Психология что изучает дифференциальная психология
Дифференциальная психология, ее особенности и методы
Дифференциальная психология направлена на изучение психологического различия у представителей разных социальных, возрастных и классовых групп. Подобный метод существенно отличается от других, где обычно занимаются поиском общих характеристик.
Автором данного направления является Уильям Штерн, благодаря которому и было придумано само понятие. Безусловно, ранее учеными также проводились различные исследования в области дифференциальной психологии, однако, работы не связывались между собой. Основной задачей исследования индивидуальных различий является изучение самой личности, ее интересов, интеллекта, а также способностей и ценностей.
Основные задачи дифференциальной психологии
Возникновение и развитие дифференциальной психологии привело к тому, что она определила основные задачи, направленные на решение проблемы. Цель этого направления заключается в следующем:
Дифференциальная психология смогла стать основным направлением во многих областях. Ее активно используют криминалисты, судьи, а также работники сферы образования и кадров. В дифференциальной психологии применяют 4 основных метода, с которыми вы можете ознакомиться ниже.
Метод общенаучный
Он подразумевает наблюдение и эксперимент. Используя наблюдение, специалист целенаправленно описывает поведение человека в той или иной ситуации. Преимуществом данного метода является восприятие человека как целостной личности, а также сбор фактов, которые основываются исключительно на естественном человеческом поведении.
К недостаткам можно отнести невозможность повторного наблюдения за человеком. Также не слишком удобным является способ фиксации результатов (описание со слов специалиста).
Если же общенаучный метод подразумевает использование эксперимента, он проводится в специальных условиях и направлен на получение научных знаний. Используя эксперимент, ученые целенаправленно вмешиваются в жизнь человека. Основным достоинством эксперимента является то, что, в отличие от наблюдения, его можно применять множество раз.
Методы психогенетические
Общенаучные методы специалисты используют во многих отраслях психологии, психогенетические же применяются исключительно в дифференциальной. Предметом исследования здесь являются наследственные факторы.
Генеалогический метод изучает семьи и родословные испытуемых. Специалист составляет генеалогическое древо, в котором степень родства идет на убывание по мере уменьшения сходства. Близнецовый метод подразумевает изучение поведенческих реакций близнецов и двойняшек.
Методы исторические
Предметом изучения в этом случае являются великие люди, которым удалось внести вклад в развитие чего-либо. По структуре подобный метод делится на биографический, дневниковый и автобиографический.
Методы психологические
К психологическим методам можно отнести самонаблюдение и самооценку. Самонаблюдение заключается в том, что человек самостоятельно изучает свои психологические процессы, что способствует лучшему пониманию самого себя. Недостатком такого метода является субъективизм, приводящий к необъективной оценке.
Самооценка также отражает психические особенности личности, но при этом они являются более стабильными. Однако далеко не каждый человек может полностью раскрыть свои качества, что приводит к поверхностному изучению. Достоинством данного метода является анонимное проведение теста, например, с помощью специальных анкет.
В психологии не существует теории, позволяющей полностью познать человеческую сущность. Для того чтобы максимально изучить личность, специалисты должны прибегать сразу к нескольким методикам, комбинируя их между собой. Понять лучше свои эмоции и эмоции окружающих поможет курс «Эмоциональный интеллект».
Дифференциальная психология
Дифференциальная психология – это раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Такой подход существенно отличается от других: часто в современной психологии пытаются выделить общие психологические процессы, которые характерны у всех людей.
Например, при оценке эффективности новой терапии средняя эффективность терапии в одной группе лечения может сравниваться со средней эффективностью плацебо (или известной терапии) в контрольной группе. В этом контексте различия между людьми в их реакции на экспериментальные и контрольные манипуляции фактически рассматриваются как ошибки, а не как интересные явления для изучения.
Индивидуальные различия важны, когда мы хотим объяснить, как разные люди ведут себя. В любом исследовании существует значительная вариация между ними: скорость реакции, предпочтения, ценности и связанное со здоровьем поведение – вот лишь несколько примеров. Индивидуальные различия в таких факторах, как личность, интеллект, память или физические факторы (такие как рост, пол, возраст и другие параметры) могут быть использованы для понимания этого источника дисперсии.
Основателем дифференциальной психологии считается Уильям Штерн, который ввел само понятие, а также, что интересно, термин «коэффициент интеллекта». Разумеется, эта отрасль не была его чистейшим изобретением, ведь ее следы можно обнаружить еще в античности. Например, в «Государстве» Платона подчеркивалась важность разделения труда в соответствии с наклонностями и способностями людей. Но более ранние исследования были несистематическими и не связанными друг с другом.
Область исследований
Исследование индивидуальных различий обычно включает в себя изучение:
Задачи дифференциальной психологии
Задачи дифференциальной психологии направлены в основном на:
Задачи и проблемы, решение которых может быть найдено усилиями дифференциальной психологии, определяют прикладной уклон этой науки, который в наше время ощущается особенно сильно.
Результаты, полученные при помощи дифференциальной психологии, с успехом применяются в криминалистике, психотерапии, образовании, судебной практике, отборе персонала и для профориентации.
Методы дифференциальной психологии
Методы, который применяются в дифференциальной психологии, можно условно разделить на несколько групп:
Рассмотрим их по отдельности.
Общенаучные методы
К общенаучным методам относятся наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – это описательный исследовательский метод, который заключается в целенаправленном восприятии и регистрации поведения человека.
Эксперимент – проводимый в специальных условиях опыт получения научных знаний. Выполняется целенаправленное вмешательство в жизнедеятельность человека.
В отличии от наблюдения, эксперимент можно повторять многократно, а данные однозначны и однотипны. Главным недостатком является исчезновение естественности процесса и отсутствие целостной картины личности человека.
Если говорить о лабораторных экспериментах, то вышеозвученные недостатки остаются. Однако естественный эксперимент максимально приближен к условиям обычной деятельности человека. В этом случае он может даже и не знать, что над ним проводится опыт.
Существует также моделирование, которое пытается воссоздать фиктивную психологическую реальность. Наличие преимуществ или недостатков определяется мастерством исполнения.
Психогенетические методы
Если общенаучные методы используются в психологии в целом, то психогенетические – конкретно в дифференциальной психологии. Данная группа методов нацелена на выделение факторов среды и наследственности. Существует генеалогический и близнецовый методы.
Генеалогический – это метод для исследования семей и родословных (придуман Ф. Гальтоном и описан в книге «Наследственный гений»). Основное положение: если признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Исследователь составляет генеалогическое древо. Предположительно, по мене уменьшения степени родства должно проявляться меньше сходства.
Близнецовый метод: среди близнецов выделяют дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно) и монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами). В данном случае исследуются психологические особенности членов близнецовой пары, позволяющие определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека.
Исторические методы
Исторические методы применяются для изучения биографии выдающихся личностей, которые внесли существенный вклад в развитие культуры и науки. Но иногда объектами становятся и вполне обычные люди.
Среди этих методов выделяют дневниковый, биографический и автобиографический.
Дневниковый посвящен изучению жизни конкретного человека и содержит описание его поведения и развития.
Биографический применяют, когда используют биографию выдающейся личности. Если психолог заинтересован в оценке психологических особенностей человека, он проводит психографию.
Автобиографический основан на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте человека. В современном виде с его информационными технологиями появилась возможности использовать видео- и аудиоматериалы.
Психологические методы
Частные случаи применения этих методов – самонаблюдение и самооценка, которые непосредственно открывают объект изучения.
Самонаблюдение заключается в наблюдении собственных психических процессов. Преимущество всего одно, зато ключевое: человек может познать себя лучше, чем других людей. А вот недостаток – это субъективизм, необъективность.
Самооценка отражает более стабильные психические особенности. Недостаток метода в том, что человек может стыдиться раскрывать свои качества или поверхностно судить о них. Однако эти минусы можно скрасить анонимностью (в этом случае может также применяться анкетирование).
Абсолютно идеального способа познания личности не существует, поэтому главная задача психологов – комбинировать их, учитывая достоинства и недостатки каждого.
Книги
Таково краткое описание дифференциальной психологии как науки. Поскольку тема достаточно сложная и объемная, одной прочитанной статьи будет явно недостаточно. Вот список книг, с помощью которых вы можете изучить ее более детально.
Начать рекомендуем именно с книги основателя дифференциальной психологии Уильяма Штерна, которая актуальна и по сей день.
Задачи и методы дифференциальной психологии личности
Дифференциальная психология личности — направление психологии, которое изучает воздействие окружающих факторов на поведение людей. Дополнительно это направление находит разные различия между индивидами, последствия появления этих различий. Множество данных позволяет сравнивать поведение личностей между собой, выделять моменты которые влияют на характер, поступки.
Что изучает данное направление?
Дифференциальная психология — один из разделов психологической науки. Он изучает индивидуальные различия отдельных личностей, особенности их поведения. Принцип изучения заключается в том, что исследователи ищут причины, по которым изменяется поведение людей под воздействием окружающих факторов.
История развития отрасли
Перед изучением этого раздела психологической науки, желательно узнать, кто ввел термин дифференциальная психология. Впервые это понятие придумал психолог Уильям Стерн (1871–1938 года). В 1900 году ученый выпустил книгу, которая называлась «О психологии индивидуальных различий: идеи к дифференциальной психологии».
Огромный вклад в развитие науки внес Фрэнсис Гальтон, который был родственником Чарльза Дарвина. После него развитию направления поспособствовал его ученик Карл Пирсон. Он сделал значительный вклад в область статистики.
В период с 1960 по 1970 года возник бихевиоризм, который повлиял на разложение дифференциальной психологии. Два автора — Джон Фуллер и Боб Томпсон выпустили статью под названием «Поведенческая генетика». В ней они описали открытия в области генетики. Тем самым авторы объяснили полигенные передачи, мутации.
Кто внес вклад в изучение науки?
На территории бывшего СССР проблемами это й науки занималась и занимаются по сей день, школа Теплова-Небылицына. Ее основными представителями в СССР являлись — Е. А. Климов, К. М. Гуревич, Б. М. Теплов, В. С. Мерлин, Э. А. Голубева, В. Д. Небылицын.
Какие аспекты изучает данное направление?
Существует несколько аспектов, которые изучает эта наука:
Какие задачи стоят перед последователями направления?
Любое направление психологической науки ставит перед собой ряд задач, по которым проводятся различные исследования. К целям дифференциальной психологии относятся:
Полученные результаты после проведения исследований помогают работать криминалистам, судьям, преподавателям, руководителям при наборе персонала.
Методы исследования
Существует несколько методов, которые применяют специалисты, занимающиеся развитием дифференциальной психологии.
Стандартные методы
Общенаучные методы делятся на две большие группы:
У первого метода есть ряд сильных, слабых сторон. Преимущества:
К отдельному методу можно отнести моделирование. Его принцип заключается в том, что специалисты пытаются всевозможными способами воссоздать реальную ситуацию для проведения эксперимента. Результат зависит от того, насколько точно воспроизводится ситуация.
Психогенетические тесты
Специалисты выделяют две большие группы психогенных методов исследования:
Изучение исторических данных
Такие методы используются для изучения жизни выдающихся личностей или обычных людей. Применяется три способа исследования:
Психологические исследования
Сюда относится два популярных метода:
Чтобы изучать каждого человека по отдельности, идеального метода нет. Психологу необходимо комбинировать их зависимо от ситуации, особенностей характера личности.
Связь с другими науками
Развитие дифференциальной психологии связано с другими направлениями психологической науки:
Дифференциальная психология изучает различия отдельных личностей, их поведения. На их возникновение влияют факторы окружающей среды, воспитание, мнение других людей, генетика.
Полезное видео
В видео глубоко раскрыто понятие дифференциальной психологии.
Дифференциальная психология
Что такое дифференциальная психология? Рассмотрим в данной статье и раскроем подробно это понятие.
«Нет двух людей, которые рождаются абсолютно одинаковыми; каждый из них отличается от других своими природными дарами, одни из которых, естественно, подходят для одного занятия, а другие — для другого.»
Платон
В то время как общая психология отвечает за проведение всесторонних исследований общих характеристик людей, дифференциальная психология имеет дело с противоположными факторами. Это означает, что предметом изучения являются различия в поведении людей друг от друга. Его исследования привели к важным открытиям и пришли к выводу о том огромном интересе, который могут вызывать различия в людях.
Например, в общей психологии обычно проводятся групповые терапии, участники которых подвергаются различным процедурам. Различия, возникающие между членами группы во время терапии, считаются ошибками, и их исследование не проводится. С другой стороны, для дифференциальной психологии эти данные очень актуальны и заслуживают изучения.
Лучший способ понять основы, на которых основан этот тип психологии, — это сослаться на простой для понимания пример. В общей психологии есть тенденция проводить терапию, которая работает с различными группами, которые проходят определенные процедуры. Всегда есть основная группа и контрольная группа, результаты исследования анализируются потом. Различия, которые возникают между людьми на протяжении терапии, считаются ошибками, и их изучение не проводится, но с помощью дифференциальной психологии эти данные на самом деле представляют собой захватывающий аспект, который стоит изучить.
Вот почему так важно изучать людей независимо, анализируя различия, которые возникают между разными людьми с точки зрения личности и интеллекта.Для правильного применения дифференциальной психологии эксперты берут за основу парадигму, введенную Терстоном в 1923 году и основанную на взаимосвязи между организмом, стимулом и реакцией.
Итак, дифференциальная психология — это раздел психологии, изучающий различия между поведением, мыслями, чувствами и поведением людей, а также процессы, которые приводят к существованию этих различий.
Чтобы понять, чем люди похожи и какие психологические характеристики различаются между собой, дифференциальная психология часто использует научный метод и находит закономерности, которые могут быть в различиях между людьми.
Что изучает?
Если вы читали о психологии личности, у вас может возникнуть ощущение, что эти две области психологии имеют один и тот же общий объект изучения. Однако цель психологии личности — выявить причины, характеристики и последствия вариабельности поведения между людьми.
В отличие от психологии личности, которая фокусирует свои исследования на личности, дифференциальная психология также изучает интеллект, социально-экономические переменные и некоторые модели поведения. Таким образом, несмотря на то, что после того, как объекты исследования обеих областей были сопоставлены, мы можем наблюдать различия, часто области исследования перекрываются.
Индивидуальные различия имеют большее значение, чем вы можете себе представить. В этом смысле участвует большое количество параметров, таких как интеллект, личность или память, и есть даже факторы, связанные с дифференциальной психологией, которые влияют на внешний вид. Чтобы изучить различия, которые представляют люди, необходимо провести исчерпывающую работу по анализу мотивации людей, их личности, интересов, которые их представляют, IQ, способностей, личных ценностей, а также ряда собственных паттернов, например, самооценка или самооценка. Хотя необходимо концентрироваться не только на текущем состоянии человека в момент его анализа, но и на том, как он реагирует на определенный стимул, что приводит к более динамичным и дифференцированным результатам.
Результаты исследований, проведенных в области дифференциальной психологии, предоставляют множество интересных данных о поведении людей,и поэтому все больше и больше исследований начали проводиться. В частности, США усиливают программы исследований, обучения и развития, охватывающие этот тип психологии, который проявляется в исследованиях социальной психологии, психологии личности, поведенческой генетики или даже психологии развития.
История развития отрасли
Происхождение интереса к индивидуальным различиям восходит к Древней Греции. Теофраст и Плиний провели первые исследования изменчивости поведения и различий, которые можно было обнаружить внутри одного и того же вида. Намного позже научное объяснение было включено благодаря эволюционной теории Дарвина, в частности, из-за его открытия, что поведение является наследственным фактором с высоким уровнем адаптации.
Эта концепция явилась результатом исследования Фрэнсиса Гальтона, британского психолога (двоюродного брата Дарвина), который сосредоточился на различиях между людьми, основанными на концепции адаптации, которую ранее разработал его известный двоюродный брат. Это было исследование, альтернативное исследованию других мыслителей, которые вместо этого сосредоточились на работе с экспериментальной психологией.
Первые генетические исследования относятся к 19 веку и приписываются Г. Менделю, и на их основе были разработаны законы наследования. А уже спустя несколько десятилетий Ф. Гальтон разработал концепцию адаптации, придуманную Дарвином для изучения различий между людьми.
Кто внес вклад в изучение науки?
Хотя Гальтон известен как отец дифференциальной психологии, заставивший «работать двигатель», Уильям Стерн был тем, кто официально ввел этот термин в обиход. Другими важными психологами, работавшими над его разработкой, были Джеймс Кеттелл, который использовал формулу ментальных тестов, и Ганс Айзенк, среди прочих. Но на протяжении десятилетий продолжали появляться психологи, которые интересовались этим методом исследования.
Методы исследования
Индивидуальные различия важнее, чем вы можете себе представить. Есть несколько параметров, которые влияют на эти различия, такие как личность, интеллект, память и даже факторы, связанные с дифференциальной психологией, которые влияют на внешний вид. Чтобы провести исследование различий, которые представляют люди, необходимо проанализировать их мотивацию, интересы, личность, IQ, способности, личные ценности и самооценку. Но не только необходимо сосредоточиться на текущем состоянии людей, проходящих исследование, также важны процедуры, с помощью которых проверяется их реакция на определенный стимул, что приводит нас к получению более дифференцированных и динамичных результатов.
Стандартные методы
Среди основных методов, используемых в дифференциальной психологии, мы будем использовать следующие:
Этот метод состоит из подробного и непрерывного наблюдения за рядом предварительно выбранных данных о поведении человека; Наблюдение должно регулироваться строгими и фиксированными правилами, спорадических и бессистемных наблюдений недостаточно. Речь идет о количественной оценке поведенческих черт посредством наблюдения.
Эти методы, из-за их в высшей степени научного характера, являются наиболее ценными, поскольку именно они предоставляют наибольшее количество данных и позволяют лучше контролировать их работу. Эксперимент — это то, что всегда можно повторить, что обеспечивает максимальную безопасность. Сложность этого метода заключается в том, что невозможно повторять его много раз в человеке, поскольку он, как свободный человек, не может быть целью кого-либо.
Психогенетические тесты
Существует несколько разновидностей психогенетических методов, но все они направлены на решение проблемы определения доминирующих факторов (генетики или среды) в формировании индивидуальных различий.
Изучение исторических данных
Исторический метод изучения может везтись по трем основным направлениям:
Психологические исследования
Психологические методы исследования в дифференциальной психологии ведутся по пяти основным направлениям:
Связь с другими науками
Как вы уже успели заметить — дифференциальная психология и ее развитие всегда тесно связано с другими науками и направлениями психологии:
Изучая индивидуальные различия, мы пытаемся понять, чем люди похожи психологически (как личность, поведение и т.д.), и, в частности, какие психологические характеристики различаются между людьми, учитывая воздействия факторов окружающей среды, генетику, воспитание и даже мнение других людей. Дифференциальная психология интересуется закономерностями различий между людьми.
Дифференциальная психология как наука
Учебно-методическое и информационное обеспечение
5. Антикризисное управление: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 620с. – (Высшее образование).
Дифференциальная психология — отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.
Индивидуализация есть свойство всего живого. Даже допсихические формы жизни обладают значительным спектром различий, правда, различия эти касаются строения и функционирования организмов. А с появлением психики как отражения бытия и ориентировки в нем различия стали затрагивать все формы активности живых существ.
Индивидуальные различия психики присущи не только людям, но и всему животному миру, причем нередко внутривидовые различия превосходят межвидовые. Так, например, самая умная крыса может в одной и той же ситуации научения действовать эффективнее, чем самая глупая обезьяна, стоящая выше крысы на эволюционной лестнице. Существуют проявления социального поведения у серых гусей, которые традиционно считались свойственными только людям, пока на них не обратил внимание замечательный этолог К. Лоренц (триумфальный крик, свидетельствующий об избирательности в выборе партнера, случаи супружеской верности на протяжении сорока и более лет, данные о дружбе и ревности среди животных) (1).
С другой стороны, такое свойство человеческого мышления, как способность решать двухфазные задачи (наблюдающееся у приматов, как это было показано экспериментами В. Келера), нередко отсутствует в области интеллекта социального (например, родители, после развода «делящие» право на общение с ребенком, зачастую совершенно теряют способность просчитывать «двухходовку» и таким образом защищать общие интересы). Следовательно, индивидуальные вариации действительно могут перекрывать вариации межгрупповые и межвидовые. То есть человек предстает в первую очередь как индивидуальность.
В каждом человеке есть то, что является общим для всех людей, то, что роднит его с некоторыми из них, и то, что присуще только ему одному. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с явлениями индивидуальных различий, осуществляя житейскую психодиагностику людей, с которыми взаимодействуем. Однако научное знание отличается от ненаучного: наличием неразрешенной проблемы, теорий, которые могут способствовать поиску решения, разработанным понятийным аппаратом и наличием объективных методов регистрации научных фактов, объективностью и степенью обобщенности. Если сравнить научное познание с искусством, которое в той или иной мере открывается каждому человеку, то искусство основано на интуиции и потому субъективно и воздействует эмоционально. Наука отличается и от религии как пути познания человеческой души тем, что религия следует догме и основана на вере, а наука стремится к доказательству и постоянно обновляется, находясь в процессе самоопровержения. Поэтому концепции, некогда признанные ложными, время от времени вновь возвращаются в науку (3, 4).
До недавних пор психология, подобно каждой молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей психического, к разработке проблем с общих позиций. И в поисках общего, как правило, утрачивалось своеобразие индивидуального. Однако каждый исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюдения, а затем из этого источника ошибок стала возникать проблема вариативности психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта (9).
Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека, разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ. Сегодня этообласть знания, максимально развернутая на запросы практики и потому очень быстро развивающаяся. И, подобно тому как для физики не было унижения в том, что из ее недр в практику вошли микроскоп, телефон, рентгенотерапия, так и психология отнюдь не утеряет своего истинно научного характера, если примет участие в решении практических задач, считал В. Штерн. Когда рождается новое понятие (например, акцентуация характера, стиль поведения), этот процесс осуществляется в лоне дифференциальной психологии, когда же создается тест для диагностики этого качества, то задача по эстафете передается специалистам в области психодиагностики и дифференциальной психометрики (правда, наблюдались и обратные процессы, когда работающий в практике тест так и не обретал своего теоретического осмысления, что наблюдалось, в частности, при разработке факторных моделей интеллекта).
Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Так, она отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных). Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания. Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призмузакономерностей, присущих возрастной стадии его развития. Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой. Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы (3, 8).
С самого начала становления дифференциальная психология обращала на себя внимание неоднородностью своего предмета. Так, еще В. Штерн отмечал, что она изучает психические и физические феномены (явления), действия (которые он определял как феномены, обладающие временнойпротяженностью) и склонности (феномены, имеющие хронический и потенциальный характер). То есть можно пытаться изучать не только то, что скрыто и не поддается объективному наблюдению, но и то, что проявляется в поведении и намерениях, установках, иначе говоря, реализующихся и нереализованных способностях. Феномены в традиционном понимании — объекты непосредственного опыта, а действия и склонности — объекты опосредствованного опыта.
В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).