размещение агитации на балконе
Статья 28. Использование печатных и иных агитационных материалов
Статья 28. Использование печатных и иных агитационных материалов
Избирательные объединения и кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их содержание и выпуск. Распространение анонимных (не содержащих указанной информации) агитационных материалов запрещается.
Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и другом объекте, за исключением зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков, с согласия собственника или владельца этих объектов.
Запрещается расклеивать и вывешивать агитационные печатные материалы на зданиях, памятниках и обелисках, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность.
Избирательные комиссии при поступлении сведений о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов принимают меры по пресечению этой деятельности.
Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не должны содержать призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации. Запрещаются агитация и пропаганда социального, расового, национального или религиозного превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду.
Не позднее чем за 30 дней до дня выборов глава муниципального образования или орган (должностное лицо) местного самоуправления, уполномоченный уставом муниципального образования, решением представительного органа местного самоуправления либо решением суда, обязаны на территории каждого избирательного участка в местах, удобных для посещения избирателями, выделить и обустроить не менее одного специального стенда для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. Каждому зарегистрированному по соответствующему округу кандидату предоставляется равная площадь для размещения агитационных печатных материалов. В случае отсутствия правомочных органов местного самоуправления указанные действия осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложено исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов.
В помещениях избирательных комиссий каждый зарегистрированный кандидат вправе вывесить информационный (не содержащий призывов к голосованию за или против кандидатов) материал со сведениями о своей биографии, трудовой и общественной деятельности, предвыборной программе или платформе. Каждый кандидат имеет право представить для размещения информационные материалы в объеме не более двух листов формата А4. Отказ избирательной комиссии разместить материал может быть обусловлен только невыполнением кандидатом требований настоящей статьи и может быть обжалован в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 28 настоящего Временного положения
Статья 54. Условия изготовления и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 9 марта 2021 г.
Статья 54. Условия изготовления и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 54 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 9 марта 2021 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ пункт 1.1 статьи 54 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, применяющейся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
1.1. Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим списки кандидатов, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и в тот же срок представлены в определяемую законом комиссию. Вместе с указанными сведениями в комиссию должны быть представлены также сведения, содержащие наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства).
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20 апреля 2021 г.
2. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате изготовления этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Все агитационные материалы кандидата, являющегося физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, кандидата, аффилированного с выполняющим функции иностранного агента лицом, избирательного объединения, выдвинувшего на соответствующих выборах (в том числе в составе списка кандидатов) такого кандидата, должны содержать информацию об этом в соответствии с пунктом 9.4 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 9 марта 2021 г.
3. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры или копии аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии, экземпляры или копии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя (адресе места жительства физического лица), изготовивших и заказавших эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, также при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума вместе с указанными материалами в комиссию должны быть представлены электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде.
Информация об изменениях:
Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу Федерального закона от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 92-ФЗ в пункт 5 статьи 54 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
5. Запрещается изготовление печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, не выполнивших требования, предусмотренные пунктом 1.1 настоящей статьи, либо по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, с нарушением требований, установленных пунктами 6, 7, 8.2 и 9.1 статьи 48 настоящего Федерального закона, пунктом 2 настоящей статьи.
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20 апреля 2021 г.
6. Запрещается распространение агитационных материалов, изготовленных с нарушением пункта 5 настоящей статьи и (или) с нарушением требований, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, пунктами 9, 9.3 и 9.4 статьи 48 настоящего Федерального закона.
7. Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в пункт 8 статьи 54 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
8. Печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ пункт 9 статьи 54 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, применяющейся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
9. Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы (оказывающие услуги) по подготовке и размещению агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума равные условия оплаты своих работ (услуг).
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ пункт 10 статьи 54 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, применяющейся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
10. Запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Запрещается размещать агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 9 марта 2021 г.
11. Положения настоящей статьи применяются к изготовлению и распространению печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, в том числе изготовленных для распространения и распространяемых в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», за исключением агитационных материалов, распространяемых в соответствии со статьями 51 и 52 настоящего Федерального закона.
Баннеры на окнах и штрафы за них: юрист Алина Боштырева о законности размещения информации на окнах жилых домов
Некоторые жители в Москве по разным причинам любят вывешивать баннеры на своих балконах. Юрист Алина Боштырева объяснила, на каких условиях жильцы могут это делать и за что в таком случае москвичам могут выписать штраф в 500 тысяч рублей.
«Отвечая на вопрос относительно балконов, надо понимать следующую концепцию: гражданин вправе распоряжаться собственностью по своему усмотрению. Подтверждает нашу собственность соответствующий документ – свидетельство о праве собственности. Жилищный кодекс, регулирующий соответствующие отношения, определяет, что собственность получается на жилое помещение и часть в общем имуществе многоквартирного дома», — уточнила юрист.
Состав общего имущества в многоквартирном доме конкретизирован в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме № 491, согласно которым к общему имуществу относятся:
«Статья 15 Жилищного кодекса — закона, прямым образом регулирующего данный вопрос — определяет виды жилых помещений. При этом закон толкует, что фасад балкона не является объектом жилого помещения, а относится к общей долевой собственности жильцов дома», — уточнила Алина Боштырева.
Другими словами, если кто-то из жильцов захотел разместить баннер на фасаде балкона, ему сначала надо получить согласие собственников помещений этого дома в порядке, установленном Жилищным законодательством РФ.
Фото: Скриншот публикации в Telegram-канале «Московские новости»
Далее необходимо разобраться с характером содержания информации на баннере, отмечает юрист. Расположенная на доме вывеска потенциально может быть признана и рекламной конструкцией, поэтому стоит определить и цели размещения этой рекламы.
«Если систематическое извлечение выгоды — сами жильцы, разместившие такой баннер, могут быть признаны нарушителями, незаконно разместившими рекламу на общем имуществе. Также вывеска может быть признана и агитационным материалом. При агитации требуется получение согласований в органах государственной власти», — поясняет юрист.
Есть еще один важный момент: если информация, размещенная на баннере, содержит сведения, порочащие честь и достоинство физического лица или порочащую деловую репутацию юридического лица, жильцы, обнародовавшие такую информацию для широкого круга лиц, могут быть привлечены к гражданской ответственности в виде иска о восстановлении нарушенного права и компенсации ущерба вплоть до 500 тысяч рублей.
Суд. Фото: pixabay/PD
Если говорить о размещении баннеров на окнах внутри балкона и т.д., то вопрос об отнесении окон помещения к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме зависит от конкретных обстоятельств и может быть решен только судом. Если окна будут признаны общим имуществом, для размещения на них какой-либо информации нерекламного характера надо получить согласие собственников помещений многоквартирного дома и соответствующее разрешение уполномоченного органа местного самоуправления.
«Вместе с тем жильцам при возникновении судебного спора в этой части необходимо верным образом ссылаться и позиционировать размещение данного баннера. Например, информационная составляющая. Доказывать благую цель для общества в своих действиях», — заключила Алина Боштырева.
Ранее юрист рассказала корреспонденту «Москвы.ру», кто оказался прав в конфликте между жителем ЖК «Москвичка» и альпинистом, который снял баннер с его балкона.
Имею ли я право разместить рекламу на окнах моей квартиры?
Добрый день, у меня есть квартира, окна и балкон которой выходят на очень оживленную проезжую часть. С дороги они отлично видны. Возникла идея разместить на балконе рекламу за деньги. Почитала кучу форумов и обсуждений в интернете, но так и не прояснила для себя несколько вопросов:
Буду вам очень и очень признательна, если в очередной раз внесете ясность в сложный для моего понимания вопрос. Заранее спасибо.
Екатерина, кратко — да, вы можете разместить рекламу на окнах или на балконе своей квартиры. Но придется пройти несколько этапов согласований.
С жильцами
Сначала вам потребуется получить согласие жильцов вашего дома — см. п. 5 ст. 19 ФЗ «О рекламе». Стены, окна, балкон — это ограждающие конструкции (ст. 36 ЖК РФ ), они отделяют внутреннее пространство вашей квартиры от внешнего. Ограждающие конструкции — это общедомовая собственность. Чтобы использовать общедомовую собственность в своих целях, надо получить разрешение на общем собрании собственников помещений. При этом не менее ⅔ собственников должны не возражать против вашей рекламы.
Формально согласие собственников фиксируется в специальном документе — решении общего собрания собственников помещений.
С органом местного самоуправления
Когда вы получите согласие собственников, вам надо будет обратиться в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территории которого находится ваша квартира. Надо подать заявление с просьбой разрешить вам установить и эксплуатировать рекламную конструкцию. К заявлению приложите согласие собственников квартир.
За выдачу разрешения придется заплатить госпошлину — 5000 рублей.
Орган местного самоуправления вправе отказать вам в выдаче разрешения по основаниям, предусмотренным в законе. В частности, вам могут отказать с формулировкой «нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа».
Если вы получите отказ, то в течение трех месяцев можете обратиться в суд и подать заявление о том, что вы считаете такое решение незаконным.
Если вам разрешат установить рекламу, то выдадут официальное разрешение. Максимальный срок действия такого разрешения — год. Через год придется снова подавать аналогичный запрос.
Если ничего не согласовывать
За размещение рекламы без необходимых документов вам грозит штраф от 1000 до 1500 рублей — вы нарушите ФЗ «О рекламе». Рекламу могут демонтировать на основании предписания органа местного самоуправления.
Еще один момент. ФЗ «О рекламе» не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию. Еще без согласования с органом местного самоуправления можно вешать вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера, и объявления, не связанные с предпринимательской деятельностью.
То есть без разрешения органа местного самоуправления вы можете разместить политическую рекламу или вывеску «Магазин», если представите ее как указатель. Получать согласие жильцов всё равно придется, потому что вы будете использовать общедомовое имущество.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Мнения
О правовом режиме размещения агитационных материалов на конструктивных частях многоквартирных домов
Одной из составных частей системы гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации являются гарантии информационного обеспечения выборов, способствующие осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов. Составной частью информационного обеспечения выборов является предвыборная агитация, в ходе которой различные участники избирательного процесса реализуют свои цели по формированию общественного мнения в поддержку того или иного кандидата, избирательного объединения или против них.
К традиционным методам проведения предвыборной агитации относится, в числе прочих, вывешивание (расклеивание, размещение) печатных и иных агитационных материалов в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах. Выпуск агитационных материалов имеет свой правовой режим, рассмотрение которого не входит в задачи настоящей публикации.
Законные агитационные материалы должны распространяться с соблюдением ряда правил, одно из которых установлено пунктом 8 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о гарантиях): размещение агитационных материалов на зданиях, сооружениях, не выделенных специально для агитации, а также внутри зданий, в помещениях возможно только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов.
Одним из видов объектов, на которых возможно размещение агитационных материалов, являются многоквартирные дома: их конструктивные части, в т.ч. внешние ограждения балконов указанных домов.
Однако данные объекты имеют сложный режим собственности, в связи с чем выполнение вышеуказанного требования пункта 8 статьи 54 Федерального закона о гарантиях сопряжено с рядом сложностей. При этом нарушение вышеуказанных правил размещения согласно пункту 8 статьи 56 Федерального закона о гарантиях влечет за собой необходимость пресечения распространения агитационных материалов.
Таким образом, основополагающим в данном случае является вопрос о субъекте права собственности на место размещения агитационного материала и правомочиях субъекта права.
Исходя из положений части 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ (далее – Жилищный кодекс) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности следующее имущество:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 7 Постановления от 23 июля 2009 года № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» разъяснил:
Органом управления в многоквартирном доме является общее собрание собственников помещений данного дома, к компетенции которого относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений иными лицами (пункт 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса).
По общему правилу право принятия вышеуказанных решений принадлежит общему собранию, однако оно может быть делегировано любому физическому либо юридическому лицу путем принятия соответствующего решения собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании (часть 4 статьи 36 Жилищного кодекса).
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном законом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Однако в случае, если решение общего собрания собственников помещений в данном доме принято с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а также в случае, если собственник помещения в данном доме не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы, он вправе обжаловать в суд данное решение.
Суд, исходя из обстоятельств дела, вправе оставить в силе обжалуемое решение или отменить в случае, если голосование указанного собственника могло повлиять на результаты голосования общего собрания, допущенные нарушения являются существенными и доказано, что принятое решение повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику (ст. 46 Жилищного кодекса).
Таким образом, перед заключением с собственником соответствующих конструктивных частей многоквартирного дома договора в целях размещения агитационных материалов целесообразно провести правовую экспертизу решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Также желательно выяснить, участвовал ли в собрании и как проголосовал собственник помещения, интересы которого могут быть затронуты размещением агитационных материалов. Например, размещенные агитационные материалы ограничивают обзор из окна одного из собственников или иным образом нарушают его права. Выполнение вышеуказанных правил достаточно для размещения агитационных материалов внутри зданий на имуществе, находящемся в общей долевой собственности.
Если многоквартирный дом находится в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, то в соответствии с пунктом 8 статьи 54 Федерального закона о гарантиях размещение агитационных материалов осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений. При этом согласие на размещение агитационных материалов дается органами местного самоуправления или государственными органами, осуществляющими правомочия собственника в отношении жилого строения. За размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем (собственником рекламной конструкции либо иным лицом, обладающим вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником) по договору с собственником здания, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Следовательно, размещение материалов на рекламной конструкции, располагающейся на дверях подъездов, стенах дома и т.д. на законных основаниях, находится в компетенции ее владельца, и согласие собственников квартир на размещение конкретных материалов, в том числе агитационных, не требуется.
Наиболее сложным с точки зрения выявления режима собственности представляется вопрос о внешних ограждениях балконов многоквартирных домов. Если конструктивные части балкона обслуживают более одного помещения (балконы, прилегающие к лестничной площадке, и т.п.), они являются общей долевой собственностью и для размещения на них агитационных материалов требуется согласие общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Однако в даче согласия на размещение в отношении внешних частей зданий у собственника имеются ограничения, которые будут рассмотрены ниже.
В случаях размещения агитационных материалов на внешних ограждениях балконов, прилегающих к конкретным квартирам (соответственно, обслуживающих одно помещение – квартиру), необходимо определить субъект права собственности на указанное имущество.
Анализ судебной практики по вопросам о правомерности размещения вывесок, рекламных конструкций на конструктивных частях балконов, выявил отсутствие единства в позиции судов относительно того, кто является собственником конструктивных частей балкона, прилегающего к конкретной квартире.
Можно выделить три правовые позиции, сформированные судами по данному вопросу.
1. Внешнее ограждение балкона входит в состав общего имущества собственников имущества многоквартирного дома. Для размещения рекламной конструкции, вывески согласия собственника квартиры, к которой примыкает балкон, не требуется, так как этим не нарушаются его права.
Также суд сослался на правовую позицию, изложенную в решении Верховного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2011 года № ГКПИ11-1727 по гражданскому делу о признании недействующим подпункта «в» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Данное решение обжаловалось в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации и Определением Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 г. № КАС11-789 было оставлено без изменения.
Примерно такой же позиции, как в предыдущем примере, придерживался Приморский краевой суд, рассматривая дело о возложении обязанности демонтировать рекламную вывеску, размещенную на стене балкона помещения, принадлежащего истцу на праве собственности. Суд указал: «Ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома, включая балконные плиты, относятся к составу общего имущества… Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме… Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, ссылки истца о том, что он свое разрешение не давал на установку рекламной конструкции, а договор не может являться таким разрешением, не имеют существенного значения для дела» (Определение Приморского краевого суда от 5 марта 2014 года по делу № 33-1594).
Аналогичной позиции придерживается Архангельский областной суд. При этом судом был рассмотрен вопрос о размещении агитационных материалов на балконах без согласия собственников многоквартирного дома (Апелляционное определение Архангельского областного суда от 20 августа 2013 г. по делу № 33-5247/2013).
Заявителем по делу о защите избирательных прав выступил зарегистрированный кандидат на должность главы МО «Котлас», который требовал обязать кандидата А. на эту же должность произвести демонтаж агитационных материалов-плакатов, размещенных на фасадах балконов многоквартирных домов без получения согласия собственников на использование общего имущества дома. Своими действиями, по мнению заявителя, кандидат А. нарушил принцип равенства избирательных прав на должность главы МО «Котлас».
Из апелляционного определения видно, что в суде первой инстанции был установлен факт отсутствия согласия собственников на использование общего имущества дома (решения общего собрания собственников домов не было), при этом кандидатом А. не было заявлено о принадлежности фасадов балконов на праве частной собственности собственникам квартир, к которым примыкают балконы.
Суд первой инстанции, признавая фасады балконов общим имуществом собственников многоквартирного дома, удовлетворил требования заявителя о том, чтобы обязать кандидата А. демонтировать размещенные с нарушением закона агитационные материалы.
Однако в мотивировочной части рассматриваемого решения судом не даны разъяснения, на основании каких норм фасады балконов многоквартирных домов признаны общим имуществом многоквартирного дома ввиду того, что данное обстоятельство не оспаривалось сторонами и не являлось предметом исследования.
2. Внешнее ограждение балкона входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, однако у собственника соответствующей квартиры имеются особые права.
Прилегающий к конкретной квартире балкон по своему целевому назначению является помещением вспомогательного использования, предназначенным для удовлетворения собственником данной квартиры бытовых и иных нужд, связанных с его проживанием в этой квартире. Балкон является, по существу, принадлежностью конкретной квартиры и в силу статьи 135 Гражданского кодекса следует ее судьбе.
К такому выводу пришел Верховный Суд Республики Мордовия, рассматривая дело № 33-1255/57 об устранении препятствий в осуществлении прав собственника. Истец, имея проект перепланировки помещения, предусматривающий обустройство фасадной стороны помещения, согласованный с Управлением архитектуры и градостроительства без согласия собственника квартиры, к которой прилегает балкон, прикрепил к стене квартиры на уровне балкона металлическую конструкцию, которая со всех сторон закрывает большую часть балкона. Ответчица обратилась в суд со встречным иском об устранении нарушений ее прав собственника.
Удовлетворяя требования встречного иска, суд указал: «Отказывая ответчице в удовлетворении встречного иска о демонтаже металлической конструкции, суд (первой инстанции) пришел к выводу о том, что прилегающий к квартире балкон ее собственностью не является, а, следовательно, установка такой конструкции не нарушает ее прав. …Балконные плиты и иные ограждающие несущие конструкции включаются в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Такой же позиции придерживался Челябинский областной суд при вынесении апелляционного определения от 26 марта 2013 года по делу № 11-2566/2013 «О возложении обязанности по демонтажу рекламной конструкции».
3. Балконное ограждение не включено в состав общего имущества как предназначенное для обслуживания только одного жилого помещения.
Принимая такие решения, суды конкретизируют спорный объект – «балконное ограждение», признают его «ненесущей ограждающей конструкцией» и не относят его к общим конструкциям жилого дома.
Так, Свердловский областной суд своим определением от 26 июля 2012 года по делу № 33-8749/2012 оставил без изменения решение первой инстанции по иску собственников квартиры о демонтаже рекламной вывески, которая размещена на внешней плите ограждения лоджии, приведении балконной плиты в первоначальное состояние.
Применив положения подпунктов «в» и «г» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, суд согласился с выводом первой инстанции о том, что балконное ограждение не включено в состав общего имущества как предназначенное для обслуживания только одного жилого помещения.
Такой же позиции придерживается Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в письме которого от 1 июля 2015 года № 20344-ЮР/08 в адрес ЦИК России даны следующие разъяснения по вопросам правомерности размещения информации, в том числе рекламного характера, на ограждающих конструкциях: «Исходя из положений части 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктов «в», «г» пункта 2 раздела I Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома, ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения.
Минстрой России сообщает, что ненесущие части балкона, лоджии, которые не служат опорой для иных конструктивных частей дома, представляют собой ограждение – фасад балкона, лоджии (например, перила), обслуживающие конкретное жилое помещение в многоквартирном доме, не являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Ограждением является ненесущая конструкция, расположенная по наружному контуру балкона или лоджии.
Таким образом, для определения субъекта права собственности на ограждения конструкций балкона в многоквартирном доме необходимо в каждом конкретном случае определить тип конструкции, к которой крепится агитационный материал (несущая, ненесущая), а также выяснить, какое количество помещений обслуживает данная конструкция.
Кроме того, права собственника в городском поселении, в том числе городском округе ограничены нормативными актами органов местного самоуправления согласно пункту 19 части 1 статьи 14, пункту 25 части 1 статьи 16 и подпункту 10 части 1 статьи 16 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанными положениями предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения, городского округа и внутригородского района соответственно относится утверждение правил благоустройства соответствующей территории, устанавливающее в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории.
Об этом указывается и в вышеупомянутом письме Минстроя России: «Внешний облик зданий и сооружений регламентируется документами органов местного самоуправления».
Как указано в пункте 1 статьи 54 Федерального закона о гарантиях, кандидаты, избирательные объединения вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из вышеизложенного очевидно, что соблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка размещения агитационных материалов на конструктивных частях многоквартирных домов требует учета значительного числа факторов.