Пророк лермонтов стих о чем стих

Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк»: тема и идея произведения

В анализе стихотворения Лермонтова «Пророк» рассказывается об истории создания произведения и его особенностях. Тема свободы и ее непостижимость всегда была одной из самых важных в лирике творца. «Пророк» словно стал последней каплей страданий Михаила Юрьевича. В нем звучит протест против непонимания общества. Лермонтов поведал читателю, какой оказалась судьба поэта-пророка.

История создания

Михаил Юрьевич написал «Пророка» в 1841 году незадолго до своей кончины. Это стихотворение стало последней работой в жизни творца. До этого автор переживал множество перемен и потрясений. У Лермонтова ухудшились отношения с общественностью, появилась неудовлетворенность карьерой и были проблемы в личной жизни. Он ушел в отставку и строил планы, что все свое время посвятит литературному творчеству.

К моменту написания «Пророка» автором было создано множество произведений, поэтому он хорошо понимал, кто такой поэт для народа. В стихотворении он задумался о своем жизненном пути и творческом наследии.

Существует теория, что произведение было рождено, как результат споров Лермонтова с писателем Владимиром Одоевским. В центре горячей дискуссии двух творческих людей была тема поэта и его признания.

Стихотворение было впервые опубликовано в 1844 году в литературном журнале «Отечественные записки». Это произошло спустя 3 года после даты смерти поэта.

Основная тема и идея

Главная идея стихотворения — следовать своему предназначению, несмотря ни на что. Людям не всегда приятно слышать правду о себе, особенно если она обличает их пороки, но все-таки кто-то должен об этом говорить. И этим человеком является поэт-пророк. Он живет в этом мире, чтобы помочь злым и завистливым людям начать жить в гармонии с миром и окружающим. Лирический герой произведения осознает, что это непростая задача, но на пути к достижению благой цели он готов пережить все трудности и преграды, потому что сам Бог призвал его на это служение людям и в этом смысл его жизни.

Мысли, изложенные в произведении, были лично выстраданы Лермонтовым, поскольку ему самому часто приходилось сражаться на дуэлях, отстаивая свое право на честность суждений. Одно из таких сражений и стало последним в жизни поэта.

В произведении Михаил Юрьевич поднимает несколько важных вопросов.

Все темы и проблемы расписаны в краткой форме:

То, что описывал Лермонтов в произведении, происходит и в реальной жизни. Правдивые и искренние стихотворения критикуют, а их авторов отправляют в ссылку.

Однако за труд поэтов и их старания проповедовать толпе они все равно получат признание, даже если это произойдет после смерти.

Образы и символы

Появление в произведении образа пророка объясняется историей рода Лермонтовых.

Существует легенда, согласно которой предок автора — Томас Лермонт, что когда-то жил в Шотландии в XIII, был ясновидцем.

В XVI столетии его потомок, Георг Лермонт оказался в России и тем самым дал начало роду Лермонтовых.

Лирический герой в стихе предстает зрелой и полноценной личностью. Пророк не злится на людей или свою судьбу, но он возрадовался, отыскав себе пристанище — пустыню. Она символ места, в котором на человека снизошло божественное откровение.

Поэт создал образ, похожий на юродивого. Это был нищий странник, который отказался от всего земного ради служения господу.

Жанр, направление и размер

Михаил Юрьевич в создании стихотворения обращался к библейским сюжетам, потому что во времена романтизма талант поэта считался даром от Бога, поэтому работа Лермонтова похожа на книгу пророка Иеремии, так как она также близка к легенде.

Жанр произведения — лирическая исповедь. Стихотворный размер — четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой. Стих написан в спокойной, неспешной манере.

Ряд литературных критиков посчитало произведение прощальным, ведь оно словно стало пророчеством для автора. Уже через несколько месяцев он ушел в мир иной от озлобленности людей, непонимания и слухов.

Мотив пророка часто использовался в русской литературе. До Михаила Юрьевича к образу пророка обращался Пушкин, у него было стихотворение с таким же названием. Лермонтов начал свое произведение с последних строк Александра Сергеевича. Оба поэта писали от первого лица, поэтому кажется, что он продолжает его идею.

После к теме пророка обращались и другие поэты — Розегейм, Некрасов, Плещеев.

Композиция стихотворения

Произведение состоит из семи четверостиший. Композиция произведения делится на 3 части, содержание каждой из них можно кратко расписать:

Когда в редкие дни поэт заходил в город, он старался делать это незаметно без лишнего внимания. Но он все равно слышал, как люди обсуждали его и тыкали пальцами.

Средства художественной выразительности

Стихотворение написано очень в эмоциональной манере.

В анализе «Пророка» Лермонтова нельзя не заметить, что произведения поэта чаще всего романтичны и печальны, но это пропитано трагизмом и обреченностью.

Михаил Юрьевич использовал художественные приемы:

В стихотворении автор использует выражение «Посыпал пеплом я главу», которое впервые было употреблено в Ветхом Завете. Это указывает на отчаяние пророка. Присутствует в тексте также сравнение поэта и птицы. Во втором, третьем и четвертом четверостишьи несколько строк начинаются союзом «И». Этим Лермонтов пытался указать на связь пророка с Богом, поскольку в Библии некоторые стихи также начинаются с этого слова.

Размышления о предназначении поэта и поэзии — тема произведений многих авторов, помимо Лермонтова. Какова цель литературных творений и в чем заключается миссия писателя — вопрос, который до сих пор вызывает бурные обсуждения.

Источник

Михаил Лермонтов — Пророк: Стих

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова

Лермонтов считал себя учеником и последователем великого Пушкина. В своих произведениях он стремился развить и углубить идеи, заложенные своим предшественником. Ярким примером этого является стихотворение «Пророк», написанное поэтом в 1841 г.

В последние годы жизни Лермонтов все чаще испытывает разочарование в достижении своих идеалов. Мотив одиночества и непонимания чрезвычайно усиливается. Неисправимому обществу людей поэт противопоставляет гармоничный мир природы, живущий по высшим законам добра и справедливости.

Пушкинский «Пророк» описывает преображение человека. Чудесный дар он стремится передать людям. Свое высшее предназначение пророк видит в улучшении и исправлении человеческого общества. Ему присущи жизнерадостность и вера в лучшее будущее.

Пророк обретает высшее духовное знание и начинает свои благородные проповеди среди людей. Его призывы к добру и справедливости вызывают резко отрицательную реакцию. Погрязшие в пороке люди не только не слушают пророка, но и забрасывают его камнями. Убедившись в том, что его учение не встречает благодарных слушателей, пророк покидает общество и удаляется в пустыню. Только здесь он обретает покой. Природа не отталкивает изгоя, его речи воспринимают даже звезды.

Несмотря на нищету и скудную «божью пищу» пророк по-настоящему счастлив в пустыне. Если он вынужден посетить человеческое общество, то стремится поскорее его покинуть. Отношение к нему людей только усиливается в худшую сторону. Его ставят в пример детям, как символ человеческой гордыни. Общество упрямо держится за свое мнимое благополучие, на фоне которого пророк выглядит нищим, выжившим из ума стариком.

Источник

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» по плану

1. История создания

Стихотворение «Пророк» написано в мае — июне 1841 года, незадолго до гибели Лермонтова.

Это был тяжёлый период как в личной жизни поэта, так и в общественной жизни страны. После заговора декабристов и Польского восстания 1831 года Николай I создаёт тайную полицию, Третье отделение, агенты которого присутствовали в самых разных кругах общества.

Всякое инакомыслие безжалостно подавлялось, была введена жёсткая цензура. Лермонтов, выросший и творивший в атмосфере политических репрессий, по словам Белинского, стал ярким выразителем царивших в обществе настроений того времени.

Характер у Лермонтова был трудный, он не умел скрывать свои мысли, по этой причине у него было немало недоброжелателей, среди которых – сам царь, Николай I. Именно по его инициативе поэт был сослан на Кавказ.

Впервые читатели познакомились с этим произведением уже после смерти поэта, оно было напечатано в 32 томе «Отечественных записок» в 1844 году.

2. Литературное направление

Стихотворение «Пророк» относится к романтическому литературному направлению.

3. Род

Стихотворение можно отнести к философской лирике.

4. Жанр

Жанр – лирическая исповедь. Это лирическое стихотворение, в котором прослеживаются библейские мотивы.

5. Проблематика

Автор пытается проанализировать извечную проблему противостояния духовного и низменного в человеческой натуре.

6. Тематика

В этом стихотворении можно видеть своеобразную перекличку с пушкинским «Пророком». Но пророк у Пушкина только готовится идти из пустыни к соплеменникам, чтобы «глаголом жечь сердца людей», в то время как лермонтовский герой изгоняется из сообщества и возвращается в пустыню.

Главная тема стихотворения Лермонтова – тема одиночества нестандартной личности в социуме, противостояние толпы и поэта-пророка. Не благодарность, а травля – вот цена за то, что он несёт людям свет правды, проповедует идеи добра и любви.

Существует мнение, что к написанию стихотворения «Пророк» Лермонтова подтолкнули беседы с В.Ф. Одоевским, с которым поэт подружился в последние годы своей жизни. Тема признания поэта и его творчества была одной из причин их разговоров и споров.

7. Идея

Лермонтов продолжает пушкинскую тему о роли и предназначении поэта, его признании обществом.

Также в противовес городу воспевается природа, как более комфортная среда для существования человека.

8. Пафос

Романтичные стихи Лермонтова чаще всего грустны и даже пессимистичны.

Здесь же эмоциональный фон произведения становится пафосно-трагическим. Невозможность выполнить свою миссию делает пророка глубоко несчастным.

Некоторые критики считали, что поэт предчувствовал свою скорую кончину и называли это стихотворение пророческим.

9. Система образов

Художественные образы представлены в классической традиции. Образ лирического героя произведения, одинокого пророка, противопоставляется образу враждебной толпы.

Образ природы передан описанием пустыни, которая более благосклонна к пророку, чем человеческое общество. Пустыня позволяет ему жить, и всякая тварь земная в ней покорна пророку, там даже звёзды слушают его проповеди, «лучами радостно играя».

10. Центральные персонажи

Лирический герой произведения – пророк, призванный обличать человеческие пороки. Он одинок и несчастен, поскольку его изгоняют из общества за то, что он говорит людям о тёмных сторонах их натуры.

Автор сочувствует своему герою, поскольку понимает значимость такой личности для оздоровления человеческой натуры и общества в целом.

Лирическому герою-одиночке противопоставляется собирательный образ его соплеменников – толпа, не признающая в нём пророка.

11. Лирический герой

Лирический герой – смертный, по воле Бога ставший пророком. Ему досталась неблагодарная роль, – роль человека, несущего людям правду, – за что подвергается насмешкам и преследованиям со стороны сообщества, которое не верит его пророчествам.

12. Сюжет

Перед нами исповедь страдающего человека, которого не принимает общество.

Если пушкинский герой, находясь в пустыне, ещё только в начале своего пути, то лирический герой стихотворения Лермонтова уже попытался выполнить свою миссию и, в результате, оказывается в пустыне, спасаясь от преследования соплеменников.

Находясь среди людей, он ещё более одинок, чем в пустыне. Его дар никому не нужен. Люди не приемлют его речей, они не хотят знать правды ни о себе, ни о мире. В их глазах он видит лишь «страницы злобы и порока», а за «правды чистые ученья» в него швыряют камни.

Пророк обретает покой лишь в пустыне, где ему покорна всякая тварь земная, а звёзды слушают его, «лучами радостно играя».

Если же случается ему снова попасть в город, он снова слышит в свой адрес насмешки и упрёки.

Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Его показывают детям, как образец неподобающего поведения.

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!

13. Композиция

Произведение состоит из семи строф и композиционно делится на три части.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано высоким стилем, который придаёт ему звучание библейской притчи. Чтобы добиться этого, поэт использует старославянскую и библейскую лексику: град, старцы, судия, всеведенье, уста, глава, очи, тварь земная, дар божий, пророк, завет и другие.

15. Размер, рифма, строфика

«Пророк» написан четырёхстопным ямбом и пиррихиями.

Поэт использует чередование мужской и женской рифм.

В шести строфах используется перекрёстная рифмовка (АБАБ), в заключительном четверостишии – опоясывающая (АББА).

16. Средства художественной выразительности

Эпитеты: “вечный судия”, “божья пища”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град”, “нагой”.

Метафоры: “страницы злобы и порока”, “читать в очах”, “посыпать пеплом главу”.

Сравнение: “как птицы”

Олицетворение: «звёзды слушают…, лучами радостно играя”.

Антитеза: противопоставление поведения толпы и пророка.

Перифраза: “вечный судия”, “предвечный”.

В двух последних четверостишиях используется также инверсия.

Звукопись: использование взрывных согласных усиливает напряжённое звучание строф.

17. Значение произведения

Белинский подчёркивал значимость этого произведения, называя его одним из лучших в творческом багаже Лермонтова.

Невозможно не согласиться с его высокой оценкой стихотворения: «Какая глубина мысли, – писал критик, – какая страшная энергия выражения!»

18. Актуальность

Несомненна актуальность «Пророка» и в сегодняшнем мире.

Незаурядная личность, понимающая больше других, во все времена встречала если не враждебное, то холодное к себе отношение. Разным слоям населения, людям разных конфессий, или просто имеющим разный жизненный опыт порою нелегко находить общий язык. А непонимание часто порождает конфликты.

Многие и сейчас враждебно настроено к тем, кто, как лермонтовский пророк, имеет смелость говорить неприятную правду.

19. Моё отношение

Нельзя не восхищаться поэтом и его произведением. В сжатой форме лирического стихотворения поэт сумел нарисовать яркое художественное полотно, наполненное глубоким философским смыслом.

20. Чему учит произведение

«Пророк» учит нас прислушиваться к окружающим и пытаться их понять. Учит проявлять сочувствие и, в какой-то степени, учит также мужеству говорить правду, что не всегда удобно и легко.

Источник

«Пророк» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – история создания, идея, средства выразительности

Стихотворение “Пророк” М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 9 классе, оно считается лучшим произведением поэта. В нашей статье вы найдёте полный и краткий анализ “Пророк” по плану.

Пророк лермонтов стих о чем стих. Смотреть фото Пророк лермонтов стих о чем стих. Смотреть картинку Пророк лермонтов стих о чем стих. Картинка про Пророк лермонтов стих о чем стих. Фото Пророк лермонтов стих о чем стих

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пророк.

История создания – написано в последний год жизни Лермонтова (между маем и июлем 1841 года).

Тема – участь поэта быть непонятым, толпа и поэт.

Композиция – эта лирическая исповедь написана от первого лица, состоит из 7 строф.

Жанр – лирическое стихотворение-исповедь. В нём подытожена тема поэта и толпы, чётко прослеживаются библейские мотивы.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры“страницы злобы и порока”, “читать в очах”.

Эпитеты“божья пища”, “вечный судия”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град”.

Перифраза“вечный судия”, “предвечный”.

История создания

Лермонтов написал стихотворение “Пророк” в 1841 году незадолго до смерти, это его последнее произведение. Опубликовано оно было в 1844 году в “Отечественных записках”.

Его отношения с общественностью значительно ухудшились: к тяжёлому характеру поэта прибавилась проблема неустройства в плане карьеры и разлад в личной жизни.

Это поспособствовало общему направлению в стихах 1841 года. Существует мнение, что рождение стихотворения “Пророк” – следствие споров Лермонтова с Одоевским В. Ф. Тема поэта и его признания была камнем преткновения в их горячих спорах. Большинство критиков признаёт, что это одно из лучших стихотворений Лермонтова.

Традиционная тема поэта и толпы, одиночества одарённого человека связана с библейским сюжетом о пророке Иеремии. Лирический герой предстаёт в образе пророка, который живёт лишь вдалеке от людей, там ему подчинятся звери (“мне тварь покорна там земная”), там он чувствует гармонию с природой (“и звёзды слушают меня, лучами радостно играя”).

Существование в обществе для него невозможно – он отвергнут, гоним, не понят. Его попытки проповедовать (писать, творить) закончились осуждением и презрением со стороны толпы “в меня все ближние мои бросали бешено каменья”.

Главная мысль – творческий человек – всегда изгой, он обречён на одиночество и непонимание. Это очень личное переживание, которое автор передаёт своему лирическому герою, он счастлив только наедине с Богом, вдали от людей – значит это участь избранных, их судьба. Идея стихотворения – показать как несправедливо общество к тем, кто наделён “божьим даром”, показать творческую натуру обособленно от обывателей.

Лирический герой повествует свою историю жизни, путь, который должен пройти каждый избранный человек. Причём “божий дар”, то есть талант становится тяжким крестом для него, о возможности выбрать другой путь он умалчивает и принимает всё мудро и терпеливо. Самому поэту очень не хватало такой стоической позиции в отношении окружающих. Жить, как птица, питаясь тем, что бог послал – для него наивысшее благо.

Композиция

Композиция – 7 четверостиший, основанных на библейском сюжете о пророке Иеремии. Автор проводит параллель между ним и лирическим героем, он тоже пророк, но никому не нужный, презираемый Можно обозначить смысловое деление на три части: в первой (две первые строфы) лирический герой рассказывает о своём пророческом даре и злоключениях, связанных с ним; во второй (3-4 строфы) описывается уединённая жизнь пророка в пустыне, её прелесть и спокойствие: в трёх последних четверостишиях – восприятие окружающих лирического героя, его отчуждённость, непринятие толпой.

Жанр – лирическая исповедь. Некоторые критики называли это стихотворение прощальным, оно стало пророческим для самого автора. Спустя несколько месяцев он “навсегда ушёл” от людской злобы, от непонимания, осуждения, слухов и сплетен.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Инверсии, сравнение, анафора в 6-й и 7-й строфе делают лирическое повествование неспешным, спокойным, придают черты жанра жития или притчи.

Средства выразительности

Стихотворение пророк очень эмоционально и выразительно. Лермонтовский стих всегда романтичный и грустный, на этот раз пропитан трагизмом и обречённостью. Невозможность использовать свой дар во благо людям делает его бессмысленным.

Возвышенная лексика (провозглашать, град, старцы, глупец, судия, всеведенье,уста, глава, очи) и библейская (тварь земная, дар божий, пророк, завет) придают лирическому повествованию торжественность, наделяют его чертами библейской притчи, жития.
Благодаря этому общий тон произведения не нуждается в большом количестве эпитетов (“божья пища”, “вечный судия”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град”), и метафор (“страницы злобы и порока”, “читать в очах”), оно очень целостное и эмоционально гармоничное. Перифраза“вечный судия”, “предвечный” используется, чтобы не повторять имя (слово “бог” также используется в 6-й строфе) всевышнего несколько раз. Причём из уст лирического героя мы слышим образы-перифразы, а людские речи используют слово “бог”. Это говорит об особых отношениях лирического героя-пророка и небесного отца.

Источник

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова

История написания

Приступая к анализу стихотворения «Пророк» Лермонтова следует обратиться ко времени его создания. Молодого поэта все чаще стали беспокоить вопросы, связанные со смыслом жизни и вечностью. В данном произведении поэт как будто бы хочет подчеркнуть трагичность жизни талантливых людей, не понятых окружающим миром. Молодой поэт стихотворением «Пророк» как будто проводит финальную черту в своей жизни и горько сожалеет о многом не сделанном им. Глубоко вчитываясь в строки произведения можно увидеть некий спор автора с обществом, которое далеко не совершенно. В «Пророке» Лермонтов еще раз убеждается в выпавшем на его долю горьком жребии.

«Пророк» является одним из поздних творений поэта, как будто предчувствовавшего свой скорый уход из этого мира. Но все же поэт не умолкает, а продолжает творить и обличать несовершенства правящей власти.

О чем стихотворение?

Делая анализ «Пророка» Лермонтова и глубоко вчитываясь в его строки невозможно не почувствовать ту горечь, которую испытывает молодая душа одинокого поэта. В произведении отчетливо видится судьба поэта, обреченного на несправедливую гибель. Даже первые строки стихотворения: «в очах людей читаю я страницы злобы и порока» уже насыщены той болью и разочарованием, переполняющим молодого гения. Автор разочарован не только в устройстве общества, но и в его ближнем окружении. А полученный им дар творения, является его проклятием. Всё же Лермонтов продолжает пророчествовать в оставшиеся дни земной жизни, так как его предназначение заключается именно в этом. Из-за правды, которую доносит поэт до читателя, на его долю выпадают страшные испытания и гонения. Автор не выдерживает такого натиска со стороны людей и уходит от них, продолжая в уединении продолжать свое пророчество.

«Пророк» Лермонтова написан в жанре лирической исповеди. Ясность видений, получаемых автором в уединенной пустыне, восхищает и в тоже время мучит его. Хотя живя: «как птица, даром Божьей пищи», характерной для пророков и одаренный даром предвидения, Лермонтов мучается от упреков и злобной критики надменной общественности. Несмотря на свойственные для автора проявления меланхоличности, в «Пророке» отчетливо слышится неверие поэта в наступление лучшей жизни на земле. Его успокаивает лишь, то что всех талантливых людей ждет трагичная учесть раннего ухода из жизни. В стихотворении присутствуют библейские мотивы, основанные на сказаниях Пророка Иеремии.

Главная идея

Стихотворение «Пророк» является описанием противостояния поэта и общественности. Пророк Лермонтова живет в мире людей, свои пророчества он несет через собственное творчество и встречает непонимание со стороны общественности. Внутренний спор, который зарождается в душе Лермонтова к несправедливости людей, поэт выражает в своих произведениях.

Тему пророчества Лермонтов описывает как приход к людям и донесение до них истинности миробытия. Но его пророчество становится не услышанным и не понятым миром людей, за что с позором изгоняют в пустыню. Трагичность непонятой судьбы талантливого автора гнетет и обрекает Лермонтова на страдания. Все же, оставаясь один на один со своими мыслями, поэт продолжает своё предназначение. Одиночество пустыни и душевная боль от непонимания мучает Лермонтова.

Способ стихосложения

Стихотворение «Пророк» написано способом четырёхстопного ямба. В произведении имеется много устаревших слов: «град», «в очах», «главу». Благодаря использованию таких устаревших названий все произведение становится похожим на пророческий священный текст.

Большинство строф в «Пророке» насыщены горечью и душевными страданиями. Часто встречаются обидные слова: «бежал я нищий», «глупец», «злоба», «бросали каменья». Все строчки четверостиший, за исключением финальной, выдержаны в стиле перекрестной рифмовки. Присутствующая опоясывающая рифма, в последней строке, делает произведение более поэтичным и завершенным. Последняя строфа несет в себе сплошное порицание: «наг и беден», «презирают все его», «угрюм, худ, бледен». К тому же резкий обрыв стихотворения на высказывании старца, дает понять читателю, что учесть пророка неизменна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *