был окрашен, его заново красили в соответствии с колористическим паспортом.
При необходимости проводились и дополнительные работы. Например, менялись оконные откосы, металлические отливы, водосточные трубы. Внимание уделялось кровлям и балконам. Так, в прошлом году отремонтировали 35 крыш.
Ежегодно столичный Департамент капитального ремонта приводит в порядок фасады десятков зданий на благоустроенных улицах города. Ремонтно-реставрационные работы в памятниках архитектуры и домах со статусом выявленного объекта культурного наследия проводятся под контролем Департамента культурного наследия.
Новая жизнь старых домов: как в Москве реставрируют памятники архитектуры
Реставрация памятника архитектуры — сложный и многоэтапный процесс. В зависимости от состояния и размеров здания или сооружения она может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Цель реставрации — вернуть и сохранить исторический облик объекта культурного наследия. Тот, который был изначально задуман автором проекта на момент возведения строения — 100, 200, 300 лет назад — или же сформирован на каком-то этапе его эксплуатации. В этом заключается главное отличие реставрационных работ от обычного ремонта, задача которого — поддержать текущее состояние здания.
В 2019 году в Москве отреставрировали 213 памятников архитектуры. Среди них городские усадьбы (особняки Миндовского и Каратаевой — Морозова), памятники промышленной и гражданской архитектуры (Миусское депо и прачечная Дома Наркомфина) и объекты садово-паркового искусства (беседки «Нерастанкино» и «Миловида» в музее-заповеднике «Царицыно»).
Из каких этапов состоит реставрация
Реставрация (или комплекс работ по сохранению) памятника архитектуры начинается с его первичного обследования. Для этого необходимо получить в нашем Департаменте задание на проведение работ по сохранению, а затем разрешение на научно-исследовательские и изыскательские работы. Они включают в себя изучение всевозможных архивных и справочных материалов, позволяющих получить информацию о строительстве и эксплуатации здания в разные временные периоды. Этим занимаются историки и искусствоведы.
Одновременно архитекторы и реставраторы проводят так называемое натурное исследование объекта. Они выезжают на место и изучают инженерные и конструктивные особенности здания, делают архитектурные обмеры и зондажи (пробные раскрытия слоев штукатурки), копают шурфы (глубокие ямы вдоль фундамента), берут пробы исторических материалов, из которых выполнены, например, какие-то элементы декора, и так далее.
Результаты полученных историко-архивных и инженерно-технологических исследований становятся отправной точкой для разработки проекта реставрации и приспособления памятника архитектуры. Он представляет собой свод методических рекомендаций по проведению работ. В нем содержится эскиз объекта, пояснительная записка с перечнем и обоснованием всех архитектурных, конструктивных и объемно-пространственных решений, необходимых для воссоздания памятника. В проекте подробно описаны этапы реставрации, а также указаны методические решения по реставрации объекта. Важной частью проекта является план приспособления исторического здания под современные нужды. Например, для размещения в нем кафе, библиотеки, музея, какого-нибудь общественного пространства и так далее.
После этого проектную документацию внимательно изучают и согласовывают специалисты Департамента. На следующем этапе определяется подрядчик, который непосредственно займется реализацией проекта. Разрешение на проведение реставрационных работ может получить организация, имеющая соответствующую лицензию на этот вид деятельности.
В Москве работают два крупных профессиональных объединения реставраторов. Это общероссийская общественная организация «Союз реставраторов России» и НП «Российская ассоциация реставраторов». В них состоят научно-исследовательские и проектные организации, а также реставрационные фирмы и индивидуальные архитекторы и реставраторы, которых привлекают для каких-то узкоспециальных работ. Например, есть реставраторы монументальной живописи, специалисты по лепному декору, мастера по позолоте и другие.
Вне зависимости от того, кому принадлежит памятник, Департамент культурного наследия города Москвы на всех этапах ведет контроль. Наши сотрудники регулярно выезжают на объекты и пристально следят за качеством производственных работ и их соответствием проекту. К примеру, в 2014 году началась масштабная реконструкция и благоустройство территории ВДНХ. На сегодняшний день комплексно отреставрированы 14 памятников архитектуры из 49, среди них павильоны № 34 «Космос», № 58 «Земледелие», № 14 «Вычислительная техника и информатика» и другие. Во время реставрации всех павильонов на ВДНХ мне приходилось посещать реставрационные площадки еженедельно.
Завершающим этапом является предоставление научно-реставрационного отчета на согласование в наш Департамент и последующая государственная приемка реставрационных работ.
Уникальные находки историков и реставраторов
Нередко еще при изучении исторических документов о памятнике архитектуры ученые делают неожиданные открытия. Они находят в архивах сведения об уникальных культурных ценностях — архитектурных элементах или декоре, которые были утрачены за годы эксплуатации здания. Так случилось со знаменитым львом на крыше особняка Анны Кекушевой на Остоженке (дом 21). О том, какой была трехметровая скульптура, установленная на кровле дома, историки знали по старым архивным фотографиям. Но вот что произошло с оригинальным львом, к сожалению, неизвестно. Поэтому реставраторам пришлось воссоздать его по имеющимся снимкам.
Процесс занял несколько месяцев. Первоначально был выполнен фор-эскиз небольшого размера из пластилина. Затем после всех этапов согласования была сделана модель из скульптурной глины, с которой в дальнейшем сняли форму и залили бетоном. С помощью бетонной модели произвели выколотку из медных листов. Далее изготовили каркас из нержавеющей стали, на котором закрепили выколоченные и сваренные медные части. В финале льва патинировали и покрыли защитным составом на основе воска. Наверх скульптуру поднимали четыре часа, после чего надежно закрепили на крыше дома при помощи огромных болтов.
Или еще пример. Скрытые керамические барельефы на здании павильона № 6 «Химия» на ВДНХ были обнаружены с помощью зондирования. Это изображения доярки с ведром для молока и свинарки, держащей поросенка на руках. О том, что исторически барельефы находились на этом месте, мы знали по архивным документам. Но считали, что они были утрачены, и планировали их воссоздавать по сохранившимся чертежам. Когда же начали демонтировать позднюю кирпичную кладку на памятнике, то обнаружили совершенно нетронутые художественные композиции 1954 года.
Другой яркий пример из истории реставрации ВДНХ — горельеф Евгения Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!», найденный в павильоне № 1 «Центральный». Уникальное панно много лет скрывалось за гипсокартонной фальшстеной в зале Мира. Конечно, было известно, что скульптор создавал этот горельеф к открытию Центрального павильона в 1954 году и что позднее — в конце 1950-х — горельеф был закрыт. Но то, что он сохранился, стало настоящим открытием для нас. Специалисты провели комплексную реставрацию. Увидеть горельеф можно будет после окончания работ в павильоне.
Как подбирают материалы при реставрации
Во время реставрации специалистам часто приходится восстанавливать утраченные элементы. Так называемая докомпоновка проводится из современных материалов. Бытует мнение, что некоторые образцы невозможно повторить. Это не так. Сегодня существует множество видов отделочных и строительных материалов, компоненты которых использовались несколько столетий назад.
Есть, правда, небольшие трудности с докомпоновкой каменных деталей. Дело в том, что камень, добытый на конкретном месторождении, уникален по своей природе. Например, многие здания в Москве, созданные в XIX и начале XX века, облицованы гранитом из рудников Карелии. Сегодня некоторые из них уже закрыты, поэтому приходится заказывать из соседних месторождений, подбирая материал, максимально близкий по структуре и внешнему виду.
Но даже добытый на разных пластах одного рудника камень отличается по структуре. Поэтому, например, для реставрации постамента памятника Горькому на площади Тверская Застава материал подбирался на камнеобрабатывающих комбинатах, где остались части партий гранита, полученные в прошлом столетии.
Технология полного воссоздания какого-то архитектурного элемента имеет свои особенности. Так, чтобы вернуть утраченные маскароны (скульптурное украшение в виде головы человека или животного), снимаются силиконовые формы с уцелевших фрагментов. Как правило, на одном здании бывает не один, а несколько маскаронов. По полученному слепку отливается копия, которая устанавливается на историческое место.
Материалы для реставрации заказываются как на российских фабриках, так и на зарубежных. К примеру, для докомпоновки сохранившейся керамики на фасаде павильона «Земледелие» на ВДНХ была произведена полихромная керамика на одном из подмосковных заводов.
В Московской области также изготовили часть фрагментов разноцветной смальты для облицовки фонтана «Каменный цветок». Остальную привезли из Академии художеств в Санкт-Петербурге, где ее заказывали и в 1954 году.
Кстати, технология производства материала была та же самая, что и более 60 лет назад. Смальту до сих пор делают, соединяя два стекла — цветное и белое. А между ними размещают прокладку из сусального золота или серебра. Для глубины и игры цвета нижний слой стекла должен быть от шести до трех миллиметров, а верхний — от 0,14 и больше. Например, для листьев цветка применялась так называемая глушеная смальта.
При восстановлении фонтана «Каменный цветок» реставраторы тщательно подбирали оттенки, чтобы они полностью соответствовали историческим. Современные образцы прикладывали к сохранившимся подлинным фрагментам на фонтане, и могу с уверенностью сказать, что они абсолютно идентичны по форме и цветам. Тем не менее у горожан возникли вопросы, почему некоторые детали фонтана (особенно зона самоцветов) оказались после реставрации гораздо ярче, чем до нее. Дело в том, что за долгие годы историческая смальта была почти полностью исчезла с постамента фонтана. А незначительные ее остатки покрылись плотным слоем налета, поэтому не выделялись на фоне бетонной конструкции. Сняв их и отчистив от загрязнений, специалисты увидели именно те цвета, что и впоследствии были воссозданы. Всего для отделки фонтана использовалось более 200 цветовых оттенков смальты.
Современная жизнь исторических зданий
В процессе реставрации памятника архитектуры важно соблюсти баланс между сохранением исторического наследия и современной функциональностью здания. При разработке и воплощении плана приспособления объекта перед реставраторами стоит очень сложная задача: вписать в историческое пространство новую функцию дома, не нарушив и не повредив подлинные детали памятника.
Обычно после реставрации в исторических зданиях размещаются школы, библиотеки, магазины, лечебные учреждения и другие социальные объекты. Например, в доме статского советника Андрея Дашкова (Дашков переулок, дом 7) работает теперь детская клиника. Здание, ставшее памятником архитектуры, было возведено в начале XIX века, в 1869-е годы в нем жил директор Румянцевского музея Василий Дашков. Бывшее Миусское трамвайное депо превратилось в гастрономический центр. В павильоне № 71 «Атомная энергия» на ВДНХ после реставрации открылся дворец госуслуг «Мои документы». Павильон № 58 «Земледелие» переоборудовали в центр славянской письменности «Слово», а в павильоне № 62 «Охрана природы» разместился Международный центр балета.
Иногда у здания уже есть определенная функция, поэтому задача реставраторов — сохранить и усовершенствовать ее. Так произошло с детской музыкальной школой имени Р.М. Глиэра. Она была открыта в 1933 году, и с тех пор в доме номер 29 на Большой Якиманке учили юных москвичей музыке. Спустя почти столетие здание изрядно обветшало и стало небезопасным для детей. Специалисты укрепили конструкции четырехэтажного дома, восстановили его исторический фасад, а внутри отремонтировали два концертных зала, фойе, коридоры и 28 учебных кабинетов. Дети во время работ занимались в другом здании.
Еще один пример удачного приспособления объекта культурного наследия под современные нужды — здание Дома-музея Тургенева на Остоженке. В прошлом году он открылся после четырех лет кропотливой проектной и реставрационной работы.
Двухэтажный деревянный дом с антресолями был построен в начале XIX века. До 1917 года в доме жила семья Ивана Тургенева. Позже в нем находились коммунальные квартиры. В 1960-е его признали памятником культуры, а в 1974-м — после расселения коммуналок — в здании провели первую реставрацию. До конца 2000-х здесь располагалась организация «Спортинтерпром».
В преддверии 200-летия писателя здание комплексно отреставрировали. Специалисты усилили фундамент и несущие конструкции, отреставрировали деревянные стены, окна, двери, интерьеры и фасады. Кроме того, в здании расширили входную группу и подвал, а также воссоздали деревянную лестницу между первым и вторым этажами. Благодаря встроенному лифту музей стал доступен для маломобильных посетителей. Теперь в доме-музее хранится более 1500 экспонатов. В их числе — последний прижизненный портрет Ивана Тургенева, раритетные издания его книг и другие уникальные предметы.
Ремонт фасада исторического здания в Москве
Косметический ремонт и реставрация фасада исторического здания, Плющиха, 10
3 сентября 2018 года мы сдали ремонт фасада исторического здания на Плющихе 10. Состояние здания не было критическим, кое-где отваливалась шпаклёвка, кое-где небольшие трещины. Но с годами потемнела краска, и дом уже не выглядел свежим.
А ведь это исторический центр Москвы, главный офис Россобанка, здесь все должно сверкать.
До ремонта
Восстановление старинных зданий, являющихся еще и архитектурными памятниками с исторической ценностью, сопряжено с рядом сложностей, тем более, если сооружение находится в оживленном месте, центре города. В нашем случае все работы по реставрации проводились с использованием метода промышленного альпинизма. В данном случае это было экономически выгодно и заказчику, и исполнителю, то есть нам, так как для установки лесов на фасаде потребовалось бы множество согласований и специальный ордер. Использование люльки также не представлялось возможным из-за сложной конфигурации скатной кровли. К тому же заказчику требовался только косметический ремонт исторического фасада, а методы промышленного альпинизма позволяют все устроить быстро и безопасно.
Заказчик, являющийся владельцем здания на Плющихе 10, обращается к нам не первый раз. Несколько лет назад наша бригада выполнила капитальный ремонт и реставрацию фасада другого объекта, находящегося в собственности клиента.
Старинное здание имеет довольно сложную пятиугольную конфигурацию, стены с отрицательным уклоном и витиеватую архитектуру главного фасада. С ее восстановлением и пришлось повозиться больше всего. Работа с лепниной, карнизами, рустами и пилястрами до крайности скрупулезная и трудоёмкая. 90% площади лицевой стороны альпинисты прокрашивали кистями, тщательно прорабатывая все художественные изгибы здания.
Эти места мы затем оштукатурили и зашпаклевали. Задача состояла в том, чтобы места ремонта и восстановления исторического фасада здания вообще было невозможно найти после покраски. Чтобы достичь такого эффекта, мы применяем шлифмашинки и выравниваем финишный слой до идеала.
После реставрации фасада здания, имеющего историческую ценность, мы покрасили оконные решетки, отливы и водосточные трубы. Затем было вымыто все остекление.
После ремонта
Реставрация памятников архитектуры, полное и частичное восстановление старинных сооружений, текущий или капитальный ремонт фасадов исторических зданий – одно из основных направлений в работе компании «Высотные работы». В наиболее сложных случаях мы привлекаем профессиональных реставраторов, способных восстановить старинную витиеватую лепнину со 100% точностью.
Обращаясь к нам, вы можете рассчитывать на абсолютное соблюдение сроков выполнения работ и гарантию на них. Наши расценки на реставрацию и восстановление архитектурных памятников и старинных сооружений отличаются доступностью и конкурентностью, для постоянных клиентов или за большие заказы действует система бонусов и скидок.
Заказать услуги можно по телефонам +7 (495) 991-55-21, +7 (916) 903-33-84. Неудобно звонить? Напишите нам в Viber или WhatsApp, и мы оперативно вам ответим.
Заказать услугу
Мы перезвоним Вам в течение 30 минут
Мы не передаем Ваши персональную информацию третьим лицам.