Проблемные курсы повышения квалификации что это
Что лучше: переподготовка или повышение квалификации?
Что лучше: переподготовка или повышение квалификации?
Онлайн-интервью с к.т.н., доцентом кафедры финансового контроля, анализа и аудита РЭУ им. Г.В. Плеханова Анжеликой Леонидовной Гендон
Мы поговорили с Анжеликой Леонидовной Гендон и узнали, зачем получать дополнительное образование на курсах повышения квалификации или на курсах переподготовки, в чем их существенная разница и кому они адресованы в первую очередь.
КонсультантПлюс: Расскажите, в чем актуальность программ переподготовки и повышения квалификации?
Вопросы переподготовки и повышения квалификации работников в современных условиях приобретают особую актуальность. Одни профессии отмирают, другие появляются, третьи модифицируются. В нынешних сложных рыночных отношениях, когда конкуренция на одно рабочее место иногда достигает 15 человек, работодатели предпочитают брать тех, кто имеет профильное образование.
Другая ситуация, когда человек идет на повышение, но ему не хватает диплома по определенной специальности, и встает вопрос: получать новую специальность или не видеть новой должности?
Бывает, работы по специальности не найти и хотелось бы освоить новые навыки, подкрепленные дипломом.
Для таких случаев существует профессиональная переподготовка кадров. Это вид дополнительного профессионального обучения. После прохождения обучения специалисту выдается диплом о переподготовке с новоприобретенной квалификацией. Указанная в дипломе квалификация абсолютно равноправна со специальностью, полученной до этого.
КонсультантПлюс: Где сейчас можно пройти повышение квалификации и получить соответствующий подтверждающий документ?
Институты повышения квалификации и переподготовки кадров обычно включены в образовательную систему. Чаще всего подобные учреждения размещаются при высших и средних профессиональных учебных заведениях.
Важно знать, что диплом профессиональной переподготовки по специальности можно получить исключительно в образовательном учреждении, имеющем лицензию на дополнительное профобразование.
КонсультантПлюс: Чем отличаются друг от друга программы повышения квалификации и переподготовки?
Получение дополнительных навыков и компетенций, позволяющих освоить новую квалификацию или приобрести дополнительную/новую профессию
Обучение свыше 500 ауд.ч. / обучение свыше 1000 ауд.ч.
Обучение, направленное на усовершенствование профзнаний, навыков и умений специалистов
Пройдя переподготовку, специалист может в корне поменять сферу своей деятельности.
Курсы повышения квалификации подразделяются на:
Краткосрочное повышение квалификации. Представляет собой комплекс мероприятий по обучению в рамках узкой специализации конкретной производственной сферы. Такие курсы организовываются непосредственно работодателем. Финансирование осуществляется за счет бюджета предприятия. В проведении и организации курсов в качестве лекторов и ответственных лиц можно задействовать лишь сотрудников, обладающих высоким уровнем квалификации. По итогам всех образовательных мероприятий слушатели по теме курса сдают экзамен или зачет или же пишут и защищают реферат.
Длительное повышение квалификации. В таких курсах целью обучения является углубленное изучение злободневных профильных проблем и расширенная подготовка специалистов к выполнению новых должностных обязанностей и трудовых функций. Такие курсы будут полезны работникам, обладающим достаточными теоретическими знаниями, но испытывающими дефицит практических навыков и умений.
Проблемные и тематические семинары. Такие курсы позволяют приобретать навыки и умения в экспресс-режиме. Таким образом, слушатели, успешно прошедшие курс, могут приступить к работе в обновленных условиях довольно-таки быстро. Преимущественно подобные курсы повышения квалификации состоят из проблемных семинаров, практических тренингов и лекций, посвященных экономическим, технологическим, социально значимым, научно-техническим и другим актуальным проблемам отрасли деятельности предприятия в локальном, региональном, федеральном или мировом масштабе.
В большинстве случаев курсы проводятся согласно плану, обычно раз в пять лет. Но они могут организовываться и значительно чаще, если возникает острая необходимость в повышении уровня квалификации работников в случае резкого обновления административной, производственно-технологической и кадровой структуры предприятия. Слушатели курсов могут быть освобождены от исполнения должностных обязанностей частично, полностью или не освобождены вовсе. Возможно и создание индивидуальных курсов обучения.
Курсы могут проводиться и силами работников других предприятий. На рынке образования в последнее время появилось немало фирм, специализирующихся на организации и проведении курсов повышения квалификации по заказу. Многие из таких компаний обладают государственной аккредитацией, то есть по завершении курса эти фирмы уполномочены выдавать слушателям свидетельства, дипломы и удостоверения государственного образца.
И документом об окончании переподготовки будет только диплом установленного образца. Свидетельство, талон, отчет о прохождении курсов не считаются квалификацией.
КонсультантПлюс: Существуют ли в РЭУ им. Г.В. Плеханова курсы повышения квалификации?
На сегодняшний день в РЭУ им. Г.В. Плеханова активно развивается такой вид деятельности, как дополнительное профессиональное образование, где представлены разнообразные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Непосредственно на кафедре финансового контроля, анализа и аудита реализуется ряд программ повышения квалификации, таких как «Практический аудит», «Управление денежными потоками организации: учет, отчетность, анализ, планирование», «Учет, внутренний контроль и аудит товарных операций», «МСФО (продвинутый курс)», «МСФО общественного сектора» и др.
Среди программ профессиональной подготовки пользуется особым интересом программа «Внутренний аудит». На современном этапе вопрос о целесообразности внедрения внутреннего аудита в организациях получил особое значение. А это значит, растет спрос на квалифицированных специалистов, способных заполнить данную нишу на рынке труда. Актуальные знания в данной области позволят расширить сферу деятельности, получить престижную высокооплачиваемую работу и стать незаменимым сотрудником в организации.
КонсультантПлюс: Расскажите, используется ли в рамках системы дополнительного образования СПС «КонсультантПлюс»?
Да, несомненно. СПС «КонсультантПлюс» активно используется для подбора материала при подготовке к лекциям, при проведении семинарских занятий и выполнении самостоятельных работ слушателями.
Что такое повышение квалификации
Это актуализация знаний в рамках вашей специальности (квалификации). Сегодня мало просто получить высшее образование — чтобы оставаться востребованным сотрудником, нужно регулярно совершенствовать навыки. Для некоторых специальностей повышение квалификации и вовсе обязательно по закону. Рассказываем, что это за форма образования, зачем она нужна и как проходит обучение
Что за форма образования — повышение квалификации, чем регламентируется
Сам термин «квалификация» появился в Трудовом кодексе меньше 10 лет назад. В Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ добавили статью 195.1, где было определено, что квалификация работника — это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта.
Цель повышения квалификации — дать актуальные сведения о нововведениях и достижениях отрасли. Курсы должны привести практико-теоретические знания специалистов в соответствие с нормами профстандартов и ЕКСД (единого классификатора должностей).
Повышение квалификации регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации», в частности, статьей 76 “Дополнительное профессиональное образование”.
После курсов человек получает документ, подтверждающий повышение его квалификации.
Какие формы повышения квалификации бывают
Повышают квалификацию люди, которые уже где-то трудоустроены, поэтому учатся они параллельно с работой. Иногда руководитель может принять решение о направлении сотрудника на обучение в рабочее время. В этом случае ему придется сохранить за ним зарплату и передать часть обязанностей другому персоналу. Но чаще все-таки программы проводят по вечерам, выходным или дистанционно в любое удобное для специалиста время.
Есть три основные формы курсов повышения квалификации:
Очные. Самый дорогостоящий вариант. Для реализации нужно найти время, педагогов, помещение, технику — при этом не рекомендуется сочетать эти курсы с работой. Однако такие курсы позволяют общаться с профессионалами, заводить новые полезные знакомства и отрабатывать сложные ситуации на практике.
Очно-заочные. Этот вариант немного выгоднее для компании, поскольку эксперта привлекают не так часто, да и сами занятия проходят реже. Такие курсы предполагают сочетание самостоятельной работы и контроль профи.
Дистанционные. Такой формат выгоден для руководства, но требует максимум вовлеченности, ответственности и самодисциплины от сотрудника. При таком формате составляется индивидуальный учебный план, доступный слушателю в любое время.
Работодатель может выбирать курсы в зависимости от возможностей компании, целей, пожеланий персонала. Так, сегодня набирают популярность и другие методы внешнего повышения квалификации: конференции, тренинги, лекции, деловые игры. Для руководителей зачастую проводят обучение в формате «кейс-стади» — когда решаются реальные проблемы компании, а также с применением «баскет-метода», предполагающего имитацию реальных событий.
Для чего нужно повышение квалификации
Повышение квалификации увеличивает значимость специалиста на рынке, помогает освоить современные методы решения различных задач, ускорить процессы на производстве. От этого выигрывает и работник, и руководство компании — ведь сотрудник начинает по-новому смотреть на свои обязанности и понимает, как улучшить работу, принося тем самым прибыль.
После курсов повышения квалификации сотрудник может получить новую должность или прибавку к зарплате.
Помимо обновления знаний, повышение квалификации проводится для мотивации — когда сотрудник обучается за счет работодателя, он чувствует свою значимость и важность для компании, поэтому долгое время не меняет место работы и готов работать более эффективно.
Отличие переподготовки от повышения квалификации
И переподготовка, и повышение квалификации — это формы получения дополнительного профессионального образования.
Профессиональная переподготовка — вид дополнительного образования, цель которого — глубокое комплексное изучение материала для новой работы. Человек уже может иметь большой опыт в какой-то сфере, но после переподготовки он может начать работать по смежному или совершенно новому для себя направлению. После курсов человек получает диплом о профессиональной переподготовке и может с ним устраиваться на работу.
Повышение квалификации — это обновление и актуализация уже полученных ранее теоретических и практических знаний. Сотрудник остается в рамках профессии и своей квалификации, но проходит обучение, необходимое для соответствия требованиям работодателя или профстандарта. После курсов, которые длятся не менее 16 часов, слушатель получает удостоверение о повышении квалификации. То есть он получает новые профессиональные компетенции и свидетельство, подтверждающее это.
Кто обязательно должен проходить повышение квалификации и с какой периодичностью
По Трудовому кодексу, работодатель сам вправе решать необходимость повышения квалификации сотрудников. Но некоторые работники обязаны регулярно проходить повышение квалификации — это зафиксировано в Федеральных законах отраслей — например, в Федеральном закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» или Федеральном законе от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Так, регулярно учиться обязаны:
медицинские работники и фармацевты;
сотрудники органов внутренних дел;
водители городского и железнодорожного транспорта;
Эти специалисты должны проходить курсы с установленной законодательством периодичностью: один раз в три года или раз в пять лет.
Рекомендуется пройти курсы после долгого перерыва в работе (например, после декретного отпуска), при поставке нового оборудования или обновлении программ, значительных изменениях в сфере профессиональной деятельности, изменениях в регулирующих законах и нормативных актах.
Где можно пройти повышение квалификации и как это происходит, какой документ выдается
Пройти курсы можно в аккредитованных образовательных организациях ДПО. Главный документ такой организации — лицензия на право ведения образовательной деятельности. Без нее выдаваемые документы не имеют юридической силы.
Сначала необходимо определиться с формой обучения, а после — с видом курсов. Есть три основных вида программ курсов повышения квалификации:
После обучения сотрудник сдает письменный или устный экзамен или как в АБиУС проходит итоговый тест. Во время учебы может быть дополнительное тестирование после каждого тематического раздела. По итогам слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации.
Как пройти повышение квалификации дистанционно и получить образование в Академии
Вкладываясь в повышение квалификации, вы инвестируете в свою карьеру и помогаете компании развиваться. Однако главное — правильно выбрать тех, кто будет проводить обучение.
Академия бизнеса и управления системами уже 23 года специализируется на повышении квалификации и переподготовке по государственной лицензии. Все программы соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», а также всем актуальным профстандартам.
Вы подаете заявку на сайте, после чего с вами свяжется менеджер и поможет заключить договор и начать дистанционное обучение. Дальше вас сопровождает персональный куратор, который отвечает на любые вопросы.
В АБиУС проходят повышение квалификации педагоги и воспитатели, специалисты в сфере закупок, кадровые делопроизводители, государственные служащие, риелторы.
В Академии можно учиться очно или дистанционно с понятной и удобной системой работы с материалом в интерактивном формате. Помимо актуальной информации по интересующей теме, слушателю доступна библиотека курса. После обучения слушатель в любом регионе России получает удостоверение о повышении квалификации.
Статьи
Почему курсы повышения квалификации не эффективны?
Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда обучившись на курсах повышении квалификации, мы были разочарованы? Низкий уровень преподавания, неудачное время лекций, отсутствие обратной связи с преподавателями и было ещё многое другое что нас не устраивало. При этом, если внимательно проанализировать, то всегда на этих курсах были слушатели, которым все или почти все понравилось. Они пишут благодарные отзывы, в которых кроме общих слов признательности, перечисляют признаки развития своего профессионализма именно на этих курсах и убедительно заверяют, что готовы продолжать учиться у тех же преподавателей и даже в той же образовательной организации. В чем же дело? Почему столь разные отзывы и мнения?
Прежде всего, надо исходить из ответа на вопрос о целях обучения, которые ставят перед собой педагоги. Вопреки расхожему мнению, что для учителей курсы — это просто формальная процедура, многочисленные опросы слушателей курсов, которые проходят в институте непрерывного образования Московского городского педагогического университета, показывают обратное. Более 60 процентов учителей на входном тестировании и на первичном собеседовании подчёркивают, что они пришли получить новые знания, которые смогут применить на практике. Иными словами, учителя хотят учиться и имеют выраженное прагматичное отношение к курсовой подготовке, рассматривая ее как инструмент помощи в решении профессиональных вопросов и проблем. И вот здесь логично предположить, что недовольство учителей курсами обусловлено слабостью практической подготовки, недостаточной практикоориентированностью содержания образования или, иными словами, высокой академичностью. В целом, в пяти случаев из десяти так и есть. Однако, курсы в институте непрерывного образования — это обучение на программах, которые максимально ориентированы на практическую подготовку. Более 80 процентов программ повышения квалификации в этом институте направлены на развитие технологических компетенций слушателей, раскрывают вопросы педагогической деятельности, включают модуль стажировки, основаны на интерактивных методах. Многие программы предусматривают продуктивное обучение, то есть разработку учителями прикладных проектов. И тем не менее, при высокой, в целом, оценке качества такой курсовой подготовки слушателями, сохраняются отрицательные отзывы. Их немного (но хорошо, что они все таки есть, поскольку отрицательные отзывы создают основу для рефлексии, осмыслении деятельности института и тем самым способствуют его развитию) и на этой основе сложно делать однозначные выводы, но некоторые умозаключения все — таки возможны. Большинство критических замечаний, как уже было выше сказано, относятся к оценке применимости знаний на практике. И это справедливые замечания, но я готова утверждать, что ровно такие же критические высказывания будут к любой структуре, оказывающей услуги обучения на программах повышения квалификации педагогических кадров. Значит вопрос не к практикоориентированности курсов, а к применимости знаний. И вот тут мы должны посмотреть не столько на содержание курсовой подготовки, сколько на ее продолжение на рабочем месте, в школе. Иными словами, образование, полученное на курсах повышения квалификации должно иметь продолжение в практике деятельности учителя. Поддержка и организация работы учителя с новым знанием и опытом после курсовой подготовки — это одна из главных задач методической системы, всего уклада методической и научно-методической жизни школы. Иными словами, после обучения на курсах, у учителя должна быть возможность рассказать о результатах своего обучения другим учителям, поделиться идеями, обсудить свои профессиональные наработки- проекты, методически модели, результаты исследований и т.п. Продукт обучения на курсах должен быть внедрен в учебный процесс и неважно — это отдельная технологическая идея или полноценный проект урока. Внедрение необходимо, оно формирует привычку рефлексивной работы учителя с собственным опытом и тем самым стимулирует его творческое отношение и готовность к изменениям. Какие бы интересные и ценные профессиональные продукты не были разработаны на курсах, без апробации на практике они, как правило, малозначимы или даже бесполезны.
Поэтому, говоря об эффективности курсов повышения квалификации, имеет смысл одновременно ставить вопрос о продолженном образовании, то есть о том как содержание курсовой подготовки было применено, развито в условиях школы. Однако общеизвестно, что методическая работа в школах — это в большинстве случаев «слабое звено» и учитель не имеет полноценной возможности развивать новый опыт. Поэтому особое значение приобретает обратная связь со слушателями, которые смогут рассказать о своих проблемах и трудностях, получить совет и консультацию. Возможность такой обратной связи может быть предусмотрена в виде дополнительной образовательной услуги «дистанционное консультативное сопровождение» или можно как — то иначе ее назвать, но она должна быть.
В целом надо понимать, что проходит время когда эффективность курсовой подготовки мы измеряли только в плоскости настоящего, нужно научиться распознавать эффекты «последействия» и их брать за критериальную основу: какой процент слушателей от отучившихся вернулся на другие программы обучение, процент слушателей, пришедших по рекомендации выпускников, какое количество людей поддерживают постоянную или периодическую образовательную связь с организацией постдипломного образования и т.п.
Но для этого мы должны выстроить отрытую, диалогичную систему обратной связи со слушателями, началом для которой могут стать решения по постпрограммному сопровождению выпускников.
Что такое повышение квалификации
Повышение квалификации – это один из двух видов дополнительного профобразования персонала предприятий и организаций любой формы собственности. Она направлена на усовершенствование специальных компетенций – знаний, умений и навыков – сотрудников в границах уже имеющейся у них квалификации.
В общем, дополнительное профобразование призвано обеспечить соответствие компетентности кадров изменяющимся условиям профессиональной деятельности и реалиям социально-экономической среды. В частности, главная цель повышения квалификации – предоставить работникам актуальную информацию о последних научных достижениях, передовом отечественном и мировом опыте в определенных отраслях.
Кроме того, цель повышения квалификации сотрудников состоит в том, чтобы привести их практико-теоретические знания в соответствие, во-первых, требованиям работодателя, во-вторых, нормам профстандартов и ЕКСД (классификатора должностей руководителей, специалистов и служащих), которые устанавливают уровень компетентности и образования работников различных профессий.
Для представителей большинства профессий повышение квалификации проводят не реже 1 раза в 5 лет на протяжении всей трудовой деятельности. Периодичность прохождения курсов определяет работодатель, фиксируя свое решение в нормативном внутреннем акте.
Формы
Согласно ФЗ № 273 и приказу Минобрнауки № 499 образовательная организация самостоятельно устанавливает формы и сроки обучения по программам повышения квалификации и указывает их в договоре о ДПО (дополнительном профобразовании), который заключается перед началом занятий.
Учеба может проходить в разных формах:
Соответственно, повысить квалификацию можно:
Варианты
Процесс повышения квалификации может проходить по модульным программам, в которых информация подается предметными блоками, после каждого из которых проводится промежуточная аттестация. Поэтому обучение может быть организовано не только непрерывным курсом, но и поэтапно (с небольшими перерывами между изучением модуля определенных дисциплин).
Законодательство предусматривает повышение квалификации по индивидуальному учебному плану (например, ускоренное обучение). Порядок персонального изучения программы устанавливается в локальном нормативном акте образовательной организации.
Повышение квалификации образовательные организации могут проводить своими силами, на собственной материально-технической базе или с использованием сетевой формы обучения. Ее суть состоит в том, что учебное заведение по договору о взаимодействии сотрудничает с одной или несколькими другими организациями – научными, культурными, спортивными, медицинскими, производственными – и использует их ресурсы для обучения, проведения производственной практики, стажировки и любой другой учебной деятельности, предусмотренной программой повышения квалификации.
Кстати, в соответствии с ФЗ № 273 повышение квалификации допускается проходить частично или полностью в форме индивидуальной или групповой стажировки, в ходе которой слушатель курса может:
По окончании стажировки выпускник курсов проходит итоговую аттестацию и получает удостоверение о повышении квалификации – такое же, как и после завершения обучения по программам, построенным иначе.
Повышать квалификацию можно параллельно с учебой по основным программам высшего или среднего профессионального образования, проще говоря, учась, даже впервые, в ссузе или вузе. Но в этом случае удостоверение об окончании курсов выдадут только одновременно с дипломом колледжа или университета. Если друг случится так, что студента отчислили и он не завершил своего базового профессионального образования в ссузе или вузе, то документ о повышении квалификации он не получит – по одной простой причине: к обучению по программам допобразования допускаются слушатели, уже имеющие либо получающие среднее или высшее профессиональное образование.
Курсы повышения квалификации принято делить на краткосрочные и длительные, но актуальное законодательство такого разделения программ официально не предусматривает. Приказ № 499 устанавливает, что продолжительность занятий не должна быть меньше 16 часов, при этом максимальный период обучения не ограничивается.
После того как в 2013 году был принят ФЗ № 273, в 2014-м утратило силу действовавшее с 1995 года Типовое положение об учреждении ДПО, согласно которому программы повышения квалификации подразделялись скорее по академическому объему, чем по содержанию, на три типа:
Выпускники курсов дополнительного образования объемом свыше 500 академических часов получали диплом о профпереподготовке, а если программа была рассчитана на 1 000 и больше часов, выдавался диплом о присвоении квалификации. Сейчас все эти нормы устарели и больше не используются при определении вида повышения квалификации и, соответственно, типа документа, который получают слушатели курсов.
Согласно актуальной законодательной базе повышение квалификации может занимать сколько угодно времени (но не меньше 16 часов) – главное, чтобы курс был достаточной длительности для того, чтобы слушатель освоил необходимый объем знаний и приобрел заявленные в программе компетенции.
По окончании учебы по программам дополнительного образования выдаются документы только двух видов: удостоверение о повышении квалификации (для курсов от 16 часов) или диплом о профпереподготовке (от 250 часов). Их тип зависит не от продолжительности учебы, а от ее содержания, поэтому даже если занятия по повышению квалификации продолжались больше 500 часов, слушатель все равно получит удостоверение, но не диплом.
Типы учебных занятий
На курсах повышения квалификации могут использоваться самые разные виды образовательной деятельности:
Какой конкретно вид учебно-образовательной работы будет использоваться в ходе курса, указывается в программе повышения квалификации или договоре о дополнительном образовании.
Где проходят
Повышение квалификации можно пройти в разных организациях:
Все эти учреждения и организации могут быть российскими и зарубежными.
В целом же, по 196-й статье Трудового кодекса, необходимо ли персоналу предприятия профессиональное обучение и повышение квалификации, решает работодатель. Подготовка кадров и их дополнительное образование ведутся на условиях и в порядке, которые закреплены в коллективном трудовом договоре или индивидуальном соглашении. В этих документах указывается, в какой организации и в какой форме работник может пройти повышение квалификации.
Что дает
Для некоторых профессий и должностей (к примеру, для педагогов, госслужащих, работников производств с опасными и вредными условиями труда) по федеральным законам повышение квалификации обязательно. Регулярное дополнительное образование в этом случае служит в буквальном смысле допуском к исполнению профессиональных обязанностей.
Квалификация, указанная в удостоверении, дает право заниматься определенными видами профессиональной деятельности, выполнять конкретные трудовые функции, для исполнения которых законами установлены обязательные требования к уровню квалификации, которую можно получить в результате прохождения программ дополнительного профобразования. Если работник откажется учиться, его попросту уволят, в лучшем случае – переведут на менее оплачиваемую должность.
И наоборот, присвоение более высокого разряда (например, токарю – пятого-шестого) после курсов повышения квалификации откроет дорогу к должности матера участка и, естественно, к совершенно другому уровню зарплаты.
Сколько стоит
Если федеральное законодательство предусматривает обязательное повышение квалификации, то работодатель должен за свой счет направлять штатных сотрудников его предприятия на обучение по программам дополнительного образования.
Организации ДПО учат по программам повышения квалификации платно – на основании договоров об образовании. Они заключаются с каждым слушателем и (или) с физическим/юридическим лицом (тем же работодателем), который берет на себя обязательство оплатить обучение. Средства могут выделяться из федерального, регионального или муниципального бюджетов, из фондов предприятий и т. д. То есть в этом случае для работника повышение квалификации будет бесплатным.
Если слушатель поступает на курсы повышения квалификации по собственной инициативе и его никто не обязывает учиться дополнительно, то все расходы он несет самостоятельно. Цена вопроса – от двух-трех до нескольких десятков тысяч рублей – всё зависит от сложности программы, востребованности и финансовой перспективности профессии. Но вложение капитала в повышение квалификации обязательно принесет дивиденды – увеличение зарплаты, продвижение по карьерной лестнице и, конечно же, моральное удовлетворение.