Принято считать что наибольший оздоровительный эффект достигается при занятиях
Принято считать что наибольший оздоровительный эффект достигается при занятиях
Жизнь студента диктует свои условия – постоянные стрессы, большие объемы информации, часто нерегулярное питание и недостаток сна. Все это не только серьезно понижает уровень иммунитета, но и может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Вот почему так важно уделять внимание тренировке выносливости. Первоочередную роль в этом процессе играет адекватная физическая нагрузка.
Курс физической культуры разрабатывается таким образом, чтобы обеспечить оптимальные физические нагрузки для студента. Все, что выходит за рамки соответствующих тренировочных нагрузок (минимальная нагрузка и сверхнагрузка), считается неэффективным для поддержания здоровья.
Оптимальная нагрузка же дает максимальный оздоровительный эффект и считается наиболее полезной для людей, которые занимаются спортом на непрофессиональном уровне. Поэтому занятия физической культурой в вузах предполагают наиболее благоприятный уровень физической нагрузки, как по интенсивности, так и по продолжительности и частоте.
Программа разрабатывается с учетом режима (интенсивные умственные нагрузки) и возраста (17–25 лет), но может быть откорректирована индивидуально по рекомендации врача. В основную программу включены все типы нужных для тренировки выносливости упражнений:
1. Аэробные (кардио) – развивают общую выносливость организма. К ним относят бег, бег на месте, плавание, баскетбол и другие.
2. Анаэробные упражнения повышают силовую выносливость. К ним относят все силовые упражнения, в том числе и работу на тренажерах.
3. Циклические аэробно-анаэробные – развивают как общую, так и скоростную выносливость. К ним относят циклы тренировок с чередованием силовых упражнений и кардионагрузок.
В комплексе эти упражнения наиболее эффективно влияют на общее состояние организма. Но оздоровительный эффект от аэробных и анаэробных упражнений разнится.
Рассмотрим влияние на организм студентов именно аэробных нагрузок. Основными видами таких упражнений в курсе физической культуры вузов являются бег и ходьба. Благодаря их использованию в процессе тренировок, направленных на развитие аэробных способностей человека:
— укрепляется сердечная мышца, увеличивается интенсивность кровотока и улучшается общее состояние сердечнососудистой системы. Это повышает устойчивость организма к различным видам стресса и является профилактикой сердечных болезней, в том числе инфаркта, который в последние годы стал нередким и среди молодежи.
— возрастает объем легких и объем крови, в результате улучшается транспорт кислорода к органам. За счет этого человек меньше утомляется, а организм способен быстрее восстанавливать силы.
— происходит профилактика расстройств внутренних органов, в том числе системы пищеварения. Что немаловажно для студентов, которые часто не соблюдают режим питания.
Физические нагрузки крайне важны для общего состояния организма. Студентам, которые ведут в основном сидячий образ жизни, они особо необходимы. В комплексе со здоровыми привычками плановые занятия физкультурой не только помогут пройти сложный период обучения без серьезных заболеваний, но и заложить основу для дальнейшей здоровой жизни.
Формирование физической культуры личности человека немыслимо без умения рационально корректировать своё состояние средствами физической культуры и двигательной деятельности. Под воздействием физической тренировки, в том числе и аэробной направленности, происходит неспецифическая адаптация организма человека к разнообразным проявлениям факторов внешней среды[1].
Принято считать что наибольший оздоровительный эффект достигается при занятиях
По меньшей мере, 40% населения может быть отнесено к разряду малоподвижных, а 80-94% не в состоянии заниматься физическими упражнениями, позволяющими улучшить здоровье. По результатам проведенных исследований можно утверждать, что отрицательное восприятие физических упражнений (неудобство, отсутствие времени, дороговизна оборудования, дискомфорт проведения) затрудняют положительное воздействие врачебных рекомендаций.
Остеопороз становится одной из главных причин переломов у людей старшей возрастной группы.
Польза физических тренировок, механизмы, последствия.
Оздоровительный эффект физических упражнений реализуется главным образом через совершенствование в организме механизмов адаптации, приспособление к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.
Адаптационная реакция способствует повышению общих защитных сил, что связано с изменением иммунологического статуса организма.
1. Профилактика остеопороза. Укрепление кости происходит с помощью микроскопических кратковременных деформаций кости, обусловленных нагрузками. Уплотнение возникает только в той части кости, которая испытывает нагрузки. Существуют данные, что кость укрепляется при упражнениях, связанных с нагрузкой весом тела. А упражнения, не сопровождающиеся таковой (например, плаванье или езда на велосипеде), не влияют на прочность нормальной кости.
2. Первичная и вторичная профилактика ишемической болезни сердца. Чем выше аэробная способность, тем больше концентрация липопротеидов высокой и меньше низкой плотности. По результатам многочисленных исследований был сделан вывод, что в результате тренировки на выносливость концентрация холестерина в крови уменьшается на 10 мг/%, триглицеридов на 15,8 мг/% и липопротеидов низкой плотности на 5,1 мг/%, а концентрация липопротеидов высокой плотности повышается на 1,2 мг/%.
Физические упражнения влияют на факторы тромбообразования, и, возможно, на электрическую стабильность сердца.
3. Профилактика и лечение артериальной гипертонии. Упражнения оказывают благоприятный эффект при артериальной гипертонии легкой и средней степени тяжести, причем большее влияние оказывается на систолическое, чем диастолическое давление. Положительным эффектом обладает физическая и психическая релаксация, вызываемая физическими упражнениями. Снижение массы тела усиливает эффект от физических упражнений. По данным эпидемиологических исследований, упражнения на выносливость понижают вероятность развития артериальной гипертонии.
4. Первичная и вторичная профилактика ожирения. У людей, регулярно занимающихся спортом, масса тела относительно ниже, они также менее склонны набирать массу, чем ведущие сидячий образ жизни. Было доказано, что длительные упражнения на выносливость значительно способствуют поддержанию достигнутой массы тела после ее снижения.
6. Профилактика метаболического синдрома. Физические тренировки влияют на различные составляющие метаболического синдрома. Главным образом, на ожирение, нарушение обмена глюкозы и жиров, инсулинорезистентность, артериальную гипертензию.
Эти данные подтверждают, что физические нагрузки играют значительную роль в лечении и профилактике психических расстройств. Авторы исследования рекомендуют врачам общей практики назначать физические тренировки всем пациентам с депрессиями.
Что можно изменить при помощи этого фактора?
Физические упражнения могут помочь в профилактике:
— коронарных заболеваний (те, кто регулярно испытывают физические нагрузки, в 2 раза меньше подвержены развитию коронарно-артериальных заболеваний);
— остеопороза и переломов (физические упражнения, связанные с переносом грузов, могут снизить риск остеопороза у женщин в период климакса);
— ожирения (регулярные занятия улучшают калорийный баланс);
— инсулиннезависимого сахарного диабета (упражнения улучшают переносимость глюкозы);
— артериальной гипертонии (физические тренировки на 35-52% снижают риск развития гипертонии; кровяное давление благодаря им падает в среднем на 10 мм рт.ст.);
Для людей пожилого возраста особенно рекомендуется так называемая суставная гимнастика, при которой нагрузка достигается путем неторопливого вращения частей тела по максимальной амплитуде, которая возможна без неприятных ощущений в суставе. На этом, отчасти, построена практика китайских гимнастических комплексов (цигун, тайцзы). В последние десятилетия набирают популярность комплексы физических упражнений из практики хатха-йоги. Асаны (динамические позы) и пранаямы (дыхательные упражнения) позволяют не только совершенствоваться физически, но учат концентрировать внимание, гармонизировать эмоциональные состояния.
3. Первичная и вторичная профилактика болезни сердца. Наиболее эффективным способом достижения результата служат частые физические упражнения средней интенсивности. Это может быть чередование быстрой и обычной ходьбы в течение 30-60 минут почти ежедневно. Пациенты должны быть предупреждены, что необходимо избегать случайных и внезапных физических нагрузок, особенно на холоде, при курении или в состоянии похмелья.
4. Артериальная гипертония. Многим критериям оптимальных упражнений, помогающих в контроле артериального давления, соответствует ходьба пешком или езда на велосипеде.
5. Профилактика ожирения. Наиболее эффективны те виды спорта, которые вовлекают в работу мышцы и связаны с перемещением тела (например, быстрое плаванье, езда на велосипеде).
Для сохранения эффекта физические упражнения должны быть регулярными. Достигнутый эффект можно поддерживать физическими нагрузками, несколько меньшими по сравнению с теми, с помощью которых достигли эффекта, особенно, если интенсивность упражнений остается постоянной.
Благотворные влияния упражнений должны соизмеряться с потенциальными противопоказаниями, к которым относятся:
— острое инфекционное состояние;
— сердечная недостаточность в стадии декомпенсации;
— тромбоз глубоких вен;
— недавно перенесенная эмболия любой локализации;
— расслаивающая аневризма аорты;
— метаболические нарушения в стадии декомпенсации;
— рефрактерная наджелудочковая тахиаритмия и другие некомпенсированные нарушения ритма и проводимости;
— тяжелая дыхательная недостаточность, легочная гипертензия.
Часто задаваемые вопросы.
Сексуальная активность при сердечно-сосудистых заболеваниях представляет определенный риск. Согласно «Принстонскому консенсусу», больных подразделяют на группы низкого, среднего и высокого риска. Безопасным считают возобновление сексуальной активности в случае низкого риска. К этой группе относятся больные при отсутствии симптоматики (менее 3 факторов риска ИБС), при контролируемой артериальной гипертонии, после успешной коронарной реваскуляризации, не осложненном инфаркте миокарда данностью более 6-8 недель, компенсированном пороке сердца, сердечной недостаточности первого функционального класса. При среднем и высоком риске нужны дополнительные обследования и консультация с кардиологом.
Физические тренировки должны быть ежедневными или не реже 3-5 раз в неделю. В противном случае вы оказываете положительное влияние лишь на настроение в тот день, когда занимаетесь спортом.
Оздоровительный эффект различных форм двигательной активности
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Оздоровительный эффект различных форм двигательной активности
Естественная биологическая потребность ребенка в движении может реализовывать и удовлетворяться в различных формах. Здесь решающую роль играют те социальные институты, с которыми сталкивается ребенок по мере своего взросления, и соответственно, те возможности, которые эти институты предоставляют.
Может быть предложено несколько различных классификаций двигательной активности, в зависимости от критерия, по которому эта классификация проводится. Во-первых, таким критерием может служить наличие и характер цели. Если двигательная активность бесцельна, то она может быть названа спонтанной. Такова двигательная активность новорожденного, однако и взрослый человек, порой, способен проявлять спонтанную двигательную активность, особенно если он чем-то возбужден, напуган, озабочен.
Если же цель двигательной активности четко просматривается, она должна быть отнесена к категории целенаправленной. К этой категории относится абсолютное большинство тех двигательных действий, которые мы совершаем в состоянии бодрствования.
Дальнейшая классификация может быть осуществлена на основании того, какова цель выполняемой двигательной активности. Наиболее типичными для ребенка и подростка вариантами в этом случае могут быть:
Любой из этих видов двигательной активности может быть реализован в различных формах. В частности, двигательная активность может быть организованной (под управлением преподавателя, тренера, родителя, старшего родственника или товарища) и неорганизованной (самостоятельной). В неорганизованных формах чаще всего проявляется досуговая, игровая и релаксационная двигательная активность.
Формы организации занятий физической культурой: урок; гигиеническая гимнастика, в том числе до уроков; специализированная зарядка; самостоятельные занятия; индивидуальные занятия с учащимися; физкультминутка; физкультпауза; подвижная перемена; спортивный час; спортивная секция; спортивные соревнования по отдельным видам; спортивный праздник; туристический поход, слет; день здоровья.
По своему содержанию любое занятие, включающее двигательную активность (или отдельные части занятия), может быть отнесено к обучающим, тренирующим и реализующим. Обучающее занятие призвано дать понятие о новых движениях, показать ребенку технику выполнения, научить технике безопасности. Тренирующее занятие обеспечивает адаптацию организма к новому виду физической нагрузки, позволяет довести технику его выполнения до автоматизма. Реализующим может быть как состязание (если речь идет о спортивной подготовке), так и систематическое выполнение (если речь идет о производственной или оздоровительной двигательной активности) хорошо освоенной двигательной задачи.
Разные формы двигательной активности обладают неодинаковым оздоровительным эффектом, причем это зависит не столько от объема и интенсивности выполняемой нагрузки, сколько от эмоционального настроя, сопровождающего двигательную деятельность. Так, даже большой объем производственной физической активности не ведет к увеличению продолжительности жизни и укреплению здоровья. Видимо, работа эмоционально воспринимается человеком не как фактор оздоровления, а лишь как необходимое условие поддержания благосостояния. Даже сельскохозяйственный труд, потенциально более здоровый, чем промышленный, реального оздоровительного эффекта не оказывает. Не выражен оздоровительный эффект и у бытовой двигательной активности.
Неорганизованная двигательная активность обладает слабым оздоровительным эффектом. Этому есть целый ряд причин: нерегулярность, отсутствие систематичности, контроля за нагрузками, несоблюдение оптимальных физиологических параметров и т.п. В частности, сопоставление уровня здоровья и двигательной подготовленности городских и сельских школьников показало, что, несмотря на более двигательно-активный образ жизни, сельские школьники не только не здоровее городских, но также уступают им в развитии важнейших двигательных качеств, таких как выносливость, сила и быстрота.
Организованные формы, такие как урок физкультуры, занятия в школьной спортивной секции или спортивного клуба, а также некоторые виды кружковых занятий, наиболее благотворно влияют на состояние здоровья и двигательный потенциал детей школьного возраста. Однако и здесь есть ряд условий и ограничений, которые следует учитывать при организации занятий.
Большое значение имеет объем нагрузки, которую выполняют дети в ходе уроков. Научные исследования и практический опыт педагогов показывают, что как чрезмерно большой, так и недостаточный уровень нагрузки негативно сказываются на оздоровительной эффективности занятий.
Абсолютно неэффективен и даже вреден для здоровья режим, при котором проводится 1 спаренное занятие в неделю. При таком режиме не наступает истинной адаптации к физической нагрузке, организм каждый раз как бы начинает все заново, и в результате ни с точки зрения оздоровления, ни с точки зрения развития физических качеств и навыков прогресса не наблюдается, а порой отмечается стрессогенное воздействие, усугубляющее ситуацию, особенно на фоне зимне-весеннего авитаминоза.
Наиболее благоприятен режим, при котором школьники имеют 3-4 урока физкультуры в неделю. Это требует значительных финансовых и организационных затрат, однако дает заметный оздоровительный эффект. Попытки в некоторых школах ввести ежедневные уроки физкультуры также неэффективны, поскольку организм не успевает полностью восстановиться после предыдущего занятия, либо оно становится мало интенсивным и не обеспечивает нужный тренировочный эффект.
Типичными формами организации физической активности в школе с целью оздоровления и профилактики заболеваний являются физкультминутки, подвижные перемены и краткие тренинги в процессе уроков по общеобразовательным дисциплинам. Поскольку эти формы не предназначены для решения задач физического совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер, их реальную эффективность оценить крайне трудно. В ряде случаев они бывают хорошо и грамотно организованы, и тогда можно прогнозировать положительный оздоровительный эффект. В то же время нередко они проводятся формально, нарушая логику урока и сбивая детей с налаженного учебного процесса. В этом случае, даже если и может быть выявлен некоторый оздоровительный эффект, он теряет свою ценность, поскольку обеспечивается за счет снижения эффективности учебного процесса.
Физкультминутки могут проводиться только в логике урока, на котором они используются. Они должны включаться в урок в те моменты, когда завершен разбор одного логического блока урока и учитель планирует переходить к следующему. Если таких логических блоков в уроке нет, то и места для физкультминутки тоже нет. Ведь любая двигательная активность, даже такая незначительная, как во время физкультминутки, требует переключения нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, других систем организма. На это переключение необходимо время, положительный эффект может быть достигнут только через 3-4 мин. Но за это время ученики отвлекаются от темы занятия, забывают, о чем шла речь, теряют логику работы на уроке. Это особенно характерно для тех детей, у которых хуже организовано внимание, хотя именно им, казалось бы, небольшая пауза в занятии была бы полезна, чтобы предотвратить утомление. Однако потом им потребуется еще 3-4 мин на то, чтобы вновь «вработаться» в тематику и материал урока.
В современной российской школе только 4-5 % детей занимаются в спортивных секциях, по этой причине их роль в формировании здорового образа жизни учащихся сегодня весьма ограниченна.
Оздоровительные задачи урочных и внеурочных форм физического воспитания и способы их решения
Сколь бы ни был широк арсенал двигательных действий, которые осваивает ребенок за время обучения в школе, какова бы ни была организационная форма занятий, во всех случаях организованная двигательная активность решает комплекс задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья и профилактику определенного круга заболеваний, Важнейшие из этих задач и основные способы их решения представлены в таблице 2.
Оздоровительные задачи и способы их решения
Нормализация двигательного режима за счет увеличения объема динамических физических нагрузок
Принято считать что наибольший оздоровительный эффект достигается при занятиях
Физическая активность, как средство укрепления здоровья
Важнейшими путями обеспечения полного оздоровительного эффекта физкультуры и спорта являются правильный отбор, рациональная дозировка физических упражнений, максимально возможное устранение из системы подготовки факторов риска, увеличивающих вероятность физического перенапряжения, комплексное использование средств первичной профилактики и восстановления.
Роль физической активности в жизнедеятельности человека
Низкая физическая активность (гиподинамия) может быть причиной развития мышечной атрофии. Если гиподинамия сочетается с погрешностями в пищевом рационе (прием высококалорийной пищи в большом количестве) это неминуемо приведет к развитию ожирения
Оптимальная физическая активность позволяет человеку сохранять и улучшать свое здоровье, снижать риск возникновения заболеваний. Оптимальная физическая активность может быть достигнута за счет ходьбы, бега, занятия подвижными видами спорта, танцами, а также выполнением гимнастических упражнений.
Физическая активность и её тесная связь со здоровьем человека
Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов, повышается фагоцитарная функция крови.
Совершенствуются функция и строение самих внутренних органов, улучшается химическая обработка и продвижение пищи по кишечнику. Физические упражнения приводят также к увеличению белых кровяных телец и лимфоцитов, которые являются главными защитниками организма на пути инфекции.
Физические упражнения влияют на артериальное давление, уменьшая образование норадреналина-гормона, который, сужая кровеносные сосуды, становится причиной повышения давления.
Сочетанная деятельность мышц и внутренних органов регулируется нервной системой, функция которой также совершенствуется при систематическом выполнении физических упражнений.
Существует тесная связь дыхания с мышечной деятельностью. Выполнение различных физических упражнений оказывает воздействие на дыхание и вентиляцию в лёгких, на обмен в лёгких кислорода и углекислоты между воздухом и кровью, на использование кислорода тканями организма.
Всякое заболевание сопровождается нарушением функций и их компенсацией. Физические упражнения способствуют ускорению регенеративных процессов, насыщению крови кислородом, пластическими («строительными») материалами, что ускоряет выздоровление.
При болезнях снижается общий тонус, в коре головного мозга усугубляются тормозные состояния. Физические упражнения повышают общий тонус, стимулируют защитные силы организма. Лечебная гимнастика находит широкое применение в практике работы больниц, поликлиник, санаториев, врачебно-физкультурных диспансеров и пр.
С большим успехом используются физические упражнения при лечении различных хронических заболеваний и в домашних условиях. Нельзя применять физические упражнения в период обострения заболевания, при высокой температуре и других состояниях.
Существует теснейшая связь между деятельностью мышц и внутренних органов, что объясняется наличием нервно-висцеральных связей. Так, при раздражении нервных окончаний мышечно-суставной чувствительности импульсы поступают в нервные центры, регулирующие работу внутренних органов. Соответственно изменяется деятельность сердца, лёгких, почек и др., приспосабливаясь к запросам работающих мышц и всего организма.
При многих заболеваниях правильно дозированные физические нагрузки замедляют развитие болезненного процесса и способствуют более быстрому восстановлению нарушенных функций.
Таким образом, под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.
Многочисленные морфологические, биохимические, физиологические исследования свидетельствуют, что большие физические нагрузки способствуют значительным сдвигам в морфологических структурах и в химизме тканей и органов, приводят к значительным изменениям гомеостаза (происходит повышение содержания в крови лактата, мочевины и др.), нарушению обмена веществ, гипоксий тканей и пр.
Уровень физической активности человека
Современному взрослому человеку, если его работа не связана с физическим трудом, для компенсации гиподинамии на занятия физическими упражнениями необходимо отводить до 10 часов в неделю, т.е. примерно 1,5 часа в сутки. В этом случае при занятиях ходьбой норма двигательной активности взрослого человека составит 10-14 тыс. шагов вдень или 7-10 км. Необходимый уровень двигательной активности зависит от состояния здоровья, физической подготовленности и возраста занимающегося физической культурой.
ВНИИФК (г. Москва) рекомендует следующие объемы активности в неделю:
При занятиях оздоровительной физической культурой существуют, пределы, которые ограничивают интенсивность физических нагрузок.
С повышением аэробной работоспособности уровень ПАНО увеличивается. При минимальной двигательной активности поддерживается достигнутый уровень физической подготовленности и состояния здоровья. Уменьшение физической активности ниже этого уровня ведет к гипокинезии, возникновению и развитию различных заболеваний организма.
При оптимальном уровне систематически выполняются довольно большие нагрузки, выходящие по интенсивности на ПАНО. Выше этого уровня работа будет происходить (в большей или меньшей степени) в анаэробных условиях, что снижает оздоровительный эффект и может вести к перенапряжению и заболеваниям, такие нагрузки можно отнести к максимальным.
Рост функциональной подготовленности человека при многолетних занятиях физической культурой ограничивается генетическими особенностями его организма, состоянием здоровья, возрастом.
Процессы старения, снижая возможности организма, ухудшают адаптацию «физическим нагрузкам и уменьшают резервы организма. Это приводит к тому, что, начиная с определенного возраста, несмотря на систематические тренировки, физическая работоспособность вначале стабилизируется на достигнутом уровне», а затем начинает снижаться. Особенно заметны эти процессы, начиная с 50-60 лет. С этого времени начинают ограничиваться аэробные возможности организма, снижается уровень ПАНО, а, следовательно, те нагрузки, которые были раньше оптимальными, становятся неадекватными, чрезмерными, могут привести к перенапряжению и ускорению процессов старения.
Большинство людей, занимавшихся умственным трудом, особенно горожан, свою двигательную активность могут оценить только на удовлетворительно, что явно недостаточно для поддержания хорошего уровня здоровья, высокой умственной и физической работоспособности.
Надо помнить, что наилучший оздоровительный эффект достигается только при строгой индивидуализации тренировочных нагрузок, исходя из возраста, пола, физической подготовленности и состояния здоровья.
Индивидуализация нагрузок требует систематического, оперативного, текущего и этапного, физиологического, врачебного и педагогического контроля функционального состояния организма, его физиологической работоспособности и состояния здоровья для внесения корректировок в выполняемые физические нагрузки. Только при этих условиях занятия физической культурой дают оздоровительный эффект.
Механизмы влияния физической активности на организм человека
Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышением резервных возможностей организма, его защитных свойств, нормализации обмена веществ, оптимизацией взаимодействия двигательных и вегетативных функций.
Механизмы влияния физической работы на организм человека весьма разнообразны. Условно это многообразие можно свести к следующим основным факторам:
1) оптимизация работы центральной нервной системы;
2) совершенствование механизмов регуляции работы вегетативных систем;
3) повышение адаптационных и защитных свойств организма;
4) нормализация обмена веществ;
6) совершенствование опорно-двигательного аппарата;
7) устранение дефицита энергозатрат.
Физическая активность является интегральным результатом деятельности всех уровней головного мозга, то есть совместной работы центров коры и подкорки. Но все же, как отметил академик И.П. Павлов, главный импульс для деятельности коры больших полушарий исходит из подкорки. Если исключить вегетативные стимулы и эмоции, то кора лишится главного фактора, активизирующего ее работу.
При низкой двигательной активности снижается сопротивляемость организма к разнообразным стрессовым воздействиям, уменьшаются функциональные резервы различных систем, ограничиваются рабочие способности организма. Работа сердца становится менее экономной, ограничивается его потенциальные резервы, угнетается функция желез внутренней секреции и в первую очередь половых желез.
При высокой физической активности все органы и системы работают весьма экономично, адаптационные резервы велики, сопротивляемость организма к неблагоприятным условиям высокая. Чем больше привычная физическая активность, тем больше масса мышц и выше максимальная способность к поглощению кислорода и меньше масса жировой ткани. Чем выше максимальное поглощение кислорода, тем интенсивнее снабжение им органов и тканей и уровень обмена веществ.
Более того, наблюдая за развитием ребенка можно предположить, что формирование воли и интеллекта происходит параллельно освоению разнообразных движений. Мало захотеть сделать что-либо, надо суметь это сделать. Таким образом, физическая активность крайне необходима для нормальной организации работы мозга, для формирования воли и интеллекта человека.
В организме человека работа всех органов и систем тесно взаимосвязана между собой, взаимосвязь многих систем настолько тесная, что изменения в работе одной из них неизбежно сказывается на состоянии других. Особенно важными для здоровья человека являются взаимосвязи двигательного аппарата и вегетативных органов.
Выполнение физической работы способствует повышению адаптационных и защитных свойств организма. Данное повышение проявляется в следующих эффектах:
— повышается устойчивость работы ЦНС;
— повышаются функциональные способности и устойчивость эндокринных систем (железы внутренней секреции);
— нормализуется обмен веществ;
— расширяются возможности транспортировки кислорода к тканям;
— повышается энергетические и пластические резервы организма.
Значительное влияние физические упражнения оказывают и на систему дыхания. Понятие дыхание объединяет в себя совокупность физиологических процессов, приводящих к насыщению крови кислородом, переносу кровью кислорода и усвоению кислорода клетками организма.
Адекватная физическая тренировка, занятия физической культурой способны в значительной степени задержать возрастные изменения функций. В любом возрасте путем регулярной тренировки можно повысить аэробную производительность и физическую работоспособность, которые являются показателями биологического возраста (биологический возраст, в отличии от паспортного, характеризует степень развития важнейших физиологических систем организма).
За последние 30-40 лет в развитых странах наблюдается достоверное снижение функциональных возможностей организма, которые зависят от его физиологических резервов.
Адекватная физическая нагрузка обеспечивает:
— физическое, психическое и сексуальное здоровье;
— поддерживание физиологических резервов организма на соответствующем уровне;
— сохранение мышечного тонуса, усиление мышц;
— подвижность суставов, прочность и эластичность связочного аппарата;
— оптимальную физическую и умственную работоспособность;
— постоянство массы тела;
— оптимальный уровень обмена веществ;
— устойчивость к стрессам;
— ровное, хорошее настроение.
Адекватная физическая нагрузка предотвращает:
— отложение избыточного жира;
— гипертонической болезни и их осложнений.
Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, которые делаются крепкими, увеличивается объём мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой на сердце, лёгкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды.