ребенок кидается на пол в истерике
Кризис 1 года: инструкция для родителей
Что делать, если ребенок постоянно капризничает, протестует, не слушается, устраивает истерики и не отпускает маму ни на шаг?
Что делать, если ребенок постоянно капризничает, протестует, не слушается, устраивает истерики и не отпускает маму ни на шаг?
Годовалый малыш радует родителей своими новыми умениями: он понимает речь, и даже сам пытается произносить первые слова; он встает на ножки и начинает ходить. Казалось бы, вот оно счастье мамы — «почти взрослый» человек!
Но не успеют родители подумать, что пришла пора немножко расслабиться, как обнаруживают, что их милое, улыбающееся и сговорчивое чадо словно кто-то подменил на капризного и совершенно невозможного ребенка.
Что случилось? Ребенок заболел? Пережил тяжелый стресс? Или его избаловали вниманием? Скорее всего, причина в другом — настал кризис одного года.
Как проявляется кризис?
Что происходит с ребенком?
Примерно в возрасте года, иногда чуть раньше или позже, ребенок начинает понимать, что он — отдельный человек. До этого ему казалось, что он и мама — это одно целое: ведь мама носила его на ручках туда, куда он тянулся, она решала все проблемы, удовлетворяла все желания. И вот внезапно оказывается, что он — сам по себе ребенок, свой собственный.
С одной стороны, страшно: а вдруг мама уйдет, исчезнет? Значит, надо бдительно следить, чтобы этого не случилось. С другой стороны, теперь он сам может пойти туда, куда хочет; может съесть кашку, а может — выплюнуть и размазать по столу; может делать то, что предлагает мама, а может отказаться.
Представляете, какой огромный мир самых разных возможностей открывается перед маленьким человечком? И пользоваться ими еще только предстоит научиться. Дело это нелегкое: тут и взрослый мог бы закапризничать…
Что происходит с мамой и папой?
До тех пор, пока родители имеют дело с младенцем-грудничком, не возникает вопросов: «Слушается ли ребенок?», «Хорошо ли он себя ведет?» и т.д. Если четырехмесячная кроха плачет, значит, ее нужно накормить, поменять памперс или взять на ручки. Но никакому адекватному взрослому не придет в голову запрещать ей плакать или наказывать за плач. Тема «воспитания» всплывает только ближе к году, когда ребенок становится «отдельным человеком» со своей свободной волей.
Проблема в том, что мамы и папы тоже не всегда готовы к этой важной перемене в малыше. Зачастую они по-прежнему пытаются полностью управлять каждым его шагом. Появление у чада своих желаний вызывает раздражение, а порой и шок: «Почему он меня не слушается? Разве так можно?»
На самом деле оснований для паники нет: каждый ребенок переживает кризис одного года. Это естественный этап развития. Негативные моменты взросления — капризы, истерики и протесты — рано или поздно уйдут в прошлое, а с малышом останутся только благоприобретения —осознание себя как отдельного от мамы человека, умение ходить и говорить.
Как пережить кризис?
Следуя некоторым правилам, мамы и папы смогут уменьшить остроту и продолжительность переходного периода. Итак, что важно знать родителям?
1. Ребенку по-прежнему важно ощущать прочную связь с мамой. Это естественная потребность, от нее не нужно «отучать». Куда надежнее напитать малыша своим вниманием и любовью, тогда он сам перестанет держаться за мамин подол и с радостью отправится исследовать мир. Главное, чтобы он знал, что всегда может на вас рассчитывать.
Чтобы не усиливать тревогу ребенка, не исчезайте незаметно (пока бабушка показывает птичку в окне). Лучше объясните, что вы уходите и обязательно скоро вернетесь. Признайте за малышом право огорчаться по этому поводу, а за собой — право уйти по делам, несмотря на его огорчение.
Никогда не пугайте ребенка тем, что отдадите его дяденьке милиционеру или бабайке, что оставите его одного посреди улицы, если он сейчас же не успокоится и не начнет себя хорошо вести. Не говорите, что вам «не нужен такой плохой мальчик» или «такая капризная девочка».
2. Описывайте то, что происходит с малышом, называйте его чувства. Обнимите рыдающее чадо и скажите: «Тебе очень хотелось еще погулять. Ты очень расстроен, что нам пора идти домой. Мне жаль, что тебе так грустно». А вот нравоучения и приказной тон («Ты посмотри, как ты плохо себя ведешь! Тебе не стыдно? Вон все ребятки глядят…», «А ну-ка быстро пошли, кому говорю!») в момент, когда ребенок на грани истерики, точно не помогут.
Порой родителям нелегко это принять, но в жизни любого человека, даже маленького, есть место «плохим» чувствам — обиде, злости, раздражению, грусти. Не стоит критиковать малыша за них. Если мама нейтральным тоном регулярно описывает чувства ребенка, он привыкает к тому, что у него есть право не только радоваться, но и злиться и грустить. В этом случае куда проще научиться управлять своими импульсами, стать их хозяином. Но, главное, малыш получает опыт безусловной любви и принятия. А это бесценный подарок на всю жизнь.
3. Пусть в жизни ребенка будет четкий режим дня и стабильные правила. Постоянно проговаривайте их вслух, описывайте, из чего состоит ваш день, что вы будете делать сначала и потом: «После обеда мы идем спать», «Когда мы приходим с улицы, то обязательно моем ручки». Можно пользоваться детскими стишками и песенками — про одевание, умывание, расчесывание и т.д. К примеру, всякий раз приговаривайте: «Водичка-водичка, умой мое личико…» или «Если мы идем гулять, нужно куртку надевать!»
Малыши с удовольствием повторяют действия за любимыми игрушками, поэтому пусть ваши зверята тоже соблюдают правила и режим. За завтраком кормите плюшевых медвежат кашей, а после обеда укладывайте спать котиков и жирафов. Перед прогулкой поможет такой диалог: «Как мы оденем нашу куколку на улицу? Можно ее вести гулять в одном платьице или она замерзнет? Давай наденем ей теплую кофту, шарфик и шапочку». Скорее всего, после этого шарфик с шапочкой наденет и хозяйка куклы. В некоторых семьях режим дня соблюдают даже машинки и самолетики.
4. Оставьте минимум запретов, но все они должны быть «железобетонными».
Порой родители запрещают детям вполне нормальные вещи. Например, бегать, кричать, трогать совершенно безопасные предметы. На чем основан запрет — взрослые и сами порой не знают, просто: не положено. Но как выполнить миллион разных «нельзя»? Если только лечь в углу, молчать и не шевелиться… К счастью, естественная потребность в развитии сильнее запретов.
Не допускайте, чтобы то, что вчера было нельзя (например, трогать папин телефон), сегодня уже стало можно, потому что родителям срочно потребовалось заняться своими делами. Договаривайтесь, чтобы требования всех членов семьи к ребенку были одинаковыми.
Пусть нельзя будет только то, что угрожает жизни и здоровью годовичка и его окружающих (к примеру, запрещено совать шпильки в розетку, выбегать на дорогу, бить кошку и т.д.). Если слово «нельзя» уже обесценилось в вашей семье, введите для таких особых случаев слово «Опасно!». Добивайтесь, чтобы услышав его, ребенок моментально, на уровне рефлекса останавливался.
5. Создайте безопасную развивающую среду.
Это не ребенок такой вредный, что так и тянется к китайской вазе и новенькому ноутбуку, это родители не продумали грамотное хранение. Уберите из зоны доступа все ценное, хрупкое и опасное, чтобы ежеминутно не пришлось одергивать маленького исследователя.
Не пугайтесь желания ребенка ломать игрушки — это не избалованность, а способ познания мира. Поэтому отложите на будущее покупку радиоуправляемых моделек, а пока пусть под рукой будут простые игрушки, которые и на составные части разобрать не жалко.
6. Помните, что в паре «ребенок – родитель» главный — взрослый. Не позволяйте управлять собой, старайтесь сохранять спокойствие и уверенность в любых ситуациях. Ребенку жизненно важно чувствовать, что родитель сильный, что он не разрушается под детским гневом. Если родитель слаб, если он постоянно меняет свои решения, то в душе у маленького человека поселяется тягучая тревога. Если не на маму и папу, то на кого еще опереться в этом мире?
Никогда не давайте истерикам положительного подкрепления в виде подарочков, покупки желаемого и т.д. Куда лучше крепко обнять рыдающего ребенка, прижать к себе, утешить словами или песенкой, отвлечь внимание. Только не отвлекайте тем самым телефоном, который в прочее время брать строго запрещено. Лучше покажите собачку, голубя, другого ребенка и т. д.
7. Уважайте желания и чувства маленького человечка. Пусть он выбирает, какого цвета кофточку надеть, какой сок попить. Пусть пытается есть ложкой, даже если весь перемажется. Пусть вообще не ест, пока сам не проголодается. Малышу так важно пользоваться своей только что открытой самостоятельностью! Так предоставьте такую возможность в рамках разумного и безопасного.
8. Берегите себя! Ребенку, переживающему кризис, очень нужны любящие и спокойные родители. Если вы не найдете способ, как восстанавливать свои силы, вы просто не сможете справиться со всеми истериками и капризами карапуза. Поэтому не геройствуйте, изображая никогда не устающих супер-родителей. Любите не только ребенка, любите себя! Дышите глубже, ищите точки опоры и источники энергии. Окружайте себя людьми, которые выслушают, поймут и поддержат.
Когда трудно, напоминайте себе, что так будет не всегда. Просто сейчас ваш малыш очень быстро взрослеет. И это здорово!
Мой ребенок в истерике. Что делать?
Мой ребенок умеет злиться, падать на пол и с воплями биться в истерике. Да, да, он такой же, как и ваши дети.
Я не поклонник всевозможных методик воспитания — мне кажется, что в первую очередь нужно слушать себя, а не каких-то там людей. Однако некоторое знание и понимание детской психологии ещё никому не вредило, поэтому иногда все же не грех и просветиться. Я немножко читала Петрановскую и слушала Карпачова, в том числе про детские истерики. У Карпачова об этом, кстати, чуть больше информации, вернее, она просто выделена блоком. Зато у Петрановской больше души. Ну, да не в этом дело…
А дело в том, что в данный момент я знаю и понимаю, что: 1) истерики у детей начинаются как раз примерно в этом возрасте — в районе 1,5-2 лет; 2) истерить — нормально, это этап, который проходят все дети; 3) если ребенок ни разу даже не пытался истерить, стоит насторожиться; 4) когда ребенок истерит, он не издевается над вами — ему реально плохо в этот момент; 5) когда у одного человека истерика, второй должен был спокоен, а не биться в припадке вместе с первым.
Не знаю, что делаете во время истерики вы, но расскажу, как это происходило у нас. Начались эти неприятные явления у нас после поездки, которая была слегка стрессовой для меня, а значит, и для моего ребенка.
В общем, вернулись мы домой, и после очень хорошего поведения в поезде у Дениса началась истерика возле подъезда. Т.е. вот, все, мы уже дома — и последние 50 метров по двору я с трудом волоку извивающего и орущего ребенка в дом. Было необычно это видеть, но все же довольно предсказуемо: напряженный день, много нового, мало сна, целый день в поезде — есть, от чего впасть в прострацию. Я тоже была уже почти в ней, но мне же нельзя…
Ладно, минут через десять Денис кое-как успокоился и пошел играть к родным игрушечкам. Кстати, никак не ожидала, что ребенок в 1,9 года может так радоваться своим игрушкам! Наверное, он думал, что мы уехали из дома навсегда, а эти две недели показалось ему двумя годами. Видимо, он уже и забыл, что все эти машинки, пирамидки, мишки и книжки были в его жизни. Господи, как же он обрадовался им, когда пришел в себя и перестал рыдать! Он бросался от одной игрушки к другой, радостно вскрикивал, показывал нам то одно, то другое, снова брал что-то, бросал, хватал следующее… Потом он вспомнил, что у него ведь тут есть своя кроватка! А там — два мишки! Он побежал в спальню и о чудо — кроватка на месте, и мишки там!
Милый малыш! Это было так трогательно — он обнимал своих двух медведей, как лучших друзей, показывал их мне, кидался от одного к другому… Это было прекрасно — видеть, что такой маленький человек способен испытывать такие сильные и искренние эмоции!
Однако вернёмся к менее радостным, но не менее важным чувствам. На следующий день мы отправились гулять, а в конце прогулки хотели зайти в магазин. И вот возле магазина Денис и решил, что близкие его никогда не понимали, а жизнь потеряла всякий смысл. И кинулся на пол практически у входных дверей в Лидл. Я оттащила его от входа, чтобы он не мешал людям, и присела рядом. Когда Денис злится на что-то, он имеет очень досадное (для меня) свойство биться головой об пол. Не сильно. Однако смотреть, как твой ребенок бьётся головой об бетонную плитку — удовольствие сомнительное, очень хочется уберечь. Поэтому я честно сидела рядом с ним и подкладывала ему под голову свою руку, дабы спасти детку от болезненных ощущений. Детка же в процессе поглядывала на меня, видела мое сочувственное лицо и заходилась в новом приступе. А я, помятуя о том, что ему и так тяжело, грустно вздыхала и ненавязчиво пыталась приголубить.
Здесь следует отметить, что у детей в возрасте 1,5-2,5 лет битьё головой об пол или любой твердый предмет в случае неповиновения взрослых или предметов — довольно распространенное явление. В этом возрасте дети начинают прощупывать границы и применяют всевозможные способы для этого.
Что касается Дениса, то он в конце концов, конечно, устал. И я запихнула его в коляску, где он практически сразу же и уснул. Ещё бы, такие энергозатраты! Фух, облегчённо вздохнула я, закончилось!
Закончилось-то закончилось, но ощущение, что-то не так, не покидало. На следующий день все повторилось: Денис в истерике на полу, я с сочувствующим лицом возле него: голову держу, чтобы не ударился.
Разумеется, я разговаривала об этих досадных явлениях с близкими людьми. Советы были различные, в основном — предложения игнорировать и делать вид, что ничего не происходит.
Но ведь это не так! Очень даже происходит! И мне не хотелось бросать своего маленького сына один на один с первыми в его жизни проблемами.
Я подумала и поняла, что мне нужно поступить следующим образом: немного самоустраниться из этого представления, дав при этом понять Денису, что я не бросаю его с его злостью, не игнорирую, не сержусь и не стыжусь его поведения. Мне не нужно беречь его голову от ударов — у него есть инстинкт самосохранения, он не причинит себе ущерба. Но мне нужно быть рядом и быть готовой обнять и утешить, когда ему будет это нужно. Так я и поступила.
На следующий день ближе к обеду (и дневному сну) Дениса снова слегка перемкнуло и началась очередная истерика. Он лежал на каменном полу, со слезами глядя на меня и угрожающе приподнимая голову, чтобы удариться ею об пол. Я не стала садиться к нему, а предложила переместиться поближе к дивану — я бы поосидела, пока он валяется. Денис немного опешил от изменения сценария и от неожиданности сделал перерыв. Мы с ним действительно перешли к дивану, я села, а он продолжил: лег на пол и, глядя на меня, тихонько ударился головой. Я улыбнулась и сказала, что ему можно все это делать и я рядом. Однако если надоест — милости прошу обниматься. Пару раз ударившись головой об пол, Денис решил, что это все же перебор — больновато, да и толку никакого. В общем, истерика вышла какая-то скомканная…
После этого дело пошло на лад. Денис все меньше и меньше падает на пол (все ещё норовит иногда, да), а в те моменты, когда это все же происходит, я обычно спокойно говорю ему: “О, ты решил прилечь? Да, полежи, мой хороший, я пока сделаю то-то и то-то.” Чаще, кстати, это происходит дома. На улице слишком много интересного, чтобы отвлекаться на истерики. Но когда это все же происходит на свежем воздухе, я не препятствую — просто перетаскиваю его в место почище. В Кракове часто идут дожди, поэтому обычно я все же пытаюсь уложить его на более сухой участок дорожки. Часто бывает, что пока мы ищем сухое место, Денис отвлекается на что-то и забывает, что собирался рыдать. А если и ложится, то лежит недолго. Встаёт через 5-10 секунд, как ни в чем ни бывало.
Почему я не ругаю Дениса и не говорю, что так нельзя, что мне стыдно за него? Потому что это неправда: так можно, а мне не стыдно.
Я знаю, что истерики в этом возрасте происходят из-за неумения справиться со своими эмоциями. Он не делает это специально — все происходит естественно, человек взрослеет, проверяет границы дозволенного. Спросить, где они, он пока не может, поэтому приходится так. А иногда так устает и выматывается, что силы остаются только на одно — поплакать. И тут бы пожалели, обняли, поняли — сразу стало бы получше.
И да, я — “его взрослый”. Да, я люблю и принимаю своего сына в любом виде. Я знаю, что дальше испытания моей любви и привязанности будут сложнее. Но он весь мой, и мне уже некуда деваться — любовь будет расти вместе с ним. Поэтому несмотря на частые предсказания о том, что дальше будет труднее, я знаю: мы справимся. Главное — любить его и слушать себя.
Ребенок истерит по любому поводу
После долгих лет практики, я убедилась в том, что научиться успешно останавливать детские истерики можно, если понимать механизм их возникновения. Так что в этой статье вы узнаете все важные моменты:
что такое истерика и почему она возникает
ошибочные теории возникновений истерик
реальные причины истерик
какие бывают виды истерик и как на них реагировать
Что такое истерика и почему она возникает?
Например, вы гуляете с ребенком на площадке, пришло время возвращаться домой, и ребенок зашелся в истерике. Уровень огорчения и недовольства ребенка значительно превышает реальность проблемы, и мы видим гипертрофированное выражение недовольства: малыш падает на пол, кричит, не слышит аргументов и доводов родителей. В такие моменты ребенок не может успокоиться сам, или успокаивается медленнее обычного.
Почему истерики закрепляются и их количество увеличивается как снежный ком? Мое мнение: родители не умеют различать истерики и правильно реагировать на причину, которая ее вызывает. Более того, в сфере воспитания рождаются целые мифы про причины истерик. Пришло время разобрать и опровергнуть самые распространенные из них!
ОШИБОЧНЫЕ ТЕОРИИ ИСТЕРИК
Чтобы не попасть в такую ловушку, разберем самые популярные ошибочные представления о возникновении детских истерик:
Потакание
Пристыживание
Эта реакция рождается из видения, согласно которому плохое поведение ребенка можно сдержать стыдом. Якобы ребенок настолько боиться быть пристыженным, что от осознания своего позора он начнет себя контролировать, а все его потребности отойдут на второй план. Звучит комично, правда? Тем не менее, фразы “Да как тебе не стыдно?! Ты позоришь маму! Да я в твоем возрасте…” только ухудшают ситуацию, вызывая у ребенка ощущение отвержения со стороны родителей.
Наказание
Такие родители считают, что ребенок ведет себя сознательно, назло родителю, умышленно закатывает истерику. Как результат, стараются его “обуздать” и заставить вести себя, как подобает, с помощью наказания. К сожалению, такие меры редко бывают последовательны и больше похожи на “месть” родителей и их способ выразить досаду. Не говоря о том, что они могут быть разрушительны для ребенка.
Игнорирование
Но не нужно опускать руки! Научиться различать настоящую причину истерик вполне реально. Но для начала давайте вспомним основы основ возрастной психологии.
Во-первых, следует помнить: в возрасте от года до пяти истерики неизбежны, потому что ребенок не умеет совладать со своими желаниями и не знает, как их удовлетворить. Ему остается только кричать, и ждать, что мама с папой отгадают его проблему и решат ситуацию.
Во-вторых, никогда не поздно научиться правильно реагировать на истерики. Это поможет уменьшить их количество и интенсивность, а также освоить навыки самоконтроля, общения и терпения.
Да, многие из нас не знают, что истерики бывают совершенно разных видов и на каждую стоит реагировать по-разному. Именно неправильная реакция на ту или иную истерику усугубляет ее и приводит к бесконечному повторению. Поэтому так важно научиться с этим работать!
Все виды истерики, а также сценарии реагирования родителей с простыми упражнениями собраны в моем курсе “Детские истерики: как реагировать и научить по-другому”, который состоит из 4-х уроков и двухчасового мастер-класса!
Благодаря этим урокам для родителей вы узнаете:
почему ребенок ведет себя плохо
какие бывают виды истерик и какие потребности ребенка лежат в их основе
как правильно нужно реагировать на истерику каждого вида;
как научить ребенка общаться без истерик
Правильный подход к детским истерикам
В чем причина истерик?
Спровоцировать такое поведение ребенка способны несколько факторов:
Истерика учит малыша контролировать свои импульсы и свои эмоции.
Накопленные эмоции в истерике дети могут выразить только слезами. Поэтому родители должны разрешить ребенку выпустить свои сложные эмоции и принять их.
Истерика у ребенка в 1 год
Истерики могут случаться и у годовалого ребенка, хотя считается, что они характерны для детей более старшего возраста.
В год ребенок еще не умеет хорошо ходить, говорить и не обладает массой других навыков. Часто это может расстраивать малыша и он будет закатывать истерику, выражая свои эмоции криком, плачем, падением специально на пол. Так он будет добиваться своего, если, например, ему не разрешили взять какую-то вещь или он не может до нее добраться сам.
Также у малыша появляется страх отделения от мамы (сепарационная тревога) и страх чужих взрослых, что тоже может вызвать слезы и крик.
Истерика у ребенка в 2 года
В 2 года ребенок часто закатывает истерику по любому поводу, как кажется родителям. Почему?
В этом возрасте ребенок уже ходит, начинает активно разговаривать, понимает, как делиться и делать что-то по очереди, учится распознавать свои эмоции. Малыш впервые начинает осознавать себя и пробовать свои врожденные свойства. Но вербальные, физические и эмоциональные навыки еще не развиты до конца и ребенок может легко расстроиться, если ему не удается выразить свои желания словами или сделать что-то самому.
Из-за чего малыш может расстроиться и закатить истерику:
Во время сильной истерики малыш будет кричать, плакать, топать ногами, падать на пол, пинаться, кусаться, бросать вещи.
Истерики в этом возрасте носят эмоциональный характер, когда дети расстроены. Но постепенно ребенок может научиться использовать истерику с целью получить от взрослых то, что он хочет. Поэтому тут очень важно поведение и реакция взрослых на истерику
Истерики у ребенка 3 лет
К 3 годам малыш уже многое понимает. Наступает этап, когда он хочет проявлять по полной свою самостоятельность и отстаивать свое “я” перед вами. Но не всегда у него это получается делать спокойно. В результате ребенок истерит. Этот период осложняется тем, что малыш часто бывает негативным, упрямым и действует часто наперекор взрослым.
Поэтому в 3 года ребенок часто устраивает истерику, если что-то пошло не по его или он желает добиться своего во что бы то ни стало. Часто, казалось бы, на “пустом” месте.
Истерики у ребенка 4-5 лет
К этому возрасту количество истерик у детей сокращается. Ребенок уже может выразить словами, что хочет, он полностью открыт и не стремится конфликтовать.
Он уже осознает любовь к родителям. И самым интересным и важным для него становятся люди и отношения.
Как реагировать на истерику?
Советы психолога
В такие моменты очень важно контролировать уровень своих эмоций и учиться принимать страдания ребенка. Для этого взгляните на ситуацию глазами малыша.
Оставайтесь спокойными и уверенными в себе и не отгораживайтесь: “Пока ты истеришь, я уйду”.
Вместо этого вызывайте у ребенка сопереживание: “Ты так визжишь, моим ушам больно. Пожалуйста, тише.”
Установите понятные правила и границы дозволенного. Они должны соответствовать возрасту ребенка и понятны ему.
В течение дня акцентируйте внимание малыша на хорошем.
Говорите, что ребенку можно вместо того, что нельзя. Пусть будет меньше запретов таким образом.
А вот, чего важно избегать:
Они не научат ребенка принимать правильные решения и не помогут решить проблему истерик в перспективе.
Помните о правилах безопасной истерики:
Если одно из них нарушено, нужно ограничить ребенка в действиях.
Ваш малыш часто капризничает и устраивает истерику? Поделитесь в комментариях, какие трудности у вас возникают в такие моменты?