пусть аллах примет ваши благие деяния и приумножить
7 благодеяний, особо любимых Аллахом
Благодеянием считается любое действие верующего, которое он совершает в соответствии с предписаниями Всевышнего. Совершая любое деяние, человек должен стараться не противоречить шариату и совершать его ради довольства и приближения к Аллаху.
Следовательно, за такое деяние верующий получает награду от Всевышнего, только если оно было совершено искренне и ради довольства Аллаха. Ведь довольство Аллаха для верующего является наивысшей целью всей его жизни.
Поэтому тот, кто желает добиться этой цели, должен воспитать в себе хорошие качества и совершать деяния, которые наверняка приведут его к этой цели. Совершение любимых Аллаху деяний может сильно облегчить верующему путь к этой цели.
Первым делом верующий должен исполнить эти столпы, не допуская халатности при их совершении. В дополнение к этим и другим обязательным поклонениям верующий может совершать и желательные поклонения, чтобы ещё больше приблизиться к Всевышнему.
Особо любимыми Аллахом благодеяниями являются:
1. совершение намаза в начале установленного для него отрезка времени;
Совершение намаза в начале отведённого для его совершения отрезка времени свидетельствует о том, что этот молящийся любит намаз, чувствует его важность, уделяет совершению намаза особое внимание и спешить исполнить предписание своего Господа.
От Абдуллаха Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся:
سَأَلْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَيُّ العَمَلِ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ؟ قَالَ: الصَّلاَةُ عَلَى وَقْتِهَا، قَالَ: ثُمَّ أَيٌّ؟ قَالَ: ثُمَّ بِرُّ الوَالِدَيْنِ قَالَ: ثُمَّ أَيٌّ؟ قَالَ: الجِهَادُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ
«Однажды я спросил Пророка ﷺ «Какое из деяний Всевышний Аллах любит больше всего?». Он сказал: «Совершаемый своевременно намаз». Я спросил: «А после этого?». Он сказал: «Проявление почтительности и доброты по отношению к родителям». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Борьба на пути Аллаха»». (Имам Ахмад, 3890; Бухари, 528; Муслим, 85)
В той версии этого хадиса, которую передаёт Абу Давуд, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
الصَّلاة في أوّلِ وَقتِها
«Намаз, совершаемый в самом начале отрезка времени отведённого для его совершения». (Абу Давуд, 426)
2. почитание родителей;
Всевышний Аллах в нескольких аятах Священного Корана повелел Своим рабам проявлять доброту и почтение к родителям.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
وَقَضَىٰ رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا ۚ إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِندَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلَاهُمَا فَلَا تَقُل لَّهُمَا أُفٍّ وَلَا تَنْهَرْهُمَا وَقُل لَّهُمَا قَوْلًا كَرِيمًا
(смысл): «И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям относились с почтением. Если достигнет рядом с тобой старости один из них или оба, то не говори им даже “Уф!”, не кричи на них и говори им благородные слова. («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Исраъ: 23)
Всевышний связал почитание родителей с поклонением только Ему и благодарность им – с благодарностью Себе. Поэтому почитание родителей, благодеяние и милость к ним считается одними из лучших деяний человека.
3. изучение Корана и обучение ему других;
Чтение Корана является одним из лучших видов поминания Аллаха, за которое человек получает большое вознаграждение. Чтобы человек смог прочитать Коран, ему сначала необходимо изучить его и научиться правильно читать его.
Такое же вознаграждение, как за чтение, возможно, ещё большее, человек может получить за обучение других чтению Корана. Ведь указывающий на благое подобен совершающему его, поэтому обучающий Корану получает большую награду за свой труд.
От ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
خَيْرُكُمْ مَنْ تَعَلَّمَ القُرْآنَ وَعَلَّمَهُ
«Лучшим из вас является тот, кто изучает Коран и учит ему (других)». (Имам Ахмад, 412; Бухари, 5027; Ибн Маджах, 211; Абу Дауд, 1452; Тирмизи, 2907)
4. устранение с дороги того, что мешает прохожим;
Устранение с дороги препятствий и того, что мешает прохожим, является одним из причин попадания человека в Рай.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
لَقَدْ رَأَيْتُ رَجُلًا يَتَقَلَّبُ فِي الْجَنَّةِ، فِي شَجَرَةٍ قَطَعَهَا مِنْ ظَهْرِ الطَّرِيقِ، كَانَتْ تُؤْذِي النَّاسَ
«Я видел человека, наслаждавшегося в Раю в тени того дерева, которое он срубил и убрал с дороги, поскольку оно мешало мусульманам». (Муслим, 1914; Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 10654)
В той версии этого хадиса, которую приводит Бухари, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
بَيْنَمَا رَجُلٌ يَمْشِي بِطَرِيقٍ وَجَدَ غُصْنَ شَوْكٍ عَلَى الطَّرِيقِ فَأَخَّرَهُ، فَشَكَرَ اللَّهُ لَهُ فَغَفَرَ لَهُ
«Один человек, шедший по дороге, увидел ветку, усеянную колючками, и убрал её, за что Аллах отблагодарил его и простил ему грехи». (Бухари, 652; Тирмизи, 1958; Ибн Хиббан, 536)
5. отсрочка долга неплатёжеспособному должнику;
Неплатёжеспособный (му‘сир) человек – это тот, кто не в силах обеспечить себя и свою семью пропитанием и не имеет возможности выплатить долги. Отсрочка долга для такого человека является большой помощью ему и поддержкой.
От Абу Катады (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ سَرَّهُ أَنْ يُنْجِيَهُ اللهُ مِنْ كُرَبِ يَوْمِ الْقِيَامَةِ، فَلْيُنَفِّسْ عَنْ مُعْسِرٍ، أَوْ يَضَعْ عَنْهُ
«Пусть каждый, кого порадует то, что Аллах избавит его от скорбей Дня воскрешения, облегчает условия уплаты долга оказавшемуся в затруднительном положении или прощает ему»». (Муслим, 1563)
Награда, которую займодатель получает за отсрочку долга, очень высока, потому что это в прямом смысле облегчение положения раба Аллаха, оказавшегося в трудном положении, и избавление его от многих бед и несчастий.
Поэтому верующему следует давать отсрочку должнику, который действительно не может вернуть долг, а если позволяет возможность, то и вовсе простить. Лучше всего простить такому должнику долг в качестве милостыни.
6. польза для людей;
Ислам призывает нас быть полезными для людей. Посланник Аллаха ﷺ предпочитал помочь мусульманину и принести ему какую-то пользу, нежели совершить поклонение Всевышнему Аллаху.
От ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Самые любимые люди для Аллаха – это самые полезные для людей, а самое любимое деяние пред Всемогущим и Великим Аллахом – это радость, которую ты приносишь мусульманину, помогая ему в беде, выплачивая за него долг или утоляя его голод. И, поистине, пойти со своим братом-мусульманином по какой-то его нужде любимее для меня, чем совершать и’тикаф в моей мечети в Медине в течение месяца». (Табарани, «Аль-Му’джам аль-кабир», 13646)
7. благой нрав.
Всевышний Аллах любит тех, кто украшает себя благородными чертами характера, к которым призывает шариат. Благой нрав является одной из важнейших составляющих жизни искреннего мусульманина.
От Усамы ибн Шарика (да будет доволен им Аллах) передаётся:
قَالُوا: فَمَنْ أَحَبُّ عِبَادِ اللهِ إِلَى اللهِ؟ قَالَ: أَحْسَنُهُمْ خُلُقًا
«У Посланника Аллаха ﷺ спросили: «Какие рабы Аллаха являются самыми любимыми для Него?». Он ответил: «Те, у которых наилучший нрав»». (Табарани, «Му’джам аль-кабир», 471)
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Пусть аллах примет ваши благие деяния и приумножить
Ас-Саляму Алейкум уа РахматуЛЛахи уа Баракятуху братья и сестры.
17 Зуль-када 1435 (12 сентября 2014 года) погиб наш Брат, боец клуба «Горец» Рашидхан Абдурашидов.
Мы приносим искренние соболезнования родным, близким и друзьям Рашидхана..
Пусть Аллах даст сил и мужества пройти это испытание его родителям и близким..
Пусть Всевышний Аллах примет его душу, простит его грехи и введет в райские сады.
Амин!
Делайте Дуа за нашего брата Рашидхана! Эта лучшая помощь которую мы можем дать ему.
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
И Всевышний Аллах упоминает о смерти в Коране 164 раза!
Также и в Сунне посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) есть множество упоминаний о смерти и необходимости приготовления к ней.
Также от Анаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Часто вспоминайте разрушительницу наслаждений! Поистине, если кто-нибудь из вас вспомнит о смерти в трудном положении, оно обязательно покажется ему легким, а если он вспомнит о смерти в легком положении, оно покажется ему трудным!» аль-Баззар в “Кашф аль-астар” 4/240. Хафиз, аль-Мунзири, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Ибн ‘Умар рассказывал: “Однажды, когда я был с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), к нему пришел один человек из числа ансаров, поприветствовал его и спросил: “О посланник Аллаха, кто является самым лучшим из верующих?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Наилучший из них нравом». Тот спросил: “А кто из верующих самый умный?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Тот, кто чаще других вспоминает о смерти, и лучше всех готовится к тому, что будет после нее. Они и есть умные!»” Ибн Маджах 4259, аль-Байхакъи в “аз-Зухд” 2/52. Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Хайсами, хафиз аль-‘Иракъи назвали хадис хорошим. См. “ат-Таргъиб” 4/197, “Маджма’у-ззауаид” 10/312, “Тахридж аль-Ихъя” 5/194.
Имам ад-Дакъакъ говорил: “Тот, кто часто вспоминает о смерти, будет наделен тремя благами: быстрым покаянием, смиренным сердцем и усердным поклонением. А тот, кто забыл о смерти, будет наказан тремя вещами: оттягиванием покаяния, недовольством своего удела и ленивым поклонением”. См. “ат-Тазкира” 1/27.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Намерение ради Всевышнего Аллаха. Искренность в совершении благих деяний.
بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين والصلاة و السلام علي رسولنا محمد و علي اله و صحبه اجمعين
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем, молим о помощи и прощении, Которому приносим покаяния и к Которому прибегаем от зла наших душ и наших скверных деяний! Кого Аллах поведет прямым путем, того никто не введет в заблуждение, а кого Аллах введет в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет божества, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник. Мир и благословение Аллаха ему, его семье, сподвижникам и всем, кто верно следует его путем!
Сообщается, что повелитель правоверных Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся».
Когда человек хочет совершить какое либо деяние, то он сначала делает намерение (НИЯТ).
Каждый мусульманин должен улучшить свои намерения, а д ля того, чтобы улучшить свои намерения, выполняя что-либо в соответствии с Шари’атом, нужно быть искренним и надеяться на одобрение и вознаграждение от Аллаhа Всевышнего.
Все благочестивые деяния требуют намерения, и Аллаh Всевышний повелел верующему быть искренним во всех благих деяниях.
Искренность означает совершение благих деяний, стремясь при этом получить вознаграждение от Аллаhа Всевышнего.
Когда человек совершает грехи, его не оправдывают слова: «Я этого не хотел». Например, нельзя одобрять сплетни, желая не огорчить собеседника.
Есть возможность при совершении одного благого деяния иметь несколько хороших намерений.
Например, человек при чтении Корана намеревается быть покорным Аллаhу Всевышнему, намеревается получить религиозные знания, а также получить пользу от чтения для себя и тех, кто его слушает. Другой пример, когда человек кушает он может иметь намерение, что он кушает для того, чтобы иметь силу соблюдать повеления Аллаhа Всевышнего.
Сказано в Коране: يَآ أَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا كُلُوا مِن طَيّـِبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ
«О те, которые уверовали. Ешьте, выбирая из того, что не запрещено». Сура 2 Аль-Бакара аят 172
Сказано в Коране: كُلُوا مِنْ رِزْقِ رَبِّكُمْ وَاشْكُرُوا لَهُ
Намерение имеет два следующих значения:
1. которое приводит тебя к решению что-либо сделать или сказать;
2. целеустремленность при выполнении того, что ты решил сделать.
Когда человек решил что-либо сделать, он попадает в одну из трех ситуаций:
— он решил что-либо сделать и выполняет это.
-он решил что-либо сделать, но не выполняет это, хотя у него есть такая возможность.
-он хочет что-либо сделать, но не имеет возможности, он говорит, что если бы мог, то он бы сделал это. Это приравнивается к действию.
Об этом есть Хадис Пророка Мухаммада, мир Ему, переданный ибн ‘Аббасом:
إِنَّ اللهَ كَتَبَ الْحَسَنَاتِ وَالسَّيِّئَاتِ ثُمَّ بَيَّنَ ذَلِكَ فَمَنْ هَمَّ بِحَسَنَةٍ فَلَمْ يَعْمَلْهَا كَتَبَهَا اللهُ عِنْدَهُ حَسَنَةً كَامِلَةً، فَئِانْ هَمَّ بِهَا فَعَمِلَهَا كَتَبَهَا اللهُ عِنْدَهُ عَشْرَ حَسَنَاتٍ إِلَى سَبْعِمِائَةِ ضِعْفٍ إِلَى أَضْعَافٍ كَثِيرَةٍ، وَإِنْ هَمَّ بَسَيِّئَةٍ فَلَمْ يَعْمَلْهَا كَتَبَهَا اللهُ عِنْدَهُ حَسَنَةً كَامِلَةً، فَإِنْ هَمَّ بِهَا فَعَمِلَهَا كَتَبَهَا اللهُ عِنْدَهُ سَيِّئَةً وَاحِدَةً مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ
Что означает:«Воистину, нам суждено Аллаhом Всевышним делать и благие деяния, и плохие. Аллаh Всевышний дал нам знать о том, что человеку, решившему сделать хорошее деяние, но не совершившему его, пишется одно вознаграждение. Человеку, решившему сделать хорошее деяние и совершившему его, Аллаh Всевышний даст вознаграждение от десяти до семисот, а может, и намного больше. Кто же думал совершить грех, но не сделал его (но не сделал ради Аллаhа), тому Аллаh Всевышний даст одно вознаграждение. Если же человек все-таки думал сделать грех и совершил его, пишется ему как один грех».
Ты должен стремиться к тому, чтобы твои желания и намерения были лучше, чем поступки, так как о намерении человека знает только Аллаh, а поступки видят окружающие. Есть Хадис, который передал Ат-Тирмизий. В нем говорится, что Пророк, мир Ему, научил нас читать Ду’а:«О Аллаh! Дай мне, чтобы мои благие деяния наедине были лучше, чем мои деяния при всех».
Когда улучшается внутренний мир человека, становятся лучше и его внешние действия.
Пророк, мир Ему, сказал:
إِنَّ فِي الْجَسَدِ مُضْغَةً إِذَا صَلَحَتْ صَلَحَ الْجَسَدُ كُلُّهُ وَإِذَا فَسَدَتْ فَسَدَ الْجَسَدُ كُلُّهُ أَلا وَهِيَ الْقَلْبُ
Это означает:«Воистину, в теле есть орган. Если он здоров, то и тело здорово, если он испорчен, то и человек испорчен. Это сердце». Передали Аль-Бухарий и Муслим.
Стремись сделать так, чтобы внутренние желания соответствовали внешним поступкам: соблюдай повеления Аллаhа Всевышнего, избегай запрещенного, относись с почтением к религиозным вопросам и спеши делать благие деяния от чистого сердца.
Искренность в совершении благих деяний
Путь спасения лежит в правдивости и искренности. Объясним значение искренности и ее пользу. Напомним Хадис Пророка, мир Ему:
» يَا رَسُولَ اللهِ أَرَأَيْتَ رَجُلاً غَزَا يَلْتَمِسُ الأَجْرَ وَالذِّكْرَ مَا لَهُ؟ فَقَالَ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: لا شَىْء لَهُ، فَأَعَادَهُ ثَلاثًا كُلُّ ذَلِكَ يَقُولُ: لا شَىْءَ لَهُ، ثُمَّ قَالَ لَهُ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «إِنَّ اللهَ لا يَقْبَلُ مِنَ الْعَمَلِ إِلاَّ مَا كَانَ خَالِصًا لَهُ وَمَا ابْتُغِيَ بِهِ وَجْهُهُ «جَوَّدَ إِسْنَادَهُ الْحَافِظُ وَرَوَاهُ النَّسَائِيُّ وَأَبُو دَاوُدَ رَحِمَهُمُ اللهُ
«К Пророку подошел мужчина и спросил: «О Посланник Аллаhа, есть такой человек, который воюет, защищая Ислам, надеясь на вознаграждение Аллаhа, но при этом хочет, чтобы его за этот поступок похвалили люди». Пророк ответил, что этот человек ничего не получит. Трижды мужчина повторял свой вопрос. Но каждый раз Пророк отвечал, что он ничего не получит. Потом добавил: «Воистину, Аллаh не примет благодеяния, которые не делаются искренне ради Аллаhа». Это передали Ан-Наса`ий и Абу Дауд,
Искренность является одной из обязанностей сердца. Намерение в совершении благих деяний должно быть только ради Аллаhа, т.е. не для того, чтобы получить похвалу от людей, или чтобы относились к нему с уважением и почитанием.
Сказано в Коране:
فَمَنْ كَانَ يَرْجُوا لِقَاءَ رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلاً صَالِحًا وَلا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّه أَحَدًا
Это означает:«Кто надеется быть в числе радостных на Том Свете, пусть делает благочестивые дела искренне ради Аллаhа и не лицемерит». Сура 18 Аль-Кяhф аят 110
Одна благочестивая женщина – святая Рааби‘а Аль-‘Адауийа сказала:
« لا خَلاصَ إِلاَّ بِالإِخْلاصِ »
«Воистину, спасение в искренности».
Ма‘руф Аль- Кархий говорил: « يَا نَفْسُ أَخْلِصِي تَتَخَلَّصِي »
«Будь искренним и получишь спасение».
Я‘куб – один из благочестивых (он был слепым) сказал:
«الْمُخْلِصُ مَنْ يَكْتُمُ حَسَنَاتَهُ كَمَا يَكْتُمُ سَيِّئَاتَهُ »
«Искренен тот, кто скрывает свои благие деяния подобно тому, как скрывает грешник свои грехи».
Аль-Фарук ‘Умар ибн Аль-Хаттаб – наш господин, написал Абу Мусе Аль-Аш‘арий: «مَنْ خَلُصَتْ نِيَّتُهُ كَفَاهُ اللهُ تَعَالَى مَا بَيْنَهُ وَبَيْنَ النَّاسِ »
«У кого искренние намерения, тот под защитой Аллаhа. Аллаh ограждает его от зла других людей».
Тот кому Аллаh даровал искренность имеет успех.
Сподвижники Пророка Мухаммада, мир Ему, прикладывали усилия, защищая Ислам. Они были искренними в своих деяниях, и Аллаh даровал им победу. Они распространили Ислам во многих странах. Аллаh даровал им мудрость и их слова дошли до сердец людей. На 22 году hиджры сахаба дошли до Дербента, Индии, Марокко. В этих странах и сейчас исповедуют Ислам.
Аль-Джунайд Аль-Багдадий, да будет ему милость Аллаhа, сказал:
«إِنَّ للهِ عِبَادًا عَقَلُوا, فَلَمَا عَقَلُوا عَمِلُوا, فَلَمَّا عَمِلُوا أَخْلَصُوا, فَاسْتَدْعَاهُمُ الإِخْلاصُ إِلَى أَبْوَابِ الْبِرِّ جَمِيعًا»
«Воистину, есть рабы Аллаhа, придерживающиеся правдивого пути, то есть имеющие истинные убеждения, в соответствии с этими убеждениями совершающие блага и при этом они были искренними. Благодаря их искренности открылись им врата добра».
Слово «лицемерие» является антонимом слова «искренность». Способ лечения от лицемерия – освободить сердце от мирских желаний и не совершать поступки в корысных целях.
Именно тогда появится искренность и тогда все благие деяния и намерения человека будут искренними ради Аллаhа Всевышнего. Таких людей любит Аллаh, то есть дает им успех в совершении благих дел.
Просим у Аллаhа Всевышнего, чтобы мы были в числе искренних и правдивых, в числе тех, кто придерживается до конца своих дней правильной веры. Аминь!
Приобретай счастье
Для чего я учусь? Для чего нужны мне знания? Утруждаю ли я себя учебой: ради наслаждений едой, ради получения мирских богатств, ради диплома и звания ученого, ради высокой должности, ради авторитета, ради достижения других преходящих мирских благ?! Такого рода вопросы должен задавать себе каждый, кто связан с поиском знания.
Ищущему знания во время изучения науки необходимо иметь искреннее намерение, так как оно является основой всех состояний. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
( إنما الأعمال بالنيات )
«Каждое деяние зависит от намерения» (аль-Бухари, Муслим и др.).
А так же Посланник Аллах (мир ему и благословение) сказал: «Сколько же есть деяний, внешне похожих на деяния этого света, но из-за хорошего намерения становящихся деяниями того света (ахира). И сколько же есть деяний, похожих на деяния того света (ахира), но из-за плохого намерения становящихся деяниями этого света».
Ученик изучением науки должен вознамериться:
1. заслужить довольство Всевышнего Аллаха;
2. избавить себя от невежества и помочь в этом другим;
3. оживить религию и сохранить Ислам. Так как сохранность Ислама зависит от знаний, невозможно достичь степени богобоязненности, находясь в невежестве.
( من أعان على معصية ولو بشطر كلمة كان شريكا له )
«Кто содействует в грехе хотя бы полусловом, тот становится соучастником этого греха».
Но если при изучении знаний, целью учащегося является вступление на истинный путь (хидая), а не просто получение знаний, то он может радоваться, ибо все творения Аллаха радуются этому.
При этом шайтан нашептывает ищущему знания о достоинстве знаний и высокой степени ученых перед Богом и отвлекает его от слов Пророка (мир ему и благословение), приведенных в разделе признаки неблагочестивых ученых:
( مَنْ ازداد عِلْماً و لَمْ يزددْ هُدًى لَمْ يزدَدْ مِن اللهِ إلأ بُعْداً )
«Кто приумножит свои знания, но не продвинется далее по правильному пути, увеличит лишь свое отдаление от Всевышнего».
Также в хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано:
( أشد الناس عذابا يوم القيامة عالم لم ينفع الله بعلمه )
«Самое страшное наказание в Судный день из людей получает ученый, который не получил пользу от своих знаний» (Ат-Табарани).
Пророк (мир ему и благословение) часто повторял молитву:
( اللهم انى اعوذبك من علمٍ لا ينفع و قلبٍ لا يخشع و عملٍ لا يرفع ودعاءٍ لا يسمع )
«О Аллах, поистине я остерегаюсь Тобой от знаний, не приносящих пользы на Том и на этом свете, от непокорного сердца, от деяний не принимаемых Тобой и от безответной мольбы» (Имам Ахмад).
Ищущему знания следует размышлять о следующем хадисе Пророка (мир ему и благословение) и иметь намерение следовать полученным знаниям, ибо сказано:
( مررتُ ليلةَ أسرِىَ بى بأقوامٍ تُقْرَضُ شِفاهَهُم بمقارِيضَ من نارٍ, فقُلتُ: من أنْتُمْ؟ فقالوا: كُنّا نأمُرُ بالخيرِ ولا نأتيهِ ونَنهى عن الشرّ ونأتيه )
«В ночь моего вознесения на небеса (ми’радж) я прошел мимо людей, которым резали губы огненными ножницами, я спросил их:
Они сказали: “Мы повелевали делать добро, но сами не делали его; мы запрещали делать зло, а сами творили его”» (Ибн Хаббан).
Приобретающие знания бывают трех типов:
1.Тот, который изучает знания в качестве духовной пищи для того света (ахира) и стремится к нему только ради довольства Всевышнего Аллаха и подготовки к загробной жизни. Он относится к счастливым людям.
( التائب من الذنب كمن لا ذنب له )
«Тот, кто раскаялся в грехах, подобен тому, у кого нет греха» (Ибн Маджах).
3.Тот, кто приобретает знания для увеличения своего земного богатства и для славы, чтобы гордиться многочисленностью своих последователей. Им руководит проклятый шайтан. Он использует знания во всех ситуациях жизни для достижения мирской цели. В то же время он думает, будто поднялся на высокую степень перед Аллахом из-за своего внешнего сходства с учеными в одежде и речи. Ему присуща жадность к мирской жизни, явно и скрыто. Он надеется на Рай, что удерживает его от покаяния, потому что считает себя из числа благодетелей, а на самом же деле он невнимателен к словам Всевышнего Аллаха:
[Смысл]: «О вы, которые уверовали! Зачем вы говорите то, чего вы не делаете сами?».
Подобный ученый введет людей в заблуждение. Хотя он отводит людей от земных благ своей речью, но призывает к ним своим поведением, поскольку язык поступков более красноречив, нежели язык речи. Человеческая природа более склонна следовать за деяниями, чем за словами. То, что испортил неблагочестивый ученый своими деяниями, намного значительнее того, что он исправил словами, ибо невежда не осмеливается гоняться за мирскими благами, пока не принялся за это ученый (алим). Таким образом, знания, полученные с неискренними намерениями, становятся причиной ослушания Аллаха. Нафс внушает такому человеку, что он лучше, чем другие.
Аль-Хатиб аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Намерение ищущего знания должно быть искренним, а стремиться он должен при этом только к довольству Всевышнего Аллаха. И пусть он остерегается использовать знания как средство для достижения мирских благ и способ приобретения вознаграждения, ведь поведано страшное предостережение тем, кто стремится к этому, используя свое знание. И пусть он избегает надменного хвастовства своими знаниями, и пусть его намерение в поисках знаний не станет целью достижения главенства или высоких должностей, ведь это и есть главные беды, постигающие ученых. Пусть он знает, что Всевышний Аллах спросит его, для чего он приобретал знания и воздаст ему за то, как он их использовал».
( لا تزول قدما عبدٍ يوم القيامة حتى ُيسال عن عمره فيما افناه وعن علمه فيم فعل )
Нарушать заповеди Аллаха относительно знаний означает скрывать их от того, кто их достоин, и Аллах наденет на человека, скрывшего знание, огненную узду. Использование знаний ради достижения радостей этой жизни и мирских благ означает также отсутствие искренности в их приобретении.
( ان الله لا يقبل من العمل الا ما كان له خالصا وابتغى به وجهه )
«Поистине, Аллах принимает только те дела, которые совершаются искренне и только ради Heгo» (Ан-Насаи).
Ищущий знания не должен совершать свои деяния напоказ (рийа) и ради славы (сум’а), чтобы он не был, одним из тех трех, о которых в хадисе говорится, что они станут растопкой для огня. В хадисе говорится:
( لا تعلموا العلم لتباهوا به العلماء ولا لتماروا به السفهاء ولا تخيروا به فمن فعل ذلك فالنار النار )
Суфьян ас-Саври сказал: «Украшайте знания, но не украшайтесь ими». Тот, кто искренен в приобретении знаний, получит нескончаемое благо от них.
Признаки искренности в приобретении знаний
1.Учащийся не должен завидовать тем, кто также приобретает знания, желая, чтобы другие не получили их.
2.Он должен признавать свои ошибки, исправлять их и открыто заявлять об этом, если это необходимо.
3.Он не должен пренебрегать знаниями того, кто младше, или человека, более низкого по своему положению.
4.Он не должен торопиться с вынесением фетв (шариатских решении).
5.Он не должен претендовать на то, что знает плохо, и не хвалиться тем, что знает хорошо. Малик ибн Динар сказал: «Если раб Аллаха приобретает знание с тем, что бы использовать его, то приобретенное знание улучшает его нрав, если же он приобретает знание для иных целей, то оно делает его еще более порочным и высокомерным».
6.Он должен иметь искреннее намерение следовать полученным знаниям.
7.Он должен переживать об упущениях при приобретении знаний.
8.Он не должен обращать внимания на похвалу людей в свой адрес и радоваться этому.
9.Если он узнает об ошибке одного из ученых, то не должен злорадствовать, но должен радоваться, если он исправит ошибку и установит истину.
Что поможет проявить искренность намерения.
3. Пусть помнит о том, как тщательно и строго следили за собой наши предшественники. Суфьян ас-Саври говорил: «О, если бы я мог спастись от собственного знания, чтобы в Судный день оно не стало свидетельствовать ни против меня, ни за меня!».
4. Нельзя забывать, что знание зависит от искренности, а искренность приводит к приближению к Великому и Всемогущему Аллаху.
5. Пусть помнит, что каждый будет спрошен за свое знание, которое может стать свидетелем против него, лишая его спасения в вечной жизни, если оно не искренно.
Один ученый сказал: «Кто приобретал знания ради вечной жизни, тот получит ее, а кто приобретал знания ради земной жизни, то он из нее получит только то, что ему предписано».
6.Если обучающийся своими знаниями не стремится к довольству Аллаха, то это говорит о том, что его сердце мертво. Поэтому ищущий знания должен проверить себя и оценить, как оценивает себя тот, кто знает, что будет спрошен за свои поступки, вознагражден за благодеяния и наказан за зло.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.