Профессиональное мастерство это что
МАСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
психическое образование, проявляющееся в высоком уровне развития знаний, навыков, умений, профессионально важных качеств личности, обеспечивающих ее успех в данной профессиональной деятельности.
Смотреть что такое «МАСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ» в других словарях:
Мастерство военное — высокая профессиональная и специальная подготовленность воина и воинского подразделения к выполнению боевых задач. Уровень М.в. выражается в классности специалиста. Мастерство профессиональное психическое образование, проявляющееся в высоком… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Профессиональное училище №6 им. П.А. Кайкова — Год основания 10 февраля 1926 года Тип НПО Директор Гудкова Галина Александровна … Википедия
Профессиональное образование — Этот термин впервые употреблен французским министром народного просвещения Дюрюи, который в циркуляре о преобразовании среднего обучения (1863 г.) предложил две параллельно идущие системы среднего образования: одно классическое, для так… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО — высокая и постоянно совершенствуемая степень овладения определенным видом профессиональной деятельности; характеризуется качеством выполнения работы, высокой производительностью труда, профессиональной самостоятельностью, культурой труда и… … Профессиональное образование. Словарь
художественное мастерство — профессиональное умение художника использовать все средства и возможности данного вида искусства для создания художественно совершенных произведений. Рубрика: Автор и художественное творчество Прочие ассоциативные связи: изобразительно… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ — – специфический процесс его личностно профессионального развития, который определяется совмещением ориентаций государственного служащего на свои собственные способности, возможности, притязания, мотивы и требования, контекст профессии, включая… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Список награждённых медалью Нестерова — Приложение к статье Медаль Нестерова Содержание 1 Республика Бурятия … Википедия
Список кавалеров ордена Франциска Скорины (с 2007) — Основная статья: Орден Франциска Скорины Орден Франциска Скорины Орден Франциска Скорины один из орденов Белоруссии. Учреждён Верховным Советом Республики Беларусь в 1995 году. Присуждается либо за развитие белор … Википедия
Медаль Нестерова — Медаль Нестерова … Википедия
Список Героев Украины — Содержание 1 Неоднократные герои 2 Статистика 3 1998 год 4 … Википедия
§ 5. Профессиональное становление личности
В процессе профессиональной деятельности происходит
профессиональное становление личности.
Профессиональное становление — это, с одной стороны, про¬цесс формирования отношения к профессии, степень эмоцио¬нально-личностной вовлеченности в нее, с другой — накопление опыта практической деятельности, профессиональное совершен¬ствование и приобретение мастерства.
В процессе профессионального становления можно выделить такие этапы: формирование профессиональных намерений, про¬фессиональное обучение, вхождение в профессию, частичную или полную реализацию в самостоятельной трудовой деятельно¬сти. Результатами каждого этапа профессионального становле¬ния являются соответственно выбор профессии, профессиональ¬ная компетентность (обученность, умелость), профессиональное мастерство и творчество.Графически эти этапы можно представить следующим образом:
Кратко охарактеризуем этапы профессионального становления. Выбор профессии в соответствии со своими способностями и возможностями (профессиональное самоопределение) должен ; быть сделан к моменту окончания общеобразовательной школы. Затем формируется профессиональная компетентность. Термин «компетентный* в словаре С.И. Ожегова толкуется как «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-то области».
Под профессиональной компетентностью понимается глубокое знание дела и свободное владение содержанием профессионального труда, а также осознание соответствия этого труда своим возможностям. Таким образом, профессиональная компетентность предполагает профессиональную обученность, умелость и воспитанность, адекватную самооценку. Кратко профессиональную компетентность можно определить как уровень мастерства, которого достиг человек на пути профессионального совершенствования. Профессиональная компетентность зависит от многих факторов. Один из них — уровень теоретической и практической подготовки, а также технологической культуры, достигнутый в школьные годы.
Профессиональное мастерство — это высший уровень овладе¬ния профессиональной деятельностью.
Профессиональное мастерство не сводится только к профес¬сиональным знаниям, умениям и навыкам. Процесс овладения мастерством есть одновременно и процесс формирования лично¬сти человека, его интересов, нравственных ценностей и идеалов. Профессиональное мастерство обусловлено такими личностными качествами, как широкие общественные интересы, профессио¬нальные знания и умения, обеспечивающие успешное выполнение сложной трудовой деятельности; высокий уровень обшей и техно¬логической культуры; профессиональная мобильность; самостоя¬тельность и высокая профессиональная устойчивость; стремление к самосовершенствованию: творческий подход к работе.
Восхождение к мастерству — процесс сложный и длительный. Немало времени и сил потребуется человеку, чтобы достичь вер¬шин в профессиональной деятельности.
Но, к сожалению, есть люди, которые «довольствуются ма¬лым», просто выполняют свои функциональные обязанности, не стремясь достичь высоких профессиональных результатов. Причи¬ны тому могут быть разные. Среди них — неудачное профессио¬нальное самоопределение, недостаток профессиональных знаний и умений (низкий уровень компетентности) и др. Необходимо помнить, что потенциальные возможности человека велики, и каж¬дый может стать мастером своего дела.
Профессиональное мастерство связано с профессиональным творчеством.
Профессиональное творчество — это создание человеком нового, оригинального продукта в ходе профессиональной деятельности.
Творчество в профессиональной деятельности может способствовать развитию как самого процесса деятельности, так и его со¬держания. Любая творческая деятельность, в том числе профессио¬нальная, — создание объективно и субъективно нового.
Объективно новое — это все то, чего не было в истории чело¬вечества.
Субъективно новое — это все то, что является новым для данно¬го человека или группы людей (например, перенос известных методов работы в новые условия, включение в свою деятельность но¬вых средств, способов и приемов, расширение границ функциони¬рования и многое другое).
Профессиональное творчество, как правило, начинается с соз¬дания субъективно нового. Наиболее ярко профессиональное творчество проявляется в изобретательстве и рационализаторстве. Все блага нашей цивилизации, без которых человечество не мыс¬лит свое существование, созданы на основе технологий и технических средств, которые изобретены творческими людьми. Раньше считалось, что творчество, изобретательство — удел избранных, отмеченных от рождения талантами. Сейчас известны миллионы изобретателей и рационализаторов, которые в результа¬те долгой работы по своей специальности развили творческие спо¬собности и стали «двигателями прогресса» своего времени.
Современному человеку трудно представить, что почти все ок¬ружающее его, что сейчас стало простым и привычным, всего 150—200 лет назад считалось невозможным. Это касалось элек¬тричества и фотографии, передачи звука и изображения, автомо¬билей и летательных аппаратов и много-много другого.
«Невозможно» — этот коварный барьер возникает в сознании изобретателя, когда он отступает от задачи, которую до него пыта¬лись, но не смогли решить признанные авторитеты. Восхождение к творчеству в любой профессии начинается, прежде всего, с преодо¬ления этого барьера «невозможности и непосильности».
Не нужно забывать, что каждому человеку свойственны фанта¬зия, воображение, способность к созданию представлений и мыс¬ленных ситуаций не существующих в реальности. И часто из слов «как в сказке» рождались самые смелые проекты.
«Гиперболоид инженера Гарина» совсем недолго был фантази¬ей А.Н. Толстого. Басов, Прохоров и Гаут — авторы лазера — сдела¬ли фантазию реальностью. Поэтому развитие способности к творчеству — совершенно посильная и осуществимая задача. Каждый может стать творческим человеком, если будет стремиться созда¬вать новое, еще небывалое на благо других людей и самого себя.
Профессиональное становление, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство, профессиональное творчество, объективно новое, субъективно новое.
Термины! Профессиональное становление, профессиональная компитентность, профессиональное мастерство, профессиональное творчество, объективное новое, субъективно новое.
Практическая работа. Составьте перечень профессиональных знаний и умений, которыми должен обладать человек избранной вами профессии.
1. Назовите основные этапы профессионального становления личности.
2. Что такое профессиональная компитентность?
3. Что следует понимать под профессиональным мастерством?
4. Раскройте содержание профессиональго творчества.
Стадии и уровни профессионализма. Профессиональное воспитание и обучение специалиста
Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает, согласно Э. Ф. Зеер, пять стадий:
А. К. Маркова выделила 5 уровней профессионализма:
Профессионализм как высокий стандарт профессиональной деятельности выражается, прежде всего, в стабильности и результативности деятельности и связан с индивидуальным стилем деятельности.
Профессионализм как одно из ведущих слагаемых работы в социальной сфере базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентаций и интересов социального работника. Развитию этих качеств и образований, вхождению в реальную модель профессиональной деятельности способствует решение следующих задач:
Таким образом, профессионализация – важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального самоопределения и профессиональной адаптации. Чтобы определиться в своей будущей профессии, молодому человеку необходимо сформировать вектор профессиональной цели, т. е. ответить на следующие вопросы:
Задача профессионального становления может быть решена лишь посредством реализации «личностно-ориентированной педагогики образовательного процесса» (Н. А. Рыбакова). На работника социальной сферы возлагается особая миссия, выполнить которую он может только при условии формирования особых личностных качеств. Богатство его личности приобретает общественную значимость, становится условием развития как производственных, так и социальных отношений.
Обучая людей самостоятельно решать свои проблемы, работник социальной сферы поднимает тем самым общественное сознание на новый уровень; он использует свои профессиональные и личностные возможности, чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общности, нации, общества и человечества. Выполнить эту миссию способен только личностно-зрелый человек, внутренне и профессионально подготовленный к решению стоящих перед ним социальных задач.
Личностная зрелость проявляется в умении соединять, соотносить свои индивидуальные особенности, статусные и возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества и окружающих. Личностная зрелость предполагает зрелость социальную, когда уже развита способность адаптироваться к различным ситуациям и типам общения. Поэтому в процессе формирования личности работника социальной сферы, включающего весь спектр социальных влияний, а также самоформирование человека столь важную роль играет профессиональное воспитание.
В широком смысле профессиональное воспитание – это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле – функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов – работников социальной сферы, гуманистически ориентированных, способных осуществлять свою деятельность в условиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных ситуациях.
Подготовка таких специалистов должна отвечать следующим специфическим требованиям:
Профессиональное воспитание работников социальной сферы в качестве начальной стадии включает в себя профориентацию, вершащуюся фактом профессионального выбора, когда происходит осознанный выбор деятельности в системе «человек – человек», специфика которой заключается в направленности на оказание помощи людям и обществу в их усилиях стать свободными людьми в свободном обществе. Далее в профессиональном воспитании следуют такие этапы, как подготовка к сознательному осуществлению намеченной цели, овладение профессией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации и наставничество.
Воспитательная функция собственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития. Цели и мотивы профессионального самовоспитания работника социальной сферы обусловлены конкретно-исторической ситуацией и стремлением занять в обществе активную жизненную позицию. Учебная, общественная, трудовая деятельность в рамках процесса профессионального образования должна быть организована так, чтобы обучающийся осознавал социальную значимость будущей деятельности, те требования, которые она к нему предъявляет, мог оценить свои возможности, свои достоинства и недостатки. В этих условиях человек начинает осознавать необходимость работы над собой.
Профессиональное воспитание необходимо рассматривать как целостный процесс, обеспечивающий приобщение обучающихся социальной работе к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятельности. Это определяет личностно-ориентированную направленность профессионального обучения и воспитания, а именно:
К принципам профессионального воспитания можно отнести следующие:
1. Принцип творческого саморазвития личности:
2. Принцип самосознания:
3. Принцип приоритета практики:
4. Принцип сотворчества преподавателя и обучающегося как творческих саморазвивающихся личностей:
5. Принцип историзма:
Компоненты профессионального мастерства.
2. Основные направления формирования профессионального мастерства.
Подготовка специалиста представляет собой многогранный процесс, в котором одно из ведущих мест занимает формирование профессионального мастерства. Психологическая модель профессионализма включает в себя:
1) профессиональную направленность;
2) морально-психологическую подготовленность;
3) профессионально-деловую подготовленность.
Профессиональная направленность – ведущее свойство личности профессионала. Она характеризуется следующими особенностями: положительным отношением к профессии, одобрением ее целей и задач, оценкой ее как важнейшей, отвечающей главным личным устремлениям и признанию в жизни.
Социально-профессиональные взгляды, убеждения, идеалы, ценностипредставляют собой часть и своеобразие мировоззрения, мировосприятия профессионала.
Профессиональные потребности –испытываемая нужда заниматься определенной профессиональной деятельностью, достигнуть высот профессионализма, нужда в творческом подходе.
Профессиональные интересы, установки, планы, отношения определяют разные виды устойчивой привязанности личности к профессии, к конкретным ее сторонам.
Профессиональная концепция как элемент профессиональной подготовки специалиста представляет собой многогранный процесс, в котором одно из ведущих мест занимает формирование профессионального мастерства. Психологическая модель профессионализма включает в себя:
1) профессиональную направленность;
2) морально-психологическую подготовленность;
3) профессионально-деловую подготовленность.
Профессиональная направленность – ведущее свойство личности профессионала. Она характеризуется следующими особенностями: положительным отношением к профессии, одобрением ее целей и задач, оценкой ее как важнейшей, отвечающей главным личным устремлениям и признанию в жизни.
Социально-профессиональные взгляды, убеждения, идеалы, ценностипредставляют собой часть и своеобразие мировоззрения, мировосприятия профессионала.
Профессиональные потребностипредставляют собой понимание:
1) целей, задач профессиональной деятельности, норм, способов и средств ее осуществления, условий, трудностей и путей их преодоления («образ деятельности»);
2) в каких социальных и профессиональных условиях, с какими людьми придется работать, как строить отношения, как взаимодействовать, каких норм придерживаться («образ среды и коллектива»);
3) личных профессиональных обязанностей, прав, ответственности («образ должности»).
Профессиональные мотивы –конкретные мотивы, влияющие на выбор профессии, привязанность к ней.
Морально-психологическая подготовленность профессионала включает:
1)моральные знания и убеждения;
2)навыки, умения, привычки высоконравственного поведения на работе;
3)профессиональные морально-психологические установки и ценностные ориентации, выражающие степень внутреннего принятия моральных и эстетических норм;
4)особо значимые морально-психологические качества: справедливость, ответственность, коллективизм, общительность, внимание к людям, требовательность к себе, честность.
Профессионально-деловая подготовленность как важнейшее свойство личности профессионала также имеет свою структуру. Важнейшее место в ней занимает профессиональное мастерство – профессиональная обученность, связанная с совокупностью профессиональных знаний, навыков и умений.
Профессиональное знание –информация, ставшая достоянием сознания, в том числе памяти. Профессионал разбирается в деятельности, ее проблемах, принимает решения, выбирает способы действий, контролирует и оценивает результаты. Чем глубже и обстоятельнее его профессиональные знания, тем выше его мастерство, тем успешнее деятельность. В ситуациях конкуренции, борьбы побеждает тот, кто знает больше и разбирается лучше. Исторические тенденции изменений, ведущие в будущее, повышают роль знаний, их богатства, комплексности, глубины, научности, фундаментальности и практичности.
У человека знания сохраняются в виде понятий, суждений, представлений, связей между ними и т. п. Приобретение знаний – это только начальный момент овладения практической деятельностью. За период обучения студенты овладевают многими разнообразными знаниями: профессиональными, техническими, математическими, экономическими, политологическими, психолого-педагогическими и др. Следует заметить, что к знаниям предъявляются определенные требования. Они должны быть широкими, прочными, глубокими и гибкими.
Психологической основой усвоения знаний, по определению академика П. И. Павлова, является условно-рефлекторный процесс образования временных нервных связей в различных отделах коры головного мозга в результате воздействия учебного материала.
Профессиональный навык – доведенный до автоматизма способ эффективного выполнения какого-то профессионального действия. Свойства навыка –скорость, точность, экономичность (выполнение при минимально возможных усилиях), машинальность (выполнение без концентрации внимания на технике действий), стереотипность (одинаковость выполнения при повторениях), консервативность (трудность изменения), надежность (противодействие разрушающим факторам – перерывам в выполнении, помехам, отрицательным психическим состояниям специалиста), успешность выполнения соответствующих действий.
Навыки – это автоматизированные компоненты профессиональной деятельности. Они освобождают сознание от «черновой работы», от припоминания разных сведений, приемов, рекомендаций, того, что и как делать, от контроля над движениями рук и ног, от размышления над соблюдением простейших правил. Они позволяют профессионалу, автоматизированно выполняя стандартные действия, одновременно концентрировать внимание на важном в данный момент: наблюдении за обстановкой, собеседником, их оценке, размышлении о способах преодоления трудностей, путях достижения более высокого результата. Наличие навыков обеспечивает успешные действия в трудной обстановке, позволяет экономить силы, меньше уставать.
Навыку, проявляющемуся внешне, соответствует программа его выполнения, состоящая из физиологических и психологических связей,динамических стереотипов. По особенностямразличают сенсорные навыки (наблюдения, осмотра, проверки документов, выявления особенностей собеседника),умственные(чтения карты, быстрой оценки обстановки, принятия решений, самоконтроля, соблюдения норм и положений,планирования),двигательные (уверенного выполнения двигательныхдвижений, владения инструментом) и комплексные (навыки общения, реагирования на опасную ситуацию, работы на компьютере).
По содержательно-функциональным особенностям различаются навыки работы с документами, со средствами связи, анализа обстановки и результатов действий, организационные, управленческие.
Навыки бывают простыми и сложными.Сложные навыки включают простые в качестве компонентов. Так, навык работы на компьютере состоит из множества простых, связанных с реализацией его богатейших возможностей. Высокое профессиональное мастерство характеризуется владением преимущественно сложными навыками.
Профессиональное умение – освоенный специалистом комплексный способ успешного выполнения сложного профессионального действия в нестандартных, необычных, трудных ситуациях. Если навыки обеспечивают уверенные и эффективные действия в стандартных, повторяющихся ситуациях, то умение – именно в нестандартных, заметно отличающихся друг от друга. В умении есть элементы автоматизма, но, в целом, оно осуществляется осознанно, а поэтому, в отличие от навыка, в нем всегда активно мышление.
Свойствами уменийявляются адекватность специфике ситуации, осмысленность, гибкость, успешность при любых изменениях обстановки, темп, надежность. Различают начальные и сложные умения. Начальные умения –прямое практическое приложение знаний о том, что и как делать. Нередко такие умения выступают начальным этапом формирования соответствующего навыка, например: умения водить автомашину при любой дорожной обстановке, освобождать заложников, читать лекции. Каждый раз, выполняя эти действия, надо напряженно думать, искать, творить, проявлять самостоятельность.
Сложные умения включают в себя знания и навыки, но сами в автоматически выполняемый навык никогда не превращаются. Сложные профессиональные умения – венец профессионального мастерства. Не случайно на Руси подлинных мастеров издавна называют умельцами.
Еще одним компонентом профессионального мастерства является профессионально-психологическая подготовленность специалиста.
Образованному человеку нужны умения разбираться в людях, в причинах их поступков, искусство общения, работы с людьми, оказании психологической помощи. Профессионально-психологическая подготовленность включает:
1) профессионально-психологические знания: конкретные, практические, связанные с профессиональной деятельностью;
2) профессионально-психологические навыки и умения.Их три группы: аналитико-психологические – умения психологически анализировать профессиональную ситуацию, обстановку; тактико-психологические –освоенные способы психологических действий, включаемые в процесс решения профессиональных задач и повышающие его успешность, т. е. умения составлять психологический портрет человека, психологически грамотно вести профессиональное наблюдение, предупреждать и преодолевать конфликты, оказывать правомерное психологическое воздействие; технико-психологические – умения пользоваться психологическими средствами в профессиональной работе (речевыми, неречевыми, поведенческими), т. е. умения психологически расчетливо подбирать слова и строить фразы, придавать нужное выражение лицу, позе, походке;
3) профессионально развитые познавательные и волевые качества;
4) профессионально-психологическая устойчивость – подготовленность к действиям в сложных и опасных условиях без снижения эффективности и их качества.
Психологические условия формирования профессионального мастерства можно разделить на две группы: частные и общие. К частным условиям формирования профессионального мастерства относится формирование у военнослужащих знаний, навыков и умений.
Формирование знаний. Поскольку знания представляют собой результат отражения явлений и предметов реального мира в сознании офицеров войск ГО, то процесс их усвоения связан с особенностями протекания психических познавательных и эмоционально-волевых процессов. Особое значение приобретает воображение, мышление и другие. Знания не могут быть усвоены глубоко и прочно, если они не применяются.
В связи с этим вся профессиональная подготовка должна тесно сочетаться с практическим применением знаний. Продуктивность и качество усвоения знаний студентами достигается не только хорошим изложением материала, но и организацией занятий.
Мощным средством активизации деятельности спасателей на занятиях выступает наглядность в обучении. В ходе рассказа в обязательном порядке следует использовать компьютерную и лазерную технику, тренажеры, технические средства обучения, действующие модели, разнообразные приборы, схемы, графики и т.д. На основе знаний формируются навыки и умения.
Формирование навыка. Русский физиолог И. П. Павлов установил, что при повторяющейся деятельности в коре головного мозга образуется системность нервных процессов (т. е. определенный привычный их рисунок), закрепляется система связи организма и среды, которую он назвал динамическим стереотипом. Он-то и является физиологической основой навыка.
Психологической основой навыка является способность психических процессов, т. е. ощущений, восприятия и памяти, накапливать поток информации, формировать представления, образы, понятия, а также умения и навыки. Навыки формируются под влиянием различных методов обучения, особенно упражнений, т. е. благодаря не простому механическому повторению действий, а их совершенствованию. Процесс формирования навыков имеет четыре этапа.
Первый этап – аналитико-синтетический. В ходе него уточняются составные части действия (анализ), а затем эти части объединяются в одно целое (синтез). Особенности этого этапа:
Ø в действиях еще много ошибок;
Ø лишняя напряженность в действиях;
Ø внимание сосредоточено больше на способах выполнения, чем на конечном результате.
Второй этап – совершенствование. Здесь недостатки первого этапа в основном исчезают, но все делается под контролем сознания, а, следовательно, не автоматически (большая напряженность в действиях).
Третий этап – автоматизация. Внимание направлено на достижение конечного результата. Прочно сложились зрительно-двигательные связи и мышечные ощущения. Характеризуя физиологические механизмы автоматизированных двигательных навыков, психолог П.А.Рудин отмечает, что они характеризуются: пониженным возбуждением в центрах, управляющих данными движениями и действиями; неучастием высших отделов коры головного мозга, с помощью которых осуществляется сознательный контроль за движениями; в результате эти движения не получают отражения во второй сигнальной системе, и человек не может рассказать, как совершал их (действия совершаются на основе мышечной чувствительности)1.
Четвертый этап – генерализация. Обобщение и включение навыка в реальную деятельность.
Навыки у спасателя формируются эффективнее на основе глубокого осмысливания того, что он делает. При этом ощутимый результат оказывает интерес к овладению действием, знание своих ошибок, а также своевременное одобрение и поощрение успехов.
Упражнения – основной путь формирования всякого навыка. Однако следует уяснить, что упражнение представляет собой не простое повторение действий, а их комплекс с усложнением и с усовершенствованием. Поэтому в процессе упражнений необходимы постоянный контроль за ходом выработки навыков, корректирование ошибок и учет результатов.
Психологическими факторами, влияющими на функционирование навыка, являются:
Ø понимание смысла совершаемого действия;
Ø осознание ответственности;
Ø отношение к деятельности,
Ø уверенность или неуверенность в своих силах;
Ø настроение и другие факторы.
Формирование умений предполагает повышение самоконтроля, активности сознания человека, овладение обобщенными способами выполнения различных профессиональных задач в соответствии с лучшим образцом. Следовательно, для формирования умения нужен эталон действия.
Сравнение реальных действий с образцом, установление отношений и внесение поправок в процессе деятельности – необходимая предпосылка укрепления умения.
В качестве условий формирования профессионального мастерства у коллективов можно выделить следующие:
Ø кадровая расстановка спасателей по должностям и специальностям с учетом психологической совместимости;
Ø совершенствование навыков управления у руководителей;
Ø организованность и упорядоченность действий формирований и подразделений спасателей;
Ø устойчивость и гибкость, способность коллектива спасателей не снижать профессиональных качеств и выучки, использовать имеющуюся технику и спасательные средства в любых условиях.
Литература
1. Общая психология. / Под ред. А. В. Петровского.– М., 1986.
2. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 1. / Под ред. М. В. Гамезо. – М.:Просвещение,1982.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1977.
4. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.,1973.
5. Рудин П. А. Психология. – М.,1955.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.