Зачем ваш малыш бросается игрушками, и как реагировать? Разбираемся с психологом и «бывалыми» мамами
Такое письмо пришло от читательницы на прошлой неделе. Давайте разбираться.
Как было у нас
Рассказывает Екатерина Новицкая, ведущая рубрики «Мама в декрете»:
– Судя по детям моего ближайшего окружения, в той или иной степени такое поведение свойственно практически всем малышам. Лично мне кажется, нужно для начала правильно выстроить свою реакцию и не впадать в эмоции. Сама я сперва пробую объяснять: вещь может разбиться, сломаться, мама расстроится и будет плакать. Если сын не прекратит, придётся эту вещь забрать, совсем. Не знаю, насколько это педагогично, но я в самых критических ситуациях спрашиваю, хочет ли он, чтобы эту вещь мы отдали кому-то другому, кто будет хорошо с ней обращаться. Обычно ответ – категорическое «нет!».
Иногда сочиняю на ходу похожую историю и эмоционально рассказываю, что, например, вещь так расстроилась из-за того, что её обижали, что в один прекрасный момент убежала из дома. Потом напоминаю эту историю при случае, и в конце концов ребёнок начинает сам про это вспоминать в похожих ситуациях – в нашем случае это довольно действенный метод. Частенько предлагаю чаду и альтернативу: «Очень хочешь что-то бросить? Бери мягкие игрушки, лёгкие мячики и бросай изо всех сил, сколько хочется. А это бросать нельзя, ни в коем случае».
Но даже все это не гарантирует 100% результат. В любом случае, шлепать и повышать голос, наверное, все-таки не стоит. Самое главное, выбрать какую-то понятную ребенку линию поведения и не отступать, а спокойно и последовательно ее придерживаться. Ну, и на мой взгляд, все члены семьи должны действовать сообща.
А как правильно?
А вот что по этому поводу думает бобруйский практикующий семейный и детский психолог Светлана Глагола:
– Если расспросить знакомых, то окажется, что все дети начинают разбрасывать игрушки примерно в одном возрасте – около года. Это очень интересный феномен и заключается он в том, что разбрасывание предметов для ребенка – это способ развития мышления.
Когда взрослый собирается бросить что-то, он точно знает, что произойдет дальше. Более того, заранее известно, что стеклянные предметы могут разбиться, мяч покатится, а погремушка будет шуметь. Наших знаний, опыта, развитого мышления достаточно для точного прогноза.
У ребенка такого рода знаний нет. Малыш довольно долго исследует этот процесс, пока не придет к пониманию того, что причиной происходящего шума является он сам. Таким образом формируется «Я» ребенка.
Что делать родителям?
Набраться терпения и поддержать своего ребенка на пути познания. Со временем он перестанет кидать игрушки и вещи сам по себе.
Общие советы для родителей ребёнка в этот период:
• Будьте внимательны к потребностям ребёнка.
• Убирайте запрещённые для него предметы. Можно переключить внимание ребенка на что-то другое: воду в ванной, музыку.
• Постарайтесь нечасто использовать слово «нельзя», иначе ребёнок перестанет на него реагировать. Для угрожающих жизни ситуаций и предметов можно использовать слово «опасно».
• Помните, что даже в этом возрасте ребенок должен знать, что ему можно, а что делать недопустимо. Избегайте «исключений из правил».
• Поощряйте желание ребенка делать все самому. Можно предоставить малышу личное пространство (например, коробку для игрушек).
• Если вам нужно уйти из дома, следует предупредить ребенка и сказать, когда вернетесь, но не в часах, а в привычных для него ритуалах (например: вернусь, когда ты днем поспишь).
• Обучайте своего ребёнка. Показывайте, как пользоваться разными предметами. Старайтесь раскрывать их свойства.
• Обогащайте сенсорный опыт ребёнка: дайте ему потрогать разные поверхности, понюхать разные запахи, послушать разные звуки.
Советы бывалых мам
Вот, что отвечали бобруйские мамы на вопрос, бросаются ли их дети игрушками и другими предметами.
Юлия, сыну 2 года:
– Да, бросается. Чаще объясняю, что так нельзя и что можно вещь сломать. Понимает и начинает «жалеться».
Наталья, сын-дошкольник:
– Мой бросался, причём ему было не важно, чем и как. Отучился, как в сад пошёл, спустя пару недель.
Ксения, сыну два с половиной года:
– Бросаем тоже всем и во все. Знает, что так нельзя делать. Когда я спрашиваю, зачем, отвечает, что ему так захотелось. Надеюсь, скоро этот этап перерастем.
Судя по ответам полудюжины опрошенных родительниц, возраст начала этого периода варьирует у детей примерно от девяти месяцев до двух с небольшим лет. По их мнению, общую идею, которую нужно донести до ребёнка, можно обозначить так: бросать можно, но только определённые предметы в определённое время в определённом месте. Как этого добиться?
Ниже – несколько рекомендаций.
Необходимо продемонстрировать ребёнку альтернативу: что можно и даже нужно бросать – скажем, мячик в стену, или бумажки в мусорное ведро, или грязные носочки в стиральную машину, или мягкие игрушки в корзину, или, наконец, камешки и листья в лужу.
Следует, когда возможно, избегать реакции на разбрасывание, особенно бурной – ребёнок может воспринять это как безотказный способ привлечения внимания и повторять при случае.
Ни в коем случае не кричать и не шлепать ребёнка, даже по руке. Объяснять, убедившись, что малыш слушает. И повторять многократно, если требуется.
Если чадо чем-то бросается в других людей, в обязательном порядке нужно остановить, чётко объяснить, что это больно и повторять это при каждой попытке. Если ребёнок проявляет агрессию, нужно решительно устроить перерыв на 1-3 минуты, например, отвести в сторонку, чтобы он чётко понимал, за какой проступок игры прекращаются.
Нужно вместе убираться, складывать вещи на место, не делая этого за ребёнка – пусть он непременно (по возрасту) помогает.
Если ребёнок бросается едой, следует сидеть рядом и контролировать процесс, приобрести небьющуюся посуду и не класть сразу много еды – чаще дети начинают бросать еду, когда уже насытились.
И все мамы были единодушны в одном: ценные, хрупкие и опасные предметы нужно убрать подальше и ни на минуту не терять бдительности.
Первые шаги после постановки диагноза Вакансия репетитор ( учитель ). Каталог реабилитационных центров петтинг Материнский капитал Мой сынок 2,11, поговорите со мной Аутизм? Помогите пожалуйста. Девочка, 5 месяцев. зпр Где заказать диплом в Москве недорого Кортексин и Церебралезин Куда первым делом? Сын 2,6, признаки РАС Советую многим посмотреть Посоветуйте детского психиатра. Москва Мы хотим дружить Заказали купить детскую гитару Лучшие бренды электрогитар Гипоплазия большого пальца Cтабилизирующая обувь Схожу с ума. Аутизм или нет? Индийская азалия (Rhododendron simsii) Помогите разобраться. Мальчику год. подозрение на аутизм. Куда обратиться Бесплатные летние реабилитации на море Любите слушать металл?
Самые активные 25
Сыну 1,3 года. Подозрение РАС 🙁 Есть ли повод волноваться? Еще одна история. Помогите разобраться. Это аутизм? Гипоплазия большого пальца левой руки гипоплазия пальцев кисти МРТ Гипоплазия большого пальца Гипоплазия большого пальца на левой руке Первые шаги после постановки диагноза
Форум ребёнок-инвалид » Форум родителей детей с аутизмом » Истории наших аутят » Сыну 1 год, помогите
Сыну 1 год, помогите
Всего сообщений: 55 Рейтинг пользователя: 1
Дата регистрации на форуме: 26 окт. 2019
Откуда: Беларусь Всего сообщений: 2101 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 18 мар. 2016
Всего сообщений: 55 Рейтинг пользователя: 1
Дата регистрации на форуме: 26 окт. 2019
Всего сообщений: 55 Рейтинг пользователя: 1
Дата регистрации на форуме: 26 окт. 2019
Откуда: Беларусь Всего сообщений: 2101 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 18 мар. 2016
Всего сообщений: 55 Рейтинг пользователя: 1
Дата регистрации на форуме: 26 окт. 2019
Всего сообщений: 2035 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 6 апр. 2017
Всего сообщений: 55 Рейтинг пользователя: 1
Дата регистрации на форуме: 26 окт. 2019
Откуда: Санкт-Петербург Всего сообщений: 2 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 31 окт. 2019
Всего сообщений: 55 Рейтинг пользователя: 1
Дата регистрации на форуме: 26 окт. 2019
Всего сообщений: 1685 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 3 нояб. 2014
Всего сообщений: 55 Рейтинг пользователя: 1
Дата регистрации на форуме: 26 окт. 2019
Всего сообщений: 1685 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 3 нояб. 2014
Всего сообщений: 55 Рейтинг пользователя: 1
Дата регистрации на форуме: 26 окт. 2019
Всего сообщений: 55 Рейтинг пользователя: 1
Дата регистрации на форуме: 26 окт. 2019
Непонятно, у кого Вы про ноотропы спрашиваете. Если у меня, то я не давала сыну. От аутизма они не лечат. От него лекарств нет.
Дефектолога ищите в интернете по рекомендациям, мы не занимались ни с кем, я занималась сама.
Всего сообщений: 55 Рейтинг пользователя: 1
Дата регистрации на форуме: 26 окт. 2019
Всего сообщений: 55 Рейтинг пользователя: 1
Дата регистрации на форуме: 26 окт. 2019
Всего сообщений: 55 Рейтинг пользователя: 1
Дата регистрации на форуме: 26 окт. 2019
Всего сообщений: 55 Рейтинг пользователя: 1
Дата регистрации на форуме: 26 окт. 2019
Откуда: г. Кемерово Всего сообщений: 215 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 15 июня 2016
Откуда: г. Кемерово Всего сообщений: 215 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 15 июня 2016
Всего сообщений: 55 Рейтинг пользователя: 1
Дата регистрации на форуме: 26 окт. 2019
Всего сообщений: 34 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 10 мая 2019
Всего сообщений: 55 Рейтинг пользователя: 1
Дата регистрации на форуме: 26 окт. 2019
Всего сообщений: 24 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 11 окт. 2019
а моему 6,5 мес и по описанию похож, что плохо чувствует тело, крупный и неуклюжий, ручки трясутся порой когда к чему-то тянутся. сейчас учу показывать что-то глазами- пока ничего вообще не показывает. тоже глазной контакт недолгий. я тоже боюсь за РАС. но мне кажется это задержка, с которой надо усиленно заниматься. Какие у Вас были роды?
Есть дефектолог Ольга Половинкина- будем с ней с 7 мес онлайн заниматься. Вам удачи!
Всего сообщений: 55 Рейтинг пользователя: 1
Дата регистрации на форуме: 26 окт. 2019
Всего сообщений: 55 Рейтинг пользователя: 1
Дата регистрации на форуме: 26 окт. 2019
Решила поделиться нашими делами. И так, сыну через неделю 1 год и 4 мес. Недавно переболел, после чего заметила значительный такой прогресс. Из плюсов: -Появился отличный УЖ (как вблизи так и вдаль). Но тут я учила, конечно, его. Покажи пальчиком, что хочешь -Если спросить, где бабуля, например, тоже может показать на неё пальцем. -В книжке начал тоже указывать на знакомые ему предметы и животных (но знает не так много) -так же указывает пальчиком по направлению, куда хочет пойти. Например, сидим в спальне, показывает на дверь, мол, пойдём туда (чаще это кухня))) -если хочет сесть на стул, стучит по нему и смотрит на меня, как бы таким образом прося помощи -если нужно что-то открыть ему, тоже стучит ручкой, смотрит на меня. Может баночку принести с кремом, стучит по крышке. -приносит заводную игрушку, чтоб я ему завела ее -может принести свою книжку с наклейками мне, чтоб мы вместе с ним клеили -понимает обращённую речь на бытовом уровне (пойдём мыть попу, иди садись в стульчик, пошли кушать, выключи свет) -иногда прошу его какой-нибудь предмет в его руке дать бабуле. Идёт даёт -глазной контакт хороший -на имя отзывается -смотрит по направлению моего пальца, когда пытаюсь что-то ему показать -радуется животным
Ходим с ним на занятия три раза в неделю. Даю Глиатилин
Это одна из записей в блоге Шарлотты Меллор, мамы девочки Скарлетт из Англии. У Скарлетт в возрасте 4,5 месяцев диагностировали гипоплазию (недоразвитие) зрительного нерва, которая привела к полной слепоте. Миссис Меллор создала сайт и портал для родителей незрячих детейthroughscarlettseyes.com, где делится своим опытом.
Скарлетт обожает ДУБАСИТЬ — не просто шлёпать, похлопывать или стучать: она колотит руками со всей силы по любым предметам, до которых может дотянуться.
Я скажу честно… эта её привычка дубасить отравляла мне жизнь. Я перепробовала всё, только бы она перестала, она не давала мне спать по ночам, у нас возникали проблемы в общественных местах, а мой бедный сосед наверняка был счастлив, когда мы заменили её металлическую кроватку на мягкий диван.
Постоянный грохот по всему на свете просто сводил меня с ума. Я знаю, это звучит как преувеличение, но она действительно очень-очень сильно стучит. Она может продолжать часами, и тогда мне кажется, что у меня в голове работает отбойный молоток. Когда утром я слышала, что дочь уже проснулась в своей комнате, я знала: сейчас начнётся, и остановить это невозможно. Я чувствовала себя совершенно беспомощной. Я даже ходила на трёхмесячные курсы для родителей в надежде, что они смогут предложить мне какое-нибудь решение. Но и там мне не повезло.
Только когда я прочла книгу К.С. Крановиц «Разбалансированный ребёнок», я наконец-то нашла ответы. Впервые за четыре года я поняла, почему она это делает и как с этим можно справиться.
Когда ребёнок колотит по разным предметам, это не единственный способ выразить дисбаланс в его нервной системе. У него могут возникать и разные другие проявления, на которые нужно обращать внимание. Они могут говорить о том, что у вашего ребёнка есть проблемы с обработкой осязательной информации.
«Тактильная система обрабатывает информацию от кожных рецепторов, которую мы ощущаем как лёгкое прикосновение, сильное прикосновение или давление, статичное касание, смену места прикосновения или поглаживание, температуру, боль или комфорт. У тактильной системы есть две основные функции. Первая — защитная, а вторая — различительная.
Защитная функция связана с деятельностью лимбической системы мозга. Эту систему описывают как центр контроля эмоций, напрямую связанный с первобытным рефлексом «дерись или беги». Защитная функция кожных рецепторов имеет в основном бессознательную рефлекторную природу: ощущения автоматически определяются как успокаивающие, приятные, знакомые или как неприятные и опасные.
Различительная функция кожных рецепторов имеет сознательную природу, это результат научения и опыта. Она включает распознавание места прикосновения, осязательных признаков предметов, таких, как размер, форма, текстура и вес, а также узнавание предметов на ощупь.
Признаки разбалансированности тактильной системы:
А сейчас я могу только прокомментировать, что я поняла про Скарлетт и её привычку стучать, и как нам удалось практически полностью от неё избавиться.
Нам очень помогли вибрирующие игрушки. Вибрация даёт телу Скарлетт ту обратную связь, в которой оно нуждается — а именно это и занимало всё её внимание. Я нашла такое объяснение: если вам что-то очень нужно, то вы направляете на это всё ваше внимание. Если подумать, это совершенно ясно… например, как будто вы очень голодны и вашему телу требуется еда, и тогда вы не можете сосредоточиться и думать больше ни о чём. Мне кажется, у Скарлетт тоже есть такой постоянный голод — это потребность чувствовать руками вибрацию предметов, потребность в сильных прикосновениях.
Сейчас мы уже некоторое время пользуемся игрушками с вибрацией, и я думаю, что в сочетании с занятиями в школе её «голод» постепенно уменьшается.
Всё, что я могу сказать по этому поводу — слава Богу! В часы отчаяния я уже подумывала о том, а не примотать ли ей скотчем к рукам рукавицы для духовки… да, я знаю, это не лучшая моя идея, но довольно креативная.
Вот несколько игрушек, которые я купила для Скарлетт:
Это моя любимая игрушка. У неё достаточно интенсивная вибрация, она гибкая и её практически невозможно сломать. Сейчас у нас уже вторая такая змея, потому что первую Скарлетт изгрызла.
Эта игрушка мне нравится, потому что она не только даёт нужную Скарлетт вибрацию, но её также можно использовать для разыгрывания историй и детских стихов. Она помогла Скарлетт научиться обследовать предметы руками, чего она раньше не делала.
Он не только вибрирует и скачет, но и издаёт звук — смеётся. Скарлетт очень нравится с ним играть, он катается вокруг, а ей нравится слушать его хихиканье. Он включается, если его просто потрясти, поэтому для маленького ребёнка несложно научиться играть с таким мячом самостоятельно.
Если ваш ребёнок тоже стучит по всему на свете, возможно, что-то вроде таких игрушек вам поможет. Они не слишком дорогие, поэтому стоит попробовать. Если бы мы только попробовали раньше!
6 действий ребенка, которые указывают на наличие у него серьезных психологических проблем
Поведение ребенка часто выдает проблемы, которые его беспокоят. Хочешь лучше понимать его — изучи язык тела и эмоций.
Общение взрослых с детьми — многогранный процесс. При этом словами передается лишь 7% информации, остальное взаимодействие идет на языке тела — через интонации, мимику, позы и жесты. Для дошкольников и детей младшего школьного возраста характерны типичные телесные проявления, которые подскажут, что на самом деле чувствуют и о чем тревожатся малыши.
1 Ребенок накручивает волосы или грызет ногти
Такие навязчивые действия – признак эмоционального напряжения: повторяющиеся движения успокаивают ребенка и создают ощущение стабильности и спокойствия. Такие жесты свойственны детям, которые боятся не оправдать надежд родителей, не справиться с тем, что от них ждут. Столкнувшись с трудностями или неприятностями, они боятся обратиться за помощью, показаться слабыми и неумелыми.
«Не мешай!», «Опять за тебя все делать приходится!», «От тебя никакого толку!» Если ты поймала себя на таких фразах, скорее избавляйся от них!
2 Сопит, шмыгает носом или покашливает
Даже маленький ребенок быстро замечает, что, когда он болеет, родители становятся внимательнее и заботливее, готовы отложить все дела, чтобы посвятить ему время. Что уж говорить о детях постарше: тихонько покашливая или шумно шмыгая носом, они стараются привлечь внимание родителей и вызвать сочувствие и жалость, ведь так они неосознанно (а иногда и осознанно) демонстрируют свою беспомощность и уязвимость.
Часто «болеющие» дети вырастают из тех, к кому родители предъявляют завышенные требования, повторяя им: «Что ты как маленький?!», «Ты уже большой!», «Что ты ноешь?».
Важно! Иногда дети «специально» заболевают, чтобы не идти в детский сад или школу. Это происходит по ряду причин:
Болезнь позволяет получить тепло и сострадание. Если ты заподозрила симуляцию, постарайся понять, что именно послужило причиной такой «игры», и устрани ее. Или обратись за помощью к специалисту.
3 Кусает губы
Если это происходит во время разговора, то ребенок, очевидно, пытается не сказать лишнего. Либо он изо всех сил старается удержать в себе какой-то рвущийся наружу секрет, либо стремится не вступить в спор с собеседником, смолчать, даже если не согласен с говорящим. А вот если малыш закусывает губу в процессе какого-то занятия, это демонстрирует максимальную степень сосредоточенности и трудность поставленной перед ним задачи.
Покусанные губы характерны для детей, которым родители внушают: «Не спорь со старшими!», «Делай, что говорят», «Ты должен».
Важно!
4 Заламывает руки
Это выдает волнение и неуверенность в себе: ребенку кажется, что весь мир смотрит на него — и он должен проявить себя по максимуму, сделать то, что от него ждут. Заламывая руки, ребенок таким образом берет паузу, пытаясь перебрать все возможные варианты действий и выбрать оптимальный. Однако такая привычка может перерасти в уже нездоровые попытки причинить себе вред: щипать себя, царапать руки, ноги и даже лицо, рвать волосы, колоть себя булавкой или карандашом, стучаться головой о стол или стену.
Таким образом ребенок наказывает себя за допущенные им промахи, ему кажется, что он поступил неправильно, даже тогда, когда, казалось бы, ничего и не делал.
Родители часто критикуют детей, бросая ему: «Ты бестолочь», «Лучше б тебя не было», «Ты только все портишь!».
5 Корчит рожицы, паясничает
Привычка передразнивать других людей (гримасничанье, рожицы, кривлянье) — это прежде всего способ привлечь к себе внимание. Чаще всего это происходит из-за неуверенности в себе: ребенок считает, что он недостаточно талантливый и интересный по сравнению с другими детьми, и чтобы на него обратили внимание, ему нужно паясничать и кривляться. Замечания взрослых в подобной ситуации он расценивает как свою «минуту славы».
Такие дети часто слышат от родителей или сверстников насмешки и подколки: «Ну ты и неуклюжий», «У тебя руки не из того места растут», «Милый наш толстячок».
Важно! Когда в семье появляется второй ребенок, старшие дети часто испытывают недостаток внимания, чувствуют обиду, которая побуждает их пользоваться разными способами, чтобы вернуть мамино внимание. Один из таких способов — кривляние, которое подобно крику о помощи: «Обрати на меня внимание!»