ребенок падает головой об пол
Синдром детского сотрясения
Всем известно, что мамам просто жизненно необходим отдых (впрочем, как и другим людям, регулярно ухаживающим за маленьким ребенком). Сегодня поднимем тему о том, что может произойти, если мама длительное время не отдыхает и, как следствие, выгорает.
Малыши в первый год жизни очень много плачут. Иногда мамы не выдерживают и в ответ на длительный плач начинают делать вещи, о которых ранее не могли даже подумать: сильно трясут ребенка или обо что-то его кидают.
После этого может последовать 2 варианта развития событий:
1. Малышу повезет – он отделается лишь небольшим испугом, парой синяков и ссадин.
2. Малышу не повезет – у крохи возникнет синдром детского сотрясения, представляющий угрозу для его здоровья и жизни.
Что такое синдром детского сотрясения?
Маленький ребенок имеет слабые мышцы шеи, и если малыш подвергается тряске, его голова начинает свободно болтаться, а ее содержимое – биться о черепную коробку. От этого возникают множественные повреждения ткани мозга и питающих сосудов.
Отметим, что последствия от встряхиваний значительно серьезнее, чем от удара при падении ребенка с небольшой высоты.
Безусловно, синдром детского сотрясения также может развиться при усиленном качании, подбрасывании вверх и других ситуациях из повседневной жизни. Однако это встречается несравнимо реже в сравнении с тем, что определяется, как жестокое обращение с детьми.
Что следует дальше?
У ребенка нарушается дыхание, проявляются судороги, вялость и сонливость. При обращении родителей в медицинское учреждение правильный диагноз ставится, в лучшем случае, через сутки.
Поздняя диагностика, как правило, связана со следующими причинами:
1. Родители даже не поняли, что возникшие у ребенка симптомы могли быть следствием тряски, поэтому они умолчали об этом факте.
2. Родители осознали, что от тряски у ребенка возникли симптомы и, опасаясь последствий, умолчали об этом факте.
Без правдивых показаний диагностировать патологию довольно трудно, ведь при сотрясении обычно никаких наружных повреждений нет. Но именно на этом этапе потерянное время может стать причиной летального исхода.
Малыша обычно привозят в больницу с неспецифическими симптомами: нарушением дыхания, сонливостью, рвотой, судорогами, потерей сознания. При этом факт наличия травмы отрицается, и отсутствуют какие-либо внешние повреждения.
Значительно позже все-таки выясняется, что симптомы появились сразу же после тряски (более чем в 90% случаев) и трясли ребенка далеко не в первый раз (в 70% случаев).
Какая диагностика необходима?
Для диагностики синдрома детского сотрясения используются следующие методы:
1. Методы нейровизуализации (МРТ или КТ) – необходимы для выявления кровоизлияний и участков ишемии.
2. Анализ ликвора – используется для подтверждения наличия кровоизлияния и исключения менингита (из-за схожести симптомов).
3. Общий и биохимический анализ крови.
4. УЗИ и рентгенография – необходимы при подозрении на наличие дополнительных повреждений.
Самая главная и в то же время сложная задача врача – доказать, что повреждения головного мозга связаны с актом жестокого обращения, а не просто с травмой, полученной в результате падения (например, когда кроха только учится ходить и часто ударяется).
И невозможно определить, что страшнее – не распознать взрослого человека, приносящего вред ребенку или обвинить невиновного, тем самым разрушив семью.
Как помочь ребенку?
Синдром детского сотрясения нередко сопровождается кровоизлиянием в сетчатку глаз, а также другими проявлениями домашнего насилия – переломами, гематомами, повреждениями внутренних органов и т.д.
Ребенок, подвергшийся сотрясению, должен лечиться в реанимации. Врачам необходимо при первых же минутах постараться сохранить как можно больше мозговой ткани (убрав скопление крови, иногда хирургическим путем, устранить нарушения дыхания и кровообращения). Отметим, что около 39% детей нуждаются в экстренных реанимационных действиях уже по приезду в медицинское учреждение.
К большому сожалению, медицинская помощь далеко не всегда может помочь избежать трагедии:
Таким образом, самый лучший вариант – не доводить до такого состояния и стараться находить достаточно времени для полноценного отдыха.
Травма головы: что делать родителям?
Неосведомленность родителей в плане оказания помощи маленькому ребенку при ушибе головы может обернуться самыми неблагоприятными последствиями. Среди них — проведение ненужных диагностических процедур (на которых зачастую ничего не видно), лечение по рецептам бабушек, самолечение препаратами, на скорую руку купленными в аптеке, а также бессонные ночи родителей и нестабильность нервной системы малыша. Чтобы избежать всего этого, достаточно знать основные правила поведения при черепно-мозговой травме (ЧМТ) и в непредвиденных обстоятельствах руководствоваться ими.
Чем опасны ЧМТ?
Черепно-мозговая травма возникает при ушибах головы (у детей обычно при падениях с диванов, комодов, столов и стульев или с высоты собственного роста (бежал и споткнулся)). Она сопровождается растяжением или повреждением аксонов — длинных отростков нервных клеток, из которых состоят все нервные волокна. В норме эти клетки проводят импульсы, а после травм эта функция нарушается, возникает неврологическая симптоматика. Кроме аксонов, пострадать могут и сосуды. Обычно повреждаются самые мелкие из них. При сильных или повторяющихся травмах возможны довольно крупные кровоизлияния в мозговую ткань.
Что нужно делать?
После ЧМТ очень важно понять, повреждены ли и насколько, структуры головного мозга. В зависимости от масштабов повреждения мозговая травма может быть легкой, средней и тяжелой. Последние 2 вида — повод для госпитализации. Легкие ЧМТ можно лечить под контролем врача в амбулаторных условиях.
Самостоятельно разобраться, насколько сильно ударился ребенок, почти невозможно. Поэтому лучше обратиться за помощью к специалисту — неврологу. После сбора анамнеза и осмотра пострадавшего врач примет решение, нужно ли делать компьютерную томографию (КТ). Этот метод наиболее информативен при травмах головы. В зависимости от степени изменений будет установлен диагноз и назначено лечение.
Первые сутки — самые важные
Неврологи рекомендуют пристально следить за состоянием ребенка первые сутки после ушиба. В это время могут проявиться осложнения.
На протяжении 24 часов лучше позволить малышу много спать, что ускорит восстановление головного мозга. Разумный покой предотвратит повторные ушибы и снизит общую нагрузку на организм. По назначению врача и при наличии необходимости (головная боль) допускается применение Парацетамола или Нурофена.
К любым привычным видам деятельности нужно возвращаться постепенно. Когнитивная занятия на скорость восстановления не влияет.
Физическую активность, которая чревата повторным получением травмы, нужно возобновлять в последнюю очередь (через 10-14 дней). Однако это не означает, что нужно соблюдать постельный режим. Достаточно проследить, чтобы ребенок играл спокойно, без беготни, прыжков и кульбитов на кровати.
Осторожно, осложнения!
Родителям нужно срочно вызвать скорую помощь, если после травмы у ребенка наблюдается:
Сигналом тревоги является и слишком крепкий, беспробудный сон ребенка, когда, несмотря на все усилия родителей, разбудить его не удается.
Знание — это сила. Проявляйте разумную настороженность и берегите ребенка!
6 самых частых причин травм у детей и что с этим делать
Психолог рассказывает о детском травматизме — почему ребенок часто падает и ранится.
Родители объясняют частые травмы ребенка его легкомысленностью, неосторожностью, или даже «порчей», «сглазом». Я не беру медицинские проблемы, в которых высокий травматизм связан с болезнью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, хрупкостью костей, а рассматриваю случаи, когда ребенок со средним или крепким здоровьем регулярно получает повреждения:
Однажды в парке я наблюдала за подростком на велосипеде. Он катался сам и заботливо учил приятеля помладше. Во время очередного трюка он сильно разогнался, перелетел через ступеньки, но неудачно приземлился — всем весом на одну ногу.
Я подошла и спросила, как он себя чувствует, на что подросток беззаботно сообщил, что при приземлении у него хрустнула нога. Посмотрела — голеностоп стремительно распухал. Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.
Тут вдалеке послышался окрик его мамы. Он позвонил ей и рассказал о травме по телефону, чтобы не идти навстречу и подождать на лавочке. Через несколько мгновений я увидела женщину, она издалека махнула сыну, чтоб он следовал за ней, и быстро скрылась.
Мальчишка поднялся, взял велосипед и попрыгал следом, пытаясь догнать маму.
Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.
Конечно, нет большой беды в самом ранении. Опасения вызывает как раз безразличная реакция мальчика и мамы. В будущем это может открыть ворота для экстремального или излишне геройского поведения.
Так почему ребенок часто падает? Давайте более подробно рассмотрим причины, которые стоят за этим.
Особенности физиологического и нейропсихологического развития
В дошкольном и младшем школьном возрасте частые травмы чаще происходят по физиологическим и нейропсихологическим причинам. Это могут быть:
За этими признаками стоят особенности физического развития и развития мозга — связи между нейронами сформировались хаотично или недостаточно. Помогут занятия на развитие сенсорной интеграции, мозжечковая стимуляция, нейрокоррекция. Они могут называться по-разному, но делают похожие вещи — налаживают связи между различными отделами мозга. В каждом случае нейропсихолог проводит сложную диагностику и по ее результатам подбирает коррекционные упражнения и игры.
В дополнение к работе с нейропсихологом можно самостоятельно заниматься с ребенком или в тандеме с неврологом и педагогом-психологом. Показаны занятия спортом. Это может быть ЛФК (лечебная физкультура), бег, плавание, некоторые виды боевых искусств, танцы или жонглирование. Эти упражнения развивают и корректируют нейронные связи.
Ребенку требуется поддержка и терпение со стороны взрослого, потому что навык у него будет формироваться дольше, чем у остальных ребят.
Телесная память травмы
Тело запоминает опыт, в том числе и травматический. Если один раз подвернул ногу, в схожих ситуациях это может повторяться снова и снова.
Память травмы встречается в сознательном возрасте — с 10–11 лет — и связана с развитием произвольного поведения, рефлексии. Что же делать, если ребенок часто падает и получает травму в одной и той же ситуации — катаясь на велосипеде, играя или занимаясь спортом, а может и просто при ходьбе?
В основе лежат психологические и функциональные факторы: сомнение в себе и неправильно сделанное движение. Неверное движение, которое привело к травме, легко закрепляется, потому что эмоционально насыщенно. Ожидание повторной ошибки, неуверенность, напряжение приводят к этой самой ошибке.
В истории с подростком на велосипеде велика вероятность именно этого случая — он не первый раз ломает ногу, когда пытается сделать трюк.
Привычная травма может возникнуть и без трюков (ребенок все время подворачивает ногу при ходьбе). Проблема исчезает с ростом уверенности в себе. Приобретение самостоятельности и личных опор, успехов в жизни меняет походку, делает ее более упругой и крепкой.
Мышцы, которые постоянно травмируются, можно укрепить упражнениями. Можете делать это самостоятельно, но лучше взять несколько занятий с тренером, который пошагово исправит ошибки, подскажет, как правильно двигаться. Это особенно актуально для спортивных и околоспортивных занятий: паркур, катание на коньках, трюки на велосипеде.
Психолог поможет справиться со страхом и неуверенностью, с «неясным чувством» травмы, поможет завершить «гештальт»: закончить действие, которое хотелось совершить в момент первого опыта получения травмы.
Вторичная выгода
Здесь, как и с некоторыми болезнями в детском возрасте, ищем, в чем выгода: освободиться от школы и снизить уровень напряжения, пропустить ближайшую контрольную, получить внимание родных и близких, почувствовать себя «героем», помирить папу с мамой.
Спокойное отношение к ранению, умеренное внимание, сохранение обязанностей и уровня нагрузки помогут остановить порочный круг. Спокойное отношение не означает равнодушия к событию. Просто нужно меньше поощрять в ребенке такое поведение фразами в духе «ты герой». Раздражение и критика в некоторых случаях тоже выступает как поощрение.
Обратите внимание, может нагрузка и впрямь высока. Если ребенок жалуется на количество кружков и ходит с потухшим взглядом, снизьте нагрузку — для него это явный перебор. Частые травмы у спортсмена, который активно готовится к соревнованиям, сигнализируют о переутомлении и истощении — тренер дает ему передохнуть.
Интенсивные негативные чувства: ярость, гнев, раздражительность
Также, самые частые причины травм у детей — ярость, гнев и раздражительность.«В гневе ударил кулаком по столу», «с раздражением пнул стенку», «в ярости разбил стекло» — эти ситуации говорят о неумении или невозможности выразить сильные негативные чувства другим способом. Иногда только телесная боль или разрушение могут остановить приступ бессильной ярости.
В таком случае не запрещайте ребенку гневаться или злиться, забудьте фразы: «ну-ка прекрати истерику», «только попробуй еще раз хлопнуть дверью» — это только усилит разрушительную силу эмоций. Не используйте сарказм и насмешку: «ну давай, разбей тут всё», «покажи, какой ты силач».
Помогите ребенку выговориться, снять напряжение, без критики и оценок: «Я вижу, ты злишься (расстроен, раздражен, в гневе), но не показываешь этого. Ты можешь поделиться, что случилось».
Часто признать право на чувство или эмоцию бывает достаточно, чтобы уменьшить ее силу и интенсивность. После того как ребенок откроется, помогите решить проблему: разберите ситуацию, как можно ответить обидчику; признайте свою ответственность в конфликте, если гнев про вас.
Когда видно эмоциональное состояние, проблема очевидна и понятна. В таком случае мы говорим, что человеку нужно учиться контролировать эмоции.
Гнев не всегда лежит на поверхности. Когда ребенок считает гнев недопустимым, он контролирует и сдерживает его. Однако это слишком сильная и необходимая эмоция, чтобы ее можно было подавить так легко. Подавленный гнев с большей вероятностью приводит к аутоагрессии и к травмам, чем выраженный вовне. Помогайте ребенку осознавать чувства и выражать их: «Я вижу, ты стараешься скрыть гнев», «Мне кажется, ты считаешь гнев слишком плохим чувством, чтобы его проявлять».
Самонаказание и чувство вины
Дети чувствуют себя виноватыми за проступки, которые остались безнаказанными. Если ребенок часто падает и ударяется головой — это иногда выступает как самонаказание. Происходит это не специально. Скорее ребенок (или даже взрослый) настолько сильно переживает, что становится невнимательным, плюс чувство стыда делает тело неповоротливым и неловким.
Вина может быть очевидной — ребенок устроил пожар. Такие события оставляют глубокий след в душе, а наказание помогает справиться с виной. Иногда с ребенком нужно проговорить, почему нет наказания (случившееся может выглядеть значимым только в глазах ребенка).
Иногда у ребенка есть секрет (например, он солгал и считает ложь недопустимой). Если малыш слишком категорично и резко отмахивается от вас в каждом разговоре — «Я же сказал,что все нормально, отстань!» — пусть с ним поговорит человек, которого он не боится, кому он доверяет, или психолог.
В третьем случае причины вины не понятны самому ребенку. Он не осознает ее — чувствует себя виноватым, что он «недостаточно хороший». Возможно, ребенка часто стыдят или критикуют. Высокие стандарты поведения в семье, заданные самой ситуацией (все в семье «профессора», а он не тянет математику) или установками (единственно возможная оценка — это «5», хороший человек не ведет себя как поросенок), развивают у ребенка чувство несоответствия.
Родительские послания
Самые частые причины травм у детей вызваны вредным влиянием родительских посланий:
Эти послания реализуется через следующие действия: родитель игнорирует повреждения, ссадины, ушибы ребенка («до свадьбы заживет», «они все постоянно расшибаются в этом возрасте»), упрекает за слезы, насмехается над просьбой ребенка осмотреть и обработать ранку — она может быть незначительной, но ведь ребенок этого не понимает.
В истории с мальчиком на велосипеде такие посылы скорее всего есть. Мама действует из лучших побуждений — сделать ребенка крепче, сильнее, самостоятельнее, дать почувствовать последствия своих действий, но в результате тот не учится заботиться о себе, халатно относится к здоровью и жизни.
Лучше поменять установку на позитивную и менее жесткую: «Я знаю, что ты способен позаботиться о себе». В малышковом возрасте подкрепите действиями: подуйте на ушиб, обработайте даже незначительную ранку. Ребенок учится относиться к себе, наблюдая отношение к нему родителя. Через какое-то время он научится заботиться о себе (и о других!).
В старшем возрасте проявите внимание к сложному ранению или травме, помогите, если требуется, ограничить движение поврежденной части тела.
Самое разрушительное родительское послание — «Не живи». Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:
Ребенок в такой системе переполнен чувством вины, гнева, отверженности, обиды, стремится восполнить пустоту и стать достойным любви матери, часто за счет экстремального поведения.
Что делать, если ребенок часто падает: правила родителю для профилактики травматизма
За травматическим поведением может стоять не одна, а несколько причин. Но для профилактики таких несчастных случаев нужно выполнять несколько правил.
Такие нехитрые правила помогут сохранить ваше телесное и душевное здоровье и здоровье ребенка.
Что делать, если ребенок ударился головой: инструкция для родителей
Если ребенок ударился головой, далеко не всегда это повод для паники и родительских переживаний. Тем не менее, родители должны уметь различать, какая именно «катастрофа» приключилась — у ребенка сотрясение мозга или (что бывает в десятки раз чаще!) всего-навсего легкий ушиб. Потому что на каждый «сценарий» есть свой особый план действий…
© Предоставлено: Woman.ru Ребенок ударился головой: что делать
Согласно статистике: из всех людей, обращающихся за медицинской помощью по случаю черепно-мозговой травмы, 35% — это дети до 15 лет.
Сотрясение мозга у ребенка: не так страшен черт, как…
Одна из наиболее страшных и опасных травм головы у ребенка, по мнению большинства родителей, это сотрясение мозга. Но на деле, как выясняется, все ровно наоборот…
Объясним в двух словах, что вообще происходит при сотрясении мозга у ребенка. Голова (в том числе и детская), если говорить предельно упрощенно, состоит из кости (твердой и относительно крепкой черепной коробки), которая защищает мягкий, уязвимый и «нежный» головной мозг, заключенный внутрь этой самой кости. При сильном внешнем ударе, который приходится на череп, мозг с внутренней стороны в свою очередь тоже ударяется о стенку черепной коробки. При этом клетки головного мозга в месте этого удара не повреждаются, но на некоторое время теряют взаимосвязь друг с другом. Это приводит к потере сознания, чаще всего — предельно кратковременной.
Самый очевидный и обязательный симптом сотрясения мозга у ребенка — это потеря сознания. Если же малыш не «отключался» — то ни о каком сотрясении мозга речи не идет.
При этом родители должны знать, что с медицинской точки зрения сотрясение мозга — одна из наиболее легких и неопасных травм головы. В подавляющем большинстве случаев после сотрясения и потери сознания, ребенок приходит в себя и очень быстро адаптируется.
Максимум недомоганий, которые могут случиться у ребенка после сотрясения мозга — это непродолжительная головная боль, потеря аппетита и сонливость. Однако спустя 1-2 дня и эти симптомы без следа исчезают.
Совсем иначе обстоят дела, если при ударе у ребенка возник ушиб головного мозга.
Ушиб головного мозга у ребенка
Ушиб головного мозга — это ситуация, при которой во время удара о внутреннюю стенку черепной коробки мозг не просто сотрясается, но и получает те или иные повреждения. Как правило, в месте ушиба возникают:
Этот сценарий уже может быть крайне опасен для здоровья ребенка, поскольку поврежденный мозг находится в замкнутом пространстве черепа — крови при кровотечении просто некуда деваться, как и нарастающему отеку. Обычно в этих обстоятельствах возникает риск сдавления головного мозга, что может привести к весьма плачевным последствиям.
Если ребенок ударился головой, и медики зафиксировали у него все три симптома — сотрясение, ушиб и сдавление головного мозга, только в этом случае они имеют все основания поставить диагноз «черепно-мозговая травма».
Таким образом, ни сотрясение мозга у ребенка, ни кровавая ссадина на голове, ни «шишка», ни синяк под глазом — не дают вам права впадать в панику и считать, что вашего ребенка «постигла» черепно-мозговая травма. Для этого есть совсем другие причины, и мы о них позже расскажем…
Ребенок ударился головой: повреждения и раны
Что делать, если ребенок ударился головой и появилась кровоточащая рана:
В этом случае вы должны оказать ему ту же самую помощь, что и при ушибе любого другого места:
На рану с кровотечением следует сперва приложить лед (лучше всего дробленый лед или пакет замороженных овощей), а чуть позже — соорудить давящую повязку;
Если рана на голове больше 7 мм в ширину и 2 см в длину — ребенка необходимо доставить в медицинское учреждение — такие раны обычно требует наложения швов.
Повторимся: если ребенок ударился головой, и в месте ушиба у него возникла «шишка», или даже появилась небольшая кровоточащая рана, но при этом сознание он не терял — то как бы «страшно» ни выглядело это со стороны, но говорить о серьезной травме головы нет повода. И если малыш не демонстрирует никаких опасных симптомов (мы перечислим их ниже) — то вам даже не обязательно вызывать врача или нестись с ребенком в больницу.
Что делать, если ребенок ударился головой и повредил череп:
Естественно, при сильном ударе страдает не только мозг ребенка — повредиться может и сам череп.
В зависимости от того, есть видимые повреждения костей черепа или нет, травмы головы условно делятся на открытые и закрытые. И в том, и в другом случае они требуют немедленного медицинского обследования и квалифицированной помощи.
Однако, череп состоит не только из костей. С внутренней стороны черепа ребенка есть особая стеночка (говоря медицинским языком — твердая мозговая оболочка), отделяющая непосредственно мозг от костей черепа. Если при ударе эта оболочка повреждается и разрывается, то в этом случае медики выносят вердикт «проникающая травма головы». И это тоже безусловно тот случай, когда ребенка незамедлительно необходимо доставить в мед.учреждение.
Итак, ваши действия при очевидных (или предполагаемых) повреждениях костей черепа — везти ребенка в больницу. Чаще всего эту картину сопровождают и соотвествующие симптомы, сигнализирующие о том, что мозг ребенка при ударе тоже серьезно пострадал.
А вот теперь — паника и бегом к врачу!
Итак, если ребенок ударился головой, и после этого вы заметили у него следующие признаки, немедленно везите малыша к врачу:
Проблемы с речью (заплетается язык, ребенок не может подобрать правильные слова и т.п.);
Ярко выраженная сонливость;
Сильная головная боль, которая не уменьшается в течение часа после удара;
Повторяющиеся приступы рвоты (а вот если рвота случилась после удара единожды — это не является тревожным признаком);
Сильное головокружение, которое длится более 1 часа после удара;
Неспособность двигать руками или ногами;
У ребенка разные по размеру зрачки;
Если возникли синяки под обоими глазами или за ушами;
Бесцветные или кровянистые выделения из носа или из ушей (довольно специфический, но очень серьезный симптом: дело в том, что при сильном ударе может нарушиться циркуляция черепно-мозговой жидкости, которая и начинает вытекать через нос или через уши).
Все вышеперечисленные признаки — это симптомы либо ушиба, либо сдавления головного мозга ребенка. Возникают они в подавляющем большинстве случаев в первые 24 часа после того, как ребенок ударился головой. И каждый из этих симптомов грозит серьезными последствиями, поэтому в случае их появления необходимо немедленно доставить ребенка в медиками, или наоборот.
Запомните: если ребенок ударился головой, ваша первая и самая важная задача — зорко наблюдать за ним в первые сутки после удара.
© Предоставлено: Woman.ru Сотрясение мозга у ребенка: симптомы
Сколько пальцев, приятель?
Если ребенок сильно ударился головой, у него могут возникнуть нарушения, связанные с органами чувств и восприятия. «Уловить» эти нарушения несложно.
Если ваш ребенок ударился головой, на время потерял сознание, а потом пришел в себя — проделайте с ним то же самое: убедитесь, что он видит и слышит вас, что он чувствует прикосновения и способен ответить на простой вопрос, что он не испытывает онемения в конечностях, не ощущает прилива аномального жара или холода.
Если нарушения, связанные с органами чувств, у ребенка — на лицо, немедленно отправляйтесь вместе с ним в ближайшую больницу.
Что делать, если помощь врача не требуется
Если ребенок ударился головой, но вы не обнаружили у него никаких опасных симптомов (а стало быть и нет повода для обращения к медработникам), это вовсе не означает, что малыша можно снова выпускать прыгать и бегать по двору. Отнюдь!
Вы должны сделать следующее:
Малыша надо успокоить (чтобы не кричал, не плакал, не боялся);
Ребенка следует уложить в постель и приложить холод к месту удара;
За ребенком необходимо постоянно наблюдать 24 часа с того момента, как он ударился головой;
Как правило, после того, как ребенок ударился головой, и после того, как он успокоился, он на некоторое время уснет. Не препятствуйте — пусть спит. Но каждые 3 часа вы должны его будить и задавать какой-то простой вопрос. Если ребенок отвечает вам связанно и адекватно — пусть спит дальше; а если его сознание стало «затуманиваться» — это повод немедленно ехать к врачу.
Нет таких мер профилактики для ваших детей, которые удержали бы их от любопытства, активных игр и беготни, а значит — от падений и травм. Более того, мало какой семье удается вырастить ребенка, который ни разу не упал бы с дивана или с лестницы. Но вы, родители, можете (и должны!) свести риск черепно-мозговых травм у своих детей к минимуму.
Не дарите ребенку велосипед (роликовые коньки, скейтборд и т.п.), не подарив шлем;
Приучите ребенка мгновенно останавливаться по вашему слову, если вы находитесь около проезжей части, в людской толпе или в других подобных местах;
Если ваш ребенок посещает бассейн, убедитесь, что его шлепанцы не скользят на мокром полу (довольно внушительный процент ребятишек, поступающих в больницы с черепно-мозговыми травмами, поступает именно из бассейнов, где дети нередко подскальзываются на мокрых полах);
Не оставляйте маленького ребенка в комнате или во дворе одного без присмотра.
И т.д. — перечислять можно много и долго, однако благоразумным родителям принцип уже наверняка ясен: вы не можете уберечь своих детей от всех напастей, которые они могут встретить, общаясь с окружающим миром, но оградить детей от травм, которые происходят по глупости или из-за халатности взрослых — вы просто обязаны.