Проповеди это что кратко

Значение слова «проповедь»

Проповеди это что кратко. Смотреть фото Проповеди это что кратко. Смотреть картинку Проповеди это что кратко. Картинка про Проповеди это что кратко. Фото Проповеди это что кратко

2. Речь религиозно-назидательного характера, которая обычно произносится в церкви. Воскресная проповедь. || перен. Разг. Нравоучительная речь; поучение, наставление. Савельича мудрено было унять, когда бывало примется за проповедь. — Вот видишь ли, Петр Андреич, каково подгуливать. И головке-то тяжело, и кушать-то не хочется. Пушкин, Капитанская дочка. — Не трудись читать мне проповедь. У меня свой собственный взгляд на вещи. Чехов, Тина.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПРО’ПОВЕДЬ, и, мн. и, ей-е́й, ж. 1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в церкви (церк.). Воскресная п. || перен. Наставление, нравоучение (разг.). Кому вы вздумали читать такую проповедь? Некрасов. 2. перен. Устное или письменное распространение какого-н. учения, идей, взглядов, мнений. — Если в прежнее время мы пропагандировали общими истинами, то теперь мы пропагандируем работой. Это — тоже проповедь, но это проповедь действием. Ленин (1919 г.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

про́поведь

1. религ. речь религиозно-нравственного содержания ◆ Услышит, например, она, что в такой-то церкви православный священник будет говорить красноречивую проповедь, она едет туда, выслушает и умилится искренно. Гончаров, «Май Месяц в Петербурге», 1891 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Это было именно сразу после праздника «Нечаянной Радости», а в следующее воскресенье я говорил в приходе проповедь о том, что Божия Матерь сделала, как Она сумела превратить преступление в новую радость, в нечаянную радость, в нежданную, негаданную радость. Антоний (Блум), митрополит Сурожский, «Праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»», 1969 г. (цитата из НКРЯ)

2. перен. распространение каких-нибудь идей, взглядов ◆ …если доро́га к благу, о котором эта партия говорит без конца, исключает проповедь насилия как универсального метода осчастливливания общества. Александр Яковлев, «Омут памяти», 2001 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Проповеди это что кратко. Смотреть фото Проповеди это что кратко. Смотреть картинку Проповеди это что кратко. Картинка про Проповеди это что кратко. Фото Проповеди это что краткоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова танкоопасный (прилагательное):

Источник

Проповедь

Про́поведь – настав­ле­ние, разъ­яс­ня­ю­щее основы истин­ной веры и бла­го­че­сти­вой жизни.

Рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ства нераз­рывно свя­зано с про­по­ве­дью. Сам Иисус Хри­стос про­по­ве­до­вал Свое учение среди еврей­ского народа. Им были избраны 12 апо­сто­лов, а затем еще 70 уче­ни­ков для про­по­веди Еван­ге­лия. Их бла­го­ве­стие миру при­нято назы­вать апо­столь­ской про­по­ве­дью. В деле хри­сти­ан­ской про­по­веди потру­ди­лись отцы и учи­тели Церкви, многие из кото­рых были выда­ю­щи­мися про­по­вед­ни­ками.

Проповеди это что кратко. Смотреть фото Проповеди это что кратко. Смотреть картинку Проповеди это что кратко. Картинка про Проповеди это что кратко. Фото Проповеди это что кратко

Про­по­ведь свя­щен­ника – неотъ­ем­ле­мая часть пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния.

Наука о сущ­но­сти, содер­жа­нии и спе­ци­фи­че­ских осо­бен­но­стях хри­сти­ан­ской про­по­веди назы­ва­ется гомиле­ти­кой.

Труды ап. Петра и прочих апо­сто­лов

В 67 г. ап. Пётр прибыл в Рим, где, по сви­де­тель­ству Тер­тул­ли­ана, руко­по­ло­жил тре­тьего рим­ского епи­скопа Кли­мента. В 66‑м или в начале 67-го года ап. Пётр был заклю­чен в тем­ницу и через несколько меся­цев распят на кресте, вниз голо­вой, так как считал себя недо­стой­ным быть рас­пя­тым, как Спа­си­тель.

Выше упо­ми­на­лось о муче­ни­че­ской кон­чине в 44 г. ап. Иакова Зеве­де­ева,кото­рый, веро­ятно, нико­гда не остав­лял Иеру­са­лима.

Ап. Иоанн Бого­слов был сыном гали­лей­ского рыбака Зеве­дея и жены его Сало­мии, по пре­да­нию, дочери Иосифа Обруч­ника от пер­вого брака. Воз­люб­лен­ный ученик Спа­си­теля, он, по Его завету, был охра­ни­те­лем Бого­ма­тери до самого Её успе­ния. Известно уча­стие его в Апо­столь­ском соборе. Досто­верно неиз­вестно, когда именно он появился в Малой Азии. Прибыл он тогда, когда после заклю­че­ния ап. Павла в узы, тамош­ние церкви лиши­лись послед­него своего руко­во­ди­теля. Посто­ян­ным его место­пре­бы­ва­нием был Ефес. Около 96 г., при имп. Доми­ци­ане, он, будучи брошен в котёл с кипя­щим маслом, чудес­ным обра­зом остался жив и был сослан на о. Патмос. В 96–98 гг. вер­нулся опять в Ефес. Скон­чался он в Ефесе в начале 2 в. в воз­расте более ста лет. Его и брата его Иакова за силу духа и огнен­ную рев­ность Гос­подь про­звал «воанер­гес,» что значит «сыны гро­мовы.» Им напи­сано Еван­ге­лие, три посла­ния и Апо­ка­лип­сис.

Ап. Фома, назы­ва­е­мый также Диди­мом, про­по­ве­до­вал Еван­ге­лие вар­вар­ским пле­ме­нам в Парфии, Индии и на близ­ле­жа­щих ост­ро­вах. В Индии он постра­дал в г. Кала­мине (Малья­пур). Мощи его пере­не­сены в Едессу.

Ап. Филипп был родом из Виф­са­иды, также как апп. Пётр и Андрей. По более позд­ним ска­за­ниям он устроил цер­ковь во Фригии; скон­чался в г. Иера­поле, у гроб­ницы его всегда было много людей

Ап. Вар­фо­ло­мей был родом из Каны Гали­лей­ской. По досто­вер­ным сви­де­тель­ствам, он про­по­ве­до­вал в Счаст­ли­вой Аравии и Индии, постра­дал же (с него живого содрали кожу) в Арме­нии, в г. Алва­но­поле, в нынеш­нем Даге­стане. Еп. Арсе­ний отме­чает, что Вар­фо­ло­мея и Нафа­наила счи­тают одним и тем же лицом.

Ап. Матфей, кото­рого счи­тают бывшим мыта­рем Левием, был сбор­щи­ком пода­тей при Гали­лей­ском озере. Сна­чала он про­по­ве­до­вал евреям. Он напи­сал Еван­ге­лие на родном языке. По позд­ней­шим ска­за­ниям, он про­по­ве­дует то в Маке­до­нии, то в Сирии, Парфии, Эфи­о­пии и др. стра­нах. Несо­мненно только то, что он про­по­ве­до­вал вне пре­де­лов Рим­ской импе­рии. Неиз­вестно, умер ли он есте­ствен­ной смер­тью, или был заму­чен.

Ап. Иаков млад­ший, сын Иосифа Обруч­ника от пер­вого брака. Он поль­зо­вался особым ува­же­нием хри­стиан из иудеев и, как епи­скоп Иеру­са­лим­ский, при­ни­мал дея­тель­ное уча­стие в Апо­столь­ском соборе. Об уби­е­нии его в 62 г. упо­ми­на­лось выше.

Брат его, ап. Иуда, назы­ва­е­мый Лев­веем и Фад­деем, по одним ска­за­ниям, про­по­ве­до­вал в Ливии, по другим – в Сирии и Арме­нии. Еп. Арсе­ний отме­чает, что он был пове­шен на кресте и прон­зен стре­лами в Арме­нии, в окрест­но­стях Ара­рата. Име­ется одно его посла­ние.

Ап. Симон Кана­нит, по про­звищу Зилот, как пола­гают, был братом Иакова и Иуды. Известно, что он про­по­ве­до­вал на востоке, в при­кав­каз­ских стра­нах, сопут­ствуя ап. Андрею. Скон­чался он в Ана­то­лии, в 15 вер­стах от нынеш­него Сухуми, при впа­де­нии р. Псир­ста в Чёрное море.

Ап. Матфей, избран­ный на место Иуды Иска­ри­от­ского, про­по­ве­до­вал вне пре­де­лов Рим­ской импе­рии. Еп. Арсе­ний отме­чает осно­ва­ние им церкви в Синопе.

Ап. Фаддей, из 70-ти, сперва сопут­ство­вав­ший ап. Фоме, отправ­лен был им около 38 г. к вла­де­телю Едессы, князю Авга­рию, верив­шему в чудеса Спа­си­теля. По пре­да­нию, он кре­стил Авгаря и многих его жите­лей, поло­жив этим осно­ва­ние Армян­ской Церкви. Перед смер­тью он поста­вил для Едессы епи­ско­пом Аггея».

Исто­рия Церкви. Нико­лай Д. Таль­берг

Про­по­ведь в древ­ней Церкви

Про­по­ведь за бого­слу­же­нием IV‑V вв.

«Про­по­ведь за бого­слу­же­нием IV‑V вв. зани­мала не менее зна­чи­тель­ное место, чем в преж­ние века, бла­го­даря живо­сти бого­слов­ских споров и повы­ше­нию общего уровня обра­зо­ва­ния в клире (многие цер­ков­ные дея­тели IV‑V вв. полу­чили обра­зо­ва­ние в лучших свет­ских школах того вре­мени). Едва ли какой период оста­вил более длин­ный ряд зна­ме­ни­тых про­по­вед­ни­ков и дал более мате­ри­ала для нынеш­них устав­ных чтений. На Востоке про­сла­ви­лись:Евсе­вий Кеса­рий­ский, свв. Афа­на­сий Вели­кий, Васи­лий Вели­кий, Гри­го­рий Бого­слов, Кирилл Иеру­са­лим­ский, Гри­го­рий Нис­ский, Мака­рий Вели­кий, Ефрем Сирин, Иоанн Зла­то­уст, Прокл, патр. Кон­стан­ти­но­поль­ский, Кирилл Алек­сан­дрий­ский, Епи­фа­ний Кипр­ский и блж. Фео­до­рит; на Западе: св. Амвро­сий, блж. Авгу­стин, Петр Хри­со­лог, Лев Вели­кий, Цеза­рий, еп. Арль­ский. Боль­шин­ство сохра­нив­шихся от этого пери­ода про­по­ве­дей пред­став­ляет из себя изъ­яс­не­ние Св. Писа­ния; зна­чи­тель­ное коли­че­ство посвя­щено дог­ма­ти­че­ским спорам; менее – чисто нази­да­тель­ного харак­тера и срав­ни­тельно неболь­шой круг пред­став­ляют из себя празд­нич­ные про­по­веди. Из про­по­ве­дей пер­вого рода вошли в нынеш­нее наше бого­слу­же­ние в наи­бо­лее широ­ком раз­мере беседы св. Иоанна Зла­то­уста, отча­сти Васи­лия Вели­кого; второй род про­по­ве­дей этого вре­мени, как имев­шие вре­мен­ный харак­тер, не вошел вовсе в наше бого­слу­же­ние. Из тре­тьего рода вошли беседы св. Ефрема; из чет­вер­того – боль­шин­ство немно­го­чис­лен­ных про­из­ве­де­ний этого рода.

Про­по­вед­ники этого пери­ода нередко отме­чают усер­дие, с кото­рым посе­ща­лись их поуче­ния, и иногда вынуж­дены бороться даже с пре­уве­ли­чен­ной оцен­кой места и зна­че­ния про­по­веди в составе бого­слу­же­ния. «Про­по­ведь, – гово­рит св. Иоанн Зла­то­уст, – для вас все. Вы гово­рите: что делать в церкви, если нет про­по­веди? Это совер­шенно пре­врат­ный взгляд. Что за нужда в про­по­вед­нике? Соб­ственно из-за вас он стал необ­хо­ди­мым. Зачем про­по­ведь? Все ясно в Св. Писа­нии». «Часто я искал в оный свя­щен­ный час (евха­ри­стии) такого мно­го­чис­лен­ного собра­ния, какое теперь здесь соста­ви­лось, и не нахо­дил нигде, и глу­боко взды­хал я о том, что вы вашего сораба, гово­ря­щего с вами, слу­ша­ете с таким рве­нием, а когда Хри­стос явля­ется на св. вечере, цер­ковь пустеет». Но так было не везде и не всегда в этот период, может быть, только у таких витий, как Зла­то­уст. Кар­фа­ген­ский Собор 399 г. поста­нов­ляет: «кто выйдет из собра­ния (de auditorio), когда свя­щен­ник держит слово в церкви, да будет отлу­чен». Цеза­рий Арль­ский (нач. VI в.) после бес­плод­ных убеж­де­ний не ухо­дить с про­по­веди велел на время ее запи­рать цер­ков­ные двери. Вообще на Востоке про­по­ведь за бого­слу­же­нием зани­мала гораздо более места, чем на Западе, как видно и из этих послед­них сви­де­тельств, и из списка про­по­вед­ни­ков там и здесь, и, нако­нец, из явно пре­уве­ли­чен­ного, но харак­тер­ного сви­де­тель­ства Созо­мена, что в Риме «ни епи­скоп, ни другой кто не учит в церкви».

Время про­по­веди

Глав­ным момен­том для про­по­веди по-преж­нему была литур­гия, и именно ее под­го­то­ви­тель­ная часть, литур­гия огла­шен­ных, как это пока­зы­вает целый ряд бесед св. Иоанна Зла­то­уста и др., часто напо­ми­на­ю­щих слу­ша­те­лям только что слы­шан­ные ими литур­гий­ные воз­гласы и молитвы. Но иногда и по местам про­по­ведь была и за дру­гими служ­бами. Так, беседы на Шестод­нев св. Васи­лия про­из­но­си­лись по две в день – за утрен­ним бого­слу­же­нием и вечер­ним («когда вы были на корот­кой утрен­ней (εωθεν) беседе, то мы натолк­ну­лись на такую скры­тую глу­бину мысли, что отча­я­лись насчет даль­ней­шего» и т. п.3). По Сократу, «в Кеса­рии Кап­па­до­кий­ской и на Кипре в день суб­бот­ний и недель­ный всегда вече­ром с воз­жже­нием све­тиль­ни­ков (μετά της λυχναψίας) пре­сви­теры и епи­скопы изъ­яс­няют Писа­ния». Беседы св. Иоанна Зла­то­уста на Бытие про­из­но­си­лись вече­ром («мы изла­гаем вам Писа­ния, а вы, отвра­тив глаза от нас, обра­тили вни­ма­ние на све­тиль­ники, на того, кто зажи­гал све­тиль­ники»). «Обра­тите вни­ма­ние на про­дол­же­ние псалма, о кото­ром мы на утрене гово­рили», – при­гла­шает своих слу­ша­те­лей блж. Авгу­стин. Так как про­по­ведь счи­та­лась непре­мен­ною при­над­леж­но­стью литур­гии, то она, надо думать, имела место обя­за­тельно в те дни, когда совер­ша­лась литур­гия и настолько часто, насколько где-либо совер­ша­лась послед­няя. Но в Четы­ре­де­сят­ницу и Пяти­де­сят­ницу, осо­бенно в первую – в виду огла­шен­ных, про­по­ве­до­вали боль­шей частью еже­дневно. Так, в беседе св. Иоанна Зла­то­уста на Бытие и «о ста­туях», равно как в словах блж. Авгу­стина на псалмы, посто­янно встре­ча­ются ссылки на «вче­раш­нюю» беседу. В мона­ше­ских же общи­нах, по край­ней мере неко­то­рых, как увидим, авва и в тече­ние целого года еже­дневно поучал братию.

Про­по­ве­до­вав­шие лица

Что каса­ется про­по­ве­до­вав­ших лиц, то, по при­меру апо­сто­лов и по прак­тике II и III вв., насто­я­щим слу­жи­те­лем слова счи­тался епи­скоп. «Соб­ственно обя­зан­ность (proprium munus) епи­скопа – учить народ». По св. Иоанну Зла­то­усту, спо­соб­ность к учи­тель­ству в епи­скопе «должна быть прежде всего». Про­по­вед­ни­че­ский талант тогда наи­бо­лее выдви­гал лиц на епи­скоп­ские кафедры, как пока­зы­вают при­меры Евсе­вия Кеса­рий­ского, свв. Гри­го­рия Бого­слова, Иоанна Зла­то­уста и блж. Авгу­стина. Но в цер­ков­ном учи­тель­стве гораздо более преж­него вре­мени при­ни­мают уча­стие и пре­сви­теры. Еще в III в. столь зна­ме­ни­тый про­по­вед­ник, как Ориген, был пре­сви­те­ром только.

Апо­столь­ские Поста­нов­ле­ния пред­пи­сы­вают: после чтений, а в част­но­сти после Еван­ге­лия, «пре­сви­теры пооди­ночке, а не все сразу, пусть уве­ще­вают народ, а после всех их епи­скоп, кото­рый подо­бен корм­чему». Согласно с этим, в Иеру­са­лим­ской Церкви, по опи­са­нию Палом­ни­че­ства, при­пи­сы­ва­е­мого Силь­вии, в день вос­крес­ный «из всех сидя­щих пре­сви­те­ров про­по­ве­дует кто поже­лает, а после всех их про­по­ве­дует епи­скоп». Св. Иоанн Зла­то­уст именно в сане пре­сви­тера про­по­ве­до­вал в Антио­хии в при­сут­ствии своего епи­скопа Фла­ви­ана, кото­рый иногда при­со­еди­нял свое уве­ща­ние к его про­по­веди.

Блж. Авгу­стину, когда он был пре­сви­те­ром, его пре­ста­ре­лый епи­скоп Вале­рий, плохо вла­дев­ший латин­ским языком своей паствы, пору­чил про­по­ве­до­ва­ние в церкви, и когда епи­скопа упре­кали за это, он сослался на восточ­ный обычай такого рода. Сле­до­ва­тельно, на Западе до того вре­мени про­по­ведь была пре­ро­га­ти­вой одного епи­скопа. Но уже блж. Иеро­ним об этом гово­рит: «весьма плохой обычай, что в неко­то­рых церк­вах пре­сви­теры молчат и не гово­рят в при­сут­ствии епи­ско­пов, как будто те им зави­дуют или не удо­сто­и­вают слу­шать их». В слу­чаях необ­хо­ди­мо­сти или исклю­чи­тель­ных допус­ка­лись к про­по­веди и диа­коны.

Еще в III в., по сви­де­тель­ству св. Кипри­ана, во время гоне­ний, кото­рые иногда лишали Цер­ковь пре­сви­те­ров, право про­по­веди предо­став­ля­лось и диа­ко­нам. Один из самых зна­ме­ни­тых про­по­вед­ни­ков IV в. св. Ефрем имел только сан диа­кона. Св. папа Гри­го­рий Вели­кий ( 604 г.) во время болезни пору­чал диа­ко­нам читать свои про­по­веди. Выше мы видели, что диа­ко­нам пору­ча­лось чтение за бого­слу­же­нием гомилий св. отцов. Даже миряне допус­ка­лись к про­по­ве­до­ва­нию, но только в самых исклю­чи­тель­ных слу­чаях. Так было еще в III в. По сви­де­тель­ству Евсе­вия, когда Ориген уда­лился из Алек­сан­дрии в Кеса­рию Пале­стин­скую, «здесь мест­ные епи­скопы (Алек­сандр Иеру­са­лим­ский и Фео­к­тист Кеса­рий­ский) про­сили его бесе­до­вать и изъ­яс­нять Св. Писа­ние все­на­родно в церкви, несмотря на то, что тогда он не был еще руко­по­ло­жен в пре­сви­тера», и на упрек со сто­роны Димит­рия, еп. Алек­сан­дрий­ского, «что нико­гда не слы­хано было и теперь не в обычае миря­нину про­по­ве­до­вать в при­сут­ствии епи­скопа», ссы­ла­лись на целый ряд преж­них при­ме­ров в разных стра­нах. Но от IV и V вв. не известно уже таких при­ме­ров, если не счи­тать речи импе­ра­тора Кон­стан­тина Вели­кого к Пер­вому Все­лен­скому Собору. Напро­тив, когда неко­то­рые монахи на Востоке стали при­сва­и­вать себе право цер­ков­ной про­по­веди, папа Лев I Вели­кий (440- 461), для кото­рого, может быть, странна была и про­по­ведь пре­сви­тера в церкви, писал против этого Мак­симу, еп. Антио­хий­скому, и Фео­до­риту, еп. Кирр­скому, говоря в письме пер­вому: «кроме свя­щен­ни­ков Гос­под­них никто не смеет про­по­ве­до­вать, монах ли то, или миря­нин, какою бы уче­но­стью (cujus libet scientiae nomine) ни сла­вился он». Но Кар­фа­ген­ский Собор 399 г. поста­нов­ляет: «миря­нин (laicus) да не дер­зает учить в при­сут­ствии кли­ри­ков, если они сами не попро­сят его об этом».

Только жен­щине, как и всегда, с апо­столь­ских еще времен, без­условно вос­пре­ща­лась про­по­ведь. Тот же Собор поста­нов­ляет: «жен­щина, хотя бы ученая и святая, да не при­сва­и­вает себе права (non praesumat) учить мужчин в собра­нии». В восточ­ных Церк­вах, впро­чем, диа­ко­нис­сам поз­во­ля­лось зани­маться огла­ше­нием гото­вя­щихся ко кре­ще­нию женщин, но не пуб­лично, а частно. В этом отно­ше­нии от Кафо­ли­че­ской Церкви резко отли­ча­лись неко­то­рые ере­ти­че­ские общины, не только допус­кав­шие про­по­ведь женщин, но имев­шие про­ро­чиц, какими у мон­та­ни­стов были Приска и Мак­си­милла, и воз­во­див­шие женщин в сте­пени епи­скоп­скую и пре­сви­тер­скую, как у них же Квин­тилла и Прис­цилла. То же было у кол­ли­ри­диан IV в., у кото­рых жен­щины совер­шали свя­щен­но­дей­ствия в честь Пресв. Девы Марии, как и у ката­ф­ри­гов.

Воз­гласы и обряды, сопро­вож­дав­шие про­по­ведь

Так как на про­по­ведь, слу­жив­шую объ­яс­не­нием Св. Писа­ния и все­цело осно­вы­ва­ю­щу­юся на нем, смот­рели тоже как на слово Божие в неко­то­ром роде, то и обстав­ля­лась про­по­ведь обря­дами и воз­гла­сами почти такими, как чтение Св. Писа­ния. Так, пред про­по­ве­дью диакон при­гла­шал при­сут­ству­ю­щих к тишине и вни­ма­нию, может быть, воз­гла­сом «Вонмем». Пред поуче­нием про­по­вед­ник совер­шал молитву, должно быть, тайно. Пред поуче­нием было в обычае при­вет­ствие народа со сто­роны про­по­вед­ника во имя Божие. Это при­вет­ствие выра­жа­лось воз­гла­сами: «Мир вам» или: «Бла­го­дать Гос­пода нашего Иисуса Христа, любы Бога Отца и при­ча­стие Св. Духа со всеми вами» с отве­том «И со духом твоим». Начи­на­лась про­по­ведь раз­ными молит­вен­ными воз­гла­сами, напри­мер «Бла­го­сло­вен Бог» (Εύλογητός ό Θεός). Заклю­че­нием про­по­веди было обык­но­венно сла­во­сло­вие Св. Троице.

Что каса­ется поло­же­ния тела, в кото­ром про­из­но­си­лась и слу­ша­лась про­по­ведь, то по край­ней мере епи­скоп обычно про­из­но­сил про­по­ведь, сидя на своем амвоне, что, может быть, было заим­ство­ва­нием у сина­гоги и осно­вы­ва­лось на при­мере Спа­си­теля. Но у св. Иоанна Зла­то­уста ука­зы­ва­ется и на сто­я­ние про­по­вед­ника. Слу­ша­тели же всегда стояли. Блж. Авгу­стин гово­рил: «чтобы не дер­жать вас долго, так как я говорю сидя, а вам стоять трудно…». И Кон­стан­тин Вели­кий не хотел садиться при долгих про­по­ве­дях Евсе­вия Кеса­рий­ского. Авгу­стин поз­во­лял только слабым и боль­ным слу­ша­те­лям садиться».

Источник

Проповедь

Проповеди это что кратко. Смотреть фото Проповеди это что кратко. Смотреть картинку Проповеди это что кратко. Картинка про Проповеди это что кратко. Фото Проповеди это что кратко

Проповеди это что кратко. Смотреть фото Проповеди это что кратко. Смотреть картинку Проповеди это что кратко. Картинка про Проповеди это что кратко. Фото Проповеди это что кратко

Про́поведь в широком смысле — выражение или распространение каких-либо идей, знаний, истин, учений или верований, которое осуществляет их убеждённый сторонник.

Содержание

О границах понятия

Понятие «проповедь» очень обширное и поэтому трудно поддается однозначному определению. По наиболее распространенному в христианской среде определению, проповедь — это речь религиозного характера, произносимая священнослужителем в церкви, и имеющая своей задачей поведать и разъяснить слушающим учение Иисуса Христа. Однако это современное понимание не охватывает всех форм проповеди, существующих как в историческом, так и в географическом пластах человеческой культуры. Например, в это определение не входят различные виды поучений, существующие с дохристианского периода, и получившие свое развитие в других религиях и учениях. Кроме этого, данное определение исключает наставления, преподаваемые в иных формах, отличных от устной речи.

Этимология слова

М. Фасмер полагает старославянское слово проповѣдати калькой лат. praedicāre [1] — «оповещать», «возвещать»; но неверность такого утверждения очевидна.

Более вероятным представляется, что оно калькирует греч. προανακηρύσσειν — «провозглашать», «провозвещать»; причём следует иметь в виду, что в старославянских (церковнославянских) памятниках проповѣдати реализуется в 3-х значениях: 1) «проповедать»; 2) «предвещать», «провозвещать»; 3) «ходатайствовать».

Слова с этим корнем в русском языке обычно имеют отношение к внутренней жизни человека: заповедь, совесть, исповедь, ведун, ведать, вещий и др.

Корень вѣд восходит к санскритским корням «vid» и «ved». В санскрите и других индоевропейских языках встречаются слова, основанные на глагольном корне «вид» (знать): «vidvan» (скр.) — сведущий, обладающий знанием; «videja» (зендск.) — знание, наука; «vitan» (гот.) — обращать внимание, но, наряду с этими словами, не мало и таких, корнем которых считается «вед»: «vedmi» (скр.) — знаю, «veda» (скр.) — знание, «ved» (перс.) — знающий, учёный, и многие другие.

Слова, переводимые на русский язык термином «проповедь»

Слово «проповедь» первоначально входило в состав той части русского языка, которая обслуживает религиозную сферу человеческой деятельности. И, хотя в дальнейшем этот термин стал употребляться и в других областях (например: политическая проповедь, гуманистская, философская и т. д.), лингвистический анализ проводится на основе религиозных текстов, в частности — библейских.

При сравнении текстов Библии на греческом и русском языках видно, что словом проповедь и однокоренными ему глаголами, обозначаются разные по форме и содержанию слова. Таким образом смысл слов проповедь, проповедовать, проповедать и т. п. меняется в зависимости от контекста. Без связи с окружающим текстом, точное значение данного термина определить не представляется возможным. Слово «проповедь» встречается чаще в Новом Завете (в основном в «Деяниях» и «Посланиях»), чем в Ветхом.

Ниже дан перечень греческих слов из Библии, которые были переведены на русский язык термином «проповедь», а также его производными. Наиболее употребительными являются слова из первых трёх групп. Остальные встречаются значительно реже (почти единично).

Провозглашение (керигма)

В Новом Завете керигма есть не просто изложение истин веры, а один из аспектов сотериологического процесса, совершаемого через харизматических посланников Слова. В их лице действует Дух Христов, ставя человека перед тайной спасения и выбором пути. Обычное человеческое слово не может породить веры, но керигматическая проповедь обладает особой силой, которая способна преобразить душу. На этой сверхчеловеческой силе керигмы зиждется и авторитет проповедующего. Он есть «соработник у Бога». Апостольская керигма, какой мы ее находим в Деяниях и Посланиях, отличается выразительной краткостью. Она сконцентрирована вокруг центрального благовестия христианства: смерти и Воскресения Господа, которые даруют человеку примирение с Богом (Мар.3:14, Деян.8:5, Деян.9:20, Деян.15:21, Деян.28:31, 1Кор.2:4, 1Кор.15:14). Керигма Церкви в любой ее форме — будь то харизматическая проповедь о спасении или евангельский рассказ — христоцентрична по своей природе.

Сообщение, возвещение

Часто встречаются и в Ветхом, и в Новом Заветах производные от глагола αγγέλλω — извещать, сообщать с разными приставками. Это глаголы αναγγέλλω — возвещать, объявлять (Ис.48:20, Деян.20:20); καταγγέλλω — пересказывать, поведать (Деян.4:2, Деян.15:36, Деян.16:21, Деян.17:3, Деян.17:23, 1Кор.9:14); απαγγέλλω — сообщить, доносить, свидетельствовать, рассказывать, излагать, переводить (Пс.18:2, Деян.26:20); ευαγγέλλω — сообщать радостную весть, благовествовать (Деян.8:25, Деян.14:21).

Еще одна группа слов, часто употребляемых в обоих заветах. Это два родственных глагола: λαλέω — болтать, молоть языком, изрекать, произносить (Деян.8:25, Деян.14:25, Деян.16:6, Деян.16:32, 1Кор.2:6,7) и λέγω — говорить, сообщать, рассказывать, передавать, декламировать (Пс.39:6); а также διαλέγομαι — беседовать, обсуждать, разговаривать (Деян.19:9). Словосочетание τον λόγον του κυρίου по гречески буквально означает слово Господне, но на русский иногда переводится как проповедь о Господе Иисусе (Деян.19:10).

Откровение, свидетельство, призыв, повествование

Реже встречается глагол παρρησιάζομαι — говорить всенародно, говорить прямодушно, произошедший от παρρησία — откровенная речь, прямота, дерзновение, смелость (Деян.9:27,28, Деян.19:8).

Глагол διαμαρτυρέω — засвидетельствовать, дать свидетельские показания встречается единично (Деян.20:24), впрочем, как и следующие: Διηγέομαι — рассказывать, описывать, повествовать, поведать (Пс.18:2) и Καλέω — звать, призывать, созывать (Ис.61:2).

Устная форма проповеди

Проповедь как выражение духовных истин может приобретать разные формы. И, хотя в истории встречаются все её виды, самый распространенный из них — это устная речь. Ниже представлены основные свойства этого вида проповеди.

Как видно из лингвистического анализа (см. третий раздел), с помощью слова «проповедь» в русском языке стали обозначаться разные формы речи. Это могло произойти по двум причинам. Первая — решающую роль при переводе имело содержание речи, а не её внешняя форма. И вторая причина — то, что в русском языке понятие «проповедь» оказалось не достаточно проработанным. Поэтому при переводе на русский язык, в нём не нашлось нужное количество терминов для обозначения всего многообразия видов проповедничества представленных в греческом языке. Таким образом, русское слово «проповедь» — мультисмысловое. В широком смысле проповедь — это и рассказ, и известие, и возглашение, и сообщение, и свидетельство, и призыв, и беседа, и поучение, и откровение. Как и всякую речь, устную проповедь можно рассматривать с разных сторон. Главная функция речи — общение. Но при общении человек может ставить разные цели, и достигает он их разными способами. Здесь выделены три категории, по которым ведется классификация речевой проповеди. Это — зачем (п.4.1.1), кому (п.4.1.2) и как (п.4.1.3) говорит проповедник свою речь.

Цель произнесения речи

По степени воздействия на слушателя можно выделить три основных вида речей: информация, агитация и манипуляция. Как видно из раздела 3, с помощью слова «проповедь» в русском языке обозначается и информационная речь, и агитационная, и манипуляционная. Среди проповеднических речей, носящих информационный характер выделяются три типа: сообщение, пророчество и поучение. Далее приводится краткая характеристика для каждого из них.

Проповедь-сообщение

Цель информационной речи — помочь познать что-то и усвоить, или сообщить о чем-то необходимом для человека. Задача проповедника-информатора — найти и пробудить в слушателе скрытые, дремлющие интересы, которые вытекают из стремления человека к познанию. Первый тип проповеди, часто встречающийся в Библии — это проповедь-сообщение (весть). Она появляется в книгах Ветхого завета и остается в употреблении в Новом. Такая проповедь по своей форме сходна с рекламой. Различие их в том, что реклама ставит своей целью презентовать кому-то информацию об объектах и событиях, принадлежащих к области материальной культуры, а проповедник «рекламирует» продукты духовной культуры. Здесь можно выделить два типа речей — пророческие и учительные. Между собой эти два вида проповеди различаются «авторством» послания. Пророк всегда говорит от другого лица, а учитель, как правило, делится своими знаниями и опытом.

Проповедь-пророчество (профития)

Еврейское слово навипророк, означает не только предсказателя будущего. Точная его этимология не установлена, но общий смысл термина может быть передан как «призванный посланник» (похоже на аккадское набупризывать). В греческом языке слово наби переводится как προφήτης — тот, кто говорит от другого лица, вестник, комментатор (отсюда и термин «профетизм», означающий пророческое движение в целом и его доктрину). В Библии слово προφήτης переводится на русский язык чаще как пророчество, а не как «проповедь». Но вестник профитии имеет сходство с глашатаем керигмы (см. раздел 3, ч.3.1). Поэтому профитию можно рассматривать как вид проповеди.

Проповедь-поучение (дидаскалия)

Агитационная речь

Проповеди это что кратко. Смотреть фото Проповеди это что кратко. Смотреть картинку Проповеди это что кратко. Картинка про Проповеди это что кратко. Фото Проповеди это что кратко

Проповеди это что кратко. Смотреть фото Проповеди это что кратко. Смотреть картинку Проповеди это что кратко. Картинка про Проповеди это что кратко. Фото Проповеди это что кратко

Другой вид проповеди — это агитация. Она ставит своей целью не только поделиться со слушателями информацией, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности или каких-либо действий. Если в информационной речи желаемый отклик — стремление знать, то в агитационной — воля к целеустремленному мышлению и действию. Задача оратора в агитационной речи состоит в том, чтобы убедить своих слушателей мыслить и действовать определенным образом. Чтобы информационная речь стала агитационной, в ней должны присутствовать дополнительные элементы. Это построения (логические и психологические доводы), объединяющие разнообразное содержание речи и направляющие его к одной цели — вызвать соответствующий отклик у слушателя. Проповедь как агитационная речь подпадает под определение ораторской речи и рассматривается подробнее в другой части этой главы.

Манипуляционная речь

Русский психолог-политолог Е. Л. Доценко в своей книге о психологии манипуляций предлагает следующее определение: «Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями». Выражаясь на языке теории массовых коммуникаций, манипулирование индивидом предполагает подмену интересов реципиента интересами коммуниканта. В результате индивид начинает осознавать внушенные ему интересы как свои собственные. Для достижения своей цели манипулятор использует построения, основанные на ложных основаниях. Например, создание иллюзорной, параллельной реальности с «перевернутой» системой ценностей, подмену тезиса и другие приемы. В библейских текстах чаще встречаются два первых вида проповеди, а проповедники-манипуляторы приводятся в качестве отрицательного примера. Если при определении понятия «проповедь» опираться на библейские тексты (см. начало раздела 3), то следует исключить из него проповеди, носящие характер манипуляционной речи.

Аудитория, для которой произносится проповедь

Проповедь перед неизвестной аудиторией, проповедь-миссия

Часто проповедь, которая произносится перед незнакомой аудиторией, имеет профетическую форму. Иногда к ней добавляются дидактические элементы. Проповедь для незнакомой аудитории, совмещающая в себе элементы профитии и дидаскалия называется миссионерской. А если проповедник кроме информационных, ставит и агитационные цели, то такая проповедь принимает форму конструктивной пропаганды. Ещё одно отличие миссионерской проповеди — в том, что обычно она произносится один раз. Те слушатели, которых не затронула речь, больше к ней не возвращаются. Продолжает миссионер свою проповедь уже для более узкого круга заинтересовавшихся людей. Теперь он для них становится учителем и наставником, а проповедь — дидактической. Если же проповедник возжелает продолжить свою речь для людей, к которыми у него разошлись векторы интересов после первого сообщения, он перестает быть проповедником и становится манипулятором.

Проповедь перед знакомой аудиторией

Проповеди это что кратко. Смотреть фото Проповеди это что кратко. Смотреть картинку Проповеди это что кратко. Картинка про Проповеди это что кратко. Фото Проповеди это что кратко

Проповеди это что кратко. Смотреть фото Проповеди это что кратко. Смотреть картинку Проповеди это что кратко. Картинка про Проповеди это что кратко. Фото Проповеди это что кратко

Протестантский богослов Фридрих Шлейермахер определил проповедь как «акт художественного словесного представления или воспроизведения содержания личного миросозерцания проповедника перед слушателями, обладающими тем же содержанием». Эта формулировка применима к проповеди, произносимой для знакомой аудитории. Здесь решающую роль играет авторитет проповедника, так как его слушатели уже обладают сходными знаниями, только в меньшей степени. В этом случае проповедь имеет форму дидаскалии (поучения, наставления). Подобная речь произносится не однократно, в отличие от миссионерской. Как правило, такая проповедь носит характер регулярных поучений.

Способ взаимодействия с аудиторией

По количеству говорящих людей, выделяются две группы речей: монолог (говорит один человек) и беседа (больше одного). Монологичная речь может произносится разными способами. Различие между ними обусловливается степенью сознательного участия человека в процессе произнесения речи. Иначе сказать — степенью самообладания. Монологичные проповеди разделяются на два типа: глоссолалия и ораторская речь.

Беседа, проповедь-омилия

В греческом языке словом ‛ομιλία — называется беседа, учение или собрание. На русском ‛ομιλία произносится как омилия, гомилия или хомилия (с придыханием). Отсюда — гомилетика (наука о проповеди). Самый древний вид проповеди — это гомилия — изъяснительная беседа. Она является, скорее, собеседованием. В небольших общинах при собрании верующих говорил не один при молчаливом внимании других, а многие вступали в диалог с главным наставником и руководителем беседы, прося у него разъяснения, высказывая свои недоумения, предлагая дополнения к сказанному другим. В настоящее время проповедник чаще выступает перед народом, и народ молча слушает его, как слушает всякого оратора; никто его не прерывает и не вступает с ним в беседу. В теперешнее время проповедь — это не собеседование, а монологичная речь к народу и перед народом. Как речь к народу, проповедь подпадает под определение ораторской речи и рассматривается подробно в другой части этой главы.

Проповедь-глоссолалия

Глоссолалия произносится без подготовки и планирования. Она направляется не внутренним сознанием человека, а неким импульсом, пришедшем извне. Глоссолалия по своей форме больше похожа на пророческую речь или даже является видом пророчества.

Проповедь как ораторская речь

Другие формы проповеди

Содержание проповеди (тема)

Итак, проповедь есть речь к народу и перед народом. Речь о чем? Как указано выше, проповедник «презентует» объекты, принадлежащие духовной культуре. Данный вид речи имеет религиозное, нравственное, философское или морально-этическое наполнение.

Разъяснение

Первый и самый древний вид проповеди — это изъяснительная беседа. Она возникла в иудаизме в период Второго храма из обычая публично читать Тору на иврите, и объяснять смысл прочитанного на разговорном языке народа. Проповедник комментировал один или несколько стихов из Священного Писания. В зависимости от аудитории он мог добавить и нравоучительные наставления. На иврите проповедь называется ивр. דְרָשָׁה ‎ (драша); или דְרוּשׁ (друш). В христианстве такая беседа (омилия) в первые четыре века была господствующим родом церковных поучений.

Комментарий

В чем главное отличие между комментарием и омилией? В комментарии экзегет-истолкователь сосредоточивает свое внимание всецело на тексте Писания и представляет полное, по возможности всестороннее исследование его, а в омилии главное внимание проповедника устремлено на потребности и духовные нужды слушателей. Он не ставит своей задачей дать полное объяснение известного места Священного Писания, а старается только извлечь из него полезные уроки, назидание для слушателей. В древности практиковалось два способа изъяснения Священного Писания. Александрийская школа предпочитала аллегорический, иносказательный стиль толкования. Антиохийская же главное внимание сосредоточивала на буквальном, прямом смысле библейского текста (комментирование).

Проповедь-панегирик

Если в древности господствующей формой проповедничества была омилия, то в настоящее время господствующим видом церковной проповеди является слово, которое берет свое содержание из идеи церковного года. Подобная проповедь произносится и по случаю различных событий. Её можно назвать панегирической проповедью. Она берёт своё начало в Древнем Египте. Тогда начали произносить и записывать посмертные речи. Позже этот обычай был перенесен в Европу и Россию. В христианской Церкви каждый день года посвящен какому-то событию или, чаще, святому человеку. Обычно день его памяти — это день его кончины. Поэтому проповедь, произнесенную по этому случаю можно сравнить с древними панегириками.

Нравственно-этические поучения

Третий источник, из которого проповедник может брать темы для своих проповедей — это наставления и поучения. Это катехизаторская проповедь (от греческого κατηχέω — оглашать, устно учить, наставлять), в которой преподаются основные уроки веры и жизни. Такая форма проповеди получила наибольшее распространение в восточных религиях (даосизм, конфуцианство, буддизм).

Публицистическая проповедь

Наряду с омилией, панегирической проповедью и катехизическим поучением, существует еще четвертый вид проповеди, который служит как бы восполнением их. Это так называемая проповедь публицистическая, которая берет своей исходной точкой запросы современности. Этот вид проповеди имеет то основное отличие от первых трех видов, что там коренным источником и исходной точкой служит священные тексты и постулаты веры, а здесь исходной точкой являются те настроения, которые проповедник замечает в современной жизни, заблуждения, недостатки и пороки, которые он наблюдает в окружающей среде и против которых он направляет свое учительное слово.

Содержание проповеди (смысл)

Как видно из предыдущего раздела, проповедник разъясняет и комментирует религиозную литературу, воспевает то или иное событие или даёт поучения для духовной жизни. Но, поскольку, священные книги, нравственные ценности и жизненные устремления людей отличаются друг от друга, в зависимости от их принадлежности к той или иной религии, то смысловое наполнение этих проповедей также различно.

Христианство

Проповеди это что кратко. Смотреть фото Проповеди это что кратко. Смотреть картинку Проповеди это что кратко. Картинка про Проповеди это что кратко. Фото Проповеди это что кратко

Проповеди это что кратко. Смотреть фото Проповеди это что кратко. Смотреть картинку Проповеди это что кратко. Картинка про Проповеди это что кратко. Фото Проповеди это что кратко

Существо проповеди основателя христианской религии Иисуса Христа, которого христиане почитают как воплощенного Бога, а также Его последователей — апостолов, заключается в распространении благой вести о спасении и наступлении Царствия Божия. Нынешняя проповедь — это продолжение дела, начатого Иисусом, и раскрытие евангельского учения. Христианская проповедь, является выполнением религиозного служения, возложенного Христом непосредственно на апостолов и, через них, на последующих преемников — пастырей. Наиболее распространенная форма христианской проповеди — это возвещение учения о спасении в живой речи перед народом. В разных конфессиях проповедь имеет разное значение. Например, в православии и католицизме такая речь обычно является дополнением к богослужению, в протестантизме проповедь занимает центральное место в богослужении.

Появление и историческое развитие проповедничества

Проповедь первоначально была вызвана к жизни становлением мировых религий в XI—V веках до нашей эры. Когда автоматизм родового сознания ослабился настолько, что создалась возможность для теоретического осмысления жизненной позиции человека, тогда начали возникать крупные духовные движения, которые прошли через культуры Европы, и Азии. В Индии — это буддизм и джайнизм, в Иране — зарождение зороастризма, в Израиле — выступление пророков, в Греции — движение орфиков, ионийская философия и пифагореизм, в Китае — Конфуций и Лао-цзы. Все эти движения создали свой тип проповеди. Например, речи пророков в Ветхом Завете и речь Заратуштры в Авесте, буддийская литература, проповеднические интонации у Гераклита и Эмпедокла.

Христианство заимствовало технику проповеди у позднеантичного морализма (Сенека, Эпиктет) и одновременно у восточной религиозной пропаганды (преимущественно иудаистской). В IV веке созрел жанр церковной проповеди, окрашенный эллинистической традицией. Из позднеантичной философии в церковный обиход пришёл термин «гомилия», по русски — «гомилетика». Наиболее известные церковные ораторы античного склада — это Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст. Последний довёл греческое церковное красноречие до высшей точки и на грани 4 и 5 веков возродил демосфеновскую патетику на новой основе.

Основы западной церковной проповеди формировались под сильным влиянием Цицерона. Теоретические принципы христианской проповеди впервые сформулировали Амвросий Медиоланский и Августин Блаженный. С XI века в западную проповедь начали проникать мотивы интимного самоуглубления. Эта тенденция нарастала до XIII век (Франциск Ассизский, Антоний Падуанский). В средние века проповедь оставалась одним из центральных литературных жанров и играла роль эталона по отношению к другим формам. Вся средневековая религиозная литература — в той или иной мере проповедь.

Сильные стимулы для развития проповеди дала реформация. Мартин Лютер провозгласил проповедь центром церковной жизни, поставив её выше литурги. В XVII век во Франции общий культурный подъём и нужды полемики с гугенотами и вольнодумцами породили расцвет литературно-утончённой проповеди, пользующейся стилистическими возможностями барокко (Жак Боссюэ). В русском церковном красноречии 18 — 19 веков осуществлялся синтез допетровских традиций с техникой барочной проповеди.

Сейчас существуют такие понятия, как политическая проповедь, философская проповедь, проповедь нравственных и этических идеалов и другие. Все они имеют в своей основе ту или иную форму религиозной проповеди.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *