речь милошевича на косовом поле
Речь милошевича на косовом поле
Героизм Косово вдохновлял нас.
(Выступление С.Милошевича на Косовом Поле
в день 600-летней годовщины Косовской битвы, 1989 г.)
Венец памяти
Общение
Выступление Слободана Милошевича в Косово (1989 г.)
В силу исторических условий 600-ю годовщину великой битвы на Косовом поле Сербия отмечает в год, когда она после многих лет, после многих десятилетий, наконец восстановила своё государственное, национальное и духовное единство. Поэтому сегодня нам нетрудно ответить на старый вопрос, как посмотрели бы мы в глаза Милошу [Обиличу, сербскому герою Косовской битвы]. Пьеса истории и жизни пошла по тому сценарию, что именно в этом году, в 1989-м, Сербия восстановила свою государственность и достоинство и празднует сегодня годовщину события из глубокого прошлого с огромным историческим и символическим значением для своего будущего.
Сегодня сложно сказать, что является исторической правдой о Косовской битве, а что является легендой. Сегодня это уже неважно. С болью и надеждой народ стремился помнить и не забывать, и, как все народы мира, он презирал предательство и прославлял героизм. Поэтому сегодня сложно сказать, была ли Косовская битва поражением или победой сербского народа, попали ли мы вследствие её в неволю или сумели благодаря ей выжить в неволе.
Наука и народ будут всегда искать ответы на эти вопросы. Одно можно сказать уверенно и столетия спустя – всему виной разлад в Косово 600 лет назад. Если мы проиграли битву, то это стало результатом не только превосходства общественного строя и вооружений Оттоманской Империи, но и трагических раздоров в руководстве сербского государства в те времена. В далёком 1389 г. Оттоманская Империя не только была сильнее сербов, но и удача сопутствовала ей, а не Сербскому королевству.
Отсутствие единства и предательство в Косово будут продолжать преследовать сербский народ, как злой рок, в течение всей его истории. Даже во время последней войны отсутствие единства и предательство привели Сербию и сербский народ к трагедии, более серьёзной в историческом и моральном плане, чем фашистская агрессия.
И позже, когда была создана социалистическая Югославия, в этой новой стране сербское руководство оставалось разделённым и склонным к компромиссам за счёт собственного народа. Уступки, которые делали многие сербские лидеры за счёт своего народа, недопустимы ни исторически, ни этически ни для одного народа в мире, особенно учитывая, что за всю свою историю сербы никогда не завоёвывали и не эксплуатировали другие народы.
Их национальное и историческое существование было борьбой за свободу в течение всей истории, в течение двух мировых войн, и есть сейчас. Они завоёвывали свободу для себя, и когда могли, помогали другим завоевать свободу. Тот факт, что в данном регионе они являются преобладающей нацией, не является грехом или позором сербского народа; это его преимущество, которое они никогда не использовали против других, но я должен сказать здесь, на огромном и легендарном Косовом поле, что сербы никогда не использовали своё величие исключительно для своей выгоды.
Из-за своих лидеров и политиков и их вассального менталитета сербы чувствовали вину перед другими народами. Такое положение длилось годами, десятилетиями, и сегодня мы собрались на Косовом поле, чтобы заявить, что больше так продолжаться не будет.
Разногласия между сербскими руководителями привели к отставанию Сербии, их слабость оскорбительна для Сербии. Итак, ни одно место в Сербии не подходит лучше, чем Косово, чтобы заявить об этом, и ни одно место в Сербии не подходит лучше, чем Косово, чтобы заявить, что единство Сербии принесёт благополучие сербскому народу и каждому гражданину страны, независимо от его национальной или религиозной принадлежности.
Сегодня Сербия едина и равноправна с другими республиками и готовится сделать всё для улучшения финансового и социального положения страны и каждого из её граждан. При условии единства, сотрудничества и серьёзности, мы сможем это сделать. Поэтому значительный оптимизм относительно будущего, присутствующий сегодня в Сербии, реалистичен, он основан на свободе, которая позволяет всем людям выражать свои позитивные, созидательные, человеческие способности, направленные на развитие общественной и частной жизни.
В Сербии никогда не жили только сербы. Сегодня, более чем в прошлом, в ней проживают люди разных народов и национальностей. И это не помеха для Сербии. Я искренне убеждён, что это её преимущество. Национальный состав почти всех стран мира, особенно развивающихся, меняется в этом направлении. Граждане различных национальностей, вероисповеданий и рас всё чаще и всё успешнее живут вместе.
Социализм, будучи прогрессивным и справедливым демократическим обществом, в особенности не должен позволять делить людей по национальным и религиозным признакам. Единственная разница, которая должна быть позволена при социализме, это разница между трудолюбивыми людьми и лодырями, между честными и нечестными людьми. Поэтому Сербия является Родиной для всех людей, кто честно живёт своим трудом, уважая других людей и другие нации.
Итак, наша страна должна строиться на основе этих принципов. Югославия – многонациональное сообщество и может существовать только в условиях полного равенства всех живущих в ней наций.
Кризис, который поразил Югославию, привёл к национальным противоречиям, как и к общественным, культурным, религиозным и другим менее важным. Из всех этих противоречий национальные оказались наиболее болезненными. Их решение облегчит устранение других противоречий и смягчение возникших последствий.
Сколько существовали многонациональные сообщества, их слабым местом всегда были отношения между различными нациями. Опасность в том, что однажды может быть поднят вопрос, что одной нации угрожают другие – и возникнет волна подозрений, обвинений и нетерпимости, которая неотвратимо нарастает и которую трудно остановить. Эта опасность всегда висела над нами дамокловым мечом. Внутренние и внешние враги многонациональных сообществ знают об этом, и потому организуют свою деятельность против многонациональных обществ во многом путём разжигания национальных конфликтов. Сегодня в Югославии мы ведём себя так, как будто у нас нет подобного опыта и как будто в нашем недавнем и далёком прошлом мы не пережили страшнейшую трагедию национальных конфликтов, какую общество может пережить и при этом сохраниться.
Равноправные и гармоничные отношения между югославскими народами – необходимое условие существования Югославии, её выхода из кризиса и особенно её экономического и социального благополучия. В этом отношении Югославия не стоит в стороне от социальной среды современного, в первую очередь развитого, мира. Для мира всё более характерны национальная терпимость, сотрудничество народов и даже равноправие народов. Современное экономическое и технологическое, а также политическое и культурное развитие, сблизило разные народы, сделало их зависимыми друг от друга и в большей степени равноправными. Равноправный и объединённый народ сможет стать частью цивилизации, к которой движется человечество. Если мы не можем быть во главе этого движения, для нас нет никакой необходимости плестись в хвосте.
В те времена, когда в Косово произошла эта историческая битва, люди смотрели на звёзды, ожидая помощи с небес. Теперь, 6 столетий спустя, люди снова смотрят на звёзды, стремясь покорить их. В первом случае они могли себе позволить разрозненность, ненависть и предательство, потому что они жили в маленьких, слабо связанных друг с другом мирках. Сегодня люди на нашей планете, если они разобщены, не смогут покорить даже свою планету, не говоря уже об остальных, если они не будут жить во взаимной гармонии и солидарности.
Потому нигде слова о единстве, солидарности и сотрудничестве между народами не будут иметь такого значения, как на земле нашей Родины, здесь, на Косовом поле, символизирующем разрозненность и предательство.
В памяти сербского народа эта разрозненность была решающей причиной поражения Сербии в битве и её трагической судьбы в течение последующих шести столетий.
Даже если бы это было не так, с исторической точки зрения несомненно, что раздробленность всегда считали величайшим бедствием. Сегодня долг народа – избавиться от раздробленности, чтобы защитить себя от поражений, неудач и застоя в будущем.
В этом году сербский народ осознал необходимость взаимной гармонии как непременное условие современной жизни и будущего развития.
Я убеждён, что это осознание гармонии и единства позволит Сербии не просто существовать как государству, но существовать как благополучному государству. Поэтому я думаю, что есть смысл говорить об этом здесь, в Косово, где раздробленность уже однажды отбросила Сербию назад на века и где восстановленное единство сможет дать толчок развитию и вернуть её достоинство. Такой взгляд на взаимоотношения является элементарной необходимостью и для Югославии, поскольку её судьба в объединённых руках её народов.
Героизм Косово шесть столетий вдохновлял наше творчество, наполнял нас гордостью и не позволит нам забыть, что когда-то мы были великой, храброй и гордой армией, одной из немногих, которая, даже проигрывая, оставалась непобеждённой.
Сегодня наша главная битва – за достижение экономического, политического, культурного и общего благополучия, поиск скорейшего и наиболее успешного пути движения к цивилизации, в которой люди будут жить в 21-м веке. Для этой битвы нам безусловно потребуется героизм, конечно, несколько другого рода, но мужество, без которого невозможно достичь ничего серьёзного и великого, останется неизменным и всегда востребованным.
Шесть веков назад Сербия героически защитила себя на Косовом поле, но она также защитила Европу. Сербия стала в то время бастионом, который заслонил европейскую культуру, религию и европейское общество в целом. Поэтому сегодня обсуждать принадлежность Сербии к Европе не только несправедливо, но это значит противоречить истории, это совершенно абсурдно.
Сербия – неотъемлемая часть Европы, сейчас даже больше, чем когда бы то ни было, конечно, со своим собственным путём, но путём, никогда не умалявшим её достоинства. С таким настроем мы стремимся построить богатое и демократическое общество, внести свой вклад в процветание этой прекрасной страны, этой несправедливо страдающей страны, но и принять участие в усилиях всех прогрессивных людей нашего времени, желающих сделать мир лучше и счастливее.
Косово поле экспериментов
Запрещенный албанский язык, король Зог I и речь Милошевича на Косовом поле, «Русская планета» напоминает об одном из самых затяжных этнических конфликтов в Европе
С конца XII века и до битвы на Косовом поле в 1389 году регион был центром сербской культуры и политики. Сохранившиеся с той поры церкви и монастыри не перестают быть для сербов частью национальной истории периода высшего культурного развития, после которого наступила многовековая стагнация под властью Османской империи. Хотя этнические албанцы также страдали от притеснений Стамбула, их язык не преподавался в школах, в отличие от сербского. А у сербской церкви была достаточная автономия. Но в остальном албанцам было комфортнее жить в исламском государстве. Как этническое меньшинство со времен занятия Балкан славянскими племенами албанцы медленно переходили в ислам, освобождаясь от налогов и получая доступ к государственной службе.
Окончательное распространение суннитского ислама среди албанцев приходится на XVII век, хотя среди албанцев были даже семьи крипто-католиков, называвшие себя мусульманами. Как неоднократно подчеркивалось культурными героями албанского этноса, конфликт никогда не имел религиозного содержания и был изначально именно этническим.
«Албанское возрождение» — так среди албанцев принято называть культурный подъем второй половины XIX века, и сопутствующая ему борьба за независимость стимулировались ослаблением позиций Османской империи на Балканах и усилением позиций православных государств, чуждой средой обитания для мусульман-албанцев, главная претензия которых к османскому режиму заключалась в языковой политике. Стоял выбор — либо стать меньшинством в государстве сербов, либо создавать собственное национальное государство. При этом Косово как район проживания этнических албанцев был для сербов исторически важен. В 1912 году, после обретения Албанией независимости, вопрос о границах еще не был до конца решен. Пока представители албанских диаспор на территориях Сербии и Черногории убеждали дипломатов великих держав в Лондоне, сербские власти с энтузиазмом зачищали Косово от этнических албанцев. По условиям Лондонского мира 1913 года на кое-как перекроенных Балканах половина этнических албанцев оказались за границей национального государства.
Во время Первой мировой войны Косово было оккупировано австрийскими и болгарскими войсками, албанцы оказались по обе стороны конфликта, но сербы сочли их сотрудничавших с оккупантами.
Косово стало частью нового Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года — Королевства Югославии), и для новых властей необходимым было повысить процентное соотношение сербов к албанцам. У них изымали землю, а переселившимся сербам давали льготы. В отношение языка Югославия продолжила политику турецких властей: для албанцев предусматривались школы с сербским языком. К началу 1930-х в стране не осталось ни албанских школ, ни печатных изданий на албанском. Правительство Югославии считало, что албанцев как этнического меньшинства не существует — это просто албаноговорящие сербы, не подпадающие под международное соглашение о защите прав меньшинств.
При этом конфликт между албанцами и сербскими переселенцами приобрел такие масштабы, что обсуждалась депортация 200 тысяч косовских албанцев в Турцию.
В поданных в Лигу Наций данных о ситуации в Косово утверждалось, что в период 1919–1921 года сербские войска убили 12 370 человек, посадили за решетку 22 110 человек и сожгли более шести тысяч домов этнических албанцев. Постепенно восстание было подавлено, а с его руководством — Комитетом национальной обороны Косово, находившемся в Албании, — югославским властям помог справиться Ахмед Зоголли, ставший в 1928 году албанским монархом по имени Зог I.
Даже в условиях организации сопротивления итальянской оккупации враждебное отношение к сербам играло решающую роль: албанские партизаны-националисты из организации «Балли Комбетар» настаивали на объединении Косово и Албании. Поэтому от провозглашения борьбы с немецкими и итальянскими оккупантами быстро перешли к коллаборационизму, вплоть до открытых столкновений с югославскими партизанами-коммунистами и акций, направленных против сербского населения Косово.
Если после первой волны чисток к концу 1941 года в Косово не осталось ни одной сербской деревни, заселенной в период «колонизации», то вторая волна насилия уже была направлена против коренного сербского населения, к которым большинство албанцев относилось традиционно терпимо.
Итоги войны несущественно повлияли на конфликта в Косово: Тито, его Югославская освободительная армия при содействии уже освобожденной и коммунистической Албании жестко подавили последние албанские партизанские организации в крае. После разрыва отношений Тито с правителем Албании Энвером Ходжой в 1948 году косовские албанцы в глазах сербов превратились в «предателей». К тому же регион столкнулся с экономическим кризисом, сначала из Косово стали уезжать остававшиеся сербы, затем албанцы.
Правительство Тито называло в официальных документах проживавших в Югославии албанцев «турками». По договоренностью с Анкарой из Косово в Турцию за период с окончания войны до 1960-х годов выехало около ста тысяч человек. Цифра кажется завышенной, однако в Югославии по показателям рождаемости лидировало именно албанское меньшинство, благодаря своей особой клановой организации и традиционным семейным ценностям.
Краткий период хрупкого мира в регионе начался в период новых конституций Югославии. По основному закону 1963 году Косово получило статус автономной области с некоторой самостоятельностью. А по конституции 1974 года косовские албанцы получили возможность иметь представителей в федеральном правительстве, парламенте и выдвигать кандидатов на президентские выборы. Правда, только после смерти Тито, так как по той же конституции он был утвержден президентом пожизненно. Благодаря реформам 60–70-х годов Косово получило албанских госслужащих на ключевых постах, албанскую полицию и Университет Приштины, в котором шло преподавание на албанском. Акценты сместились, казалось бы, теперь уже местные сербы должны были бы почувствовать себя ущемленными в правах.
Со смертью Тито в 1980 году конфликт разгорелся с новой силой. Снятие цензурных ограничений вызвал небывалый поток разнообразной информации с обеих сторон: каждая сторона представляла себя в качестве пострадавшей. Косово по-прежнему не имело статуса республики, а албанцы считались в Югославии меньшинством, несмотря на то что в крае они составляли около 85% населения. Уровень образования за такой короткий срок силами фактически одного университета поднять было невозможно, поэтому низкий уровень подготовки вызывал негодование среди албанцев, в том числе самих студентов, которым было сложно найти работу. Треть рабочих мест в Косово было занято сербским меньшинством, в то время как среди албанцев росла безработица. В ответ власти Косово делали все для протекции этнических албанцев, что со стороны компартии Югославии рассматривалось как превышение властных полномочий и стремление к сепаратизму. Вопрос уже ставился о защите прав притесняемого сербского меньшинства в Косово.
Регион, даже не имеющий статуса республики в составе федерации, фактически рассматривался как особое территориальное образование. Слободан Милошевич в своих выступлениях на Косовом поле 24–25 апреля 1987 года еще осуждал национализм и призывал к единству и стремлению к сосуществованию. Но обращался он в первую очередь к сербам: выражая надежду на возвращение сербов в автономию, он ссылался на то, что Косово — такая же историческая родина сербов, как и албанцев. Через два года, в 600-ю годовщину битвы на Косовом поле, ставший президентом Югославии Милошевич вновь вспомнил об историческом значении региона, но на это раз подчеркнул, что для Сербии Косово — не просто одна из ценностей, а главный центр культуры и исторической памяти. Милошевич поставил знак равенства между сербами 1389 года, противостоящих турецкой угрозе, и современными сербами, стремившимися к национальному единству страны. Именно этот пассаж, а не похвала европейской толерантности и этнического равенства, вызвал наибольший энтузиазм у слушателей. Слова Милошевича приобрели однозначное толкование в дальнейших цитированиях и комментариях, став манифестом сербской ущемленной гордости. Даже болезненная тема конфликтов между сербами-коммунистами и сербами-националистами во время Второй мировой войны отошла в тень на фоне грандиозной 600-летней борьбы за сербскую национальную идею.
В 1989 году последовало формальное закрепление нового внутриполитического курса: под дулами танков Косовская ассамблея одобрила поправки к сербской конституции, которые передавали контроль за косовскими судами и полицией, а также предоставляли сербскому парламенту решать вопросы социальной политики, образования и языка в Косово. Автономия, которой во времена Тито пользовалось Косово, была упразднена. Несмотря на риторику «общей исторической родины», албанцев вынуждали искать работу и жилье за пределами Косово, политика планирования семьи также была направлена против традиционного семейного уклада албанцев.
Сначала сопротивление местного населения было мирным: на демонстрации албанцы выходили с югославскими флагами, портретами Тито и лозунгами в защиту конституции 1974 года. Но центробежные тенденции нарастали, в июле 1990 года албанские депутаты объявили о праве Косово на самоопределение, но сначала шла речь о создании республики в составе Югославии. В 1991 году начался распад страны, сопровождавшийся войной в Хорватии, а жители Косово уже требовали независимости. Осенью 1991 года в регионе прошел референдум с 87% явкой и 99% одобрением независимости. При этом вопрос о воссоединении с Албанией даже не поднимался, самая закрытая и бедная европейская страна только начала десталинизацию. Признанная только Албанией, самопровозглашенная республика сформировала некоторые параллельные югославским институты в сферах медицинского обслуживания, образования и налогов.
Действия с сербской и косовской сторон, особенно после «инцидента в Рачаке» 15 января 1999 года, требуют отдельной всесторонней оценки уже как военный конфликт и череда военных преступлений: как обычно, в отстаивании «своей правды» обе стороны сторон не гнушалась ничем. «Инцидент в Рачаке» стал поводом для вмешательства НАТО, альянс в итоге применил военную силу против Белграда. Албанцы утверждали, что сербские полицейские части расстреляли мирных жителей. В свою очередь представители Белграда говорили о вооруженном столкновении с боевиками АОК.
В 2008 году произошло последнее на сегодняшний день провозглашение независимости Косово от Сербии. Несмотря на формальное признание Косово 108 странами и его вхождение в феврале этого года в различные международные ассоциации, фактически в стране по-прежнему нет единой централизованной власти: к северу от реки Ибар, где проживает 90% сербского меньшинства, не признают власть Приштины. Конфликт продолжается, и на сегодняшний день существует опасность следующей фазы: вопреки резолюции Совбеза ООН, запрещающей любые вооруженные формирования в Косово, кроме международных СДК («Силы для Косово»), Приштина выразила намерение создать косовскую армию. Следует ожидать, что в такой армии не будет сербов, и это может означать только осложнение и без того непреодолимого конфликта.
Многовековая вражда двух соседей, каждый из которых рассматривает Косово в качестве своей исторической родины, не прекращается и по сей день.
Слободан Милошевич
С именем Милошевича связана сложная и драматичная череда этнических конфликтов и гражданских войн, последовавших в начале 1990-х годов за распадом Югославии и приведших в 1999 году к масштабному военному вмешательству вооружённых сил НАТО. Причины и ход этих конфликтов принципиально различно трактуются не только сторонами-участниками этих конфликтов, но и мировой общественностью. При этом мнения крайне полярны.
Одни считают Милошевича одним из главных виновников этих драматических событий, международным преступником. Другие не усматривают в его действиях никакой преступной составляющей и считают его, а также страну, которой он руководил и интересы которой жёстко отстаивал, жертвой произвола со стороны США и НАТО. Согласно второй точке зрения, сформулированной российским дипломатом Юлием Квицинским, этнические конфликты на территории бывшей Югославии, и в особенности на территории Косово, намеренно провоцировались и раздувались США, преследующими следующие цели: подготовка мирового общественного мнения, обеспечение военного вмешательства силами НАТО, смена руководства, политического и экономического курса Югославии, её окончательное расчленение и контроль в рамках европейских структур, разрыв веками сложившихся связей югославянского государства с Россией, обеспечение своего последующего военного присутствия на территории бывшей Югославии.
В 1960 году окончил среднюю школу и гимназию в Пожареваце. В 1964 году с отличием окончил юридический факультет Белградского университета.
Руководил белградской информационной службой. В 1970-х годах возглавлял нефтяную компанию, затем Белградский банк. Являлся членом Союза коммунистов Югославии, СКЮ с 1959 года. С 1984 года являлся председателем белградского горкома Союза коммунистов Югославии. С 1986 по 1989 год занимал пост председателя Президиума ЦК Союза коммунистов Сербии. В 1989 году был избран президентом республики Сербия.
Политика Милошевича имела неоднозначный и противоречивый характер. Если И. Б. Тито до конца жизни пытался бороться с национализмом (преимущественно хорватским, что было обусловлено этнической принадлежностью самого вождя), то Милошевич не только не пытался противодействовать сербскому национализму, но и всячески его поощрял. Более того, именно национализм привёл его к власти, так как Милошевич обрёл большую популярность после прямого телевещания партийных дебатов, где всячески отстаивал интересы сербского населения.
В феврале 1993 года (после нападения хорватов на Краину, находившуюся под защитой миротворцев ООН) и в разгар боснийской войны Слободан Милошевич дал интервью российской газете «Правда», в котором обвинил Германию в распаде Югославии:
«О позиции Сербии… Мы её никогда не меняли: всегда стояли за мирное решение вопроса. Мы не оспаривали и не оспариваем право какого-либо народа на самоопределение. Подразумевается, что подобное право имеет и сербский народ. Вы помните, что произошло. Словения и Хорватия в одностороннем порядке отделились от Югославии, отделились с применением силы. Эти шаги сразу же поддержали, кто в этом был кровно заинтересован.
В 1999 году (во время конфликта в Косово) Милошевич был обвинён ООН и НАТО в военных преступлениях, нарушении Женевской конвенции и геноциде. Югославия была подвергнута бомбардировке авиацией НАТО. В результате международной военной операции 20 июня 1999 года югославская армия была выведена из Косово и Метохии.
На президентских выборах в 2000 году победил его соперник Воислав Коштуница, однако он, по утверждению властей, не набрал абсолютного большинства голосов. Милошевич потребовал проведения в соответствии с законом второго тура голосования. В результате уличных демонстраций 5 октября 2000 года, вошедших в историю как «бульдозерная революция», Милошевич был свергнут.
1 апреля 2001 года Милошевич был арестован на своей вилле в белградском районе Дединье в ходе полицейской спецоперации, а 28 июня того же года по инициативе премьер-министра Зорана Джинджича тайно передан Международному трибуналу по военным преступлениям в бывшей Югославии, что вызвало возмущение значительной части сербской общественности и президента Коштуницы.
Лидер Югославской левой партии Мириана Маркович оценила роль России в истории с арестом её мужа Слободана Милошевича, как пассивную и нерешительную. Маркович прямо заявила в печати, что ожидала от России большего.
Судебное разбирательство над Милошевичем в Международном трибунале по военным преступлениям в бывшей Югославии в Гааге продлилось почти пять лет и было прервано кончиной подсудимого. Милошевич не признавал легитимность Гаагского трибунала и отказался от адвокатов, заявив, что будет защищаться самостоятельно.
Текст защитной речи Милошевича даёт широкий взгляд на драматические события, имевшие место в Сербии и в других бывших югославских республиках в 1990-е годы.
Процесс по делу Милошевича не был закончен, так как подсудимый 11 марта 2006 года умер в тюрьме в Гааге, согласно данным аутопсии, от инфаркта миокарда. Он был обнаружен тюремным персоналом без признаков жизни на кровати в своей камере в Схевенингене.
В 2003, за три года до смерти Милошевича, его жена Мира Маркович публично заявляла, что лечение, назначенное Милошевичу тюремным кардиологом, «требует гораздо более оперативной корректировки», а утверждения официальных представителей трибунала о том, что в тюрьме есть необходимое медицинское наблюдение, назвала «абсолютной ложью».
Правительство Сербии и Черногории отказалось хоронить бывшего президента с государственными почестями. Министр иностранных дел Вук Драшкович заявил по этому поводу: «Превращение серийного убийцы в национального героя было бы позором Сербии, делая из неё страну, в которой преступление является высшей доблестью».
Были и другие отклики. Так, Председатель Главного комитета СПС Ивица Дачич заявил, что Милошевич убит в Гаагском трибунале, и тем самым завершился процесс его систематического уничтожения в трибунале. По словам Дачича, отказ трибунала отпустить Милошевича в Москву для лечения явился роковым приговором. Он добавил, что Милошевичу удалось защитить сербский народ от обвинений в геноциде и этнической чистке, что имеет жизненное значение для будущего Сербии.
80 тысяч жителей Белграда пришли на прощальную панихиду в здание Музея революции.
Новый президент Сербии Борис Тадич в специальном заявлении отказал в проведении похорон Милошевича с государственными почестями. Поэтому прощание проходило в частном порядке.
Слободан Милошевич был похоронен 18 марта 2006 года в его родном городе Пожаревац, в 80 километрах к юго-востоку от Белграда. Могила находится во дворе семейного дома Милошевичей, «под старой липой, под которой он впервые поцеловал свою будущую жену». В церемонии похорон приняли участие 50 тысяч сербов. Также присутствовали лидер КПРФ Геннадий Зюганов и Сергей Бабурин, на тот момент вице-спикер Госдумы.
Семья Слободана Милошевича: