Прорезь на колодках для чего
Увидел прорези на тормозных колодках и решил сделать такие же. Рассказываю, что это дало
Опрос, среди российских автомобилистов показал, что большинство из них предпочитают собственноручно обслуживать свой автомобиль. И если вы неоднократно меняли тормозные колодки, то наверняка обращали внимание на рабочую поверхность накладок. Часть из них имеют ровную шероховатую поверхность, другие — с прорезями внутри. Так давайте же узнаем, зачем эти технологические прорези, и почему они встречаются только на дорогих деталях?
Для чего нужны эти прорези?
В большинстве случаев я сталкивался именно с первым вариантом колодок. Но в последний раз, когда я покупал детали для отцовской калины, заметил, что некоторые варианты колодок имеют своеобразные прорези. В некоторых моделях это был вертикальный разрез, который делил рабочую поверхность на две одинаковые части. В других же это был диагональный распил. И вот такое технологическое решение встречает исключительно на дорогих вариантах детали.
Сначала я и сам не понимал, для чего вообще нужны эти пропилы. Решил поискать информацию в интернете, и вот что узнал. Если верить сайтам, которые я посещал в процессе поиска, тот этот пропил имеет не единственное значение. И сделаны они для:
Устранения посторонних звуков
Наверняка вы встречались с такой проблемой, как скрип новых колодок. Это происходит из-за слишком большой площади соприкосновения деталей тормозной системы. Специальный пропил делит эту площадь на две равные части, поэтому посторонний звук полностью отсутствует.
Очистки тормозов от пыли
В процесс торможения, поверхность колодки постепенно стирается и превращается в пыль. И дабы остальные детали не забивались этой пылью, для них и предназначен выход через специальный пропил.
Естественно, я захотел попробовать все на своей машине. Но покупать новые колодки мне не хотелось, поэтом сделал похожий пропил с помощью шлифмашинки. Повторил процедуру со всеми колодками и установил на свой автомобиль. Естественно, никаких существенных изменений сразу и не заметил. Они проявились со временем. И вот на что я обратил внимание.
Какие изменения произошли?
В течение всего эксперимента посторонние звуки полностью отсутствовали. Да и при значительных нагрузках никакого скрипа не было. Но меня интересовало, как пропил справляется с пылью. Решил разобрать и посмотреть. К моему удивлению, тормозной диск был идеально чистым. Никаких искривлений, сколов и прочих дефектов не обнаружено.
Покупать или нет – решать вам. Лично я советую использовать колодки с прорезями на своем автомобиле. Хоть и стоят они несколько дороже, зато более практичны. Недаром их уже давно эксплуатируют на престижных автомобилях. Так что вам они тоже не помешают.
Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.
Зачем делают фаски и пропилы на тормозной колодке? Виды скосов
Мы уже касались данной темы, правда, в общей массе других вопросов. Но в связи с не угасающим интересом к данному вопросу мы выделили его в отдельную статью.
Немного матчасти. Как известно, скрипы во время торможения, чаще всего вызывает вибрация, возникающая в процессе взаимодействия диска и колодки. Мелкочастотные колебания накладки представляют собой мгновенное прилипание фрикционного материала к рабочей поверхности диска с последующим практически одновременным срывом. Данное явление есть нормой, и при сбалансированной формуле фрикционной накладки (и нормальном состоянии диска) гасится самими участниками трения. В противном случае мы слышим различной частоты звуки: скрипы, визг и скрежет. Для устранения этих явлений были разработаны и внедрены представленные ниже опции.
Залогом стабильной и комфортной работы, то бишь устранения вибраций пары «тормозной диск-колодка« является принцип полной параллельности поверхностей. Иными словами, чем более параллельны будут плоскости двух участников трения по отношению к друг другу, тем ниже вероятность возникновения скрипа и писков во время торможения. На практике, несмотря на визуальное прилегание поверхностей, диск и колодка не всегда имеют 100%-ное сцепление. Причин тому несколько:
— поршень не в состоянии распределить сижу прижатия равномерно по всей поверхности накладки
— борозды и канавки в рельефе диска, созданные агрессивными частицами фрикционной смеси колодки
Учтивая, что поршень/поршни, так или иначе, располагаются ближе к условному центру несущей пластины накладки, они создают тем самым прогиб колодки. Таким образом, нарушается основное правило параллельности поверхностей. Для нейтрализации этих факторов были созданы две инновации.
Скосы (фаски) по внешним краям накладки.
Угловой срез, нанесенный между трущейся и боковой (торцевой) поверхностями колодки позволяет стабилизировать трение и погасить возможные вибрации накладки в суппорте. Нанесенный как на передней, так и на задней части детали, скосы обеспечивают стабильный контакт плоскостей как при движении автомобиля вперед, так и задним ходом. В дополнение такая технология позволяет оптимизировать притирку колодки к диску, оптимизируя трение и повышая ресурс компонентов.
Учитывая обилие форм-факторов суппортов и, как следствие, тормозных компонентов, производители разработали несколько различных типов фасок.
1. Параллельные скосы
— два симметричных скоса на передней и задней части колодки, выполненные пол углом 15-25 градусов по отношению к рабочей поверхности. Эффективно гасят вибрацию накладки, стабилизируют параллельность плоскостей пары.
Самый популярный тип доработки, поскольку упрощает производство, а также может быть применима к большинству видов тормозных колодок
2. J образная фаска
— Нанесение скосы в виде J-образного выреза на передней и задней части колодки, по сути, выполняет ту же задачу, что и традиционный параллельный срез, но позволяет сохранить его размер на протяжении всего срока службы детали.
3. Радиальные скосы
— То же, что и традиционные скосы, но выполненные с учетом кривизны колодки. Технология разработана для накладок полукруглой и вытянутой формы.
4. Скосы смешанного типа
— Симметричные срезы, выполненные под различными углами. Применяются обычно для накладок квадратной формы для обеспечения оптимального соприкосновения трущихся поверхностей.
Редко встречающаяся версия фаски и является быстрее разновидностью параллельного типа
5. Радиальные J-образная фаска
— Срезы J-образного вида, но выполненные под различным углом к рабочей поверхности. Обеспечивает максимальную площадь рабочей поверхности, вместе с этим сохраняет размер фаски на протяжении всего сроки работы компонента.
Поперечный пропил (слот).
Представляет собой дренажную канавку, сделанную поперек фрикционной накладки (перпендикулярно направлению вращения тормозного диска). Как правило, пропил имеет глубину сопоставимую с общей толщиной накладки, не доходя лишь 1-1,5 мм до несущей пластины. Функция пропила собирать и отводить от точки контакта «диск-колодка» грязь и частицы отработанного состава накладки тем самым снижая риск вибрации и одновременно очищая поверхность детали.
— Если вы столкнулись в систематическим скрипом тормозов, а износ ваших колодок уже перевалил за 50% ресурса, то, вероятней всего, заводские скосы на ваших некогда новых накладках уже были «съедены» естественным износом. В таком случае достаточно нанести такие же фаски по внешним краям детали, оставив не менее 1 мм накладки над несущей пластиной.
— Скрип недавно установленных колодок (особенно это если в паре были использованы диски с антикоррозионным покрытием) нередко вызван заполнением дренажного пропила. В такой ситуации рекомендуется снять накладки и прочистить дренажный пропил от мусора и остатков краски.
Увидел прорези на дорогих тормозных колодках: решил себе пропилить такие же. Рассказываю, что это дало
Если вы сами занимаетесь ремонтом и обслуживанием своего автомобиля, наверняка не раз меняли тормозные колодки. И если вы обращали внимание на рабочую поверхность накладок, то могли видеть как обычную ровную поверхность, так и с прорезями.
Чаще всего я сталкивался именно с первыми из них, которые не имели ничего необычного, но при выборе очередных колодок для отцовской (теперь уже) Калины, я заметил, что некоторые комплекты имели те самые прорези на поверхности, причём в совершенно разном виде:
накладка имеет разрез по диагонали
Так вот, ещё один примечательный факт заключался в том, что чаще всего такие прорези встречались именно на дорогих колодках. Я конечно же, меня это заинтересовало, я и решил разузнать, для чего это вообще сделано, и выяснил вот что.
Основываясь на тех данных, которые имеются на сайтах некоторых производителей, эти прорези имеют не одно единственное назначение, а несколько. И сейчас я приведу основной смысл этих доводов в пользу поделённой на части поверхности тормозной колодки:
Разумеется, я решил попробовать, как всё работает на деле и сделал подобные разрезы при помощи шлифмашинки.
Особо мудрить не стал, и рез выполнил поперечный сверху вниз, что также встречается на многих колодках уже с новья. Установил на машину и конечно же, никакой разницы мгновенно не почувствовал, но зато со временем отметил все те положительные моменты, о которых было сказано ниже.
На удивление колодки ни разу даже при самой сильной жаре и сильных нагрузках при торможении, не скрипели. А что касается очистки, то могу сделать следующий вывод: так как состояние поверхности тормозного диска идеальное, на нём нет никаких волнообразных искривлений, ребристости и прочих дефектов, значит с очисткой полный порядок.
Стоит ли повторять мой эксперимент? Думаю, что каждый сам решит,нужно ли этому ему или нет, но как мне кажется, лучше купить комплект новых колодок уже с такими прорезями, чтобы не изобретать велосипед.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Противоскрипные пластины тормозных колодок: как работают, делаем своими руками
Всем привет! Сегодня мы поговорим с вами о таких элементах как противоскрипные пластины тормозных колодок. Из этого материала вы сможете узнать, что это такое, для чего они нужны, и стоит ли покупать или делать своими руками для собственного автомобиля.
При торможении происходит важный и достаточно точный. Элементы тормозной системы соприкасаются, возникает большая сила трения, что и способствует замедлению транспортного средства.
Есть несколько причин, почему на авто скрипят тормоза, и не всегда причина кроется именно в каких-то серьезных неисправностях.
Останавливаться на причинах скрипа снова нет смысла. Лучше поговорим именно об этих пластинах.
Почему появляется скрип?
Все элементы тормозной системы изнашиваются неравномерно. Все знают, что колодки, как правило, стираются с одного края быстрее, тормозные диски также имеют свойство изнашиваться фрагментарно. В некоторых случаях закисают поршни суппортов, и они неравномерно прижимают колодку к диску.
В любом из этих случаев между диском и колодкой возникает небольшой зазор. Но, это еще не основная причина. Дело в том, что при движении колесо немного отклоняется от оси. Причем это происходит с определенной частотой, как только возникает неплотное прилегание колодки к диску, получается резонанс, что и приводит к появлению звука. Чтобы убрать звук, следует устранить резонанс.
Пластины
Для устранения подобного явления применяют специальные пластины. Они позволяют прижимать колодку к диску наиболее равномерно, что и устраняет причину звука. Размещают ее между толкателем поршня и колодкой, такое решение наиболее оптимально с точки зрения работы всей системы.
Обратите внимание, что такой способ не поможет в случае некоторых видов износа дисков. В частности, это не окажет эффекта в случае, когда диски изношены в виде канавок. При таком повреждении плотного прижатия диска достичь не удастся.
Из чего делаются?
Давайте посмотрим, из чего делают противоскрипные пластины. При выборе материала смотрят на несколько вещей. В первую очередь они должны быть прочными, ведь давление со стороны суппорта достаточно велико. Также эти элементы не должны иметь никаких проблем с коррозией, ведь на колеса постоянно попадает вода и реагенты, поэтому риск возникновения ржавчины достаточно большой. Как итог, далеко не все материалы подходят для этой цели.
Наилучшими вариантами для создания этих пластин является нержавеющая сталь, а также оцинковка. Но, последний вариант значительно хуже. Просто оцинкованная сталь не настолько прочная. Также у нее возникает проблема со сдиранием защитного слоя. Поэтому, оптимальным вариантом является именно нержавейка. В некоторых случаях используют цветные металлы, например, бронзу. Но, она имеет ряд недостатков. В частности, она менее плотная, что отрицательно сказывается на эффективности детали. Помимо этого, бронза достаточно дорогой материал, и не всегда ее рационально применять для расходных компонентов.
Нужно ли использовать противоскрипные пластины
Как было сказано выше, в первую очередь пластины направлены на устранение неприятного звука при торможении автомобиля. На эффективность торможения пластины особо не влияют. Отсюда можно сделать вывод, что если ваш автомобиль не издает неприятный скрип при торможении, нет смысла устанавливать рассматриваемые пластины.
Статья в тему: Нужно ли менять фильтр АКПП
Но важно понимать, что скрип может появиться не сразу после начала эксплуатации новых колодок, а, например, через 5-10 тысяч километров из-за воздействия внешней среды, которая выразятся в ржавление и окисление направляющих. В такой ситуации можно установить пластины, чтобы избавиться от перекоса и неприятного звука.
Стоит отметить: В сети можно прочитать отзывы, что противоскрипные пластины не действуют. Действительно, они эффективны не всегда, а иногда их эффективность не заметна из-за неправильной установки. Например, в ряде случаев необходимо установить две противоскрипные пластины с обеих сторон, чтобы почувствовать эффект от них, и плюс к тому еще нанести смазку.
Покупка
Сейчас в продаже можно найти готовые варианты подобных пластин, причем производители у этой детали могут быть разными. Например, Honda предлагает, как универсальные пластинки, которые подходят для любых моделей, так и оригинальные, подходящие под конкретную модификацию. У некоторых других марок имеются в рем. комплектах пластинки, что рассчитаны на несколько моделей, которые созданы на одной базе.
Если вы нашли пластины в магазине, то обязательно уточните для каких автомобилей они предназначены. Лучше брать созданные под вашу модель машины, но можно приобретать и универсальные варианты. Всегда берите эти детали на все колеса сразу.
Обратите внимание на материал, из которого выполнена эта деталь, лучше всего покупать пластинки из нержавейки, они будут служить значительно дольше. Не стоит брать китайские детали, эти запчасти зачастую очень некачественные, что приведет к необходимости быстрой их замены. Как правило, в обычных магазинах таких комплектующих не найдешь, поэтому оптимальным способом будет заказ противоскрипных пластинок через интернет.
Скрипят колодки? Как устранить скрип тормозных колодок
Одним из самых неприятных моментов при эксплуатации авто, с которым никак не хочется мириться, является скрип тормозов. Даже если этот скрежет «декоративный» и не представляет никакой опасности – долго терпеть такой свист не в состоянии никто. Почему скрипят тормозные колодки? В этой статье мы разберемся, откуда берется, и как избавиться от скрипа тормозов.
Прежде всего, необходимо понять, что такое и откуда появляется скрежет при торможении. При нажатии на педаль тормоза, колодки с двух сторон зажимают тормозной диск и останавливают его. В это время тормозные колодки начинают вибрировать с определенной частотой, и если эту частоту воспринимает человеческое ухо, то мы слышим противный скрип или свист. Этот скрип получается такой громкости, потому что конструкция колесной арки усиливает этот звук в несколько раз. Так что скрежет тормозов есть всегда, просто мы не всегда его слышим. Именно от этого мы и будем отталкиваться при подборе методов избавления от скрипа тормозов.
Причин свиста тормозов, на самом деле, очень много. Перечислим самые основные из них и способы их устранения.
Несовместимость материала колодок и дисков
Состав, из которого выполнена фрикционная (тормозящая) часть колодок, каждый производитель держит в тайне. Здесь, прежде всего, ищется компромисс между эффективностью торможения и долговечностью тормозных колодок, так как чем жестче материал из которого выполнена фрикционная часть тормозной колодки – тем выше её эффективность торможения, но к сожалению, выше вероятность появления вибрации и, соответственно, скрипа. На более «мягких» колодках вероятность появления скрипа ниже, но изнашиваются они быстрее.
Некоторые материалы выполнения фрикционных накладок просто несовместимы с материалом тормозных дисков и поэтому скрипят.
Избавиться от этого можно заменой тормозных колодок на колодки от другого производителя.
Заметим, что если вы установили новые колодки, и они сразу начали «свистеть», то не спешите бить тревогу – производители покрывают тормозные колодки специальным напылением, которое может вызывать скрип. В этом случае достаточно пару дней поездить или сделать несколько резких торможений и это напыление сотрется, соответственно скрип пропадет.
Скрипы, вызываемые особенностями конструкции
Производители применяют специальные противоскрипные пластины для предотвращения скрипа тормозов. Это металлические пластины, которые ставятся между тормозным поршнем и колодкой для надежного закрепления колодки в тормозном механизме, плотного и ровного прилегания поршня к колодке, устранения излишних зазоров. Это помогает предотвратить возникновение излишних вибраций, а соответственно и скрипов. Такие пластины иногда продаются в комплекте с колодками, а иногда отдельно. Если такие пластины у вас отсутствуют – желательно установить их.
Отметим, что колодки следует подбирать такой же формы, какой выполнены оригинальные заводские колодки для надежного закрепления колодки в суппорте, а соответственно, для, опять же, предотвращения излишних вибраций.
Теперь о конструкции самих колодок. Раз вибрации есть всегда, а ухо слышит лишь некоторый диапазон, то для избавления от скрипа надо изменить частоту вибраций на такую, которую не услышит ухо человека. Для этого производители делят фрикционную часть тормозной колодки на несколько (2 или 3) сегментов. Масса и площадь тормозящего сегмента становится меньше – частота вибраций увеличивается и свист пропадает. Делается это путем прорезей в фрикционной части. Ширина прорези
4мм на новой колодке. Если такие прорези отсутствуют на ваших колодках – можно пропилить их самому.
Ещё применяются закругления по краям колодок. Нужны они для того, чтобы тормозное усилие, возникающее при соприкосновении колодок и диска, возникало не сразу, а постепенно. Тогда подверженность колодки вибрации будет значительно ниже. Такие закругления тоже можно сделать самостоятельно, если такие отсутствуют.
Необязательно причиной скрипа являются колодки. Скрип также может появляться из-за неравномерного износа тормозного диска или его кривизны. Обратите на это особое внимание, так как на «кривом» тормозном диске будут скрипеть любые колодки. Искривиться диски могли из-за банального перегрева или из-за гидроудара (лужа) по нагретым дискам во время торможения. Здесь поможет балансировка тормозных дисков (проточка) или замена дисков на новые.
Так же немаловажную роль тут может сыграть и износившийся ступичный подшипник
Если вы давно не меняли тормозные колодки, и они вдруг заскрипели то, вполне вероятно они просто износились и их пора менять. На современных тормозных колодках имеются так называемые «скрипуны» или индикаторы износа колодок – специальная пластина из мягких металлов, которая начинает тереться об тормозной диск и издавать неприятный скрежет или скрип при достижении определенного износа фрикционной части колодки.
Ко всему вышеперечисленному, причиной неприятно скрипа могут быть и износившиеся части тормозного механизма – направляющие тормозного суппорта, поршни и т.д. В такой ситуации вибрации (скрип, свист, скрежет) могут иметь место и при простом движении – не обязательно при торможении. Эти части необходимо прочистить и смазать, а при необходимости — заменить на новые.
Чтобы избавиться от скрипа при торможении, вызываемого вышеперечисленными причинами необходимо провести диагностику ходовой части и тормозных механизмов вашего автомобиля с последующим устранением выявленных неисправностей.
Грязь, осадки, погодные условия
Замечено, что при повышенной влажности и низких температурах вероятность появления свиста тормозных колодок выше, чем в сухую и теплую погоду. Это связано с материалом исполнения фрикционной части колодок. Если скрип вызван этим, то он пропадает при изменении погоды или после некоторого количества интенсивных торможений.
Так же в «бороздки» на колодках и дисках, образовавшиеся при эксплуатации может попасть песок, грязь, пыль, образовавшаяся при стирании феродо (тормозящей части колодки), а так же инородные предметы. Зачастую это и становится причиной скрипа. Тут всё просто — достаточно прочистить и промыть тормозные механизмы и извлечь посторонние предметы.
Как сделать самому?
Теперь переходим к самому интересному – самостоятельному изготовлению пластинок. Причиной для такой самодеятельности может быть банальное отсутствие деталей в продаже или нежелание платить за простой кусок железа. Тем более, что сделать такую пластинку несложно, достаточно простого набора инструмента в мастерской, и базового навыка работы с металлом.
Производится работа в следующем порядке
Заключение. Скрип тормозов неприятное явление. Но, зная, как сделать противоскрипные пластины тормозных колодок самостоятельно, вы быстро устраните проблему. При этом, сэкономите свои деньги, ведь оригинальные комплектующие обойдутся достаточно дорого.
Можно ли сделать своими руками
Начну вот с чего, прежде чем бежать за куском металла и выпиливать своими руками. Посмотрите их в продаже, бывает такое — что некоторые производители продают отдельно противоскрипные пластины – универсальные (если не ошибаюсь, NISSAN продает даже оригинальные отдельно). Причем стоят они не так дорого и зачастую подходят для различных фирм. Еще один момент – берите сразу две (на обе стороны), чтобы потом не бегать и не искать другую.
Теперь для тех кто хочет сделать сам. Ничего сложного нет, помните — форма должна повторять очертания тормозного элемента, не выходить за ее края иначе она будет мешать при торможении.
Какой выбрать металл, некоторые используют обычную сталь, толщиной в 1 мм, однако большой минус — что она очень быстро сгниет, от влаги и соли на дорогах. Поэтому я вам советую брать либо нержавеющую сталь, либо кусок жести, можно той же толщины в 1мм, больше 2мм не рекомендуется, будет толстой – нам это не нужно.
Берете карандаш, прикладываете на лист из которого будете изготавливать, обводите колодку – берете ножницы по металлу и вырезаете – ВСЕ! Вот так вот легко и просто.
Сейчас видео версия статьи, смотрим
НА этом заканчиваю, думаю моя статья была вам полезна, искренне ваш АВТОБЛОГГЕР
(8 голосов, средний: 4,50 из 5)