Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это

Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов

Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть картинку Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Картинка про Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это

Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть картинку Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Картинка про Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это

Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть картинку Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Картинка про Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это

Описание

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов» адресована инженеру, предпринимателю или корпоративному интрапренеру, задумавшемуся о создании системы оборота цифровых активов — криптоэкономической системы, включающей несколько различных типов пользователей — на базе распределенных реестров.

Слушатели освоят базовый уровень знаний, умений, навыков и компетенций в области дизайна алгоритмических механизмов; научатся проектировать цифровые многосторонние платформы с учётом технологических факторов и поведенческих особенностей человека; получат базовые знания в области криптографии и информационной безопасности, необходимые для эффективной коммуникации с узкими специалистами в различных областях компьютерных наук, связанных с проектированием криптоэкономических механизмов.

В результате обучения слушатели овладеют навыками:

конструирования архитектуры цифровой платформы исходя из внешних требований;

использования теоретико-игровых, агент-ориентированных и дискретно-событийных подходов, а также методов Монте-Карло, для выбора дизайнерских решений алгоритмических механизмов, для внутрикомандной коммуникации в ходе решения и для выработки личной интуиции при создании распределенного реестра;

выражения инженерных проблем, возникающих в ходе разработки распределенных реестров, на языке теории дизайна алгоритмических механизмов;

учёта поведенческих отклонений, демонстрируемых агентами из реального мира, при разработке распределенных реестров.

Знания по созданию системы оборота цифровых активов — криптоэкономической системы, включающей несколько различных типов пользователей — на базе распределенных реестров, нужны во всех сферах бизнеса: от маркетинга и продаж до разработки продуктов, от финансов до управленческих решений вне зависимости от индустрии: торговля, производство, киберспорт, путешествия, образование, медицина, государственные и муниципальные органы.

Программа повышения квалификации основана на требованиях профессионального стандарта «Специалист по большим данным», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.07.2020 № 405н

Цель программы

Требования

Высшее образование по направлениям подготовки: Прикладная математика и информатика, Прикладная информатика, Бизнес-информатика, Менеджмент, Инноватика, Экономика, Финансы и кредит.

Иные требования и рекомендации для обучения по программе

Высшее образование по направлениям подготовки: Прикладная математика и информатика, Прикладная информатика, Бизнес-информатика, Менеджмент, Инноватика, Экономика, Финансы и кредит.

Источник

Экосистемный анализ: ФАС составила пять принципов работы цифровых платформ

Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть картинку Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Картинка про Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это

В ФАС разработали проект принципов взаимодействия участников цифровых рынков, которым должны следовать игроки для избежания недобросовестных практик, сообщили «Известиям» в службе. Среди них ― открытость платформ и нейтральность в отношении поставщиков услуг. Правила созданы на базе уже зафиксированных ФАС нарушений антимонопольного законодательства и практики по рассмотрению дел и заявлений граждан и юрлиц. Крупнейшие игроки поддержали подход антимонопольного ведомства, отметив, что он основывается на саморегулировании экосистем. ФАС будет руководствоваться выработанным сводом правил в случае пробелов в законодательстве, пояснили эксперты.

Принципиальный подход

Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть картинку Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Картинка про Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это

Экспертный совет при ФАС, куда входят представители службы и участники рынка, в августе разработал проект базовых принципов взаимодействия участников цифровых рынков. Об этом «Известиям» сообщили в антимонопольной службе. В число таких принципов вошли:

Свод правил поведения игроков на цифровых рынках сформулирован для избежания основных рисков и недобросовестных практик, зафиксированных в отрасли, подчеркнула начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елена Заева. По ее словам, базовые принципы, с одной стороны, будут способствовать формированию открытых, прозрачных, недискриминационных условий для ведения бизнеса, а с другой ― обеспечивать реализацию конституционных прав граждан, в частности свободы получения и распространения информации и неприкосновенности частной жизни.

Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть картинку Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Картинка про Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это

В ходе дальнейшей работы над проектом планируется проработать механизм урегулирования споров, возникающих при несоблюдении обозначенных базовых принципов.

Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть картинку Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Картинка про Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это

В «Яндексе», «Авито» и AliExpress заявили «Известиям», что участвовали в обсуждении базовых принципов ФАС и поддерживают их. Сбалансированный подход службы, основанный на саморегулировании онлайн-платформ, позволит развивать конкуренцию, улучшать пользовательский опыт и создавать условия для развития малого и среднего бизнеса, ожидают в «Яндексе». В Ozon сообщили, что также концептуально поддерживают идею саморегулирования, а в ВТБ — что выступают за открытые и понятные всем правила взаимодействия поставщиков с экосистемами.

Шаг к саморегулированию

В «Авито» полагают, что выработанные принципы будут использоваться ФАС при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, однако цель создания документа скорее превентивная ― он должен снизить число рассматриваемых дел.

Сейчас электронная коммерция находится на начальной стадии развития — важно избегать резких регуляторных норм, дать отрасли возможность саморегулироваться. В «AliExpress Россия» также поддержали предложение регулятора организовать встречу малого и среднего бизнеса с представителями экспертного совета, чтобы детально обсудить претензии и недовольства работой маркетплейсов, а также для получения объективной картины со стороны бизнеса и выработки более детальных и практических принципов работы, ― рассказал вице-президент по связям с государственными органами компании Сергей Лебедев.

Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть картинку Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Картинка про Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это

Экосистемы и цифровые платформы — крупные по своему формату участники рынка, которые играют роль драйверов экономического роста, заявили «Известиям» в Минэке, подчеркнув, что антимонопольное регулирование — один из самых эффективных способов установить для них правила конкуренции. В ведомстве полагают, что с учетом специфики потребуется адаптировать законодательство под новые условия цифровой экономики.

Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть картинку Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Картинка про Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это

В АНО «Цифровая экономика» «Известиям» рассказали, что участников рынка волнует антимонопольное регулирование экосистем, которое в том числе обсуждается на круглых столах в организации. Кроме того, бизнес озабочен конкуренцией с международными экосистемами, поддержкой предпринимательства и ограниченным выбором поставщиков.

Любой свод принципов создает фундамент для осуществления деятельности в конкретной области, которым служба будет руководствоваться, в частности, при пробелах в регулировании, отметила член Ассоциации юристов России Наталья Скрябина. Она добавила, что для эффективности этого механизма всё же требуются нормативные правовые акты, уточняющие содержание принципов. Юрист привела пример: в соответствии с другим сводом правил ― «Концепцией внедрения механизмов тарифообразования» ― ФАС уже подготовила соответствующий проект постановления правительства.

Помимо базовых принципов, антимонопольная служба разработала так называемый пятый антимонопольный пакет, посвященный регулированию цифровых рынков и платформ, напомнил юрист адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Антон Ломтев: после его принятия можно будет сопоставить то, как установленные правила нашли свое отражение в законе, и, соответственно, то, как служба будет им следовать. С юридической точки зрения появление «базовых принципов» деятельности цифровых платформ означает, что антимонопольное ведомство в своей практике должно будет опираться на них, используя их как «маркеры», задающие векторы принятия решений, добавил эксперт.

Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть картинку Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Картинка про Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это

Предложенная ФАС концепция соответствуют пунктам проекта общеевропейского закона Digital Services Act (разрабатывается в ЕС): принципы направлены на выравнивание позиций сервиса и пользователя, отметил преподаватель Moscow Digital School Олег Блинов. Например, сейчас клиент может быть заблокирован без объяснения причин, когда сервис в одностороннем порядке решил не иметь с ним отношений, а регуляторы настаивают на ясности правил работы.

Источник

Перспективы антимонопольного регулирования на цифровых рынках: основные понятия

1. Актуальность проблемы

Создание прогрессивной конкурентно-правовой базы для регулирования цифровых рынков – одно из ключевых направлений антимонопольной политики в России.

Что такое «цифровая платформа»; как измерить ее рыночную власть; одинакова ли методика измерения для различных типов цифровых платформ; какие это типы; что представляют собой экосистемы…

Эти и многие другие вопросы в настоящее время ставят и решают: Федеральная антимонопольная служба (ФАС России); Ассоциация антимонопольных экспертов (ААЭ); иные компетентные органы и организации.

Пятый «цифровой» антимонопольный пакет сейчас находится на рассмотрении Правительства России, а в сентябре уже может быть внесен в Государственную Думу ФС РФ.

Также готовятся изменения Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». Они призваны учесть специфику «транзакционных» (маркетплейсы) и «нетранзакционных» (социальные сети) цифровых платформ.

Ввиду актуальности заявленной темы публикую некоторые выводы и наработки, связанные с ней. Часть из них отражена в моей магистерской диссертации, защищенной в конце 2020 г.

Данная публикация посвящена раскрытию основных понятий платформенной экономики в конкурентно-правовом ключе.

2. Понятие и назначение платформы

Платформа – это хозяйствующий субъект, оказывающий инфраструктурные услуги потребителям.

Задача платформы состоит в снижении транзакционных издержек (издержек взаимодействия) в личных и коммерческих отношениях между людьми. Она решается благодаря оказанию им особых услуг.

Инфраструктурная услуга – услуга, которая заключается в предоставлении потребителям доступа к инфраструктуре в целом или ее отдельным функциям.

Рыночная власть платформы – это ценность ее инфраструктуры. Последняя же ценна для потребителей лишь постольку, поскольку является удобным местом или средством взаимодействия между ними.

Инфраструктура — это материальное или информационное пространство, которое опосредует взаимодействие между его потребителями.

3. Типы инфраструктур

Инфраструктуры, по характеру взаимодействия их потребителей, можно подразделить на:

а) материальные инфраструктуры, которые служат местом размещения или средством перемещения людей и вещей «во плоти» для целей взаимодействия.

Это, например, железные дороги и другие транспортные сети; торговые центры; оффлайн-магазины; склады служб доставки товаров; трубопроводы; электрические сети;

б) информационные инфраструктуры, которые служат местом размещения или средством перемещения информации о людях, вещах и явлениях для целей взаимодействия.

Это, например, онлайн-маркетплейсы, социальные сети, поисковики, стриминговые сервисы и другие онлайн-агрегаторы; телефонные сети; почта (оффлайн и онлайн); газеты.

Инфраструктурой является любое пространство, если оно используется для оказания инфраструктурных услуг. Потому и платформы сейчас повсюду, не только в цифровом, но и в реальном мире.

Владелец торговой сети; субъект естественной монополии; и, конечно, цифровая платформа – все это платформы, регулирование которых должно базироваться (а во многом уже базируется) на общих принципах.

С учетом этого понятие «платформа» обещает быть более полезным для антимонопольного законодательства, чем понятие «цифровая платформа».

4. Типы рынков и платформ

Рынки, как и платформы, можно подразделить на односторонние и многосторонние.

Односторонняя платформа – платформа, чьи инфраструктурные услуги обращаются на одностороннем рынке.

Многосторонняя платформа – хозяйствующий субъект, чьи инфраструктурные услуги обращаются на многостороннем рынке.

Односторонний рынок – товарный рынок в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Многосторонний рынок – совокупность двух односторонних рынков, на которых обращаются инфраструктурные услуги, обеспечивающие совместный доступ потребителей с каждого из двух рынков на третий.

Классические примеры односторонних платформ – это личные социальные сети и сайты знакомств (платформы часто называют так же, как их инфраструктуры).

Им соответствуют два односторонних рынка инфраструктурных услуг: рынок сайтов знакомств и рынок личных социальных сетей.

Многосторонний «рынок» – это не рынок (в конкурентно-правовом смысле), а лишь совокупность рынков, органически связанных (смежных), но отдельных. Их можно сравнить с двумя входами в театральный зал: один – зрительский, а другой – служебный.

Схема 1. Многосторонние рынки и платформы

Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть картинку Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Картинка про Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это

(1) – многосторонние платформы; (2) – инфраструктуры; (3) – группа потребителей X ; (4) – группа потребителей Y ; ( I ) – односторонний рынок инфраструктурных услуг (1+3); ( II ) – односторонний рынок инфраструктурных услуг (1+4); ( III ) – многосторонний рынок инфраструктурных услуг (I + II ); ( IV ) – «третий рынок», куда стремятся 3 и 4.

Классические примеры многосторонних платформ – это разного рода маркетплейсы. Так, в случае магазинов приложений (здесь – App Store , единственный магазин приложений для техники Apple на данный момент) :

Деятельность оффлайн-маркетплейсов (торговых сетей) можно рассмотреть с использованием той же схемы, если заменить «приложения» на «физические товары».

Схожим образом устроена деятельность многих субъектов естественных монополий. Так, в случае аэропортов (для наглядности предположим, что воздушный транспорт в данном случае не взаимозаменяем с иным):

(1) – аэропорты (платформы); (2) – аэропорты (инфраструктуры); (3) – пассажиры; (4) – авиакомпании; (I) – односторонний рынок «услуг доступа» к аэропортам для пассажиров; (II) – односторонний рынок «услуг доступа» к аэропортам для авиакомпаний; (III) – многосторонний рынок «услуг доступа» к аэропортам; (IV) односторонний рынок услуг авиаперевозки.

Источник

Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это

Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть картинку Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Картинка про Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть картинку Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Картинка про Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Смотреть картинку Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Картинка про Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что это. Фото Проектирование многосторонних платформ оборота цифровых активов что этоОбзор документа

Распоряжение Правительства РФ от 6 ноября 2021 г. N 3142-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности

1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением, при принятии в пределах своей компетенции решений о мерах стимулирования деятельности в обрабатывающих отраслях промышленности.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 6 ноября 2021 г. N 3142-р

Стратегическое направление
в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности

I. Общие положения

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту.

Стратегическое направление является основным документом стратегического планирования в области цифровой трансформации и скоординировано с реализацией следующих основных документов стратегического планирования:

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»;

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;

Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р.

В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:

новые производственные технологии;

робототехника и сенсорика;

новые коммуникационные интернет-технологии;

технологии виртуальной и дополненной реальности.

Указанные сквозные цифровые технологии будут применены в целях обеспечения достижения «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления в рамках национальной цели «Цифровая трансформация», определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

В рамках стратегического направления будет осуществлена реализация 5 ключевых экосистемных проектов в целях цифровой трансформации по следующим укрупненным направлениям:

инновации в организации производства;

инновации в сфере кадров;

инновации в государственном управлении.

низкая производительность труда;

нерациональное использование ресурсов, высокая себестоимость производимой продукции;

низкая эффективность производственных мощностей;

высокая доля брака;

длительный процесс вывода продукции на рынок;

высокая стоимость владения промышленной продукцией;

высокие трансакционные издержки и сложность формирования ответственных кооперационных цепочек.

В результате реализации проекта «Умное производство» будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации:

повышение эффективности использования основных фондов, сырья и материалов;

расширение технологических, производственных и сбытовых возможностей предприятий;

обеспечение доступности информации о технологических и производственных возможностях предприятий;

повышение доли предприятий, использующих технологии предиктивной аналитики и промышленного интернета вещей;

разработка и внедрение российского инженерного программного обеспечения и цифровых платформ по ключевым классам (например, CAD/CAE/CAM/PLM/MES/PDM/MDM);

установление условий допуска иностранного инженерного программного обеспечения при осуществлении закупок (запреты, ограничения, квоты, преференции при закупках российского программного обеспечения).

В результате реализации проекта «Цифровой инжиниринг» будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации:

сокращение срока вывода промышленной продукции на рынок;

создание универсальных маркетплейсов с ресурсами для создания и реализации продукции (от идеи до рынка);

формирование единых форматов данных (библиотек);

создание референтных архитектур;

повышение доли предприятий, использующих технологии «цифровых двойников».

Переход к кастомизированной промышленной продукции и «ремонту по состоянию» (проект «Продукция будущего») связан с наличием следующих проблем на предприятиях:

длительный процесс вывода продукции на рынок;

высокая доля брака и высокая стоимость владения промышленной продукцией.

В результате реализации проекта «Продукция будущего» будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации:

переход к модели гибкого конвейерного производства (производство кастомизированной промышленной продукции «под клиента»);

внедрение технологии предиктивной аналитики для перехода от «ремонта по регламенту» к «ремонту по состоянию» (SCADA, ЕАМ и др.);

внедрение сервисной модели реализации промышленной продукции;

обеспечение широкого доступа к технологиям (к эффекту от цифровых технологий).

Формирование новой модели занятости в промышленности (проект «Новая модель занятости») связано с наличием следующих проблем на предприятиях:

низкая производительность труда;

нерациональное использование ресурсов.

В результате реализации проекта «Новая модель занятости» будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации:

создание биржи компетенций в целях увеличения удельного веса интеллектуального труда человека в производственном процессе эффективного использования человеческого капитала в промышленной сфере;

создание сервисов, нивелирующих нехватку необходимых для цифровой трансформации компетенций и позволяющих обеспечить повышение производительности труда.

Переход к цифровому государственному управлению (в соответствии с ведомственной программой цифровой трансформации Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденной протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 18 августа 2021 г. N 27) связан с наличием следующих проблем, с которыми сталкиваются предприятия при взаимодействии с органами исполнительной власти:

отсутствие проактивного управления;

нерациональное использование ресурсов;

потребность в точных и оперативно обновляемых данных.

В результате реализации стратегического направления будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации:

переход к оказанию услуг государственной поддержки с использованием инфраструктуры специализированных цифровых платформ, обеспечивающих эффективную навигацию и возможность построения специализированных траекторий поддержки конкретных участников;

создание межотраслевых моделей данных (отраслевых дата-сетов для использования предприятиями и ИТ-компаниями);

формирование системы перехода от традиционной статистики к технологии обработки больших массивов данных и искусственного интеллекта.

Стратегическое направление утверждается до 2030 года.

Актуализация стратегического направления возможна ежегодно, но не более одного раза в год.

В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения.

II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации

Целью цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности является обеспечение технологической независимости государства, возможности коммерциализации российских исследований и разработок, а также ускорение технологического развития российских компаний и обеспечение конкурентоспособности разрабатываемых ими продуктов и решений на глобальном рынке путем достижения «цифровой зрелости» при помощи модернизации управления производственными процессами, что должно привести к значительному повышению производительности труда и росту валового внутреннего продукта в производственном секторе и, следовательно, к росту уровня благосостояния граждан страны.

Реализация ключевых проектов и мероприятий стратегического направления будет способствовать достижению следующих национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»:

обеспечение увеличения количества высокотехнологичных рабочих мест на предприятиях, использующих цифровые технологии;

производство высокотехнологичной продукции, соответствующей индивидуальным требованиям потребителя, увеличение доли высокотехнологичной продукции, предоставляемой по сервисной модели (товар как услуга), повышение эффективности работы оборудования за счет внедрения новых решений для управления загрузкой фондов;

снижение затрат предприятий на разработку и вывод продукции на рынок за счет использования технологий цифрового моделирования и виртуальных испытаний;

достижение «цифровой зрелости» обрабатывающих отраслей промышленности.

Ключевые проекты реализации стратегического направления разработаны в тесной взаимосвязи с государственными программами в таких отраслях промышленности, как авиационная, судостроительная, радиоэлектронная, фармацевтическая и производство медицинских товаров, и предусматривают систему мер промышленной политики для гражданских отраслей, в том числе с низким уровнем участия государства в капитале промышленных компаний. Такой подход предопределяет особенности инструментальных приоритетов стратегического направления и их направленность.

Главная задача цифровой трансформации заключается в модернизации управления производственными процессами, что должно привести к значительному повышению производительности труда. Цифровая трансформация должна приводить к росту валового внутреннего продукта в производственном секторе и, следовательно, к росту уровня благосостояния граждан страны.

Задачами цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности являются:

стимулирование спроса на промышленную продукцию на внутреннем рынке;

формирование условий для роста инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе в разработку новых производственных технологий;

формирование условий для повышения уровня кооперации между российскими предприятиями, стимулирование интеграции российских производителей в мировые цепочки поставок, стимулирование повышения производительности труда и стимулирование экспорта российской промышленной продукции.

III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации

Проблемами текущего состояния обрабатывающих отраслей промышленности, решаемых при цифровизации, являются:

низкая производительность труда, нерациональное использование ресурсов, низкая эффективность производственных мощностей, высокая доля брака;

длительный цикл вывода продукции на рынок;

высокая стоимость владения продукцией;

высокие трансакционные издержки и сложность формирования ответственных кооперационных цепочек.

Вызовы цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности:

стимулирование спроса на промышленную продукцию на внутреннем рынке;

формирование условий для роста инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе в разработку новых производственных технологий;

формирование условий для повышения уровня кооперации между российскими предприятиями, стимулирование интеграции российских производителей в мировые цепочки поставок, стимулирование повышения производительности труда, стимулирование экспорта российской промышленной продукции.

Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимыми являются:

непрогнозируемые геополитические риски;

непрогнозируемое ухудшение ценовой ситуации на сырьевых рынках;

усиление международной конкуренции на рынках высокотехнологичной продукции;

недостаточность объемов финансирования;

неэффективное использование финансовых ресурсов;

инерционный сценарий развития российской экономики;

неудовлетворительное текущее финансовое положение значительной части промышленных компаний;

цикличность спроса на промышленную продукцию;

нехватка управленческого и производственного персонала, адаптированного к новым реалиям ведения бизнеса в условиях цифровой трансформации;

высокий уровень межрегиональных различий в развитии инфраструктуры, кадрового потенциала и качества государственных институтов;

высокая степень износа основных фондов и сложность процедуры передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности;

административные барьеры в части пробелов в законодательной и нормативно-правовой базе, сложность процедуры разработки и утверждения нормативных, правовых, технических и технологических документов.

Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении N 2.

IV. Ответственные за реализацию стратегического направления

Ответственным федеральным органом исполнительной власти за реализацию стратегического направления является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в составе следующих соисполнителей:

Министерство экономического развития Российской Федерации;

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации;

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

Федеральная антимонопольная служба;

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Реализация стратегического направления будет осуществляться при участии институтов развития, субъектов деятельности в сфере промышленности и ИТ-отрасли.

Приложение N 1
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
обрабатывающих отраслей
промышленности

Проекты
цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности

Приложение N 2
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
обрабатывающих отраслей
промышленности

Показатели
цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности

Обзор документа

В рамках стратегического направления будут реализованы 5 ключевых проектов по направлениям: инновации в организации производства; технологические инновации; продуктовые инновации; инновации в сфере кадров; инновации в госуправлении.

Так, проект «Умное производство» предполагает формирование эффективной инфраструктуры и системы поддержки российского ПО и программно-аппаратных комплексов. Реализация проекта «Цифровой инжиниринг» обеспечит в т. ч. сокращение срока вывода промышленной продукции на рынок; создание универсальных маркетплейсов с ресурсами для создания и реализации продукции ; повышение доли предприятий, использующих технологии «цифровых двойников». Проект «Продукция будущего» будет способствовать переходу к модели гибкого конвейерного производства, внедрению технологии предиктивной аналитики и сервисной модели реализации промышленной продукции. Проект «Новая модель занятости» обеспечит создание биржи компетенций для увеличения удельного веса интеллектуального труда человека в производственном процессе.

Стратегическое направление утверждается до 2030 г. Его актуализация возможна ежегодно, но не более одного раза в год.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *