раньше женщины рожали в поле
Как рожали наши бабушки: «Схватки начали брать с утра. А я молчу, чтобы муж не догадался»
18 января 2018 22:09
«ПОВИТУХА ВОДИЛА ВОКРУГ СТОЛА, ЧТОБЫ БЫСТРЕЕ РАЗРОДИТЬСЯ»
Асфальтовая дорога заканчивается за 7 километров от деревни, а когда-то ее не было вообще.
— Мужчины в доме остались или их попросили выйти?
— Как перерезали пуповину? Чем обрабатывали?
— Были какие-то правила, что делать с плацентой?
Хорошо, если роды разрешались благополучно: и ребеночек был цел, и мать оставалась здорова. Но тогда, как и сейчас, случалось разное. Например, малыш мог появиться на свет недоношенным.
В послевоенные годы, вспоминают, в деревнях женщины в положении не знали какой-то особой заботы. Беременные шли в поле наравне со всеми, иначе было не прокормиться.
— И живот даже не подвязывали?
— Может, беременную кормить старались получше?
Когда врачебная помощь стала более доступной, полесские женщины все равно часто выбирали роды по старинке.
Хотя случалось, что и в больнице рожали сами.
Сразу после того как ребенок появлялся на свет, соседи шли в отведки. Причем не важно было, как себя чувствовала роженица.
Гости обязательно пели песни. Бабушки переживают, что сейчас эта традиция забывается.
В советское время у молодых мамочек пользовался авторитетом доктор Спок. Он говорил, что детей нельзя приучать к рукам, мол, поплачет и сам успокоится. А теперь многие психологи рекомендуют укачивать, носить на руках.
— А кормили по времени или по требованию?
Прикармливали детей тем, что если сами. А чтобы подсластить малышу взрослую пищу, женщины придумывали разные хитрости.
«ДАЮТ НАМ ЧАЙ, А Я КРИЧУ: «Я РОДЮ!»
— Суеверные мамы и сейчас вешают на ребенка красную нитку, булавки на одежду прикалывают… Вы боялись сглаза?
— В семьях до сих пор популярно обсуждать, кто кого больше ждет: сына или дочь. Что у вас говорили?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Песня, которую на Полесье женщины пели во время работы в поле: «Трэба було шановаты лита з молодости»
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Комментарии читателей сайта размещаются после предварительной модерации. Редакция оставляет за собой право не размещать комментарий или отредактировать его, если в нем содержится информация, размещение которой запрещено либо ограничено согласно законодательству либо если указанный комментарий нарушает права и (или) законные интересы третьих лиц.
«В поле рожали»: как проходили роды с 1900 года до наших дней
За последние 100 лет уровень женской смертности во время родов упал на 99%, а детской — на 90%, согласно данным Центров по предотвращению и контролю за уровнем заболеваемости (Centers for Disease Control and Prevention). Цель была одна — сделать так, чтобы ребенок появился на свет живой и здоровый, а с матерью было все в порядке. Но вы поразитесь, какой огромный путь был проделан в родовспоможении с начала XX века.
1900‑е
Большинство женщин рожало дома — больницы все еще не были широкодоступны, и лишь менее 5% женщин в США отправлялись в госпитали. Принимать роды помогали повитухи, но богатые семьи уже могли позволить себе позвать врача. Хотя анестезия уже существовала, использовалась для обезболивания рожениц она все еще очень редко. В России дела обстояли примерно так же.
В 1897 году, на праздновании столетия Императорского клинического повивального института великой княгини Елены Павловны, его директор, лейб-акушер Дмитрий Оскарович Отт с печалью отмечал:
По данным за 1908–1910 гг., количество умерших в возрасте до 5 лет составляло почти 3/5 общего числа умерших. Особенно высокой была смертность детей в грудном возрасте (Рашин «Население России за 100 лет. 1811–1913 гг.»).
1910‑е
Проблема заключалась в том, что риск смерти матери и дитя в этом случае возрастал. При этом 90% врачей даже не получили формального образования.
В 1913 году на всей территории России насчитывалось всего девять детских консультаций и лишь 6824 койки в родильных домах. В крупных городах охват стационарным родовспоможением составлял всего 0,6% [БМЭ, том 28, 1962]. Большинство женщин продолжало традиционно рожать дома с помощью родственниц и соседок или приглашало к себе повивальную бабку, повитуху, а только в сложных случаях — врача-акушера.
По статистике, в процессе родов (в основном от сепсиса и разрывов матки) ежегодно умирало более 30 000 женщин. Чрезвычайно высокой была также смертность среди детей первого года жизни: на 1000 родившихся умирало в среднем 273 ребенка. Согласно официальным данным начала XX века, лишь 50 процентов жительниц Москвы имели возможность получения профессиональной медицинской помощи при родах в стационаре, а в целом по стране этот процент составлял всего лишь 5,2 % для жительниц городов и 1,2% в сельской местности.
Первая мировая война и последовавшая за ней революция 1917 года замедлили развитие медицины в стране и вызвали деградацию. Разрушалась инфраструктура, а врачей призывали на фронт. В России после событий октября 1917 года тоже произошли изменения. Изменилась в первую очередь сама система оказания помощи беременным и роженицам.
Специальным декретом 1918 года был создан Отдел охраны материнства и младенчества при Народном комиссариате государственного призрения. Этому отделу и отводилась главная роль в решении грандиозной задачи — строительства “нового здания социальной охраны грядущих поколений».
1920‑е
Практически во всех развитых странах в эти годы происходит настоящая революция в акушерском деле. Теперь роженицу уже нередко посещали врачи, которые, правда, считали роды скорее «патологическим процессом».
«Нормальные роды», без вмешательства врачей, теперь стали большой редкостью. Очень часто врачи начали применять метод расширения шейки матки, давать женщине эфир на второй стадии родов, делать эпизиотомию (рассечение промежности), применять наложение щипцов, вытаскивать плаценту и медикаментозно заставлять матку сокращаться.
Женщинам СССР теперь было предложено систематически наблюдаться в женских консультациях, им полагались дородовой патронаж и ранняя диагностика патологии беременности. Власти изо всех сил боролись с «социальными» болезнями, такими как туберкулез, сифилис и алкоголизм.
В 1920 году РСФСР стала первым государством мира, узаконившим аборты. Декрет 1920 года разрешал производить аборт только врачу в больнице, для операции было достаточно простого желания женщины.
В декабре 1920 года Первое совещание по охране материнства и младенчества выносит решение о приоритете развития учреждений открытого типа: ясли, консультации, молочные кухни. С 1924 года женские консультации начинают выдавать разрешение на бесплатный аборт.
Постепенно решается и проблема подготовки квалифицированных кадров. Большой вклад в ее решение внесли созданные в 1922 году в Москве, Харькове, Киеве и Петрограде институты охраны материнства и младенчества.
1930‑е
В США в эти годы пришла Великая Депрессия. Уже около 75% родов происходили в больницах. Наконец, роженицам стали помогать врачи, которые специализировались на родовспоможении. К сожалению, детская смертность возросла с 40% до 50% — преимущественно из-за родовых травм, которые получали дети из-за нежелательного медицинского вмешательства. Метод «сумеречного сна» теперь применялся так часто, что почти ни одна роженица в США не могла вспомнить обстоятельств родов.
В СССР тоже идет откат назад: переломным моментом стал 1936 год, когда было принято постановление «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, о расширении сети родильных домов, детских яслей и детских домов, об усилении наказания за неплатеж алиментов и некоторых изменениях в законодательстве об абортах».
На уровень смертности с конца 1930‑х годов существенно влияет внедрение новых медицинских технологий и препаратов, в частности сульфамидов и антибиотиков, которые позволяют кардинально снизить младенческую смертность даже в годы войны.
Теперь аборт производили только по медицинским показаниям. Соответственно, подпольные аборты, опасные для жизни женщины, стали частью теневой экономики СССР. Часто аборты делали люди, у которых вообще не было никакого медицинского образования, а женщины, получив осложнения, боялись обратиться к врачу, потому что тот был вынужден сообщить о преступнице «куда следует». Если нежелательный ребенок все-таки появлялся, иногда его просто убивали.
1940‑е
В годы, следующие после окончания войн, наблюдается резкое повышение общих коэффициентов брачности и рождаемости. В США коэффициент рождаемости в 1945 году составил 20,4%.
В США появляются первые книги в защиту естественных родов, медленно возрастает популярность минимального вмешательства в процесс деторождения. В те же годы (в 1948 году) свет увидели исследования сексуальности Кинси, которые дали женщинам лучшие представления об их собственной репродуктивной системе.
1950‑е
23 ноября 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене запрещения абортов» производство операции искусственного прерывания беременности было разрешено всем женщинам и даже при отсутствии медицинских противопоказаний.
Указ разрешал проведение абортов в больницах, домашний аборт по‑прежнему оставался уголовно наказуемым. Врачу в этом случае грозило тюремное заключение до одного года, а в случае смерти пациентки — до восьми лет.
Отдельно — о процедуре УЗИ. Советская медицина до определенного периода такими возможностями не располагала, и пол ребенка, как и многие патологии, определяли «на глаз»: ручным осмотром и прослушиванием живота специальной трубкой. Первое отделение ультразвука было создано на базе Акустического института АН СССР под руководством профессора Л. Розенберга в 1954 году, и лишь с конца 80‑х УЗД начала постепенно внедряться в советскую медицину.
1960‑е
В США появился первый мониторинг частоты сердцебиений плода. Послеродовой уход все чаще включал в себя антибиотики, уровень смертности матери и ребенка стал резко падать.
После родов у женщины в США наконец-то появляется возможность приобрести противозачаточную таблетку.
1970‑е
У американок в эти годы было значительно больше способов облегчить родовые муки, чем у женщин СССР. На смену «сумеречному сну» приходят менее вредоносные методы обезболивания, такие как гипноз, роды в воду, особое дыхание и знаменитый метод Ламаза — техника подготовки к родам, разработанная в 1950‑х годах французским акушером Фернаном Ламазом в качестве альтернативы медицинскому вмешательству во время родов.
Основная цель «метода Ламаза» — повышение уверенности матери в ее способности родить, помощь в устранении болезненных и болевых ощущений, облегчение родового процесса и создание психологически комфортного настроя.
М. Р. Одену принадлежит первая публикация в научном журнале на тему водных родов [Lancet, 1983, ii, 1476—1477]. М. Р. Оден охарактеризовал роды в воде как «более естественные» и «близкие к природе» и обосновал свои заключения успешной практикой родов в бассейне клиники Питивьер с начала 70‑х годов.
Впервые начинают использовать эпидуральную анестезию, которая, к сожалению, замедляла схватки почти в половине случаев. И в эти же годы изобретен питоцин — средство для стимуляции родов.
1980‑е
В начале 80‑х в СССР набирают популярность «кружки», пропагандирующие моду на те же естественные роды: в воде или дома. Одним из идейных вдохновителей этого метода был физиолог Игорь Чарковский, который создал клуб «Здоровая семья». Советское правительство с такими тенденциями боролось.
С конца 80‑х процедура УЗД начала постепенно внедряться в советскую медицину, хотя качество снимков оставляло желать лучшего.
В 1989 году разрешили амбулаторное прерывание беременности на ее ранних сроках путем вакуум-аспирации, то есть мини-аборт. Начали производить медикаментозный аборт.
1990‑е
90‑е — время, когда врачи ищут баланс между естественными родами и медицинским родовспоможением. Крепнет идея, что чем лучше чувствует себя мать, тем лучше будет младенцу.
В середине 90‑х около 21% детей появились при помощи кесарева сечения, и число это неуклонно растет. Журналист The Times пишет:
Другой популярный тренд 90‑х — домашние роды. Хотя количество подобной практики в США в те дни насчитывало всего менее 1% от всех родов, это число тоже начало расти.
Появляется амниоцентез – анализ околоплодных вод, в ходе которого делается прокол в зародышевой оболочке и берется образец амниотической жидкости. Она содержит в себе клетки плода, которые подходят для проведения анализов на наличие или отсутствие генетических заболеваний. Появляется практика доул — помощниц при родах, которые оказывают практическую, информационную и психологическую помощь роженице.
2000‑е
Порядка 30% родов проходят с помощью кесарева сечения. Неожиданно поднимается уровень материнской смертности (хотя он, конечно, очень невелик), который объясняется усилением проблемы ожирения и другими медицинскими осложнениями.
В 2009 году в США количество детей, рожденных с помощью кесарева сечения, достигло максимума — 32,9%. Падать эта цифра начала только к 2011 году. Некоторые роддома вновь внедряют практику вертикальных родов, подчеркивая, что они более физиологичны и безопасны для матери и младенца.
2010‑е
Вертикальные роды — больше не экзотика. К примеру, московский родильный дом №4 утверждает, что они «активно внедряют альтернативный метод процесса родов в вертикальном положении роженицы. Сегодня вертикальные роды составляют 60–65% по отношению к общему количеству».
Национальные объединения доул появляются в России и Украине, все чаще женщины рожают с мужем или партнером.
Смотрите также – Честный фоторепортаж о том, как проходят домашние роды
Источник
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
«В поле рожали» и еще четыре мифа о наших прабабушках
Девочки выходили замуж в 13 лет
Считается, что наши прабабушки выходили замуж совсем детьми — едва ли не в 13 лет: мол, девочек старались пораньше «сбыть с рук», чтобы избавиться от лишнего рта в семье. Но на самом деле к дочерям относились иначе: в крестьянских семьях они были дармовой рабочей силой, а кто захочет с такой расставаться, да еще и на пике «трудоспособности»? Так что замуж наши прабабушки выходили в 16–25 лет, чаще всего — в 18.
А вот парней пытались женить как можно раньше, ведь так благодаря сыну в доме появятся еще одни руки. Всякая женщина мечтала заполучить себе замену в виде молодой невестки, так что браки, где муж был на год-два младше жены, не были редкостью. Случалось, что за вдовцов отдавали молодых девушек, но это было скорее исключением из правил: считалось, что таким мужчинам положено было жениться на «ровне» — женщинах-одногодках, у которых умерли мужья.
Среди дворян нравы были похожие. Наташа Ростова попала впервые на бал в 16 лет и вскоре получила предложение. Ее сестра Вера вышла замуж в 24 года, и родственники к тому моменту были лишь слегка обеспокоены отсутствием предложений, но никто не заламывал руки: «Ужас, наша дочь останется старой девой!»
Невесты хранили чистоту до свадьбы
Девственность считалась недостатком: невест от нее перед свадьбой избавляли волхвы. Ценились девушки, у которых уже были дети: удобно же — не просто жена появится в доме, а сразу с ребенком! Сразу видно — отличная супруга, раз может родить наследника. А с невинной поди угадай, как пройдут роды, легко ли перенесет их женщина, здоровыми ли будут малыши.
Христианизация Руси перевернула всё с ног на голову. То, что раньше считалось естественным, превратилось в грех. Целомудрие восхвалялось, в житиях святых появились пары, которые отказывались от секса, но при этом имели родных детей, например князь Дмитрий Донской и его жена княгиня Авдотья. Поводов для воздержания — то пост, то церковный праздник, то воскресенье — стало столько, что сексом люди могли заниматься лишь несколько раз в месяц.
Однако прижились новые правила далеко не везде. В Архангельской губернии никто не придавал значения целомудрию девушки, а вот в Воронежской невесту, потерявшую невинность до свадьбы, ждало суровое наказание: ее избивали и заставляли трехкратно обойти на коленях церковь. Так что среди простых людей культ девственности не являлся повсеместным, это зависело от нравов региона России.
А вот дворянки, как правило, до брака «блюли себя». Мужчины же вели себя совсем иначе. Исследование 1909 года, проведенное среди студентов МГУ, показало, что 60% юношей удовлетворяли свои сексуальные потребности в публичных домах, 20% — с прислугой. Это накладывало отпечаток на семейную жизнь: у девушек не было опыта, а у мужчин представления о сексе формировались в ходе общения с зависимыми женщинами, которые ни в чем не могли им отказать.
Так что наши прабабушки, которые хранили девственность, оказывались в куда более уязвимом отношении, чем их товарки, у которых такой необходимости не было. Мужчины навязывали целомудренным женам свои представления, принесенные в семью из домов терпимости, так что ни о каком удовольствии и речи быть не могло.
Женщины рожали в поле
Еще один миф о наших прабабушках — это их богатырское здоровье, позволяющее рожать между делом. Махала серпом, на пять минут прилегла, встала уже с ребенком, тем же серпом перерезала пуповину и пошла дальше жать пшеницу — так нередко представляют женщин, живших в конце XIX — начале XX века.
На самом деле в поле никто не рожал, хотя до самого появления младенца на свет женщины продолжали работать. Почувствовав схватки, девушка бежала в деревню и ложилась на землю по дороге лишь от боли, а не для того, чтобы прямо на месте разрешиться от бремени. Роды вне дома были исключением, а не правилом, хотя случалось, что добраться до избы крестьянка не успевала.
Имелись и помощницы: к роженице обычно звали бабку, которая за каравай, недорогой платок и десять копеек помогала девушке. Методы «акушерки» соответствовали взимаемой плате.
Если роды затягивались, то женщину три раза обводили во время стола или заставляли мужа трижды проползти у нее между ног. Когда младенец шел согнутым или вперед ногами, то роженицу головой вниз клали на доску, поставленную под углом к стене, чтобы женщина скатилась вниз: считалось, что от такой встряски ребенок «выправляется».
Ольга Семенова-Тян-Шанская в своих очерках о быте крестьян «Жизнь Ивана», вышедших в 1914 году, рассказывает: к тяжелой домашней работе вроде замешивания хлебов и сажания их в печь женщины возвращались на третий или четвертый день после родов, в поле отправлялись через неделю. Ничего здорового в это не было: почти все девушки в деревнях страдали опущением матки.
Лечили его махоткой — глиняным горшком, который ставили на живот, запалив под ним охлопок прядева: очень похоже на банки советских времен, которые ставили при простуде. Живот втягивался в горшок, и считалось, что матка при этом возвращается на место. Был и другой способ: во влагалище вставляли картошку, а низ живота плотно перематывали платком. Иногда перед бинтованием девушку ставили на голову и несколько раз встряхивали за ноги.
Ни о красоте, ни о здоровье при таком образе жизни и речи и быть не могло. «После шестнадцати фигуры у женщин портятся из-за тяжелой работы. Чем раньше выходит замуж девушка, тем скорее она приобретает отцветший, изможденный вид», — писала Семенова-Тян-Шанская.
Девочки уже в семь лет умели ухаживать за детьми
В Сети часто можно встретить рассказы про то, что 100 лет назад умела делать каждая девочка в крестьянской семье. Список весьма обширен: затопить печь, сварить кашу, подмести пол, подоить корову, полить огород, постирать на речке белье. И, конечно же, присмотреть за младшими братьями и сестрами: покормить их, перепеленать младенцев, развлечь и поиграть.
Малышей действительно оставляли под присмотром старших детей, вот только это совсем не делало их ответственными и внимательными воспитателями. Семи- и десятилетние девочки таскали младенцев на руках и часто роняли, ничуть не беспокоясь об этом. Могли отшлепать за плач или бросить на землю «где помягче» и убежать играть с подругами. Чтобы занять чем-нибудь малыша, оставшегося в одиночестве, сестра давала ему печеную картошку, яблоко или огурец. Тот ронял их, вываливал в пыли и навозе — в таком виде и ел.
«Ребенок по часу и больше ползал в грязи, запачканный, мокрый, кричал, плакал. Иногда он пытался переползти высокий порог избы, падал, ушибался, ссаживал всё лицо. Ел отбросы из корыта для свиньи, пил из этого корыта, хватал руками что попало. Иногда набивал себе землею рот, глотал землю», — рассказывает в своей книге Семенова-Тян-Шанская.
Нельзя поспорить с тем, что век назад девочкам уже в 7–10 лет приходилось ухаживать за малышами. Вот только делали они это в силу своих умений очень плохо: сейчас такое обращение ужасает, но никак не восхищает.
Женщины хранили верность своим мужьям
Еще один миф о наших прабабушка посвящен их верности: разводов-де почти не было, женщина выбирала мужчину раз и навсегда и никогда ему не изменяла.
Реальность сильно отличалась от таких пасторальных картин. В огромных семьях, где бок о бок в одном доме жили несколько поколений, обыденностью были измены и любовные треугольники. Случалось и так, что младшие братья не женились: а зачем, если можно жить с женами старших?
Процветало снохачество: молодая девушка, переехав в дом к супругу, становилась любовницей его отца. Нередко мужик отправлял сына-молодожена на промыслы, чтобы никто не мешал ему развлекаться, а собственной жене затыкал рот — не подарком, так зуботычиной. Своих детей от снохи мужчина мог и убить: например, в начале ХХ века в Калужском суде слушалось дело Матрены и ее свекра Дмитрия. Одному сыну Матрены от Дмитрия на тот момент исполнилось пять лет, а второго мужчина забрал сразу после рождения и закопал в сарае.
Разводы действительно были редким явлением: на 1,5 миллиона населения Владимирской губернии официально ушли от мужа лишь 172 женщины. Но дело совсем не в «лебединой верности», а в количестве юридических сложностей, с которыми крестьяне не хотели связываться. Длиться процедура могла годами: например, расторжение брака крестьянки Гришиной начали рассматривать в январе 1900 года, а закончили — в феврале 1906-го.
Да и число поводов для развода в XIX веке было весьма ограничено: неверность (которую еще предстояло доказать), неспособность мужа исполнять супружеские обязанности (попросту говоря, импотенция), ссылка одного из супругов или его безвестное отсутствие. И прочность семей наших прабабушек была не свидетельством их высоких моральных качеств, а лишь следствием крайне жестких законов, регламентирующих семейные отношения.
Не стоит идеализировать прошлое. Не было никаких умелых и верных красавиц и суровых, но справедливых патриархов. Жизнь была тяжелой и изматывающей, и остается только порадоваться, что она изменилась.
Хочешь узнать больше о том, как жили наши предки? Тогда почитай, как на Руси относились к сексу, кем была крестьянка, родившая 69 детей, и за какие наряды высмеивали москвичек в XIX веке.