Приведите примеры искажения исторического сознания в чем их причины
Медицинские интернет-конференции
Языки
Искажение исторического сознания как механизм манипуляции
Безногова Е.А., Орлова Д.В.
Искажение исторического сознания как механизм манипуляции
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Безногова Е.А., Орлова Д.В.
Научный руководитель: ассистент Аленин П.Н.
Просматривая фильмы, читая книги, мы не задумываемся о достоверности тех ли иных фактов. Порой про одно и то же событие мы можем прочитать совершенно разные вещи. В ходе изучения истории у человека формируется историческое сознание. Искажение реальной истории пагубно влияет на формирование правильного восприятия окружающего мира и происходящих процессов.
Существует несколько вариантов искажения исторического сознания:
В сталинские времена вместе со смертью партийных деятелей уничтожалось всякое упоминание о них в исторических источниках. При этом их достижения приписывались Сталину, его соратникам и большевикам с целью обвинения реальных лидеров в «предательстве», «контрреволюционных действиях». Так, был написан краткий курс истории под редакцией Сталина «Краткий курс истории ВКП (б)», в которой выделяется ложная информация о победах Красной армии. Историческое сознание искажалось большевиками и самим Сталиным с целью одержать победу в борьбе за власть при помощи газет, книг и учебников.
Кроме того, многие фальсификаторы трактуют совершенно иные факты Великой Отечественной войны. Их цель – свести на нет подвиг советских воинов с помощью таких приемов как подготовка нападения Сталиным, преувеличение потерь Красной Армии, принижение роли СССР в разгроме фашистских агрессоров. Попытки представить потери агрессора меньшими, чем они были в действительности, свидетельствуют о предвзятости тех, кто стремится сознательно принизить подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Историки и журналисты, искажающие исторические факты называются фальсификаторами. Их цель — подточить силу и моральный авторитет современной России, лишить ее статуса страны-победительницы, со всеми вытекающими из этого международно-правовыми последствиями. Разделить и рассорить народы, использовать исторические спекуляции в геополитических играх.
В Украине есть некоторые историки, которые утверждают, что предками современных украинцев являются индоевропейцы, такие как Будда и Иисус Христос. Цель – превознести роль украинского народа в истории с помощью учебников истории для школьников и студентов, научной литературы, журналов и газет, а также с помощью ТВ-передач.
Почему и как происходит искажение истории
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 09/2006, стр. 59-65
Почему и как происходит искажение истории
Полковник И. В. АГЕЕВ,
кандидат исторических наук, доцент
В ПОСЛЕДНИЕ годы заметно увеличилось количество военно-исторических публикаций, в которых искажаются многие события военной истории и рассматриваются, по мнению авторов подобных публикаций, «лишь наиболее существенные» из них. Вследствие подобного упрощения, на наш взгляд, появляется возможность субъективного отражения хода истории, так как одни факты или причины признаются первостепенными, другие, наоборот, несущественными. Субъективность усиливается из-за того, что история отражается конкретными людьми с их собственным мировоззрением, с субъективными знаниями, навыками и умениями, с симпатиями и антипатиями.
Субъективный подход обусловлен рядом причин, среди которых можно выделить следующие:
во-первых, любое конкретное событие есть следствие множества причин (следствие одно, а причин несколько), с другой стороны, одна и та же причина может иметь несколько следствий;
во-вторых, причины могут непосредственно воздействовать на следствие, а могут (оставаясь первопричинами) оказывать опосредованное воздействие на то или иное историческое событие;
в-третьих, степень взаимодействия различных причин со следствием разная. Более того, с течением времени степень влияния одних и тех же причин может изменяться, другими словами, факторы могут иметь долгосрочный характер (например: климат, рельеф, менталитет наций и др.) или быть быстроменяющимися (как-то: действие какого-либо договора, партнерство в политическом союзе, погода во время боя и другие);
Таким образом, можно заключить, что изучение и отражение хода исторического процесса носит субъективный характер, а это снижает доверие к исторической науке в целом. Сложность, многогранность и неоднозначность социальных событий объективной реальности существенно облегчают процесс их искажения.
Предлагаем читателю посмотреть на проблему с другой стороны. Чтобы победить в борьбе против какой-либо национальности или народности, следует уничтожить ее корни, оторвать от целительного источника исторической памяти. То есть заставить любой народ полностью забыть свои исторические корни есть конечная цель информационной борьбы с ним, а промежуточным этапом при этом может быть искажение или фальсификация истории. Фальсификация как форма информационной борьбы применяется, как известно, в условиях, когда у противоположной стороны еще достаточно сил для сопротивления, и направлена она на ослабление духовного потенциала противника. При этом целью фальсификации истории является целенаправленное искажение (частичное нарушение) целостной картины исторического развития человеческого общества (или выбранной его части) в определенный временной промежуток.
Изощренность информационной борьбы с использованием фальсификации истории, объясняется, кроме того, разнообразием толкований исторических событий, на которые она может опираться. Представляется правомерным утверждение, что искажению могут быть подвержены любые исторические события (сведения, факты) и исторические личности.
Учитывая имеющиеся сложности изучения и описания событий прошлого, а также в связи с тем, что сама фальсификация истории осуществляется в комплексе со всеми формами информационной борьбы, считается, что лучших результатов можно достичь при общении с неподготовленной аудиторией слушателей. Чем выше уровень образованности обучаемых, тем труднее скрыть доведенную до них объективную реальность. При этом закрытость исторических источников, точно так же, как и игнорирование (забвение) самой исторической проблемы, играет на руку фальсификаторам. И это как бы две стороны одной медали. С одной стороны, закрытость исторических источников снижает объективность освещения тех или иных событий и фактов. С другой стороны, закрытость исторических источников сокращает число обучаемых, интересующихся ими. В таких условиях историческая наука, на наш взгляд, становится достоянием избранных, что ведет к сокращению контингента лиц для пополнения ее исследователей, уменьшает список потенциальных кандидатов для ее изучения и, как следствие, снижает качество исследований.
Развитие современной ситуации в мире показывает, что было бы крайне легкомысленным заявлять, что в настоящее время нет (или их количество сокращается) историков, политиков, военных, недоброжелательно относящихся к истории Российского государства.
Такая гипотеза позволяет взглянуть на отечественную историю как на науку, призванную защищать духовный потенциал нашего Отечества, его культурные, исторические ценности, оберегать нашу историю от всего наносного, привнесенного или субъективистского, выгодного кому-либо в данный исторический промежуток времени. Повышение уровня общего образования населения страны и открытость источников исторической информации повышает шансы на победу в информационной борьбе государства, против которого эта борьба ведется.
Известно, что для выявления причин возникновения какого-либо исторического события требуется собрать достаточное количество фактов. Но получаемый с использованием таких действий результат можно изменить, используя приемы искажения (подмены, подтасовки) или умолчания (забвения) отдельных фактов (аргументов), тезиса и причинно-следственных связей. При этом воздействие на историческое событие, которое фальсифицируют, может быть основано на прямом нарушении логики доказательства или на искажении исследуемого явления применением нелогичной речи.
Для того, чтобы напомнить способы фальсификации исторических событий, необходимо, на наш взгляд, более подробно рассмотреть возможные формы взаимодействия людей в процессе общения. Так, получая устную информацию, которая не вписывается в систему имеющихся знаний, люди начинают ее оспаривать (вслух или мысленно). При этом иногда может наблюдаться уважительное отношение людей друг к другу, а иногда в ход идут и ругань и даже мордобой. Важную роль здесь играет уровень культуры оппонентов, который не является доказательством. Почему это происходит? Попробуем пояснить.
Рассмотрим первый, так называемый культурный вариант. Эти разновидности споров, как правило, носят неантагонистический характер в связи с тем, что налицо лишь конфликт мнений по предмету спора. В зависимости от «масштабности спора» (численность участвующих в споре, продолжительность времени спора, широта затронутой проблемы и т. д.) конфликт мнений, имеющий целью достижение взаимопонимания, может приобретать форму дискуссии (спор между отдельными лицами) или может быть расширен до диспута (прений). В этом случае наиболее вероятно изменение собственных взглядов на предмет спора под воздействием доводов оппонента и быстрое его разрешение. Подобные споры можно отнести к группе предметных.
Видимо, и способы, используемые в спорах в случае конфликта мнений и конфликта позиций будут различаться. Анализ показывает, что в зависимости от вида спора возможны следующие варианты способов предметной и беспредметной фальсификации. В случае конфликта мнений, когда преследуется цель изменения взглядов на конкретные исторические события (факты) или результаты деятельности (образ) исторических личностей, мы имеем дело со способами предметной фальсификации, основными из которых являются: ложное основание, эклектика, ложный тезис.
Ложное основание — это способ, когда совокупность аргументов оказывается неполной, скрыты или искажены неугодные факты. Например, приводя в качестве примера неудачные действия Красной Армии при штурме «линии Маннергейма» в ходе Советско-финляндской войны (1939-1940), мало кто вспоминает об успешных действиях советских войск на мурманском, Кандалакшском, ухтинском, ребольском, петрозаводском и выборгском направлениях (военные действия велись на фронте шириной свыше 1000 км) в сложнейших природно-климатических условиях. Не случайно поэтому мнение о Красной Армии как о «колоссе на глиняных ногах» было навязано западноевропейскими военными, и его не разделяли представители стран Скандинавского полуострова. Разновидностью подобных способов фальсификации может быть ссылка на непроверенные положения или факты или аргументация с учетом пробелов в знаниях оппонента.
Тематика беспредметных споров может быть самой разнообразной, объектом словесной дуэли могут стать и исторические события, и личности. В соответствии с изложенным можно, на наш взгляд, выделить следующие способы беспредметной фальсификации военно-исторический событий: уход от предмета, демагогию (апелляцию к аудитории), переход на личность оппонента.
Уход от предмета — это способ, при котором среди многочисленных уловок в споре может применяться уход или отклонение от темы или попытка запутать основную мысль в деталях и частностях. Главное при этом навязать оппоненту выгодную для себя тематику. Однако следует учитывать, что применение подобного способа может решать задачу доказательства иного тезиса, является составной частью информационной борьбы в другой области.
Демагогия (апелляция к аудитории) — это способ, при котором преследуется цель увеличения количества сторонников своей позиции в споре за счет использования группового эгоизма, национальных или расовых предрассудков слушателей и др. Достаточно вспомнить попытку опровержения эволюционной теории Дарвина, изложенной в научном труде «О происхождении видов», представителями церкви обращением к публике: «Те, кто имеют в своей родне обезьян, могут оставаться приверженцами подобных (дарвиновских) взглядов, кто верит в божественность происхождения человека, должны верить Библии и нам, церковнослужителям».
Доказательство ложного тезиса (при предметной фальсификации) также может быть использовано для реализации рассматриваемого способа. Подобное имеет место, когда доводы фальсификаторов «подталкивают» аудиторию к нужному для них выводу. Например, соответствующее мнение о действиях советских войск в Советско-финляндской войне (1939-1940) должно сложиться у читателя после следующей фразы: «В результате общие потери Красной Армии за 105 дней боев достигали по разным источникам от 130 до 390 тыс. человек, в то время как безвозвратные потери финнов составили лишь до 25 тыс. человек». В этом случае следует обратить внимание на то, что в одном предложении приводятся для сравнения общие потери одной стороны и безвозвратные потери другой. Может ли неспециалист разобраться в подобных тонкостях? Но цифры запомнятся и в совершенно определенном контексте! Среди демагогических способов можно выделить также ссылки на авторитеты или, наоборот, «аргумент к жалости» и др.
Переход на личность оппонента — это способ фальсификации, который преследует те же цели, что и способы предыдущей группы, но объект воздействия при этом иной. Примером может служить ссылка на порочащую действия оппонента мотивацию (трусость, жажда наживы и т. д.) или на какие-либо его (или его сторонников) проступки или неэтичные действия. В наши дни эффективность подобных способов достаточно часто усиливается использованием возможностей современных медиатехнологий. К этим способам можно отнести ссылки на неосведомленность оппонента в той или иной области, «жонглирование» личными качествами противника в споре (ссылка на возраст, образование, положение и т. д.), оказание силового давления (запугивание, угрозы), аргумент к жалости или ставка на ложный стыд и другие. В целом, учитывая специфику информационной борьбы, в случае использования исторической тематики, следует ожидать использования всего многообразия способов фальсификации, однако наиболее вероятно широкое применение именно способов беспредметной фальсификации.
Здесь мы подходим к пониманию необходимости использования в военно-историческом доказательстве сопоставимых аргументов и тезисов (не следует путать ситуацию, когда ранее доказанные или недоказанные тезисы могут впоследствии становиться аргументами в новом доказательстве). Но самый важный вывод заключается в том, что при опровержении фальсифицированной истории необходимо выделить самый главный тезис и тем самым определить цель и организаторов фальсификации. Именно выявление и опровержение этого главного тезиса сведет на нет все их ухищрения, именно эта задача является главной в ходе информационной борьбы.
В этом случае следует обратить внимание, на наш взгляд, на сам ключевой тезис книги В.Резуна. Автор достаточно умело производит подмену понятий, заменяя положение о «наступательном характере военной доктрины СССР» положением о «подготовке страны к агрессии». Разобраться в подобных тонкостях может только человек, в достаточной степени подготовленный по оперативно-стратегическим вопросам, но книга то рассчитана на массового читателя!
Положения, изложенные в статье, могут вызвать возражения или даже принципиальное неприятие. Автор предлагает дискуссию по предмету данного научного исследования, которое, безусловно, не является завершенным.
Логика и теория военного дела// Военная Мысль. 2002. № 3. С. 44-54.
Постижение военного искусства. Идейное наследие А. Свечина// Российский военный сборник. Выпуск № 15. М.: Русский путь, 1999. С. 501.
Бывший советский офицер ГРУ, бежавший в Англию. Там же начал активную издательскую деятельность под псевдонимом Суворов.
Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
Фальсификация истории – примеры из жизни
Фальсификация истории – примеры из жизни
Зачем переписывают историю?
Потому, что тем самым формируют будущее. Через формирование отношения людей к прошлому, создают и корректируют их мысли в настоящем. А уже через нужное настоящее ведут дело к желаемому будущему. Для – организаторов фальсификации желаемому будущему.
При этом отметим, что направление фальсификации задают не историки или писатели. Это делают политики, а уже выполнение задуманного осуществляется руками творческих и одаренных людей совершено «мирных» профессий.
Кино, книги, учебники – на этом перечень инструментов для изменения прошлого далеко не исчерпывается.
В ход идут и …предметы коллекционирования. Монеты, марки, конверты и т.д. и т.п.
Об этом замечательный и очень обширный материал Уханова В.А., который был опубликован в журнале «Нумизматика» №47 от июля 2020 года.
Публикуя эту крайне любопытную статью с разрешения её автора, мы решили её разделить на три части, исключительно из-за её объема и будем публиковать три дня подряд.
© к.э.н. Уханов В.А. К 75-летию Великой Победы
Участившиеся в последнее время попытки высокопоставленных политиков некоторых Западных стран, стран Восточной Европы и Балтии принизить роль Советского Союза в результатах Великой Отечественной войны путем перевирания исторических фактов и озвучивания с высоких трибун бездоказательных и заведомо ложных сведений относительно роли Красной армии в освобождении Европы от нацизма своей циничностью вызывают бурю возмущения и негодования не только в России и странах бывшего СССР, но и среди ветеранов Второй мировой войны, историков и здравомыслящих людей всего мира.
Особенно возмущает тот факт, с какой легкостью и невозмутимостью некоторые политики современности делают подобные заявления, и это – невзирая на то, что Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль, возглавлявшие США и Великобританию во время Второй мировой войны, безоговорочно признавали тот факт, что Советский Союз внес решающий вклад в освобождение Европы от фашизма и непосредственным образом повлиял на исход Второй мировой войны.
Не секрет, что начиная с момента окончания войны, странами Запада были начаты попытки уравнять по значимости участие американцев и британцев во Второй мировой войне с тем, что ценой нечеловеческих усилий и беспрецедентных лишений смог достичь народ СССР. Однако все чаще звучащие сейчас голословные заявления политиков некоторых стран призваны скорее даже не столько уравнять, сколько кощунственным образом обесценить роль Красной армии в итогах Второй мировой войны, или даже перевести СССР из ранга страны-победителя в ранг государства-агрессора. Чего только стоят абсурдные заявления о сговоре Гитлера со Сталиным в преддверии войны с целью захвата и передела Европы или о равной ответственности режимов Гитлера и Сталина за развязывание войны и связанный с ней ущерб, или, например, о том, что концентрационный лагерь «Освенцим» на территории Польши был освобожден не силами Красной армии, или что Украина, Белоруссия и Польша были оккупированы Советским Союзом во время войны! Нельзя забывать и о пугающем факте сноса памятников бойцам Красной армии в отдельных странах Восточной Европы и Балтии, принимавшим участие в их освобождении. Можно констатировать, что в «официальном видении» причин и исхода Второй мировой войны политических элит стран Запада, Восточной Европы и Балтии наметился определенный тренд, сводящийся к попыткам нивелирования роли народов СССР и Красной армии в освобождении Европы от нацизма и в Победе над фашистской Германией.
Подобного рода заявления являются продолжением давно развязанной странами Запада информационной войны против России, чтобы для достижения своих геополитических интересов переписать историю и результаты Второй мировой войны. Это реализуется посредством внедрения в сознание людей (в основном – молодежи) «новой версии» истории, согласно которой во время войны «силы добра», в лице представляющих демократические ценности стран Запада (США и Великобритания), боролись с «силами зла» – с тоталитарными режимами Гитлера и Сталина, «развязавшими войну и втянувшими в нее весь мир».
Фальсификация истории идет по многим фронтам: в сети Интернет, в социальных сетях, при помощи телевидения, литературы (к сожалению, в том числе и учебной), кинематографа (в основном – голливудского), компьютерных игр, предметов коллекционирования и т.п. Основными инструментами информационной войны является намеренное искажение исторических фактов путем «нового прочтения» архивных источников, с добавлением заведомо ложной информации, сокрытие значимых фактов и событий при одновременном выпячивании событий локальных, гораздо менее значимых, но выгодно смотрящихся для решения конкретных задач и удовлетворения сиюминутных политических запросов. При этом истинной целью фальсификации истории является разрушение основ современного миропорядка, установленного по результатам Потсдамской конференции 1945 г., и установление «однополярного мира» с доминированием в нем стран Запада (преимущественно США и Великобритании).
Технологии и методы, применяемые фальсификаторами истории Второй мировой войны, отчасти раскрывает голливудский фильм «Хвост виляет собакой» (в языке оригинала: Wag the Dog), где по сюжету, ради спасения имиджа американского президента перед выборами, его помощниками придумывается некая мнимая террористическая угроза, что обосновывает необходимость вовлечения США в войну с одним из государств, инсценированные фрагменты которой транслируются гражданам через СМИ с целью затронуть их патриотические чувства для отвлечения внимания избирателей от скандала, разразившегося вокруг президента, и для повышения его рейтинга. Один из недавних нашумевших примеров применения подобных технологий – бездоказательное обвинение Великобританией Российской Федерации в отравлении семьи Скрипалей в г. Солсбери с целью формирования у своих граждан образа врага из нашей страны для их отвлечения от накопившихся внутриполитических проблем, в том числе, связанных со скандальным выходом Великобритании из Европейского Союза. Или вот совсем свежий пример: в марте 2020 г. ряд западных периодических изданий, такие как The Telegraph, The Guardian, Financial Times, безосновательно обвинили Россию в организации кампании в СМИ по намеренной дезинформации граждан Европейского Союза относительно ситуации вокруг эпидемии COVID-19, якобы, с целью обострить кризис в европейской системе здравоохранения и подорвать доверие граждан Европейского Союза к медицине своих стран. Те же технологии применяются и политическими элитами Демократической партии США, когда без предоставления каких-либо доказательств Российскую Федерацию обвиняют во вмешательстве в президентские выборы в США, тем самым формируя у избирателей негативный имидж нашей страны и увязывая его с Республиканской партией и действующим президентом США с целью отстранения его от власти и препятствования его переизбранию на второй срок.
В подтверждение актуальности темы массовой подтасовки и фальсификации исторических фактов о войне в СМИ недавно прогремела новость о том, что основанная в 1973 г. крупная американская компания Bradford Exchange, имеющая филиалы в нескольких европейских странах, специализирующаяся на выпуске популярных в США среди коллекционеров жетонов и медалей, а также осуществляющая чеканку монет для ряда островных государств, к 75-летию Победы выпустила настольную памятную медаль с изображением флагов союзников во Второй мировой войне без флага СССР, см. рис. 1. На лицевой стороне медали, которую компания в описании называет монетой, изображены флаги США, Великобритании и Франции, указаны даты 1945-2020; сверху изображена цифра 75, символизирующая 75-ю годовщину Победы. На оборотной стороне медали изображены 33-й американский президент Гарри Трумэн и генерал Дуайт Эйзенхауэр, сверху размещена надпись – «Победа во Второй мировой войне», снизу приведены даты Победы в Европе и в Японии.
В описании медали на Интернет-сайте выпустившей её компании (www.bradfordexchange.com) указано, что она должна стать «отличным патриотическим подарком». На запросы из России почему компания посчитала допустимым выпустить такую медаль без советского флага компания дала ответ, что данная медаль посвящена исключительно странам-участницам Второго фронта, и у компании не было цели умалить роль других стран, принимавших участие в войне. Если это действительно так, то логично предположить, что эта информация должна была быть отражена на медали, в то время как из изображений и надписей на ней явственно следует, что она посвящена именно Победе во Второй мировой войне в целом. Помимо отсутствия советского флага, также удивление вызывает наличие среди флагов победителей флага Франции, хотя известно, что роль Франции во Второй мировой войне до сих пор является предметом споров историков.
Анализ рынка монет, медалей и жетонов, выпускаемых в мире по тематике «Победа во Второй мировой войне» показал, что случай с выпуском упомянутой выше медали без флага СССР – далеко не единичный. Например, к 70-й годовщине Победы во Второй мировой войне в 2015 г. в Великобритании была выпущена памятная медаль с изображением только американского и английского флагов, рис. 2. В описании на Интернет-сайте выпустившей эту медаль компании Windsor Mint (www.windsormint.co.uk) значится: «День Победы был отпразднован в Европе 8 мая 1945 г., когда премьер-министр Уинстон Черчилль официально объявил окончание Второй мировой войны и победу над нацистской Германией».
Аналогичную картину можно увидеть и на официальных платежных средствах. Например, к 70-летию Великой Победы на реверсе монеты номиналом 1 крона островного государства Тристан-да-Кунья 2015 г. на фоне статуи свободы в Нью-Йорке изображены только флаги Великобритании и США, а также указаны даты Победы 08.05.1945 г. и 02.09.1945 г. (рис. 3). Надпись на реверсе монеты гласит «Победа во Второй мировой войне». А в 2016 г. Тристан-да-Кунья, в рамках подготовки к 75-летию Великой Победы, выпустили в обращение 1 крону, на реверсе которой на фоне флагов США и Великобритании изображены Ф. Рузвельт и У. Черчилль, рис. 4.
Известно, что монеты для всех государств Британских заморских территорий, в том числе и для Тристан-да-Кунья, общей площадью 98 км2 с населением менее 300 человек, чеканятся крупными западными компаниями. Например, монеты достоинством 1 крона 2015 и 2016 гг. (рис. 3, 4) выпущены все той-же американской компанией Bradford Exchange, на Интернет-сайте которой к монете 2015 г. дан комментарий: «Это были золотые моменты 20-го века, когда союзнические силы демократии сражались с имперскими амбициями тиранов во всем мире и одержали победу». А комментарий к монете 2016 г. звучит: «В августе 1941 г. премьер-министр Уинстон Черчилль и президент США Франклин Рузвельт начали серию из 11 военных встреч, что привело к победе во Второй мировой войне и послужило будущему свободы».
Необходимо понимать, что навряд ли мотивы памятных монет и медалей Британских заморских территорий определяют жители этих островных государств. Ясно, что тематика таких изделий определяется заказом политических элит западных стран в рамках проекта по переписыванию истории Второй мировой войны и реализуется крупными компаниями, такими как американские Bradford Exchange, American Mint или английская Windsor Mint. И если США и Великобритания в настоящий момент в рамках информационной войны против России пока ещё не готовы чеканить свои официальные платежные средства – доллары или фунты с такими скандальными, искажающими исторические реалии изображениями, пока это делается от имени маленьких островных государств. Однако имеются вполне обоснованные опасения в том, что ситуация в ближайшем будущем будет усугубляться.
Анализ мирового нумизматического рынка и рынка предметов коллекционирования, посвященных Второй мировой войне, показал, что странами Запада гораздо больше внимания уделяется теме высадки союзнических войск США, Великобритании и Канады в Нормандии (обозначаемой в английском языке аббревиатурой «D-Day» или «день Д») и операции «Оверлорд», нежели чем гораздо большему по значимости и поистине глобальному событию – Победе во Второй мировой войне. Посвященные юбилейным (круглым) датам Победы памятные монеты в странах Запада выпускаются далеко не к каждому юбилею, а когда выпускаются – дизайн этих монет, за редким исключением, не предполагает размещения на них флагов стран-союзниц, так как в этом случае пришлось бы изображать в том числе и флаг СССР, что никак не вписывается в их концепцию по фальсификации истории. То есть страны Запада преимущественно посвящают памятные монеты, медали и жетоны тем эпизодам Второй мировой войны, в которых СССР и Красная армия не принимали непосредственного участия, хотя роль этих эпизодов в исходе войны, объективно, решающей не была. Более того, даже упоминаний о том, что высадка в Нормандии была операцией Второго фронта – ни на одном из предметов коллекционирования обнаружено не было. На рис. 5 приведены примеры лишь некоторых из таких памятных монет, медалей и жетонов, изобилующих флагами США, Великобритании, Канады и прочих государств, за одним исключением – флага СССР.
Рис. 5. Предметы коллекциони- рования, посвященные высадке союзных войск в Нормандии и операции «Оверлорд».
Рассматривая эти предметы коллекционирования создается впечатление, что страны Запада используют любую возможность, чтобы подчеркнуть дух союзничества между собой и чтобы постараться любыми способами искоренить упоминания о роли СССР в исходе Второй мировой войны и участии в ней Красной Армии, тем самым стирая из памяти людей факт успешного союзничества СССР и стран Запада в борьбе с гитлеровской Германией. На рис. 6 приведена настольная памятная медаль, посвященная дню высадки союзных войск в Нормандии. На оборотной стороне этой медали перечисление названий операций по высадке союзных войск сочетается с символом победы – латинской буквой «V», раскрашенной в цвета флагов государств-союзников (кроме флага СССР), и со словом «Victory» – «Победа», что, согласно генеральной линии по фальсификации истории, должно вызывать стойкое ощущение, что именно высадка союзных войск привела к победе в войне.
Рис. 6. Настольная памятная медаль, посвященная дню высадки союзных войск в Нормандии.
Рис. 7. Памятная медаль Великобритании, посвященная 75-й годовщине высадки войск стран-союзниц в Нормандии.
Рис. 8. 3 руб. Банка России 1992 г. «Северный конвой».
Рис. 9. Предметы коллекционирования СССР и России, посвященные Северным конвоям.
Тот же прием используется и на медали, приведенной на рис. 7, когда на лицевой стороне медали изображаются флаги Великобритании, США и Канады, а на оборотной – размещается надпись: «Вторая мировая война 1939-1945». Собрав «коллекцию» приведенных на рис. 1-7 памятных монет, медалей и жетонов, посвященных Второй мировой войне, а также прочитав официальные аннотации к ним, периодически её просматривая, владелец такой «коллекции» подспудно, на подсознательном уровне, даже если он знаком с историей, постепенно начнет считать, что исход Второй мировой войны предрешили исключительно американские, английские и канадские войска. Тем более если учитывать, что генеральная линия по фальсификации истории проходит и через систему преподаванию истории в школах и ВУЗах стран Запада, когда в учебниках практически не встречается упоминаний о роли СССР и Красной армии в исходе Второй мировой войны.
Известно, что центральные банки государств выпускают памятные и юбилейные монеты, а также наградные и памятные медали к годовщинам знаковых для своей истории событий. Для современной России основным знаковым событием, безусловно, является Победа cоветского народа в Великой Отечественной войне. Недаром первой юбилейной монетой, вышедшей в СССР в 1965 г., была монета именно в честь 20-летия Победы, а каждая последующая круглая дата Великой Победы знаменуется выходом юбилейных монет в СССР и серий юбилейных монет в современной России. При этом мотивы реверсов таких юбилейных монет СССР и РФ всегда основываются на реальных исторических событиях и фактах, подтверждение которых можно найти в архивах и на страницах трудов признанных в мире историков. Именно это и делает монеты нумизматическими памятниками, проносящими историю через время и показывающими в том числе отношение официальных властей страны к тому или иному историческому событию.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.