расшифровка граффити на стенах
Граффити сленг
Словарь граффити-терминов
ACAB (A.C.A.B., All Cops Are Bustards, англ. Все копы — ублюдки) популярная надпись на стенах, в основном делающая из-за гонений полицейских и не успешного создания работы, или наносится в качестве протеста на зданиях и автомобилях полицейских.
Акаб, акабы – произносят обозначая полицейских, когда кто-то стоит на шухере и при обнаружении полицейского произносит эту фразу (Акабы идут)
All City King (Король всего города) — Райтер, рисующий по всему городу, получивший за это славу
All City (Ол сити) — Нанес тэги по всему городу, пометил весь город
Background (Бэкграунд) — Фон — фон, на котором помещается основная часть рисунка
Backjump (Бэкджамп) — Для работы с движущимся объектом за короткий период, нужно заходить в тупик (например, поезд на станции). Рисование с платформы, выступа или в месте где поезд, трамвай может находиться недолго. Либо путем срывания стоп-крана
Bite (Байт) — Байтить, сбайтить — плагиат, украсть рисунок
Biter (Байтер) — Тот, кто имитирует/копирует стили. Они занимают в иерархии низший ранг (Toy)
Buff (Бафф) — Удаление граффити со стен или поездов. Бафить (To buff) — закрашивать граффити
Can (Кэн) — Аэрозольная краска в баллончиках для граффити
Canvas (Канвас) — Холст — Рисунок на холсте
Cap (Кэп) — Колпачок от аэрозольного баллона
Character (Керек) – Изображение персонажа комикса, мультфильма или любого другого произведения массовой культуры, может быть нарисован совместно со шрифтовой композицией так и отдельно
Crew (Крю, кру. Возможно написание krew, cru, kru — команда уличных художников граффити (аналогичные примеры Squad, Team, Side)
Crossing (Кросен/ кросить) – Уничтожение граффити, зачеркивание рисунков
Diss/dissen (Диссить) — Грубить, оскорблять — Дискриминация в отношении кого-то, что сокращение (часто используется вне сцены)
Dope — обычные хип-хоп эквиваленты словам “cool”, “really nice”
Drip/Drop/Nase (Капать/Стекать/Чутьё) — Подтекающая краска. Является частой ошибкой новичка
End2end (Энд-ту-энд) – Полностью расписанный поезд (от кабины локомотива до конечной кабины локомотива)
Fat (Фэт) — колпачок аэрозольного баллона для широких линий
Fading (увядание, затухание) – плавный переход между двумя цветами в изображении
Fame (Ruhm — известность, слава) высокая репутация и популярность райтеров, цель и мотивация многих художников
Filling (Филин) — Заливка — Закрашивание объема фигуры
Freestyle, freehand (свободный стиль) в создании работ Freestyle райтер работает без скетчей, эскизов и сочетая разные стили
Freight (fr8)– фрейд – грузовой вагон (делать фрейды)
Flop (Флоп) – Простой одноцветный рисунок без заливки
Flat (Флэт) — Рисование простых тем, обычно в два цвета
Getting up — Деятельность, подъём
Hall of Fame/Hall (Хоф) – Зал славы – Куски, на которых рисовать законно, и место, где райтер, прежде всего, рисует качественно. Такие места часто бывают скрытыми. Залы славы имеют традицию и служат местом встречи для райтеров. Если такие места известны многим райтерам, то их порой часто посещают райтеры со всего мира. Чтобы рисовать на таких местах нужно одобрения влиятельных людей из этой среды
Highlights (Хайллайт) – Блики на буквах
Ink – Чернила
King – Король – Признание и уважение к выдающемуся райтеру, имеющему большую славу. Есть несколько подкатегорий, такие как “Король линий”, “Король стиля” или “Король Бомбинга” или Король Ярда
Legende – Легенда – Признание на международной сцене, активное участие в проектах и фестивалях других стран
Line (Лайн(ы) — Линия, магистраль — Железная дорога (железнодорожная линия). Как правило рисование вдоль жд путей
Mural (Мьюрал/ мурал) — Высокохудожественный рисунок, выполненный на поверхности большого размера
Masterpiece (Шедевр, мастерство) — Лучшая работа райтера; первоначально наименование для каждого «куска»
New School (Нью скул) — Новая школа — в современном граффити начался примерно в конце 2000-ых. Бурно прогрессирует
Old School (Олд скул) — Старая школа — Cубкультурный термин, означает первоначальную стилистику явления. В граффити, термин пришёл из хип-хоп культуры. Определяет стилистику 80ых- начала 90ых гг.Для граффити олд скула характерна привязка к хип-хоп культуре (нью с кул уже отделен) в виде сюжетов рисунков и шрифтов. Простые формы, простые цвета. определенные маскоты (характерные персонажи).Если ухватить суть — для старой школы шрифтового граффити характерна работа над формой букв, для новой работа с цветами (зачастую при полной примитивности форм)
Ontour/on tour — Гастроли, в туре, в разъезде — делают надпись рядом с созданной работой находясь в поездках по разным городам и странам
Outline(Аутлайн) — Внешняя линия, контур фигуры
Pieace (Пис, кусок, шедевр) — Уличный рисунок
Poster (Постер) — Плакат
Right (Райт) – Легальное граффити, чаще всего оплачиваемое. Райтинг – Легальное рисование, на которое уделяется много времени и максимум таланта. Спокойное рисование, либо легальное, либе в беспалевном месте, выдрачиваются линии, чёткость, техника тут должны быть на уровне
Roof-top (Руфтоп, руф-топ) — Рисунки и надписи на крыше или карнизах
Sketch (Скетч) — Эскиз. Скетчбук или блэк бук — альбом (книга) с эскизами
Skinny (Скини/ скинявые) — Насадка аэрозольного баллона для тонких линий
Scratch (Скретч) — Выцарапанный на поверхности рисунок, как правило на стеклах
Sticker (Стикер) – Наклейка, на которой есть имя или рисунок человека, который его сделал. По сути это тот же тэг только он нанесён на наклейку
Stencil (Стенсил) — Трафарет для граффити и созданное с его помощью изображение
Style — Стиль — Ключевое понятие райтинга. Это специальный вид работы, наличие характерной черты в работах райтеров. К этому определению так же принадлежит и наличие индивидуального вида букв, а также применение определённых стилевых элементов. Так и возникает соответствующий райтеру, собственный стиль. Создавать хороший (и возможно, неповторимый) стиль считается желанной и наивысшей целью райтеров. Так же отдельные куски обозначаются как стиль
Skill (Скилл) — Навык, уровень мастерства (прокачать скилы)
Spot (Спот) – Место, может быть любым местом, где рисуют граффитосы, простые и не сложные работы, там где все могут друг друга перекрасить без разрешения (если toy то таких полномочий не имеет)
Top-to-bottom (Топ-ту-ботом) — рисунок, нанесенный во всю высоту вагон
Throw-up (Троу ап, троу-ап) — Флоп с заливкой
Traffic (Трафик) — Рисунок на транспорте, который будет ездить по городу или пригороду, который выпустят на маршрут (для городского пассажирского транспорта)
Tag (Тег) – Стилизованный автограф(подпись) художника (тэгнуть)
Toy (Той) – Неопытный художник, новичок, подражатель (чикокер чикарь)
Whole car (Холкар, хол-кар) – Полностью расписанный вагон
Whole train (Холтрейн) – Полностью расписанный состав поезда
Writert (Райтер) – Граффити-художник
Yard, train yard (Ярд) — Депо, отстойник для поездов
Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:
Запомни мое имя: что нужно знать, чтобы понимать граффити
В последнее время часто на улицах можно встретить различные рисунки на стенах. Такие надписи и картинки являются уличной живописью и могут рассказать о чем-то. В этой статье вы узнаете об особенностях граффити, а также научитесь в них разбираться.
Уличные рисунки как вид искусства
Для начала стоит отметить, что понятия «граффити» и «стрит-арт» немного разные. Если стрит-арт является обширным понятием уличного творчества, которое подразумевает различные картинки, надписи и прочее. То граффити — один из видов уличного искусства, который ранее и вовсе считался вандализмом. Граффити начинает свой путь еще в далеком 1920 году. А на сегодняшний день ни для кого не секрет, что граффити считается неким «союзником» хип-хопа.
Виды граффити
Есть несколько видов граффити:
Есть также несколько стилей граффити:
Можно беспрерывно спорить о том, является ли изображение на стенах неким искусством или порчей фасадов. Сторонники первого варианта уверены в бездействии коммунальных служб и считают, что при помощи граффити можно украсить старые здания. Вторая же группа людей говорит о том, что граффити только портят исторические фасады. Однако уличные художники всего лишь используют городские фасады в качестве бумаги, оставляя свои послания. Граффити — культура, которая создана для отдельных групп людей, понимающих это искусство.
Кроме того, у райтеров есть свой «кодекс чести», они не оставляют под чужой работой свое имя, ведь подобное может привести к серьезным разбирательствам между художниками. Граффитчикам также нельзя использовать для своих творений детские площадки, отреставрированные здания и памятники. Поэтому уличные художники всегда находятся в поиске менее востребованных и нужных фасадов. Некоторые могут оставить свой рисунок даже на мусорном баке или трубах. Несмотря на то, что граффити понимают далеко не все, красивый рисунок мало кого оставит равнодушным. Чтобы понять некоторые рисунки, требуется развитое воображение и мышление, а этого можно добиться с помощью курсов и тренажеров Викиум.
Запомни мое имя: что нужно знать, чтобы понимать граффити
Если у тебя в подъезде появилась непонятная кривая надпись со странными закорючками, то это еще не значит, что в вашем доме поселился замечательный вандал. Возможно, это был настоящий уличный художник. В этой статье мы расскажем тебе об особенностях граффити и научим немного в нем разбираться.
Уличное искусство, или Искусство на улице
Прежде всего нужно понимать, что стрит-арт и граффити — это не одно и то же. Стрит-арт (дословно «уличное искусство») — понятие более объемное: он включает в себя различные рисунки, постеры, трафареты, стикеры, инсталляции, вписанные в городскую среду, которая этого, может быть, особо не желала. А граффити — это одна из разновидностей уличного искусства, и в классическом понимании она относится именно к надписям на городских холстах. Надписях, которые превратились из актов вандализма в начале XX века в мощнейшую уличную культуру современности — со своими особенностями и правилами.
Граффити традиционно называют одним из столпов хип-хоп культуры (что справедливо), но важно сказать, что и без хип-хопа эта культура жила самостоятельной жизнью еще с 1920-х годов в виде надписей на товарных вагонах. А в дальнейшем становилась все популярнее — во многом благодаря распространению известных тэгов по типу «Kilroy was here», «Bird lives» и «L’ennui est contre-révolutionnaire». Пока однажды граффити не стал незаменимой деталью Нью-Йоркского метро и крупной частью массовой культуры. И да, плотно начал «сотрудничать» с культурой хип-хопа.
Кажется, что в понятиях мы немного разобрались, а это значит, что нам пора двигаться к видам и стилям граффити.
Виды граффити
Writing — «это знать надо, это классика». Райтинг — основной способ нанесения граффити, отсюда и слэнговое название уличных художников — райтеры. Здесь нет ограничения в стилях и инструментах: подготавливаешь эскиз заранее или в своей голове и начинаешь творить, используя вертикальные плоскости. Произведения такого вида принято называть скетчами.
Tagging — вид граффити, при котором художник использует собственный тэг (имя) для обозначения своего присутствия на этом месте или в качестве подписи к основной работе. То, чем в основном заполнены бетонные заборы нашей необъятной родины, — это все в большинстве своем имена. Хотя бессмысленное развешивание тэгов принято считать обычным вандализмом. У этого вида граффити есть своя разновидность (pissing), при которой художник заправляет огнетушитель краской и с его помощью может рисовать огромные тэги.
Bombing — нелегальное и иногда экстремальное граффити. Мало какие рисунки и надписи на стенах можно назвать легальными, но этот вид относится к запрещенным в большей степени. Движущиеся вагоны, сложнодоступные опоры, фасады охраняемых зданий — чем сложнее цель, тем лучше. Работы такого вида в силу объективных причин не отличаются повышенным вниманием к деталям. Но если говорить терминологией из фигурного катания, то тут баллы выдаются не за технику или артистизм, а за сложность выполненной программы.
Scratching — вид граффити, для изображения которого не нужны краски, ведь надписи делаются с помощью царапин. Просто портишь поверхность острым предметом, получая то, что ты задумал изобразить. Не особо уважаемый вид граффити именно из-за этого жестокого обращения с «холстами».
Clean Advertising — искусство на службе у рекламы. Когда что-то становится частью массовой культуры, то рано или поздно это начнут продавать. Авторы берут деньги за изображение, в котором, естественно, будет присутствовать реклама. Что ж, если художник уличный, то не обязательно он должен быть голодным.
Стили граффити
Bubble letters — они же дутые буквы. Этот стиль распознать достаточно просто, даже интуитивно. Если видишь надпись из букв, которые будто сделаны из воздушных шариков в одном стиле с малым количеством цветов, то это и есть bubble letters. Один из самых распространенных стилей.
Blockbuster — простой и лаконичный рисунок с малым количеством цветом и большим размером букв. Он должен быть без особых изысков и легко читаемым, ведь этот стиль используют уличные группировки райтеров для обозначения своих территорий.
Character (или просто кэрэк) — граффити с использованием персонажей. Это могут быть как придуманные автором уникальные герои, так и заимствованные из массовой культуры. Для изображения лиц, как ты понимаешь, требуются некоторые более серьезные навыки из художественной школы.
Throw-up — простейшие граффити с использованием двух цветов, один из которых для заливки, а второй — для контура. Простые в написании и понимании тексты, которые особенно популярны у любителей бомбинга.
3D/FX — один из наиболее молодых стилей, суть которого в придании дополнительного объема рисункам с использованием игры света и тени.
Творить по кодексу
Можно бесконечно спорить о том, является ли это все вандализмом или искусством. Сторонники первого подхода будут говорить о новых фасадах исторических зданий, на которых изображено имя какого-нибудь Мастера Пети, а вторые будут жаловаться на коммунальные службы и городские власти, которые уничтожают действительно полноценные художественные работы.
Но всем будет полезно знать, что суть граффити не в том, чтобы испортить какую-нибудь чистую поверхность своим именем и тем самым заявить прохожим о своем существовании. Настоящие мастера граффити понимают, что век их произведений недолог, а подобная слава стоит слишком дешево, чтобы к ней стремиться. По сути, культура граффити создана для своих — для тех, кто в теме. Граффити — это способ общения между райтерами, а город — просто их огромный бетонный мессенджер. Оставляя свою новую работу, автор делает высказывание или просто говорит: «Видал? Можешь так?», — а остальные считывают эту информацию и показывают на других объектах уже свои умения, пытаясь добиться признания у сообщества.
Это не оговорено, но граффитчикам также нельзя портить исторические памятники, детские площадки, отреставрированные фасады. Да и сами они стремятся для своих творений использовать маловостребованные холсты: мусорные баки, полуразрушенные здания, трубы.
Если тебя заинтересовало это течение и ты хотел бы увидеть наиболее яркие произведения современных авторов, то могу тебе предложить карту московских граффити, которую составил журнал Furfur. А для большего погружения в культуру стрит-арта прочти нашу статью о самых ярких художниках российских улиц.
А как ты сам относишься к граффити?
Online812
В Санкт-Петербурге
сентябрь, 24, 2021 год
7 °C
Что пишут на стенах националисты и предприниматели
31/08/2010
То и дело на стенах домов, а иногда и на асфальте, в историческом центре Петербурга появляются таинственные надписи вроде: «Лё, пойдем пить чай». Или таинственные цифры: «88», «14», «282». Online812 решил разобраться с загадками и кое-какие надписи расшифровал. Одновременно выяснилось, что предприниматели уже успели поставить граффити на коммерческие рельсы.
Вандализм на службе у любви
В Петербурге идет беспощадная борьба с любыми проявлениями несанкционированного творчества. Часто это оправданно – в самом деле, нельзя же разрешить рисовать и писать на исторических фасадах все что угодно и кому угодно. Но бывают и перегибы.
На тротуаре перед зданием Главного управления Центробанка РФ по Петербургу на улице Ломоносова на днях замазали черной краской надпись вполне невинного содержания: «Лё, без тебя мир не существует!» Замазать получилось не очень – под определенным углом надпись все равно прочитывалась.
Надпись эта появилась в полутора метрах от памятника императору Александру II, во всей жизни которого банкиры обнаружили главную заслугу – то, что он основал Государственный банк Российской империи, предшественник Центробанка. Близость надписи к императору позволила сделать следующее предположение о смысле надписи: Лё – это сокращение от Александра, а сама фраза – цитата из письма Марии Александровны, будущей императрицы, к Александру II в ту светлую пору, когда она еще и думать не думала, что Александр Николаевич кинет ее в самую трудную жизненную минуту, когда будет она тяжело больна, ради смолянки Катеньки Долгоруковой (Александр II женился на любовнице после смерти Марии Александровны)! Но тогда, когда писались эти строки к Лё, в отношениях Марии и Александра все еще было прекрасно. С этой исторической версией и с вопросом я обратился в ГУ ЦБ по СПб.
— Зачем уничтожать проявления любви на асфальте?
– А зачем мыть пол? – вопросом на вопрос ответила Мария Травникова, руководитель службы внешних связей Управления Центробанка РФ по Петербургу. – Проявления любви, это, конечно, прекрасно, но почему именно на заборе или на асфальте. Ведь можно же это как-то красиво оформить, поместить в соответствующем, более романтическом месте. Как это сделали, повесив копии картин Русского музея на ограде Летнего сада (на той же ограде появилась надпись «Люблю Катю Д.». – А. О. Подробнее в номере нашего журнала от 26.04.2010).
Заметьте, опять эта Катя Д. Возможно, это звенья одной цепи. Надпись на баннере, прикрывающем ремонтируемую ограду Летнего сада, сделал некий юноша по имени Леша, Леня, Александр, влюбленный в девочку, чье имя, а возможно, и фамилия совпадают с именем Екатерины Долгоруковой, а надпись на асфальте перед ЦБ ему в ответ сделала та самая Катя Д. Что плохого? Ей-богу не понимаю. Зачем уничтожать?
Культура (или бескультурье) граффити претерпевает в Петербурге процесс бурного развития. Среди надписей и картинок, уродующих/украшающих стены, есть вполне креативные и вполне художественные изображения и слова. И когда стираются такие надписи, граничащие с произведениями искусства, неизвестно кого судить и осуждать по ст. 214 УК РФ (см. справку) – того, кто нарисовал, или того, кто стер.
Мне, например, понравилось изображение профиля Пушкина в арке на Социалистической ул., граффити «Атом не может быть мирным», коррелирующий с культурой хиппи (на картинке – цветок с головкой в виде знака ядерной опасности), уже упомянутый «Лё…»,
В Петербурге даже пошли граффитистам навстречу. В 2006 году в городе прошел первый фестиваль граффити Meeting of Styles, часть одноименного международного фестиваля граффити. Тогда 44 художника разного уровня разрисовали 240 кв. метров стены ТЭЦ на проспекте Маршала Жукова. В 2007-м в ходе Meeting of Styles расписывали стены гаражей на углу Шуваловского проспекта и Планерной улицы.
В следующем году организаторы Meeting of Styles замахнулись на большее – брандмауэр жилого дома в спальном районе, и даже выиграли тендер на проведение фестиваля у Комитета по молодежной политике. С администрацией района все было согласовано. Комитет выделил средства. И вдруг коса нашла на камень. Город потребовал эскиз того, что будет на стене, – эскиз коллективной картины, которую нарисуют вместе несколько знаменитых в Европе художников-граффитистов. Управление эстетики окружающей среды и главный художник города фестиваль категорически запретили. В городе началась очередная волна борьбы с современным искусством. Искусству это, безусловно, пошло на пользу.
Но – исследуя граффити, я пришел к выводу, что надписи и картинки бывают не только социальные и чисто творческие. В Петербурге встречается и коммерческое граффити. Предположение подтвердилось, хотя поначалу все все отрицали.
Бизнес на вандализме
Сходство слогана «Лё, пойдем пить чай» со слоганом «Пойдем!» московского Пробизнесбанка, работающего под брендом Life на ул. Правды, 5, в эпицентре квартала, где все дома расписаны этим слоганом, была слишком очевидной, чтоб этим не заинтересоваться.
— Думаю, что мы не имеем к вашему «Лё» никакого отношения, – рассказала Анна, сотрудница банка. – У нас своя отдельная реклама, в нее входит то, что на офисе, и то, что на стендах в метро, но никак не на фасадах.
Свою причастность к граффити с логотипом телеканала «А-one» и его же слоганом «Смотри в оба», коим украшены дома в Центральном районе, отрицала и редакция телеканала (расположена в Москве).
— Об этих граффити в Петербурге я слышу впервые, – рассказала Ниса, сотрудник пресс-службы «A-one». – Это, наверное, наши фанаты нарисовали. С нами это никак не согласовывалось. Хотя граффити в своей работе мы используем. Летом 2009-го провели совместную с МОЭК (Московской объединенной энергетической компаний») акцию «Энергия будущего» – организовали конкурс, в ходе которого художники украсили рисунками на тему «Город будущего» стены трансформаторных будок.
Тем временем я дозвонился до московской компании Low Budget Community, которая делает то же самое, только на коммерческой основе, используя труд безвестных петербургских художников и разрисовывая стены в Петербурге. Представился я как организатор фестиваля «Бабье лето-2010», что чистая правда. Спросил, что могут предложить, кратко описал концепцию, делая упор на то, что мероприятие некоммерческое, вход бесплатный, цель – собрать побольше посетителей, описал примерный потрет их – молодые семьи, женщины бальзаковского возраста и т.п.
— Я бы рекомендовал трафаретное граффити на асфальте, не менее 300 нанесений большого формата А2 или А1, – рассказал Андрей, один из создателей и владельцев фирмы.
— Вы думаете, в Петербурге люди под ноги чаще смотрят, чем на стены, так боятся провалиться куда-нибудь?
– Зависит от совокупности факторов – большой размер, яркий цвет, интересный дизайн, интересное сообщение. Хорошо работают граффити под столбами, они меньше стираются (до 3 недель и больше), люди обходят столбы и непременно смотрят в этот момент под ноги.
— Правовой вопрос берете на себя?
– Последствий не будет. Это пробел в российском законодательстве. Цвет не является регламентированной характеристикой асфальта, рисунок никак не меняет ни функциональные характеристики его, ни эстетические.
— А можно все-таки на стенах?
– Можно, но осторожно. Это уже пограничная область. Цвет для стены – это существенная характеристика, часть дизайна дома. Закон классифицирует надписи на стенах как вандализм, при этом не важно, какая это стена – Эрмитаж или облупившийся фасад жилого дома. Тем не менее, и в этом случае привлечь к ответственности сложно. Мы составляем с вами договор на разработку дизайн-макета с использованием фото городской среды. Дизайнер без нашего ведома, по собственной инициативе выезжает в город, чтобы сделать эскиз непосредственно на здании, сфотографировать, посмотреть, как это будет смотреться. Мы с вами, как юридические лица, вообще ни при чем. Максимум, что грозит дизайнеру, – штраф в 2,5 тыс. руб. за нанесение вреда имуществу третьих. Платим, естественно, мы. В любом случае мы никогда не рисуем на исторических фасадах, если это городское имущество, используем только вторичные объекты – заборы, гаражи, воздуховоды. Рисунки на них не вызывают раздражения городских властей.
— Какие крупные компании уже воспользовались вашими услугами?
– «Сони Эриксон», «МегаФон», МГТС.
— Они используют пограничные варианты.
– Да.
Тем не менее, реклама с помощью граффити пользуется широким спросом, возможно, в силу новизны. Из петербургских предприятий, ее использующих, обнаружил ресторан «Камелот» – значки на стенах с их фирменными гербом. Но, может быть, это тоже фанатская история. Как бы то ни было, не решаясь легализовать граффити, городские власти упускают существенные доходы. Может быть, все-таки стоит это сделать? С этим предложением мы обратились к органам власти и художникам с хорошим вкусом.
Запретить уже нельзя, разрешить – боязно
Одним из пионеров легального граффити был Центральный район. Лет 15 назад с согласия администрации был разрисован брандмауэр здания на Старо-Невском, граничащий с небольшим сквером тире пустырем, где стояли ларьки. Теперь ни ларьков, ни брандмауэра.
В Петроградском районе расписано уже три брандмауэра, один из них (журавли) получился очень высокохудожественным. Все это с санкции администрации. Как выяснилось, картины получаются такие хорошие, потому что художники профессиональные и получают за это неплохие деньги (иногда все же привлекают студентов, но отобранных по конкурсу). Чтоб не расходовать бюджетных средств, организовывает все это – находит художников и спонсоров (как вариант – производители красок и т.п.) Адрей Китаев, пресс-секретарь района, проработавший долгое время в метрополитене в области рекламы. На согласование каждого такого проекта тратится несколько месяцев, ни в одном документе слово «граффити» не употребляется, называют это как угодно, но по-другому – художественное оформление и пр.
— Слово «граффити» в Петербурге априори нарицательное, – поясняет Андрей Китаев.
— Мы сделали это раньше, чем Петроградский, – говорит пресс-секретарь Центрального района Людмила Щукина. – На время ремонта соседнего здания пригласили студентов Мухинского училища, они расписали стену историческими картинами. И все-таки основная позиция администрации – мы не может это поддерживать, даже если это во дворе – у нас исторический район, граффити ему как-то не к лицу, совсем в другом стиле. Если совсем запретить – обозлится какая-то часть молодежи и будет еще больше рисовать. Почему-то особенно ожесточенно граффитисты расписывают здание районной Налоговой инспекции на Невском проспекте, 68 (угол с Фонтанкой. – А. О.).
Это правильно? Чтобы такого не было, администрация предоставляет возможность художникам использовать свою энергию в мирных целях и в безобидных местах. Так, на Лиговке, 72, во дворе, удаленном от центра, лучшим художникам Москвы и Петербурга, работающим в этом стиле, дали расписать ограждение спортивной площадки (фестиваль Central Block Jam – 24.11.2007. – А. О.), а во дворе дома на Рубинштейна, 23, где жил Сергей Довлатов, к его юбилею, с нашего ведома через отдел по молодежной политике, художники расписали проходные дворы рисунками, связанными с его творчеством. Жителям очень понравилось, даже пожилым. Однажды глава района поручила мне поймать того, кто пишет на стенах, чтобы попытаться понять его, его мотивы, психологию. И мы его поймали с помощью милиции. Это оказался студент, жалкий и подавленный, какой-то весь серый, девушка, с которой он дружит, его бросила, и он хотел, чтобы его заметили.
— Может, стоило пожалеть?
– У всех бывают тяжелые минуты в жизни, несчастная любовь, но ни я, ни ты, Алексей, почему-то ни разу не были пойманы за таким занятием – ехать по улице на мопеде и прыскать на стену спреем.
В общем, странная сложилась ситуация. В двух центральных районах граффити разрешают, хотя и в виде исключения, а в спальных – запрещают. Может быть, разбить город на зоны, составить карту – здания, на которые даже дышать нельзя, зоны, где можно рисовать, но согласовывая дизайн с профессионалам, и зоны, где можно все, что не служит разжиганию национальной розни? С этим предложением мы обратились к эксперту.
— Но есть же явно уродливые дома, заборы, брандмауэры.
– Если необработанный, запущенный забор расписать, ничего хорошего не получится. Я против украшения заборов и глухих стен. Заборы лучше ремонтировать. Брандмауэры тоже несут эстетическую нагрузку. Это паузы, на которых глаз отдыхает. Музыка без пауз – это уже не музыка, а какофония.
Городская среда не должна быть слишком перегружена изображениями – к сожалению, это уже произошло из-за рекламы. В Лондоне заборы, огораживающие стройплощадки, окрашивают в цвет среды, чтобы сделать их максимально незаметными – если вокруг кирпичный здания, под цвет кирпича, если сад – в зеленый. В Пекине – наоборот, на такие заборы наносятся фотоколлажи с пейзажами, получается неплохо. Я видел очень интересный проект в Германии: старый завод – ржавые трубы, жуткая урбанизированная среда – расписала группа дизайнеров – синим, красным, золотым, как конструктор Лего. Получилось очень симпатично, но к граффити это уже не имеет никакого отношения, хотя используется та же техника – спрей.
Справка
Как ни странно, даже во времена сурового тоталитарного режима к граффитистам относились довольно лояльно. До 1996 года уголовное право РСФСР приравнивало надписи на стенах к хулиганству, как правило – мелкому. Наказание было скромным. Только в 1996 году вандализм выделен в отдельный состав преступления, и ответственность за него наступает в 14 лет, т.е. как раз в ту пору, когда больше всего на свете хочется писать и рисовать в общественных местах, чтобы хоть тем обратить на себя внимание особ прекрасно противоположного пола в период полового созревания (исследования показывают, что девочки на стенах практически никогда не пишут и не рисуют).
Появилась отдельная ст. 214 УК – «Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах». Карается штрафом в размере до 40 тысяч рублей. Либо обязательными работами до 180 часов, либо исправительными работами до 1 года, либо арестом до 3 месяцев.
Но – если роспись или граффити содержит в себе мотив политической, идеологической, социальной, национальной или религиозной ненависти – наказание сразу увеличивается до 3 лет лишения свободы. То же касается неполитизированных граффитистов, если они действовали не в одиночку, а в группе, даже если они втроем нарисовали лошадь.
Расшифровка некоторых надписей на стенах
ACAB (All cops are bastards). Перевод: Все легавые – ублюдки (именно ублюдки, а не какое-либо другое ругательство). Примечание: Считается, что изначально выражение левацкое, но используется всеми неформалами.
14/88 (Фраза из 14 слов «We must secure the existence of our people and a future for white children» / «Heil Hitler»). Перевод: Мы должны защищать существование нашего народа и будущее для белых детей. Примечание: Фраза принадлежит Дэвиду Лэйну, одному из самых известных американских неонацистов. 88 обозначает Heil Hitler, поскольку H – 8-я буква алфавита. По этой логике 14 иногда расшифровывают как «Адольф Гитлер». Возможные иные толкования, но это – самое распространенное.
За что убили Юру Волкова? Примечание: Авторами граффити являются футбольные фанаты и националисты, старающиеся спровоцировать межнациональный конфликт. Юрий Волков – футбольный фанат, убитый в Москве чеченцами 10 июля с.г.
WP в различных сочетаниях (White power или White pride). Перевод: Белая сила или белая гордость, SHWP (SkinHeads WP). Перевод: Скинхеды – WP, NS-WP (National Socialism WP). Перевод: Национал-социализм – WP, WPWW (WP World wide). Перевод: WP по всему миру. Примечание: Чаще всего буквы изображаются по периметру «кельтского креста» – равноконечного креста в круге.
GNWP (Goon night, white pride). Перевод: Спокойной ночи, белая сила. Примечание: Один из девизов Антифа.
BLS (Bad line syndicate). Перевод: Синдикат плохой линии. Примечание: Название одной из групп Антифа-граффитистов.
Сотрудники 18-го отдела УБОП (по борьбе с экстремизмом) называют знак 88 «двумя бесконечностями» и утверждают, что бороться с ним бесполезно. «Даже если удастся поймать художника за работой, мы не вменим ему никаких экстремистских статей. Гораздо важнее, что его можно будет взять в разработку».