Психология и социальная педагогика что это
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и социальная педагогика
Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль: Психология и социальная педагогика
Программа направлена на подготовку бакалавров, формирующая знания и навыки разработки социальных и образовательных проектов, основных и дополнительных программ образования, реализации учебной и воспитательной работы, контроля и оценки образовательных результатов обучающихся, применения методов и технологий социально адаптации и социализации обучающихся. В рамках освоения программы выпускники будут готовы к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: педагогической, проектной, методической, организационно-управленческой, культурно-просветительской.
Длительность обучения – 4 года (очная форма). Программа имеет государственную аккредитацию.
Цель программы — формирование у студентов компетенций, необходимых для работы в сфере образования, социального обслуживания, культуры, здравоохранения и др. в части поддержки процесса социализации, оказания психолого-педагогического сопровождения и организации процесса социального воспитания.
Область профессиональной деятельности выпускника программы охватывает все сферы педагогической деятельности, где необходимо эффективно решать задачи исследования, прогнозирования, социального проектирования, конструирования и реализации учебной и воспитательной деятельности, психолого-педагогической помощи, социально-педагогической деятельности на основе разработки содержания и технологий образовательной и социально-педагогической деятельности, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата развития обучающихся в образовательной организации. Также выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности, таких как здравоохранение, культура и др.
Что я буду изучать?
Психолого-педагогическая и социально-педагогическая деятельность на сегодняшний момент выступают актуальными составляющими педагогического процесса, охватывающими деятельность с разными возрастными и социальными категориями людей в различных учреждениях и организациях.
Современные социальные вызовы, которые порождают множество как положительных, так и отрицательных динамик в образовательном процессе требуют мобильности, активности педагогических кадров и современных подходов в решении возникающих проблем. Поэтому образовательная программа «Психология и социальная педагогика» направлена на раскрытие потенциала студента, позволяющего на современном уровне эффективно влиять на образовательный процесс. Освоение разностороннего опыта, необходимого профессионалу в сфере решения педагогических, социально педагогических и психолого-педагогических проблем происходит за счет освоения модулей, таких как «Мировоззренческий», «Коммуникативный», «Здоровьесберегающий», «Психолого-педагогический», «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности», «Учебно-исследовательский», «Предметно-содержательный», составляющих блок обязательных дисциплины образовательной программы. В данный блок включены дисциплины разного содержания, позволяющие как сформировать личностное и профессиональное мышление и качества, так и расширить кругозор и знания студентов в области общенаучной серы и педагогической деятельности. Обязательные дисциплины освоение студентами компетенций в области психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности.
Дисциплины вариативного блока и модуль профильной подготовки позволяют освоить дополнительные направления деятельности в педагогическом пространстве, тем самым предоставляя вариативность профессиональной самореализации не только в образовательной организации, но и в других учреждениях, связанных с социализацией, развитием, воспитанием, помощью различным возрастным и социальным категориям. При освоении дисциплин данного блока происходит знакомство студентов с организацией деятельности в разных коллективах, технологиями решения социальных и личностных проблем детей. За счет этого развиваются коммуникативные качества самих студентов их готовность действовать в нестандартных, вариативных ситуациях жизнедеятельности.
Подкрепление данных результатов происходит за счет прохождения практик в различных базах практики, открывающих профессиональный мир, позволяя ознакомиться с вариативностью, многообразием психолого-педагогического процесса. Происходит освоение профессиональных ролей: вожатого, методиста, классного руководителя, социального педагога и так далее.
Педагог-психолог: плюсы и минусы профессии
Будущие студенты факультетов психологии, а также те, кто уже получил высшее образование по специальности «Педагог-психолог», начинают размышлять о том, что предусматривает выбранное ими направление деятельности. Это связано с тем, что сфера психологии подразумевает много разнообразных областей. Чтобы выбрать действительно подходящее профессиональное направление будущей деятельности, которое будет приносить удовольствие, необходимо обладать как можно большим количеством информации о том, что входит в обязанности такого рода специалиста, где он может работать, какими качествами должен обладать, где получить соответствующее образование.
Общие сведения
Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души. С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии.
Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ». Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы.
Обязанности
Специалист, желающий занять должность «Педагога-психолога» должен иметь диплом о высшем или среднем специальном образовании по направлению «Педагогика и психология». Должностные обязанности данной профессии могут отличаться в зависимости от выбранной области деятельности. Ниже приведены основные пункты из должностной инструкции:
Место работы
В современных условиях специалисты в области педагогики и психологии являются востребованными на рынке труда. Данная профессия приобретает широкое распространение в различных отраслях, не считая тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основополагающей целью.
Получив диплом о соответствующем образовании, квалифицированный специалист может выбрать одно из следующих направлений деятельности:
В соответствии с выделенными направлениями деятельности, квалифицированные специалисты востребованы в:
Важные качества
Помимо профессиональных знаний и умений в сфере психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одними из основополагающих черт, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организация и чувство ответственности.
Немаловажное значение в работе такого сотрудника играет то, как человек «владеет словом». Ведь ему необходимо донести до слушателя либо воспитанника необходимую информацию, сделав это с помощью огромного лексического запаса и литературных, исторических и других примеров; добиться, чтобы она стала личным убеждением слушателя. Из этого следует, что к личным качествам относится:
Также в связи с тем, что специфика данной профессии состоит в предоставлении услуг людям любого возраста, социального статуса, половой и гендерной принадлежности, специалист должен обладать такими качествами:
Обучение
Подготовка соответствующих специалистов проводится на основании образовательной программы 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».
Для того, чтобы поступить на данный профиль, абитуриенту необходимо сдать следующие экзамены:
Сроки обучения по выбранному направлению подготовки для очного отделения составляют 4 года (бакалавриат), а для заочного – 5 лет. При наличии среднего профессионального образования, срок обучения в ВУЗе составит 3,5 года.
Подготовка по программе «Психолого-педагогическое образование» осуществляется с изучением следующих направлений:
Во время учебного процесса студент изучает как общеобразовательные дисциплины, так и профильные, а именно:
Как видно из данного перечня, студент получает не только знания по психологическим и педагогическим наукам, но и изучает менеджмент и управление персоналом, что расширяет круг мест для трудоустройства.
Получить диплом о соответствующем образовании можно в следующих ВУЗах страны:
Напоследок следует сказать, что доля трудоустройства выпускников рассматриваемой профессии по стране составляет 79.1%.
Заработная плата
Средний оклад педагога-психолога по РФ составляет 31 000 руб. В зависимости от региона и места работы данная цифра может изменятся.
Минимальная зарплата – 15,4 тыс. руб. Максимальный заработок в месяц – свыше 100 тыс. руб. и выше.
Средний оклад по должностям представлен ниже:
К заработной плате могут добавляться надбавки:
Психология и социальная педагогика
ЕГЭ: русский язык, биология, математика
на базе СПО, ВО: ЕГЭ / русский язык (изложение), биология (тест), математика (письменная работа)
форма обучения: очная, 4 года
проходной балл в 2018 г.: нет (новый профиль)
бюджет (квота) / внебюджет: 12 (2) / 5
стоимость обучения: 114 738 руб./год
Профиль «Психология и социальная педагогика» осуществляет организацию и подготовку специалистов высокого качества, конкурентоспособных профессионалов в реализации посреднической, охраннозащитной, диагностической, коррекционно-реабилитационной, предупредительно-профилактической функций.
Учиться по профилю Психология и социальная педагогика интересно — психология, социальная педагогика, законодательство, медицина и многое другое. Область профессиональной деятельности наших выпускников – это образование, социальная сфера, здравоохранение и культура.
Что тебя ожидает: практико-ориентированное образование, фундаментальная теоретическая подготовка в области психологии и социальной педагогики, изучение инновационных методов и технологий социально-педагогической деятельности, психолого-педагогического сопровождения всех ступеней образования, овладение психологическими и социально-педагогическими методиками диагностики и консультирования, социального проектирования, законодательная и нормативно-правовая база системы образования, социальной защиты и здравоохранения, овладение статистическими и социологическими методами мониторинга и обработки информации по детско-молодежной проблематике.
Кому адресован профиль
Направление поможет будущим профессионалам получить качественное высшее образование в области психологии и социальной педагогики. Максимальный результат приобретут те, кто планирует сочетать обучение с практической деятельностью и реализацией получаемых компетенций в работе. Профиль «Психология и социальная педагогика» также будет интересен и действующим специалистам и руководителям, осознавшим необходимость повысить свой уровень профессиональных компетенций в области психологии и социальной сферы. Высокие результаты получат профессионально ориентированные, перспективные специалисты, нацеленные на новый, более сложный уровень профессиональных задач.
Сферы профессиональной деятельности
Психолог-методист образовательного учреждения
Специалист учреждения социальной защиты населения: центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей
Специалист учреждений, относящихся к системе органов внутренних дел: приемники-распределители для детей и подростков, специнтернаты, воспитательные колонии, ювенальные суды
Специалист по сопровождению психологического развития детей и подростков, решению конфликтов, мотивации к познавательной деятельности и саморазвитию
Консультант по решению психологических проблем
Тренер: организация индивидуальных и групповых психологических тренингов
— государственные и общественные организации, ориентированные на реализацию задач социального воспитания детей
— различные типы образовательных учреждений (школа, гимназия, лицей, колледж, ПУ, вуз и др.)
— центры досуга и творчества детей
— физкультурно-оздоровительные и спортивные учреждения
— социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних
— учреждения летнего отдыха детей
— детские и юношеские общественные организации
— дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования
— специальные профилактические учреждения (детские приемники и распределители, тюрьмы, спец ПУ и др.).
Особенности обучения
Обучение по программе «Психология и социальная педагогика» осуществляется с применением современных и эффективных образовательных технологий. Акцент делается на реализации интерактивных форм образовательного процесса. Большинство дисциплин обеспечено электронными учебно-методическими комплексами на платформе электронной образовательной среды, что позволяет обучающимся конструировать индивидуальный образовательный маршрут.
Студенты с первого курса являются членами «Союза социальных педагогов и социальных работников», что дает им возможность:
— принимать участие в дискуссионных площадках, посвященных актуальным социальным проблемам;
— участвовать в творческих мастерских, благотворительных акциях, волонтерских движениях;
— заниматься проектной деятельностью и быть частью команды в реализации областных проектов социально-значимой направленности;
— стать авторами статей в профессиональных журналах, газетах, книгах, популяризирующих профессию психолога и социального педагога.
На кафедре социальной педагогики и организации работы с молодежью созданы научные студенческие лаборатории, в которых студенты имеют возможность проводить исследования по актуальной проблематике, готовиться к участию в научных конференциях, получать консультации по подготовке научных публикаций. Результаты научно-исследовательской работы студенты представляют в форме курсовых работ, выпускной квалификационной работы, статей в научных журналах и сборника, докладов на научных конференциях (вузовских, всероссийских, международных).
Примеры изучаемых дисциплин
«Общая и экспериментальная психология». Дисциплина дает студентам общее представление о психологии как науке; знакомит с основными психологическими категориями науки, такими как психика, сознание, бессознательное, личность, деятельность, характер, способности, мотивация, эмоции, воля. В рамках дисциплины студент изучает психические познавательные процессы человека: мышление, память, внимание, воображение, ощущение, восприятие.
«Социальная психология». Дисциплина позволяет узнать об особенностях межличностного взаимодействия и деловых отношений в группе; знакомит с понятиями лидерство, конформизм, фрустрация, социальная идентичность, социальные установки, роли и др.
«Психология дошкольного возраста, психология младшего школьного возраста, психология подросткового возраста, психология юношеского возраста, психология зрелых возрастов». В процессе изучения курсов студенты знакомятся с общими закономерностями и спецификой психического развития в разных возрастах. Особенностями диагностической и коррекционно-развивающей работы психолога с учащимися разных возрастных групп.
«Психолого-педагогическая диагностика». Дисциплина посвящена изучению методов психодиагностики и рассмотрению основных этапов психодиагностического обследования. В рамках дисциплины студент знакомится с тестами, направленными на диагностику восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, интеллекта, мотивации и личностных черт. Студент учится построению комплексного психологического портрета личности.
«Управление социально-педагогическими системами». Дисциплина формирует у студентов целостное представление о теоретических и современных практических основах управления в социально-педагогических системах.
«Методика и технология социально-педагогической деятельности». Дисциплина посвящена изучению методик и технологий практической работы социального педагога в различных сферах жизнедеятельности людей как особому теоретико-организационно-методическому и практико-ориентированному виду деятельности специалиста в области воспитания.
«Социальная защита детства». Дисциплина дает понимание основных действующих законодательных документов международного, федерального и регионального уровня, определяющих социальную политику в отношении защиты прав и законных интересов детей, их родителей, законных представителей; овладение навыками использования основных направлений и технологий социальной работы по защите прав и законных интересов детей.
«Методология и методы социально-педагогических исследований». Цель дисциплины — формирование у студентов целостного представления об организации исследовательской деятельности, исследовательских компетенций, методологической культуры.
«Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и подростков с девиантным поведением». Дисциплина призвана сформировать научно обоснованное, целостное представление о современном состоянии проблемы девиантного поведения личности, о назначении, формах, методах, технологиях и правовом обеспечении социальной-педагогической и психологической работы с детьми с девиантным поведением.
«Психологическое и социально-педагогическое сопровождение лидерства в детской и молодёжной среде». Цель дисциплины формирование у студентов целостного представления о назначении, формах, методах, технологиях и правовом обеспечении психологического и социально-педагогического сопровождения лидерства в детской и молодёжной среде.
«Психологическое и социально-педагогическое сопровождение семьи». Цель дисциплины — формирование у бакалавров профессиональной компетентности как специалистов, обладающих системой знаний о формах и методах комплексной поддержки разных категорий семей, развития понимания феномена семьи и семейного воспитания, умения решать практические психологические, социальные и педагогические задачи, связанные с особенностями и механизмами психологического, социально-педагогического сопровождения семьи, характере взаимоотношений с социумом.
Социальная педагогика — Психология социальной педагогики
Существуют различные определения социальной педагогики. Вот некоторые из них: «Социальная педагогика — это научная дисциплина, которая показывает социальную функцию общей педагогики и изучает образовательный процесс во всех возрастных группах.» (Х. Мизес). «Цель социальной педагогики — помочь молодым людям быстро адаптироваться к социальной системе, противостоять негативным отклонениям от норм поведения» (Э. Молленхауэр). «Социальная педагогика — это наука о воспитательных воздействиях социальной среды». (В.Д. Семенов).
Давайте подробнее рассмотрим, что представляет собой социальная педагогика как интегративная область науки.
Социальная педагогика — это отрасль педагогики, которая занимается социальным воспитанием в рамках социализации, то есть воспитанием всех возрастов и социальных категорий людей, которое осуществляется как в организациях, созданных специально для этой цели, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части).
Такое понимание социальной педагогики позволяет рассматривать ее объект как изучение воспитательных сил общества и путей их актуализации, способов интеграции возможностей государственных, общественных и частных организаций для создания условий развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации человека.
Социальная педагогика как отрасль знаний включает в себя ряд подобластей. Знания, полученные в этих разделах, позволяют в синтезе осмыслить социальную педагогику как одну из социальных практик и выработать определенные подходы и рекомендации по ее совершенствованию.
Философия социальной педагогики развивается на пересечении философии, этики, социологии и педагогики. В нем рассматриваются фундаментальные методологические и мировоззренческие вопросы. В частности, она трактует природу социального воспитания и его задачи; отталкиваясь от определенного понимания образа человека, разрабатывает общие подходы к взаимосвязи развития, социализации и воспитания; определяет ценности и принципы социального воспитания и т.д.
Социология социального образования изучает социализацию как контекст социального образования и социальное образование как часть социализации. Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательного потенциала, нивелирования негативных и усиления позитивных влияний на развитие человека в процессе социализации. А в целом знания, полученные из социологии социального образования, могут стать основой для поиска путей интеграции образовательных сил общества.
Социально-педагогическая виктимология изучает те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, определяет направления социально-педагогической помощи для них.
Социализация — это процесс формирования личности человека в определенных социальных условиях, при котором индивид избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и образцы поведения, которые приняты в конкретном обществе и социальной группе. Социализация — это развитие и самореализация индивида на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Процесс социализации можно условно разделить на 4 составляющие:
В целом, социальная педагогика изучает весь процесс социального воспитания человека, который фактически происходит на протяжении всей его жизни.
Социальная педагогика понимается как систематическое создание условий для относительно целенаправленного развития и интеллектуально-ценностной ориентации личности в процессе ее социализации. Эти условия создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных акторов в трех тесно взаимосвязанных и в то же время относительно автономных сферах: Образование, организация социального опыта человека, индивидуальная помощь ему. Теория социальной педагогики описывает, объясняет и прогнозирует функционирование социальной педагогики, принимая во внимание данные социологии социальной педагогики и виктимологии социальной педагогики. Теория социальной педагогики рассматривает, например: что представляют собой индивидуальные, групповые и социальные субъекты социальной педагогики и как они взаимодействуют друг с другом; содержание жизни образовательных организаций; содержание и характер индивидуальной помощи человеку и так далее.
Психология социальной педагогики
Психология социального воспитания на основе социально-психологических характеристик групп и индивидов, их особенностей в разном возрасте выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.
Процесс социального воспитания можно представить в виде схемы: Включение человека в систему жизнедеятельности образовательных организаций, приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта, их интернализация, то есть превращение внешних знаний во внутреннее свойство человека, что приводит к преобразованию внутренних структур психики человека, а затем экстериоризация, то есть превращение внутренних структур психики человека в определенное внешнее поведение (действия, высказывания и т.д.).
Таким образом, объектом социального воспитания является процесс относительно целенаправленного и планомерного развития человека в образовательных организациях.
Методология социальной педагогики отбирает из практики и конструирует новые способы содержательной организации социальной педагогики. Социальная педагогика воспитание личности
В 20 веке педагогика в целом объективно стала отраслью интегративного знания. Это связано с тем, что в 20 веке появились такие отрасли знаний о человеке и обществе, как психология (особенно возрастная и социальная психология), антропология, социология и многие другие, данные которых значительно расширили представления об объективных процессах и закономерностях развития человека в обществе.
Социальная педагогика может более или менее эффективно решать свои специфические задачи, только, с одной стороны, более или менее интегрируя данные других отраслей гуманитарных и социальных наук, а с другой стороны, интерпретируя и широко используя достижения различных отраслей педагогики с собственной точки зрения.
При разработке своего круга проблем социальная педагогика должна во многом опираться на историю педагогики (изучение развития педагогических идей и теорий), историю образования (описание развития практики образования на разных этапах развития человечества вообще и в отдельных странах, обществах, государствах в частности), сравнительную педагогику (изучение теории и практики образования в зарубежных странах на современном этапе), дидактическую науку.
Социальная педагогика очень тесно связана с теми областями педагогического знания, сферой применения которых являются различные типы образовательных организаций. К ним относятся дошкольная педагогика, школьная педагогика, профессиональная педагогика, педагогика закрытых учреждений различного типа, педагогика детских и молодежных организаций, педагогика социальной работы и так далее.
Понятно, что в каждом из перечисленных случаев разделы социальной педагогики становятся лишь общей рамкой, которая должна быть конкретизирована в сочетании с функциями, характерными для конкретной образовательной организации (например, методы социальной педагогики в средней школе существенно отличаются от методов профессионального образования и т.д.).
Использование идей и данных других наук в социальной педагогике сопряжено с определенными трудностями и издержками. Во-первых, заимствованные идеи и данные не всегда «перевариваются» для нужд социальной педагогики, не адаптируются к ее предмету, не синтезируются в новое социально-педагогическое знание.
Во-вторых, некоторые идеи заимствуются в облегченном варианте, а иногда даже искажаются в процессе адаптации к социально-педагогическим потребностям.
И наконец, в-третьих, нередко социальная педагогика опирается на определенные данные или идеи из других наук, которые на самом деле уже устарели.
Социальная педагогика — это отрасль педагогики, которая занимается воспитанием в условиях социализации, то есть воспитанием всех возрастных групп и социальных категорий людей, которое осуществляется не только в специально созданных организациях, но и в организациях, где воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и т.д.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет рассматривать ее как объект исследования воспитательных сил общества и путей их актуализации, способов интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций по созданию условий для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации человека.
Социальная педагогика включает в себя ряд разделов. Знания, полученные при изучении этих разделов, дают возможность охарактеризовать социальную педагогику как социальную практику и выработать определенные подходы и рекомендации по ее совершенствованию.
Разделы социальной педагогики
Философия социальной педагогики развивается на пересечении философии, этики, социологии и педагогики. В нем рассматриваются фундаментальные методологические и мировоззренческие вопросы. В частности, она трактует природу социального воспитания и его задачи; отталкиваясь от определенного понимания образа человека, разрабатывает общие подходы к взаимосвязи развития, социализации и воспитания; определяет ценности и принципы социального воспитания и т.д.
Социология социального образования изучает социализацию как контекст социального образования и социальное образование как часть социализации. Полученные знания создают возможность поиска путей и средств использования своих образовательных возможностей для регулирования соотношения позитивных и негативных влияний на развитие человека в контексте социализации. И в целом знания, полученные социологией социального образования, могут стать основой для поиска путей интеграции сил социального образования (они отражены в разделах о государственных, региональных и муниципальных образовательных системах и некоторых других).
Социально-педагогическая виктимология изучает те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, определяет направления социально-педагогической помощи для них (о чем шла речь в разделе об издержках социализации).
Основными задачами социально-педагогической теории являются описание, объяснение и предсказание функционирования социальной педагогики. Исходя из положений философии социальной педагогики, учитывая данные социологии социальной педагогики и социально-педагогической виктимологии, теория социальной педагогики рассматривает, например: что такое индивидуальный, групповой и социальный субъекты социальной педагогики и как они взаимодействуют между собой; содержание жизнедеятельности образовательных организаций; содержание и характер индивидуальной помощи человеку и др.
Психология социального воспитания на основе социально-психологических характеристик групп и индивидов, их особенностей в разном возрасте выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.
Методология социального образования отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации социального образования. Экономика и менеджмент социального образования изучает, с одной стороны, потребности общества в определенном качестве «человеческого капитала» и, с другой стороны, экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального образования. Он также занимается вопросами управления социальным образованием. Социальное воспитание может более или менее эффективно решать свои специфические задачи, лишь с одной стороны, интегрируя в той или иной степени данные других отраслей гуманитарных и социальных наук, а с другой — интерпретируя и широко используя достижения различных отраслей педагогики с собственной точки зрения.
Социальная педагогика возникла как педагогическая практика на разных этапах развития человечества в целом и отдельных стран, обществ (государств) в частности.
Тесная теоретическая и исследовательская связь между социальной педагогикой и конфессиональной, семейной и лечебной педагогикой очень важна и взаимовыгодна.
Социальная педагогика тесно связана с теми областями педагогического знания, которые фокусируются на различных типах образовательных организаций. Это дошкольная педагогика, школьная педагогика, профессиональная педагогика, педагогика закрытых учреждений различного типа, педагогика детских и молодежных организаций, педагогика ассоциаций, военная педагогика, промышленная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика социальной работы и др.
Понятно, что в каждом из перечисленных случаев разделы социальной педагогики становятся лишь общей рамкой, которая требует конкретизации в связи с функциями, характерными для конкретной образовательной организации (например, философия школьного образования имеет некоторые отличия от философии военного образования, а методология социальной педагогики в средней школе существенно отличается от методологии профессионального образования и т.д.).
Социальная педагогика и ее сущность
Сегодня актуален следующий вопрос: как сама социальная жизнь общества воспитывает личность? Как воспитать человека так, чтобы он мог успешно функционировать в многообразной системе общественных отношений?
Шарль Монтескье (1689- 1755) — «В наше время мы получаем образование из трех различных и даже противоречивых источников: от наших отцов, от наших учителей и от того, что называется светом. И уроки последнего часто разрушают идеи двух других».
К сожалению, сегодня можно сказать, что между основными компонентами системы образования нет связи и преемственности: Семья, различные воспитательные и образовательные учреждения; недостаточное внимание уделяется экологическому фактору в воспитании и социализации подрастающего поколения; вестернизация важных сфер общественной жизни, внедрение чуждых духовных ценностей с целью подавления и забвения национальной истории, культуры и традиций.
Для того чтобы рассматривать образование как начало и путь социализации, необходимо искать новые подходы к трактовке его сущности, пониманию его роли и функций в изменяющихся условиях общественного развития. Важно понять и признать, что:
Что же тогда следует понимать под социальной педагогикой?
Как отмечает А.И. Левко, термин социальная педагогика в настоящее время используется в двух аспектах:
Социальное воспитание, основанное на духовных ценностях, может осуществляться через:
Социальное воспитание — это систематическое создание условий для относительно целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации человека в процессе социализации (А.В. Мудрик). Эти условия создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в таких областях, как образование (обучение, воспитание, самообразование), организация социального опыта (организация жизни формализованных групп, влияние на неформальные группы), индивидуальная помощь человеку (индивидуальные беседы, индивидуальное консультирование, опека и попечительство, патронаж).
Цель социальной педагогики
Способствовать развитию человека как личности, реализации его способностей и умений в обществе, т.е. через накопление социального опыта и формирование социальной компетентности.
Социальный опыт — это единство различных средств обучения, способов мышления и действия; стереотипов поведения, интернализованных ценностных ориентаций и социальных установок, запечатленных чувств и переживаний.
Р.В. Овчарова определяет социальное воспитание как процесс содействия продуктивному личностному росту человека в решении жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром:
Результатом социального воспитания является социальность как способность человека взаимодействовать с социальным миром. С развитием социальности человек приобретает способность к социальному саморазвитию и самовоспитанию.
Сходства и различия между «образованием как педагогическим процессом» и «социальной педагогикой».
Социальное образование рассматривает индивида, личность как члена современной социальной группы, социальной общности, общества в целом, как представителя определенной культуры. Социальное воспитание делает акцент на формировании социальных качеств, социальной компетентности личности.
Традиционная педагогика изучает сущность, закономерности, задачи, содержание, условия духовно-нравственного и т.д. воспитания. Образование.
Социальная педагогика интересуется вопросом о том, как личность воспитывается социальной жизнью самого общества, а не индивидом, вырванным из контекста социальной группы.
Социальное воспитание характеризуется ориентацией на регулирование социального и культурного взаимодействия в социальной группе, общности; опорой на социальное подражание, социальные чувства, социальные потребности и интересы; опорой на социальное творчество; социальное воспитание во всех его модификациях, моделях, технологиях выступает как общественно-государственный инструмент стабилизации общества; система социального воспитания находится под постоянным контролем общества, т.е. социальной системы, частью которой она является.
Социальная педагогика фокусируется на двух взаимосвязанных задачах — успешной социализации подрастающего поколения в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности и общения и как личности.
Схематично процесс социального воспитания можно представить следующим образом:
По данным Овчаровой Р.В.
Процесс социального воспитания личности имеет свои а) циклы: семья, образование, работа и после работы:
Цели и проблемы социальной педагогики.
Объект — существующий вне нас и независимый от нашего сознания.
Внешний мир, который является объектом познания и практического воздействия субъекта; субъект, явление, на которое направлена активность субъекта.
Объектом социальной педагогики является человек, ребенок (процесс его относительно целенаправленного и систематического развития в образовательных и воспитательных организациях).
Субъекты социального воспитания — конкретные люди (учителя, социальные педагоги), социальные группы и сообщества, социальные организации, образовательные учреждения.
Ценности социального родительства.
Ценности являются главной особенностью любой культуры, они указывают на смысл тех или иных явлений и фактов в ней и определяют форму отношений субъекта (индивида или социальной общности) к своему бытию, к своим реальным условиям жизни через выражение определенных смыслов и ценностей своего поведения и деятельности. (Словарь социального педагога и социального работника.- Мн., 2001). Ценности объективны, но они преломляются через призму субъективного, поскольку носителем ценностей является конкретный человек.
Социальное воспитание работает в конкретном обществе, поэтому оно культивирует набор ценностей, соответствующих типу государственного строя, социально-политической системе общества.
Можно выделить две группы социально-педагогических ценностей:
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института