Призма что такое для дошкольников

Образовательная ситуация с дошкольниками «Призма и пирамида»

Призма что такое для дошкольников. Смотреть фото Призма что такое для дошкольников. Смотреть картинку Призма что такое для дошкольников. Картинка про Призма что такое для дошкольников. Фото Призма что такое для дошкольников Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Призма и пирамида»

Образовательная область: познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)

Возрастная группа: 4-5 лет,средняя группа Тема: «Призма и пирамида«Основные цели: 1)сформировать представления о призме и пирамиде на основе их сравнения с цилиндром и конусом. Исследовать, из каких фигур состоят их поверхности;

2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление;

4)воспитывать интерес к математике.Дидактические материалы:Демонстрационный:

1) набор геометрических тел;

2)развивающий мультик «Учим объемные геометрические фигуры с паровозиком чух-чухом».

Раздаточный: 1)коробки разной конфигурации к заданию 2.1;

2)карточки с предметными картинками к заданию 2.1:

3)набор простых карандашей;

4)набор геометрических тел;

Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска.

Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети получают представление о призме и пирамиде, об их строении.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Воспитатель собирает детей около себя.

— Отмечаете ли вы дома праздники?

— Какие праздники вы отмечаете?

— С кем отмечаете праздники?

— Какой праздник самый любимый?

— Сколько раз в год вы отмечаете день рождение?

— Что вам дарят на день рождение?

1)актуализировать знания детей об изученных объемных телах; 1)тренировать внимание, логическое мышление, коммуникативные способности.

Дети подходят к столу, на котором находятся коробки разной формы (цилиндра, конуса, призмы и пирамиды). Предложены карточки с предметными картинками.

— Ребята, вам нужно подарки распределить по коробкам. Посмотрите внимательно, на какую объемную фигуру напоминают коробки и найти карточки с предметными картинками, похожие на них и сложить в коробку.

— Какие коробки вам знакомы?

— Что положили в коробку, похожую на цилиндр?

— Что положили в коробку, похожую на конус?

— Куда нужно распределить оставшееся подарки?

3. Затруднение в игровой ситуации.

1)создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о призме и пирамиде;

2)сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

3)тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.

— Смогли вы все подарки распределить по коробкам?

4. Открытие нового знания (способа действия)

4.1. Игра «Угадай?» (продолжение).

Дидактические задачи: 1)сформировать представление о призме и пирамиде на основе сравнения с цилиндром и конусом;

2)сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия; 2)тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение и обобщение, развивать память речь, логическое мышление, творческие способности.

— Я вам предлагаю внимательно рассмотреть оставшееся пустые коробки.

— На что вам напоминает эта коробка? (на крышу дома, чайный пакетик и т. д.)

— Покажите коробку, которая осталась пустая?

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.

Дидактические задачи: закрепить умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами, развивать воображение, мелкие мышцы рук.

— Такая пирамида называется квадратная.

— Теперь сфотографируйте призму.

— Такая призма называется треугольная.

— Я вам предлагаю разместить фотографии на выставку.

5.2.Игра: «Путешествие паровоза».

Дидактические задачи: 1)тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать память, речь, логическое мышление.

Перед детьми набор геометрических тел.

— Любите играть в компьютерные игры. Даша тоже любит играть в компьютерные игры и хочет вместе с вами поиграть.

— Садитесь все удобно на стульчики. Посмотрите, Даша машинист. Она сейчас поедет по станциям и на каждой станции будет грузит в вагон какое-то геометрическое тело. Вам нужно угадать какое геометрическое тело погрузила Даша.

— Какое геометрическое тело погрузило Даша? (конус)

— Как узнали? (аналогично с другими геометрическими телами: пирамида, призма, цилиндр)

6. Осмысление.Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

— Кому вы сегодня помогли?

-Что вам понравилось больше всего?

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др) Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка» (практический курс математики для дошкольников); Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Мир открытий» (программа, Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка» (демонстрационный материал, Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка» (раздаточный материал).

Образовательная ситуация с дошкольниками «Крямнямчики» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Крямнямчики» Основные.

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Царство грибов» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Возрастная группа: старшая (5-6). Тема: «Царство грибов» Основные.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Цветы» Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: Старшая группа Тема: Цветы Основные цели: 1).сформировать.

Образовательная ситуация с Дошкольниками «Елочки» Образовательная область: художественно-эстетическая Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Тема: «Елочки» Основная цель: формирование представлений.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Огородники» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Огородники» Основные цели: закрепить и расширить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Советы Лесовика» Образовательная область: » Социально – коммуникативное развитие » Возрастная группа: 6-7 лет (подготовительная к школе группа) Тема: «Советы.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В лес за грибами» Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Возрастная группа: средняя. Тема: «В лес за грибами». Основная цель:.

Источник

Геометрические фигуры. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур

Призма что такое для дошкольников. Смотреть фото Призма что такое для дошкольников. Смотреть картинку Призма что такое для дошкольников. Картинка про Призма что такое для дошкольников. Фото Призма что такое для дошкольников Чукур Людмила Васильевна
Геометрические фигуры. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур

«ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ

ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

Подготовила: ст. воспитатель Чукур Л. В.

1. Понятие «геометрическая фигура». Особенности развития представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста

Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах.

Наблюдая за предметами окружающего мира, люди заметили, что есть некоторое общее свойство, позволяющее объединить предметы в одну группу. Это свойство было названо геометрической фигурой. Геометрическая фигура – это эталон для определения формы предмета, всякое непустое множество точек; обобщенное абстрактное понятие.

Само определение понятия геометрической фигуры дали древние греки. Они определили, что геометрической фигурой является внутренняя область, ограниченная замкнутой линией на плоскости. Активно это понятие применял в своей работе Евклид. Древние греки классифицировали все геометрические фигуры и дали им названия.

Упоминание о первых геометрических фигурах встречается и у древних египтян и древних шумеров. Учеными-археологами был найден папирусный свиток с геометрическими задачами, в которых упоминались геометрические фигуры. И каждая из них называлась каким-то определенным словом.

Таким образом, представление о геометрии и изучаемых этой наукой фигурах имели люди с давних времен, но название, «геометрическая фигура» и названия всем геометрическим фигурам дали древнегреческие ученые.

В наше время знакомство с геометрическими фигурами начинается с раннего детства и продолжается на всём пути обучения. Дошкольники, познавая окружающий мир, сталкиваются с разнообразием форм предметов, учатся называть и различать их, а затем знакомятся и со свойствами геометрических фигур.

Форма – это внешнее очертание предмета. Множество форм бесконечно.

Представления о форме предметов возникают у детей достаточно рано. В исследованиях Л. А. Венгера выясняется, возможно ли различение формы предметов детьми, у которых еще не сформировался акт хватания. В качестве индикатора он использовал ориентировочную реакцию ребенка в возрасте 3-4 месяцев.

Л. А. Венгер заметил также, что что на геометрической фигуре с изменением пространственной ориентации возникает такое же зрительное сосредоточение, как и на новой геометрической фигуре.

Исследования М. Денисовой и Н. Фигурина показали, что грудной ребенок по форме на ощупь определяет бутылочку, соску, материнскую грудь. Зрительно дети начинают различать форму предметов с 5 месяцев. При этом индикатором различения являются движения рук, корпуса по направлению к экспериментальному объекту и схватывание его (при пищевом подкреплении).

В других исследованиях выявлено, что, если предметы отличаются цветом, то ребенок 3-х лет выделяет их форму только в том случае, если предмет знаком ребенку из практического опыта (опыт манипуляций, действий).

Это доказывает и тот факт, что ребенок одинаково узнает прямые и перевернутые изображения (может рассматривать и понимать знакомые картинки, держа книжку «вверх ногами», предметы, окрашенные в несвойственные цвета (черное яблоко, но квадрат, повернутый на угол, т. е. в виде ромба, не узнает, так как исчезает непосредственное сходство формы предмета, которого нет в опыте.

2. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста формы предметов и геометрических фигур

Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является восприятие. Восприятие помогает отличить один предмет от другого, выделить какие-то предметы или явления из других похожих на него.

Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним. Форма предмета, как таковая, не воспринимается отдельно от предмета, она является его неотъемлемым признаком. Специфические зрительные реакции прослеживания контура предмета появляются в конце второго года жизни и начинают предшествовать практическим действиям. Действия детей с предметами на разных этапах различны.

Исследования психолога С. Н. Шабалина показывают, что геометрическая фигура воспринимается дошкольниками своеобразно. Если взрослый воспринимает ведро или стакан как предметы, имеющие цилиндрическую форму, то в его восприятие включается знание геометрических форм. У дошкольника происходит обратное явление.

В 4-5 лет ребенок начинает сравнивать геометрическую фигуру с предметом: про квадрат говорит «это как платочек».

В результате организованного обучения дети начинают выделять в окружающих предметах знакомую геометрическую фигуру, сравнивать предмет с фигурой (стаканчик как цилиндр, крыша как треугольник, учится давать правильное название геометрической фигуры и формы предмета, в их речи появляются слова «квадрат», «круг», «квадратный», «круглый» и т. п.

Проблему знакомства детей с геометрическими фигурамии их свойствами следует рассматривать в двух аспектах:

• в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов;

• в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных свя-зей и закономерностей в их построении, т. е. собственно геометри-ческого материала.

Контур предмета это общее начало, которое является исходным как для зрительного, так и для осязательного восприятия. Однако вопрос о роли контура в восприятии формы и формировании целостного образа требует еще дальнейшей разработки.

Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним. Форма предмета, как таковая, не воспринимается отдельно от предмета, она является его неотъемлемым признаком. Специфические зрительные реакции прослеживания контура предмета появляются в конце второго года жизни и начинают предшествовать практическим действиям.

Уже на втором году жизни дети свободно выбирают фигурупо образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник. Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети могут лишь после 2,5 лет. Отбор же по образцу фигур более сложной формы доступен примерно на рубеже 4-5 лет, а воспроизведение сложной фигуры осуществляют дети пятого и шестого года жизни.

Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом.

Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов. Чтобы лучше познать предмет, дети стремятся коснуться его рукой, взять в руки, повернуть; причем рассматривание и ощупывание различны в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта. Поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом. Однако у дошкольников наблюдается весьма низкий уровень обследования формы предметов; чаще всего они ограничиваются беглым зрительным восприятием и поэтому не различают близкие по сходству фигуры (овал и круг, прямоугольник и квадрат, разные треугольники).

Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.

3. Особенности обследования и этапы обучения обследованию детьми дошкольного возраста формы предметов и геометрических фигур

Известно, что в основе познания всегда лежит сенсорное обследование, опосредованное мышлением и речью. В исследованиях Л. Венгера с детьми 2-3 лет индикатором зрительного различения формы предметов служили предметные действия ребенка.

По исследованиям С. Якобсон, В. Зинченко, А. Рузской дети 2-4 лет лучше узнавали предметы по форме, когда предлагалось сначала ощупать предмет, а потом найти такой же. Более низкие результаты наблюдались тогда, когда предмет воспринимался зрительно.

Исследования Т. Гиневской раскрывают особенности движений рук при обследовании предметов по форме. Детям завязывали глаза и предлагали ознакомиться с предметом путем осязания.

В 3-4 года – движения исполнительные (катают, стучат, возят). Движения немногочисленны, внутри фигуры, иногда (однократно) по осевой линии, много ошибочных ответов, смешение разных фигур. В 4-5 лет – движения установочные (зажимают в руке). Количество движений увеличивается в два раза; судя по траектории, ориентированы на размер и площадь; крупные, размашистые, обнаруживаются группы близко расположенных фиксаций, относящихся к наиболее характерным признакам фигуры; дают более высокие результаты. В 5-6лет – движения обследовательские (прослеживание контура, проверка на упругость). Появляются движения, прослеживающие контур, однако они охватывают наиболее характерную часть контура, другие части оказываются необследованными; движения внутри контура, количество то же, высокие результаты; как и в предыдущий период, наблюдается смешение близких фигур. В 6-7 лет – движения по контуру, пересечение поля фигуры, причем движения сосредотачиваются на наиболее информативных признаках, наблюдаются отличные результаты не только при узнавании, но и при воспроизведении.

Таким образом, для того, чтобы ребенок выделил существенные признаки геометрических фигур, необходимо их зрительное и двигательное обследование. Движения рук организовывают движения глаз и этому детей необходимо научить.

Этапы обучения обследованию

Второй этап обучения детей 5-6 лет должен быть посвящен формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления».

«Геометрическое мышление» вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии «геометрических знаний» у детей прослеживается несколько различных уровней.

Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно.

На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами.

На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. Переход от одного уровня к другому не является самопроизвольным, идущим параллельно биологическому развитию человека и зависящим от возраста. Он протекает под влиянием целенаправленного обучения, которое содействует ускорению перехода к более высокому уровню. Отсутствие же обучения тормозит развитие. Обучение поэтому следует организовывать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление.

Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).

Большое значение в развитии геометрического мышления и про-странственных представлений имеют действия по преобразованию фигур (из двух треугольников составить квадрат или из пяти палочек сложить два треугольника).

Все эти разновидности упражнений развивают пространственные представления и начала геометрического мышления детей, формируют у них умения наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное и одновременно с этим воспитывают такие качества личности, как целенаправленность, настойчивость.

Итак, в дошкольном возрасте происходит овладение перцептивной и интеллектуальной систематизацией форм геометрических фигур. Перцептивная деятельность в познании фигур опережает развитие интеллектуальной систематизации.

Источник

Конспект открытого занятия по математике в средней группе по теме «Призма и пирамида»

Призма что такое для дошкольников. Смотреть фото Призма что такое для дошкольников. Смотреть картинку Призма что такое для дошкольников. Картинка про Призма что такое для дошкольников. Фото Призма что такое для дошкольников Ирина Кононова
Конспект открытого занятия по математике в средней группе по теме «Призма и пирамида»

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

по математике

Тема: «Призма и пирамида»

Воспитатель Кононова И. В.

п. Ханымей – 2013 год

Тема: «Призма и пирамида».

Цель: сформировать представление о призме и пирамиде, умение распозновать предметы формы призмы и пирамиды в окружающей обстановке, закрепить счет до 8, представления о числе и цифре 8.

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, социализация, музыка, художественная литература.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: цилиндры и конусы разного размера, призмы и пирамиды, карточки с цифрами от 1 до 8.

Раздаточный: полоски одинаковой ширины, призмы и пирамиды с «паспортами».

Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций о Египте,

Ход НОД:

Ребята к нам вчера пришло письмо от Карандашкина он собирается путешествовать по Египту и приглашает нас в это путешествие, но эта страна от нас очень далеко, как вы думаете на чём быстрее можно добраться туда.

Воспитатель: Ну что отправимся путешествовать?

(стук в дверь, появляется Карандашкин).

Карандашкин: Здравствуйте ребята, вы письмо получили от меня?

Карандашкин: а я боялся опоздать, ну что готовим свои самолёты, и впе-ред за приключениями.

Воспитатель: встаём друг за другом включаем свои моторы, расправляем крылья, а чтобы было веселее нам лететь, мы расскажем стихотворение

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами.

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

Воспитатель: можно приземляться. Ребята обратите внимание. Что за странные фигуры здесь в Египте, Карандашкин расскажи нам что – это.

Карандашкин: ребята это знаменитая фигура Египта (показ иллюстрации) она называется «пирамида». Давайте их рассмотрим, на какую фигуру они похожи?

Дети: конус, треугольник.

Воспитатель: Ребята присаживайтесь за столы, у вас на столе такие же фигуры которые мы видели на картине кто запомнил как она называется?

Дети: пирамида.

Воспитатель: правильно, возьмите в руки фигуры и посмотрите, с каждой сторо-ны есть треугольные боковые поверхности, которые, на вершине постройки обра-зуют острый угол, покажите острый угол, на какую фигуру похожи?

Воспитатель: правильно если со всех сторон посмотреть на пирамиду мы будем видеть треугольник.

Давайте пальчиком покажем боковые грани, сколько их? Посчитаем.

Карандашкин: посмотрите ребята я нашёл ёще одну интересную фигуру она на-зывается «призма». Как вы думаете на какую фигуру она похожа?

Воспитатель: правильно, у вас на столе есть такие фигуры?

Воспитатель: возьмите в руки фигуру и посмотрите её боковые грани на какую фигуру похожи?

Воспитатель: правильно, все боковые грани соединяются в единую поверхность, боковые грани еще можно назвать боковые ребра, проведите по ним пальчиком, ребята если я покачу призму она будет быстро катится?

Воспитатель: а что ей мешает?

Дети: боковые грани.

Карандашкин: ребята я сфотографировал фигуры и теперь не могу разобраться где чья фотография вы мне поможете?

Игра «Найди фотографию»

Воспитатель: молодцы справились.

Молодцы. Ребята а вы считать умеете?

Воспитатель: я вам буду показывать цифры а вы будете считать (показ цифр).

А теперь Мила посчитай сколько конусов? Найди цифру.

Дима посчитай сколько пирамид? Найди цифру.

Полина посчитай сколько цилиндров? Найди цифру.

Настя посчитай сколько призм? Найди цифру.

Карандашкин: молодцы, пора нам возвращаться. А на чем можно ещё путе-шествовать.

Карандашкин: правильно цепляйте садитесь в свои вагоны (выстроить числовой ряд) и отправляемся в путь, а чтоб нам было весело споем песню.

Медленно минуты уплывают вдаль,

Встречи с ними ты уже не жди.

И, хотя нам прошлого немного жаль,

Лучшее, конечно, впереди!

Скатертью, скатертью дальний путь стелется,

И упирается прямо в небосклон.

Каждому, каждому в лучшее верится,

Катится, катится голубой вагон.»

Воспитатель: вот и приехали мы домой ребята а кто эту песенку поет (ответы де-тей).

Вам понравилось наше путешествие?

С кем мы путешествовали и куда?

Что мы нового узнали?

Ещё чем мы там занимались? (ответы детей).

Призма что такое для дошкольников. Смотреть фото Призма что такое для дошкольников. Смотреть картинку Призма что такое для дошкольников. Картинка про Призма что такое для дошкольников. Фото Призма что такое для дошкольниковВиды пирамид ВИДЫ ПИРАМИД 1. Пирамида «КАРТИНА ПРИРОДЫ» используется для закрепления знаний о живой и неживой природе, местах обитания животных (кто.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *