Проверка трудового законодательства прокуратурой что проверяют
Как прокуратура проверяет зарплаты и условия труда ваших сотрудников
Прокуратура продолжает отправлять рабочие группы для проверок зарплат и условий труда в компаниях. В первую очередь проверки коснулись тех организаций, на которые поступали жалобы от работников и других лиц. Но даже если претензий нет, компаниям следует озаботиться возможными визитами госорганов и проверить кадровые документы. Подробности читайте далее.
Заработная плата
В первую очередь проверьте, все ли сотрудники получают зарплату не ниже МРОТ. Также напоминаем про необходимость каждый год индексировать суммы заработка работников вашей организации, это касается все работодателей без исключения. Прокуратура будет проверять локальные документы компании на предмет соблюдения порядка индексации (п. 2.5.2 приказа Генпрокуратуры от 15.03.2019 № 196).
Специалисты Lexintel уточняют, что работодатель может использовать и другие методы повышения уровня зарплаты своих сотрудников, кроме индексации. Например, периодически повышать должностные оклады и выплачивать премии.
Санкции: компании, в которых выявлены нарушения, будут оштрафованы на сумму до50 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП).
Наличие долгов по зарплате
Проверяющие контролируют и то, вовремя ли работодатель выплачивает зарплату сотрудникам. Если в локальных документах заявлены одни сроки, а по факту зарплату задерживают, то работодателю не избежать штрафов. Более того, проверяющих интересует не только сам факт задержек, но и их причины. Если выяснится, что руководитель не выплачивал зарплату вовремя в своих личных целях, то это основание подать на него в суд.
Санкции: за наличие задержки прокуратура направит информацию в Роструд, который в свою очередь оштрафует компанию на сумму от 30 000 до 100 000 р. (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП). Руководителю, задерживающему выплаты в своих корыстных целях, грозит штраф в размере 120 000 р. и даже отстранение от работы на 1 год, принудительные работы на 2 года или заключение в тюрьму на 1 год (п. 1 ст. 145.1 УК).
Условия труда
Напоминаем, что законодательство устанавливает обязанность для всех работодателей проводить спецоценку условий труда своих сотрудников. Подробнее читайте в этой статье. Если в вашей компании спецоценка еще не проводилась, то рекомендуем озаботиться этим вопросом как можно скорее. Кроме того, проверяющие будут заинтересованы в том, доплачивают ли работникам за вредные условия труда и проходят ли сотрудники медосмотры (ст. 213 ТК, п. 2.6 приказа № 196). Неиспользованные отпуска за несколько лет также являются нарушением.
Санкции: обо всех нарушениях, которые выявят проверяющие, будет сообщено в Роструд. Представители трудинспекции в свою очередь будут накладывать на компанию соответствующие штрафы: например, до 80 000 р. за отсутствие СОУТ (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП); до 130 000 р. (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП) за непроведение обязательных медосмотров; до 70 000 р. за непредоставление отпуска более двух лет (ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП).
Подготовиться к любой госпроверке помогут специалисты Lexintel. Аудит кадровой документации, спецоценка, помощь в вопросах охраны труда. Оставляйте заявку прямо сейчас.
Приказ Генпрокуратуры России от 15.03.2019 N 196 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан»
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 15 марта 2019 г. N 196
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
В целях повышения результативности надзора в сфере конституционных прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на отдых, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним транспортным и военным прокурорам, прокурору комплекса «Байконур» принять дополнительные меры к усилению надзора за соблюдением трудового законодательства.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним транспортным и военным прокурорам, прокурору комплекса «Байконур» обеспечить надлежащую организацию надзора за исполнением положений Трудового кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, для чего в соответствии с компетенцией:
2.1. Осуществлять на постоянной основе сбор, обобщение, анализ и оценку информации, характеризующей состояние законности в сфере трудовых отношений.
2.2. Сформировать при прокуратуре субъекта Российской Федерации межведомственную рабочую группу с участием региональных органов власти, территориальных подразделений правоохранительных и контролирующих органов, профсоюзных объединений и объединений работодателей, на заседаниях которой определять согласованные действия по защите трудовых прав граждан, уделяя повышенное внимание вопросам полноты и своевременности выплаты вознаграждения за труд, охраны труда, защиты от безработицы, противодействия созданию профсоюзных организаций и неправомерного вмешательства в их деятельность.
Продолжить взаимодействие с созданными в субъектах Российской Федерации региональными межведомственными комиссиями и рабочими группами муниципальных образований по снижению неформальной занятости. Выявлять организации и индивидуальных предпринимателей, уклоняющихся от оформления трудовых отношений с гражданами, выполняющими трудовые функции, либо заключивших с работниками гражданско-правовые договоры с целью скрыть фактические трудовые отношения.
2.3. Инициировать принятие региональных законов, устанавливающих ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях, осуществляемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
2.4. Периодически проверять полноту принятых органами Роструда, Росстата, ФССП России, ФНС России, Росреестра мер при реализации установленных федеральным законодательством функций и полномочий в отношении работодателей, в том числе имеющих просроченную задолженность по заработной плате, арбитражных управляющих организаций-банкротов, не погасивших указанную задолженность.
2.5. При проведении проверок уделять особое внимание вопросам соблюдения прав граждан на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.
2.5.1. Обеспечить изучение проектов региональных и муниципальных нормативных правовых актов о финансировании заработной платы работников бюджетной сферы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации, предусматривающего повышение заработной платы работникам названной категории.
При проверке региональных и муниципальных нормативных правовых актов, а также локальных нормативных актов работодателей обращать внимание на их соответствие законодательству в части установления заработной платы в размере не ниже минимального размера, определенного федеральным законом или региональными соглашениями, выплат компенсационного и стимулирующего характера, соблюдения предусмотренного в соответствии с трудовым законодательством соотношения между выплатами управленческому персоналу и работникам организации.
2.5.2. Проверять сообщения об отсутствии в локальных нормативных актах, коллективных договорах, соглашениях порядка индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, о невыполнении работодателями обязательств по коллективному договору, соглашению в части индексации заработной платы.
2.5.4. Выявлять организации, уклоняющиеся от подачи в органы Росстата сведений о просроченной задолженности по заработной плате, а также работодателей, не подпадающих под статистическое наблюдение, но имеющих такую задолженность.
2.5.5. С привлечением соответствующих специалистов территориальных органов МВД России и ФНС России, сотрудников финансовых и экономических подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации изучать документы бухгалтерского учета и документы о зачислении средств на банковские счета и их расходовании для подтверждения фактов невыплаты в установленный срок заработной платы и наличия у работодателей в этот же период достаточных для такой выплаты денежных средств на банковских счетах или кассовой наличности, а также выявления признаков преднамеренного банкротства либо хищения принадлежащих организации и индивидуальному предпринимателю денежных средств и имущества.
2.5.6. В организациях-банкротах, имеющих просроченную задолженность по заработной плате перед работниками (бывшими работниками), проверять исполнение арбитражными управляющими законодательства в части включения в реестр требований кредиторов суммы указанной задолженности, взыскания дебиторской задолженности, возврата незаконно отчужденного имущества должника, недопущения искусственного затягивания процесса его реализации, соблюдения очередности удовлетворения требований кредиторов, ведения установленных законом учета и отчетности.
2.6. Обращения и информацию о непринятии руководителем организации, индивидуальным предпринимателем мер по обеспечению безопасных условий труда направлять в инспекцию для рассмотрения либо проведения соответствующих проверок.
Обращать внимание инспекции на необходимость в ходе проверки выяснять, выполняются ли требования законодательства в части проведения специальной оценки условий труда, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, обучения требованиям правил охраны труда и проведения медицинских осмотров, соблюдения порядка расследования несчастных случаев на производстве, предоставления гарантий работникам, осуществляющим трудовые функции во вредных условиях труда.
2.7. Мерами прокурорского реагирования обеспечить исполнение законодательства о занятости населения, в том числе о квотировании рабочих мест для инвалидов, соблюдение прав граждан на бесплатное содействие в трудоустройстве, профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование, получение мер социальной поддержки на период поиска подходящей работы.
2.7.1. Проверять выполнение работодателями требований федерального законодательства о содействии в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации.
Давать правовую оценку фактам неисполнения органами службы занятости законодательства в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, нецелевого использования либо хищения выделенных бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.
2.7.2. Особое внимание уделять вопросам оказания лицам предпенсионного возраста государственных услуг в сфере занятости, касающихся информирования о положении на рынке труда в регионе, содействия в поиске подходящей работы, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, содействия их самозанятости.
Держать на контроле ситуацию с выплатами лицам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного образования по направлению органов службы занятости, материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице, пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.
2.8. При проявлении социальных протестов (митингов, забастовок, голодовок), вызванных действиями либо решениями работодателей о массовых увольнениях работников, сокращении штата, невыплате или снижении заработной платы, организовывать проверки исполнения законов с привлечением органов контроля.
Незамедлительно направлять в управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах информацию о проведении указанных акций протеста.
2.9. По фактам нарушений, выявленных при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением трудовых прав граждан, безотлагательно применять необходимые для восстановления законности, прав граждан и привлечения виновных должностных лиц к установленной ответственности меры прокурорского реагирования.
3. Обеспечить при наличии оснований подачу в суд исков (заявлений) в защиту трудовых прав граждан, а также привлечение к административной ответственности виновных лиц (в том числе арбитражных управляющих организаций-банкротов, имеющих задолженность по заработной плате). Проверять законность судебных актов по делам указанных категорий, инициированным прокурором.
Контролировать своевременность принятия службой судебных приставов принудительных мер по исполнению требований исполнительных документов, обеспечив реальное исполнение судебных решений, вынесенных по искам (заявлениям) прокуроров, и оперативное поступление информации о сумме погашенной задолженности по заработной плате.
4. В порядке уголовно-процессуального законодательства решать вопрос о необходимости организации проверки по сообщениям о невыплате заработной платы и производственном травматизме, о выполнении работы под угрозой причинения вреда здоровью, об использовании рабского труда, о торговле людьми в целях их эксплуатации, о необоснованном отказе в приеме на работу или необоснованном увольнении беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, а также лица, достигшего предпенсионного возраста, о выявлении признаков преднамеренного банкротства организаций, имеющих просроченную задолженность по зарплате, либо хищения принадлежащих им денежных средств и имущества.
Осуществлять надзор за исполнением следственными органами и органами дознания норм, касающихся приема, регистрации и разрешения сообщений указанной категории, а также за процессуальной деятельностью названных органов.
6. Участвуя в судебных стадиях уголовного судопроизводства, способствовать постановлению законного и обоснованного приговора, в том числе в части, касающейся гражданских исков потерпевших (работников, бывших работников); по делам о невыплате зарплаты и нарушении охраны труда при наличии оснований ориентировать суды на применение к подсудимым дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.
7. При выявлении системных нарушений, допущенных правоохранительными органами при применении норм уголовно-процессуального законодательства и законодательства об оперативно-розыскной деятельности, проводить координационные совещания руководителей правоохранительных органов, на которых вырабатывать согласованные меры по устранению подобных фактов.
8. Территориальным, транспортным и военным прокуратурам наладить между собой постоянное оперативное информационное и практическое взаимодействие.
По фактам невыплаты зарплаты в случаях, когда органы управления организации, арбитражный управляющий, обособленное подразделение организации расположены в других субъектах Российской Федерации и (или) граждане из других регионов привлекаются к работе вахтовым методом, своевременно направлять в соответствующую прокуратуру с учетом ее компетенции и поднадзорности информацию о выявленных нарушениях закона и подтверждающие документы.
При непринятии мер реагирования в рамках компетенции прокуратурой иного субъекта Российской Федерации информировать об этом управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральном округе, контролирующее ее деятельность.
9. Деятельность подчиненных прокуроров с учетом их функциональных обязанностей оценивать исходя из своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных законом полномочий в целях устранения нарушений закона, восстановления прав, привлечения виновных к ответственности.
11. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства с участием остальных перечисленных в пункте 10 подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации разработать и направить в нижестоящие прокуратуры типовую схему, содержащую единые требования к формированию докладных записок и перечень подлежащих освещению в них вопросов, учитывающих специфику направлений деятельности органов прокуратуры.
13. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства об итогах работы по исполнению приказа в истекшем году докладывать первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации.
14. Считать утратившими силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 06.07.2000 N 107/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности»; положения пунктов 1.1, 1.3 указания Генерального прокурора Российской Федерации от 08.06.2015 N 287/7 «Об усилении прокурорского надзора в условиях неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов», касающиеся организации надзора в сфере соблюдения трудовых прав граждан.
15. Опубликовать приказ в журнале «Законность» и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
16. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры, советникам, старшим помощникам по особым поручениям Генерального прокурора Российской Федерации, помощникам по особым поручениям заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам, которым его содержание довести до сведения подчиненных работников.
Как проходит проверка трудовой инспекции
Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке? В целом — соблюдение норм трудового законодательства. В частности — кадровую документацию, выплаты заработной платы и отпускных, условия труда и выполнение требований ОТ.
Нормы законодательства
Руководители организаций-работодателей должны представлять, к чему готовиться при проверках Государственной инспекции труда (ГИТ), какие у инспекторов ГИТ есть права и обязанности, отталкиваясь от следующих законодательных актов:
Основания для надзорных мероприятий
Для понимания причин интереса ГИТ к работе организации следует помнить то, какими бывают трудовые проверки, а именно: плановые и внеплановые.
Основания для планового контроля:
Основания для внепланового визита инспектора:
Как часто происходят плановые проверки
Проводятся раз в 3 года, а их график на текущий год утверждается не позднее декабря предыдущего года. График публикуется на сайтах Роструда и Генпрокуратуры РФ. Такая частота даёт ответ на вопрос, за какой период проверяет трудовая инспекция — за последние 3 года.
С 01.01.2016 сроком на 3 года были введены «надзорные каникулы» — мораторий на проведение плановых неналоговых надзорных мероприятий субъектов малого бизнеса. Законом №480-ФЗ от 25.12.2018 они были продлены на 2019 и 2020 годы. Организациям, отнесённым статьёй 4 закона №209-ФЗ от 24.07.2007 года к субъектам малого предпринимательства, плановая проверка трудовой инспекции в 2020 году не грозит. Исключения: этот мораторий не действует в отношении компаний, род работы которых связан с социальным обслуживанием, здравоохранением, образованием, теплоснабжением, электроэнергетикой (ст. №21.5 закона №294-ФЗ), и со сферами деятельности, в которых введён риск-ориентированный подход. Полный перечень таких исключений приводится в ст. 1 закона №480-ФЗ.
Кроме того, мораторий не действует в отношении организации, которая в течение трех лет допускала грубые нарушения или лишалась какой-либо лицензии.
Как долго длятся проверки
Продолжительность инспекции ГИТ регламентирована, а максимальный срок плановой проверки трудовых инспекторов зависит от вида проверяемой организации:
Ответ на вопрос о том, каков максимальный срок трудовой проверки внепланового характера в случаях микропредприятий и субъектов малого бизнеса, дан — ограничиваются общим сроком в 20 дней.
Как происходят проверки
Законом определена последовательность действий проверяющих:
Плановые
Инспектор ГИТ обязан уведомить организацию не позднее чем за 3 дня до даты начала плановой проверки, которые бывают:
Внеплановые
Инспектор ГИТ обязан уведомить организацию не позднее чем за 24 часа до начала внеплановой проверки. Однако, если она проводится на основании жалобы работника организации о нарушении работодателем его трудовых прав или требований трудового законодательства, что привело к появлению угрозы жизни и здоровью работников, то согласно ч.9 ст. 360 ТК РФ уведомление работодателя о планируемом посещении инспекторами не допускается. Изложенные в заявлении факты — это то, что проверяет трудовая инспекция по жалобе работника — и более ничего, что выходит за данные рамки.
Инспекторы ГИТ не имеют права требовать:
Документы, которые интересуют проверяющих
При проведении контрольных мероприятий инспекторы ГИТ пользуются контрольными листами — их можно изучить целиком в статье «Подготовьтесь к проверке, используя проверочные листы ГИТ по кадровым вопросам»
Результаты проверок
По результатам проверки ГИТ в 2 экземплярах составляется акт (для ГИТ и для проверяемой организации). Форма акта утверждена Минэкономразвития. Акт составляется немедленно после окончания мероприятия, но инспектор вправе издать этот акт в течение максимум 3 рабочих дней. Если выявлены нарушения, то к акту прилагается предписание по их устранению с указанием сроков исполнения. В случае, когда нарушения носят серьезный характер или нарушены сроки исполнения выданного предписания, инспектор ГИТ составляет протокол об административном нарушении и постановление о назначении административного наказания в виде штрафа. Работодатель вправе немедленно узнать результаты проверки трудовой инспекции, после чего у него имеется 15 дней на подачу на имя вышестоящего должностного лица проверяющей ГИТ своих возражений или 10 дней на судебное обжалование.
Самопроверка
Роструд внедряет систему самопроверок исполнения трудового законодательства (см. Письмо Роструда от 07.03.2018 N 837-ТЗ). В приказе даются методические рекомендации по проведению самопроверки с помощью сервиса «Электронный инспектор», а также форма акта.
Проверка трудовой инспекции: что это и как проходит
Как бизнесу подготовиться к проверке и избежать штрафов
Виктор Подгорский
Трудовая инспекция может прийти к работодателю и проверить, как он соблюдает права работников и трудовое законодательство. Если при проверке найдут нарушения, работодателя могут оштрафовать на сумму до 200 000 ₽ или даже запретить работать.
Рассказываем, что проверяет трудовая инспекция и как подготовиться к проверке, чтобы избежать штрафов и других негативных последствий.
Статья будет полезна ИП с сотрудниками, руководителям компаний и специалистам по персоналу.
Что проверяет трудовая инспекция
Государственная инспекция труда, сокращенно — ГИТ, проверяет, как работодатели соблюдают Трудовой кодекс и правила охраны труда: верно ли оформляют документы, есть ли задержки в выплате зарплаты и в каких условиях трудятся работники.
Если инспекция найдет нарушения, то выпишет работодателю предписание, по которому он обязан будет их устранить. Если проигнорировать предписание, инспекторы придут снова и накажут строже.
Проверить работодателя могут двумя способами: запросить документы или приехать по юридическому адресу. В первом случае это называют документарной проверкой, во втором — выездной.
Документарная проверка. В этом случае трудовой инспектор не приезжает в компанию, а запрашивает документы удаленно. Работодатель должен прислать нужные документы по эл. почте, обычной почтой, курьером или самостоятельно привезти по адресу трудовой инспекции.
Документы нужно отправить в течение 10 рабочих дней. Оригиналы отправлять не обязательно, достаточно заверенных копий с подписью ИП, руководителя компании или доверенного лица.
Если предоставленной информации недостаточно, трудовая пришлет официальный запрос на предоставление дополнительных сведений. Эти документы нужно также отправить за 10 рабочих дней. В случае если трудовую инспекцию не убедят документы, назначат выездную проверку.
Выездная проверка. При выездной проверке инспекторы приедут на место работы: в офис, больницу, школу или на завод.
Например, на работодателя поступила жалоба о том, что в компании по производству красок сотрудникам не выдают рабочую обувь. Проверяющие приедут на производство, посмотрят, в каких условиях работают сотрудники, и могут задать им уточняющие вопросы.
Обе проверки могут проходить как в плановом режиме, так и во внеплановом.
Плановая проверка. Ежегодно Роструд публикует план проверок, где указывает тех работодателей, к которым придут проверяющие. О такой проверке работодателям напоминают за три рабочих дня.
Плановые проверки проводят в зависимости от присвоенной работодателю категории риска.
Чем выше риск работодателя, тем чаще его проверяют:
Если работодателя относят к категории низкого риска, то плановых проверок не проводят. К таким работодателям могут приехать только с внеплановой проверкой.
Внеплановая проверка. Причин для внеплановой проверки может быть две:
В этом случае работодателя должны уведомить не позднее чем за сутки до начала проверки. Исключение — если жизни и здоровью сотрудников угрожает опасность.
Причины жалоб сотрудников в трудовую инспекцию
За что сотрудники чаще всего жалуются на работодателя:
Другая популярная причина внеплановой проверки: работодателю уже выписали предписание, а он не устранил нарушения в срок. О том, что такое предписание и в какие сроки нужно устранять нарушения, расскажем дальше.
В отличие от плановых, внеплановых проверок может быть сколько угодно. Если на работодателя поступают жалобы, ГИТ приедет снова.
Какие документы проверяет трудовая инспекция
В законе нет точного списка документов, которые требуют инспекторы при проверке. Это могут быть любые документы по кадрам и охране труда за любой период.
В приказе о проведении проверки указывают список документов, которые понадобятся. Их нужно привести в порядок и подготовить заранее.
Пример того, что может запросить ГИТ:
Если тема проверки — требования по охране труда, инспекторы могут запросить, например, журнал регистрации инструктажа на рабочем месте или протоколы проверки знаний требований охраны труда работников.
За что трудовая инспекция накажет работодателя
Расскажем о наиболее частых нарушениях, за которые может наказать трудовая инспекция.
Задержка зарплаты. По трудовому договору работодатели обязаны выплачивать зарплату не реже чем дважды в месяц и присылать расчетный листок. Исключение — сдельная оплата, при которой работодатель платит по факту выполненной работы.
Неполный пакет документов. Работодатели обязаны правильно оформлять документы на всех этапах отношений с сотрудниками. Если работодатель не заполнил хоть один из них — это нарушение. Например, если при приеме на работу сотрудника, переводе или увольнении не оформили соответствующие приказы.
Неправильный вид трудового договора. Если неправильно закрепить рабочие отношения с сотрудником и он пожалуется — это повод для проверки. Например, компания оформила сотрудника по договору ГПХ, а по факту требует от него быть в офисе с 9 до 18, соблюдать дресс-код и рабочую дисциплину.
Отсутствие индексации зарплаты. Если сотрудник работает давно, а зарплата не меняется, для трудовой инспекции это повод провести проверку. По закону все работодатели должны индексировать зарплаты сотрудников, но как часто — на усмотрение работодателя, в соответствии с локальным нормативным актом.
Работодатель не индексировал зарплаты и проиграл суд
Инспекторы ГИТ пришли с проверкой к работодателю и выяснили, что он не индексирует зарплаты сотрудникам. За такое нарушение ему выписали предупреждение.
Директор компании не согласился с таким решением и обратился в суд. По его словам, он применял альтернативный способ мотивации сотрудников: платил надбавку за сложность и напряженность.
Суд постановил, что индексация оклада должна быть обязательно, независимо от дополнительных выплат. Предупреждение ГИТ оставили в силе.
Нет графика отпусков. По закону каждый сотрудник должен ежегодно ходить в отпуск. Для этого заранее составляют график отпусков. Если такого нет у работодателя и ему нечем подтвердить, что сотрудники отдыхают, это нарушение.
Неполный расчет при увольнении. В последний день работы сотрудника работодатель обязан подготовить и выдать все необходимые документы при увольнении, а также полностью его рассчитать.
К выплатам при увольнении относятся:
Задерживать расчет нельзя. Если в последний день сотрудник не работал, например по болезни, выплатить деньги нужно не позднее следующего дня после того, как он прислал письменное требование о расчете.
Права работодателей при проверке
По закону работодатель имеет право:
Во время проверки не обязательно должен быть руководитель компании. Помимо него контролировать процесс проверки может сотрудник с доверенностью.
Как проходит выездная проверка трудовой инспекции
Плановые и внеплановые выездные проверки проходят по одному сценарию, за исключением некоторых нюансов.
Расскажем об этом подробнее.
Работодателя уведомляют о проверке. Проверку проводят на основании распоряжения или приказа. Приказ издает руководитель инспекции или другое должностное лицо, например заместитель руководителя. В приказе указывают конкретных сотрудников, которые будут проводить проверку. Люди, которые не указаны в приказе, не могут приходить с проверкой в компанию и смотреть документы.
Что должно быть в приказе:
Уведомить работодателя могут по эл. почте или заказным письмом по юридическому адресу.
Трудовые инспекторы приезжают и проводят проверку. Перед тем как допускать проверяющих, работодатель имеет право убедиться, что пришли те люди, которые указаны в приказе. Для этого инспекторы предъявляют свои удостоверения, а работодатель может сверить данные с указанными в приказе.
На общих основаниях срок проверки не может превышать 10 рабочих дней. Но есть исключения: для микропредприятий — от 15 до 40 часов, для малого бизнеса — до 50 часов.
У инспекторов есть ограничения, которых они должны придерживаться при проведении проверки.
Инспекторы не имеют права:
Работодатель может пожаловаться на незаконные действия инспектора: написать письмо руководителю трудовой инспекции или подать жалобу через интернет.
Например, можно оставить жалобу на сайте госуслуг.
Инспекторы оформляют результаты проверки. По окончанию проверки инспекторы должны составить акт с результатами в двух экземплярах.
Что указано в акте:
По желанию работодателя акт могут отправить в электронном виде с цифровой подписью трудовой инспекции.
Если работодатель отказывается принимать и подписывать свой экземпляр акта, ему отправляют его заказным письмом по юридическому адресу с уведомлением о вручении.
Работодателю выдают предписание. Предписание — это документ, где указывают нарушения, которые нашли у работодателя, и срок, в который их нужно устранить. Если компания не исправит нарушения в указанный срок, инспекторы придут снова и смогут выписать штраф и даже запретить работать.
Если работодатель согласен с нарушениями, но считает, что в указанный срок не получится их исправить, можно продлить срок предписания.
Как продлить срок предписания
Закон позволяет работодателю увеличить срок на устранение нарушений, которые выявила проверка. Для этого нужно подготовить и отправить ходатайство в ту трудовую инспекцию, которая выписала предписание.
Единой формы ходатайства нет, поэтому его можно написать в свободной форме.
Какая информация должна быть в ходатайстве:
Ходатайство можно отправить по эл. почте или обычной почтой, главное — соблюсти установленный срок: трудовая инспекция должна получить его не позднее чем за 5 рабочих дней до конца срока предписания.
ГИТ рассматривает ходатайство в течение 3 рабочих дней с даты получения ходатайства, затем отправляет свое решение.
Советуем отправить 2 экземпляра: один трудовая оставляет себе, второй присылает обратно с уведомлением о получении. С этой даты и начинается ожидание ответа.
Как обжаловать результаты проверки
У работодателя есть право обжаловать предписание трудовой инспекции, если он не согласен с ним. Сразу в суд идти нельзя: сначала нужно подать досудебную жалобу.
Что указать в жалобе:
Подать жалобу можно через портал госуслуг, через сайт Онлайнинспекция.рф, отправить на эл. почту трудовой инспекции или бумажным письмом с уведомлением.
Сделать это нужно в течение 10 календарных дней с того дня, когда выписали предписание. Трудовая инспекция будет рассматривать жалобу в течение 20 рабочих дней и может запросить дополнительные документы.
Как наказывают за нарушение трудового законодательства и охраны труда
В КоАП РФ перечислены штрафы и санкции, которые могут быть за нарушения прав сотрудников. Мы составили таблицу с наиболее частыми видами нарушений трудового законодательства и охраны труда и наказаниями за них.
Нарушение | Как накажут | Повторное наказание | Основание |
---|---|---|---|
Работодатель не хочет оформлять трудовой договор или оформил неправильно | ИП — штраф от 5000 до 10 000 ₽ |
Должностные лица — штраф от 10 000 до 20 000 ₽
Компании — штраф от 50 000 до 100 000 ₽
Должностные лица — дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
Компании — штраф от 100 000 до 200 000 ₽
Должностные лица — штраф от 10 000 до 20 000 ₽
Компании — штраф от 30 000 до 50 000 ₽
Должностные лица — штраф от 20 000 до 30 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
Компании — штраф от 50 000 до 100 000 ₽
Должностные лица — штраф от 1000 до 5000 ₽
Компании — штраф от 30 000 до 50 000 ₽
Должностные лица — штраф от 10 000 до 20 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
Компании — штраф от 50 000 до 70 000 ₽
Должностные лица — штраф от 5000 до 10 000 ₽
Компании — штраф от 60 000 до 80 000 ₽
Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
Компании — штраф от 100 000 до 200 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток
Должностные лица — штраф от 15 000 до 25 000 ₽
Компании — штраф от 110 000 до 130 000 ₽
Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
Компании — штраф от 100 000 до 200 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток
Должностные лица — штраф от 20 000 до 30 000 ₽
Компании — штраф от 130 000 до 150 000 ₽
Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
Компании — штраф от 100 000 до 200 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток
Должностные лица — штраф от 2000 до 5000 ₽
Компании — штраф от 50 000 до 80 000 ₽
Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет