Природные процессы это что
Что такое географические процессы – определение и примеры
География – это не только наука, описывающая различные географические объекты (острова, моря, реки и т.п.). Она также изучает те процессы и явления, которые происходят на нашей планете. Ученые выделяют такие составляющие географической оболочки Земли, как:
Соответственно, к географической науке относятся такие разные дисциплины, как картография, климатология, океанология, палеография, страноведение, экономическая география и т.д.
Географические процессы и явления: в чем отличие?
Выделяют такие понятия, как «географические процессы» и «географические явления». Важно понимать разницу между ними. Основное свойство процесса – его протяженность во времени, при этом он часто может быть не заметен для человека. В качестве примера можно привести движение материков (тектонические процессы), горообразование и эрозия пород, таяние или нарастание льдов на полюсах планеты.
В свою очередь географические явления относительно кратковременны и являются следствиями географических процессов. При этом явления должны быть заметны для человека. Например, такое явление, как землетрясение, порождается процессом движения литосферных плит, а ураганы, смерчи и штормы происходят из-за климатических процессов.
Часто граница между процессами и явлениями весьма условна. В частности, формирование пещер в разных литературных источниках называют и карстовым процессом, и карстовым явлением.
Таким образом, можно дать следующее определение. Географический процесс – это постоянно протекающий в географической оболочке Земли процесс, который способствует ее изменению.
Примеры географических процессов
Давайте рассмотрим несколько примеров основных географических процессов.
Дрейф материков
Если посмотреть на контуры Южной Америки и Африки, то можно заметить, что они как будто представляют два соседних фрагмента пазла. Совпадение их контуров навело ученых на мысль, что раньше они были единым целым. Дело в том, что литосфера планеты состоит из литосферных плит. Существует 8 крупных и множество мелких плит. Они двигаются друг относительно друга. Их скорость очень мала, она колеблется от 1 до 10 см за год. В тех случаях, когда плиты двигаются навстречу друг другу и соприкасаются, между ними возникает напряжение, которое может привести к землетрясениям.
Важно отметить, что на самом деле границы материков проходят не по их берегу, и по континентальному шельфу. Шельф – это часть континента, находящаяся на небольшой глубине под водой. Он резко обрывается и переходит в океанское дно.
Вулканизм
Под земной корой находится жидкая магма. Вулканизмом называют процессы, связанные с ее перемещением под корой и извержением наружу. Существуют не только наземные, но и подводные вулканы. Иногда термин «вулканизм» трактуют в более широком смысле, включая в него активность гейзеров, грязевых вулканов, газовые выбросы в нефтяных месторождениях.
Существует шкала, позволяющая оценить мощность извержений. За весь XX век зафиксировано только три 6-бальных выбросов магмы. В 1815 году произошло извержение вулкана Тамбора, оцениваемое в 7 баллов. Тогда на год среднегодовая температура планеты опустилась на 2,5 °С, что привело к подорожанию продовольствия в десятки раз. Однако возможны и 8-бальные извержения так называемых супервулканов. Последнее такое событие произошло 27 тысяч лет. В результате столь мощного извержения температура на несколько лет резко понизится, что будет иметь катастрофические последствия для человечества.
Горообразование
Возникновение гор связано с тектоническими процессами. В истории Земли выделяют несколько периодов тектогенеза, или складчатости. Сегодня мы живем в эпоху альпийской складчатости, которая длится уже 60 млн лет. За это время возникли не только Альпы, но и такие горные массивы, как Гималаи, Кавказские горы, Пиренеи, Карпаты. А вот Байкальский хребет возник значительно раньше, 550-650 млн лет назад.
Денудация и аккумуляция
Горы могут не только расти, но и исчезать. На них действует ветер и дожди, а также ледники, которые постепенно разрушают горные породы. Этот процесс называют денудацией. В результате постепенно горы становятся все меньше и меньше. Не случайно все высочайшие горные массивы мира (Гималаи, Какакорум) являются очень молодыми, ведь те горы, которые появились раньше, уже сильно разрушены.
С денудацией тесно связан процесс аккумуляции. Он означает заполнение впадин в земной коре материалом, в качестве которого могут выступать горные породы, песок, ил. В результате аккумуляции происходит постепенное выравнивание поверхности Земли.
Почвообразование
При слишком активном использовании почвы в целях земледелия она может потерять плодородные свойства, однако со временем они могут восстанавливаться. Однако скорость образования новой почвы чрезвычайно низкая – всего 3 сантиметра за 1000 лет.
Атмосферная циркуляция
Воздушные массы в атмосфере постоянно передвигаются из областей высокого давления в зоны с низким давлением. Из-за этого образуется обычный ветер, циклоны и антициклоны, ураганы, штормы, торнадо. Помимо локальных перемещений в атмосфере есть и глобальные воздушные течения. Из субтропических поясов, расположенных на 30° северной и южной широты, воздух направляется к экватору (такой поток носит название пассат) и к полюсам (западный перенос).
Основная причина появления ветров – неравномерный прогрев Земли. Более теплый воздух легче холодного, то есть создает более низкое давление. Также на циклоны влияют разные свойства водной глади планеты и суши. Например, многие ураганы, которые регулярно обрушиваются на США, в том числе и «Катрина», разрушившая в 2005 году Новый Орлеан, приходят на континент со стороны Мексиканского залива.
Круговорот воды
Еще одним географическим процессом можно считать круговорот воды. С поверхности водоемов вода испаряется, попадая в атмосферу. Воздушные потоки переносят влагу ближе к суше, где она выпадает в виде дождя. Исследования показывают, что с поверхности Мирового океана испаряется 84% воды, участвующей в круговороте, а в виде осадков в него возвращается только 74% влаги.
На самом деле этот процесс значительно более сложный. Часть воды поглощается почвой, за счет чего образуются грунтовые воды. Та влага, которая выпадает в Антарктиде, образует ее ледовую шапку. В свою очередь таяние ледников приводит к повышению уровня Мирового океана. Даже живые организмы участвуют в круговороте воды, выпивая ее и вырабатывая отходы жизнедеятельности.
Однако вода – не единственное вещество на Земле, которое участвует в подобном перемещении. Также существует круговорот углекислого газа, азота, углерода и других элементов.
Криогенез
Одной из составляющих географической оболочки Земли является криосфера, то есть область формирования льда. Надо понимать, что лед образуется не только на полюсах планеты. Также к криосфере относятся вершины некоторых горных хребтов и даже часть атмосферы, где в условиях низкой температуры и давления формируются кристаллики льда, которые могут выпасть на Землю в виде града.
Одним из самых известных явлений, порождаемых криогенезом, можно назвать образование ледяной шапки в Северном Ледовитом океане. В летние месяцы она уменьшается, а в зимние возрастает. Однако колебания носят не только сезонный характер. Периодически на земле происходят оледенения, когда льды из полюсов опускаются на более низкие широты. Так, 20 тыс лет назад вся Канада была покрыта льдом, также как и территория Скандинавского полуострова.
Презентация по экологии на тему «Природные процессы и их влияние на человека»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Нижегородская область городской округ Перевозский МАОУ “СШ №2 г.Перевоза” Природные процессы и влияние человека. Метеостанции и их оборудование Руководитель ОДО «Земляне»: Лисенкова Нина Ивановна учитель биологии и химии г.Перевоз 2018
Природные процессы Природные процессы угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Чрезвычайные ситуации природного характера (стихийные бедствия) в последние годы имеют тенденцию к росту. Активизируются действия вулканов (Камчатка), учащаются случаи землетрясений (Камчатка, Сахалин, Курилы, Забайкалье, Сев. Кавказ), возрастает их разрушительная сила. Почти регулярными стали наводнения (Дальний Восток, Прикаспийская низменность, Южный Урал, Сибирь), нередки оползни вдоль рек ив горных районах. Гололед, снежные заносы, бури, ураганы и смерчи ежегодно навещают Россию.
Природные явления По происхождению делятся на: Геолого-геоморфологические явления. К ним относятся землетрясения, цунами, вулканические извержения, обвалы, камнепады, оползни, сели, водоснежные потоки, лавины, обрушения и подвижки ледников, эрозия почв, переформирование русел рек, оползание грунта (снега) на склонах, просадки при плывунах на карсте. Климатические (связанные с ними гидрологические) явления. К ним мы можем отнести ураганы, тайфуны, смерчи, шквалы, наводнения, грозы, градобития, морские штормы, экстремальные температуры воздуха, ливни, снегопады, метели, гололед, изморозь, обледенение, наледи на склонах, мерзлотные деформации грунта, термокарст, термоэрозия, подтопление, изменение уровня грунтовых вод, абразия берегов морей и водохранилищ, ледовые явления на реках, засухи, суховеи, пыльные бури, засоление почв, резкие скачки атмосферного давления, температуры и влажности.
Влияние человека на природные явления Велика сила человека в борьбе со стихийными явлениями природы. Разум и техническая оснащенность позволяют уже сейчас предотвратить или значительно уменьшить многие естественные катастрофы: прогноз землетрясения; служба оповещения цунами; предотвращения встречи астероида с Землей; предотвращение селей и др.
Метеостанции Метеостанция – это учреждение, выполняющее определённые измерения атмосферных явлений и процессов. Измерению подлежат: свойства погоды, такие как температура, влажность, давление, ветер, облачность, осадки; явления погоды, такие как снегопад, гроза, радуга, штиль, туман и другие. В России, как и в других странах, существует разветвлённая сеть метеорологических станций и постов, распределённых по всей территории страны. Определённые наблюдения проводят обсерватории. Всякая метеорологическая станция в обязательном порядке имеет специальную площадку, где устанавливаются приборы и инструменты для проведения измерений, а также специальное помещение для регистрации и обработки показаний.
Инструменты для метеорологических измерений Для измерения температуры применяются хорошо знакомые термометры. Они бывают нескольких видов: для определения температуры воздуха и температуры почвы. Для проведения измерений атмосферного давления необходим барометр. Важный показатель – это влажность воздуха, измеряется гигрометром. Самая простая метеорологическая станция ведёт наблюдение за влажностью воздуха. Для измерения направления и скорости ветра необходим анеморумбометр иными словами флюгер. Количество осадков измеряется осадкомером
Приборы, используемые на метеостанциях Некоторые измерения необходимо проводить непрерывно. Для этого используют показания приборов. Все они фиксируются и заносятся в специальные журналы, после чего сведения предаются в Росгидромет. Для непрерывного фиксирования температуры воздуха применяется термограф. При непрерывной совместной регистрации показаний температуры и влажности воздуха применяется психрометр. Влажность воздуха непрерывно регистрируется гигрометром. Барометрические изменения и показания регистрируются барографом. Существует и ещё ряд приборов, которые измеряют специфические показатели, такие как нижний предел облаков, уровень испарения, показатель солнечного сияния и многое другое
Виды метеостанций Основное количество метеорологических станций принадлежит Росгидромету. Но есть ряд ведомств, деятельность которых напрямую зависит от погоды. Это морские, авиационные, сельскохозяйственные и другие ведомства. Как правило, они имеют свои метеорологические станции. Метеостанции в России делятся на три разряда. Третий разряд имеют станции, работа которых проводится по сокращённой программе. Станция второго разряда проводит сбор, обработку и передачу данных. Станции первого разряда, кроме всего названного, обладают функцией управления работой.
Расположение метеостанций Метеостанции находятся по всей территории России. Как правило, они располагаются на удалении от больших городов в пустынных, горных, лесных районах, где расстояние от метеорологической станции до населённых пунктов большое. Если местность отдалённая и безлюдная, то работники станции отправляются туда в длительные командировки на целый сезон. Работать здесь трудно, так как это, большей частью, север России, труднопроходимые горы, пустыни, Дальний Восток. Бытовые условия не всегда пригодны для проживания семьёй. Поэтому работникам приходится жить вдали от людей многие месяцы. По местоположению метеостанции бывают: гидрологические, аэрометеорологические, лесные, озёрные, болотные, транспортные и другие.
Вывод: Человек в состоянии предотвратить катастрофу, но может ее и вызвать. Отсюда ясно, что глубокое и всестороннее изучение природных явлений в их сложной взаимосвязи становится одним из основных научных направлений. Чтобы правильно управлять природой, ее нужно хорошо знать.
Интернет-ресурсы https://studbooks.net/887573/ekologiya/prirodnye_protsessy http://fb.ru/article/323052/meteorologicheskaya-stantsiya-vidyi-instrumentyi-i-priboryi-provodimyie-nablyudeniya https://geographyofrussia.com/wp-content/uploads/2015/01/151_1.jpg https://www.yandex.ru/search/?text=%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%80%D1%8F%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&lr=213&clid=2105575 https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/0/2/3/10514320.jpg http://ligis.ru/librari_2/046/t12.htm https://www.yandex.ru/search/?text=%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&lr=213&clid=2105575 http://www.swanstonweather.co.uk/Images/Barograph2.jpg
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-234743
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Природные явления и их классификация
Разделы: ОБЖ
Тема: Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.
Тема урока: Природные явления и их классификация.
Цель урока: Познакомить учащихся с природными явлениями и их разнообразием.
Задачи урока:
I. Образовательные задачи:
II. Развивающие задачи.
III. Воспитательные задачи.
Ход урока
Учитель: Сегодня дети мы с вами поговорим о природных явлениях и их разнообразии. Некоторые вы конечно знаете, какие-то вы узнали из курса природоведения и географии, а если кто-то интересуется средствами массовой информации то и от туда. Если включить телевизор, радио или воспользоваться Интернетом, то можно сказать с уверенностью, что природные явления разрушительной силы происходят все чаще и чаще, а их сила становится все больше. Поэтому нам необходимо знать какие природные явления бывают, где всего чаще они возникают и как от них защититься.
Учитель: И так давайте с вами вспомним из курса географии, какие оболочки Земли существуют.
Всего выделяют 4 оболочки Земли:
Учитель: Во всех этих оболочках идут свои определенные процессы, в результате которых возникают природные явления. Поэтому, различные природные явления по месту их возникновения можно разделить:
Учитель: Из данной схемы мы видим, какое большое количество существует природных явлений. Теперь давайте рассмотрим каждое из них и выясним, что они из себя представляют. (В данной части дети должны принимать активное участие.)
Геологические.
1. Землетрясение – это природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли, оно проявляется в виде подземных толчков и колебаний земной поверхности, возникающих в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии.
2. Вулкан – это коническая гора, из которой время от времени вырывается раскаленное вещество – магма.
Извержение вулкана – это выход поверхность планеты расплавленного вещества земной коры и мантии Земли, которое называется магмой.
3. Оползень – это скользящее вниз смещение масс грунта под действием сил тяжести, возникающее на склонах при нарушении устойчивости грунта или горных пород.
Образование оползней зависит от различных факторов, таких как:
Оползни могут возникнуть как естественным путем (например, землетрясение, обильное выпадение осадков), так и искусственным путем (например, деятельность человека: вырубка лесов, изымание грунта).
4. Обвал – это отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах.
Причины обвалов в горах могут быть:
Причины обвалов на побережье морей и рек, это подмыв и растворение нижележащих пород.
5. Снежная лавина – это обвал массы снега на горных склонах, угол наклона должен составлять не менее 15°.
Причинами схода снежной лавины являются:
Метеорологические.
1. Ураган – это ветер скорость которого превышает 30 м/с, приводящий к огромным разрушениям.
2. Буря – это ветер, но с меньшей скоростью чем в урагане и составляет не более 20 м/с.
3. Смерч – представляет собой атмосферный вихрь, образующийся в грозовом облаке и спускающийся вниз, имеет фору воронки или рукава.
Смерч состоит из ядра и стенки. Вокруг ядра происходит восходящее движение воздуха, скорость которого может достигать 200 м/с.
Гидрологические.
1. Наводнение – это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в озере, реке и т.д.
2. Сель – это бурный поток в горах носящий временный характер, состоящий из воды и большого количества обломков горных пород.
Образование селей связано с обильным выпадением осадков в виде дождя или интенсивного таяния снега. В результате чего происходит смывание рыхлых пород и движение их по руслу реки с большой скоростью, который подхватывает все на своем пути: валуны, деревья и т.д.
3. Цунами – это разновидность морских волн, возникающие в результате вертикального сдвига значительных участков морского дна.
Цунами возникает в результате:
Биологические.
1. Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющийся по лесной территории.
Лесной пожар может быть: низовой и верховой.
Подземный пожар – это горение торфа в заболоченных и болотных почвах.
2. Эпидемия – это распространение инфекционной болезни среди большого количества населения и значительно превышающий уровень заболеваемости, обычно регистрируемый в данной местности.
3. Эпизоотия – это широкое распространение инфекционной болезни среди животных (например: ящур, чума свиней, бруцеллез КРС).
4. Эпифитотии – это массовое распространение инфекционного заболевания среди растений (например: фитофтороз, ржавчина пшеницы).
Учитель: Как видите, в мире существует огромное количество явлений которые окружают нас с вами. Так давайте же запомним их и будем предельно осторожны в момент их возникновения.
Некоторые из вас могут сказать: «А зачем нам их все знать, если основная часть для нашего района они не характерны?». С одной позиции вы правы, но вот с другой нет. Каждый из вас завтра, послезавтра или в будущем наверняка соберется в путешествие в другие уголки Родины и страны. А там как известно могут быть совершенного другие явления, не характерные для нашей местности. И вот тогда ваши знания помогут вам в критической ситуации выжить и избежать негативных последствий. Как говорится: «Береженого Бог бережет».
Литература.