Прочтите портретное описание отца рассказчика докажите что он другой человек нежели чартков

Урок литературы в 9-м классе по повести Н.В. Гоголя «Портрет» (программа по ред. А.Г. Кутузова). «Проблема ответственности человека за свою судьбу»

Разделы: Литература

«Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится».
Н. В. Гоголь. Портрет

Ход урока

Оглашение темы. Выявление читательских впечатлений учеников. Примерные вопросы:

— Понравилось ли вам произведение?

— Что необычного в сюжете по сравнению с повестью «Ночь перед Рождеством?»

— Какие эпизоды поразили вас, показались яркими и захватывающими?

2. Проблемное изложение учителя о жанре повести и «петербургских повестях» как важном этапе творческой биографии Гоголя. (Если в классе есть ученик, занимающийся индивидуальным исследованием по данной теме, рассказ можно доверить ему как опережающее задание).

Рассказ ученика, получившего опережающее задание, о «петербургских повестях».

— Третий гоголевский цикл повестей складывается постепенно. Его название не принадлежит писателю, но давняя традиция скрепила им цикл из пяти повестей.

В 1833-1834 годах написаны «Невский проспект», первая редакция «Портрета» и «Записки сумасшедшего». В 1835 все они опубликованы в сборнике «Арабески». В 1836 году в пушкинском «Современнике» печатается «Нос». В 1842 году вышли в свет переработанный «Портрет» и «Шинель».

— Опираясь на содержание повести «Портрет», предположите, что дало название третьему циклу повестей Гоголя (- Петербург как место действия произведений.). Вот мы и приблизились к теме, где так неповторимо сочетаются традиция и новаторство, к теме Петербурга.

Опрос учащегося, занимающегося индивидуальным исследованием «Тема Петербурга в русской литературе 19 века».

Петербург поразил Гоголя глубокими общественными противоречиями и трагическими социальными контрастами. Здесь человеческие отношения искажены. Всё показное, фальшивое, гибнут талант и вдохновение. Все эти впечатления легли в основу «Петербургских повестей».

— Как вы определили тематику «Портрета»?

(В ходе обсуждения обозначаются темы Петербурга, волшебной силы искусства, ответственности человека за свою судьбу, губительной власти денег).

4. Оглашение темы урока.

— Одна из них и будет сегодня в центре нашего внимания. Запишите её «Проблема ответственности человека за свою судьбу».

5. Работа с суждениями литературоведов.

6. Анализ названия и эпиграфа произведения.

— Объясните смысл заглавия повести (- Это и фантастический портрет, играющий судьбоносную роль в жизни героев, и творения художников, изображенных писателем, и, наконец, портреты самих живописцев).

— Прочтите эпиграф к уроку. Кому из героев принадлежат эти слова (- Это суждение отца рассказчика, автора портрета ростовщика.)?

— Соотнесите эпиграф с темой нашего урока, объясните его (- Художник более, чем кто-либо другой в ответе за свою судьбу. Его искусство пробуждает в людях добрые или злые чувства. Поэтому художник отвечает не только за своё будущее, но и за судьбы других людей.).

— Прочтите авторскую характеристику Б. Можно ли его назвать человеком, осознающим ответственность за свою судьбу (- «Это был стройный человек, лет тридцати пяти, с длинными чёрными кудрями. Приятное лицо, исполненное какой-то светлой беззаботности, показывало душу, чуждую всех томящих светских потрясений, в наряде его не было никаких претензий на моду: всё показывало в нём артиста», Видно, что герой осознаёт ответственность за свою судьбу, не случайно он был «так возвышенно подвинут». Ответственностью перед отцом и людьми объясняются его пятнадцатилетние поиски портрета.)?

— Из текста видно, что в начале творческого пути и Чартков привлекает лучшими человеческими стремлениями. Почему же он так бездарно загубил талант и искалечил свою жизнь? Здесь нам явственно представляется мотив искушения, соблазна. Чем в повести испытывается на прочность характер и на жизнестойкость талант Чарткова (В ходе «мозгового штурма», приводя цитаты из художественного текста, ученики называют деньги, славу, свет, зависть)?

— Вам предлагается разбиться на три группы и проверить, какую роль в судьбах героев сыграли эти соблазны. Справиться с задачей помогут система вопросов и текст повести.

7. Групповая работа.

Источник

Образ и характеристика Отца художника в Портрете Гоголя сочинение

Одним из второстепенных персонажей произведения является отец живописца, описанного в повести, живущий в подмосковном городке Коломна и занимающийся росписью церквей и храмов.

Писатель представляет героя в образе пожилого старца, прожившего непростую судьбу, которую отец рассказывает своему сыну, художнику.

Сюжетная линия произведения построена на появлении в жизни героев повести мистического портрета, нарисованного отцом художника.

Когда-то давно иконописец задумывает нарисовать картину, изображающую лик духа тьмы, и он решает нарисовать портрет соседа, занимающегося ростовщичеством. Сосед выражает желание быть увековеченным на картине, поскольку желает оставаться на земле и после собственной смерти.

Ростовщик является хитрым и непорядочным человеком, обманывающим клиентов, берущих у него в долг деньги, и предъявляющим грабительские проценты по долгу. Кроме этого, ростовщик имеет уникальную способность возвращать долги клиентов, несмотря на их социальный статус, выбивая деньги любым возможным способом. После встреч с ростовщиком у людей, бравших у него взаймы, возникают тяжелые жизненные ситуации в виде помутнения рассудка, одержимости, ревности, злости, совершения преступлений либо самоубийств.

Начав работу над портретом, отец художника не может довести ее до финального результата, поскольку нарисованные глаза ростовщика, смотрящие на него с рисунка, кажутся художнику живыми и устрашающими. Спустя время старый ростовщик умирает, а его портрет отец художника отдает своему другу, поскольку в его жизни наступает череда жизненных неурядиц, связанная с потерей близких и родных людей. Отец художника решает принять монашеский сан с целью искупления грехов и создания картины о божественном рождестве.

Отец завещает своему сыну, обучающемуся мастерству художника, разыскать портрет, приносящий людям беды и горести, и уничтожить картину. Художник выполняет просьбу отца лишь спустя пятнадцать лет, отыскав портрет на одном из столичных аукционов, но уничтожить его не может, так как картины таинственным способом исчезает из помещения, где хранилась.

Повествуя о мистических событиях, происходящих с героями повести, писатель раскрывает смысл произведения, заключающийся в приобретении счастья путем использования внутренней силы человека, а не с помощью материальных благ.

Характеристика 2

В повести Николая Гоголя «Портрет»выделяется персонаж, который является отцом художника. Он приходится отцом одному художнику из приведённых автором в произведении. Данный персонаж живет в городе под названием Коломна. Его основной работой является роспись храмов. Но в один момент в его голову прокралась совсем не хорошая мысль. Её суть заключалась в том, что он захотел изобразить духа тьмы.

Спустя некоторое время к отцу художника явился один ростовщик, который приносил всем одни лишь несчастья. Он выдавал денежные средства в долг под определённый процент. Людям казалось, что сделка была довольно выгодной. Однако, когда подходило время возвращения долга с процентами, оказывалось, что он разорял людей. Ещё более худшим обстоятельством являлось то, что с людьми, бравшими средства под проценты, происходили странные вещи. Кого-то одолевала зависть, кого ревность, кто-то становился ненормальным, а кое-кто был одержимым. Некоторые даже заканчивали свою жизнь самоубийством.

Всю эту жуткую историю с портретом и его злодеяниями отец художника пересказал старшему сыну. Его он передал на обучение в Художественную Академию. После этого отец настоятельно просил сына отыскать и сжечь злосчастный портрет. Либо уничтожить его другим способом. Но отцовское поручение сыну удалось исполнить выполнить не скоро. Лишь по прошествии продолжительных пятнадцати лет сын смог его отыскать. Он находился в Петербурге, на одном аукционе, коих тогда было множество. Однако у сына ничего не вышло. Ему не удалось достать и уничтожить портрет, потому как того на стене вдруг не оказалось. Но как это произошло, никто не знает.

Образ и характеристика Отца художника в Портрете

Несколько интересных сочинений

Одним из второстепенных персонажей произведения является сестра главного героя романа Родиона Раскольникова Авдотья Романовна.

С 1920 по 1922 год М.А.Шолохов по его собственному признанию «служил и мыкался по Донской земле». Там он «гонялся за бандами». С 1912 по 1923 год будущий великий писатель был инспектором продовольствия на Дону.

Повесть Молох А. Куприн написал, когда ему исполнилось только 26 лет. Этой повестью он заявил о себе, как о молодом талантливом писателе, входящем в русскую литературу.

Произведение, созданное в 1825 году, посвящено трагическому для страны периоду Гражданской войны. Автор рассматривает не только политические события и борьбу идеологий, но раскол в обществе, заставивший близких родственников стать врагами.

На протяжении жизни каждый человек сталкивается с таким весьма нелёгким чувством, как неразделённая любовь. Хуже всего, конечно, сталкиваться с этим впервые, вкупе с первой любовью. Особый трагизм

Источник

Портрет, гоголь 1. прочтите портретное описание отца рассказчика. докажите, что он другой человек, нежели чартков. (образ жизни, ценности, отношение к.

Портрет, гоголь
1. прочтите портретное описание отца рассказчика. докажите, что он другой человек, нежели чартков. (образ жизни, ценности, отношение к искусству)
2. кто такой ростовщик? как относятся к нему в коломне? какую роль он сыграл в жизни других людей
3. назовите, используя художественный текст, причину, пробудившую художника написать портрет ростовщика.
4. как и почему герой оценивает свой проигрыш в конкурсе?
5. посещали ли этого художника искушения? обозначьте их.
6. почему герой хотел сжечь своё творение?
7. объясните причины его пострижения в монахи
8. что отцу б. создать сильное произведение искусства?
9. какой вывод из нравственных наставлений отца сыну об ответственности человека за свою судьбу может сделать читатель?

Прочтите портретное описание отца рассказчика докажите что он другой человек нежели чартков. Смотреть фото Прочтите портретное описание отца рассказчика докажите что он другой человек нежели чартков. Смотреть картинку Прочтите портретное описание отца рассказчика докажите что он другой человек нежели чартков. Картинка про Прочтите портретное описание отца рассказчика докажите что он другой человек нежели чартков. Фото Прочтите портретное описание отца рассказчика докажите что он другой человек нежели чартков

Ответы

Прочтите портретное описание отца рассказчика докажите что он другой человек нежели чартков. Смотреть фото Прочтите портретное описание отца рассказчика докажите что он другой человек нежели чартков. Смотреть картинку Прочтите портретное описание отца рассказчика докажите что он другой человек нежели чартков. Картинка про Прочтите портретное описание отца рассказчика докажите что он другой человек нежели чартков. Фото Прочтите портретное описание отца рассказчика докажите что он другой человек нежели чартков

Ростовщик это человек который берёт деньги в рост

Прочтите портретное описание отца рассказчика докажите что он другой человек нежели чартков. Смотреть фото Прочтите портретное описание отца рассказчика докажите что он другой человек нежели чартков. Смотреть картинку Прочтите портретное описание отца рассказчика докажите что он другой человек нежели чартков. Картинка про Прочтите портретное описание отца рассказчика докажите что он другой человек нежели чартков. Фото Прочтите портретное описание отца рассказчика докажите что он другой человек нежели чартков

школа чародейства и волшебства

(кавалер ордена мерлина 1 степени,

великий волш., верх. чародей, президент

международной конфед. магов)

дорогой мистер с.лёвин!

занятия начинаются 1 сентября. ждем вашу сову не позднее 31 июля.

минерва макгонагалл,заместитель директора школы.

Источник

Кейс №6 по теме «Анализ повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Выбранный для просмотра документ Кейс №6. Гоголь Анализ повести Прртрет.doc

Кейс №6 Занятие на тему: « Анализ повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Краткое содержание повести

Трагическая история художника Чарткова началась перед лавочкой на Щукинском дворе, где среди множества картин, изображающих мужичков или ландшафтики, он разглядел одну и, отдав за нее последний двугривенный, принес домой. Это портрет старика в азиатских одеждах, казалось, неоконченный, но схваченный такою сильной кистью, что глаза на портрете глядели, как живые. Дома Чартков узнает, что приходил хозяин с квартальным, требуя платы за квартиру. Досада Чарткова, уже пожалевшего о двугривенном и сидящего, по бедности, без свечи, умножается. Он не без желчности размышляет об участи молодого талантливого художника, принужденного к скромному ученичеству, тогда как заезжие живописцы «одной только привычной замашкой» производят шум и сбирают изрядный капитал. В это время взор его падает на портрет, уже им позабытый, — и совершенно живые, даже разрушающие гармонию самого портрета глаза пугают его, сообщая ему какое-то неприятное чувство. Отправившись спать за ширмы, он видит сквозь щели освещенный месяцем портрет, также вперяющий в него взор. В страхе Чартков занавешивает его простыней, но то ему чудятся глаза, просвечивающиеся чрез полотно, то кажется, что простыня сорвана, наконец, он видит, что простыни и в самом деле уж нет, а старик пошевельнулся и вылез из рам. Старик заходит к нему за ширмы, садится в ногах и принимается пересчитывать деньги, что вынимает из принесенного с собою мешка. Один сверток с надписью «1000 червонцев» откатывается в сторону, и Чартков хватает его незаметно. Отчаянно сжимающий деньги, он просыпается; рука ощущает только что бывшую в ней тяжесть. После череды сменяющих друг друга кошмаров он просыпается поздно и тяжело. Пришедший с хозяином квартальный, узнав, что денег нет, предлагает расплатиться работами. Портрет старика привлекает его внимание, и, разглядывая холст, он неосторожно сжимает рамы, — на пол падает известный Чарткову сверток с надписью «1000 червонцев».

В тот же день Чартков расплачивается с хозяином и, утешаясь историями о кладах, заглушив первое движение накупить красок и запереться года на три в мастерской, снимает роскошную квартиру на Невском, одевается щеголем, дает объявление в ходячей газете, — и уже назавтра принимает заказчицу. Важная дама, описав желаемые детали будущего портрета своей дочери, уводит её, когда Чартков, казалось, только расписался и готов был схватить что-то главное в её лице. В следующий раз она остается недовольна проявившимся сходством, желтизной лица и тенями под глазами и, наконец, принимает за портрет старую работу Чарткова, Психею, слегка подновленную раздосадованным художником.

История Чарткова имела некоторое объяснение спустя небольшое время на одном из аукционов Петербурга. Среди китайских ваз, мебелей и картин внимание многих привлекает удивительный портрет некоего азиатца, чьи глаза выписаны с таким искусством, что кажутся живыми. Цена возрастает вчетверо, и тут выступает художник Б., заявляющий о своих особенных правах на это полотно. В подтверждение сих слов он рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

Ребята, эпиграфом к нашему уроку служит изречение Теодора Драйзера:

собранный в трудах и муках.

Жертвовать собой ради искусства или довольствоваться сытой жизнью, поставив свое искусство в услужение толпе обывателей?

— Какой осуществить выбор? Легко ли его сделать?

Что же происходит с художником, поддавшимся искушению и изменившим искусству? Ответ на этот вопрос мы найдем в первой части гоголевского «Портрета».

— Каким мы видим молодого художника в начале повести? Найдите описание его внешнего вида, квартиры, где он живет. (стр. 280, 283) (Перед нами, нищий художник, который «с самоотвержением предан своему труду»).

— Какие перспективы открываются перед ним? О чем предупреждает его профессор? (Чтение сцены беседы Чарткова с профессором) (стр. 285).

А ведь трудно не поддаться искушению. И молодой художник, страдая от холода и голода, задумывается над несправедливостями жизни.

— Найдите в тексте его размышления. Какие слова, с вашей точки зрения являются важными, ключевыми для понимания его натуры?

Вспомните, где мы впервые встречаемся с художником? Почему именно в Щукином дворе? Какую художественную ценность, с точки зрения автора, представляют собой картины, выставленные там?

Какого же мнения об этих работах художник?

Чем же поразил его портрет старика?

Глядя на портрет, каждый ощущал реальность изображенного человека. Но особенно притягательны глаза старца, обладающие страшной разрушительной силой.

Какую фантастическую силу таит в себе этот портрет? Расскажите о странном сне художника.

Чартков не в силах, сопротивляться портрету: он неожиданно для себя покупает его, не может оторвать от него взгляда.

(Ребята, вы обратили внимание, что в повести часто повторяется слово «неожиданно». Чартков многое делает неожиданно для самого себя, как бы помимо своей воли).

Сон художника – фантастическая реальность. Старик оживает. Он, как дьявол, манит блеском золота несчастного Чарткова. И художник оказывается в руках злого существа.

Ребята, проследите за чувствами и движениями Чарткова, увидевшего сверток с деньгами, откатившийся чуть дальше остальных. (Работаем с текстом. Находим ключевые слова: «вперился весь в золото, глядя неподвижно, судорожно схватил, полный страха и т.д., сердце билось сильно, сжимал покрепче сверток, полный отчаяния стиснул сверток, употребил все усилия).

Почему именно деньги нашел Чартков в портрете? Само по себе это фантастично или реально?

Реально, но Гоголь подчеркивает фантастичность денег в портрете – это частица зла, составляющего сущность ростовщика.

Как распоряжается этими деньгамн художник? На что решает их потратить?

Проследим за его действиями: сначала он зашел к портному, затем, т торгуясь, нанял первую попавшуюся великолепную квартиру, нечаянно купил дорогой лорнет, нечаянно купил бездну галстуков, без всякой причины прокалился в коляске и т.д.

ВЫВОД: Чартков заботится о своих удовольствиях. В нем начинает торжествовать дурная сторона натуры. Мы чувствуем разительную перемену в художнике. Став богатым, Чартков не замечает своего учителя, заказывает статьи о необыкновенных талантах новоиспеченного живописца, любуется собой, разглядывая свое отражение в зеркалах.

— Как изменилось его отношение к искусству?

Считая себя непревзойденным мастером, он низвергает авторитеты, критикует Рафаэля и Микеланджело, Чартков заявляет, что «прежним художником уже чересчур много приписано», а «гений творит смело, быстро».

Теперь он пишет картины всего два дня.

Приносит ли прежнюю радость и удовлетворение процесс творчества?

Ребята, сопоставим эти ощущения художника с теми, которые он испытывал на Щукином дворе.

Вывод неутешителен: он стал модным, известным художником, но постепенно приходит осознание того, что его картиныбездарная мазня, совершенно далекая от настоящего искусства.

Что же произошло с художником? Как автор относится к этому перерождению?

Гоголь выносит суровый приговор: «Слава не может дать наслаждение тому, кто украл ее, а не заслужил». Художник перерождается в скрягу «с мертвецом вместо сердца».

Почему, увидев картину своего бывшего однокурсника, герой не сумел вынести о ней «пошлое суждение зачерствелых художников»?

— Какое впечатление произвела на него картина?

Товарищ Чарткова, «как отшельник, погрузился в труд». Он достойно прошел жизненные испытания, сохранив чистоту своей души. Его духовная сила воплотилась в «чистое, непорочное, прекрасное, как невеста», произведение искусства.

Осознал ли Чартков, что он загубил свой талант?

Чартков стал вандалом. Он покупал и уничтожал все «лучшее, что только производило художество». Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько, сколько истребил этот свирепый мститель».

Ужасает полная деградация личности художника.

ВЫВОД: От бедности талантливый художник случайно поднимается к богатству, но это зло, и оно не приносит добра ни ему, ни людям. Талант не может служить безнравственности.

Каким, по мысли Гоголя, должен быть настоящий художник? (Обращение к эпиграфу, в котором отражается главная мысль рассуждения).

Домашнее задание; прочитать внимательно II часть повести, выбрать все суждения героев и автора об искусстве, подготовиться к письменной самостоятельной работе.

Словарная работа: искушение, ростовщик.

Источник

Вопросы по повести Гоголя «Портрет»

Повесть Николая Васильевича Гоголя раскрывает тему противопоставления искусства истинного, чистого, того, целью которого является само творчество, и искусства ложного, преследующего меркантильные интересы самообогащения творца. Она представлена сопоставлением судеб двух живописцев.

Чартков был молодым художником «с талантом, пророчившим многое». Он ловко владел кистью, у него уже намечался стиль, но юность и тяготившая его бедность спутывали мысли и желания начинающего живописца. Ему то и дело хотелось прекратить оттачивать свое мастерство и начать писать модные картинки, на которых он смог бы легко заработать. Приобретение магического портрета ростовщика и вследствие этого неожиданно свалившееся на Чарткова богатство исполнили сокровенную мечту молодого художника. Они принесли ему славу, о нем заговорил свет Петербурга, многие хотели заказать свой портрет именно у него. Но с приходом популярности стал пропадать его талант, который обратился в тонкое мастерство, не более: Чартков искусно писал свои работы, но сам понимал, что в них не хватает искры настоящего творчества. Ее он начал замечать в работах других коллег. Его охватила зависть, он стал скупать и уничтожать чужие полотна. Осознание того, что он больше не может блеснуть талантом истинного творца, свело с ума Чарткова.

Во второй части повести появляется новый герой – художник Б., который рассказывает историю жизни своего отца (тоже живописца). Тот всегда вдохновенно работал над своими картинами и однажды, будучи под впечатлением, произведенным тем самым ростовщиком, замыслил написать духа тьмы. Талант позволил художнику воплотить свою идею, но портрет получился поистине демоническим. Он довлел над своим творцом. Понимая, что он находится на грани сумасшествия, живописец удалился в монастырь и лишь спустя многие годы, духовно освободившись от своего произведения, он смог вновь взяться за кисть. Он написал Рождество Иисуса, и братия решила, что божественный промысел помог создать это полотно.

Появление сына второго художника, его желание творить и представленные автором две в чем-то похожие, но и столь различные судьбы живописцев заставляют задуматься о том, каким же будет жизненный путь художника Б.: тернистой тропой гения, или легкой дорогой модного ремесленника.

По мнению Гоголя, искусство служит не для забавы, не является роскошью и украшением, а глубоко входит в человеческую жизнь, содействуя ее преобразованию.

художника Чарткова. Важно понять, как писатель разделяет суету и вечность, как ищет истинный смысл человеческой жизни и определяет назначение искусства. Можно предположить, что это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству. Наверное, есть

1-Трагически закончилась жизнь Чарткова. Скупая картины талантливых художников, уничтожая их, он постепенно сошёл с ума и вскоре умер.

: https://obrazovaka.ru/sochinenie/portret/portret-chartkova-v-povesti-opisanie.html#ixzz631aHeyN7
2-Истинные произведения искусства могут создать только люди с чистой душой, сумевшие отдать всё своему делу, далёкие от корысти, пишущие правдиво, не идущие на поводу у зрителей и заказчиков, сумевшие устоять пред искушением богатством и славой. Те же, кто далёк от этого, искусство превращает в простое ремесло, причём низкого качества, теряя свой талант
3-«Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою» — в этих словах Н. В. Гоголя заключён ответ на вопрос: каким должен быть истинный творец, способный создавать произведения настоящего искусства.
4—В начале повести – это талантливый художник. Хотя и живёт герой бедно, порой не на что даже краски и кисти купить, однако он верен своему делу: много работает, создаёт прекрасные этюды, картины. Он хорошо помнит наставления своего учителя: не растерять талант, данный ему, не поддаться на соблазн стать «модным живописцем», не начать писать дешёвые картинки за деньги.

Далее показано, как Чартков не смог устоять перед желанием стать богатым и известным, золото стало его целью в жизни. Случайно купленный портрет, поразивший его не только мастерством, но и каким-то демоническим взглядом изображённого на нём азиата, оказался с тайником, в котором были спрятаны деньги. На них-то герой и начал новую жизнь: он хорошо одевался, снимал дорогую квартиру. Но главное — Чартков постепенно растерял свой талант, так как, став известным, начал угождать заказчикам, писал портреты по их наставлениям. Так деньги, слава, почёт уничтожили в герое талант. Автор отмечает, что слава не приносит счастье тому, кто не заслужил её, а украл. А ведь именно это произошло с героем. Появилась зависть к тем, кто пишет талантливо, раздражение. Нежелание работать (его картины дописывали ученики), скука от занятия творчеством – всё это стало привычным в жизни героя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *