Психология на что делится изучение
12 ветвей (или областей) психологии
Различных специальностей (отраслей) психологии
Вот что делает не единую психологию, а множество отраслей психологии, которые ориентированы на разные области применения и разные цели. Таким образом, психология, заключающаяся в реализации психотерапии с пациентами, является лишь одной из многих специальностей, существующих в науке о поведении.
Итак, если вы хотите узнать, каковы различные отрасли психологии и их работа, будет полезно прочитать, что будет дальше.
1. Психология организации и работы
Люди, которые посвящают себя организационной психологии, обычно работают в отделах людских ресурсов компаний, или они могут предложить свои услуги от специализированных агентств по подбору персонала, преподаванию учебных курсов, созданию динамики работы подробнее эффективный и т. д.
Поскольку деятельность, осуществляемая внутри организации, очень разнообразна, эта отрасль психологии, в свою очередь, имеет много аспектов.
Одна из его граней, например, ориентирован на то, что заставляет каждого из работников в отдельности хорошо выполнять свою работу или вмешиваться в инструменты, которые есть у каждого человека, изучать его сильные и слабые стороны, проводить эргономические исследования, чтобы проверить, удобно ли они работают, и т. д. Этот аспект специализации обычно называют трудовой психологией, или производственной, поскольку он связан с работой каждого из работников и их непосредственной рабочей средой.
Другой аспект этой специальности психологии, с другой стороны, ориентирован на динамику работы и отношения между людьми, составляющими организацию и, следовательно, имеет отношение к рабочей среде, исследованиям лидерства, разрешению конфликтов интересов, созданию эффективных коммуникационных потоков и т. д. Это организационная психология.
2. Маркетинг и психология потребителей
Одним из наиболее ценных активов психологии маркетинга и потребителя является нейромаркетинг, который применяет методы нейробиологии, чтобы увидеть, как потенциальные клиенты или потребители реагируют на рекламные материалы, проекты упаковка (упаковка продукта) и др. Рекламные психологи также могут играть важную роль в этих процессах проектирования в зависимости от того, как они интерпретируют чтение моделей активации мозга, отслеживание движения взгляда перед рекламным плакатом и т. Д.
Это одна из важнейших психологических специальностей в контексте, в котором потребители все более и более скептически относятся к рекламе.
3. Клиническая и психология здоровья
Это одна из отраслей психологии, наиболее известная, если не самая, и состоит из исследований и вмешательства, направленных на психологические проблемы более или менее тяжелые, которые влияют на качество жизни людей. Если психологические изменения связаны с психическими расстройствами, клинические психологи будут сотрудничать с другими медицинскими работниками в диагностике, прогнозировании, вмешательстве и контроле психологических изменений.
4. Сексология
Хотя психология в области сексологии особенно полезна для лечения сексуальных дисфункций, она также может играть очень важную роль в улучшении сексуальной жизни людей без каких-либо расстройств этого типа.
5. Нейропсихология
Нервная система является основой операций всего, что связано с нашим поведением, нашими эмоциями и чувствами и нашей способностью мыслить и общаться, поэтому вполне нормально, что одна из ветвей психологии ориентирована на нейронауки.
Нейропсихология особенно полезна при изучении черепно-мозговых травм, пороков развития, дисфункций и заболеваний, влияющих на функционирование нервной системы. Таким образом, люди, которые из всех областей психологии выбирают эту специализацию, могут посвятить себя изучению взаимосвязей между психическими (и поведенческими) процессами и тем, что происходит в мозге, чтобы сделать выводы для постановки диагноза, прогноз, лечение и контроль симптомов.
6. Судебная психология
В отличие от того, что происходит во время психотерапии, когда информация, относящаяся к поведению конкретного человека, также собирается и анализируется, при психологической экспертизе интересы психолога или психолога и интересы обследуемого лица не совпадают. Фактически, одна из задач, стоящих перед судебным психологом, состоит в том, чтобы исследовать возможность того, что исследуемый человек лжет, чтобы утверждать версию фактов, которая приносит ему пользу.
Помимо всего этого, отрасль судебной психологии связана с созданием психологических профилей преступников, помогающих в задачах поиска и поимки.
7. Психология образования и развития
Кроме того, психология образования понимает понятие «образование» в его самом широком смысле. Это относится не только к тому, что молодые люди делают в школе, но и ко всем областям, где обучение играет ведущую роль, будь то учебные курсы для работников или в семьях и общинах, которые должны адаптироваться к новая ситуация.
Психология развития тесно связана с психологией образования и часто воспринимается как одно и то же. Однако первый более ориентирован на поведенческие изменения, связанные с созреванием людей и их прохождением через различные стадии роста, от детства до старости.
Это используется в психологии образования для установления критериев, позволяющих узнать, каковы способности и пределы обучения людей, в зависимости от того, на какой стадии развития они находятся. Например, тот факт, что девочке пять лет, предполагает, что она не сможет выучить содержание, требующее использования формальной логики умеренно разработанной.
8. Спортивная психология
Сфера спортивной психологии направлена на реализацию стратегий, позволяющих психологическим и физическим показателям спортсменов побуждать их улучшать свои результаты, как с точки зрения их индивидуальных показателей, так и с точки зрения сотрудничества и координации с другие люди в вашей команде (если в спорте есть команды). Цель состоит в том, чтобы создать психологическую динамику, изученные стратегии и эмоциональное состояние, в котором находится спортсмен, что приводит его к тому, чтобы он оказался в оптимальной ситуации, чтобы максимизировать свои способности.
Психологи и психологи, которые выбирают эту ветвь, вмешиваются во многие процессы, которые рассматриваются в клинической и образовательной психологии, такие как следование инструкциям по себе, развитие хорошего самооценки и самооценки, разрешение конфликтов, привычки, которые имеют что делать с общением во время занятий спортом и т. д.
9. Социальная психология
Следовательно, это специализация, которая, хотя и принадлежит психологии, приближается к социологии больше, чем к другим отраслям. Кроме того, будучи одной из великих областей психологии, может играть важную роль в других отраслях этой дисциплины: в психологии организаций, в образовании и т. Д.
10. Общественная психология
Общественная психология может быть понята как дрейф социальной психологии, ориентированный на исследования и вмешательство в проблемы, затрагивающие конкретные сообщества и локализованные группы людей.
Его цель состоит в том, чтобы вызвать как материальные изменения в контексте этих людей, так и новую динамику отношений между ними, которые позволяют улучшить их качество жизни и способность принимать решения.
11. Семейная и семейная психология
Эта отрасль психологии может пониматься как специализация в клинической психологии, которая также берет компоненты из социальной и общественной психологии и, в случае услуг парной терапии, из сексологии. Основное внимание уделяется разрешению конфликтов в семьях, а предлагаемые занятия проводятся в группах.
12. Базовая и экспериментальная психология
Следовательно, эта специальность психологии отвечает за изучение основных психологических процессов, таких как память, внимание, рассуждение или принятие решений, уделяя гораздо больше внимания механизмам, на которых они основаны, чем способу в котором контекст влияет на них.
Библиографические ссылки:
The Nervous System, Part 1: Crash Course A&P #8 (December 2021).
Урок 1. Общая психология
Несмотря на то что человек находится в постоянном развитии, а окружающий его мир всё время изменяется, сама природа человека и его поведения остаются неизменными – они подчиняются тем же законам, что и много веков назад. Именно поэтому общая психология человека и сегодня является объектом интересов огромного количества учёных и специалистов. Общая психология, как наука сохраняет свою важность и актуальность. Обучению основам общей психологии посвящены многочисленные семинары, теоретические и практические курсы, практикумы и различные виды тренингов.
В данном уроке вы познакомитесь с предметом и методом общей психологии, узнаете, какие существуют проблемы, задачи, законы и особенности этой научной дисциплины.
Оглавление:
Введение в общую психологию
Общая психология – это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия.
Наиболее полное описание этих составляющих даётся именно в разделах общей психологии. Но, одновременно с этим, отдельные проявления психики изучаются не общей психологией, как например, в разделах специальной психологии (педагогической, возрастной и т.п.).
Основным предметом изучения общей психологии являются такие формы психической активности, как память, характер, мышление, темперамент, восприятие, мотивации, эмоции, ощущения и другие процессы, которых мы более подробно коснёмся ниже. Они рассматриваются этой наукой в тесной связи с жизнью и деятельностью человека, а также с особыми характеристиками отдельных этнических групп и историческими предпосылками. Подробному изучению подлежат познавательные процессы, личность человека и её развитие внутри и вне общества, межличностные взаимоотношения в разных группах людей. Общая психология имеет огромнейшее значение для таких наук, как педагогика, социология, философия, искусствоведение, языкознание и др. А результаты проводимых в области общей психологии исследований можно считать отправной точкой для всех ответвлений психологической науки.
Упражнение на понимание других людей
А прежде чем мы перейдем к изучению психологии человека, предлагаем вам сделать задание на взаимопроверку, чтобы оценить вашу способность понимать, что происходит в душе у других людей. Оно состоит из трех шагов:
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Методы общей психологии
Как и любая другая наука, общая психология использует систему разнообразных методов. Базовыми методами для получения различных фактов в психологии принято считать наблюдение, беседу и эксперименты. Каждый из этих методов может быть модифицирован для улучшения результата.
Наблюдение
Стандартная процедура наблюдения состоит из нескольких этапов:
Внешнее наблюдение (посторонним человеком) считается объективным. Оно может быть прямым или косвенным. Также существует самонаблюдение. Оно может быть, как непосредственным – в текущем моменте, так и отсроченным, основывающимся на воспоминаниях, записях из дневников, мемуаров и т.п. В этом случае человек сам анализирует свои мысли, чувства и переживания.
Наблюдение является неотъемлемой частью двух других методов – беседы и эксперимента.
Беседа
Беседа как психологический метод предполагает прямой/косвенный, устный/письменный сбор сведений об изучаемом человеке и его деятельности, вследствие чего определяются характерные для него психологические явления. Существуют такие виды бесед, как сбор сведений о человеке и его жизни (от самого человека или от знакомых с ним людей), интервью (человек отвечает на заранее подготовленные вопросы), опросники и разные виды анкет (письменные ответы на вопросы).
Лучше всего действует личная беседа исследователя и обследуемого человека. При этом важно предварительно беседу продумать, составить её план и определить проблемы, которые следует выявить. В ходе беседы предполагаются и вопросы от обследуемого человека. Двусторонняя беседа даёт наилучший результат и предоставляет больше информации, чем просто ответы на вопросы.
Но основным способом исследования является эксперимент.
Эксперимент
Есть лабораторный эксперимент, протекающий в особых условиях с использованием специальной аппаратуры. Все действия испытуемого направляются инструкцией. Человек знает об эксперименте, хотя об истинном его смысле он может и не догадываться. Некоторые эксперименты проводятся многократно и на целой группе людей – это позволяет установить важные закономерности в развитии психических явлений.
Ещё один метод – тесты. Это испытания, служащие для установления у человека каких-либо психических качеств. Тесты представляют собой кратковременные и аналогичные для всех задания, по результатам выполнения которых определяется наличие у испытуемых определённых психических качеств и уровень их развития. Разные тесты созданы для того, чтобы сделать какие-то прогнозы или же поставить диагноз. Они всегда должны иметь научное обоснование, а также должны быть надёжными и выявлять точные характеристики.
Так как в методах психологических исследований особую роль играет генетический принцип, то выделяют ещё генетический метод. Его сутью является изучение развития психики для того, чтобы раскрыть общие психологические закономерности. Это способ основывается на наблюдениях и экспериментах и строится на их результатах.
В процессе использования различных методов нужно принимать во внимание и особенности изучаемой проблемы. Поэтому, наряду с основными методами психологических исследований, нередко используют и ряд особых вспомогательных и промежуточных методик.
Подробнее методы психологии рассматриваются в следующем уроке.
Предмет и объект общей психологии
Любая наука характеризуется, помимо всего прочего, наличием своего предмета и объекта исследования. Причём предмет и объект науки – это разные вещи. Объект – это лишь аспект предмета науки, который исследуется субъектом, т.е. исследователем. Осознание этого факта очень важно для понимания специфики общей психологии, как науки многогранной и разноплановой. Учитывая данный факт, можно сказать следующее.
Предмет общей психологии – это закономерности психики, как формы взаимодействия человека с окружающим миром. Данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями психологической науки. В качестве предмета выступает развитие психики, нормы и патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к окружающему миру.
Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в её составе множество объектов для исследований в настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии, которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику, которая вырабатывает определённые психотехники для воздействия на сознание и его управления. Но как бы ни были сложны пути, которыми продвигается психологическая мысль, постоянно трансформируя объект своего исследования и глубже погружаясь благодаря этому в предмет, каким бы изменениям и дополнениям он не был подвержен и какими бы терминами ни обозначался, можно всё же выделить основные блоки терминов, которыми характеризуется объект психологии. К ним относятся:
Естественно, все психические феномены не могут существовать обособленно, а тесно связаны друг с другом и оказывают влияние друг на друга. Но рассмотреть каждый из них мы можем отдельно.
Ощущения
Ощущения – это психические процессы, которые представляют собой психические отражения отдельных состояний и свойств внешнего мира, возникающие при прямом воздействии на органы чувств, субъективное восприятие человеком внешних и внутренних раздражителей при участии нервной системы. В психологии под ощущениями обычно понимается процесс отражения различных свойств объектов в окружающем мире.
Ощущения обладают следующими свойствами:
Существует несколько классификаций ощущений. Первая из них принадлежит Аристотелю. Им было выделено пять основных чувств: осязание, слух, зрение, вкус и обоняние. Но в XIX веке, благодаря увеличению видов ощущений появилась необходимость более серьёзной их классификации. На сегодняшний день существуют следующие классификации:
Подробнее об ощущениях читайте в статье «Ощущение и восприятие».
Восприятие
Восприятие – это познавательный процесс, который формирует картину мира у субъекта. Психическая операция, отражающая предмет или явление, воздействующее на рецепторы органов чувств. Восприятие – это сложнейшая функция, определяющая приём и преобразование информации и формирующая субъективный образ объекта для субъекта. Посредством внимания обнаруживается целый объект, выделяются его особые признаки и содержание, а также формируется чувственный образ, т.е. происходит осмысление.
Восприятие разделяется на четыре уровня:
Внимание
Внимание – это избирательное восприятие того или иного объекта. Выражается в том, как относится человек к объекту. За вниманием часто могут стоять такие психологические характеристики личности, как потребность, интерес, направленность, установки и другие. Внимание также обуславливает то, как человек ориентируется в окружающем мире и то, как этот мир отражается в его психике. В центре сознания всегда оказывается объект внимания, а остальное воспринимается более слабо. Но направленность внимания имеет свойство меняться.
Объектами внимания служит, как правило, то, что имеет для человека на данный момент наибольшую значимость. Удержание внимания в течение продолжительного времени на объекте называют сосредоточенностью.
Внимание может быть произвольным и непроизвольным. По формам оно различается на:
Свойства внимания: направленность, распределённость, объём, интенсивность, сосредоточенность, переключаемость, устойчивость.
Все они тесно связаны с деятельностью человека. И в зависимости от её назначения могут становиться более или менее интенсивными.
Подробнее о внимании читайте в нашем уроке «Внимание и память» из курса по развитию памяти.
Представления
В процессе представления происходит мысленное воссоздание образов явлений или предметов, не воздействующих в настоящий момент на органы чувств. Существует два значения этого понятия. Первое обозначает образ явления или предмета, воспринимавшегося ранее, но не воспринимающегося сейчас. Второе описывает само воспроизведение образов. Как психические явления представления могут быть в чём-то схожи с восприятием, галлюцинациями и псевдогаллюцинациями, или же отличными от них.
Классифицируют представления несколькими способами:
Представления обладают следующими свойствами: обобщённость, фрагментарность, наглядность, неустойчивость.
Подробнее о представлениях в психологии читайте в нашей статье «Психические процессы: виды и краткая характеристика».
Память
Память – это психическая функция и вид умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации. Способность на протяжении длительного периода времени хранить данные о событиях окружающего мира и реакциях организма, и использовать её.
Выделяют следующие процессы памяти:
Также память разделяется на типологии:
Способы и приемы развития памяти вы найдете в отдельном тренинге на нашем сайте.
Воображение
Воображение – это способность сознания человека создавать идеи, представления и образы и управлять ими. Она играет главную роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, память и творчество. Это основа наглядно-образного мышления человека, которое позволяет решать определённые задачи и разбираться в ситуации без практического вмешательства. Разновидностью воображения является фантазия.
Существует и классификация воображения:
Воображение непосредственно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений способствуют чуткость к возникающим проблемам, лёгкость комбинирования каких-либо вещей и наблюдательность. Характеристиками воображения можно считать точность, оригинальность, гибкость и беглость мышления.
Подробнее о воображении в психологии читайте в статье «Психические процессы: виды и краткая характеристика». Кроме того, проблемам развития воображения посвящен урок «Развитие творческого воображения» из нашего курса по творческому мышлению.
Мышление
В общей психологии существует множество определений процесса мышления. Согласно одному из самых популярных определений:
Мышление – это высший этап обработки человеком информации и процесс установления связей между явлениями и объектами внешнего мира.
Оно является высшей ступенью познания человека, как процесса отражения в его мозге окружающей действительности.
Мышление разделяется на:
А основными формами мышления являются:
Эти и другие составляющие мыслительного процесса рассматриваются в нашем тренинге по логическому мышлению.
Язык (речь) выполняет функции:
Речь – важнейшая часть деятельности человека, которая способствует познанию окружающего мира, передаче знаний и опыта другим. Представляя собой средство выражения мыслей, она является одним из основных механизмов человеческого мышления. Она зависит от формы общения и, тем самым, разделяется на устную (говорить/слушать) и письменную (писать/читать).
Речь обладает следующими свойствами:
Подробнее об устной и письменной речи вы можете прочитать в наших тренингах по ораторскому искусству и писательскому мастерству.
Эмоции
Эмоции – это психические процессы, которые отражают отношение субъекта к возможным или реальным ситуациям. Эмоции нельзя путать с такими эмоциональными процессами, как чувства, аффекты и настроения. На сегодняшний день эмоции изучены достаточно слабо и многими специалистами понимаются по-разному. По этой причине определение, данное выше нельзя считать единственно верным.
Характеристиками эмоций являются:
Эмоции в большинстве случаев проявляются в физиологических реакциях, т.к. последние зависят от них. Но сегодня ведутся споры на тему того, что и преднамеренные физиологические состояния могут вызывать определённые эмоции.
Эти и другие вопросы понимания и управления эмоциями рассматриваются в нашем тренинге по актерскому мастерству.
Воля – это свойство личности совершать сознательное управление своей психикой и действиями. Проявлением воли можно считать достижение поставленных целей и результатов. Обладает множеством положительных качеств, влияющих на успешность деятельности человека. Основными волевыми качествами считаются настойчивость, мужество, терпение, самостоятельность, целенаправленность, решительность, инициативность, выдержка, смелость, самообладание и другие. Воля побуждает к действию, позволяет человеку управлять желаниями и реализовывать их, развивает самоконтроль и силу характера.
Признаки волевого акта:
Психические свойства и состояния
Психические свойства – это стабильные психические явления, оказывающие влияние на то, что делает человек и дающие его социально-психологическую характеристику. В структуру психических свойств входят способности, характер, темперамент и направленность.
Направленность представляет собой конгломерат потребностей, целей и мотивов человека, определяющих характер его деятельности. Она выражает весь смысл действий человека и его мировоззрение.
Темперамент даёт характеристики деятельности и поведению человека. Он может проявляться в повышенной чувствительности, эмоциональности, стрессоустойчивости, способности приспосабливаться к внешним условиям или отсутствии таковой и т.д.
Характером называют совокупность регулярно проявляющихся в личности черт и качеств. Всегда существуют индивидуальные особенности, но есть и характерные для всех людей – целенаправленность, инициативность, дисциплинированность, активность, решительность, стойкость, выдержка, мужество, воля и т.д.
Способностями являются психические свойства личности, отражающие её особенности, которые позволяют человеку успешно заниматься определёнными видами деятельности. Способности различают специальные (для какого-то конкретного вида деятельности) и общие (для большинства видов деятельности).
Психические состояния – это система психологических особенностей, обеспечивающих субъективное восприятие человеком окружающего мира. Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности человека – её свойством.
Психические состояния находятся в связи друг с другом. Но всё же их можно классифицировать. Чаще всего выделяются:
Виды психических состояний разделяются по следующим критериям:
Присущими большинству людей являются следующие психические состояния:
К другим часто встречающимся психическим состояниям можно отнести любовь, гнев, страх, удивление, восхищение, подавленность, отрешённость и другие.
Подробнее о психических свойствах и состояниях читайте в статье «Свойства психических состояний».
Мотивация
Различают несколько видов мотивации:
Мотивация бывает следующих типов:
Существуют определённые мотивы, которыми в большинстве случаев руководствуются люди:
Вопросы мотивации рассматриваются подробнее в четвертом уроке этого курса, а также в статье «Как работает мотивация».
Темперамент и характер
Темперамент – это комплекс психических особенностей личности, связанных с её динамическими характеристиками (то есть с темпом, ритмом, интенсивностью отдельных психических процессов и состояний). Основа формирования характера.
Выделяют следующие основные типы темперамента:
Разные типы темперамента обладают разными свойствами, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на личность человека. Тип темперамента не оказывает влияния на способности, но влияет на то, как люди проявляют себя в жизни. В зависимости от темперамента находятся:
Характер – это комплекс постоянных психических свойств личности, которые определяют её поведение. Черты характера образуют собой свойства человека, определяющие его образ жизни и форму поведения.
Черты характера различаются по группам. Всего их четыре:
Каждый человек обладает присущим только ему характером, свойства и особенности которого определяются, по большей части, социальными факторами. Также всегда имеет место быть акцентуация характера – усиление отдельных его черт. Следует также заметить, что существует тесная взаимосвязь характера и темперамента, т.к. темперамент оказывает влияние на развитие каких-либо черт характера и проявление его особенностей, и в то же время, используя какие-то черты своего характера, человек в случае необходимости может контролировать проявления своего темперамента.
Подробнее о характере и темпераменте читайте в третьем уроке данного курса и в статье «Характер и темперамент».
Всё вышеизложенное, конечно, не является всеобъемлющей информацией о том, что такое общая психология человека. Данный урок призван лишь дать общее представление и обозначить направления дальнейших изучений.
Рекомендуемая литература
Маклаков А. Г. Общая психология. При составлении этого учебника использовались самые современные достижения в области психологии и педагогики. На их основе рассматриваются вопросы психологии, психические процессы, свойства и их состояния, а также многие другие особенности. Учебник содержит иллюстрации и пояснения, а также библиографический справочник. Предназначен для педагогов, аспирантов и студентов ВУЗов.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Уже более 50 лет этот учебник считается одним из лучших учебников по психологии в России. В нём представлены и обобщены достижения советской и мировой психологической науки. Работа предназначена для педагогов, аспирантов и студентов ВУЗов.
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. В данном пособии представлены основные понятия психологической науки, её методы и проблемы. В книге содержится множество данных о результатах исследований, примеров из художественной литературы и ситуаций из жизни, а также прекрасно сочетается серьёзный научный уровень и доступная подача материала. Работа будет интересна широкому кругу читателей и людям, только начинающим осваивать психологию.
Петровский А. В. Общая психология. Дополненное и переработанное издание «Общей психологии». В учебнике представлены основы психологической науки, а также обобщена информация из многих учебных пособий («Возрастная и педагогическая психология», «Практические занятия по психологии», «Сборник задач по общей психологии»). Книга рассчитана на студентов, серьёзно подходящих к изучению психологии человека.
Роль, которую играет общая психология в современном обществе, переоценить невозможно. Иметь хотя бы минимум психологических знаний сегодня необходимо, ведь общая психология открывает двери в мир разума человека и его души. Основами этой науки о жизни должен владеть любой образованный человек, т.к. очень важно познавать не только окружающий мир, но и других людей. Благодаря психологическим знаниям можно гораздо эффективней строить свои взаимоотношения с окружающими и организовывать свою личную деятельность, а также самосовершенствоваться. Именно по этим причинам все мыслители древности всегда говорили о том, что человек в первую очередь должен познать себя.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.