расположение портретов руководителей государства на стене
В кабинете любого начальника висит портрет главы государства. Это требование какого-то нормативного акта, инициатива начальника или дань традициям?
Нормативных актов, регламентирующих оформление кабинетов чиновников, не существует, да было бы странно, если бы таковые и имелись: это рабочее помещение, его дизайн мало кого волнует. Имеются только требования относительно размещения символов государственной власти в местах, где эта власть осуществляется: например, в зале судебного заседания висит герб России и стоит флаг. Портрет президента/премьер-министра к символам госвласти, слава богу, не относится, в их число входят лишь флаг, герб и гимн.
По моему мнению, портреты появляются по двум причинам. Во-первых, это способ показать свою лояльность действующей власти и символическую причастность к ней, чтобы уменьшить количество упрёков в недостаточном радении за народ и патриотизме (и тем самым устроить себе символический оберег на случай чисток). Во-вторых (это характерно скорее для чиновников низшего ранга), портрет высшего руководителя является кустарным заменителем уже перечисленных выше символом государственной власти: согласитесь, что в кабинете завуча школы или третьего заместителя начальника ЖКХ герб России будет смотреться комично, так как власть у этих людей довольно ограниченная и направлена на не слишком широкий круг лиц. Портрет же оказывается идеальным вариантом: он символизирует госвласть не напрямую (т.о., чиновник не роняет сакральный авторитет герба/флага/гимна), но метонимически, через символическую связь с публичными носителями этой власти (Путиным/Медведевым).
Кстати, такая же история с нематериальным символом госвласти — гимном: чтобы не «трепать» сакральный символ, многие органы власти и госучреждения придумывают собственные гимны и исполняют их по тем торжественным поводам, которые рангом до общегосударственных не дотягивают.
Не думаю, что установка портретов производится по требованию руководства. Всё вышеперечисленное показывает, что в большинстве случаев это низовая инициатива и стремление «быть как все».
Что касается исторической перспективы, то в советские времена традиция вешать портреты генсеков цвела пышным цветом. До революции портреты царей иметь было не обязательно, но в литературе встречаются упоминания «самодержца на стене», поэтому следует заключить, что корни традиция имеет ещё как минимум в 19 веке, ну а развитие фотографии и печатных технологий её только усилило.
marina_klimkova
Page Summary
На злобу дня: О портретах, висящих в кабинетах чиновников
« previous entry | next entry »
ноя. 2, 2015 | 10:20 pm
На FB разгорелись споры по поводу того, что должно висеть на стенах кабинетов чиновников. Поводом послужило интервью «вице-губернатора» области О.О. Иванова информационному порталу. Читатели обратили внимание не столько на содержание статьи, сколько на иллюстрации к ней, а именно на то, что на одном из снимков чиновник предстал на фоне портретов первых лиц российской и местной политики. Естественно, что одна часть читателей посчитала, что портреты, висящие на стене, говорят о верноподданническом характере местной власти, что западноевропейские чиновники при оформлении кабинетов не отдают предпочтение современным лицам, за исключением членов своих семей. Другая часть стала отстаивать выбор чиновника, считая его «личным».
Не думаю, что портреты на стене могут характеризовать личный выбор госслужащего. Существует сложившийся этикет/канон/традиция, против которой никто не пойдет, чтобы не прослыть «белой вороной». Другой вопрос – художественное воплощение этикета/канона/традиции. И вот здесь есть варианты, которые могут дать волю личному творчеству: сколько портретов взять, какого качества, в каких ракурсах будут представлены портретируемые, как изображения скомпоновать на стене. Во всяком случае, если используется традиция показа в кабинете портретов государственных лиц, то хотелось бы, чтобы и развеска была традиционной: чтобы была соблюдена иерархичность, чтобы изображения выравнивались по нижней линии и т.д. Существуют же правила экспонирования изображений в общественных пространствах, прежде всего на выставках.
Разгоревшаяся полемика показывает, что оформление кабинетов – дело ответственное и совсем не личное, поскольку характеризует не столько определенное лицо, сколько культуру власти в целом.
Впрочем, хотела написать совсем не об этом, а об отношении к портретам, в том числе к портретам императоров, в дореволюционной России. Портретные изображения правителей висели, например, не только в кабинетах государственных мужей, но в их городских домах и в сельских усадьбах.
Функция замещения человека его портретом была очень устойчивой вплоть до второй половины XIX века. По свидетельству В.А. Гиляровского, еще в 1870-х годах «в кабаках, кроме иконы в углу, обязательно висел всегда в позолоченной раме царский портрет для того, чтобы в присутствии его величества не пели в кабаках песен, не буйствовали и не ругались «скверно матерными словами». Чуть что не так – кабатчик указывал на портрет, предупреждая, чтобы при царе «не выражались».
Таким образом, портрет правителя в кабинете современного чиновника должен, по традиции, его дисциплинировать, напоминая, что за всеми его действиями из-за спины неусыпно наблюдает верховное начальство: мол, смотри у меня, соблюдай законность и порядок, в том числе порядок и в развеске портретов!:)
Протокол портрета: Поэт и Президент
Доцент кафедры дипломатии Р.О.Райнхардт — о размещении портретов в рабочих кабинетах чиновников с точки зрения этикета.
Курьезная ситуация произошла на днях в Санкт-Петербурге. Как сообщают СМИ [1], депутат одного из муниципальных образований, приехав на заседание, обнаружил, что ранее повешенный им в здании совета портрет А.С.Пушкина был заменен на портрет В.В.Путина. Замена разозлила депутата до такой степени, что он порвал изображение действующего российского президента, точнее, как он сам потом заявил, «неустановленного мужчины, похожего на президента России Владимира Владимировича Путина». Данный акт, в свою очередь, возмутил сотрудницу администрации муниципального округа, которая вызвала полицию. Представители правоохранительных органов прибыли на место происшествия и начали проверку.
Инцидент получил огласку в социальных медиа, а затем и в прессе. Комментируя его, пресс-секретарь президента России Д.С.Песков призвал участников конфликта успокоиться, заняться решением более важных задач и предложил им компромиссное решение — возвращение в здание совета изображений и литератора, и лидера [2]. По его словам, размещение портретов главы государства в зданиях органов власти ничем не регламентировано. Вместе с тем он подчеркнул, что Кремль, разумеется, не может позитивно отнестись к поступку депутата, порвавшего портрет президента.
Воздержимся от оценок действий слуги народа, уже известного своим неординарным отношением к декорации рабочего места. Достаточно сказать, что подобный поступок представляется некорректным с точки зрения профессионального и некультурным в плане общегражданского этикета. Одним словом, неэтичным. Ситуация в стране и мире сложная, однако даже с учетом этого следует сохранять самообладание и контролировать эмоции. Перифразируя классика и современника А.С.Пушкина Н.В.Гоголя: «оно, конечно, Александр Сергеевич гений, но зачем же утварь портить».
Вместе с тем, отталкиваясь от обозначенного информационного повода, интересно посмотреть на портреты холодным взглядом протоколиста.
Во-первых, согласимся с мнением пресс-секретаря Д.С.Пескова о том, что ведомственных директив и регламентов использования изображений высших должностных лиц в России не имеется. Портрет главы государства не является элементом государственной символики в отличие от герба и флага, закрепленных в Конституции и Федеральных конституционных законах №№1-2 от 25.12.2000 г. Их использование официальными лицами, в свою очередь, кодифицировано в рекомендациях Геральдического совета при Президенте России. Так, например, при размещении флагов в рабочих кабинетах чиновникам рекомендуется руководствоваться следующими схемами [3]:
Расположение флагов в рабочих кабинетах
1 — рабочий стол должностного лица;
2 — кресло (стул) должностного лица;
3 — Государственный флаг Российской Федерации;
4 — флаг субъекта Российской Федерации;
— расположение стен кабинета.
Проецируя эту логику на изображения высших должностных лиц, допустимо заключить, что при одновременном размещении в кабинете их портретов уместно сохранять тот же порядок. Например, если депутаты муниципальных образований Санкт-Петербурга будут размещать портреты гаранта Конституции и губернатора, то первый будет находиться на более почетном месте по отношению ко второму:
В случае, когда чиновник решит также вывесить портрет главы местной администрации, порядок будет следующим: по центру — глава государства, слева от него (если смотреть фронтально) — глава субъекта России, справа — глава местного самоуправления:
Использование фотографий глав зарубежных государств во внешнем и внутреннем убранстве рабочих мест представляется странным и неуместным. Прежде всего, действующих и современников. Портреты исторических деятелей, например, Наполеона, — в меньшей степени, но в принципе тоже. Демонстрация изображений «нейтральных» великих персонажей, к которым в данном контексте можно отнести А.С.Пушкина, зависит от вкусов и индивидуальных предпочтений хозяев кабинетов. В любом случае в законодательстве эти аспекты не зафиксированы, да и едва ли могут быть отражены исходя из здравого смысла.
Во-вторых, порча или уничтожение портретов главы государства сами по себе едва ли могут быть квалифицированы как преступления против порядка управления. В зависимости от конкретных обстоятельств, последствий и их тяжести такие деяния, думается, допустимо трактовать в терминах статей: «Мелкое хулиганство» (ст. 20.1 КоАП РФ), «Уничтожение или повреждение чужого имущества» (ст. 7.17 КоАП РФ), «Умышленные уничтожение или повреждение имущества» (ст. 167 УК РФ), «Хулиганство» (ст. 213 УК РФ), «Вандализм» (ст. 214 УК РФ). Мотив политической или идеологической ненависти будет выступать отягчающим обстоятельством по статьям 213 и/или 214 УК РФ. Его наличие может также привести к возбуждению уголовного дела в соответствии со статьей 319 УК РФ («Оскорбление представителя власти»).
Вопрос о преследовании порчи имущества в административном или уголовном порядке решается в зависимости от размера ущерба: согласно действующим нормам, ниже 5 тыс. рублей — правонарушение (КоАП РФ), выше — преступление (УК РФ). Отметим, что стоимость большей части доступных в продаже изображений российского лидера не превышает этот порог. Однако есть и другие, зачастую уникальные портреты высшего ценового сегмента — например, находящийся в его кабинете и выполненный «в Японии с особой техникой на рисовой бумаге» [4]. Порча такого художественного артефакта и культурного наследия двусторонних международных связей была бы, вне всякого сомнения, весьма прискорбна.
Для сравнения: надругательства над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации наказываются в соответствии с отдельной статьей УК РФ (ст. 329). Хотя по статистике правоприменительной практики они вряд ли входят в число наиболее распространенных преступлений.
Наконец, в-третьих, использование визуальных образов национальных лидеров в отечественной и зарубежной протокольных практиках — от парсун и бюстов до цифровых изображений на сайтах — тема для исторического исследования. С другой стороны, история и ее прецеденты, помимо протокола и этикета, учат нас еще и важной роли чувства юмора. Как и многим великим людям, оно было вполне присуще А.С.Пушкину. В том числе по отношению к портретам — своими чужим.
Достаточно вспомнить его раннее лицейское стихотворение, написанное на французском языке, «Mon portrait» [5]. Или рисунки на полях рукописей, среди которых он, впрочем, отдавал предпочтение скорее прекрасным дамам, чем власть имущим. Или отношения с учителем рисования С.Г.Чириковым, чьей кисти принадлежит первый дошедший до на портрет поэта в сознательном возрасте, выполненный акварелью около 1815 г. Позднее — с О.А.Кипренским («Себя как в зеркале я вижу, // Но это зеркало мне льстит») и В.А.Тропининым.
Не чужда ирония и действующему российскому президенту. В рассматриваемом контексте можно вспомнить, как во время одной из недавних видеоконференций он поинтересовался у лидера КПРФ Г.А.Зюганова присутствием за его спиной портрета того же литературного классика, однако отсутствием. Конечно же не себя, но идеологов коммунизма — Ленина, Маркса и Энгельса. Глава думской фракции оценил шутку и заверил главу государства, что находится «в достойном окружении портрета Пушкина, герба Советского Союза, знамени Победы и Родины-матери» [6].
Позволим себе привести еще один пример «живописного протокола». В кабинете кафедры дипломатии МГИМО размещен портрет выдающегося адмирала, государственного деятеля и дипломата Е.В.Путятина. Картина была преподнесена в дар одной японской делегацией в память о том, что в 1855 г. именно Е.В.Путятин подписал договор о дружбе и торговле с этой страной (Симодский трактат), который положил начало истории двусторонних дипломатических соглашений. Как видим, в японском деловом протоколе портреты не только действующих лидеров, но и исторических фигур выступают распространенным подарком. Когда студенты интересуются тем, кто изображен на полотне, сотрудники кафедры рассказывают им не только о дипломатических подвигах адмирала, но и о том, что в 1861 г., когда именно он занимал пост министра народного просвещения, были введены матрикулы, ставшие прообразом современных зачетных книжек.
На этой ноте, надеясь, что описанный конфликт в Северной столице в скором времени будет полностью исчерпан, история не получит продолжения, а пропавший из здания совета портрет А.С.Пушкина будет найден и возвращен на свое место, хочется закончить очерк строками в духе модных ныне в социальных сетях пародий:
Пропал поэт: портрет его, быть может,
Найдется и утерян не совсем;
Пропажа пусть полицию тревожит;
А протокол. тут не помочь ничем.
Висят же в Эрмитаже, в Интернете,
Но сердцу депутата дорогой
Пропал. Быть без портрета в кабинете
Однако же не повод рвать другой.
Обставляем кабинет руководителя по фэн-шуй (2 часть)
В первой части статьи «Обставляем кабинет руководителя по фэн-шуй» внимание было акцентировано на таких вопросах, как положение рабочего стола и шкафов в соответствии с энергетической матрицей. В данной части речь пойдет о таком, как правильно поставить стол относительно окон и дверей, каким должно быть освещение, а также о секторах фэн-шуй для рабочего места.
Спина руководителя не должна «смотреть» в окно или на входную дверь
Для ответственных работников интуитивно важно присутствие «чувства защищенной спины», что целиком согласуется с искусством фэн-шуй, согласно которому в таком случае происходит лишение поддержки воздушной стихии и в пространство врывается негативная энергия Ша. Старайтесь расположить стол так, чтобы не оказаться спиной по отношению к окну. В противном случае вы можете лишиться поддержки. То же самое касается и открытой «в спину» двери. При таком положении руководителя могут преследовать трудности в осуществлении любых его планов и начинаний.
Если же все-таки избежать позиции, когда спина «смотрит» в окно невозможно, повесьте занавески или жалюзи и держите их, по возможности, всегда закрытыми.
Если же за вашей спиной оказалась дверь, а возможности отгородиться от нее высоким шкафом или развернуть стол у вас нет, купите себе кресло руководителя с высокой спинкой и подлокотниками.
Также проследите, чтобы рабочий стол не оказался между окном и дверью, потому что в таком случае все ваши прибыли будут «выдуваться» энергетическим сквозняком, способным рассеять их «как дым, как утренний туман».
Ни в коем случае не ставьте за своей спиной открытые шкафы или полки, поверхности которых являются символами ножей. При таком положении с их стороны будет наблюдаться вторжение в ваше энергетическое пространство, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья.
Все углы, направленные в сторону рабочего стола, оказывают отрицательное влияние не только на результаты работы, но и на самочувствие. Однако с помощью зеркал или иных рассеивающих элементов интерьера вы можете нейтрализовать такое негативное влияние.
Требования к освещению рабочего места
Освещение – это один из важнейших моментов в обустройстве кабинета руководителя. Предпочтительно, чтобы рабочее место было очень хорошо освещено, причем, не ярким и ослепляющим светом, от которого страдают помещения, выходящие окнами на юг или юго-запад, а мягким и рассеянным. Если вам сложно сосредоточиться из-за слишком «обильного» света, смягчите его с помощью штор или жалюзи.
Фэн-шуй рабочего места руководителя
Когда идет речь о делении рабочего места на сектора (по фэн-шуй), сюда включается не только письменный стол и кресло, но также сертификаты, грамоты, портреты, располагающиеся на стене за спиной хозяина кабинета. Заметьте, что когда стол перемещают в другое место, все они тоже переносятся.
Рабочее место руководителя – деление на сектора
В секторе озеро, расположенном в левой части стола, лучше всего установить тумбу со встроенным в нее сейфом. Обратите внимание на границу стены, обозначенную пунктиром, которая прилегает к данному сектору. Здесь должна висеть картина, которая по своему сюжету соответствует сектору озеро (морской пейзаж, горная река, бегущая между камней и т.п.). Кроме того, на тумбе в этой области можно установить либо внушительный телефонный аппарат, отделанный деревом, либо иной предмет с элементами древесины.
В находящемся за спиной руководителя по его правую руку секторе горы, который является ответственным за знания, следует развесить сертификаты, благодарности, грамоты и т.п.
Сектор дерева располагается в той же «заспинной» области, но уже по левую руку. Его, как правило, украшают портретом президента, главы государства или вождя. В соответствии с названием сектора, такой портрет необходимо оформить в светлую деревянную, и довольно массивную раму.
Сектор огня в фэн-шуй принимает на себя ответственность за авторитет. Здесь устанавливают настольную лампу и, по желанию, массивный подсвечник с отделкой из камня.
Как видите, явная активизация приходится лишь на некоторые сектора, которые имеют отношение к прибыли, авторитету, обучению, и в небольшой степени – на сектор дерева, который ответственен за здоровье.
Кроме описанных и указанных на картинке, на рабочем столе можно расположить дополнительные предметы, распределив их по секторам:
Недалеко от офиса есть оптовый книжный магазин, где торгуют среди прочего и портретами высших государственных деятелей. За последний месяц цена на типовой портрет типа «Путин смотрит на тебя исподлобья» выросла практически вдвое. Продавец подтвердила, что связано это действительно с повышением спроса. Значит, какой-то прок от инициативы губернатора есть – книжный выполнил месячный «план по Путину» всего за 10 первых дней марта.
И вот тут мы переходим к главному. Как же вешать Путина? Мы готовы дать ответ на этот вопрос для типового портрета «Путин глядит на тебя исподлобья». Лечебным, без сомнения у Путина на портрете является взгляд. Всё остальное не заслуживает внимания. А это значит, что для получения эффекта необходимо греться под лучами путинского взгляда.
Углы зрения человека составляют в среднем 55° вверх, 60° вниз, 90° наружу и 60° — внутрь каждым глазом. Для наглядности мы отобразили поле покрытия взглядом на типовом портрете Владимир Владимировича. Несложно заметить, что стандартный вариант размещения портрета в красном углу не подходит. Поле охвата чудо-взглядом в этом случае резко ограничивается.
Несложно понять, что наилучший вариант размещения портретов – по два в каждой комнате напротив друг друга – один левее середины комнаты, а другой – правее. Подобная схема размещения Путиных практически исключает «мертвые зоны», куда не проникает взгляд. А это означает, что долю лучезарного исцеляющего взгляда получит каждый нуждающийся.
Несколько лет назад активно обсуждалась тема переименования Ульяновска. По этому случаю мы собирали мнения и предложения. Одно из самых проработанных, подписанное «группой патриотов», гласило, что Ульяновск следует переименовать в Путинград. В честь инициативы губернатора мы вновь вспомнили про это. Хочется сказать, что идея нам весьма нравится, ведь всем известно, что профилактика лучше, чем болезнь.
По этой причине предлагаем в Путинграде разместить сеть референтных лечебных портретов используя принцип сот. При этом размещать их надо таким образом, чтобы обеспечить максимальное покрытие и минимизировать количество мертвых зон. Идеальный вариант – завешивание всех фасадов всех домов. Результат не заставит себя долго ждать – в городе моментально наступит благодать и полный порядок. Почему столь простая мысль не пришла нашим властям в голову раньше? Ответ прост – потому что власти плохо работают. До сих пор даже не запущен процесс переименования, а обязательное размещение портретов на фасадах не предусмотрено в правилах благоустройства города! А ведь помимо создания позитивной атмосферы это позволит полностью отказаться от здравоохранения! Под ликом Путина, как известно, люди не болеют.