Процесс перехода переноса чего то внешнего во внутренний вторичный план психического отражения

Основы функции психики. Особенности психического отражения — Учебная дисциплина «Общая психология». Шпаргалки

Основные функции психики

Основные функции и различные проявления психики способствуют тому, что человек может слышать, понимать и чувствовать. В течение всей жизни психика может меняться в зависимости от полученных знаний и информации.

Основные функции психики позволяют привыкнуть к определенным условиям, обучаться, развиваться, иметь возможность общаться, а также, если нужно, то и выживать. Все составляющие психики имеют связь и объединяются в целостный механизм, который позволяет взаимодействовать с окружающей средой. Как и любая другая система, психика человека имеет структуру, динамику и организацию.

Структура и основные функции психики

Уже достаточно много времени, как люди обнаружили, что кроме окружающей видимой обстановки существует и внутренний мир, который позволяет выражать чувства, желания, делиться воспоминаниями и мечтать.

Основные функции психики человека мы рассмотрим ниже.

Отражательная функция психики

Эта функция может изменяться и модернизироваться в течение жизни. Ежедневно на человека действует огромное количество факторов, которые отражаются на психике. Стоит учитывать то, что конкретное явление может иметь совершенно разное действие, которое зависит от времени и условий воздействия. В психике отражается наиболее правильное понимание окружающего мира. Все образы, которые возникают в голове у человека, это определенные копии реально существующих предметов и событий. При помощи отражения человек может воспроизводить и изменять полученные объекты.

Всего существует 3 формы отражения:

Отражательная функция – активный процесс, который помогает определить и выбрать подходящий способ действия в конкретной ситуации. Действия человека прекрасно отражают окружающую ситуацию, а так же они имеют возможность преобразовать ее в процессе деятельности.

Регулятивная функция психики

Благодаря психике человек не только обладает способностью отражать влияние на него окружающего мира, а и регулировать процесс его восприятия, который определяет деятельность, реакции и поведение. Благодаря этому человек понимает необходимые мотивы и потребности, а также ставит перед собой цели и задачи. Кроме этого психика способна вырабатывать способы и возможные приемы для достижения той или иной цели. Поведение человека определяется, как внешняя форма проявления психики.

Из-за своей противоречивости регулятивная функция может выступать в двух формах:

Познавательная функция психики

Эта функция помогает человеку адаптироваться и ориентироваться о любой ситуации, которая позволяет осмыслить все ее стороны и реалии. Психика способствует тому, что он может привыкнуть к любой случившейся ситуации. Кроме этого человек имеет возможность принимать себя, как отдельную личность, со всеми индивидуальными и психологическими чертами, благодаря которым он может стать частью социума, а точнее конкретного общества или группы. Психика человека – сложная система, в которой все составляющие элементы иерархически организованы и изменчивы.

II. Понятие психики. Основы функции психики. Особенности психического отражения.

Психология как наука

I. Определение психологии как науки

Психология – это наука о психических процессах, психических состояниях и психических свойствах индивида. Она изучает закономерности развития и функционирования психической деятельности человека.

II. Понятие психики. Основы функции психики. Особенности психического отражения.

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности

1) психика — это свойство только живой материи; 2) главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир.

2. Психическое отражение – это: 1) активное отражение мира; 2) при психическом отражениипоступающая информация подвергается специфической обработке, и на ее основе создается психический, т. е. субъективный по своей природе и идеалистический (нематериальный) по своей сути образ, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира; 3) это всегда субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.

Психика – это субъективный образ объективного мира.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика – это «субъективный образ объективного мира».

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение – полноценную деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психическое отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

· оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;

· сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

· психическое отражение углубляется и совершенствуется;

· обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

· преломляется через индивидуальность человека;

· носит опережающий характер.

Важнейшей функцией психики является регуляция поведения и деятельности,благодаря чему человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность его преобразования в процессе целенаправленной деятельности. Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если они правильно отражаются субъектом.

III. Свойства психики (психического отражения).

1. Активность.Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно связано с поиском и выбором адекватных условиям способов действий, это активный процесс.

2. Субъективность.Другой особенностью психического отражения является его субъективность: оно опосредовано прошлым опытом человека и его индивидуальностью. Это выражается прежде всего в том, что видим мы один мир, но предстает он для каждого из нас по-разному.

3. Объективность. В то же время психическое отражение дает возможность строить «внутреннюю картину мира», адекватную объективной реальности, и здесь необходимо отметить еще одно свойство психического – его объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира. Критерием правильности является практическая деятельность, в которой психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается.

4. Динамичность. Процесс, называемый психическим отражением, имеет свойство претерпевать со временем значительные изменения. Меняются условия, в которых действует индивид, меняются сами подходы к преобразованиям. Не следует забывать и о том, что каждая личность обладает яркими индивидуальными характеристиками, собственными желаниями, потребностями и стремлением к развитию.

5. Непрерывность. Психическое отражение – процесс непрерывный.

6. Опережающий характер. Еще одной важной особенностью психического отражения является его опережающий характер, оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека, что позволяет принимать решения с определенным временно-пространственным опережением в отношении будущего.

IV. Структура психики человека (формы психического отражения).

Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

1. Психические процессы –динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции.

1) Познавательные психические процессы: ощущение и восприятие, представление и память, мышление и воображение;

2) Эмоциональные

психические процессы: активные и пассивные переживания;

3) Волевыепсихические процессы: решение, исполнение, волевое усилие и т.д.

2. Психическое состояние –относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются:

1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности,

2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.).

3) творческое состояние личности, которое называют вдохновением.

3. Психические свойства человека – устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

V. Психика и особенности строения мозга.

Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он непродуктивен. Тревожные опасения правого, очевидно, действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать, а не витать в эмпиреях.

Каждое полушарие вносит свой вклад: правое лепит образ, а левое подыскивает для него словесное выражение, что теряется при этом (вспомним тютчевское: «Мысль изреченная есть ложь») и что приобретается, как происходит взаимодействие полушарий при обработке «правды природы» в «правду искусства» (Бальзак).

Источник

Психология познания: методология и методика познания (3 стр.)

Исторически вторым представлением о предмете психологии выступили явления сознания как некоторые составляющие элементы внутреннего, ментального, переживаемого человеком мира. Человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Согласно новому подходу, именно такие феномены следует изучать психологической науке, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения.

Становление данного подхода, а с ним и психологической науки, относится к XVIII в., когда в Европе наступил период господства причинно-следственного мировоззрения, образцом которого является строгий линейный детерминизм физической картины мира И. Ньютона (1643–1727). Есть причина, значит существует законом обусловленное, т. е. обозначенное, следствие. Все в мире строго детерминировано, а потому доступно объективному экспериментальному изучению.

К истокам новой, эмпирической, физиологической, ассоциативной, экспериментальной психологии относятся исследования Г. Г. Фихнера (1801–1887), Г. Эббингауза (1850–1909), В. Вунда (1832–1920), Ф. Гальтона (1822–1911) и многих других специалистов в области физиологии, астрономии, математики. В новую психологическую практику введен аппарат математики и математической статистики. Разрабатываются основы психологического эксперимента. В 1879 г. в Лейпциге открыта первая в мире лаборатория физиологической психологии. Психология бурно развивается и распространяется в развитых странах мира, поскольку демонстрирует свою практическую самостоятельность в понимании и решении многих социально значимых проблем, связанных с обучением, развитием, самовоспитанием и поведением личности в обществе.

В то же время остается нерешенной проблема о недостаточной определенности понятия «сознание» как предмета новой психологии, которая остается в значительной мере описательной, нечеткой, а значит, допускающей возможность неоднозначной, субъективной трактовки. Это не соответствует канонам классической позитивной науки, каковой стремилась стать психология.

Одним из результатов таких сомнений и поисков в научности психологии явились принципиальные изменения в отношении общества к ней, которые связаны с появлением нового научного направления – бихевиоризм, основоположником которого является Д.Б. Уотсон (1878–1958). Он видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей среде. При этом основное место в работах бихевиористов отводилось решению задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. С точки зрения Уотсона, любое поведение человека представляет собой систему реакций на то или иное внешнее воздействие (стимул). Он считал, что на организм человека и животного постоянно воздействуют внешние стимулы, на которые возникает объективная реакция. Их можно планомерно измерять, дозировать, т. е. строго, систематически исследовать, не обращаясь за объяснениями к различным субъективным или психологическим терминам.

Вместе с тем многие «традиционные психологи» высказывают серьезные возражения относительно исходных положений бихевиористского подхода. Поведение и психика, хотя и связаны между собой, но отнюдь не идентичные реальности. Так, при воздействии одного и того же стимула возможно наличие множества реакций. Поведение человека не получает адекватного описания в терминах, что-то существенное происходит внутри самого организма, устанавливая исходную связь стимула и реакции.

Есть известная неоднозначность связи между знанием человека и его поведением. Ученые предполагают, что между внешним стимульным и объективным поведенческим функционирует собственно психика, которая их не просто связывает, а по-особому организует в специфическую реальность, заслуживающую конкретного изучения.

В действительности реализуются более сложные, диалектические отношения, взаимодействия, постоянные взаимопереходы идеального и материального мира и его образа. Для выделения и описания таких взаимосвязанных процессов употребляются два понятия: интериоризация и экстериоризация. Первое означает процесс перехода, переноса чего-то внешнего, материального во внутренний, вторичный план психического отражения, в субъективный образ. Так происходит и с психикой читателя: объективные буквенные и цифровые знаки преображаются, интериоризуются в мысли читающего, им усваиваются и становятся его достоянием.

Процесс экстериоризации заключается в обратном, т. е. в преобразовании субъективного в материальную форму существования.

Исходя из представленной в его сознании идеи человек воплощает ее в объективные знаки: слова, живопись, музыку, архитектуру. Идеальное материализуется и становится доступным для понимания другими людьми. На практике психика существует в некотором пересечении, единстве интериоризации и экстериоризации, во взаимопереходах объективного и субъективного, материального и идеального, в превращении одного в другое.

Учение Декарта дуалистическое, но устанавливает двойственность мира – материальную и духовную действительности.

А в наши дни вопрос: является ли психика продуктом развития материи или она представляет собой нечто иное, не зависящее от материи – есть основной вопрос и камень преткновения для любых ученых.

Психологическая наука и сегодня является основным полем борьбы между материалистами и идеалистами, и, видимо, по мере набора одних групп фактов (открытий) эта борьба будет продолжаться. Едва ли в каком-либо другом учении о мире можно найти такое громадное скопление противоречий: из мертвого (изотопов) – происходит жизнь, из бесчувственного – чувствующее, из слепо действующих причин – цель, из неразумного – разум, из бездушного – дух.

По утверждению современного философского материализма о том, что «труд создал самого человека, труд создал и специфическое человеческое личное решение», можно заметить, что если человек не обладает определенными способностями к музыке, пению и рисованию, то как показывает практика, никакие интенсивные упражнения не помогут ему стать музыкантом, композитором или художником. Есть люди, которые вообще не склонны заниматься никаким видом трудовой деятельности. Однако мышление, подчас весьма развитое, у них существует.

Для подтверждения истинности своих умозаключений материалисты попытались воспользоваться данными такой научной дисциплины, как рефлексология. Рефлексология, или «объективная психология» В.М. Бехтерева, является ничем иным, как прежней эмпирической психологией с присоединением только лишь попытки сведения различных видов душевной деятельности человека к рефлексам. Что же касается рефлексологии И.П. Павлова, то, по его собственному признанию, она является ничем иным, как частной физиологией мозга.

Современная рефлексология пытается построить такую науку, в которой явления душевной жизни должны изучать различные рефлексы, то есть физиологические процессы в первой системе при помощи объективных наблюдений, в том числе и при помощи различных систем тестов. В качестве таковой эта наука не может претендовать на замену науки о душевной жизни человека – психологии.

В связи с этим проводимые исследования показывают, что под ощущение, мысль, сознание нельзя подвести физиологические основы. Нервная система, в особенности мозг, не аппарат чистого представления и познания, а лишь инструмент, предназначенный к действию. Нет никакого смысла изучать физиологию мозга для понимания психики человека. Все демонстрации и объяснения физиологов являются функциями только их мышления, производящего физиологический анализ. Таким образом, проблема отношений психики и материи превращается в проблему отношения мыслительного компонента, именуемого психикой, к другому мыслительному компоненту, именуемому мозгом.

В структуре психики человека можно выделить следующие группы компонентов: психические процессы, состояния и свойства.

К психическим процессам можно отнести самые динамические психические явления, к которым относятся познавательные, эмоциональные и волевые процессы.

К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, внимание, представления, память, воображение, мышление и речь. В них своеобразно отражается человеком окружающий его мир.

Познавая мир, человек не остается бесстрастным наблюдателем. Та сторона отражения предметов и явлений, которая связана с разнообразными человеческими переживаниями, называется эмоциональной сферой психики, а соответствующие психические процессы (удовольствия и неудовольствия, влечение и отвращение и т. д.) называются эмоциональными процессами.

Жизнь человека наполнена множеством разнообразных действий и поступков, связанных с постановкой и достижением целей, принятием решений, преодолением трудностей, умениями в управлении собой, напряжением физических и моральных сил. Все эти явления называются волевыми процессами.

Психические состояния характеризуют психику человека в целом, влияют на динамику и результативность психических процессов, способствуют или затрудняют деятельность человека. Так, трудовое или социальное возбуждение резко поднимает уровень активности, обостряет мышление, внимание, мобилизует волю, благоприятствует выполнению той или иной задачи. И напротив, подавленность, волевая расслабленность и т. п. отрицательно сказываются на действиях и поступках личности. Психические состояния многочисленны и разнообразны: подъем и угнетенность, бодрость и уныние, напряженность и спокойствие и т. п. Они выражают собой психические состояния, которые стабильнее психических процессов, но и они все же, как правило, овладевают личностью лишь на определенные периоды времени. Постоянно повторяясь, некоторые психические состояния нередко становятся типичными, характерными для какого-либо отдельного человека.

Источник

Общее представление о предмете психологии

Задолго до создания психологии как науки, как понятийной системы знаний человек обнаружил, что в его жизни существуют как бы два мира, две похожие и связанные между собой реальности: одна — материальная, объективная, внешняя, от него не зависящая, например большое дерево в соседнем лесу.

Люди и сама жизнь существуют в переменчивом времени и пространстве. Мир динамичен: меняются место действия, время суток, фазы Луны, сезоны года. Человек живет в движении объективного времени: рождается, растет и взрослеет, учится и работает, общается и взаимодействует с другими людьми.

Отчего возможно понимание, осознание человеком изменения пространства и течения времени, выделение из всего этого самого себя и других людей, восприятие хода жизни? Оттого, что кроме объективного мира есть мир отраженный, познаваемый. Это мир внутри личного «Я», многочисленные реалии которого для каждого человека не менее значимы, чем объективные события, само время и бытие. В этом мощь психики.

Любой человек непременно уходит из жизни, но в объективном мире остаются звезды и планеты, моря и деревья, языки и формулы, религии и науки. Остаются другие люди и само человечество как вид, как Homo sapiens — «Человек разумный».

Почему все это доступно пониманию любого из нас? Что такое существование, поведение, бытие в целом? Чем обеспечиваются на-

лопление, систематизация и передача человеческого опыта и существование цивилизаций? Что в человеке направляет его активность, задает отношение к миру и его переживание? Над подобными вопросами рано или поздно задумывается каждый, причем не всегда осознанно, соприкасаясь с тем, что относится к сфере проблем психологии.

Итак, существуют явления внешние, материальные, совершенно неустранимые, например «гроза в начале мая». Но один человек этой грозы панически боится, а другой хрестоматийно «любит» ее (Ф.И. Тютчев). Подобные различия невозможно объяснить, если не согласиться с наличием, помимо внешнего и неоспоримо объективного мира, некой другой, субъективной реальности, i

Сама видовая разумность человека как особого биологического существа на Земле есть категория психологическая и означает прежде всего наделенность человека «сознанием» в качестве высшей формы психологической субъективности, своего рода самостоятельности, «самости», определенной жизненной независимости.

Реально существующий мир, в том числе человек как его составляющая, является, безусловно, целостным, взаимообусловленным. Но традиционно научное познание этого мира шло по пути его искусственного, вынужденного анализа, т.е. условного разложения на составляющие. Изначально целостный мир поделили между собой разные отрасли научного знания: физика, астрономия, химия и др. Но сам объективный мир от этого не перестал быть реально завершенным, самодостаточным, существующим только в органичном единстве всех своих взаимопроникающих аспектов и проявлений. Поэтому, к примеру, убедительные с виду экономические законы становятся недейственными, если они не учитывают конкретный социум. А любые самые правильные дидактические и педагогические принципы не срабатывают, если не опираются на живую и всегда индивидуализированную психику учащихся и педагогов.

Разговор о предмете любой науки только с первого взгляда представляется несколько формальным, академичным, оторванным от нужд и задач жизни и научной практики. В действительности это вопрос не только и не столько методологический, сколько прикладной, глубоко практический. Ведь от того, как формулируется предмет науки, напрямую зависит и то, какими средствами он исследуется, как интерпретируются результаты, как они используются в реальной практике.

Объект подобен миру, тогда как предмет аналогичен какой- либо отдельной, четко обозначенной его схеме, модели, ракурсу, неизбежно ограниченному «повороту» исследования целостного объекта. Например, человек выступает объектом множества отраслей научного знания: антропологии, философии, медицины, психологии и др. Человек как объект изучения неисчерпаем.

Объект — это то реальное, целостное, относительно большое, с чем наука имеет дело, с чем она в действительности работает. Объект беспределен, многоаспектен. Тогда как предмет — это сторона, проекция, аспект объекта, на который непосредственно направлено научное исследование. Понятно, что частные, предметные, аспекты могут и должны перекрещиваться, все более приближая нас к целостному пониманию объекта. i

Само происхождение термина «психология», казалось бы, не несет в себе особых проблем. «Псюхе» по-древнегречески — «душа», из этого следует, что психология — наука о душе. Однако современная научная психология, по всеобщему признанию, не занимается изучением феномена «души». Психология — это наука о психике, психической жизни и психической деятельности. Таким образом, произведена вполне осознанная замена понятий души и психики, которые в современном языке не являются синонимами.

Образно говоря, вначале психология «потеряла душу», затем во многих своих конструкциях она утратила также и самого человека, эту психику производящего. Так что же тогда исследует собственно психология, т.е. что же такое «психика» как предмет науки?

На этот центральный понятийный вопрос стремится ответить вся история существования психологии, самые несхожие ее школы и направления. К тому же вопрос о душе и психике был и остается исконно философским, во многом религиозным, отнесенным к культуре, уровню цивилизации. Он и сейчас стоит перед наукой, присутствует фактически в каждом исследовании, хотя и не всегда отчетливо осознается.

По мнению одного из выдающихся отечественных и мировых психологов XX в. П.Я. Гальперина (1902—1988), в истории науки можно выделить не так уж много подходов, связанных с принципиальным изменением взгляда на предмет психологии. Приведем их краткое описание, учитывая два важных обстоятельства.

Во-первых, за тем, чтб в данном учебнике обсуждается в нескольких строках, в действительности сокрыта напряженная работа многих поколений именитых ученых. За скупыми словами дефиниций и критических замечаний стоят живые человеческие мысли и чувства, находки и потери, людские судьбы. Заинтересованный читатель может убедиться в этом, обратившись к изучению любого первоисточника.

Во-вторых, излагаемый материал нельзя считать сугубо историческим, до конца отработанным. Многое из прошлого опыта является до сего времени эвристичным, т.е. несущим в себе творческий потенциал, предполагающим обдумывание и развитие. Что-то незаслуженно забыто или упрощено до неузнаваемости. К сожалению, в ряде нынешних психологических конструкций легко узнаются определенные предшествующие воззрения. Только они не всегда называются своим исконным именем, например бихевиоризмом или ассоци- анизмом. Они искажаются на понятийном уровне, эклектично объединяются. Такое в современной науке недопустимо.

Итак, хронологически первым, мифологическим были представление о том, что психологии следует изучать душу как некую неоспоримую данность. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, традиционно определяется от V—IV вв. до н.э. до начала XVIII в. При этом существовало множество подходов и трактовок «души», ее проявлений и описаний. Одни из них кажутся современным людям наивными, другие же — поразительно точными.

Достаточно упомянуть таких хрестоматийных мыслителей-эн- циклопедистов, как Платон (427—347 до н.э.), Аристотель (384— 322 до н.э.), Демокрит (460—370 до н.э.), Сократ (469—399 до н.э.), Сенека (4 до н.э.

Однако само базовое понятие души оставалось неопределенным, недоказуемым. Для одних она есть первопричина всего остального мира (классический идеализм), для других — материальное тело по-особому тонкой и подвижной организации (недиалектический материализм). Такие противоборствующие взгляды до сих пор бытуют как некие аксиомы, как выражение мировоззрения автора, не требующее развернутой системы доказательств. Потому и последующие размышления о душе также недоказуемы, сколь бы убедительными они ни казались. Именно глобальность, всеохватность, мифологичность категории души мешала выделению и становлению специальной отрасли научного знания.

Исторически вторым представлением о предмете психологии выступили явления сознания как некоторые составляющие элементы внутреннего, ментального, переживаемого человеком мира. Человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Согласно новому подходу, именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения.

К истокам новой, эмпирической, физиологической, ассоциативной, экспериментальной психологии относятся исследования Г.Т. Фехне- ра (1801 —1887), Г. Эббингауза (1850—1909), В. Вундта (1832— 1920), Ф. Гальтона (1822—1911) и многих других специалистов в области физиологии, астрономии, математики.

Однако остается нерешенной проблема о недостаточной определенности «сознания» как предмета новой психологии. Он продолжает быть в значительной мере описательным, нечетким, а значит, допускающим возможность неоднозначной, субъективной трактовки. Это не соответствует канонам классической позитивной науки, какой стремилась стать психология, а потому вызывает дискуссии.

Одним из результатов таких сомнений в научности психологии и поисков ее принципиально другого предмета явился бихевиоризм, оформившийся в конце XIX — начале XX в. в США. «Behaviour» по-английски — «поведение», оно и стало предметом новой объективной науки.

На организм животного, человека воздействуют конкретные, измеряемые внешние стимулы, на которые возникает объективная

Вместе в тем многие «традиционные» психологи высказывают серьезные возражения относительно некоторых исходных положений бихевиористского подхода. Поведение и психика — это хотя и связанные, но отнюдь не идентичные реальности. При воздействии одного и того же стимула возможно наличие не единственной реакции, а некоторого их набора, чем-то обусловленной системы. И, наоборот, одинаковый ответ иногда получают при наличии различных стимулов. Что-то существенное происходит внутри самого организма, усложняя, опосредствуя исходную двухкомпонентную связь стимула и реакции. Поведение человека не получает адекватного описания в терминах, скажем, «поведения прямой кишки», законов обучения крысы или правил выработки рефлексов у собак.

Есть известная неоднозначность связи между знанием человека и его поведением. В психологии признается, например, что человек нередко смотрит на одно, а видит другое, думает об одном, переживает другое, говорит третье, делает четвертое. Между внешним сти- мульным «входом» и объективным поведенческим «выходом» функционирует собственно психика, которая их не просто связывает, а по-особому организует в специфическую реальность, заслуживающую конкретного изучения. ¦ i

Поэтому остановимся еще на одном подходе к пониманию психики, разрабатывавшемся отечественными психологами в русле философии диалектического материализма в советский исторический период.

Речь не идет о ретроспективной оценке сделанного за несколько десятилетий не одним поколением психологов. В учебнике излагаются лишь основы психологической методологии, построенной на диалектическом материализме. Суть данного понимания психики можно свести к четырем словам, формальное авторство которшл принадлежит В.И. Ленину (1870—1924). Психика— это субъективный образ объективного мира.

Но как всегда в философии, за значением этих слив-терминов стоит многоаспектное смысловое содержание, требующее развернутой трактовки. Сделаем это в форме пяти схематических пунктов. Первым, что вытекает из приведенной формулировки психики, является утверждение ее вторичности, производности по отношению к первичному миру. Это известная материалистическая позиция: материя существовала всегда, а психика есть один из результатов ее развития, движения, одно из свойств материи. Идеалисты придерживаются противоположного мнения. Но для нас важно подчеркнуть, что в фактическом, повседневном функционировании психики дискуссия о ее первичности либо вторичности по отношению к материи, по существу, не имеет никакого смысла.

Хрестоматийно риторический вопрос: что было раньше — курица или яйцо — остается без ответа, поскольку неграмотно сформулирован. Материализм полагает, что если нет отражающего органа — живого мозга, то нет и его субъективного образа. Но это вовсе не означает, что не существует образа мечты, пока человек не реализует его на практике. Высказывающийся человек исходит из принадлежащей ему субъективной мысли и переводит ее в объективное, языковое существование. Получается, что вначале была идея, затем — материя. 1 „ 1

Однако здесь нет места отношениям «начала и конца» в смысле линейного течения времени, нет однонаправленной причинно-следственной связи. В действительности реализуются более сложные, диалектические отношения, взаимодействия, постоянные взаимо- переходы идеального и материального мира и его образа.

Для выделения и описания таких взаимосвязанных процессов в психологии употребляются два понятия: интериоризация и экс- териоризация. Первый означает процесс перехода, переноса чего- то внешнего, материального во внутренний, вторичный план психического отражения, в субъективный образ. Так «работает», например, психика читателя: объективные буквенные знаки преображаются, интериоризуются в мысли читающего. Они усваиваются человеком, становятся его психологическим достоянием.

Процесс экстериоризации заключается в обратном, т.е. в преобразовании субъективного в материальную форму существования. Исходя из представленной в его сознании идеи, человек воплощает ее в объективные знаки: слова, живопись, музыку. Идеальное материализуется и становится доступным для понимания другими людьми. На практике психика существует в некотором пересечении, едип- стве интериоризации и экстериоризации, во взаимопереходах объективного и субъективного, материального и идеального, в превращении, «испарении» одного в другое. Субъективность психики, подчеркнутая в обсуждаемой трактовке, означает также, что образ в определенном философском смысле идеален, т.е. наличествует только в сознании. Мир существует объективно, независимо от отражающего человека. Но психика — это не мир, а его особый образ, который не отделим от производящей его материи мозга и социума. В то же время этот образ не сводится к материи, не исчерпывается описанием мозговых процессов, несомненно обеспечивающих это отражение.

Давно стала хрестоматийной критика взглядов механистического материализма, ярко выраженная еще в трудах Ф. Энгельса (1820— 1895). Он, в частности, писал, что мозг не выделяет мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь. Психическое по определению не сводится к физиологическому, к общеизвестной системе условных и безусловных рефлексов, а образует некую особую, высшую, интегративную реальность.

Один из крупнейших психологов XX в. Ж. Пиаже (1896—1980) отмечал, что самое полное и подробное описание того, что происходит в каждом нейроне головного мозга человека, не объясняет, например, почему в субъективном мышлении человека дважды два равняется четырем. Есть объективный язык материальных мозговых процессов, но существует и субъективный, идеальный «язык психики». Поэтому психика — это некоторое единство, но не тождество (!) материального и идеального, их отношение. Психика не мозг, не тело, не социум и не объективный мир, а их особое свойство. Психический образ отражает окружающий мир, а не деятельность мозга по данному отражению. i

Поэтому человек видит рассматриваемый им предмет не внутри себя, не там, где он физиологически «отпечатался», т.е. в затылочной области коры головного мозга, а в объективном пространстве и во времени. При таком толковании предмета психологии ее нельзя называть наукой об отражательной деятельности мозга. Последнее изучает физиология высшей нервной деятельности — отрасль знания смежная, но не идентичная психологии.

Тогда правомерен сакраментальный вопрос: где психика «расположена», в чем она локализуется? gt;

Здесь уместно привести образное выражение одного из классиков отечественной психологии советского периода Л.С. Выготского (1896—1934), утверждавшего, что искать психическое под череп- пой коробкой равносильно тому, как обезьяна ищет свое изображение в зеркале позади этого зеркала. Психический образ «производится» головой, нервной системой человека, но «располагается» не в ней. Психика, по-видимому, существует в некотором пространстве взаимодействия материального и идеального, человека и мира. Психика и психическая деятельность — это результат многообразных отношений человека со средой и с самим собой, хотя в истории психологии известно большое количество редукционистских подходов, так или иначе «уменьшающих» психическое, сводящих его к неким простейшим явлениям и механизмам.

Существуют вариации редукционизма поведенческого, физиологического, логического, социологического, педагогического. Например, их можно рассматривать как различающиеся подходы, как определенные этапы процесса познания многоликой человеческой психики. Вместе с тем многие устоявшиеся редукционистские конструкции выхолащивают из психики нечто важное и ввиду своей подчеркнутой односторонности наносят реальный вред действительному пониманию собственно психологической феноменологии. Термин «субъективный» в исходном определении психического образа означает также, что этот образ принадлежит субъекту, личности. Отсюда вытекают две глобальные сложности. С одной стороны, как объективно изучать то, что в действительности субъективно? Психический образ каждого конкретного человека, конечно, субъективен, но для позиции исследователя он объективно существует в сознании его носителя. Здесь снова проявляется диалектическая категория отношений, без принятия которой само понимание психики неоправданно упрощается.

С другой стороны, субъектная, личностная принадлежность психики означает ее непосредственно живой и живущий характер, т.е. существование в конкретном человеке, в реальном месте и времени. В этом смысле всякая психика уникальна. В психологии считается, что мыслит не мозг, не мышление, а человек, личность с помощью и посредством мозга. Мир воспринимают не органы чувствительности, а реальный субъект, использующий данные «анализаторные приборы» в качестве внешнего орудия.

Все психические процессы, свойства и состояния существуют и функционируют в целостной, личностной организации, в субъектной интеграции. Таким образом, воспринимая один и тот же объективный текст, люди могут понимать его неодинаково, по-разному к нему относиться. Объективный текст не механически отражается, не копируется, а по-своему преобразовывается личностью, которая избирательно относится к миру.

С этим связано еще одно положение, отнесенное к диалектической трактовке психического образа. Субъективный — это значит созданный личностью, субъектом, рожденный в его активности, в особой отражательной деятельности. Психическое отражение по определению активно, а не зеркально, не пассивно. Для возникновения ощущения, например, недостаточно только присутствия воздействия среды или материального стимула. Необходимо наличие «встречных» движений в соответствующем анализаторе, которые как бы ощупывают отражаемый мир, уподобляются ему в движении, по аналогии с тем, как в условиях отсутствия зрения действуют пальцы человека при опознании формы предмета. Подобные движения и действия, значительно преобразованные и усложненные, называются перцептивными и существуют во всех анализаторах, в любом восприятии и отражении.

— Например, память — это не «пленка», на которую автоматически записывается воздействующий материал, а особого вида активность, мнемическая работа. Мышление — это процессуально развернутая аналитико-синтетическая деятельность по преобразованию и опосредствованию чувственного опыта. Сама суть психического развития человека заключается в усвоении путем собственной деятельности того, что выработано предшествующими поколениями.

Психика — это не только образ как «картинка», как результат, но и сама активность, внутренняя деятельность по построению такого образа. Образ — это не только многомерная «фотография», но это обозначение поля, программ нужных и возможных действий человека. Психика нужна для обеспечения жизни в переменчивом мире, для действования человека в этом мире, поэтому психическое отражение рефлекторно, т.е. существует как процесс и как результат взаимодействия мира и субъекта. ¦ i Наконец, необходимо выделить еще одну сторону субъективности психики, которую можно назвать пристрастностью. Поскольку образ создан субъектом, принадлежит ему, используется им, то этот образ непременно несет в себе те или иные проекции самого субъекта. Это разнообразные психологические проявления наличных страстей, потребностей, отношений, результатов выполняемой деятельности. Термин «пристрастный» не означает «неправильный», искаженный. Он подчеркивает обязательное наличие в образе переживания человека, субъективного отношения, личностного смысла. Такая пристрастность пронизывает всю психику, присутствует в любой ее составляющей. Образ избирателен, поскольку построен именно кем-то и для чего-то. Образ, как и субъект, как и его деятельность, на что-то направлен. Обилие и богатство смыслов, отношений выраженной пристрастности выступает неустранимым ы- рибутом человеческой психики.

Одна из серьезных проблем психологии заключается в том, что однажды поделенная на условные элементы психика фактически перестала быть для науки чем-то реально целостным, систематическим и одушевленным. Научный анализ в той или иной мере искусствен, а потому сопряжен с неизбежными потерями каких-либо свойств изначально целостного предмета. Следующий за анализом синтез вынужденно дает измененную картину объединения частей, абстрагированную, уменьшенную модель исходного целого.

Вспоминается аналогия, использованная в лекциях одного из основоположников советской психологии А.Н. Леонтьева (1903—1979).

Желая, к примеру, познать «сущность» кочана капусты, мы проводим анализ этого предмета, поочередно отрывая от целого его «единицы»: лист, второй, третий. В результате завершения анализа у экспериментатора остается «сердцевина» кочана — кочерыжка, которая и объявляется в качестве сущности исследуемого предмета. Конечно, как и всякая аналогия, этот пример не доказывает истину, но он помогает задуматься о неоднозначности вопросов и ответов научного анализа.

Согласно определению А.Н. Леонтьева, психология — это наука о порождении, функционировании и структуре субъективного образа действительности в ходе осуществления предметной деятельности индивида.

По мере изучения курса данная формулировка будет дополняться за счет приращения фактических знаний, например, о деятельности и ее составляющих, об индивиде и его психическом облике, о структуре и функционировании психики, о ее развитии.

Кроме параметра субъективности, многомерный психический образ характеризуется рядом других аспектов. Так, одним из его «измерений» служит ось времени, которая ориентирует человека в ходе объективного времени. Развитой человеческой психике присуще особое, субъективное время. Непрерывное время человек делает дискретным. Он может его «остановить», поделив на прошлое, настоящее и будущее. Личность как бы одновременно живет в трех временных этапах, по собственному выбору оказываясь то в прошлом, то в текущем, то в будущем. Эти компоненты могут быть для человека субъективно равносильными, могут менять свое место и значение. Говорят, например, что человек — это единственное на Земле животное, которое знает, что умрет. Но это не делает его жизнь хаотичной или беспросветно печальной. Благодаря сознанию человек овладевает временем, а не просто к нему приспосабливается.

Еще одним параметром человеческой психики выступает объел- 1 ивное трехмерное пространство, в котором образ обязательно построен, ориентирован. Для человека существуют трехмерные направления: вверх и вниз, вправо и влево, вперед и назад. Обязательная «схема тела» позволяет производить многочисленные и сложные двигательные манипуляции с частями тела и с предметами в условиях большого количества «степеней свободы» движущихся объектов. Достаточно нарушить такую пространственную ориентацию, чтобы понять ее значимость в организации и результативности не только практических действий, но и всей психики человека.

Итак, психика — это субъективный образ реального мира: как объективного, внешнего, так и субъективного, внутреннего. Всякая индивидуальная психика субъективна, но как предмет научного исследования она существует объективно. Есть нескончаемая цепочка взаимных связей и отношений, отражений и «переотраже- ний»: мир — образ мира (у испытуемого) — образ предшествующего образа мира (у исследователя) — собственный образ мира (у исследователя) и т.д., поскольку варианты подобных рефлексий и «взаимоотражений» бесчисленны. Объективная сложность психологии заключается в необходимости систематического изучения кругообразного феномена «отражения отражений», в установлении закономерных взаимодействий и отношений между ними. Такая «многомерность» психического образа предъявляет специфические требования к его изучению, к планированию и организации исследования, к понятийному аппарату и методическому инструментарию, к анализу и интерпретации результатов, к возможностям практического использования получаемых выводов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *