Признаки указывающие на то что человек находится в состоянии двигательного возбуждения
Признаки указывающие на то что человек находится в состоянии двигательного возбуждения
Сафонов В.К., Суворов Г.Б., Чесноков В.Б.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Выделено пять типологически-полярных пар особенностей нервной системы.
Для каждой пары полярных значений свойства нервной системы составлен ранжированный (по степени типичности проявлений) перечень личностных и поведенческих особенностей. То, что свойственно одному полюсу выраженности свойства нервной системы ( т.е. типологически предопределено и заложено в задатках человека), то несвойственно другому полюсу выраженности свойства ( т.е. типологически противоестественно).
На основе сочетания особенностей первого и второго перечней характеристик проявлений свойств нервной системы разрабатываются индивидуальные приемы (“показания и противопоказания”) психологического обеспечения и сопровождения деятельности человека. Подчеркнем, что под индивидуализацией, прежде всего, понимается подбор воздействий и ситуаций соответствующих формированию необходимых качеств первой группы и исключение (либо минимизация) влияния воздействий и ситуаций, требующих проявления качеств второй группы.
В ниже представленных списках, качества (проявления) расположены по убыванию их выраженности у лиц с полярными особенностями свойства нервной системы. Список качеств дополнен рекомендациями по индивидуализации учебной и спортивной деятельности, а также адаптации к экстремальным ситуациям.
Проявления силы процесса возбуждения.
1) способность длительно удерживать предельную мобилизацию и высокую концентрацию внимания;
2) эффективность преодоления чувства усталости (терпеливость);
3) способность сохранять и повышать работоспособность в конце интенсивной работы или в условиях непредвидимого увеличения внешней стимуляции;
4) надежность работы в условиях кислородного голодания;
5) адекватность контроля за своим утомлением;
6) помехоустойчивость;
7) умение расслабиться или заснуть в самых некомфортных условиях;
8. надежность работы в условиях неопределенности;
9) способность к волевой мобилизации;
10) эмоциональная стабильность;
11) склонность к инициативным, атакующим действиям;
12) решительность и смелость;
13) самоотверженность и способность неукоснительно соблюдать этические и моральные нормы поведения в условиях, провоцирующих обратное;
14) ответственность, педантичность и пунктуальность;
15) способность сочетать терпимость и требовательность к окружающим;
16) независтливость;
17) умение решать трудные задачи в процессе обсуждения с другими;
18) большой объем произвольной памяти;
19) преобладание формально-логического мышления над образно-эмоциональным.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения
В процессе адаптации к любым внешним воздействиям (ситуациям) для человека с сильным процессом возбуждения необходим мобилизирующий, концентрирующий интенсивный контакт.
При обучении, сложность решаемых задач должна расти относительно большими скачками, но и времени на усвоение материала необходимо отводить больше. Материал желательно давать большими блоками, тезисно с опорой на ключевые моменты, в сухой формально-логической форме и с небольшим количеством примеров.
В учебно-тренировочном процессе желательно в большей степени применять специальную «жесткую» работу и относительно в меньшей степени общеразвивающие тренировки. При этом интервалы между специальными нагрузками должны быть небольшими.
Перед соревнованиями необходима интенсивная подводка. Непосредственно перед стартом нужна мобилизирующая разминка.
Перед экстремальной ситуации необходимо сконцентрировать внимание на ключевых, наиболее существенных моментах предстоящего. В отдельных случаях, необходимо повысить значимость предстоящей ситуации и важность достижения успеха в ней, жестко ориентируя на максимальных результат.
В процессе экстремального воздействия по возможности сохранить мобилизирующий эмоциональный контакт, обращая внимание на совершаемые ошибки. В критические моменты стимулировать однозначными приказами: ”Вперед! Держи! Бей! Бежать!” и т.п..
После окончания воздействия, едва касаясь положительных моментов выполненной работы ( особенно после успешного завершения), основной акцент делать на допущенных ошибках, нереализованных возможностях. Оценку работы целесообразно окрасить отрицательными эмоциями и выражениями типа: «Неужели ты не мог сделать такой простой вещи?!» Критическая оценка и эмоции должны быть чисто деловыми. Сделанные замечания ни в коем случае не должны нести в себе личностно отрицательной оценки, в противном случае есть риск вызвать сильную справедливую обиду, поскольку речь идет о человеке с сильным процессом возбуждения. Его ошибки это результат низкого фонового уровня возбуждения и невысокой чувствительности, а не нежелания выполнить поставленную задачу.
Если нельзя избежать ситуации, требования которой резко превышают интеллектуальные и физические возможности, необходимо снизить личностную значимость ситуации.
Проявления слабости процесса возбуждения.
1) способность эффективно работать в условиях чередования кратковременной предельной мобилизации с длительным отдыхом (расслаблением);
2) быстрая врабатываемость и быстрота;
3) поддержание и повышение работоспособности в условиях непредвиденного снижения интенсивности внешней стимуляции;
4) надежность работы по отработанным до автоматизма двигательным или логическим алгоритмам;
5) умение сохранять бдительность в однообразных, монотонных, усыпляющих условиях;
6) быстрое решение большого количества простых задач;
7) надежность выполнения знакомой работы в полной изоляции;
8. острая чувствительность и четкое различение слабых раздражителей;
9) тонкая координация движений и хорошее чувство равновесия;
10) большой объем непроизвольного внимания и непроизвольной памяти;
11) экономичность, раскованность движений и позы;
12) склонность к детализации и анализу ситуаций;
13) предусмотрительность;
14) способность предвосхищать негативные изменения и опасность;
15) эффективность защиты и контратаки;
16) преобладание образно-эмоционального мышления над формально-логическим;
17) склонность к самостоятельному решению сложных задач;
18) свободное выражение своих чувств;
19) артистизм и раскованность в компании и перед аудиторией.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения
В процессе адаптации человеку со слабым процессом возбуждения необходим спокойный, доброжелательный, не интенсивный, снижающего возбуждения, контакт.
В процессе обучения сложность информационного потока должна расти небольшими дозами, соответственно времени на усвоение каждой порции материала отводится меньше. Материал желательно подавать в образной, эмоциональной манере, во всех деталях, подробно и с большим количеством наглядных примеров. Желательно в процесс выполнения задания не вмешиваться, достаточен контроль по результатам его выполнения.
В учебно-тренировочном процессе специальную жесткую работу необходимо выполнять в относительно меньшем объеме, чем тренировки общеразвивающего характера. Может (и желательно) отдельные жесткие тренировки выполнять со спортсменами с сильной нервной системой, но с большими интервалами отдыха между такими тренировками. Перед соревнованием необходим период плавного снижения объема специальной работы и увеличения отдыха.
Мягкое, спокойное, доброжелательное общение еще более актуально в экстремальных ситуациях, в тех случаях, когда необходимо показать наилучший результат. Непосредственно перед экстремальной ситуацией необходимо отвлечь его внимание от предстоящей деятельности, снизить в его глазах значимость ситуации и важность возможной неудачи. Ориентировать не на результат, а на технические особенности, процессуальные характеристики выполняемого задания.
В период развития экстремальной ситуации самое лучшее не общаться с ним без его инициативы, а в критические моменты, не показывая своего волнения, постараться снизить его возбуждение, отметив положительные моменты в его работе.
После окончания воздействия, независимо от конечного результата, эмоционально похвалить, повысив в его глазах значение удачно выполненных моментов работы, затем спокойным тоном, детально разобрать его ошибки и наглядно показатель пути их исправления.
Если интеллектуальные и физические возможности превосходят требования ситуации, возможен мобилизирующий вариант общения. Чем больше это превосходство и проще ситуация, тем более актуальна мобилизация. Напротив, чем больше требования ситуации превосходят возможности, тем актуальнее снижение возбуждения.
Проявления подвижности процесса возбуждения.
1) эффективность работы и усвоение нагрузки (материала) в условиях сочетания коротких интервалов работы и отдыха;
2) кратковременность следовых процессов (быстрота забывания);
3) быстрота переключения внимания и действий на разные или противоположные раздражители;
4) быстрота действий;
5) готовность к внезапным и непредвиденным изменениям;
6) эффективность защиты и контратаки;
7) способность к организационной работе.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения
В процессе обучения целесообразно чередовать кратковременные дозы информации и краткосрочные этапы усвоения. Материал должен быть разнообразным, показывающим предмет изучения с разных или, даже, противоположных сторон. В процессе выполнения практических работ необходима плотная обратная связь: частые подсказки, замечания, демонстрация различных вариантов правильных действий.
В тренировочном процессе быстрее прогрессирует при усвоении сочетания коротких интервалов работы и отдыха, частого переключения с одних действий на другие. В единоборствах более подходит отработка защитных и контратакующих действий.
В процессе прохождения ситуации по-возможности необходим плотный, концентрирующий внимание на процессуальных элементах деятельности, контакт.
Разбор правильных и ошибочных действий должен производиться сразу после окончания экстремального воздействия. При разборе желательно быстрое чередование оценок правильных и ошибочных действий с демонстрацией всех возможных вариантов правильных действий и исправления ошибочных.
Проявления инертности процесса возбуждения.
1) эффективность работы по усвоению нагрузки (материала) в условиях сочетания длительных интервалов работы и отдыха;
2) длительность следовых процессов (медленное забывание);
3) длительная концентрация внимания;
4) способность сохранять работоспособность при непредвиденном снижении внешней стимуляции;
5) выносливость и способность увеличивать работоспособность на завершающих этапах работы;
6) эффективность работы в монотонных и однообразных условиях;
7) быстрота выполнения доведенных до автоматизма двигательных и логических действий;
8. эффективность атакующих действий;
9) помехоустойчивость и собранность.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения
В процессе обучения целесообразно растягивать во времени информацию и периоды необходимые для ее усвоения. При этом желательно, чтобы в материале особо выделялись ключевые, основные моменты и связь между ними, с плавными переходами от простого к сложному, от одной темы к другой. Практические работы лучше выполняет самостоятельно, частые подсказки и замечания сбивают с собственного настроя выполнения задания.
В тренировочном процессе быстрее прогрессирует в условиях сочетания длительных интервалов работы и отдыха, плавного перехода от отработки одного упражнения к другому. В единоборствах более подходит отработка атакующих действий и «коронных» приемов.
Перед экстремальной ситуацией необходим длительных период врабатывания с плавных повышением интенсивности и проигрыванием наиболее вероятных ситуаций. До, и в процессе экстремального воздействия общение с ним должно носить редкий, развернутый характер. Общаться желательно, в основном, по его инициативе.
После экстремального воздействия необходим некоторый период, дающий возможность самому «переварить» пережитое. Затем целесообразно попросить его сделать анализ своей работы и только после этого дать советы по наиболее существенным моментам.
Проявления подвижности процесса торможения.
1) быстрота одиночных «взрывных» действий;
2) эффективное усвоение информации и нагрузки в условиях быстрого сочетания краткосрочных периодов нагрузки и отдыха;
3) быстрая врабатываемость;
4) быстрое переключение внимания на разные или противоположные раздражители;
5) склонность принимать решения без предварительной подготовки;
6) эффективность защитных и контратакующих действий;
7) проницательность, предвосхищение опасности, «подвоха» и других негативных изменений;
8. общительность и организационные способности;
9) радикализм, критическое отношение к устаревшему и условностям;
10) склонность к общению с людьми не связанными условностями и консервативными взглядами (особенно в сфере морали);
11) склонность к раскованности в поведении и свободному выражению своих чувств;
12) повышенная потребность в ситуациях в которых можно расслабиться, «подурачиться» и обратить на себя внимание в большой компании.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения
Легче усваивает материал в раскованной, непритязательной и игровой обстановке. При этом желательно не сдерживать долго его внимание на чем-то одном: информация должна быть разнообразна и требовать быстрого переключения внимания с одних на другие или противоположные стороны предмета изучения. В процессе выполнения практических работ необходимо удерживать и фиксировать его внимание на неудачных действиях и быстро демонстрировать их правильные варианты.
В тренировочном процессе быстрее прогрессирует в условиях требующих разнообразия, быстрого включения в ситуацию быстрого чередования нагрузки и расслабления. В единоборствах более подходит отработка защитных и контратакующих действий.
Перед экстремальной ситуацией целесообразно отвлекающее снижающее его возбуждение общение. Непосредственно перед ее возникновением необходим краткосрочный, концентрирующий его внимание, период (разминка).
В процессе прохождения экстремальной ситуации необходим по возможности плотный, концентрирующий его внимание контакт (особенно в критические моменты).
Разбор правильных и ошибочных действий должен производиться непосредственно сразу после окончания экстремального воздействия. Не зависимо от исхода (успеха или неудачи) необходимо сделать акцент на ошибочных действиях добиваясь их быстрого и правильного исправления. Если его деятельность в экстремальной ситуации привела к отрицательному результату, то необходимо дать ему понять, что он подвел не только себя, но и Вас и коллектив.
Проявления инертности процесса торможения.
1) эффективность деятельности и усвоения информации в условиях сочетания длительных интервалов работы и отдыха;
2) тщательность и надежность в подготовке;
3) быстрота и эффективность выполнения доведенных до автоматизма двигательных и логических действий;
4) эффективность работы в монотонных однообразных условиях;
5) пунктуальность и неукоснительное соблюдение правил приличия;
6) терпимость, выдержанность по отношению к окружающим;
7) высокий самоконтроль эмоций и поведения;
8. склонность к поддержанию традиций, правил поведения и приемов деятельности;
9) склонность к воспитательной и исправительной работе;
10) помехоустойчивость и собранность;
11) дисциплинированность, ответственность, исполнительность и серьезность;
12) самоотверженность и соблюдение моральных норм в условиях, провоцирующих обратное;
13) независтливость;
14) эффективное решение сложных задач в условиях изоляции.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения
В процессе обучения необходимо использовать сочетание больших блоков хорошо упорядоченной однотипной информации с большими периодами для ее усвоения. Желательно, чтобы в материале особо выделялись ключевые моменты и связь между ними, с плавными переходами от простого к сложному, от одной темы к другой. Практические работы лучше выполняет самостоятельно: подсказки и замечания сбивают с собственного настроя.
В тренировочном процессе быстрее прогрессирует в условиях: сочетания длительных интервалов работы и отдыха, длительной отработки одного и того же приема с плавным переходом к другому. В единоборствах более подходит отработка атакующих действий и «коронных» приемов.
Перед экстремальной ситуацией необходим длительный период врабатывания с плавным повышением интенсивности и проигрыванием наиболее вероятных ситуаций.
До возникновения и в процессе экстремального воздействия стараться общаться реже, по существу и по его инициативе.
После окончания воздействия необходимо дать ему некоторое время для самоанализа поведения и деятельности. Затем целесообразно попросить рассказать о выполненной работе и только после этого приступить к исправлению ошибок и к отработке правильных действий. Анализ ошибок и просчетов должен проводиться спокойным, эмоционально-нейтральным тоном. Сделанные замечания ни в коем случае не должны нести в себе резкую отрицательную, особенно публичную, оценку. Ошибки, как правило, результат природной «неповоротливости» и «неуклюжести». Такой человек всегда их остро переживает сам, без посторонней стимуляции.
Проявления преобладания внутреннего возбуждения.
1) способность поддерживать работоспособность в условиях непредвидимого снижения внешней стимуляции;
2) способность эффективно работать в монотонных, однообразных условиях;
3) повышенная потребность в двигательной активности;
4) эффективность атакующих действий;
5) высокое самообладание, эмоциональная стабильность;
6) склонность к лидерству и организаторские способности;
7) социальная смелость, решительность и непокорность;
8. азартность, непроизвольная страстность;
9) непроизвольное стремление сделать больше, чем требуется.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения для лиц с крайним преобладанием внутреннего возбуждения
В процессе обучения и воспитания желательно создавать условия, в которых он мог бы в полной мере проявить организаторские способности, и свою склонность к лидерству. Нежелательно создавать «соревновательные» ситуации в тех случаях, когда в состав группы входят более сильные лица, имеющие выраженную склонность к лидерству и доминированию. Информация предназначенная для усвоения не должна быть излишне детализирована и подаваться, в основном, в концентрированном виде, с акцентом на ключевых моментах.
В учебно-тренировочном процессе необходимо следить, чтобы он не превышал заданную нагрузку и не «заводился». В единоборствах желательно формировать атакующий стиль с многократной отработкой «коронных» приемов.
Перед стрессовой ситуацией предпочтительнее плотное, но отвлекающее, снижающее его возбуждение общение и аналогичная обстановка. По возможности в процессе экстремального воздействия и после него, концентрировать его внимание на ошибочных действиях, но в эмоционально нейтральной форме.
Проявления преобладания внутреннего торможения.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения для лиц с крайним преобладанием внутреннего торможения
В процессе обучения и воспитания необходимо использовать его исполнительность и иметь ввиду его повышенную склонность к подчинению лидеру, либо поиску лидера (ведущего). Вести занятия (особенно практические) желательно эмоционально-нейтральным, но уверенным, не терпящим возражений тоном. Информация для усвоения должна быть достаточно полна, разнообразна и детализирована, но подаваться в наглядной, не допускающей многозначного толкования форме.
В учебно-тренировочном процессе склонен к непроизвольному снижению заданной нагрузки. Поэтому иногда в тактичной форме необходимо дать ему возможность осознать эту его склонность. В единоборствах желательно формировать защитный и контратакующий стиль с отработкой разнообразных технических приемов.
Перед стрессовой ситуацией предпочтительнее не частое отвлекающее, но повышающее его общий уровень возбуждения общение и аналогичная обстановка (например игровая). По возможности, в процессе экстремального воздействия и особенно сразу после него желательно в эмоционально положительной форме обращать его внимание на закрепление удачных действий. Затем необходимо, в эмоционально нейтральной форме детально разобрать его ошибки и наглядно показать жесткий алгоритм их исправления.
Проявления преобладания внешнего возбуждения
1) склонность к атакующим действиям;
2) тяга к впечатлениям и острым ощущениям;
3) оптимизм, ориентированность на успех;
4) решительность, смелость, склонность к риску;
5) общительность;
6) открытость к внешним и социальным воздействиям;
7) склонность к открытому выражению своих чувств;
8. рациональность, практичность и приземленность;
9) бескомпромиссность, честность в оценки поступков окружающих.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения для лиц с преобладанием внешнего возбуждения
В процессе обучения и воспитания желательно создать условия для постоянного общения. Сложные задачи лучше решает коллективно, заражая окружающих оптимизмом и верой в успех. Информацию целесообразно подавать в наглядной форме с множеством примеров, не допускающих разночтения. На практических занятиях нуждается в более частой обратной связи. В процессе воспитания необходимо учесть, что ему лучше подходит позиция разумного эгоиста, при этом иногда необходимо смягчать его бескомпромиссные, жестокие и ранящие оценки.
В учебно-тренировочном процессе также быстрее прогрессирует работая в группе, постоянно общаясь с тренером и товарищами. В единоборствах предпочтительна отработка атакующих действий.
Перед стрессовой ситуацией и во время экстремальных воздействий необходимо плотное отвлекающее, снижающее его возбуждение, общение. После прекращения экстремальной ситуации акцент целесообразно ставить на разборе его ошибок, затем полезно публичная оценка его удачных действий.
Проявления преобладания внешнего торможения
1) способность поддерживать собственную активность без внешней сти- муляции;
2) эффективность работы в однообразных монотонных условиях;
3) предусмотрительность, способность предчувствовать опасность и негативные изменения;
4) эффективность защитных и контратакующих действий;
5) ориентированность на избегание неудач
6) склонность к самостоятельному решению сложных задач и жизненных проблем;
7) критичность в сочетании с замкнутостью, сдержанностью выражения своих чувств и оценок окружающих
8. возвышенность, мягкость, женственность, склонность к тонкому восприятию произведений классических искусства
9) деликатность, гибкость и компромиссность в оценках поступков окружающих.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения для лиц с преобладанием внешнего торможения
В процессе обучения желательно создавать условия для самостоятельного усвоения материала. Плотное общение и влияние коллектива могут сбивать с собственного настроя. Информация должна быть более детальной, связанной, но допускающей различные варианты интерпретации и решения. Практические занятия также лучше выполняется изолированно, но с достаточно длительной подготовительной фазой. Общаться желательно только по его инициативе.
В процессе воспитания необходимо учесть его склонность к уходу в возвышенное от жестких требований окружающей реальности. Повышенные (возвышенные) требования к себе могут сочетаться с всепрощенчеством и даже с беспринципностью в оценках окружающих.
В учебно-тренировочном процессе быстрее прогрессирует, выполняя индивидуальные задания. В единоборствах предпочтительна отработка защитных действий.
К стрессовой ситуации эффективнее готовиться самостоятельно, изолировано от окружающих. В процессе экстремального воздействия общаться с ним желательно только по его инициативе и эмоционально-нейтральным тоном. После его прекращения, сначала желательно акцентировать внимание на удачных действиях, затем эмоционально-нейтральным тоном лишь обозначить ошибки. Разбор ошибок необходимо производить индивидуально и по его инициативе. При этом желательно демонстрировать не один, а несколько вариантов удачных действий.
источник: В.К. Сафонов, Г.Б. Суворов, В.Б. Чесноков
Диагностика нейродинамических особенностей // Учебное пособие. СПб, Изд-во СПбГУ, 1997
Кататония в психиатрии
Кататония — это психопатологический синдром, с преобладанием психомоторных и вегетативных нарушений в двигательной сфере, характеризуется клинической картиной возбуждения или ступора, несущих немотивированный характер.
В международной классификации болезней (МКБ-10), расстройство рассматривается в рамках кататонической шизофрении. Данная трактовка затрудняет диагностику расстройства.
Кататонические состояния возбуждения и ступора могут быстро сменять друг друга. Возникают аутохтонно и носят функциональный характер. Кататония может не сопровождаться помрачением сознания (люцидная), или сопровождаться онейроидным помрачением сознания.
Кататонический ступор характеризуется повышенным мышечным тонусом и обездвиженностью. Ступор может развиваться быстро или постепенно. При постепенном развитии изначально проявляется медлительность, угловатость движений, длительные застывания на одном месте (субступор) и тп. С течением времени выраженность ступора усиливается.
Варианты двигательного ступора:
Виды двигательного возбуждения:
На фоне помрачения сознания: делирий, сумеречное помрачения сознания.
Катотоническое возбуждение развивается внезапно, зачастую стремительно переходит из состояния ступора.
Для кататонии характерны и другие клинические проявления:
Причины
Конкретные причины развития кататонии не установлены. Расстройство может инициироваться вследствие:
Сопутствующих психических расстройств (депрессии, БАР, шизофрении, шизотипического расстройства, острого психоза);
Употребления психоактивных веществ и алкоголя;
Неврологических заболеваний (эпилепсия, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, новообразования головного мозга, деменция);
Метаболические и ндокринные нарушения (синдром Кушинга, гипертиреоз, синдром Шихана);
Аутоиммунных болезней (системная красная волчанка, антифосфолипидный синдром) и др.
Большое значение играет генетическая предрасположенность к тем или иным психическим расстройствам. Также причиной развития кататонического ступора могут стать некоторых инфекционных заболеваний.
Патогенез
Единого мнения о патогенезе кататонии нет. Исследования показали, что нарушение связи между корковыми структурами, таламусом и базальными ганглиями играют важную роль в возникновении кататонических симптомов, поэтому кроме клинической оценки, при изучении кататонии, стоит учитывать результаты нейровизуальных и нейропсихологических обследований. Гипотеза основывается на нехватке гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) в базальных ганглиях. В норме ГАМК снижает интенсивность эмоциональных реакций, например, гнева, страха или тревоги.
В современной литературе часто встречаются случаи кататонии, вызванной резкой отмене препаратов, используемых для лечения кататонических состояний и сопутствующих им психических расстройств. При данной терапии используются механизмы увеличения активности ГАМК в базальных ганглиях, что оказывает положительный лечебных эффект. При резкой отмене препаратов нередко возникает усиление моторных симптомов (феномен «рикошетной кататонии»).
Возможно, что кататония развивается вследствие выраженной тревоги, в ответ на стресс. Поэтому ученые предполагают, что кататонические состояния напрямую связаны с аффективными и другими психическими расстройствами, которые сопровождаются симптомами выраженной тревоги.
Симптомы
Клинических признаков кататонического синдрома множество. Часто симптомы связаны с двигательной сферой. При кататоническом ступоре происходит оцепенение или полная обездвиженность больного. Мышечный тонус повышен, особенно в области головы и плечевого пояса. Жевательные мышцы в тонусе, губы вытянуты вперёд (симптом хоботка), человек лежит на спине, удерживая голову над подушкой (симптом «воздушной подушки»). Менее выраженные состояния протекают в виде каталепсии. Мышечный тонус может чередоваться с полным расслаблением, иногда наблюдаются эпилептиформные припадки. Для состояния кататонического возбуждения характерны бессвязность речи, нелепое рифмование, эхолалия.
В тяжёлых случаях приступ ступора с каталепсией длительный, отмечается мутизм, отсутствие реакции зрачков на интенсивные болевые раздражители (симптом Бумке), упорная бессонница.
Ступор может сопровождаться онейроидным помрачением сознания, бредом и галлюцинациями. Двигательные нарушения проявляются в комплексе с ощущением скованности тела и невозможностью двигаться, при ступоре, или ощущения мышечной раскованности при двигательном возбуждении.
При кататонических состояниях могут наблюдаться следующие симптомы:
каталепсия — человек продолжительное время находится в одном положении;
восковая гибкость — длительное сохранение позы, которую придаёт пациенту другой человек;
негативизм — сопротивление при попытке другого человека изменить положение пациента;
мутизм – продолжительное молчание;
кататоническое возбуждение — повышенная неупорядоченная двигательная активность;
эхолалия/эхопраксия — копирование слов и движений другого человека;
вычурность мимики и движений.
Дополнительно к основным симптомам, могут возникать проявления нарушения работы вегетативной нервной системы. При кататонии возможно повышение температуры тела до субфебрильной, чувство жажды, повышение артериального давления, тахикардия. Часто пациенты отказываются от воды и пищи.
Развернутая картина кататонического ступора и возбуждения не отличается по клиническим проявлениям у подростков и взрослых людей. Онейроидная кататония часто возникает на фоне маниакальной фазы при шизоаффективном психозе, гораздо реже проявляется при депрессиях и приступах шубообразной шизофрении, особенно у подростков. Гебефренический синдром характерен для подросткового возраста и злокачественного течения шизофрении. Как правило, на фоне данного синдрома проявляются кататонические симптомы.
Фибрильная кататония развивается с симптомами онейроидной, неврологических и соматических нарушений. Фебрильный приступ отличается маниакально-бредовым, галлюцинаторным и депрессивным синдромом. При более выраженном психозе, появляется фантастический бред. Пациент находится в состоянии возбуждения или ступора.
Температура тела резко повышается до фебрильной и выше. Отсутствует взаимосвязь с соматическими и инфекционными заболеваниями. Поднимается артериальное давление, присутствует тахикардия, повышенное потоотделение. Человек находится в возбужденном состоянии, ощущает сильную жажду. Возбуждение сменяется ступором или субступором. Общее самочувствие ухудшается. Чувство жажды и голода пропадает, кожные покровы сухие, появляется отечность. При несвоевременно оказанной помощи могут развиться застойные явления в легких, пролежни и другие осложнения.
Наиболее часто приступы фебрильной кататонии наблюдаются у людей 41-50 лет. Для них характерно тяжелое течение и большой риск летального исхода.
При первичных проявлениях кататонии, следует незамедлительно обратиться к врачу. При своевременной диагностике и назначении эффективного лечения состояние возможно нормализовать, без последующего развития осложнений.
Классификация
Кататонические состояния классифицируются на основании степени выраженности клинических проявлений и характера течения расстройства. На данный момент выделяют два вида кататонии доброкачественную и злокачественную. Злокачественная кататония является наиболее тяжелой формой расстройства и представляет угрозу жизни больному («летальная» или «фебрильная» кататония).
Фебрильная кататония – это острое психическое расстройство, сопровождаемое ухудшением общего физического состояния: повышение температуры тела, соматовегетативные сбои, расстройства гомеостаза, ухудшение функциональной способности систем организма. Состояние развивается без связи с соматическими заболеваниями. При подобном течение расстройства возможен риск развития отёка головного мозга и полиорганной недостаточности
Часто в психиатрии используется классификация кататонии, основанная на закономерности течения основного расстройства и преобладания синдрома кататонии над другими симптомами. По данным признакам различают малую и развёрнутую кататонию.
Мягкая (малая) кататония. является редуцированным вариантом кататонического синдрома, при котором присутствуют отдельные простые его проявления. Негативизм нерезко выражен, отмечаются субступорозные состояния, кратковременные остановки движений и речи, эпизодическая эхолалия, отдельные гримасы и неожиданные действия. Пациент идет на диалог только по принуждению, неохотно отвечает на вопросы, речь манерна, избегает зрительного и тактильного контакта с собеседником. Наиболее часто данное состояние наблюдается при развивающейся шизофрении.
По степени выраженности кататоническое возбуждение бывает:
экстатическое — пациенты подвижны, много говорят;
гебефреническое — преобладают нелепые, неуместные шутки, немотивированная и необоснованная веселость;
импульсивное — неожиданные действия, часто разрушительного и агрессивного характера;
немое — двигательное возбуждение с агрессией и разрушительными действиями.
Безмолвное (немое) кататоническое возбуждение. Человек делает бессмысленные хаотичные движения, противодействует чужим попыткам помочь. В период такого возбуждения существует риск нанесения вреда себе и окружающим.
Импульсивное кататоническое возбуждение. Развитие быстрое. Человек копирует движения и фразы, находящихся рядом людей. Речь ограничивается хаотичным набором фраз. Проявляется склонность к жестокости и деструктивным действиям, высокий риск самотравмирования.
Экстатическое. Симптомы нарастают постепенно. В начале отмечается небольшая двигательная и речевая активность. Характер речи манерный, возможно проявление эхолалии (копирования чужих слов), часто возникает смех без видимых причин.
Степени выраженности кататонического ступора:
Каталептический (с восковой гибкостью). Мышечный тонус повышен, человек может сохранять неудобную позу длительное время. Проявляется симптомами: каталепсии, восковой гибкости (сохраняет преданное другим человеком положение), «воздушной подушки» (характерное положение на спине с приподнятой над подушкой головой).
С негативизмом. Более выраженное мышечное напряжение. Отмечается резкое противодействие пассивным движениям и попыткам других людей изменить позу больного. Часто наблюдается мутизм.
Ригидный. Мышечный тонус сильно выражен. Вследствие преобладания тонуса мышц сгибателей, человек находится в позе эмбриона (колени приведены к животу, руки прижаты к груди). Попытка пассивных движений усиливает мышечное напряжение. Мышечный тонус снижается во время глубокого сна.
Онейроидная кататония сочетает состояние ступора и грезоподобным состоянием с яркими сценоподобными галлюцинациями, о которых больной может рассказать после выхода из ступора. Во время ступора пациент чаще всего дезориентирован и не способен воспринимать окружающие события, восприятие происходит в искаженной форме со сноподобными фантазиями.
Люцидная кататония представляет собой ступор без помрачения сознания. Восприятие происходящих вокруг не искажается. Пациент нормально ориентирован во времени и пространстве, помнит события, которые происходили, во время нахождения в ступорозном состоянии. Иногда возникает парциальная амнезия, в отношении собственных движений и поведения. Пациент может не помнить собственных импульсивных поступков, продолжительной обездвиженности и др.
Учитывая диагностические подходы, кататонию классифицируют по провоцирующим факторам:
Кататония, развившаяся на фоне сопутствующих психических расстройств. Чаще всего рассматривают кататоническую шизофрению (если двигательные нарушения основные клинические симптомы расстройства), аффективные нарушения с кататоническими симптомами и другие.
Кататония вследствие соматической болезни. Кататонический синдром может свидетельствовать о неврологических, инфекционных и других заболеваниях с нарушением метаболизма.
Неуточнённая кататония. Кататонические состояния без взаимосвязи с другими психическими и соматическими расстройствами.
Осложнения
Развитие осложнений нередко связано с несвоевременной диагностикой и неправильным подходом к лечению расстройства.
При лечении людей с тяжелыми формами кататонии, могут возникнуть трудности повседневного ухода за пациентов, в следствии чего могут развиться осложнения:
аспирационная пневмония —возникает из-за трудности приема пищи у пациентов с мутизмом и риска аспирации;
риск тромбоза глубоких вен и тромбоэмболии лёгочной артерии, вследствие неподвижности людей с кататонией;
метаболические нарушения, связаны с обезвоживанием и истощением организма — пациенты с кататонией могут долгое время не принимать пищу и не пить;
нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта (запор, кишечная непроходимость и др.)
задержка мочи или недержание мочи;
нервно-мышечные осложнения (сгибательная контрактура, нервный паралич)
Также в состоянии кататонического возбуждения пациент представляет опасность для себя и окружающих. Внезапность появления приступа ступора может привести к несчастному случаю, настигнув человека за рулем автомобиля, при переходе через дорогу, на работе и тп.
Осложнения тяжёлых форм кататонии трудно поддаются лечению из-за трудностей контакта пациента с врачом.
Диагностика
При проведении диагностики кататонических состояний важно провести правильную оценку клинического состояния пациента. При сборе анамнеза и осмотре, нередко выясняется, что человек употреблял психоактивные вещества, которые наиболее вероятно способствовали развитию кататонического синдрома. Стоит учитывать вероятность развития симптомов кататонии на фоне лечения психотропными препаратами сопутствующих заболеваний.
Для диагностики расстройства используются психометрические шкалы. Наиболее часто используется шкала кататонических расстройств Буша — Френсиса. Она позволяет определить наличие и тяжесть кататонических симптомов за определённый промежуток времени. Также используют и другие оценочные шкалы.
Проведение электроэнцефалографии (ЭЭГ), КТ, МРТ и нейропсихологических обследований позволяют предположить локализацию нарушений в головном мозге и провести диагностику функционального состояния высших психических функций.
Дифференциальная диагностика проводится с другими психическими и соматическими расстройствами, сопровождающимися моторными нарушениями. Наиболее клинически схожей с кататоническим синдромом является болезнь Паркинсона, но заболевание сопровождается рядом специфических симптомов, которые позволяют дифференцировать ее от кататонии (тремор, апраксия ходьбы).
Дифференцируют кататонию от шизофренической кататонии, острых психозов с двигательным возбуждением, конверсионных расстройств и других состояний с выраженной двигательной заторможенностью или возбуждением, неврологической симптоматикой.
Прогноз
В большинстве случаев прогноз течения кататонического синдрома зависит от течения основной болезни и своевременно назначенного лечения.
Лечение в Ре-Альт
При лечении кататонии, развившейся на фоне другого психического или соматического расстройства, терапия направлена главным образом на основное заболевание. Поэтому очень важно для эффективности лечения провести тщательную диагностику. В центре душевного здоровья «Ре-Альт» специалисты проводят подробный анализ каждого клинического случая и оценку психического и соматического статуса пациента, для индивидуального подбора тактики лечения.
Наиболее эффективным методом терапии кататонии является применение препаратов группы бензодиазепиновых транквилизаторов. Фармакотерапия способствует снижению мышечного тонуса и устранению других проявлений кататонии. В лечении используются препараты с седативным, противосудорожным действием, миорелаксанты.
При неэффективности медикаментозного лечения, может быть назначена электросудорожная терапия.
Фебрильная кататония требует неотложной медицинской помощи. Лечение проводится стационарно. Назначаются мероприятия для поддержания и нормализации работы всех систем организма. Для профилактики осложнений назначается антибактериальная терапия. После стабилизации состояния проводится электросудорожная терапия