расписные стены почему а
Расписывать или росписывать?
Слово «р а списывать» пишется с буквой «а» в безударной приставке рас-.
Чтобы выбрать, как правильно пишется слово «р а списывать» или «р о списывать», с буквой «а» или «о», сначала выясним морфемный состав рассматриваемого глагола:
рас пис ыва ть — приставка/корень/суффикс/окончание.
Второй шаг — постановка ударения. Оно падает на гласный «и» в корне:
Это слово имеет видовую пару — глагол совершенного вида «расписать», в морфемном составе которого имеется та же безударная приставка рас-.
Всему миру известно искусство русских мастеров распи́сывать деревянную куколку — матрёшку.
Правописание безударных гласных в приставках
Часто гласный в приставке является безударным, как и в рассматриваемом глаголе несовершенного вида. Обычно приставки пишутся единообразно в соответствии с тем, какая гласная буква выступает в ударном положении, то есть безударный гласный в приставке тоже можно проверить ударением, подобрав другое слово с ударной гласной в такой же приставке, например:
Правописание слова «расписывать»
А приставка роз-/рос- является всегда ударной. Сравним пары слов:
В безударном положении пишется приставка роз- только в прилагательном «р о зыскно́й»
Теперь не составит труда выбрать написание родственных глаголов «расписывать», «расписать» с безударной гласной «а» в приставке рас-. Сравним написание приставок в зависимости от ударения в однокоренных словах:
р а спи́сывать — ро́спись.
Сделаем вывод
Чтобы усвоить правильное написание исследуемого слова, прочтем вслух примеры предложений.
Примеры
Распи́сывать стены храма пригласили известного художника.
Не стоит распи́сывать свое путешествие такими мрачными красками.
Это приключение ты будешь распи́сывать со всеми подробностями?
Расписной или росписной, как правильно и почему?
Как правильно писать росписной или расписной, через о или через а?
Какое правило применить?
От одного и того же глагола «писать» можно получить вот такую словообразовательную цепочку однокоренных слов:
писать => рас/писать => рос/пись => рас/писной.
Правописание приставки «рас- / рос-» (а также «раз- / роз-«) не подчиняется общему правилу правописания подобных приставок.
Да и чтобы правильно написать существительное «роспись» не нужно даже прибегать к какому-либо правилу.
Гласный «о» в приставке этого слова произносится очень четко, потому что он находится в сильной позиции (под ударением).
А вот в приставке прилагательного «расписной» гласный находится в слабой позиции (он безударный).
Отсюда вырисовывается и правило в нашем русском языке, которое регламентирует в указанной приставке под ударением писать гласную «о», когда произносится «о»; а без ударения следует писать гласную «а».
Так что правильно писать заданное слово так: расписной.
Посередине стола стоял расписной кувшин с красивым букетом цветов.
В имени прилагательном р*списной часто допускают ошибку.
Это связано с тем, что безударную гласную в первом безударном слоге данного слова ошибочно принимают за безударную гласную в корне слова проверяемую ударением. И в качестве проверочного слова берут имя существительное рОспись.
Но если разобрать это прилагательное по составу слова, несложно выяснить, что орфограмма, вызывающая сомнения, находится вовсе не в корне, а в морфеме, являющейся приставкой.
А правописание префиксов рос-/ рас- в русском языке подчиняется следующему орфографическому правилу:
Правильно пишется расписной.
2) «Если же я вставал, намереваясь выйти из комнаты, львенок обнимал меня лапами, небольно прикусывал и норовил перетащить поближе к себе» (Вальтер Запашный).
Слово «монтаж» в в данном случае пишется «монтажОм», а вот если потребуется упомянуть его противоположное значение, то «демонтАжем» будет правильно.
Все это не сложно, но разумеется помнить и знать нужно, поскольку ударение в первом случае на последний слог, отсюда и такое написание.
Вообще-то можно бы было написать и «чистолюбивый», если бы подразумевалось, что кто-то любит чистоту. Но все равно такого слова просто не существует в обиходе и воспользоваться им можно только как сленгом.
А «честолюбивый» связано со смыслом «честь» и тут однозначно слышится буква «е»
Если искать однокоренные слова, то единственное прилагательное акациевый имеет те же орфограммы, что и мотивирующее существительное акация. И в том, и в другом первая гласная находится в слабой позиции.
Поэтому остается только запомнить эти слова, для чего свериться сначала с орфографическим словарем.
в которых безударная гласная, которую мы стремимся уточнить, находилась бы в сильной позиции.
Так какие же слова ассоциируются с акацией и могут быть взяты за слова-образы?
Когда начинает цвести акация, она распространяет определенный «зАпах, аромАт», пчёлы собирают на цветах «нектАр». Вот эти слова с выделенной гласной А можно взять за образные слова.
Естественно, каждый может сам подобрать такие слова-образы, главное, чтобы они помогали сомневающемуся быстро и безошибочно написать заданное слово.
Можно воспользоваться разными известными и легко запоминающимися строчками из стихов, песен, также вспомнить пословицы, поговорки, афоризмы с таковым.
Например, афоризм Козьмы Пруткова:
Кстати, этот афоризм поможет запомнить заодно и написание слова «дислокация».
Загадки узоров русских росписей
В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.
Золотые чаши. Хохломская роспись
Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.
Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».
После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.
В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.
Снежный фон и синие узоры. Гжель
Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.
Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.
Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу… После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.
Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.
На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.
Три мира узоров. Мезенская роспись
Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.
Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.
Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.
«Здесь живут подносами». Жостовская роспись
Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.
Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.
«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.
Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись
Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.
Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.
Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.
«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра
История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.
Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.
Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.
В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».
расписной
Полезное
Смотреть что такое «расписной» в других словарях:
РАСПИСНОЙ — РАСПИСНОЙ, расписная, расписное (разг.). Разрисованный красками. Расписной потолок. Расписной пряник. Расписной чайник. «На плечи накинь шаль с каймой расписной.» А.Кольцов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
расписной — писаный, раскрашенный, пряничный Словарь русских синонимов. расписной см. раскрашенный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
РАСПИСНОЙ — РАСПИСНОЙ, ая, ое. Разрисованный красками, украшенный живописью. Р. потолок. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Расписной — прил. 1. Разрисованный красками, украшенный росписью [роспись I 2.]. 2. перен. разг. Разноцветный, пестрый. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
расписной — расписной, расписная, расписное, расписные, расписного, расписной, расписного, расписных, расписному, расписной, расписному, расписным, расписной, расписную, расписное, расписные, расписного, расписную, расписное, расписных, расписным, расписной … Формы слов
расписной — … Орфографический словарь русского языка
расписной — Syn: см. раскрашенный … Тезаурус русской деловой лексики
расписной — ая, ое. Украшенный цветным рисунком, разрисованный красками. Р ые ставни. Р. потолок. Р ая дуга. Р ая шаль. Деревянные р ые ложки … Энциклопедический словарь
расписной — человек, имеющий много татуировок … Воровской жаргон
расписной — а/я, о/е. Украшенный цветным рисунком, разрисованный красками. Р ые ставни. Расписно/й потолок. Р ая дуга. Р ая шаль. Деревянные р ые ложки … Словарь многих выражений
Расписной
Полезное
Смотреть что такое «Расписной» в других словарях:
РАСПИСНОЙ — РАСПИСНОЙ, расписная, расписное (разг.). Разрисованный красками. Расписной потолок. Расписной пряник. Расписной чайник. «На плечи накинь шаль с каймой расписной.» А.Кольцов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
расписной — писаный, раскрашенный, пряничный Словарь русских синонимов. расписной см. раскрашенный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
РАСПИСНОЙ — РАСПИСНОЙ, ая, ое. Разрисованный красками, украшенный живописью. Р. потолок. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
расписной — расписной, расписная, расписное, расписные, расписного, расписной, расписного, расписных, расписному, расписной, расписному, расписным, расписной, расписную, расписное, расписные, расписного, расписную, расписное, расписных, расписным, расписной … Формы слов
расписной — расписн ой … Русский орфографический словарь
расписной — … Орфографический словарь русского языка
расписной — Syn: см. раскрашенный … Тезаурус русской деловой лексики
расписной — ая, ое. Украшенный цветным рисунком, разрисованный красками. Р ые ставни. Р. потолок. Р ая дуга. Р ая шаль. Деревянные р ые ложки … Энциклопедический словарь
расписной — человек, имеющий много татуировок … Воровской жаргон
расписной — а/я, о/е. Украшенный цветным рисунком, разрисованный красками. Р ые ставни. Расписно/й потолок. Р ая дуга. Р ая шаль. Деревянные р ые ложки … Словарь многих выражений