Признано что в идеале менеджер должен обладать следующими качествами задание 2
Качества, необходимые современному менеджеру
Качества современного менеджера | Описание качеств |
• физические • личностные •интеллектуальные • способности | — активность, энергичность, здоровье, сила; — приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху; — ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало; — контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность |
В настоящее время большинством теоретиков менеджмента признано, что в идеале менеджер должен обладать такими качествами как:
• глубокое знание всего того, что связано с функционированием и развитием рыночной экономики;
• умение учитывать политические последствия решений;
• склонность и способность искать и использовать резервы человеческого фактора в предпринимательстве;
• умение эффективно использовать лучшие достижения научно-технического прогресса;
• готовность на определенном этапе отказаться от личных выгод ради достижения общественно значимых целей;
• склонность и желание руководствоваться принципами социальной справедливости;
• умение принимать на себя ответственность;
• способность критиковать с пользой для дела и воспринимать критические замечания;
• постоянно проявлять инициативу и предприимчивость;
• деловитость (умение не делать бесполезных дел);
• стремление преодолевать препятствия, проявлять волю и гибкость;
• способность в интересах дела использовать предложения, противоположные собственной позиции;
• стрессоустойчивость как средство защиты от перегрузок с помощью эффективных методов работы.
В работе менеджера особую роль играет рациональность мышления.
Диалектику мыслительного процесса современного отечественного менеджераможно охарактеризовать следующими чертами:
• панорамность мышления (системность, широта, комплексность) и профессиональная предметность (знание деталей и тонкостей управления);
• умение понимать, принимать и использовать точки зрения, позиции, мнения, противоположные собственным, проводя свою принципиальную линию;
• противодействие неделовому нажиму сверху без попадания в оппозицию к руководству;
• умение не соглашаться, не становясь при этом неприятным;
• склонность к новым идеям и достижениям, способность отличить их от прожектерства 1 ;
• способность рисковать (принимать решения, действовать без уверенности в позитивности последствий этих решений и действий), редко ошибаться с существенным вредом для бизнеса;
• предельная тактичность и вежливость в обращении с людьми и жесткое противодействие любым отклонениям от установленных правил работы;
• демократичность, позволяющая не сковывать своим авторитетом мысли и действия подчиненных людей, и одновременно твердость в проведении линии на повышение дисциплины, без которой высокорезультативная работа невозможна.
Современный менеджер должен обладать способностью быть разным в различных условиях, чтобы соответствовать требованиям обстановки в процессе управления.
Искусство менеджерав различных сферах бизнеса включает в себя:
• способность устанавливать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми;
• умение разрешать конфликты, предупреждать их, а если это не удалось, способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом;
• готовность обрабатывать информацию и на этой основе строить систему коммуникаций в организации, получать надеж- / ную информацию и эффективно ее оценивать;
• смелость принимать нестандартные управленческие решения — способность находить решения проблем в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны;
• умение эффективно распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях короткого периода времени и ограниченности ресурсов;
• быть предпринимателем — идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации;
• быть готовым к самоанализу — объективно оценивать свою позицию лидера, роль в организации; уметь видеть, какое воздействие менеджер способен оказывать на коллектив.
Продумайте и сформулируйте систему тех качеств, которыми должен обладать современный менеджер.
Запишите, какими еще достоинствами обязан располагать российский менеджер, действующий на нашем рынке.
Задание 11. Характеристика идеального менеджера
Признано, что в идеале менеджер должен обладать следующими качествами:
— глубокое знание всего того, что связано с функционированием и развитием рыночной экономики;
— политическая зрелость, т.е. умение учитывать политические последствия решений;
— склонность и способность искать и использовать резервы человеческого фактора в предпринимательстве;
— умение эффективно использовать лучшие достижения научно-технического прогресса;
— приоритет общественных интересов, т.е. готовность на определенном этапе отказаться от личных выгод ради достижения общественно значимых целей;
— склонность и желание руководствоваться принципами социальной справедливости;
— умение принимать на себя ответственность;
— способность критиковать с пользой для дела и воспринимать критические замечания;
— постоянно проявлять инициативу и предприимчивость;
— деловитость (умение не делать бесполезных дел);
— стремление преодолевать препятствия, проявлять волю и гибкость;
— способность в интересах дела использовать предложения, противоположные собственные позиции;
— стрессоустойчивость как средство защиты от перегрузок с помощью эффективных методов работы.
Оцените весь комплекс качеств, которым должен обладать идеальный менеджер, и подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Достаточно ли полон, на ваш взгляд, приведенный перечень? Не нужно ли в него что-либо добавить?
2. Нет ли в этом наборе, по вашему мнению, чего-либо лишнего?
3. Какие дополнительные качества необходимы менеджеру, функционирующему в современном российском бизнесе?
Задание 12. Анализ качеств менеджера
Считается, что для финансистов, менеджеров в различных сферах финансового бизнеса наиболее важными являются следующие качества:
— искусство устанавливать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми;
— искусство разрешать конфликты, предупреждать их, а если это не удалось, способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом;
— искусство обрабатывать информацию и на этой основе строить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать;
Проанализируйте приведенные выше положения и подготовьте на следующие вопросы:
1. Можно ли считать отмеченные качества менеджера исчерпывающими или многое здесь осталось в тени?
2. Какие еще качества необходимы современному менеджеру, чтобы он был в состоянии успешно выполнять свои функции?
3. Какими дополнительными свойствами и качествами должен обладать менеджер в области финансов, действующий в современных российских условиях?
Качества и достоинства современного менеджера
Задание 13 а. Выявление стремления к достижению цели
Методика разработана М. Кубышкиной и направлена на выявление стремления (мотивации) человека к достижению цели, стремления к соперничеству (азартности) и стремления к социальному престижу.
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и запишите номер вопроса и соответствующий результат ответа. Старайтесь отвечать искренне и точно.
№ | Утверждения | Никогда | Часто | Очень часто |
Мне нравится быть в центре внимания | ||||
Когда я работаю, это выглядит так, как будто я все ставлю на карту | ||||
Мне важно, чтобы мои результаты были лучше, чем у других | ||||
Я стремлюсь принадлежать к избранным кругам | ||||
По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим | ||||
Я сравниваю свои результаты и успехи с результатами других людей | ||||
Я дорожу признанием окружающих | ||||
Неудачи стимулируют меня сильнее чем успехи | ||||
Азарт состязания мне чужд | ||||
Мне нравится выступать перед большой аудиторией | ||||
Я трачу больше времени на чтение специальной литератур, чем художественной | ||||
Я готов работать на предел своих сил, чтобы опередить конкурента | ||||
Мое честолюбие помогает моим достижением | ||||
Я не делаю вовремя то, что необходимо было сделать | ||||
Я люблю смотреть спортивные соревнования и участвовать в них | ||||
Похвала и признание окружающих окрыляют меня | ||||
Трудности и препятствия меня подстегивают и заставляют действовать | ||||
Я доволен собой, когда мне удается продемонстрировать другим свои сильные качества или выйти победителем из ситуации | ||||
Я удовлетворен тем положением, которое занимаю, и не стремлюсь к большему | ||||
Меня радует возможность много и интересно работать | ||||
Мне нравятся сложные задачи (ситуации), когда необходимо максимально мобилизоваться | ||||
Для меня важно «выбиться в люди» | ||||
Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе | ||||
Я сделаю все, чтобы другие не могли меня опередить | ||||
Я не испытываю желания иметь высокий социальный статус | ||||
Мои друзья считают меня ленивым | ||||
Меня удивляют люди, которые тратят все силы и время на то, чтобы обойти конкурентов | ||||
Случалось, что я завидовал успеху или популярности других людей | ||||
Я обращаю мало внимания на свои достижения | ||||
В атмосфере борьбы и конкуренции я чувствую себя превосходно | ||||
Мне хотелось бы быть известным человеком | ||||
Многое, за что я берусь, я не довожу до конца | ||||
Я всегда стремлюсь опередить других, достичь лучших результатов | ||||
Я сделаю все, чтобы добиться уважения значимых для меня людей | ||||
Я завидую людям, которые не загружены работой | ||||
Успех других меня активизирует и «подстегивает» лучше и быстрее всего |
Ключ к постановке диагноза
Шкала «Стремление к социальному престижу»: учитываются баллы со знаком «+» при положительных ответах по позициям 1, 4, 7, 10, 13, 16, 22, 28, 31, 34 и со знаком «-» при положительных ответах по позициям 19 и 25.
Шкала «Стремление к соперничеству»: учитываются баллы со знаком « » при положительных ответах по позициям 2, 5, 8,11,17, 20, 23 и со знаком «-» при положительных ответах по позициям 14, 26, 29, 32, 35.
Шкала «Стремление к достижению цели»: учитываются баллы со знаком « + » при положительных ответах по позициям 3, 6, 12, 15,18, 21, 24, 30, 33, 36 и со знаком «-» при положительных ответах по позициям 9 и 27.
По каждой шкале подсчитывается сумма баллов с учетом знаков и сравнивается с вашим результатом.
Чем больше сумма баллов по той или иной шкале, тем больше у Вас выражено соответствующее стремление. Запишите результат и выводы.
Методика измерения потребности (мотива) в достижении разработана Ю.М. Орловым. Представление о потребности в достижениях берет свое начало из понятия Ф. Хоппе «Я-уровень», означающего стремление человека удерживать самосознание на возможно более высоком уровне с помощью высокого личного стандарта достижений (уровня притязаний). Позднее это понятие превратилось в понятие «мотив достижения», определяемое X. Хекхаузеном как стремление повышать свои способности и умения, поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, по отношению к которым достижения считаются обязательными.
Предлагаемая методика представляет собой тест− опросник, содержащий 23 положения, с которыми испытуемый соглашается или нет. Тест направлен на выявление степени выраженности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности (т. е. степени заряженности на успех). По сути, это потребность, превратившаяся в личностное свойство, установку.
Предлагается ряд положений. Если вы с положением согласны, то соответственно с его номером ставите «да», если не согласны — «нет». Текст опросника
1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая,
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.
3. Для меня в любом деле важно его исполнение, а не конечный результат.
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
5. По моему мнению, большинство людей живет дальними целями, а не близкими.
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
10. Мои близкие считают меня ленивым человеком.
11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
12. Мои родители слишком строго контролируют меня.
13. Терпения во мне больше, чем способностей.
14. Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня слишком часто отказываться от своих намерений.
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.
17. Я не усердный человек.
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у мои:
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чек способностей.
23. Я мог бы достичь большего, освободившись от текущих дел.
За каждый ответ ставится 1 балл: только за ответы «да— по положениям 2, 6—8, 14, 16, 18, 19, 21—23; только за ответы «нет» — по положениям 1, 3—5, 9—13, 15, 17, 20 Потребность в достижениях (ПД) равна сумме баллов за ответы «да» и «нет». Определите минимальное и максимальное количество баллов теста, подсчитайте свои баллы.
Чем больше баллов в сумме набирает испытуемый, тем большей степени у него выражена потребность в достижениях,
Задание 14 Тест Выявление стремления к достижению цели
Методика разработана М. Кубышкиной и направлена на выявление стремления (мотивации) человека к достижению цели, стремления к соперничеству (азартности) и стремления к социальному престижу.
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и запишите номер вопроса и соответствующий результат ответа. Старайтесь отвечать искренне и точно.
№ | Утверждения | Никогда | Часто | Очень часто |
Мне нравится быть в центре внимания | ||||
Когда я работаю, это выглядит так, как будто я все ставлю на карту | ||||
Мне важно, чтобы мои результаты были лучше, чем у других | ||||
Я стремлюсь принадлежать к избранным кругам | ||||
По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим | ||||
Я сравниваю свои результаты и успехи с результатами других людей | ||||
Я дорожу признанием окружающих | ||||
Неудачи стимулируют меня сильнее чем успехи | ||||
Азарт состязания мне чужд | ||||
Мне нравится выступать перед большой аудиторией | ||||
Я трачу больше времени на чтение специальной литератур, чем художественной | ||||
Я готов работать на предел своих сил, чтобы опередить конкурента | ||||
Мое честолюбие помогает моим достижением | ||||
Я не делаю вовремя то, что необходимо было сделать | ||||
Я люблю смотреть спортивные соревнования и участвовать в них | ||||
Похвала и признание окружающих окрыляют меня | ||||
Трудности и препятствия меня подстегивают и заставляют действовать | ||||
Я доволен собой, когда мне удается продемонстрировать другим свои сильные качества или выйти победителем из ситуации | ||||
Я удовлетворен тем положением, которое занимаю, и не стремлюсь к большему | ||||
Меня радует возможность много и интересно работать | ||||
Мне нравятся сложные задачи (ситуации), когда необходимо максимально мобилизоваться | ||||
Для меня важно «выбиться в люди» | ||||
Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе | ||||
Я сделаю все, чтобы другие не могли меня опередить | ||||
Я не испытываю желания иметь высокий социальный статус | ||||
Мои друзья считают меня ленивым | ||||
Меня удивляют люди, которые тратят все силы и время на то, чтобы обойти конкурентов | ||||
Случалось, что я завидовал успеху или популярности других людей | ||||
Я обращаю мало внимания на свои достижения | ||||
В атмосфере борьбы и конкуренции я чувствую себя превосходно | ||||
Мне хотелось бы быть известным человеком | ||||
Многое, за что я берусь, я не довожу до конца | ||||
Я всегда стремлюсь опередить других, достичь лучших результатов | ||||
Я сделаю все, чтобы добиться уважения значимых для меня людей | ||||
Я завидую людям, которые не загружены работой | ||||
Успех других меня активизирует и «подстегивает» лучше и быстрее всего |
Ключ к постановке диагноза
Шкала «Стремление к социальному престижу»: учитываются баллы со знаком «+» при положительных ответах по позициям 1, 4, 7, 10, 13, 16, 22, 28, 31, 34 и со знаком «-» при положительных ответах по позициям 19 и 25.
Шкала «Стремление к соперничеству»: учитываются баллы со знаком « » при положительных ответах по позициям 2, 5, 8,11,17, 20, 23 и со знаком «-» при положительных ответах по позициям 14, 26, 29, 32, 35.
Шкала «Стремление к достижению цели»: учитываются баллы со знаком « + » при положительных ответах по позициям 3, 6, 12, 15,18, 21, 24, 30, 33, 36 и со знаком «-» при положительных ответах по позициям 9 и 27.
По каждой шкале подсчитывается сумма баллов с учетом знаков и сравнивается с вашим результатом.
Чем больше сумма баллов по той или иной шкале, тем больше у Вас выражено соответствующее стремление. Запишите результат и выводы.
Студентам предлагается ответить на вопросы следующих двух тестов:
Задание 15
ТЕСТ «УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ»
Уверенность в себе является следствием нашей самооценки, т. е. ощущения того, как мы выглядим в глазах других лиц.
Каждый человек хочет, чтобы его любили и уважали. У каждого есть чувство собственного достоинства. Когда мы видим, что люди ценят нас, мы крепче начинаем держаться на ногах, стараемся совершенствоваться, тянемся к тому, чтобы стать лучше. Если же мы чувствуем (или нам кажется), что люди отворачиваются от нас, мы съеживаемся, горбимся и от этого обретаем жалкий вид. В таких случаях мы начинаем сомневаться в себе, а от этого все валится у нас из рук, ничего толком не получается. Вряд ли при таком уровне самооценки мы сможем достигнуть успеха в какой-либо деятельности.
Попробуйте оценить степень уверенности в себе.
При ответах на вопросы выберите соответственно а, б, в, г, д, е:
1. Вы узнали, что Ваш знакомый говорил о Вас не совсем приятное. Как Вы поступите?
а) поговорите с ним об этом;
б) перестанете с ним общаться;
2. При входе в трамвай (автобус, метро) Вас грубо толкают в бок. В этом случае Вы:
в) пытаетесь пробиться вперед;
е) ждете, пока все пройдут;
а) вслух протестуете.
3. Во время споров Вы замечаете, что собеседник имеет свою точку зрения. Вы:
б) стараетесь не побуждать его к отказу от своего мнения;
д) попытаетесь убедить собеседника в том, что вы правы.
4. Вы опоздали на совещание. Все места уже заняты, за исключением одного в первом ряду. Вы:
б) стоите в глубине помещения;
е) ищите другой стул;
д) без колебания направляетесь в первый ряд.
5. Не кажется ли Вам, что Вы очень часто извиняетесь?
6. Трудно ли Вам вступить в разговор с незнакомым человеком?
7. В магазине самообслуживания Вы не нашли нужного товара. Неудобно ли Вам уходить с пустыми руками?
8. На работе собирают деньги по какому-то случаю. Вы:
в) сразу даете положенную сумму;
а) ждете, когда Вас попросят;
г) вам приятно, что вас просят о таких вещах.
9. От вас требуют услуги, которая может принести Вам неприятность. Легко ли вам оказаться?
10. Вам представляется возможность поговорить с известным человеком. Вы:
д) используете возможность;
11. Вас забыли включить в список на поощрение, хотя Вы заслуживаете этого. Вы:
а) требуете объяснения;
г) молчите, чтобы не иметь неприятностей.
12. Вы несправедливо получил низкую оценку. Вы:
б) ничего не предпринимаете;
е) встречаетесь с преподавателем для объяснения.
РЕЗУЛЬТАТЫ: перечитайте ответы, отмеченные буквами и запишите их в столбик. Перемножьте баллы на указанные коэффициенты, получите общий результат:
ОЦЕНКА:38−42 балла степень уверенности очень высокая; 30−37 баллов − высокая; 26−29 − средняя; 25 и менее − низкая. Показатель ниже 27 баллов свидетельствует о необходимости немедленно заняться своим самовоспитанием.
Задание 16.
ШКАЛА ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ
Перед Вами шкала самооценки. Цифра 7 обозначает высшую степень обозначенных свойств, цифра 1 − низшую. Сделайте свой выбор.
1. Быстрота ума |
2. Умение предвидеть события |
3. Способность распоряжаться имеющейся информацией |
4. Умение принимать решения |
5. Способность генерировать идеи |
6. Спонтанность и беглость речи |
7. Образность речи |
8. Богатство словаря |
9. Умение излагать мысль письменно |
10. Доказательность доводов |
11. Умение слушать собеседника |
12. Умение убеждать |
13. Понимание других людей |
14. Способность прогнозировать поведение наблюдаемого человека |
15. Проявление искренности в поведении |
16. Фундаментальность образования |
17. Профессиональная подготовленность |
18. Устремленность к самообразованию |
19. Начитанность |
20. Приверженность к инновациям |
Процедуры обработки:
1. Соедините все отмеченные цифры жирной линией и Вы получите график самооценки.
2. Попросите сделать то же самое своих друзей, коллег. Найдите средний балл по каждой строке. Вы получите график − «взгляд со стороны».
3. Поразмыслите над полученными двумя графиками. Продумайте программу самовоспитания.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Продумайте и сформулируйте систему тех качеств, которыми должен обладать современный менеджер.
Запишите, какими еще достоинствами обязан располагать российский менеджер, действующий на нашем рынке.
Задание 11. Характеристика идеального менеджера
Признано, что в идеале менеджер должен обладать следующими качествами:
— глубокое знание всего того, что связано с функционированием и развитием рыночной экономики;
— политическая зрелость, т.е. умение учитывать политические последствия решений;
— склонность и способность искать и использовать резервы человеческого фактора в предпринимательстве;
— умение эффективно использовать лучшие достижения научно-технического прогресса;
— приоритет общественных интересов, т.е. готовность на определенном этапе отказаться от личных выгод ради достижения общественно значимых целей;
— склонность и желание руководствоваться принципами социальной справедливости;
— умение принимать на себя ответственность;
— способность критиковать с пользой для дела и воспринимать критические замечания;
— постоянно проявлять инициативу и предприимчивость;
— деловитость (умение не делать бесполезных дел);
— стремление преодолевать препятствия, проявлять волю и гибкость;
— способность в интересах дела использовать предложения, противоположные собственные позиции;
— стрессоустойчивость как средство защиты от перегрузок с помощью эффективных методов работы.
Оцените весь комплекс качеств, которым должен обладать идеальный менеджер, и подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Достаточно ли полон, на ваш взгляд, приведенный перечень? Не нужно ли в него что-либо добавить?
2. Нет ли в этом наборе, по вашему мнению, чего-либо лишнего?
3. Какие дополнительные качества необходимы менеджеру, функционирующему в современном российском бизнесе?
Задание 12. Анализ качеств менеджера
Считается, что для финансистов, менеджеров в различных сферах финансового бизнеса наиболее важными являются следующие качества:
— искусство устанавливать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми;
— искусство разрешать конфликты, предупреждать их, а если это не удалось, способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом;
— искусство обрабатывать информацию и на этой основе строить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать;
Проанализируйте приведенные выше положения и подготовьте на следующие вопросы:
1. Можно ли считать отмеченные качества менеджера исчерпывающими или многое здесь осталось в тени?
2. Какие еще качества необходимы современному менеджеру, чтобы он был в состоянии успешно выполнять свои функции?
3. Какими дополнительными свойствами и качествами должен обладать менеджер в области финансов, действующий в современных российских условиях?
Качества и достоинства современного менеджера
Задание 13 а. Выявление стремления к достижению цели
Методика разработана М. Кубышкиной и направлена на выявление стремления (мотивации) человека к достижению цели, стремления к соперничеству (азартности) и стремления к социальному престижу.
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и запишите номер вопроса и соответствующий результат ответа. Старайтесь отвечать искренне и точно.
№ | Утверждения | Никогда | Часто | Очень часто |
Мне нравится быть в центре внимания | ||||
Когда я работаю, это выглядит так, как будто я все ставлю на карту | ||||
Мне важно, чтобы мои результаты были лучше, чем у других | ||||
Я стремлюсь принадлежать к избранным кругам | ||||
По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим | ||||
Я сравниваю свои результаты и успехи с результатами других людей | ||||
Я дорожу признанием окружающих | ||||
Неудачи стимулируют меня сильнее чем успехи | ||||
Азарт состязания мне чужд | ||||
Мне нравится выступать перед большой аудиторией | ||||
Я трачу больше времени на чтение специальной литератур, чем художественной | ||||
Я готов работать на предел своих сил, чтобы опередить конкурента | ||||
Мое честолюбие помогает моим достижением | ||||
Я не делаю вовремя то, что необходимо было сделать | ||||
Я люблю смотреть спортивные соревнования и участвовать в них | ||||
Похвала и признание окружающих окрыляют меня | ||||
Трудности и препятствия меня подстегивают и заставляют действовать | ||||
Я доволен собой, когда мне удается продемонстрировать другим свои сильные качества или выйти победителем из ситуации | ||||
Я удовлетворен тем положением, которое занимаю, и не стремлюсь к большему | ||||
Меня радует возможность много и интересно работать | ||||
Мне нравятся сложные задачи (ситуации), когда необходимо максимально мобилизоваться | ||||
Для меня важно «выбиться в люди» | ||||
Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе | ||||
Я сделаю все, чтобы другие не могли меня опередить | ||||
Я не испытываю желания иметь высокий социальный статус | ||||
Мои друзья считают меня ленивым | ||||
Меня удивляют люди, которые тратят все силы и время на то, чтобы обойти конкурентов | ||||
Случалось, что я завидовал успеху или популярности других людей | ||||
Я обращаю мало внимания на свои достижения | ||||
В атмосфере борьбы и конкуренции я чувствую себя превосходно | ||||
Мне хотелось бы быть известным человеком | ||||
Многое, за что я берусь, я не довожу до конца | ||||
Я всегда стремлюсь опередить других, достичь лучших результатов | ||||
Я сделаю все, чтобы добиться уважения значимых для меня людей | ||||
Я завидую людям, которые не загружены работой | ||||
Успех других меня активизирует и «подстегивает» лучше и быстрее всего |
Ключ к постановке диагноза
Шкала «Стремление к социальному престижу»: учитываются баллы со знаком «+» при положительных ответах по позициям 1, 4, 7, 10, 13, 16, 22, 28, 31, 34 и со знаком «-» при положительных ответах по позициям 19 и 25.
Шкала «Стремление к соперничеству»: учитываются баллы со знаком « » при положительных ответах по позициям 2, 5, 8,11,17, 20, 23 и со знаком «-» при положительных ответах по позициям 14, 26, 29, 32, 35.
Шкала «Стремление к достижению цели»: учитываются баллы со знаком « + » при положительных ответах по позициям 3, 6, 12, 15,18, 21, 24, 30, 33, 36 и со знаком «-» при положительных ответах по позициям 9 и 27.
По каждой шкале подсчитывается сумма баллов с учетом знаков и сравнивается с вашим результатом.
Чем больше сумма баллов по той или иной шкале, тем больше у Вас выражено соответствующее стремление. Запишите результат и выводы.
Методика измерения потребности (мотива) в достижении разработана Ю.М. Орловым. Представление о потребности в достижениях берет свое начало из понятия Ф. Хоппе «Я-уровень», означающего стремление человека удерживать самосознание на возможно более высоком уровне с помощью высокого личного стандарта достижений (уровня притязаний). Позднее это понятие превратилось в понятие «мотив достижения», определяемое X. Хекхаузеном как стремление повышать свои способности и умения, поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, по отношению к которым достижения считаются обязательными.
Предлагаемая методика представляет собой тест− опросник, содержащий 23 положения, с которыми испытуемый соглашается или нет. Тест направлен на выявление степени выраженности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности (т. е. степени заряженности на успех). По сути, это потребность, превратившаяся в личностное свойство, установку.
Предлагается ряд положений. Если вы с положением согласны, то соответственно с его номером ставите «да», если не согласны — «нет». Текст опросника
1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая,
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.
3. Для меня в любом деле важно его исполнение, а не конечный результат.
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
5. По моему мнению, большинство людей живет дальними целями, а не близкими.
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
10. Мои близкие считают меня ленивым человеком.
11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
12. Мои родители слишком строго контролируют меня.
13. Терпения во мне больше, чем способностей.
14. Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня слишком часто отказываться от своих намерений.
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.
17. Я не усердный человек.
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у мои:
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чек способностей.
23. Я мог бы достичь большего, освободившись от текущих дел.
За каждый ответ ставится 1 балл: только за ответы «да— по положениям 2, 6—8, 14, 16, 18, 19, 21—23; только за ответы «нет» — по положениям 1, 3—5, 9—13, 15, 17, 20 Потребность в достижениях (ПД) равна сумме баллов за ответы «да» и «нет». Определите минимальное и максимальное количество баллов теста, подсчитайте свои баллы.
Чем больше баллов в сумме набирает испытуемый, тем большей степени у него выражена потребность в достижениях,
Задание 14Тест Выявление стремления к достижению цели
Методика разработана М. Кубышкиной и направлена на выявление стремления (мотивации) человека к достижению цели, стремления к соперничеству (азартности) и стремления к социальному престижу.
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и запишите номер вопроса и соответствующий результат ответа. Старайтесь отвечать искренне и точно.
№ | Утверждения | Никогда | Часто | Очень часто |
Мне нравится быть в центре внимания | ||||
Когда я работаю, это выглядит так, как будто я все ставлю на карту | ||||
Мне важно, чтобы мои результаты были лучше, чем у других | ||||
Я стремлюсь принадлежать к избранным кругам | ||||
По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим | ||||
Я сравниваю свои результаты и успехи с результатами других людей | ||||
Я дорожу признанием окружающих | ||||
Неудачи стимулируют меня сильнее чем успехи | ||||
Азарт состязания мне чужд | ||||
Мне нравится выступать перед большой аудиторией | ||||
Я трачу больше времени на чтение специальной литератур, чем художественной | ||||
Я готов работать на предел своих сил, чтобы опередить конкурента | ||||
Мое честолюбие помогает моим достижением | ||||
Я не делаю вовремя то, что необходимо было сделать | ||||
Я люблю смотреть спортивные соревнования и участвовать в них | ||||
Похвала и признание окружающих окрыляют меня | ||||
Трудности и препятствия меня подстегивают и заставляют действовать | ||||
Я доволен собой, когда мне удается продемонстрировать другим свои сильные качества или выйти победителем из ситуации | ||||
Я удовлетворен тем положением, которое занимаю, и не стремлюсь к большему | ||||
Меня радует возможность много и интересно работать | ||||
Мне нравятся сложные задачи (ситуации), когда необходимо максимально мобилизоваться | ||||
Для меня важно «выбиться в люди» | ||||
Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе | ||||
Я сделаю все, чтобы другие не могли меня опередить | ||||
Я не испытываю желания иметь высокий социальный статус | ||||
Мои друзья считают меня ленивым | ||||
Меня удивляют люди, которые тратят все силы и время на то, чтобы обойти конкурентов | ||||
Случалось, что я завидовал успеху или популярности других людей | ||||
Я обращаю мало внимания на свои достижения | ||||
В атмосфере борьбы и конкуренции я чувствую себя превосходно | ||||
Мне хотелось бы быть известным человеком | ||||
Многое, за что я берусь, я не довожу до конца | ||||
Я всегда стремлюсь опередить других, достичь лучших результатов | ||||
Я сделаю все, чтобы добиться уважения значимых для меня людей | ||||
Я завидую людям, которые не загружены работой | ||||
Успех других меня активизирует и «подстегивает» лучше и быстрее всего |
Ключ к постановке диагноза
Шкала «Стремление к социальному престижу»: учитываются баллы со знаком «+» при положительных ответах по позициям 1, 4, 7, 10, 13, 16, 22, 28, 31, 34 и со знаком «-» при положительных ответах по позициям 19 и 25.
Шкала «Стремление к соперничеству»: учитываются баллы со знаком « » при положительных ответах по позициям 2, 5, 8,11,17, 20, 23 и со знаком «-» при положительных ответах по позициям 14, 26, 29, 32, 35.
Шкала «Стремление к достижению цели»: учитываются баллы со знаком « + » при положительных ответах по позициям 3, 6, 12, 15,18, 21, 24, 30, 33, 36 и со знаком «-» при положительных ответах по позициям 9 и 27.
По каждой шкале подсчитывается сумма баллов с учетом знаков и сравнивается с вашим результатом.
Чем больше сумма баллов по той или иной шкале, тем больше у Вас выражено соответствующее стремление. Запишите результат и выводы.
Студентам предлагается ответить на вопросы следующих двух тестов:
Задание 15
ТЕСТ «УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ»
Уверенность в себе является следствием нашей самооценки, т. е. ощущения того, как мы выглядим в глазах других лиц.
Каждый человек хочет, чтобы его любили и уважали. У каждого есть чувство собственного достоинства. Когда мы видим, что люди ценят нас, мы крепче начинаем держаться на ногах, стараемся совершенствоваться, тянемся к тому, чтобы стать лучше. Если же мы чувствуем (или нам кажется), что люди отворачиваются от нас, мы съеживаемся, горбимся и от этого обретаем жалкий вид. В таких случаях мы начинаем сомневаться в себе, а от этого все валится у нас из рук, ничего толком не получается. Вряд ли при таком уровне самооценки мы сможем достигнуть успеха в какой-либо деятельности.
Попробуйте оценить степень уверенности в себе.
При ответах на вопросы выберите соответственно а, б, в, г, д, е:
1. Вы узнали, что Ваш знакомый говорил о Вас не совсем приятное. Как Вы поступите?
а) поговорите с ним об этом;
б) перестанете с ним общаться;
2. При входе в трамвай (автобус, метро) Вас грубо толкают в бок. В этом случае Вы:
в) пытаетесь пробиться вперед;
е) ждете, пока все пройдут;
а) вслух протестуете.
3. Во время споров Вы замечаете, что собеседник имеет свою точку зрения. Вы:
б) стараетесь не побуждать его к отказу от своего мнения;
д) попытаетесь убедить собеседника в том, что вы правы.
4. Вы опоздали на совещание. Все места уже заняты, за исключением одного в первом ряду. Вы:
б) стоите в глубине помещения;
е) ищите другой стул;
д) без колебания направляетесь в первый ряд.
5. Не кажется ли Вам, что Вы очень часто извиняетесь?
6. Трудно ли Вам вступить в разговор с незнакомым человеком?
7. В магазине самообслуживания Вы не нашли нужного товара. Неудобно ли Вам уходить с пустыми руками?
8. На работе собирают деньги по какому-то случаю. Вы:
в) сразу даете положенную сумму;
а) ждете, когда Вас попросят;
г) вам приятно, что вас просят о таких вещах.
9. От вас требуют услуги, которая может принести Вам неприятность. Легко ли вам оказаться?
10. Вам представляется возможность поговорить с известным человеком. Вы:
д) используете возможность;
11. Вас забыли включить в список на поощрение, хотя Вы заслуживаете этого. Вы:
а) требуете объяснения;
г) молчите, чтобы не иметь неприятностей.
12. Вы несправедливо получил низкую оценку. Вы:
б) ничего не предпринимаете;
е) встречаетесь с преподавателем для объяснения.
РЕЗУЛЬТАТЫ: перечитайте ответы, отмеченные буквами и запишите их в столбик. Перемножьте баллы на указанные коэффициенты, получите общий результат:
ОЦЕНКА:38−42 балла степень уверенности очень высокая; 30−37 баллов − высокая; 26−29 − средняя; 25 и менее − низкая. Показатель ниже 27 баллов свидетельствует о необходимости немедленно заняться своим самовоспитанием.
Задание 16.
ШКАЛА ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ
Перед Вами шкала самооценки. Цифра 7 обозначает высшую степень обозначенных свойств, цифра 1 − низшую. Сделайте свой выбор.
1. Быстрота ума |
2. Умение предвидеть события |
3. Способность распоряжаться имеющейся информацией |
4. Умение принимать решения |
5. Способность генерировать идеи |
6. Спонтанность и беглость речи |
7. Образность речи |
8. Богатство словаря |
9. Умение излагать мысль письменно |
10. Доказательность доводов |
11. Умение слушать собеседника |
12. Умение убеждать |
13. Понимание других людей |
14. Способность прогнозировать поведение наблюдаемого человека |
15. Проявление искренности в поведении |
16. Фундаментальность образования |
17. Профессиональная подготовленность |
18. Устремленность к самообразованию |
19. Начитанность |
20. Приверженность к инновациям |
Процедуры обработки:
1. Соедините все отмеченные цифры жирной линией и Вы получите график самооценки.
2. Попросите сделать то же самое своих друзей, коллег. Найдите средний балл по каждой строке. Вы получите график − «взгляд со стороны».
3. Поразмыслите над полученными двумя графиками. Продумайте программу самовоспитания.