В момент засыпания ребёнок громко щелкает языком. Что делать?
Стресс у детей может проявляться по-разному. Кто-то начинает капризничать, а кто-то непроизвольно щелкает языком. Стоит ли обращаться к врачу в таких случаях? Отвечает практикующий детский психолог Алексей Бондаренко.
Ответ. Судя по тому, что вы описываете, это явление называется «тик». Природа тиков может быть различна. С одной стороны, возможна неврологическая причина, с другой стороны — психологическая. Если мы говорим о неврологических причинах, то существует ряд относительно редких заболеваний, которые могут провоцировать тики, однако чаще это связано с различными психологическими состояниями и переживаниями ребенка. В разные возрастные периоды они могут встречаться чаще и в целом не являются серьезным отклонением.
Тики могут проявляться внешне непроизвольным подергиванием мышц, частым морганием, шмыганьем, цоканьем языком, подергиванием губ. Зачастую это может быть признаком того, что ребенка что-то беспокоит — тревожит или пугает, таким образом он выражает чувства, которые не может высказать словами.
Родителям необходимо понять, что подобные явления относительно нормальны для детей в таком возрасте, просто у каждого они могут проявляться по-своему и становиться более или менее заметными для окружающих.
Тревога как таковая у детей является одним из нормативных явлений для этого этапа психического развития. Но если ее проявления начинают доставлять дискомфорт самому ребенку и окружающим, стоит обратить на это пристальное внимание.
Начните с простого разговора с ребенком. Спокойно, не критикуя и не осуждая, без постановки ультиматумов и угрозы наказаний, без использования слов «хорошо — плохо» и «допустимо — недопустимо». Постарайтесь выяснить, как чувствует себя ваша дочь, что с ней происходит, когда она ложится спать: о чем она думает; что ее беспокоит; какие мысли возникают в голове; как много времени ей необходимо, чтобы уснуть; какие ей снятся сны, есть ли кошмары, как часто; просыпается ли она по ночам; как она ощущает себя в то время, когда издает этот звук; что он ей помогает почувствовать, чего позволяет не чувствовать; как она это сама для себя объясняет?
7 способов уложить ребёнка спать, которые работают (но это не точно)
Подчеркиваю, очень важный нюанс в этом разговоре — способность родителей слышать и слушать. Просто примите реальность ребенка как свою. Она щелкает языком, поскольку у нее есть те или иные основания, и делает она это непроизвольно. Принимая это во внимание и разговаривая с ней соответствующим образом, вы позволяете ей открыться и поделиться переживаниями без страха осуждения.
В результате подобного разговора могут подняться очень разные темы, связанные со школой; с тем, как она себя чувствует дома в тех или иных ситуациях; с тем, что ее беспокоит. Как минимум такой откровенный и искренний, принимающий и понимающий разговор снимет значительную долю напряжения, покажет вашей дочери, что родители ее увидят и поймут, что бы с ней ни происходило, позволят чувствовать себя в безопасности.
Если же тик будет продолжаться более полугода, стоит обратиться за консультацией к неврологу для выяснения причин.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажера Елизавету Шахнович. Фото: Shutterstock / Ira Lichi
Ребенок цокает языком при кормлении,как исправить ситуацию?
Ответ:
Уздечку под языком смотрели? Описание очень характерное для короткой или коротковатой уздечки у ребенка. Коротковатую может определить только специалист и на месте при необходимости подрезать.
Комментарии:
Не знаю, как у Вас, а у нас в городе для проверки уздечки стоит обратиться к трем врачам, чтобы быть уверенным. И лишь один специалист качественно смотрит уздечку.
Дело не в протоках. А в окситоциновом рефлексе. Окситоцин заставляет клетки с молоком сокращаться, и молоко активно поступает к выходу. Чем сильнее рефлекс, тем активнее выброс молока. По мере «успокаивания» гормонов, поток так же будет становиться слабее.
Пустышки, бутылки даете ребенку?
Возможно, ребенок не цокает, а чмокает?
Есть тест, когда мама дает ребенку свой чистый палец, подушечкой вверх, то есть к небу. Дети сосут палец максимально похоже на то, как они сосут грудь. Желательно выждать минуты 3-5. И попробовать так сделать в разных состояниях ребенка: после сна, на успокоение, когда ребенок бодр и доволен и другие. Во всех случаях сосание должно быть корректным. Если же временами ребенок прячет язык, водит им вперед-назад, прижимает к пальцу только часть языка, не полностью и т.д., то же самое ребенок делает с грудью. Тогда же могут напрягаться губы, ребенок может пытаться подвернуть их внутрь, на щечках могут появляться выраженные ямки от попытки ими удержать в данном случае палец, а сам палец может ощущать покусывания. Если сосание всегда корректное, то действительно уздечка не мешает ребенку, а вопрос остается по прикладыванию.
Если я не научу дочь правильному захвату груди, то когда угаснет окситоциновый эфект, то она не поймет куда же делась её река молока?
Если же не получится организовать правильное прикладывание, то остается неясным, насколько оно неверное. Есть малыши, у которых оно требует корректировки, но на набор веса влияет не критично, и минимум малыши могут набирать.
Подскажите, пожалуйста. Ребенку полгода и неделя, недавно начал иногда цокать языком. Я обрадовалась — думаю, вот, ребенок новый навык освоил… А сегодня свекровь в гости к нам пришла и по этому поводу попыталась «опустить» меня — мол, на самом деле нечему радоваться, нужно его срочно к врачу вести, это означает, что ему уздечка языка мешает. Однако, насколько я помню, — я в свое время в детстве ходила в логопедическую группу где-то с полгода, так там цоканье языком было одним из упражнений… Так что здесь правда, а что — «бабушкины сказки»? (Просто наша бабушка очень любит всякие страшилки про детей рассказывать, потому я ее слова на десять делить привыкла; а тут самой интересно стало, в чем же дело.)
Отправлено 07 Август 2010 — 15:11
Я не врач и ко врачу с этой «проблеммой» не обращалась. МОя стала цокать языком, да так складно. А месяцев в 9 она клево цокало под музыку. ручками — фонарики и цокала почти в такт!)))! мне оч нра. я на видео записываю это))! моя еще пердюкает, губками бббббб, слини в разные стороны))) мне тоже нравится)))! и был периуд постоянно с высынутым языком тусила))! кароче, я думаю, что это здорово, новая маленькая фича)))! Может кто меня поравит и строчно ко врачам))) резать уздечки)))
Отправлено 07 Август 2010 — 15:31
Оськин Да это 100 пудово новая фишка!)))) А если вдруг волнует уздечка, так это же можно легко самим посмотреть… Как врачи смотрят — ложечкой язычок приподнять вверх. Так все прекрасно видно! К тому же мешать уздечка врятли может в этом возрасте…. только если неправильный захвал груди. Но вам было бы больно от этого неправильного захвата))) Ну и в будущем, если там и правда уздечка — могут быть проблемы с выговариванием некоторых букв… тогда подрезают, а может проблем и не будет — уздечка тянется)
Отправлено 07 Август 2010 — 15:48
Анализируя свой проф-й опыт- детки до 5 лет экспериментируют со своим речевым аппаратом и ваш ребенок экспериментирует))) супер!
Отправлено 08 Август 2010 — 10:12
Олеся (07 Август 2010 — 15:31) писал:
Оськин Да это 100 пудово новая фишка!))))
Честно говоря, я и сама так подумала. Потому и радовалась. Он у нас вообще чуть ли не каждый день что-то новое звуковое начал выдавать. А когда игрушки-погремушки во рту (такой период — все в рот тянем), вообще интересные «песни» поем… У меня у самой уздечка короткая всю жизнь. Правда, в старшей группе я с полгодика в логопедическую группу походила — «р» и «л» плохо выговаривала… А у нашей бабушки все «плохо»: руки во рту — плохо, уздечка — плохо, прыщичек из-за жары выскочил — плохо…
Отправлено 08 Август 2010 — 10:41
Оськин, и у меня уздечка короткая. я картавлю и меня это прет, хоть и немного комплексовала в детстве, а сейчас даже очень нравится)))! Но с нашими детками все ок. они просто у нас умницы и цокают от супер развития))) от мега таланта))) эх)))) моя мама тоже от рук во рту и высунотого языка страдала))) говорт, мол некультурно)))! а мне пока все культурно и красиво и здорово, что Ланка делает))!
Отправлено 08 Август 2010 — 10:46
Отправлено 28 Октябрь 2010 — 22:16
А мой так со своим дядей общается :))) подойдет цокнет ему, дядя в ответ.. стоят перемигиваются и цокают :)) смешно 🙂 А моя мама переживала, что ребенок в 2-4 месяца палец сосал активно… Я специально полезла в интернет искать информацию, вычитала, что когда зубы появятся он сам перестанет (перестал сосать раньше, но бабушка наша переживала)
Отправлено 28 Октябрь 2010 — 22:21
ой и настал и у нас такой период- а нам таак нравится и ее это тоже забавляет)))
Отправлено 28 Октябрь 2010 — 22:37
Девочки, бабушки это круто, но и они требуют не меньшего воспитания, я бы просто задала бы пару наводящих вопросов бабушке, типа как на форуме, пусть отвечает что почём, может в момент ответов бы и цоконье тренировкой показалось бы, если бабушку направить в русло нужное вопросами дотошными, то через пару тройку месяцев с вами будут делиться только позитивом)))))))))). Цоконье это прекрасно, так же как и знакомство с руками и ногами и умение этим пользоваться. Рановато мягко говоря диагнозы ставить А ещё они нос морщат и сопят как ёжики(диагноз)
Сообщение отредактировал Bright: 28 Октябрь 2010 — 22:38
Отправлено 29 Октябрь 2010 — 18:56
Bright, наводящие вопросы моей маме не помогуют :)) Если она что то запрещает ребенку, на мой взгляд непонятное, я спрашиваю «почему?» в ответ получаю, что то не внятное… ей так кажется и все :)))
Отправлено 29 Октябрь 2010 — 19:36
PoMaiiika (29 Октябрь 2010 — 18:56) писал:
Bright, наводящие вопросы моей маме не помогуют :)) Если она что то запрещает ребенку, на мой взгляд непонятное, я спрашиваю «почему?» в ответ получаю, что то не внятное… ей так кажется и все :)))
PoMaiiika, поверьте надо просто струю найти, это образ, схема, я тоже думала, что моя бабушка в 78 вряд ли измениться, характер у неё не то что тяжелой, тайфун в истерике по жизни, воля и т.п., договорились, теперь все классно, только не расслабишься, ну так это работа над собой и близкими. Бабушка призналась на днях, что ей так жить легко стало, после моих рамок и условий, говорит что вопросов меньше стало и претензий как то не к кому предъявлять))))))))
Новые звуки, которые издает малыш – всегда повод для радости каждой матери. Но если ребенок цокает во время кормления, это может говорить о дефектах уздечки и неправильном прикладывании к груди. Такое поведение крохи настораживает многих женщин, особенно, если он в это время ведет себя беспокойно.
Причины
Цоканье языком характерно практически каждому младенцу. Для матери нет причин тревожиться, если это происходит крайне редко и не влечет за собой никаких последствий. Беспокойное поведение или частые срыгивания могут стать поводом для волнения.
На самом деле новоиспеченные мамы сталкиваются с такой проблемой и зачастую старшее поколение (особенно бабушки) может нагнетать обстановку. Для большинства женщин такое поведение их крохи забавляет и приносит радость, ведь он научился чему-то новому.
Попадание воздуха вместе с молоком матери является причиной того, что ребенок во сне цокает языком при сосании.
В некоторых случаях, если ребенок щелкает языком во сне, это может привести к болезненным ощущениям в животе крохи, у него начинается икота, колики и срыгивания, а также он будет мало прибавлять в весе. С причинами цоканья в любом случае требуется разобраться и узнать, когда их нужно устранить, а когда можно оставить все как есть.
Почему ребенок чмокает при кормлении:
Если предыдущие две проблемы не подтвердились, тогда стоит обратить внимание на подъязычную уздечку. Грудничок причмокивает языком при кормлении грудью в том случае, если она короткая.
Правильное прикладывание и приливы
Основной причиной того, что ребенок причмокивает губами при грудном вскармливании, является неправильное прикладывание к груди. Если сосок и ареола захвачены не полностью, грудничок вместе с молоком будет проглатывать определенное количество воздуха, а как результат, его будет беспокоить вздутие и колики.
Реальный голод. Перед тем, как предлагать младенцу грудь, стоит убедиться, что он на самом деле хочет кушать. Процесс кормления должен быть лишь когда кроха голоден, не рекомендуется приучать его к тому, что с грудью во рте можно играть или постоянно находиться, как с пустышкой. Это облегчит и режим дня мамы и будет полезным для ребенка.
Один из главных показателей психического благополучия ребенка – своевременное, соответствующее возрастным нормам развитие речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и главный инструмент мышления, пропуск в мир познания и становления ребенка как личности.
В двух словах о причинах
Причины затруднений в овладении речью могут быть разными. Например, снижение слуха, повреждения головного мозга на ранних этапах (родовые травмы, недоношенность, инфекции и пр.), генетические предпосылки могут привести к задержке, несмотря на образцовое общение родителей с детьми.
Но есть и другие, крайние примеры, которые каждый из нас видел: расстроенный ребенок плачет, капризный или утомленный кричит – родитель «затыкает» его соской и дает в руки гаджет, наслаждаясь воцарившейся тишиной и покоем. Социально-педагогическая запущенность может выглядеть и по-другому, но суть остается прежней: ребенок испытывает коммуникативный голод, не получает качественной и достаточной стимуляции речевых зон мозга. Рассчитывать в таких случаях на своевременное развитие речи как минимум не логично.
На что обратить внимание
Выяснением причин займется специалист (педиатр, невролог, детский нейропсихолог, детский психиатр), когда вы к нему обратитесь: даст рекомендации семье, направит к специалистам смежного профиля, если требуется. Но своевременное обращение, то есть распознание проблемы, иногда определяется ответственностью и осведомленностью родителей.
На первом месяце жизни малыш, развивающийся нормально, начинает реагировать на голос другого человека: притихает, как бы прислушивается. Натретьем месяце жизни ребёнок фиксирует на говорящем взгляд, выражает ответные эмоциональные реакции (улыбка, оживление).
2. Монотонное гуление
К третьему-четвёртому месяцу жизни ребёнок начинает гулить, чередовать нараспев гласные звуки (в основном «а», «у, «э») с призвуками, похожими на мягкое «г» или «х» (классическое «агу-агху»). Часто такими певучими слогами ребёнок откликается на речь, обращенную к нему. Если ребенок на пятом-шестом месяце гулит стереотипно, не меняя интонацию, не прислушиваясь к собственному голосу, то это может свидетельствовать о нарушении слуха. Если гуление очень скудное или отсутствует полностью, это может быть признаком тяжелой патологии. И в том и в другом случае необходимо обратиться к специалисту (детскому неврологу, педиатру).
3. Отсутствие лепета. Однообразно интонированный лепет
К восьмому-десятому месяцу гуление сменяется лепетом – повторяющимся слогам, состоящих из гласных и согласных звуков. Сперва этот репертуар прост: «мамамама», «дядядядя», но по мере развития ребёнка он усложняется, слоги становятся разнообразнее, появляется ритм: «ка-га-ка», «мя-ля-ня» и т.д. Заставить родителей насторожиться должен однообразный, не развивающийся, не усложняющийся лепет, а также отсутствие к году — году с небольшим у ребёнка лепетных слов («мама», «баба», «папа», «ам», «дай», «бах»).
4. Бедный словарный запас, отсутствие попыток произносить «взрослые слова»
Примерно к 1 годуи 8-9 месяцам ребёнок осваивает слова с неповторяющимися слогами («кися», «тётя»), а также демонстрирует попытки произносить слова из трёх слогов («офка» — «коровка», «синя»-«машина»). Активный словарь (т.е. слова, которые ребенок способен произносить сам) насчитывает 20 — 40 слов. Если ребенок в этом возрасте предпочитает использовать свой старый словарь, имеет смысл присмотреться повнимательнее к развитию его речи, постараться богаче наполнять его речевую среду (больше разговаривать, читать книжки, проводить совместные игры).
5. Отсутствие простых предложений в речи к двум годам
В два года активный словарь разрастается до 50-200 слов. Ребёнок начинает употреблять простейшие предложения, услышанные от взрослых («Идём гулять», «Пора спать»), а также пытается конструировать предложения самостоятельно («Кися иди», «Баба, дай!»). Если малыш не делает таких попыток, стоит задуматься, достаточно ли сделано для развития его речи.
6. Неумение классифицировать предметы к трём-четырём годам
В этом возрасте активный словарь насчитывает от 1000 до 2000 слов. Ребенок уже понимает, что словом «кошка» обозначается не только его кошка, но и все кошки вообще, «мама» — не только его, но все мамы. Дети учатся распределять предметы по категориям: знают, к примеру, что тарелка, вилка, чашка – это посуда, а собака, заяц, корова – животные. Если к четырехлетнему возрасту для ребёнка это понимание ещё недоступно, стоит встревожиться, возможно, малыш отстаёт в развитии или имеет проблемы с памятью.
7. Бедная речь, отсутствие развернутой речи к пяти годам
В пять лет ребёнок способен как к диалоговой (ответы на вопросы), так и к монологической речи. Он использует времена глаголов, местоимения, предлоги, приставки и суффиксы («Приехал — уехал», «стул — стульчик»). Для всего этого необходимо, чтобы у малыша было достаточное развитое представление о пространстве, времени. Если ребенок избегает таких сложных слов, обходится одними существительными или глаголами, говорит односложно к этому возрасту — это неблагоприятный знак, необходимо проконсультироваться у специалиста.
8. У ребёнка «каша во рту», сложно понять, что он говорит
Возраст физиологического косноязычия, когда ребёнок неправильно произносит некоторые звуки в силу недостаточно развитого артикуляционного аппарата, заканчивается к четырём годам. Если речь ребёнка неразборчива после этого возрастного этапа, то это повод обратиться за консультацией специалиста.
Бывает так, что ребенок удивляет всех своей богатой, развёрнутой речью. Он может даже с удовольствием «красоваться» своими монологами перед взрослыми и другими детьми. Однако в диалоге выясняется, что ребёнок затрудняется отвечать даже на простые вопросы, строить предложения, выражать свою мысль и очень быстро устает от такой беседы, переводя её на хорошо заученную тему. Это бывает, если малыш, имеющий проблемы в речевом и, как правило, мыслительном развитии, компенсирует этот недостаток хорошо развитой памятью, и декламирует (подчас довольно большие) отрывки из любимых книг, мультфильмов, песен.
Вместо заключения
Всё сказанное еще раз говорит о том, что ситуация, в которой ребёнок не говорит вообще к трём, а тем более четырём годам, является совершенно не типичной. Такая ситуация в любом случае (даже если «это у нас семейное, папа тоже не говорил до пяти» или «дедушка до семи лет вообще молчал») требует внимания профессионалов.
Случается, речь ребенка пропадает или искажается после перенесенных психотравмирующих событий, либо в рамках течения психического заболевания. Раннее выявление этих состояний также содействует оказанию своевременной помощи.
Если что-то из перечисленного замечено у ребенка, не стоит ждать «у моря погоды», теряя драгоценное время. Развивающиеся сперва как бы параллельно мышление и речь на определенной стадии (начиная с 2,5-3 лет) смыкаются и подстёгивают развитие друг друга: мышление становится речевым, а речь — всё более осмысленной. Отсюда несложно сделать вывод: не получая «поддержки» со стороны речи, мышление ребёнка задерживается на более ранней ступени развития, нежели мышление его «говорящих» сверстников. Таким образом, ребёнок, не получивший вовремя помощь и не научившийся оперировать речью, в худшем сценарии может «заработать» вторичную умственную отсталость.
Расстройства аутистического спектра у детей также могут сопровождаться задержкой речевого развития. Нередкой при аутизме является ситуация, когда у ребенка до какого-то возраста речевое развитие соответствовало возрасту или даже шло с опережением – появился лепет, первые слова, но затем навыки утрачиваются. Очень важно пройти своевременное обследование у детского психиатра для исключения и подтверждения диагноза раннего детского аутизма. Увы, в условиях детской поликлиники у врачей-психиатров очень большие нагрузки и не всегда достаточно времени и инструментов для полноценной диагностики при плановых осмотрах в 2 года. В нашем центре несколько квалифицированных врачей владеют самыми современными методиками обследования детей для раннего выявления расстройств аутистического спектра. Лучше подстраховаться и исключить наличие такого заболевания у ребенка, если же оно все-таки выявляется, то раннее начало лечебных и реабилитационных мероприятий – залог того, что ребенка удастся максимально адаптировать, развить его навыки.
Не нужно бояться визита к детскому психиатру в нашем центре. Данные обследования являются конфиденциальной информацией, ребенок не будет «поставлен на учет» и факт обращения не будет передан никуда в сторонние организации. По результатам обследования будет составлен план реабилитации ребенка, подобраны специальные методики в зависимости от установленной причины задержки речевого развития. В ряде случаев может потребоваться и лекарственное лечение, однако одни медикаменты не могут решить проблемы, «волшебной таблетки», развивающей речь, не существует. Лекарства лишь могут облегчить ребенку занятия по правильно подобранной программе.