Психологическое сопровождение детей в доу что это
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в практике работы ДОУ
Олеся Русалинова
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в практике работы ДОУ
Введение стандарта дошкольного образования существенно изменило всю образовательную ситуацию в дошкольных образовательных учреждениях, определило точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды детского сада. Современное общество со своей мобильностью и динамичностью выдвигает всё новые и новые требования к образованию граждан, в том числе и на этапе дошкольного образования, задаёт критерии активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.
Применение в системе работы ДОО Федеральных государственных стандартов педагога и педагога-психолога определяет базовые нормы и правила, по которым должен жить современный детский сад.
Основной целью современной системы образования является создание условий для развития и самореализации каждого ребенка. Данная задача может быть успешно решена лишь посредством организации психолого-педагогического сопровождения.
«Сопровождать», как объясняет словарь Ожегова, – это значит «следовать вместе с кем–то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то».
Понятие «сопровождение» введено в науку петербургскими учеными Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой и трактуется ими как помощь ребенку в принятии решений в проблемных ситуациях, ответственность за действия в которых несет он сам.
Е. И. Казакова дает следующее определение сопровождению – это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Е. А. Козырева считает, что сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологического и психического развития ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.
По мнению М. И. Рожкова, сопровождение в психолого-педагогическом смысле чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение – это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.
Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
Э. М. Александровская отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение — это особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса.
Наибольшего эффекта в работе ДОО можно достичь лишь в том случае, если психолого-педагогическое сопровождение будет касаться всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются обучающиеся, родители (законные представители) и педагогические работники.
Под термином «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» сегодня принято понимать целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов данного процесса.
Цель деятельности Службы сопровождения заключается в организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса путем реализации комплекса просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности.
Задачи Службы сопровождения:
— защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение безопасных условий их психологического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;
— проведение психологической экспертизы (оценки) комфортности и безопасности образовательной среды в данном образовательном учреждении;
— снижение рисков дезадаптации и негативной социализации детей;
— квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития обучающегося с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем развития и обучения;
— участие специалистов Службы психолого-педагогического сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся;
— развитие психолого-педагогическойкомпетентности всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей);
— содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса; содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения;
Между тем, актуальность данного вопроса обусловлена противоречием между важностью и значимостью реализации системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с одной стороны, и недостаточной её разработанности с точки зрения теории и практики, с другой.
Как показал наш первый опыт организации в ДОО Службы психолого-педагогического сопровождения, в своей работе мы столкнулись с рядом трудностей, которые мы условно разделили на две группы,в соответствие с запросами участников образовательного процесса:
1. Педагогическая – компетентностная проблема,которая вызвана:
— недостаточностью педагогических знаний в решении вопросов сопровождения и поддержки ребёнка и семьи;
— сложность в разработке программ и индивидуальных образовательных маршрутов;
— наличие в штате организации необходимых специалистов.
2. Родительская – информационно-просветительская проблема,которая вызвана:
— не владением родителями (законными представителями) достоверной информацией о проблеме развития, воспитания или обучения ребёнка;
— родители (законные представители) не готовы принять проблему, боятся или не хотят обращаться к специалистам;
— родители (законные представители) не знают механизма действий, куда и как можно обратиться с данной проблемой.
Отечественный психолог М. Р. Битянова в своих исследованиях подчёркивает деятельностную направленность психолого-педагогического сопровождения, отмечая, что эта система выросла из практики, ориентирована на практику и как на свою конечную цель, и как источник своего собственного развития.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение состоит в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком на позиции субъект-субъектных, личностно-ориентированных отношений, помогающих открыть его «самостность»: стремление к самостоятельности, саморазвитие, саморегуляция и пр.
Исходя из выше сказанного, педагог-психолог службы сопровождения решает три основные задачи (М. Р. Битянова):
1. Отслеживание особенностей индивидуального развития ребенка (диагностика). В случае выявления каких-либо проблем изучается причина и принимается решение о путях коррекции.
2. Создание необходимых психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств, как просвещение, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей, организуется методическая помощь, проводится развивающая психологическая работа.
3. Создание специальных психолого-педагогических условий для оказания помощи детям, испытывающим какие-либо трудности. Есть дети, которые в пределах возрастной нормы не реализуют свой потенциал, «не берут» из данной им педагогической среды то, что им в принципе под силу взять. На них также ориентирована специальная работа педагога-психолога службы сопровождения.
Понимая причины трудностей, возникших в работе службы психолого-педагогического сопровождения нашей организации,мы видим следующие пути решения проблемы:
1. Работас педагогами ДОО через организацию различных форм повышения компетентности:
• Обучение педагогов (курсы ПК, проведение семинаров, консультаций, посещение открытых мероприятий педагогического сообщества, использование методической литературы;
• Помощь в разработке программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
• Привлечение специалистов, в случае необходимости.
2. Информационно-просветительская работа с родителями (законными представителями)с помощью различных форм взаимодействия: консультации, беседы, тематические родительские собрания, круглые столы, семинары-тренинги по развитию навыков общения и сотрудничества и пр.
При этом, работу с родительской общественностью, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но может выступать как комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Таким образом, реализация психолого-педагогического сопровождения может обеспечить повышение эффективности образовательного процесса и его качества.
1. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М., 2002.
3. Битянова М. Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / М. Р. Битянова. — М., 1998.
4. Битянова M. P. Психологическое сопровождение детей / Л. Битянова // Школьный психолог. — 2000. — № 10. 5. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Отв. ред. И. В. Дубровина. — М., 1987.
6. Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. М, 2011.
7. Шипицына Л. М., Казакова В. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. — М. : Владос, 2003.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС на базе образовательной организации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС на базе образовательной организации» I. Введение Принятие Федерального закона «Об.
Целевой раздел к программе психолого-педагогическое сопровождение участников педагогического процесса ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ к программе психолого – педагогического сопровождения участников образовательных отношений 1.1. Пояснительная записка Опыт.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с нарушением слуха условиях ДОО Цели и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха В условиях работы группы для слабослышащих детей общеобразовательные.
Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия детей с ОВЗ со сверстниками в условиях инклюзии Система школьного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и.
Протокол родительского собрания на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ» Протокол родительского собрания МБОУ «СОШ» № 11 Групповое родительское собрание в младших групп № 1,2. От 18 марта 2019 г. Присутствовали:.
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в ДОУ Психолого – педагогическое сопровождение педагогов в Доу Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной.
Конспект родительского собрания «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ» Протокол родительского собрания МБОУ «СОШ» № 11 Групповое родительское собрание в младших групп № 1,2. От 18 марта 2019 г. Присутствовали:.
Методическая разработка «Сопровождение обучающихся с ОВЗ в соответствие с ФГОС до» Сопровождение обучающихся с ОВЗ в соответствие с ФГОС ДО. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ
Светлана Сторожева
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ
Сторожева Светлана Николаевна педагог – психолог
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 10 «Земский» г. Белгорода
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ»
Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно впервые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочную основу будущего развития ребенка.
В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги. Исследуя профессиональную компетентность педагога, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. Н. Тулькибаева, А. И.Щербаков и другие указывают на ее составляющие: специальные знания, умения, навыки, значимые личностные свойства и ценностные ориентации.
Конкретизируя понимание сущности профессионализма применительно к профессионально-педагогической деятельности, А. К. Маркова, Л. Г. Семушина, О. М. Краснорядцева и др. определяют профессионала-педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя.
Контингент педагогов нашего Муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад № 10 «Земский» представляет собой «яркое разноцветье» уровней образования, стажа, категорий. Так, с высшим образованием работают 16 педагогов, со среднем педагогическим образованием – 5. Высшая категория у 7 педагогов, первая категория – у 9, 5 педагога не имеют пока категории. Половина педагогов работает более 20 лет, четвёртая часть менее 3 лет, только начинают свой путь в педагогике, не имея опыта. Для нас важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными нормами поведения, искоренить в себе консерватизм.
Отсюда необходимо повышение эффективности психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, их профессиональной компетентности.
Существует много подходов к толкованию понятия «психолого-педагогическое сопровождение». Все авторы сходятся в том, что психолого-педагогическое сопровождение – это определенная система деятельности педагогов и психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в образовательной ситуации
Анализ научной литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение имеет большое разнообразие видов и форм, которые различаются по направленности,предмету и объекту: сопровождение родительства; сопровождение ребенка (одаренного, гиперактивного, с трудностями в обучении, в критической ситуации и т. д.); сопровождение педагога в процессе учебно-воспитательной деятельности; сопровождение детско-родительских отношений и т. д. Кроме того, проблема сопровождения в образовании рассматривается и как стратегия развития личности, и как тактика реализации ее индивидуального потенциала.
Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей.
Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в условиях детского сада,являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка», непрерывность сопровождения, комплексный подход, стремление к автономизации.
На уровне дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов (в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум и т. д.) по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками. На данном уровне так же реализуются профилактические программы, охватывающая значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и педагогами.
В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежит:
• во-первых, возрастные особенности детей на разных периодах развития;
• во-вторых, психолого-педагогические направления деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Это предполагает, что специалист по психолого-педагогическому сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация) (по сути, быть управленцем).
Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», «сервисная служба», а выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитании и развития нового поколения.
Вырабатывая общие целевые установки, единую программу работы, воспитатель и педагог-психолог становятся партнерами в совместной деятельности. Вместе они составляют наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, подбирают дидактический материал с учетом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов ребенка. Большое значение здесь имеет позиция администрации детского сада.
Вырабатывая единую программу работы, воспитатель и педагог-психолог становятся партнерами в совместной деятельности.
Выбираются наиболее важные и приоритетные направления в психолого-педагогической работе:
• Психологическое здоровье детей и охрана прав ребенка;
• Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка;
• Профилактическая и пропедевтическая работа с воспитателями по развитию у детей основных личностных новообразований дошкольного детства;
• Внимание к созданию эмоционального, психологического комфорта в детском саду как профилактике психосоматических заболеваний;
• Обучение всех сотрудников ДОУ полноценному, развивающему общению с детьми;
• Подготовка детей к новой социальной ситуации развития;
• Изучение (диагностика) индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления;
• Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации их деятельности;
• Содействие повышению психологической компетентности сотрудников ДОУ, родителей в закономерностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей;
• Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.
Практика показывает, что необходима длительная и кропотливая работа педагога-психолога с педагогом по анализу условий и результатов развития воспитанника в реальном воспитательно-образовательном процессе. Очевидно, что необходимо поднять на более высокий уровень психологическую подготовку воспитателей. Значит, и на качественно более высокий уровень должно подняться взаимодействие педагога-психолога с воспитателем в деле организации воспитательно-образовательного процесса.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка В ДОУ
Автор: Борзило Лилия Вениаминовна
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в ДОУ
Борзило Лилия Вениаминовна
Комбинированного вида №58
«Красная шапочка» г. Нерюнгри,
Республика Саха (Якутия)
Сопровождение ребёнка в дошкольном образовательном учреждении – многосторонний процесс, который включает взаимодействие и работу всех специалистов по разным направлениям. Важнейшими видами деятельности специалистов являются профилактика различных нарушений здоровья и развития детей, а также просвещение взрослых по вопросам сопровождения ребёнка с нарушениями эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы. Основной смысл просвещения и сопровождения заключается в том, чтобы знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребёнка, популяризовать и разъяснять результаты исследований, формировать потребность в знаниях и желание использовать их в воспитании ребёнка или в интересах развития собственной личности.
Основной целью работы с детьми является сопровождение ребенка, как система профессиональной деятельности «команды» специалистов направленной на создание социально-психологических условий для спешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей.
Работа с детьми строится по следующим направлениям:
Ø Взаимодействие с педагогами и родителями
1. Диагностика индивидуальных особенностей детей с отклонениями в развитии с целью обеспечения индивидуального подхода и разработки оптимальной стратегии корригирующего воздействия;
3. Выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении;
4. Определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы.
Психодиагностика должна являться основой для построения воспитательного образовательного процесса в ДОУ, каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин и рекомендации.
Система психодиагностической работы строится следующим образом. В начале учебного года проводится экспресс-диагностика уровня психического развития детей от 2 до 6 лет. На основе углубленной диагностики строится коррекционно-развивающая работа.
Диагностическое обследование детей подготовительной группы проводится два раза в год. Повторное диагностическое обследование этих детей проводится в апреле, чтобы иметь возможность, отследить динамику в развитии, а так же оказать дополнительную помощь дошкольникам с низким уровнем готовности к обучению в школе.
Обязательно:
1. Обследование детей второй младшей группы (2-3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
2. Диагностика воспитанников средней группы с целью определения актуального уровня психического развития для организации и координации работы в старших группах.
3. Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
4. Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Ø По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям я провожу углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Психологическое обследование ребенка в детском саду, так же проводится по просьбе воспитателя, родителя заинтересованного в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним. Перед обследованием проводится беседа с воспитателем, где выясняется, как воспитатель оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в воспитании и обучении. Далее собираются первоначальные сведения о семье ребенка. Предварительное наблюдение за ребенком в группе его общение с другими детьми и воспитателем, поведение и выполнение заданий на занятиях, соблюдение режимных моментов помогает мне создать представление о ребенке, найти пути установления контакта с ним и наиболее продуктивно построить психологическое обследование.
Диагностика осуществляется в форме плановой или диагностики по запросу родителей, воспитателей и администрации ДОУ и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования родителей и воспитателей, психокоррекции, организации работы психолого-педагогического консилиума.
Исследование ребенка, направлено на постепенное изучение целостной картины
1) анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, а также имеющихся сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в ребенке лиц;
2) беседа с родителями, направленная на получение сведений о предшествующих этапах развития ребенка, его здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально-бытового плана;
3) сведения о состоянии здоровья (к моменту обследования);
Результатом анализа данных обследования должно стать представление не о количественном уровне развития той или иной функции, а об общем типе поведения ребенка. Только целостный психологический портрет дает возможность выработать рекомендации для родителей и воспитателей.
Целью данного направления является содействие полноценному психическому и личностному развитию, а так же создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
В развивающей работе я ориентируюсь на средневозрастные нормы развития детей, для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития, который может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Так же я осуществляю коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием всех специалистов ДОУ.
Обязательно:
1. Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
2. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительных, средних групп с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных).
3. Занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
4. Групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в эмоциональной и познавательной сферах);
5. Индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в эмоциональной и познавательной сферах);
Ø Проведение занятий с детьми других возрастных групп (по запросу родителей, педагогов).
Ø Проведение занятий с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
При правильном подборе необходимого диагностического материала, игр и упражнений предполагается улучшения, устранения имеющихся нарушений у детей, а так же повышения уровня развития детей. При взаимодействии с детьми используется принцип от простого к сложному, содержание расширяется и углубляется. Поэтому любой ребенок может в своем индивидуальном темпе развивать свои познавательные способности, обучаться навыкам общения, умению сотрудничать, понимать свои и чужие эмоции.
Т.к. занятия строятся в доступной, игровой форме, интерес поддерживается на протяжении всего занятия. Во время занятий дети сидят, стоят в кругу, что создает ощущение целостности, психологический комфорт и облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. Программы содержат ряд конкретных технологий, и четкое следование которым позволяет добиться положительных результатов.
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
Для улучшений самочувствия детей серьезное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Это не просто налаживание более тесной связи с семьей, а такие формы, как посещение родителями группы в любое время, присутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках, праздниках, днях рождениях.
Взаимодействие с родителями обычно начинается с ознакомительной беседы при принятии ребенка в детский сад. В беседе выявляются отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад, их пожелания к работе воспитателей, предполагаемая степень участия в работе учреждения, устанавливаются партнерские, доброжелательные отношения родителей с педагогами и специалистами. Мы приглашаем родителей с детьми, посмотреть детский сад, будущую группу, показываем оснащение сада (учебный и игровой материал), площадку для прогулки и т. д. Такая демонстрация удовлетворит детское любопытство и поможет родителям почувствовать себя более уверенно, ощутить свою причастность к происходящему в детском саду.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Обязательно:
1. Работа по адаптации детей к условиям новой социальной среды:
2. Анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
3. Групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
4. Информирование педагогов и родителей о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
5. Осуществляется просвещение родителей и педагогов по вопросам обучения детей, решает по их просьбе частные проблемы ребенка в обучении и подготовке его к школе, разрабатывает для родителей и педагогов индивидуализированные программы их занятий с ребенком в домашних условиях;
7. Обеспечивается психологическая поддержка родителям, имеющих детей с проблемами в развитии, и поведении;
Дополнительно:
1. Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
2. Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, педагогов, повышение их психолого- педагогической культуры.
В круг актуальных вопросов, предлагаемые родителям и педагогам, должны входить:
— возрастные особенности детей;
— условия, необходимые для полноценного психологического развития;
— готовность к школе и т. д.
Другими словами, родители и педагоги должны получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков и т. д.), а так же о возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.
Эффективность психопрофилактической работы определяется еще и грамотным отбором тем для выступлений.
В рамках реализации данного направления необходимо заботиться о создании психологически благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательно-воспитательного процесса: детей, педагогов и родителей.
Важной профилактической процедурой в работе является сопровождение периода адаптации поступающего в ДОУ ребенка. Решение этой проблемы, как и любой другой, требует комплексного подхода. Медицинский персонал занимается сбором полного анамнеза администрация и психолого- педагогическая служба информируют родителей об особенностях адаптации дошкольников, отслеживают сам процесс привыкания ребенка и корректируют его при необходимости. Важно, чтобы вновь поступающие дети приходили постепенно, тогда педагог сможет уделить им достаточно внимания, тем самым облегчить процесс привыкания.
Наиболее удачной формой работы с семьей является родительский клуб, где в отличие от собраний общение основано по схеме назидательно-поучительной, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями или педагогами.
Понимая степень занятости родителей, также используются такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Почта доверия», выпуск бюллетеней, мини журналов. Для всех членов семьи предоставляется возможность с помощью короткой записки высказать свои сомнения по поводу развития ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п.
Благодаря налаживанию сотрудничества педагогов и родителей постепенно определяется ведущая проблема в семье, которую взрослые считают наиболее важной причиной, мешающей им заниматься с ребенком. Затем показываются возможности ее решения. Как правило, именно эта причина вызывает ведущее нарушение в структуре педагогического процесса, которое выражается в виде выпадения или дисфункции какого-либо компонента воспитания.