ребенок рисует на полу

Анализ детских рисунков. Что в них видят психологи?

ребенок рисует на полу. Смотреть фото ребенок рисует на полу. Смотреть картинку ребенок рисует на полу. Картинка про ребенок рисует на полу. Фото ребенок рисует на полу

Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

У детей какого возраста можно анализировать рисунки

В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

” Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

Анализируем рисунок семьи

Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

Расположение фигур на рисунке

Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

ребенок рисует на полу. Смотреть фото ребенок рисует на полу. Смотреть картинку ребенок рисует на полу. Картинка про ребенок рисует на полу. Фото ребенок рисует на полу

И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

ребенок рисует на полу. Смотреть фото ребенок рисует на полу. Смотреть картинку ребенок рисует на полу. Картинка про ребенок рисует на полу. Фото ребенок рисует на полу

Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

Изображение себя

Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

ребенок рисует на полу. Смотреть фото ребенок рисует на полу. Смотреть картинку ребенок рисует на полу. Картинка про ребенок рисует на полу. Фото ребенок рисует на полу

Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

ребенок рисует на полу. Смотреть фото ребенок рисует на полу. Смотреть картинку ребенок рисует на полу. Картинка про ребенок рисует на полу. Фото ребенок рисует на полу

Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

ребенок рисует на полу. Смотреть фото ребенок рисует на полу. Смотреть картинку ребенок рисует на полу. Картинка про ребенок рисует на полу. Фото ребенок рисует на полу

Страх и агрессия на детских рисунках

Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

ребенок рисует на полу. Смотреть фото ребенок рисует на полу. Смотреть картинку ребенок рисует на полу. Картинка про ребенок рисует на полу. Фото ребенок рисует на полу

Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

Секс и детские рисунки

Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик – с бородой и усами – это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

Детский рисунок и цвет

Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

красный – сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок – безразличие, отстраненность, желание закрыться.

ребенок рисует на полу. Смотреть фото ребенок рисует на полу. Смотреть картинку ребенок рисует на полу. Картинка про ребенок рисует на полу. Фото ребенок рисует на полу

Рекомендации родителям

Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

Обратите внимание на следующие факторы.

Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

Какие цвета использует ребенок.

Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

Как ребенок изображает себя, каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

Источник

О чем расскажет детский рисунок: секреты психологии

ребенок рисует на полу. Смотреть фото ребенок рисует на полу. Смотреть картинку ребенок рисует на полу. Картинка про ребенок рисует на полу. Фото ребенок рисует на полу

ребенок рисует на полу. Смотреть фото ребенок рисует на полу. Смотреть картинку ребенок рисует на полу. Картинка про ребенок рисует на полу. Фото ребенок рисует на полу

Многие родители, вслед за психологами и педагогами, начинают анализировать «художества» своих детей. И нередко делают ошибки. На что же обратить внимание?

Когда ребенок рисует, то передает нам сообщение, зашифрованное в образах. Изображая самых обычных людей, предметы, пейзажи, он бессознательно отражает и свое отношение к ним, выражает переживания, показывая и скрытые черты характера. Но, конечно, нужно понимать, что интерпретация рисунков не безусловно однозначна. Не стоит, обнаружив 1–2 один настораживающих признака («О, ужас, он нарисовал солнце черным!»), делать выводы и искать решение «страшных проблем». (Кстати, многие юные художники предпочитают черный, потому что он очень четкий и контрастный). Для непрофессионального психолога детский рисунок может стать только ориентиром, сигналом понаблюдать за особенностями поведения, присмотреться к определенным склонностям.

Рука мастера

На какие характерные особенности манеры рисования полезно обращать внимание родителям, чтобы лучше понимать своего ребенка?

Нажим: ровный и умеренный говорит об уравновешенности, гибкости, самообладании, склонности обдумывать свои действия. Сильный — о напряжении, воле, напористости, высоком уровне энергии, стремлении преодолевать сопротивление (иногда это могут быть и действия назло или вопреки). А вот слабый указывает на общую нерешительность, неверие в свои силы, заниженную самооценку. Малыш нуждается в поддержке и одобрении.

Но! Если ребенок долгое время находится в условиях, когда ему приходится сдерживать свою активность («быть хорошим и правильным» в садике), то через сильный нажим в рисунке он может «скидывать» накопившуюся энергию.

Размер: большие крупные элементы часто означают эгоцентризм, стремление к экспансии, активность, даже агрессивность. А маленькие человечки, домики — признак робости, тревожности, ощущение собственной незначимости, сдержанности в проявлении чувств, зажатость.

Но! Большой размер фигур может быть связан и со значимостью персонажа для ребенка, и с проблемами со зрением.

ребенок рисует на полу. Смотреть фото ребенок рисует на полу. Смотреть картинку ребенок рисует на полу. Картинка про ребенок рисует на полу. Фото ребенок рисует на полу

Расположение на листе: если малыш обычно рисует в центре, значит, ему комфортно, он благополучен. Картина смещается вправо — интерес к будущему, к переменам. Влево — признак инфантильности. Сверху листа будет рисовать фантазер и оптимист, снизу — пессимист.

Но! Такая интерпретация работает, только если ребенок правша. К тому же очень многое зависит от сюжета картины.

Палитра: если обычно используется 1 цвет, это указывает на боязнь проявить себя; от 2 до 5 — ребенок открыт для нового, гибок, уверен в себе; более 7 цветов означает эмоциональную подвижность (неустойчивость). Преимущественно темные цвета говорят о склонности к отрицательным эмоциям, подавленности. Яркие — на активность, жизнерадостность.

Но! Выбор цвета зависит от настроения в конкретный момент. К тому же в возрасте около 6 лет дети начинают разделять цвета по «половому признаку» (розовый — «девчачий»), выбирая для рисунка «свою» палитру. А вот став постарше, многие, наоборот, старательно избегают такого разделения и не используют надоевшие цвета.

Обсуждайте с детьми их рисунки: это научит их лучше разбираться в своих чувствах

Тест-картинка «Человек под дождем»

ребенок рисует на полу. Смотреть фото ребенок рисует на полу. Смотреть картинку ребенок рисует на полу. Картинка про ребенок рисует на полу. Фото ребенок рисует на полу

Этот тест помогает узнать, как ребенок реагирует на стрессовую ситуацию. Ведь модель поведения закладывается еще в детстве. Поэтому родителям дошколенка полезно понять, как малыш адаптируется к новым обстоятельствам, как реагирует на неудачи — и какие качества необходимо развить, чтобы он научился быстро справляться с неприятностями.

Что нужно: Два альбомных листа; карандаши (не менее 12 штук разного цвета); ластик.

Задача: Дайте ребенку первый лист, расположив вертикально. Предложите нарисовать человека, затем попросите на втором листе изобразить того же персонажа под дождем.

Манера рисования

Четкие линии рисунка говорят о склонности детально анализировать происходящее, оценивать ситуацию, порой слишком уходя в себя.

Непостоянные контуры (где-то прорисованы, где-то — нет) указывают на импульсивность, подверженность эмоциям в сложных обстоятельствах.

Штриховка — напряжение, тревожность, боязнь сделать что-то не так (страх наказания). Тонкие эскизные линии — ребенок отличается повышенной впечатлительностью и мнительностью.

Изображение примитивное («палка, палка, огуречик») — малыш ищет одобрения, поддержки.

Цветовая гамма

Очень яркие оттенки — склонность преувеличивать значение неприятных событий.

Темные тона — боязнь осуждения в сложной ситуации, плохие предчувствия.

Четкое цветовое разграничение персонажа и непогоды — осознание и понимание ребенком стрессовой ситуации, способность увидеть ее возможные причины, оценить и себя, и свое состояние.

Антураж

Чем больше капель дождя, тем сильнее ребенок боится трудностей; редкие струйки — малыш не переживает: проблемы скоро уйдут.

Тучи — угроза больших неприятностей, наказания. Небо затянуто — упадническое настроение.

Лужи указывают на чувствительность, ранимость, способность долго переживать из-за проблем.

Зонт — символ связи с родителями; раскрытый — ожидание помощи от мамы, закрытый — от отца.

Отсутствие зонта, крыши — инфантильность, нежелание принимать решения самостоятельно.

Образ персонажа

Пол указывает на модель поведения в стрессовой ситуации: мужской характеризует решительность, активные действия в поиске выхода; женский — пассивность, доминирование интуиции. «Смена пола» во втором рисунке указывает на изменение стиля поведения. Если изображен герой противоположного пола, значит, ребенок перенимает чужую модель поведения (кого-то из родных).
Возраст символизирует уровень качеств, помогающих принимать решения: взрослый человек — рассудительность, ребенок — потребность в опоре.

Большая голова — высокий интеллект, изобретательность; маленькая говорит о низкой оценке умственных способностей.

Крупный торс — символ неудовлетворенности (хотелось бы быть супергероем, завоевать восхищение); слишком маленький — ощущение недооцененности, униженности. Покатые плечи говорят об унынии, отчаянии.

Лицо: плохо прорисовано — нежелание замечать проблемы и бороться с трудностями. Изображено детально — активность, значимость отношений с другими людьми.

Руки: разведенные в стороны — открытость; спрятанные за спиной — неготовность к компромиссам, негибкость. Прижатые к телу — символ скованности.
Действия персонажа (убегает, радуется, сидит в луже) напрямую отражают реальное поведение ребенка в стрессе.

Масштаб, положение

Чем крупнее персонаж, тем лучше дети справляются с неприятностями. Маленькая фигурка говорит о желании переложить ответственность на других. Огромная же, не умещающаяся на листе, — ребенок фокусируется на эмоциях и не может здраво оценить происходящее.

Рисунок сверху листа — растерянность, уход в мир фантазий. Внизу — подавленность, ощущение безысходности и невозможности изменить ситуацию. В центре — готовность решать проблемы.

Смещение влево — надежда, что мама придет на помощь. Вправо — привязанность к отцу, стремление произвести на него впечатление своим поведением в сложных обстоятельствах.

Фигура в профиль, со спины — ребенок уходит в себя, отсюда сложности в налаживании контактов.

Герой повернут влево — малыш сосредоточен на себе, не очень решителен.
Повернут вправо — активен, оптимистичен, думает о будущем и готов развиваться.

! Важно!

Если на рисунках много негативных элементов, предложите ребенку составить рассказ по картинке и придумать неожиданный поворот: «Что будет, если выглянет солнце?». Добавьте второго героя («помощника»), — подскажите новые способы поведения в стрессе.

Изучаем шедевр

ребенок рисует на полу. Смотреть фото ребенок рисует на полу. Смотреть картинку ребенок рисует на полу. Картинка про ребенок рисует на полу. Фото ребенок рисует на полу

Фигура заметно выросла на втором рисунке. Значит, ребенок чувствует себя старше при столкновении с трудностями, и это доставляет ему удовольствие. Хоть он и использует привычную модель поведения — помощь и поддержку со стороны мамы (слегка повернут влево), она уже изжила себя, и он внутренне готов «отделиться» и действовать сам. Правда, пока он не видит, как это сделать, оглядываясь в прошлое и без опоры на мужской образец. Самое время вместе подумать, как можно действовать в трудных ситуациях («развернуть» ножки вправо, в будущее).

Источник

Что рисуют дети: первые звоночки, когда ребенку нужен психолог

ребенок рисует на полу. Смотреть фото ребенок рисует на полу. Смотреть картинку ребенок рисует на полу. Картинка про ребенок рисует на полу. Фото ребенок рисует на полу

Почти все дети рисуют с удовольствием. Рисунок — это и детская фантазия, и отражение того, что ребенок увидел, чему научился или что пережил. В рисунке отражается внутренний мир маленькой личности, через рисунок ребенок как бы «рассказывает» о том, как воспринимает себя и ощущает свое место в мире. Как научиться понимать внутренний мир своих детей через рисунки — рассказывает психолог семейного центра «Семья» Вероника Александрова.

В каракулях скрываются эмоции

«Рисунки детей до 5 лет мы не анализируем, так как до трех-четырех лет дети только учатся держать и пользоваться карандашами, фломастерами, кистями и красками. Они учатся различать цвета, знакомятся с палитрой различных оттенков. Задача родителей на раннем этапе развития ребенка (от года до четырех лет) — обогащать среду разнообразными художественными средствами и создавать условия для художественных творческих экспериментов, постоянно поощряя и подбадривая малыша», — говорит специалист.

Первые рисунки всех детей — это «головоноги» (кружочки с палочками). А вот рисунки пятилетних детей уже более информативны. По ним можно понять, о чем ребенок думает, как и что он представляет, что он чувствует, и где могут быть скрытые внутренние проблемы. Какие рисунки наиболее информативны?

Когда нужна помощь специалиста

Иногда рисунок может стать сигналом, что с ребенком не все в порядке и родителям стоит обратиться к психологу или к врачу. Мы ни в коем случае не призываем ставить диагноз и делать какие-то выводы только на основании рисунков, но на некоторые моменты мы хотели бы обратить особое внимание. Вот несколько тревожных сигналов, которые не стоит игнорировать.

Общее впечатление

Посмотрите на рисунки в целом. Какие эмоции они передают, какое общее впечатление складывается. Попытайтесь представить, какие эмоции ребенок испытывал, пока рисовал: радовался, грустил, злился или сожалел о чем-то. Лучше всего смотреть несколько рисунков, а не один. Отдельная картинка может говорить лишь о мимолетном состоянии, впечатлении ребенка.

ребенок рисует на полу. Смотреть фото ребенок рисует на полу. Смотреть картинку ребенок рисует на полу. Картинка про ребенок рисует на полу. Фото ребенок рисует на полу

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Психология детского рисунка

Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения. А между тем, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.

«Эволюция» юного живописца

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) – это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка. С определенного возраста (в 3,5 – 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать». Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение. Поэтому в качестве «доврачебной помощи» предлагаем несколько уроков анализа детского рисунка.

Детали детского рисунка зависят от возраста

Анализ детского рисунка по… собственным ощущениям

Оценка «манеры письма»

Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению. Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что выбор цвета отражает психологические качества человека и состояние его здоровья. Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций. Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение:

темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;

зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;

красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

Источник

Если ребенок не нарисовал себя, родителям стоит задуматься. Как провести и расшифровать арт-тест

О чем может рассказать детский рисунок семьи, в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Узнать о взгляде ребенка на положение дел в семье можно не только из разговора с ним, но и проведя специальный арт-тест. Для этого нужно попросить его изобразить семью, в которой он живет, но при этом не уточняя, кого и как лучше рисовать, не перечисляя ее членов. Пусть он сделает все сам — тогда картина его внутреннего состояния будет наиболее полной и объективной.

ребенок рисует на полу. Смотреть фото ребенок рисует на полу. Смотреть картинку ребенок рисует на полу. Картинка про ребенок рисует на полу. Фото ребенок рисует на полуЛилия Сыпало, фото Павла Русака

— Эта методика подходит для детей от трех лет и старше, — говорит психолог частной практики Лилия Сыпало. — Нельзя, чтобы ребенок рисовал под чьим-то присмотром — займитесь каким-нибудь делом поблизости он него, показывая, что вы отвлечены, и просто подглядывайте на последовательность изображения. Важно не только видеть рисунок, но и проследить, как ведет себя его автор во время прорисовки членов семьи.

По словам психолога, первым ребенок нарисует самого значимого для себя человека, затем менее значимого и так далее. Важно увидеть, где он расположит себя самого: кто к нему ближе, с тем у него лучший контакт.

— Иногда ребенок может «забыть» нарисовать кого-то из членов семьи, — продолжает Л. Сыпало. – Так, недавно на рисунке одной девочки не было папы – малышка сказала, что он много работает, часто пропадает в командировках. Как оказалось, родитель действительно мало внимания уделял дочери, во главу угла ставя благосостояние семьи. При этому мужчина был уверен, что в их отношениях все в порядке.

Чаще всего маленькие художники умышленно не изображают младших сестер и братьев, аргументируя тем, что те спят или играют в соседней комнате. Объяснить это просто: после их рождения старшие дети стали получать меньше внимания и заботы.

А иногда ребенок может не нарисовать себя. И тогда родителям уже стоит призадуматься: не исключено, что чадо неуютно чувствует себя рядом с ними, считая себя лишним в семье.

Что касается нажима на карандаш, то слабый говорит о робости и пассивности, сильный – об эмоциональной напряженности. Если ребенок много пользуется ластиком, то это можно расценить как неуверенность и тревожность.

Стоит также обратить внимание на цветовую гамму, преобладающую на рисунке:

Нет ярких цветов. Если преобладает один или два цвета, или вовсе используется простой карандаш, нужно обратить внимание на эмоциональное состояние автора рисунка.

Красный. Он может говорить, как о силе воли, целеустремленности и активности, так и о раздражении, гневе, напряжении и тревоге. Такой ребенок привык отстаивать свои интересы и границы. Важно: сочетание красного с темными или коричневыми тонами говорит о тревоге и депрессии.

Оранжевый. Радость, позитивные эмоции и стремление к веселью. Но его чрезмерное обилие может говорить о возбуждении и желании самоутвердиться.

Желтый. Радость, волевые качества, интеллектуальные способности, общительность, непосредственность, игривость и пытливый ум.

Зеленый. Этот цвет выбирают уравновешенные, контактные, настойчивые ребята. Изобилие зеленого в рисунках говорит о поиске безопасности и независимости. Нередко таким детям присущи упрямство и эгоизм.

Темно-зеленый. Любители этого цвета отличаются постоянством.

Голубой. Его предпочитают миролюбивые и чувствительные дети. Но имейте в виду, что слишком много голубого может говорить об отчужденности и непослушании.

Синий. Дети, которые чаще им рисуют, обладают хорошей интуицией и имеют артистичные способности. Они более нежные и доверчивые. Изобилие этого цвета говорит, что для ребенка фигура матери является очень значимой.

ребенок рисует на полу. Смотреть фото ребенок рисует на полу. Смотреть картинку ребенок рисует на полу. Картинка про ребенок рисует на полу. Фото ребенок рисует на полу

Фиолетовый. Его любят дети-фантазеры. Они чувствительны и восприимчивы, любят спорить, но часто сомневаются. Иногда обилие этого цвета говорит о неумении владеть своими эмоциями.

Коричневый. Стойкость и трудолюбие. Но часто такие дети более медлительны. Иногда использование коричневого говорит о том, что у ребенка что-то болит.

Белый. Если ребенок особенно жалует белый цвет, то, скорее всего, он уравновешен и любит все необычное. Но иногда детское подсознание выбирает белый, чтобы «засветить» что-то неприятное в его жизни.

Черный. Этот цвет для малышей привлекателен прежде всего яркостью, так что не нужно преждевременно тревожиться. Он может говорить и об агрессивном упорстве, и о решительности. Нехорошим знаком может быть использование его нетрадиционным образом — например, черные листья на дереве или зубы.

— Если у нарисованных человечков отсутствуют уши, рты, носы — это говорит об отчужденности, закрытости, — продолжает собеседница. – Однажды один мальчик нарисовал родителей с яркими и большими ртами. После мама призналась, что в их семье не все так ладно, как хотелось бы, – часто бывают ссоры и скандалы.

Весьма информативными будут руки и ноги у изображенных людей. Очень короткие конечности говорят о том, что ребенок испытывает дискомфорт в социуме при общении. Отсутствие рук свидетельствует о бесправии члена семьи. Самая тщательная их прорисовка будет у самого близкого и любимого родственника.

— Если ребенок нарисовал всех членов семьи держащимися за руки – это показатель гармонии и дружной атмосферы. Когда автор рисунка изображен в центре, он ощущает себя любимым и значимым для родителей, — отмечает Лилия Сыпало. – Если кто-то из семьи изображен спиной или в профиль, это может означать, что он вызывает у ребенка тревогу. А, возможно, между ним и малышом недавно произошла ссора. Тогда рисование его в подобных ракурсах вполне допустимо.

После того как ребенок закончит рисовать своих домочадцев, предложите ему изобразить такую семью, какую он хотел бы иметь. Уверена, разницу вы увидите.

Смотрите также:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *