Протокол испытания зерна для чего нужен
Протокол испытаний
Исторически в области сертификации сложилась ситуация, что сертификация ассоциируется с получением самой разрешительной «бумажки» под названием «сертификат» или «декларация». При этом сам процесс сертификации, процедура осуществления испытаний изделий и сам протокол исследований, являющийся главным доказательством соответствия и основанием выдачи сертификата или декларации, никого не интересует.
Не секрет, что декларацию по техническим регламентам Таможенного союза (далее ТР ТС) можно получить без протокола испытаний либо с протоколом испытаний, который не соответствует по содержанию требованиям по установленным показателям в ТР ТС. Отсюда и рождаются предложения за 2000 и 3000 руб. за оформление декларации, да еще и за час или за день. Получая такую «чудо декларацию», заявитель (изготовитель) никак не подтверждает безопасность продукции. Со вступлением ТР ТС значительная часть продукции народного потребления требует оформления декларации о соответствии, в частности вся пищевая продукции за редким исключением.
Часто можно услышать: зачем нужен протокол испытаний?
Протоколы проведения испытаний, оформленные компетентными аккредитованными лабораториями по результатам тестирования продукции или в производственных лабораториях, служат как основание для принятия декларации о соответствии. Испытания лежат в основе подтверждения соответствия. Протокол является для держателя декларации документом, на базе которого он берет ответственность на себя за соответствие продукции требованиям регламента и ее безопасность.
В протоколе измерений обязательно заполняются результаты испытаний в соответствии с нормами соответствующих статей ТРТС и приложений, а также нормативно-технической документации на продукцию, регламентирующие показатели безопасности и качества. В некоторых случаях, и в том числе по желанию заказчика, протокол также содержит так называемые показатели подлинности/фальсификации.
Объективная ситуация. Вы только вдумайтесь, что проведение испытаний, например, на пищевую продукцию идет в среднем от 4-х до 7 дней, в зависимости от определяемых показателей.
Нужны ли протоколы испытаний при декларировании заявителю?
Да, нужны. Доводы и основания в пользу проведения испытаний и получения протоколов по результатам испытаний:
1. Ответственность за сертификацию (административная и в том числе уголовная) лежит в равной степени на аккредитованных органах по сертификации и изготовителях (уполномоченных лицах), поставщиках, а за декларацию о соответствии ТР ТС в большей степень несет ответственность сам заявитель. Ведь принцип декларирования в Таможенном союзе является уведомительным: заявил, что продукция соответствует, декларацию зарегистрировали;
2.решение Коллегии ЕЭК № 76 от 9.04.2013 г. закрепляет обязанность заявителя предоставлять определенный пакет документов (заявление, заполненную декларацию, свидетельство ОГРН, договор уполномоченного изготовителем лица (если производство иностранное), контракт и инвойс при декларировании партии изделий), в том числе дополнительно документы, которые регламентирует профильный регламент на продукцию. В каждом регламенте есть состав доказательной базы и всегда в состав доказательной базы входит протокол исследований и измерений.
Обратите внимание, существует проект изменений в данное 76 решение, который еще более детально указывает перечень документов, который должен представить, желающий оформить декларацию. Отмечу, что среди них будет протокол с результатами испытаний.
Этим же проектом закреплена обязанность органа проверить протокол испытаний. Это значит, что протокол не просто должен быть, а еще и должен быть оформлен в соответствии со всеми требованиями и содержать все необходимые показатели;
3. Во всех регламентах за заявителем закреплена обязанность хранить все документы, явившиеся основанием регистрации декларации, в том числе самый главный – протокол исследований продукции. По законодательному акту союза (решение) от 7 апреля 2011 года за номером 621 «Положении о правилах применения типовых схем оценки соответствия требованиям ТР ТС» документы технического характера и подтверждающие соответствие продукции (главным образом протоколы испытаний) должны хранится.
у изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) со дня снятия (прекращения) с производства этой продукции;
у продавца (поставщика), изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) со дня реализации последнего изделия из партии, при декларировании партии продукции;
4. Держатель декларации обязан предоставлять данные документы по требованию контролирующих органов. Отказ в предоставлении или невозможность предоставить протокол исследований может послужить основанием для наложения штрафа за нарушение требований технических регламентов ТС и одновременно недостоверное декларирование соответствия продукции. Размеры штрафов по данным нарушениям регламентированы статьями 14.43 и 14.44 КоАП соответственно (см. Таблицу 1).
Россельхознадзор / Нормативные документы
федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
В данном разделе размещаются актуальные версии нормативно-правовых актов (законы, приказы, указы, решения Верховного суда РФ и др.), представляющие интерес для специалистов в области ветеринарии и фитосанитарии.
Дополнительную информацию Вы можете получить, задав вопрос в разделе «Электронная приемная».
Приказ от 8 декабря 1999 г. N 859
«Об утверждении положения о порядке проведения сертификации семян сельскохозяйственных и лесных растений»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 марта 2000 г. N 2165). Утрачивает силу с 01.01.2021 г.
Содержание
Приказ
Об утверждении положения о порядке проведения сертификации семян сельскохозяйственных и лесных растений
Во исполнение Федерального закона «О семеноводстве» от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 51, ст. 5715) и Постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 1998 г. N 1200 «Об утверждении Положения о деятельности государственных инспекторов в области семеноводства сельскохозяйственных растений и Положения о сортовом и семенном контроле сельскохозяйственных растений в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 43, ст. 5352) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения сертификации семян сельскохозяйственных и лесных растений и ввести его в действие.
2. Рекомендовать министерствам, управлениям (департаментам) сельского хозяйства и продовольствия субъектов Российской Федерации принять меры по проведению мероприятий, связанных с аккредитацией подведомственных государственных семенных инспекций в качестве органов по сертификации семян и испытательных лабораторий и обеспечением их бланками сертификатов.
Утверждено Приказом Минсельхозпрода России от 8 декабря 1999 г. N 859 |
Положение
О порядке проведения сертификации семян сельскохозяйственных и лесных растений
1. Область применения
1.2. Положение разработано на основе и в соответствии со следующими законодательными актами и нормативными документами:
2. Основные понятия
В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
3. Цели и задачи сертификации семян
3.1. Основной целью является приведение отечественных процедур и методов оценки сортовых и посевных качеств семян в соответствие с правилами и требованиями международных организаций (ИСТА, ОЕСД и др.), аналогичных систем зарубежных стран и создание на этой базе условий для эффективной деятельности юридических и физических лиц, производящих, обрабатывающих и реализующих семена, на товарном рынке семян в Российской Федерации, а также для участия в международной торговле семенами.
3.2. Главными задачами являются:
4. Общие положения
4.1. В соответствии с Федеральным законом «О семеноводстве» (статья 28) выдача сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества семян, осуществляется семенными инспекциями и лесосеменными станциями.
4.4. Сертификация семян проводится по показателям, удостоверяющим их сортовые и посевные качества, в соответствии с действующей нормативной документацией (приложение А).
4.5. Сертификат выдается на партию семян сорта сельскохозяйственных растений, зарегистрированного в Государственном реестре селекционных достижений, допущенных к использованию, полученных на законных основаниях, и на партию семян вида лесных растений.
Сертификат может выдаваться на партию семян, исключенных из указанного Реестра, в течение двух лет после исключения по категории репродукционных, о чем делается соответствующая запись.
5. Система сертификации
5.1. Организационную структуру Системы образуют:
Схема структуры Системы приведена в приложении Б. Конкретный перечень участников приводится в Государственном реестре Системы.
5.3. Система возглавляется Центральным органом по сертификации семян (ЦОСС).
5.4. Основные функции ЦОСС:
5.5. Органами по сертификации семян могут быть аккредитованные в установленном порядке компетентные организации. Главными функциями органов по сертификации являются:
Ответственность за организацию деятельности и функционирование органа по сертификации несет руководитель этого органа.
5.6. Испытательными лабораториями в Системе могут быть аккредитованные в установленном порядке независимые и компетентные организации.
Испытательные лаборатории обеспечивают:
Ответственность за организацию деятельности и функционирование испытательной лаборатории несет руководитель лаборатории.
5.7. В своей деятельности органы по сертификации и испытательные лаборатории руководствуются законодательством Российской Федерации в области семеноводства, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами и указаниями Минсельхозпрода России, Рослесхоза, государственными стандартами, основополагающими документами Системы, другой нормативной документацией, утвержденной в установленном порядке.
6. Порядок сертификации семян
6.1. Процесс сертификации семян включает:
6.2. Для проведения сертификации семян сельскохозяйственных растений заявитель должен заблаговременно, не позднее чем за месяц до посева (посадки), подать в орган по сертификации семян заявку (приложение В, форма 1).
Вместе с заявкой представляется документация, удостоверяющая сортовую принадлежность высеваемых семян, происхождение и качество, а также законность их получения.
Заготовительные и торгующие фирмы, закупающие у производителей семена сельскохозяйственных растений, дорабатывающие, упаковывающие и реализующие их, также подают заявку по форме 3 (приложение В), с которой должны быть представлены копии договоров на закупку, сертификаты сортовой идентификации, документы, подтверждающие соблюдение прав патентообладателя, документацию по доработке, подготовке партии, учету.
Заявка регистрируется органом по сертификации в журнале установленной формы (приложение Г) или на машинных носителях.
Заявкой на проведение сертификации семян лесных растений является акт отбора средних проб установленной формы.
6.3. Орган по сертификации рассматривает заявку, осуществляет проверку документации и в срок не позднее 10 дней после получения заявки принимает соответствующее решение (приложение В, формы 2, 4) и сообщает о нем заявителю.
6.4. При положительном решении орган по сертификации указывает в нем, кто будет осуществлять апробацию посевов, отбор проб и испытания семян, а также другие условия, связанные с проведением сертификации.
6.5. Отказ заявителю в сертификации семян происходит в случае, если:
6.6. В процессе производства семян сельскохозяйственных растений орган по сертификации или по его поручению испытательная лаборатория осуществляют контроль за соблюдением нормативных требований при их выращивании, подработке и упаковке.
6.7. Для проведения апробации посевов заявитель заблаговременно, не позднее чем за две недели, подает заявку (приложение В, форма 5).
К заявке должны быть приложены:
6.8. По результатам апробации посевов, проводимой апробатором с привлечением, при необходимости, оригинатора сорта и представителя заявителя, составляется акт апробации, один экземпляр которого передается заявителю, второй направляется в орган по сертификации, а третий остается у апробатора.
6.9. На основании акта апробации орган по сертификации оформляет сертификат сортовой идентификации (приложение В, форма 6) и направляет его заявителю.
6.10. В случае выявления нарушений нормативных требований при выращивании семян или неудовлетворительных результатах апробации посевы выбраковываются, а полученные с них семена сертификации не подлежат.
Выбраковка посевов оформляется актом установленной формы, и один экземпляр его остается у заявителя, второй направляется в орган по сертификации.
6.12. Проба отбирается в соответствии с действующими государственными и отраслевыми стандартами, другой нормативной документацией и оформляется актом установленной формы. При этом один экземпляр акта остается у заявителя, второй экземпляр отправляют с пробой в орган по сертификации или испытательную лабораторию.
6.15. Испытания (анализ) пробы семян проводят в соответствии с требованиями нормативной документации, указанной в приложении А.
6.16. Результаты испытаний оформляются в виде протокола испытаний (приложение В, формы 7, 8, 9), который подписывается руководителем испытательной лаборатории.
6.17. Один экземпляр протокола испытаний, подписанный руководителем испытательной лаборатории, направляется в орган по сертификации, копия остается в лаборатории.
6.18. Орган по сертификации семян сельскохозяйственных растений на основании сертификата сортовой идентификации, результатов испытаний, подтверждающих соответствие показателей установленным нормам, оформляет и регистрирует сертификат на семена (приложение В, формы 10, 11, 12).
Орган по сертификации семян лесных растений оформляет сертификат по форме 13 приложения В на основании результатов испытаний, подтверждающих соответствие показателей установленным нормам.
6.19. Сертификат на смешанную партию семян выдается при условии наличия сертификатов сортовой идентификации на все вошедшие в нее партии семян и с учетом результатов испытаний отобранной от нее пробы, подтверждающих соответствие показателей установленным нормам.
6.20. Сертификат на смесь семян не выдается. Действуют сертификаты, выданные на семена, входящие в ее состав.
6.21. Выдача сертификата на семена заявителю органом по сертификации осуществляется после предъявления последним копий платежных поручений об оплате всех работ, связанных с проведением сертификации.
6.22. Сведения о выданных сертификатах орган по сертификации направляет в ЦОСС для внесения в Государственный реестр Системы сертификации семян.
6.23. На основании сертификата заявитель вносит в этикетку или сопроводительные документы характеристики партии семян. Маркировка партий семян осуществляется в соответствии с действующей нормативной документацией.
7. Действие сертификата
7.1. Сертификат на партию семян, а также сертификат сортовой идентификации, выданные органом по сертификации семян, признаются действительными на всей территории страны.
7.2. Сертификаты вступают в силу с момента их выдачи и действуют в течение срока, установленного нормативной документацией на семена.
7.3. Если в результате инспекционного контроля отмечены недостатки, то до их полного устранения действие сертификата на партию семян или его копии приостанавливается.
Информация о приостановлении и последующем возобновлении действия сертификата доводится до сведения владельца семян, потребителя, вышестоящих организаций, а также ЦОСС.
7.4. Действие сертификата прекращается раньше установленного срока при условии:
Действие сертификата раньше установленного срока может быть также прекращено, если в результате инспекционного контроля установлено несоблюдение испытательной лабораторией требований нормативных документов или методик проведения испытаний.
Информация об аннулировании сертификата доводится до сведения заявителя, потребителя, контролирующих органов, ЦОСС для внесения соответствующих изменений в Государственный реестр Системы.
7.5. При изменении качественного состава партии семян заявитель обязан известить об этом орган по сертификации, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения повторной сертификации.
7.6. Копии сертификата заверяются и учитываются органом по сертификации, выдавшим сертификат.
8. Признание зарубежных сертификатов
8.3. Наличие указанных документов не освобождает партии семян от инспекционного контроля.
9. Проведение инспекционного контроля
9.1. Инспекционный контроль в Системе осуществляется за деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий, а также за сертифицированными семенами.
9.2. Инспектирующие органы, условия и периодичность проведения инспекционного контроля определяются в порядке, утверждаемом Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Федеральной службой лесного хозяйства России.
Приложение А
Перечень показателей, подлежащих подтверждению при сертификации семян
Зараженность семян болезнями определяется по перечню культур, утвержденному Минсельхозпродом России.
Проводится определение одного из показателей согласно требованиям стандарта.
Сертификация зерна
Вся пищевая продукция должна проходить обязательное подтверждение соответствия. Зерно необходимо декларировать согласно требованиям технических регламентов ТС. Только при наличии обязательного разрешения можно легально производить, распространять и импортировать товар.
После обязательной оценки качества можно подать заявку на добровольный сертификат ГОСТ Р, ИСО, Био, Эко. Эти документы являются дополнительным подтверждением качества и безопасности зерновой продукции. Добровольная сертификация зерна дает возможность участвовать в тендерах и конкурсах государственного масштаба, повышает инвестиционную привлекательность компании и существенно улучшает конкурентоспособность товара.
Подробнее о декларации
Декларация о соответствии ТР ТС не имеет государственного бланка как у сертификата. Главным показателем юридической силы является регистрационный номер, зафиксированный в Едином реестре.
Доказательную базу для оценки качества продукции чаще всего предоставляет декларант, поэтому вся ответственность за внесенные в документ сведения возлагается на него.
Все зерно проходит оценку соответствия на основании требований ТР ТС 015/2011 (безопасность зерна). Техрегламентом предусмотрено декларирование продукции на срок до 5-ти лет.
Безопасность и качество пищевой продукции — важный аспект, на который потребители всегда обращают внимание. Поэтому сертификация зерна не только прихоть законодательства, но и необходимая мера для продвижения продукции на рынке.
Какая продукция попадает под действие ТР ТС “О безопасности зерна”?
Согласно требованиям ТР ТС 015/2011, различают рследующие виды зерновых, зернобобовых и масличных культур: пшеница, рожь, ячмень, гречиха, рис, овес, чина, фасоль, просо, сорго, кукуруза, горох, чечевица, нут, соя, вика. С подробным перечнем можно ознакомиться в тексте техрегламента.
Схемы декларирования
Схемы декларирования зависят от конкретного случая и определяются на этапе консультации.
В каких случаях применяется?
Срок действия ДС ТР ТС
Доказательную базу собирает заявитель
Доказательную базу собирает заявитель
Равен сроку годности
Заявитель направляет образцы в аккредитованную лабораторию
Заявитель направляет образцы в аккредитованную лабораторию
Равен сроку годности
Серийный выпуск при наличии ХАССП
Доказательную базу подготавливает декларант
Сертификация СМК и периодический инспекционный контроль.Производственный контроль осуществляет декларант
Внешний вид и особенности декларации ТР ТС
Для декларации не предусмотрен бланк государственного образца. Необходимую информацию фиксируют на обычном листе А4. Должна быть указана следующая информация:
Список необходимых документов
Для оформления декларации на зерно необходимо предоставить следующие документы:
Список может расширяться исходя из выбранной схемы и специфики производства.
Алгоритм сертификации
Этапы декларирования зерна включают в себя следующие мероприятия:
Ответственность за несоблюдение законодательства в сфере сертификации
Согласно законодательству РФ, нарушение правил оценки качества всех пищевых продуктов (включая зерно) влечет за собой административную ответственность, которая назначается на основании главы 14 КоАП РФ:
Особенности сертификации зерна
Всем производителям пищевой продукции необходимо обязательно внедрять принципы ХАССП.
После прохождения обязательной процедуры оценки качества можно оформить добровольный сертификат на зерно: ГОСТ Р, ЭКО, ОРГАНИК, без ГМО, БИО.
Преимущества сертификации в центре “Ростест”
Специалисты центра “Ростест” имеют многолетний опыт работы в области сертификации зерна, что позволяет учитывать все нюансы и оперативно, без задержек, оформлять нужные документы.
Мы предлагаем только актуальные разрешения с учетом всех нововведений законодательства России. Наши специалисты предоставят исчерпывающую и бесплатную консультацию.
Лабораторное исследование как основание оценки соответствия продукции
На стадии получения различных видов разрешительной документации в любой системе сертификации, как правило, возникает необходимость в проведении ряда лабораторных исследований в целях подтверждения соответствия продукции или товара установленным требованиям.
Протокол испытаний является официальным документом, составляемым независимой аккредитованной организацией, проводящей оценку качества, надёжности и безопасности продукции
Лабораторное исследование осуществляется в обязательном порядке, независимо от применяемой системы (добровольная или обязательная) и формы (декларирование или сертификация) оценки соответствия, а также подтверждаемого документа (техрегламент, ГОСТы, ТУ и др.). Завершающим этапом любых сертификационных исследований является составление протокола испытаний, содержащего итоговые выводы и результаты исследований.
Протокол испытаний является официальным документом, составляемым независимой аккредитованной организацией (испытательной лабораторией), проводящей оценку качества, надёжности и безопасности продукции. Проведение испытаний заключается в исследовании специальными методами воздействия объектов сертификации и экспертном анализе представленной документации, которая позволяет однозначно идентифицировать данную продукцию.
На сегодня в России действуют официальные ведомственные системы, занимающиеся аккредитацией испытательных лабораторий, среди которых выделяют: Росстандарт, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Министерство Чрезвычайных Ситуаций, «Росатом» Росреестр и Россвязь. Разрешение на проведение испытаний и лабораторных исследований выдается организациям, располагающим специальными средствами контроля и измерениями, определённым оборудованием, благодаря которому можно осуществить тестирование продукции и достоверно установить отклонение от международных или внутренних государственных стандартов, отраслевых нормативов или технических условий.
Оформление протокола испытаний необходимо в случаях получения:
С введением в действие нормативов ТС произошло частичное изменение требований, касающихся безопасности товаров, и как следствие лабораторных испытаний. В связи с этим, происходит приведение существующей нормативной базы России в соответствии с утвержденными Едиными гигиеническими и санитарно-эпидемиологическими требованиями. Для этого создаются единые реестры сертификационных центров и испытательных лабораторий ТС. На данный момент протоколы испытаний, выданные лабораторией, аккредитованной согласно российским нормативам, могут быть приняты лишь по личному усмотрению экспертов конкретной сертификационной службы.
Существующие методики проведения лабораторных испытаний
Главная задача испытаний заключается в независимой оценке соответствия качественных свойств, параметров и характеристик продукции действующим положениям и принятым стандартам, а также анализе и идентификации товара на соответствие предоставленной технической документации. Основная программа исследования определяется экспертом лаборатории на основе технических заданий, стандартных программ и типовых методик. При необходимости проведения испытаний на базе специфических программ зачастую разрабатываются новые технологии исследований, которые подлежат обязательному согласованию с сертификационным органом и организациями, обладающими определёнными полномочиями государственного надзора.
Невзирая на существенные различия в методиках исследования разных по категориям и свойствам видов продукции (товара), существуют общие принципы, используемые при лабораторных работах:
Программа исследований в обязательном порядке содержит анализ и проверку технической документации, включая конструкторскую, эксплуатационную и др.
В зависимости от вида испытуемой продукции методика исследований прописывается в ГОСТах, устанавливающих правила проведения испытаний конкретных материалов, изделий, конструкций и др.
Для начала проведения испытаний заявитель обязан предоставить образцы продукции, которые в дальнейшем будут подвергаться проверке. В процессе отбора образцов может оказать помощь сертификационный орган, поскольку подготовка исследуемых образцов для лабораторных испытаний, довольно часто, стандартизирована соответствующими нормативными правилами и актами.
Испытания в зависимости от целей исследования и результата воздействия на объект (продукцию) могут повлечь:
При этом основной целью проведения исследований является проверка эксплуатационных показателей продукции, определения её надёжности и безопасности, а также оценка возможного воздействия внешних факторов.
Процедура оформления и срок действия протокола испытаний
По окончанию проведения полных испытаний эксперты аккредитованной лаборатории составляют специальный документ, называемый протоколом испытаний, подтверждающий, в свою очередь, соответствия изделия или продукции требованиям нормативных актов. Оформляется он на бланках строгой отчётности, имеющих несколько степеней защиты и индивидуальный номер. Оригинал протокола испытаний передаётся непосредственно заявителю или в сертификационный центр. Копия документа хранится в лаборатории на протяжении 3 лет.
Протокол испытаний обязательно должен содержать следующую информацию:
В целом процедура испытаний включает следующие мероприятия:
Заявление на проведение испытаний может подавать производитель товара (компания, предоставляющая услуги), продавец продукции или третья сторона (эксперт-аудитор, сертификационный орган).
Срок действия протокола испытаний в зависимости от системы сертификации может составлять:
Процедура испытаний может осуществляться не только в лабораторных условиях, но и в исключительных случаях, на постоянном месте эксплуатации объекта. Помимо этого, допускается проведение испытаний степени безопасности на аттестованных стендах самого производителя.
При получении отрицательных результатов испытаний лаборатория информирует своего заявителя об этом в письменном виде.
Необходимость оформления протокола испытаний определяется выбором используемой схемы сертификации и не всегда считается обязательным документом при подтверждении соответствия товара в одной из действующих систем сертификации.
Импортеру
Раздел посвещен процессу импорта товара и получения на ввозимый товар соответсвующих правовых и разрешительных документов