Процесс отнесения чего либо к своему я уподобление чему либо называется
4.20. Определить тип темперамента: Имеет замедленный темп реакции, ригиден, малоподвижен, интроверт.
4.30. Человек характеризуется легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные неудачи.
4.37. Установите соответствие понятий 1-«воля» и 2-«эмоции» с их
свойствами: амбивалентность 2____ ; настойчивость 1____ ; фазовость1___ ;
4.38. Установите соответствие признаков, характеризующих 1-личность и
2-поведение: двигательная активность 2___________ ; целостность 1______ ;
адекватность2_ ; рефлексивность 2_ ; сознательность 1_ ;
4.39. Соотнесите свойства личности с 1-экстравертной и 2-интровертной
активностью: направленность на переживания 2__________ ; социальная
адаптированность 1_ ; склонность к самоанализу 2___ ; импульсивность1__ ;
4.40. Соотнесите понятия с 1-«Я- концепцией» личности и 2-самооценкой:
результативность 2_ ; самопознание 1____ ; уровень притязаний2________ ;
4.42. Соотнесите свойства с 1-внешним и 2-внутренним локусом контроля
личности: ответственность 2__ ; зависимость 1__ ; безынициативность 2__ ;
уверенность в себе 2__ ; независимость в суждениях 1___ ; высокий уровень
4.43. Установите соответствие понятий 1-«характер» и 2-«темперамент» с
их признаками: реактивность 1__ ; ранимость 2__ ; акцентуированность 1__ ;
4.44. Расставьте перечисленные потребности (от низших к высшим) согласно иерархии потребностей А. Маслоу: потребность в
самореализации 4_ ; в безопасности 2_ ; физиологические потребности 1__ ;
социальные потребности3__ ;
4.47. Расставьте характеристики речевого поведения в соответствии с холерическим, флегматическим, сангвиническим типом темперамента:
легкость включения в разговор 3_____ ; перепады интонации 1____ ; паузы-
4.48. Расставьте свойства характера в последовательности, отражающей
отношение к себе, к делу, к людям: справедливость 3____________________ ;
4.49. Расставьте понятия в зависимости от их рассмотрения в психоанализе, бихевиоризме, гуманистической психологии,
гештальтпсихологии: воспитание средой 3___ ; действие противоположных
тенденций 2_ ; движение к самоактуализации 4___________ ; внутренний
Автономия личности.
Автономия означает владение собой, определение собственной судьбы, принятие ответственности за свои действия и чувства, свободу выбора способа поседения, уместного в данной ситуации.
Часто люди испытывают иллюзию автономии, полагая, что действуют в согласии с собственным решением, на самом же деле находятся в плену у общественного мнения, родительских предписаний или неосознанных чувств (например, чувства протеста, которое заставляет человека поступать прямо противоположно предписаниям).
то что он говорит, как он это говорит, что при этом яув- ствует, находится в согласии, в гармонии.
Описанные аспекты личностного роста далеко не исчерпывают данного понятия. Различные философские и психологические направления наполняют понятие «личностный рост», «личностное развитие» различным содержанием. Подробнее ознакомиться с точкой зрения разных авторов и разных подходов можно но приведенной литературе.
САМОПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ.
Цели самоподготовки: на основании информационного блока методички и дополнительной литературы уметь раскрыть понятие «личностный рост» с точки зрения хотя бы одного из существующих подходов.
План самоподготовки: 1) Изучите информационный материал.
2) Выполните задания для самоподготовки.
3) Ответьте на контрольные вопросы.
4) Сформулируйте для вынесения на семинар вопросы, которые возникли в процессе подготовки.
5) Выберите интересующую вас тему из раздела «Личностный рост» (см. темы докладов и литературу) и подготовьте доклад на эту тему.
Задания для проверки усвоения основных понятий темы.
В следующих пунктах заполните пропущенные
ность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам или собственным усилиям.
2. Более высокая неуравновешенность и тревожность присуща людям с. локусом контроля.
3. Настойчивость в достижении целей проявляют люди с. локусом контроля.
4. Больные с. локусом контроля как правило лучше осведомлены о своем состоянии и способах лечения.
5. Круг факторов, способных вызвать эмоции у взрослых. чем у детей.
6. Умение понимать свои эмоции связано с развитием способности к.
7. Собственный внутренний мир обретает ценность для человека в.
8. С развитием самосознания связан переход от. критериев оценки людей и событий к. критериям.
9. Принятие ответственности за свою жизнь связано с наличием. критериев оценки своей деятельности.
10.Процесс самопознания субъектом своих внутренних психических состояний называется.
П. осознания означает включение в область осознания большего количества жизненных функций и состояний.
12.Процесс отнесения чего-либо к своему «Я», уподобление чему-либо называется.
13.Автономная личность, по Э. Берну, обладает тремя способностями.
14. Познавательное развитие человека заключается в усвоении научных знаний и правил рассуждения.
16. Люди с внешним локусом контроля обычно более уверены в себе и настойчивы.
17. Поведение ребенка регулируется преимущественно его эмоциональным состоянием.
19. Взрослый, в отличие от ребенка, всегда осознает свои внутренние состояния и желания.
21. Самостоятельно преодолеть ситуацию психической травмы удается тем людям, у которых есть установка на активное переосмысление ситуации, поиск выхода.
24. В процессе психотерапии происходит стимулирование и развитие рефлексии пациента.
25. Автономия личности означает владение личностью своей судьбой, принятие ответственности за свои действия.
26.Человек, обладающий способностью осознания, отдает себе отчет в состоянии своего тела.
27.Спонтанная личность характеризуется импульсивностью, несдержанностью.
(Эталоны ответов смотрите в конце методической разработки).
План занятия: 1. Контроль усвоения основных понятий.
2. Обсуждение вопросов, предложенных Студентами.
3. Прослушивание докладов и их обсуждение.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Как поведенчески проявляется тот или иной локус контроля?
2. В чем заключается контроль над эмоциями?
3. В чем может заключаться иллюзия атомности?
4. Какими качествами обладает автономная личность? Сравните понятие автономии личности с понятием самоактуализации (см. тему «Основные психологические школы»).
5. Может ли человеку в обыденной жизни помочь искусство самонаблюдения? Обоснуйте свой ответ.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА ЗАНЯТИИ. Темы докладов и литература.
1. Личностное развитие с точки зрения различных психологических школ.
— Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992: т. 2, глава 10, «Развитие личности», гл. 12 «Иные».
2. Самосознание и эмоции.
— Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
3. Развитие самосознания в подростковом возрасте.
— Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
4. Автономия взрослого: концепция трансактного анализа.
— Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л.,
— Джемс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993.
5. Расширение сознания: искусство самонаблюдения.
— Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. М., 1992.
6. Самореализация в концепции психосинтеза.
— Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. М., 1994.
7. Самоактуализация: гуманистический подход.
8. Что такое творческая личность.
— Вайцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990.
9. Поиск смысла: подход логотерапии.
— Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
10. Два способа существования: бытие и обладание.
— Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.
11. Психология счастья.
— Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.
12. Концепция психического здоровья.
— Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.
Во время итогового контроля проверяется усвоение основных понятий темы и знание концепции личностного развития в рамках одного из направлений психологии (по выбору студента). Контроль осуществляется в ходе текущих работ. Тема выносится на экзамен.
Эталоны ответов к домашним тестовым заданиям.
В) принятие санкций к нарушителем порядка.
С) регулирование деятельности и взаимоотношений в группе.
Е) единство взглядов с другими членами группы.
Установка на улучшение отношения к деятельности может быть сформирована при:
Процесс отнесения чего-либо к своему «Я», уподобление чему-либо называется:
Усвоение места и роли личности в сфере взаимоотношений с окружающими и деятельности называется:
Способности формируются на основе:
A) природных задатков.
В) взаимоотношений с окружающими.
С) в процессе формирования навыков и умении вне зависимости от природных задатков.
D) зависят от характера и темперамента.
Е) они передаются по наследству.
Согласно теории психоанализа, ведущую роль в детерминации человеческого поведения играет его:
В соответствии с теориями гуманистической психологии мотивы поведения человека обусловлены:
Согласно концепциям советской психологии психика формируется в процессе :
D) идентификации себя с идеалом.
Е) активной деятельности.
Когнитивный (познавательный) подход основан на том, что:
А) индивидуум реагирует подобно машине.
В) разум человека обладает большей информацией, чем та, которую он получает извне.
С) нашим поведением управляют подавленные влечения.
Е) личностные конструкты.
Согласно концепции Ж.Пиаже (1896-1980) все лети :
А) проходят одни и те же стадии развития мышления.
С) рождаются умными.
А) соответствующая потребности в самореализации личности.
В) возникающая в результате подавления влечения.
С) лежащая в основе жизненных влечений.
D) лежащая в основе взаимодействий между людьми.
А) носит детерминистский характер.
В) направлен на расцвет потенциальных возможностей индивидуумов.
C) имеет биологические корни.
D) основан на дальних пределах человека.
Психологическая наука зародилась в лоне:
А) учения о богочеловеке (Софии).
Житейская психология по степени обобщенности знания :
А) конкретна, ситуативна.
С) не противоречива.
D) однозначна.
Учение о наивысших сущностях и процессах в живом организме отражено в термине:
Из пунктов: 1) внимание, 2)сознание, 3)поведение, 4> память, хронологически первым и вторым предметами в психологии выступали:
У истоков психологии стоял :
D) Локк.
Психика для поведения выполняет функцию:
Житейская психология передает свои достижения:
А) в чистом виде, в отрыве от породившего контекста.
С) в виде общей идеи науки.
Е) в устном творчестве.
В) совокупность способов и приемов исследования личности.
Кто ввел термин « эмпирические методы »:
Как называют многократные исследования:
Какой метод используют для изучения межличностных отношении:
На каком этапе исследования выдвигается гипотеза:
А) на основном этапе.
В) на подготовительном этапе.
С) на этапе обработке данных.
D) на заключительном этапе.
Е) на предварительном.
Тест- это буквально:
Какой вид исследования отличается лаконичностью, искусственностью обстановки:
В) лабораторный эксперимент.
D) анализ продуктов деятельности.
Как называют методы, объясняющие полученные данные:
Какое требование является важным в исследовании:
Отчего зависит выбор метода исследования:
Какой принцип важен при исследовании:
У человека врожденными формами поведения считаются:
А) агрессивные действия.
С) половое поведение.
Ч Дарвин создал теорию эволюции:
А) после прочтения работы А.Уоллеса на эту тему.
В) чтобы объяснить разнообразие существующих видов.
С) с целью показать причину неизменяемости видов.
D) с целью объяснить теорию межвидовой и внутривидовой борьбы
особей за выживание.
Е) показать особенности естественного отбора.
Теория эволюции в широком смысле:
А) принимается в настоящее время большинством ученых.
В) представляет собой не просто гипотезу, а факт.
С) обогатилась данным генетики и законами наследственности.
А) всегда врожденные.
В) встречаются только в жизни животных.
С) имеют мало отношения выживанию.
D) реакции организма.
Инстинктивные формы поведения:
А) запрограммированы от рождения.
В) менее сложны чем рефлексы.
С) не могут изменяться в результате опыта.
D) у человека более многочисленны, чем у других видов.
Е) являются ведущими для животных.
Инстинктивное поведение преобладает главным образом у:
Приобретенные формы повеления обеспечивают животному адаптацию:
А) идеально соответствующую условиям среды.
В) к вполне определенному типу среды.
С) к различным средам.
D) к неидеальным условиям среды.
Древнейшим предком человека является:
В) общий предок шимпанзе и гориллы.
D) питекантроп – обезьяночеловек.
Присущая человеку социальная культура дает возможность:
А) получать очень хороший уход.
В) воспринимать социальные и культурные обычаи.
С) усваивать опыт предшествующих поколений.
Е) гармонически развивается на опыте человечества.
Решающим условием возникновения сознания человека явился:
Е) опыт общения.
А) способность к рефлексии.
В) высокий уровень психического отражения действительности. продукт общественно- исторического развития.
С) совокупность чувственных и умственных образов субъекта.
D) способность адекватно реагировать на изменения в окружающей среде.
В) изменением классовой направленности.
E) Культурой.
$$$ 385A
Самосознание – это:
А) относительно устойчивая осознанная система представлении индивида о самом себе.
С) образ своих качеств.
D) облик личности.
Благодаря самосознанию человек:
А) отличается от животных.
D) осознает себя как личность, включенная в систему отношений с людьми и деятельность.
В) осознаваемая оценка личностью самой себя, своих возможностей качеств, положения в обществе.
D) представления о себе.
С-Л.Рубинштейн сформулировал тезис о единстве:
А) жизни и деятельности.
В) внимания и памяти.
С) сознания и деятельности.
D) индивидуального и социального.
Е) ощущения и восприятия.
Кто обосновал принцип ведущей деятельности:
Что является основополагающим в деятельности:
А) созидательный, преобразующий характер.
В) классовый характер.
С) исторический характер.
Е) социальный характер.
Что лежит в основе любой деятельности:
Какая деятельность является ведущей для дошкольников:
Кому принадлежат слова « Труд создал самого человека»:
В) социально значимая активность человека, направленная на достижение цели по удовлетворению его потребностей.
В чем смысл пословицы « Без труда не вынешь рыбку из пруда»:
А) мобилизация волевых усилий.
В) обдумывание действий.
D) потребность планировать труд.
Е) деятельностный подход.
С) автоматизированное действие.
Какие виды потребностей являются главным в самореализации личности:
А) активный деятель.
В) сознательный индивид.
С) феномен общественного развития, конкретный сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социальную роль.
D) система психологических характеристик.
Кто был основоположником обоснования биологического в личности:
Кто был основоположником обоснования социального в личности:
Кто стоял у истоков психодинамической теории личности:
Что доминирует в структуре личности по Фрейд:
А) сознательное ЭГО (Я).
В) бессознательное ИД (оно).
Е) коллективное бессознательное.
Главный источник развития личности по Фрейду:
В) социальные нормы.
С) социальные ценности.
Наиболее важными для человека у Маслоу являются потребности:
Представители какой теории считали личность продуктом научения:
Е) деятельностной.
В какой теории главным источником развития личности является деятельность:
Направленность личности – это:
А) система устойчивых предпочтений и мотивов личности.
А) совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.
В) индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания психической деятельности и поведения.
С) соотношение и пропорция в протекании психической жизни человека.
E) тип нервной системы.
Какой признак характер для меланхолического темперамента:
А) сензитивность и чувствительность.
В) реактивность и активность.
С) эмоциональная возбудимость.
D) темп психических реакций.
Е) пластичность и ригидность.
Кто стоял у истоков учения о темпераменте:
Что является природной основой темперамента:
В) тип нервной системы.
С) динамический стереотип.
D) нервные процессы.
Е) нервные импульсы.
Кто создал таблицу психологической характеристики типов темперамента:
Кому принадлежит учение о типах высшей нервной деятельности как физиологической основы темперамента:
А) неповторимое индивидуальное сочетание психологических черт личности.
В) «чеканка», « печать», « царапать».
С) индивидуальное сочетание устойчивых существенных психических свойств человека, выражающих его отношение к действительности и проявляющихся в его поведении и поступках.
D) динамика протекания проявлений психики.
Е) проявление личности.
Физиологической основой характера является:
А) тип нервной системы.
В) динамический стереотип.
С) тип нервной системы, а также система временных нервных связей, образующихся в коре головного мозга под влиянием раздражителей.
D) синтетическая деятельность головного мозга.
А) нельзя отождествлять с темпераментом.
В) темперамент меняется под влиянием характера.
С) темперамент окрашивает черты характера.
D) взаимосвязан со всеми сторонами личности.
Е) автономное новообразование личности.
А) наследуется полностью.
А) не целостное образование личности.
С) единство индивидуального и типического.
D) тип нервной системы.
Е) система условных связей.
Какое определение правильнее раскрывает понятие характера:
А) черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях.
В) черты характера проявляются лишь в соответствующих или типичных обстоятельствах.
С) черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
Смотреть что такое ИДЕНТИФИКАЦИЯ в других словарях:
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
(от позднелат. identifico — отождествляю) признание тождественности, отождествление объектов, опознание. В криминалистике процесс устан. смотреть
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
идентификация ж. То же, что: идентифицирование.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
4.15 идентификация (identification): Процесс последовательного сопоставления полученного изображения лица со множеством изображений лиц для обнаружен. смотреть
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
(от лат. identificare – отождествлять, устанавливать совпадение) – процесс отождествления одного человека (субъекта) с другим (объектом). Идентификация осуществляется на основе эмоциональной привязанности к другому лицу. Она сопровождается стремлением человека походить на другого, которого он любит, обожает, боготворит. Специфические свойства и качества другого человека, его выражение лица, манера вести разговор, походка, стиль поведения, образ жизни – все это копируется, воспроизводится тем, кто стремится походить на своего кумира. В классическом психоанализе под идентификацией, отождествлением понимается самое раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом. Ребенок привязывается к матери, отцу или замещающим их лицам. Он хочет быть похожим на своих родителей, хочет стать такими же, как они. Благодаря процессу идентификации с любимым лицом происходит формирование собственного Я по подобию другого, взятого за образец подражания. К проблеме идентификации З. Фрейд обратился в начале становления психоанализа. Так, в работе «Толкование сновидений» (1900) он привел сновидение одной из своих пациенток, в котором имело место ее отождествление с другим лицом, в результате чего сновидение изобразило специфическим образом неосуществленное желание. Речь шла об истерической идентификации, которая, по мнению З. Фрейда, представляет «чрезвычайно важный момент для механизма истерических симптомов», поскольку путем отождествления больные выявляют в своих симптомах не только собственные переживания, но и переживания других лиц, то есть они «как бы страдают за других и исполняют единолично все роли большой жизненной пьесы». В понимании основателя психоанализа истерическая идентификация не является обычной имитацией истериков, выражающейся в их способности подражать симптомам, наблюдаемым ими у других. Истерическая идентификация соответствует бессознательному процессу. Как считал З. Фрейд, истерик идентифицирует себя в симптомах своей болезни наиболее часто с лицом, с которым он находится в сексуальных отношениях или которое находилось в такой же связи с тем же лицом, что и он. «Для идентификации в истерической фантазии и в сновидении достаточно представления о сексуальных отношениях, которое не должно быть вовсе реальным». С точки зрения З. Фрейда, идентификация может служить в сновидении различным целям, а именно изображению общих черт второго лица, передвинутого сходства или лишь желаемого сходства. Поскольку желание найти общие черты у двух лиц нередко совпадает со смешением их, то и взаимоотношение «выражается в сновидении идентификацией». Если в содержании сновидения содержится не фигура спящего, а другое лицо, то есть основания предполагать, что фигура спящего скрыта путем идентификации за этим лицом. Если в другом случае фигура спящего действительно имеется налицо в сновидении, то можно предположить, что позади спящего путем идентификации скрывается другое лицо. Словом, фигура спящего в сновидении может изображаться различными путями и даже одновременно: или непосредственно, или с помощью идентификации с другим лицом. По мнению основателя психоанализа, «некоторые такие идентификации способствуют сгущению чрезвычайно обильного материал мыслей». Наряду с истерической идентификаций основатель психоанализа рассматривал и другую форму идентификации, которую он назвал «нарциссической». В «Лекциях по введению в психоанализ (1916/17) он писал о том, что при нарциссической идентификации объект привязанности воздвигается в самом Я человека и как бы проецируется на это Я. В этом случае, по его словам, „с собственным Я обращаются, как с оставленным объектом, и оно испытывает на себе все агрессии и проявления мстительности, предназначавшиеся объекту“. З. Фрейд исходил из того, что идентификация амбивалентна, то есть двойственна по своей природе. В работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) он подчеркивал, что «идентификация изначально амбивалентна, она может стать выражением нежности так же легко, как и желанием устранения». Так, идентификация мальчика со своим отцом сопровождается не только его стремлением стать таким же сильным, как отец. Она включает в себя определенную долю враждебности по отношению к отцу, как только мальчик начинает испытывать нежные чувства к матери. У ребенка появляется желание заменить своего отца в отношениях с матерью. В этом смысле идентификация способствует появлению у ребенка эдипова комплекса, который, в понимании З. Фрейда, играет важную роль в психосексуальном развитии человека. Речь идет об установлении особых эмоциональных отношений между мальчиком и его родителями. Тех отношений, когда сын одновременно любит и ненавидит своего отца, хочет устранить его из своей жизни, чтобы быть наедине с матерью, и боится, что сильный отец накажет его за это желание. Процесс идентификации протекает по-разному. Он может сопровождаться отождествлением как с любимым, так и нелюбимым лицом. Например, девочка, испытывающая сильные эмоциональные чувства к своему отцу, может делать все для того, чтобы стать похожей хотя бы в чем-то на свою мать. Если ее мать больна, постоянно кашляет или хромает, то девочка старается походить на нее, несмотря на враждебные чувства по отношению к ней, возникшие в силу своего желания занять ее место в отношениях с отцом. В этом случае девочка отождествляет себя с нелюбимой матерью, начинает сильно кашлять или прихрамывать, чтобы тем самым привлечь к себе внимание отца. Идентификация подобного рода может привести к соответствующему заболеванию с ярко выраженными невротическими симптомами. Идентификация имеет место не только у отдельного человека. Она может наблюдаться одновременно у значительного количества людей, служить питательной почвой для их объединения между собой, быть основой для установления прочных эмоциональных связей в группе, обществе, нации. В молодежной среде часто появляются кумиры из числа певцов, музыкантов, эстрадных звезд, которые становятся объектом подражания для тех, кто их обожает. Многие молодые люди стремятся походить на них: носят такую же одежду, как и их кумир; делают себе такую же прическу. Они готовы пойти на все, чтобы идентифицироваться со своим кумиром. Между теми, кто стремится подражать любимому певцу или музыканту, устанавливаются особые эмоциональные отношения. Таким образом, идентификация наблюдается не только между отдельным человеком и его кумиром, но и между членами группы, поклоняющимися той или иной эстрадной звезде. Подобная идентификация способствует сплочению группы, подавлению чувств агрессивности ее членов по отношению друг к другу. Аналогичная картина имеет место в политических партиях, социальных движениях, национальных объединениях. Их представители объединяются между собой на основе идентификации с их лидерами и друг с другом. В психоанализе идентификация тесно связана с интроекцией, то есть включением внешнего мира во внутренний мир человека. Взаимосвязь идентификации с интроекцией обусловлена тем, что процесс отождествления одного лица с другим может идти рука об руку с процессом вовлечения любимого и обожаемого объекта в орбиту переживаний личности. В этом случае объект поклонения становится не просто идеалом подражания, а тем внутренним идеалом-Я, который может стать на место Я и подменить его собой. Обобщая свои взгляды на существо идентификации в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» З. Фрейд, высказал следующие положения: «идентификация представляет собой самую первоначальную форму эмоциональной связи с объектом»; регрессивным путем, как бы интроекцией объекта в Я, «она становится заменой либидозной объектной связи»; идентификация «может возникнуть при каждой вновь замеченной общности с лицом, не являющимся объектом сексуальных первичных позывов». Исследование проблемы идентификации получило свое развитие в работах аналитиков различной ориентации. Так, К.Г. Юнг (1875–1961) рассмотрел идентификацию человека с группой, с героем культа и даже с душами предков. В соответствии с его представлениями, мистическая сопричастность к группе является не чем иным, как бессознательной идентификацией, многие культовые церемонии основываются на идентификации с богом или героем, регрессивная идентификация с животными предками имеет возбуждающий эффект. А. Фрейд (1895–1982) исследовала идентификацию в качестве одного из механизмов защиты Я и показала, что бывают случаи, когда идентификация сочетается с другими механизмами, образуя мощное орудие Я в его действиях с внешними объектами, порождающими и возбуждающими тревогу. В работе «Я и защитные механизмы» (1936) она обратила особое внимание на случаи «идентификации с агрессором», считая, что подобная идентификация «представляет собой, с одной стороны, предварительную фазу развития Сверх-Я, а с другой – промежуточную стадию развития паранойи». В понимании А. Фрейд, идентификация с агрессором представляет собой конкретное сочетание интроек-ции и проекции и может рассматриваться в качестве нормального явления лишь в той мере, в какой человек использует этот механизм в своих попытках совладать с объектом тревоги. В современной психоаналитической литературе обсуждаются различные типы и формы идентификации. Рассматриваются ее механизмы, ведущие к возникновению психических заболеваний, появлению политических лидеров, формированию общественных движений, всплеску национализма в различных странах мира. Типы и механизмы идентификации подробно изучаются в прикладном психоанализе, как клиническом, так и немедицинском использовании его. смотреть
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
в криминалистике опознание лица или вещи на основании неизменяемых признаков. Личность обвиняемого устанавливается фотоснимками, отпечатками пальцев, и. смотреть
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
(Identification; Identifizierang) — психологический процесс, в котором личность частично или полностью диссимилируется от самой себя (см. ассимиляция). Бессознательная проекция личностью себя на нечто иное, чем она сама: другую личность, дело или местоположение. Другими словами, это бессознательное отождествление субъектом себя с другим субъектом, группой, процессом или идеалом. Является важной частью нормального развития. «Отождествление с отцом, например, означает на практике усвоение образа мыслей и действий отца, как будто сын был равен отцу и не был бы индивидуальностью, отличной от отца. Идентификация отличается от имитации тем, что идентификация есть бессознательная имитация, тогда как имитация — сознательное подражание. Имитация — необходимое вспомогательное средство для развивающейся, еще юной личности. Она способствует развитию до тех пор, пока не служит для простого удобства и не задерживает развития подходящего индивидуального метода. Подобно этому и идентификация может содействовать развитию, пока индивидуальный путь еще не проложен. Но как только открывается лучшая индивидуальная возможность, так идентификация обнаруживает свой патологический характер тем, что оказывается в дальнейшем настолько же задерживающей развитие, насколько до этого она бессознательно содействовала подъему и росту. Тогда она вызывает диссоциацию личности, ибо субъект под ее влиянием расщепляется на две частичные личности, чуждые одна другой. Идентификация не всегда относится к лицам, но иногда и к предметам (например, отождествление с каким-нибудь духовным движением или с деловым предприятием) и к психологическим функциям. Последний случай даже является особенно важным. В таком случае идентификация ведет к образованию вторичного характера и притом так, что индивид до такой степени отождествляется со своей лучше всего развитой функцией, что в значительной степени или даже совсем отчуждается от первоначального уклона своего характера, вследствие чего его настоящая индивидуальность впадает в сферу бессознательного.Этот исход является почти регулярным у всех людей с дифференцированной функцией. Он составляет даже необходимый этап на пути индивидуации вообще. Отождествление с родителями или ближайшими членами семьи есть отчасти нормальное явление, поскольку оно совпадает с априорным семейным торжеством. В таком случае рекомендуется говорить не об идентификации, а о тождестве, как это и соответствует положению дела. Именно идентификация с членами семьи отличается от тождества тем, что она не есть априори данный факт, а слагается лишь вторичным образом в нижеследующем процессе: индивид, образующийся из первоначального семейного тождества, наталкивается на пути своего приспособления и развития на препятствие, требующее для своего преодоления особых усилий; вследствие этого возникает скопление и застой либидо, которое понемногу начинает искать регрессивного исхода. Регрессия воскрешает прежние состояния и, среди прочего, семейное тождество. Это, регрессивно воскрешенное, собственно говоря, почти уже преодоленное тождество есть идентификация с членами семьи. Любая идентификация с лицами складывается на этом пути. Идентификация всегда преследует такую цель: усвоить образ мысли или действия другого лица для того, чтобы достигнуть этим какой-нибудь выгоды или устранить какое-нибудь препятствие или разрешить какую-нибудь задачу» (ПТ, пар. 711— 713) Идентификация с комплексом (переживаемая как одержимость) — постоянный источник невроза, который может быть также вызван идентификацией с какой-то идеей или верованием.«Эго сохраняет свою целостность только в том случае, если оно не идентифицируется с одной из противоположностей и если оно понимает, каким образом удерживать равновесие между ними. Это возможно лишь тогда, когда оно одновременно осознает обе противоположности. Однако необходимое просветление, инсайт — дело чрезвычайно трудное не только для социальных и политических лидеров, но и для религиозных наставников и учителей. Все они хотят решения в пользу одной вещи, и поэтому полная идентификация с неизбежностью оказывется односторонней «истиной». Даже если речь идет о какой-то великой Истине, идентификация с ней все равно означала бы катастрофу, поскольку она задерживала бы все дальнейшее духовное развитие» (CW 8, par. 425). Односторонность обычно возникает благодаря идентификации с отдельной сознательной установкой. В результате происходит утрата контакта с компенсирующими силами бессознательного.«В любом таком случае бессознательное обычно отвечает сильными эмоциями, раздражительностью, потерей контроля, высокомерием, чувством неполноценности, капризностью, депрессиями, приступами гнева и т. д., связанными с утратой самокритики и неправильными суждениями, ошибками и чувственными обманами, сопровождающими эту утрату» (CW 13, par. 454). смотреть
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
ИДЕНТИФИКАЦИЯ (от ср.-лат. identificare — отождествлять, уподоблять, устанавливать совпадение) — глубинная, трудно удовлетворяемая потребность чело. смотреть
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
IDENTIFICATION Банк берет на себя ответственность перед клиентом за оплату чека неуполномоченному ремитенту; поэтому банк должен соблюдать большую осторожность при выплате своих средств. После завершения процедуры открытия счета необходимо сразу установить личности принципалов и ввести в файл образцы их подписейОплата чеков или иных инструментов не может быть произведена неизвестным лицам. Если чек предъявлен посторонним лицом, то оплата по чеку не может быть осуществлена, пока не будет предъявлен индоссамент или иная гарантия одного из клиентов банка. Такого рода документы являются лучшей И. При выплате небольших сумм или предъявлении чеков на получение денег по аккредитиву в качестве средства И. могут служить личные письма, паспорта или удостоверения.Зачастую клерк, отвечающий за выдачу зарплаты, или лица, не являющиеся принципалами счета, предъявляют чеки на выдачу зарплаты с разрешения владельца счета. Однако во всех случаях личность получателя платежа должна быть удостоверена путем требования индоссирования чека. Обычно кассиру расходной кассы не разрешается без санкции должностного лица оплачивать чеки, выписанные на др. банки.См. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗЦОВ ПОДПИСЕЙ; ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПО ОТПЕЧАТКАМ ПАЛЬЦЕВ; ПОДПИСИ.ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПО ОТПЕЧАТКАМ ПАЛЬЦЕВ (FINGERPRINT IDENTIFICATION). Метод, принятый рядом сберегательных банков для идентификации лиц, особенно вкладчиков, родившихся за границей, а также неграмотных. Многие сберегательные банки, расположенные в районах, населенных преимущественно выходцами из др. стран, столкнулись со многими трудностями и понесли значительные убытки в результате снятия средств со сберегательных счетов лицами, не имеющими на это право. В течение многих лет в случаях снятия неграмотными вкладчиками средств со сберегательных счетов использовались проверочные вопросы, однако этот метод не был эффективным, особенно если вкладчик не владел английским языком.Метод идентификации личности по отпечаткам пальцев основан на постоянстве кожных узоров пальцев, к-рые имеют сугубо индивидуальный характер и не меняются в течение жизни человека. Обычные царапины или порезы не меняют характер узоров. Отпечатки пальцев снимаются в момент открытия счета, и они ставятся на регистрационной карточке, к-рая содержит обычную дополнительную информацию, т. е. местожительство, рекомендации, род занятий и т. д. При любом снятии средств со счета снимаются отпечатки пальцев и сравниваются с образцом.Вероятно, отпечатки пальцев для идентификации личности впервые начали широко использоваться англичанами в Индии в 1899 г. по отношению к местному населению. Отпечатки пальцев одного и того же лица снимались несколько раз в детстве и при достижении совершеннолетия или при достижении совершеннолетия и среднего возраста. Использование этого метода доэтого метода доказало, что отпечатки пальцев не изменяются в течение жизни, хотя сам рисунок увеличивается и становится более четко выраженным по мере того как увеличивается размер руки и пальцев. Вся система использования отпечатков пальцев для идентификации личности основана на постоянном и неизменном характере кожных узоров. Сравнивая полученные отпечатки пальцев с образцами, можно определить, принадлежат ли они одному и тому же лицу. Хотя на первый взгляд отпечаток пальцев представляется очень сложным по своему рисунку, более тщательное его изучение показывает, что различия между разными отмечатками пальцев можно обнаружить сравнительно легко. Это достигается путем классификации различных типов отпечатков пальцев. Первое требование к тому, кто использует эту систему для идентификации личности, заключается в ознакомлении с этой классификацией типов отпечатков пальцев. Изучение отпечатков пальцев тысяч людей теми, кто постоянно и профессионально занимаются этой проблематикой, привело к установлению четырех основных типов отпечатков пальцев, хотя и возможны некоторые их сочетания или вариации.Система идентификации личности по отпечаткам пальцев устраняет основное возражение сберегательных банков против открытия счетов неграмотным вкладчикам. смотреть
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
(позднелат. indentifico — отождествляю) процесс установления тождества объекта или личности по совокупности общих и частных признаков (напр., И. личн. смотреть
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
[лат. identificare — отождествлять] (в социальной психологии) — эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом. Понятие *И.* было введено З. Фрейдом сначала для интерпретации явлений патологической депрессии, позднее — для анализа сновидений и некоторых процессов, посредством которых маленький ребенок усваивает образцы поведения значимых других, формирует *сверх-Я*, принимает женскую или мужскую роль и пр. Фрейдом было выделено несколько типов И. В младенчестве возникает первичная И., которая является примитивной формой эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии эта *тотальная захваченность объектом* уступает место вторичной И., играющей роль защитного механизма, благодаря которому ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоторых аспектов его поведения в собственные действия. Согласно Фрейду, эта форма И. является предысторией Эдипова комплекса, когда маленький мальчик во всем хочет занять место отца и, боясь его наказания, копирует некоторые особенности его поведения. Эта парциальная И. носит амбивалентный характер и может проявляться как в отношении любимого лица, так и лиц, которых ненавидят или которым завидуют. Особое значение этот тип И. приобретает при усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, для развития совести. Применительно к взрослому субъекту И. в концепции Фрейда связывалась с невротическим симптомом, при котором у субъекта из-за желания оказаться в положении объекта, возникают болезненные явления, характерные для последнего. Для Фрейда механизм И. обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое *вживание*, *вчувствование*, приобретая в некоторых случаях свойство *психической инфекции*, столь характерной для толпы. Для неортодоксального психоанализа (А. Фрейд, Д. Рапопорт) понятие И. выступило в качестве центрального механизма формирования способности *Я*-субъекта к саморазвитию. При этом между субъектом и отражаемым объектом происходит установление определенной эмоциональной связи, содержанием которой является переживание своей тождественности с объектом. Понятие *И.* получило широкое распространение за рамками психоанализа, в частности в социальной психологии (Л. Бандура, Т. Парсонс и др.). И. рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок и т.д. (Ч. Кули, Дж. Мид). В современной психологии понятие *И.* охватывает три пересекающиеся области психической реальности. Во-первых, И. — это процесс объединения субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственных их норм, ценностей, образцов. Открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном детстве. Во-вторых, И. — это представление, видение субъектом другого человека как продолжения себя самого, наделение его своими, чертами, чувствами, желаниями (например, родители, ожидающие от ребенка осуществления собственных честолюбивых замыслов). В-третьих, И. — это механизм постановки субъектом себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что приводит к усвоению его личностных смыслов. Этот тип И. позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает процесс взаимопонимания и вызывает содействующее поведение В.В. Абраменкова. смотреть
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
(лат. identificare отождествлять) 1. форма научения, то есть подражание, позволяющее детям заимствовать определённые модели поведения у родителей и других людей (см. интернализация); 2. болезненное присвоение характеристик другого человека (реального, воображаемого, изображаемого) или некоей социальной группы (см. апперсонализация); 3. процесс установления связи между собой и другим человеком или группой (см. аффилиация); 4. способ признания сходства событий, явлений, объектов и людей или их отождествления (см. классификация, навешивание ярлыков); 5. в психоанализе – неосознаваемый процесс, посредством которого индивид: а) распространяет свою идентичность на кого-то другого; б) заимствует свою идентичность от кого-то другого или в) смешивает или путает свою идентичность с идентичностью кого-то другого. В аналитических работах термин никогда не подразумевает установление подлинности, своей или кого-либо другого. Различается четыре типа идентификации: 1. первичная идентификация – это, предположительно, существующее во младенчестве состояние, когда индивиду ещё нужно отличить свою идентичность от идентичности объектов, когда различие между «я» и «ты» лишено смысла; 2. вторичная идентификация – это процесс идентификации с объектом, сепаратная идентичность которого уже обнаружена; она рассматривается как защита, поскольку уменьшает враждебность между собой и объектом и позволяет отрицать переживания сепарации с ним (идентификация с родительскими фигурами считается частью нормального процесса развития); 3. проективная идентификация – это процесс, в результате которого человек представляет, что он находится внутри некоторого объекта, внешнего по отношению к себе. Это также защита, поскольку она создаёт иллюзию контроля над объектом, что позволяет индивиду отрицать свою беспомощность перед объектом и получать замещающее удовлетворение от его действий; 4. интроективная идентификация – это или процесс идентификации с интроектом, или процесс, предоставляющий возможность представить другого внутри себя и частью самого себя. Может быть, например, так, что отнюдь не бедный и обладающий выдающимися способностями индивид идентифицирует себя с обычным, простым человеком, может происходить и нечто обратное. В истории есть много примеров того, как люди, очень образованные, талантливые или даже гениальные, и весьма богатые тратят всё своё состояние на борьбу с господствующей политической системой, где, собственно, они и состоялись, но которую они, в соответствии с интроективной идентификацией, считают несправедливой. Таковы, в частности, Ф.Энгельс, С.Морозов. Нередко бывает иначе: человек, жизнь которого почему-либо на задалась, поднимается на борьбу за светлое будущее, в котором ему вообще не найдётся места, и это происходит только потому, что он внутренне и совершенно неосознанно, отождествляет себя с представителями элиты общества. Полагают, что неспособность к идентификации в детстве с родителями, особенно родителем своего пола, уменьшает чувство идентичности, но и неудавшийся уход от идентичности с ними в подростковом возрасте приводит к аналогичному результату. Предполагается, что чувство идентичности, вероятно, является синонимом самосознания. Остаётся не вполне ясным, является ли поиск идентичности результатом стремления к отождествлению с определённой гпоиска социальной роли или он является следствием попыток индивида к углублённому самосознанию. Идентификацию рекомендуют различать с интроекцией, интернализацией и инкорпорацией. смотреть
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
(от лат. identificare отождествлять) психологич. категория, отражающая процесс и рез-т эмоционального и иного самоотождествления индивида с др. человеком, группой, образцом или идеалом. Термин *И. берет начало в психоанализе, в к-ром И. интерпретируется главным образом как бессознательный процесс подражания поведению или определенным качествам того лица, с к-рым индивид себя отождествляет. В соц.-психологич. и социологич. литературе термин приобрел более широкое значение. соц. психологии и психологии личности И. означает имитацию, подражательное поведение эмоциональное слияние, переживание субъектом той или иной степени тождественности с объектом. В социологич. литературе под И. обычно понимают один из механизмов социализации личности, посредством к-рого приобретаются и усваиваются нормы, идеалы, ценности, роли и моральные качества представителей тех соц. групп, к к-рым принадлежит данный индивид. И. одно из основных понятий психоанализа. Введено З. Фрейдом, в теории к-рого оно употребляется в двух значениях. В исторически первом из них оно обозначает установление тождества между галлюцинаторными образами, к-рые якобы способны порождаться сами по себе, без участия внешнего мира, неудовлетворенными инстинктами, с одной стороны, и образами действительных объектов, реально удовлетворяющих желание человека, с другой. Во втором, более позднем и основном для психоанализа значении И. понимается как один из существенных механизмов формирования личностно-моральной инстанции супер-Эго: чтобы подавить свои инстинкты и тем избежать наказания, ребенок частично отождествляет себя с родителями, с авторитетными лицами, и этим путем интериоризи-рует их ценности, моральные нормы и запреты, а также соответствующие формы поведения. В работах Анны Фрейд И. толкуется как один из комплексных механизмов психологич. защиты своего *Я*. Этот механизм включает более частные механизмы интроекции и проекции. Проекция это процесс непроизвольного приписывания субъектом др. человеку тех своих мыслей и чувств, к-рые вызывают у самого субъекта чувства вины и тревоги. Интроекция воплощение в своей индивидуальной форме личностных свойств др. человека. Если у 3. Фрейда И. выступает прежде всего как способ защиты личности от давления инстинктов, то у А. Фрейд И. толкуется как механизм защиты *Я* от внешних угрожающих объектов. Таков механизм *идентификации с агрессором*: испытывая или антиципируя угрозу со стороны другого, субъект бессознательно уподобляется ему, имитирует его позицию и своими агрессивными действиями блокирует угрозу. В настоящее время термин И. все шире применяется в возрастной психологии для обозначения одного из существенных механизмов становления личности через неосознаваемое уподобление себя своему герою, идеалу, авторитетному лицу. Лит.: Freud S. Introductory lectures on psychoanalysis. L., 1929; Bandura A., Walters R.A. Social learning and personality development. N.Y., 1963; Identification, Socialisations/Encyclopedia of Psychology. N.Y., 1972. Vol. 2; Freud A. The ego and the mechanisms of defence. N.Y., 1977; Hergenbahn B.R. An introduction to theories of personality. Englewood Cliffs, 1980.Л.А. Анциферова, В.А. Соснин. смотреть