принятие военной присяги относится к воинским ритуалам

Принятие военной присяги относится к воинским ритуалам

Статья 41. Приведение к Военной присяге и принесение обязательства

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Приведение к Военной присяге (принесение обязательства) проводится:

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы после прохождения начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать два месяца;

по прибытии гражданина к первому месту прохождения военных сборов или учебных сборов.

(в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 61-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

До приведения к Военной присяге (принесения обязательства):

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 03.04.2017 N 61-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 03.04.2017 N 61-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы или проходящему учебные сборы, не может быть применен дисциплинарный арест.

(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 03.04.2017 N 61-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Приведение к Военной присяге (принесение обязательства) осуществляется в порядке, определяемом общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

Источник

Принятие военной присяги относится к воинским ритуалам

(в ред. Указов Президента РФ от 27.12.2017 N 637,

1. Военнослужащий, являющийся гражданином Российской Федерации, впервые поступивший (призванный) на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, или гражданин, обучающийся в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки и проходящий учебные сборы, или гражданин, обучающийся в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса и проходящий учебные сборы, приводится к Военной присяге, а военнослужащий, являющийся иностранным гражданином, приносит обязательство перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым знаменем воинской части.

(п. 1 в ред. Указа Президента РФ от 26.01.2019 N 18)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Приведение к Военной присяге (принесение обязательства) проводится:

по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы после прохождения начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать два месяца;

(в ред. Указа Президента РФ от 27.12.2017 N 637)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Приведение к Военной присяге (принесение обязательства) лиц, указанных в пункте 1 настоящего Положения, осуществляется под руководством командира воинской части.

В период до установленного приказом командира воинской части времени приведения к Военной присяге (принесения обязательства) с военнослужащими, приводимыми к Военной присяге (приносящими обязательство), в подразделениях проводится разъяснительная работа о значении Военной присяги (обязательства).

Бланки списков на лиц, приводимых к Военной присяге (приносящих обязательство), заранее заготавливаются по установленному Министром обороны Российской Федерации образцу и имеют на первом листе Государственный герб Российской Федерации и текст Военной присяги (обязательства).

После исполнения Государственного гимна Российской Федерации воинская часть проходит торжественным маршем в порядке, установленном Строевым уставом Вооруженных Сил Российской Федерации для строевого смотра.

При низкой температуре или ненастной погоде приведение к Военной присяге (принесение обязательства) может быть проведено в помещении. Подразделения расходятся по помещениям после выступления командира воинской части. По окончании приведения к Военной присяге (принесения обязательства) подразделения по команде вновь выстраиваются для прохождения торжественным маршем.

Все военнослужащие, которые по какой-либо причине не были приведены в установленный день к Военной присяге (не принесли обязательство), приводятся к ней (приносят его) в последующие дни отдельно в штабе воинской части под руководством командира воинской части.

6. День приведения к Военной присяге (принесения обязательства) является нерабочим днем для данной воинской части и проводится как праздничный день.

7. Списки приведенных к Военной присяге (принесших обязательство) военнослужащих хранятся в штабе воинской части в отдельной папке пронумерованными, прошнурованными и опечатанными гербовой печатью. По истечении установленного срока списки сдаются в архив.

В военном билете и учетно-послужной карточке военнослужащего делается отметка начальника штаба воинской части: «К Военной присяге приведен (обязательство принес)», а также указываются число, месяц и год.

8. С объявлением полной или частичной мобилизации граждане, не приведенные к Военной присяге (не принесшие обязательство) в мирное время, приводятся к ней (приносят его) по прибытии в воинскую часть.

9. Военнослужащие женского пола, поступившие на военную службу, могут приводиться к Военной присяге (приносить обязательство) в штабе воинской части под руководством командира воинской части.

10. За своевременное приведение к Военной присяге (принесение обязательства) и учет военнослужащих, приведенных к Военной присяге (принесших обязательство), а также за хранение списков приведенных к Военной присяге (принесших обязательство) отвечает командир воинской части.

Источник

Военная присяга в армии РФ: что такое присяга, история, когда принимают, порядок приведения к присяге

Обычай давать торжественную клятву верности при поступлении новобранцев на военную службу существует с древнейших времён. Ещё в древности это трансформировалось в особый церемониальный ритуал принесения воинской присяги, которая служила гарантией безусловной лояльности военнослужащего по отношению к правителю, военачальнику, государству. Эта традиция сохранилась вплоть до настоящего времени в Вооружённых силах большинства стран мира. Во все времена значимость такой присяги была не столько чисто военной необходимостью, сколько юридическим, правовым, а также политическим актом, необходимым для несения военной службы в интересах конкретных государств.

Что такое присяга в армии России

Присяга для каждого из российских военнослужащих носит не только символический характер. Хотя многие призывники искренне считают церемонию её принесения своеобразной данью традиции, служащей для поднятия боевого духа, такое мнение ошибочно. Принятие воинской присяги для молодых людей, уже обладающих к тому моменту статусом военнослужащего, означает обретение окончательной полноценности данного статуса. Требования статьи 41 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливают, что без приведения к Военной присяге:

Таким образом, принятие воинской присяги обязательно для всех военнослужащих, причём для будущих офицеров — задолго до получения ими погон. Её полагается принимать курсантам (студентам, слушателям военных кафедр при гражданских вузах), в первый раз проходящим военный сбор (стажировку), а также курсантам и слушателям учреждений военного профессионального образования — на первом либо втором курсах учёбы.

Военная присяга: история принятия в РФ

Воинская присяга в современном понимании, как и многие другие военные традиции, была введена Петром Первым, который лично участвовал в создании её текста. Присяга принималась в присутствии священника. Солдаты произносили слова присяги, как правило, в строю перед Евангелием и затем целовали это святое писание. После церемонии все присягающие подписывали индивидуальные клятвенные обещания — «присяжные листы».

принятие военной присяги относится к воинским ритуалам. Смотреть фото принятие военной присяги относится к воинским ритуалам. Смотреть картинку принятие военной присяги относится к воинским ритуалам. Картинка про принятие военной присяги относится к воинским ритуалам. Фото принятие военной присяги относится к воинским ритуалам

После петровских времён особо существенных изменений в порядке проведения церемонии воинской присяги не происходило. В их числе можно отметить произведённое при Павле I повышение статуса боевого знамени части, которое стали использовать как святыню и клясться на нём. Определённые коррективы в ритуале армейской присяги появились в XIX веке для лиц отличного от православного вероисповедания (лютеранского, католического, иудейского, мусульманского). Такие новобранцы обычно приводились к присяге духовным лицом того исповедания, к которому они принадлежали. В период Российской Империи действие присяги прекращалось со смертью императора, и при восшествии на престол нового армия присягала ему заново.

После февральской революции 1917 года Временное правительство утвердило текст присяги на верность Российскому Государству, без упоминания в нём императора. Но с установлением Советской власти для бойцов Красной Армии был составлен кардинально новый текст присяги, начинавшийся со слов «Я, сын трудового народа…», и существенно изменилась её церемония. Присяга на службу Союзу Советских Социалистических Республик стала приноситься с 1923 года. Текст советской воинской присяги в его канонической форме был утверждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1939 года. Впоследствии он лишь незначительно менялся дважды, в 1947 и 1960 годах.

После распада Советского Союза власти Российской Федерации решительно избавились от текста ранее существовавшей военной присяги, заменив его другим, более коротким и сухим. Текст новой присяги впервые появился в приказах и распоряжениях президента России Бориса Ельцина от 11 февраля 1993 года, связанных утверждением законов об обороне страны, воинской обязанностью и прохождением военной службы. Данный текст сохранился вплоть до настоящего времени.

Военная присяга после призыва: когда принимают

Точные сроки приведения к присяге не установлены. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» ограничивает это максимальным промежутком времени в два месяца, отведённым для завершения курса первоначальной военной подготовки. Обязательные мероприятия такой подготовки солдат-срочников в ВС РФ принято называть курсом молодого бойца (КМБ). Продолжительность КМБ может составлять от двух недель до двух месяцев, но в большинстве случаев этот курс длится 30-40 дней.

Для каждого призывника отправка со сборного пункта возможна в двух вариантах:

В любом из этих случаев прохождение призывником стандартного курса молодого бойца остаётся обязательным. Точная дата церемонии приведения к присяге определяется командованием военной части, в которую направлен служить военнослужащий. Как правило, это делается заранее, поскольку данное мероприятие относится к числу доступных для посещения родителями и другими родственниками и друзьями новобранцев.

принятие военной присяги относится к воинским ритуалам. Смотреть фото принятие военной присяги относится к воинским ритуалам. Смотреть картинку принятие военной присяги относится к воинским ритуалам. Картинка про принятие военной присяги относится к воинским ритуалам. Фото принятие военной присяги относится к воинским ритуалам

Присяга в армии: подготовка к ритуалу

При подготовительном процессе к принятию присяги все элементы подготовки проверяются командирами, ответственными за прохождение солдатами КМБ, назначаемыми из числа сержантско-старшинского состава под руководством кадровых офицеров. Ко всем подобным элементам воинской подготовки следует относиться с пониманием и надлежащей ответственностью.

принятие военной присяги относится к воинским ритуалам. Смотреть фото принятие военной присяги относится к воинским ритуалам. Смотреть картинку принятие военной присяги относится к воинским ритуалам. Картинка про принятие военной присяги относится к воинским ритуалам. Фото принятие военной присяги относится к воинским ритуалам

Как правило, даже за малейшие ошибки новобранцы подвергаются дисциплинарным мерам взысканий. Это не может считаться чрезмерным наказанием, поскольку на данном этапе подготовке крайне важно приучить военнослужащих к безусловному соблюдению дисциплины и вниманию к деталям исполнения полученных приказов. А эти умения нужны не только для успешного прохождения срочной службы — они жизненно необходимы для выживания в реальных боевых условиях.

Самые интенсивные тренировки необходимых действий солдат приходятся на последние несколько дней перед церемонией присяги. В этот период военнослужащие могут практически целый день вышагивать по плацу, декламировать слова присяги и отрабатывать другие элементы строевой подготовки, оттачивая их до автоматизма. Только так можно избежать досадных ошибок, способных нарушить торжественный дух церемонии.

Клятва воина на верность Родине: текст

Солдату необходимо отчётливо и уверенно произнести текст воинской присяги, утверждённый в следующем виде:

принятие военной присяги относится к воинским ритуалам. Смотреть фото принятие военной присяги относится к воинским ритуалам. Смотреть картинку принятие военной присяги относится к воинским ритуалам. Картинка про принятие военной присяги относится к воинским ритуалам. Фото принятие военной присяги относится к воинским ритуалам

На практике все официальные документы подписываются в рабочем порядке, за день-два до торжественной церемонии присяги. Для этого заполняется форма с указанием номера автомата и личных данных бойца. Данный факт нисколько не умаляет ценность дня принятия присяги, который бывает только единожды в жизни военнослужащего. Произнесение этой клятвы — почётное право, заслуженное тяжелым трудом в рамках успешно пройденного начального курса обучения военному делу.

Порядок приведения к присяге в армии

После подготовительных работ на территорию части запускают родных и близких людей будущих военнослужащих. Им показывают отведенное место, с которого удобно наблюдать за торжественным событием и при этом не мешать процедуре принятия присяги. Весь процесс разрешается фотографировать и снимать на камеру. Пытаться подойти или поговорить с солдатом до проведения церемонии запрещено. Это можно будет сделать только после того, как командир части даст команду о завершении присяги и разрешит бойцам разойтись.

Содержание ритуала присяги

В случае принятия присяги на территории воинской части выбор места её проведения делает командир части, ориентируясь на погодные условия. При низкой температуре или ненастной погоде приведение к Военной присяге может быть проведено в помещении. После общего построения подразделения расходятся по помещениям после выступления командира воинской части, а по окончании приведения к присяге по соответствующей команде вновь выстраиваются на плацу для прохождения торжественным маршем.

Как правильно действовать солдату при принятии Военной присяги

Каждый солдат в момент произнесения клятвы должен пройти определённую процедуру, которая состоит из ряда последовательных действий. Офицер становится возле стола и зачитывает фамилию новобранца. Ему следует выйти из шеренги и строевым шагом подойти к командиру.

Затем молодой человек берёт в руки лежащую на столе папку с текстом воинской присяги. Призывник должен встать по стойке смирно, громко и отчётливо прочитать текст Военной присяги. По завершению данного действия им подписываются соответствующие документы.

принятие военной присяги относится к воинским ритуалам. Смотреть фото принятие военной присяги относится к воинским ритуалам. Смотреть картинку принятие военной присяги относится к воинским ритуалам. Картинка про принятие военной присяги относится к воинским ритуалам. Фото принятие военной присяги относится к воинским ритуалам

Принимают ли присягу контрактники?

Можно ли не принимать присягу в армии

Статья 2 Закона «О статусе военнослужащего» предусматривает, что солдатом призывник считается со дня отправления со сборного пункта в воинскую часть (корабль). С этого времени новобранец получает права и обязанности военнослужащего, становясь субъектом не только гражданского, но и военного законодательства, то есть подлежит ответственности за военные преступления (к примеру, наказанию за дезертирство).

Заявление о замене военной службы на альтернативную необходимо подавать в военкомат заранее, обычно за полгода до наступления срока призыва. Непосредственно на призывной комиссии объявить, что имеется желание пройти альтернативную службу, уже нельзя, тем более это бесполезно делать, отказываясь принимать присягу.

Современная процедура призыва в армию России позволяет призывнику либо своевременно, на стадии постановки на воинский учёт, выбрать для себя путь АГС, либо проходить военную службу. Стойкий стереотип о том, что военкоматы стремятся «загрести» максимум молодёжи в армию, в настоящее время не оправдывается.

Напротив, сейчас нередко возникает конкуренция среди молодых людей за право быть призванным на срочную службу. В свою очередь государство заинтересовано видеть в рядах Вооружённых сил больше военнослужащих, потенциально способных стать профессионалами. Соответственно, как минимум за последнее десятилетие каких-либо особых инцидентов, связанных с отказом от принесения присяги, в армии России не зафиксировано.

Источник

Конспект Тема по ВПП № 10 для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и призыву Традиции и воинские ритуалы в Вооруженных Силах Российской Федерации

А. КУЛЕБА, полковник запаса

Профессия солдата — одна из самых древних, важных, ценимых и уважаемых. Народы нашего Отечества доверяли своим воинам самое дорогое — суверенитет страны. И чтобы оправдать это доверие, они мужественно и храбро, не щадя своей жизни, защищали Родину, творили, берегли и приумножали ее героические боевые традиции. Мы вправе гордиться ратной доблестью русского и других народов нашего Отечества. Память о наших предках, их делах и свершениях во имя Родины должна жить вечно.

Традиции Вооруженных Сил Российской Федерации

Воинские традиции, являясь частью национально-государственных традиций и разновидностью профессиональных, не однородны. Одни из них общие для всех Вооруженных Сил, другие характерны для определенного рода или вида войск, объединения, соединения, части, корабля, третьи — для определенной воинской профессии.

Наиболее общими и главенствующими среди воинских традиций являются боевые, определяющие поведение военнослужащих и воинских коллективов в ходе боевых действий или условиях, приближенных к боевым. Боевые традиции — сердцевина системы воинских традиций, ее главная составная часть.

Боевые традиции — это исторически сложившиеся в армии и на флоте, передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и несением воинской службы. Знаменитый педагог А.С. Макаренко называл традиции «социальным клеем». Действительно, боевые традиции «цементируют» воинские коллективы, части, армию и флот в единое целое. Эти традиции сложились в ходе многовековой борьбы русского народа с захватчиками. В основе воинской деятельности и боевых традиций русской армии лежали три основополагающих нравственных понятия — «патриотизм», «воинская честь» и «воинский долг». Их морально-этической основой традиционно служила православная вера.

К основным боевым традициям армии нашей страны относятся:

— любовь к земле предков, к своему Отечеству, постоянная готовность выступить на его защиту;

— верность Военной присяге, Боевому знамени и Военно-морскому флагу;

— героизм, стойкость и мужество;

— самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы;

— личный пример командира в бою, забота о сохранении жизни подчиненных при ведении боевых действий;

— уважение к командиру и его защита в бою;

— верность союзническому долгу;

— отдание воинских почестей военнослужащим, погибшим в бою;

— гуманное отношение к поверженному врагу, населению стран противника и пленным и др.

На эти отличительные черты русского человека неоднократно указывали великие отечественные полководцы и военачальники. Так, известный военный теоретик и педагог генерал М. Драгомиров отмечал, что русский народ, из среды которого взята главная масса нашей армии, издревле отличается преданностью России.

Под патриотизмом (от греч. patris — «родина») понимается преданность и любовь к своему Отечеству, народу и готовность к подвигам во имя своей Родины.

Патриотизм русских воинов проявлялся и проявляется, прежде всего, в верности присяге и своему воинскому долгу, в храбрости и массовом героизме в бою.

Обширные территории Руси, суровый климат, агрессивно настроенные соседние племена и народы выковали лучшие боевые качества русского воина — храбрость, стойкость и решительность. Стоять насмерть перед напавшим врагом, защищать свой дом, свою территорию было нравственной нормой, неписаным правилом. Каждый воин знал — лучше потерять жизнь, чем уронить свою честь, отдав Отечество на поругание врагам.

Так, навеки прославились своей доблестью и стойкостью в борьбе с ордами Батыя жители небольшого городка Козельска (1238 г.). На семь недель они остановили продвижение врагов. Защитники города пали все до одного, но врагу так и не удалось победить их. Через века аналогичный подвиг совершили защитники Брестской крепости. Великая Отечественная война убедительно показала всему миру, что советские воины остались верны боевым традициям предков.

А вот более близкий к нам во времени пример. В ходе боевых действий на территории Республики Афганистан (1979–1989 гг.) душманы настойчиво атаковали господствующую высоту, стремясь сбросить оттуда советских десантников. Гвардии рядовой А. Мельников и гвардии младший сержант В. Александров вели огонь из пулеметов на флангах. При очередной ожесточенной атаке противника В. Александров вызвал огонь на себя, а раненый А. Мельников, после того как заклинило пулемет, успел бросить в гущу наступавших гранату, но и сам погиб. Павшие герои не умирают, они живут в благодарной памяти потомков, служат для них нравственным эталоном.

На Руси исстари ненавидели захватчиков, врагов Отечества, презирали изменников и предателей.

Наиболее точно сформировал основной принцип войскового товарищества великий русский полководец А.В. Суворов. В «Науке побеждать» он писал: «Сам погибай, а товарища выручай». Эти слова непобедимого полководца стали девизом всех российских воинов.

Традиция войскового товарищества получила наиболее полное развитие в годы Великой Отечественной войны. О фронтовой дружбе находим проникновенные строки в поэме А. Твардовского «Василий Теркин»:

Свет пройди — нигде не сыщешь,

Не случалось видеть мне

Дружбы той святей и чище,

Что бывает на войне.

Важной особенностью войскового товарищества является взаимная выручка. Дружба и войсковое товарищество не имеют ничего общего с панибратством, круговой порукой, вседозволенностью и попустительством. Войсковое товарищество предполагает помощь товарищам словом и делом.

Защита командира в бою всегда считалась высшим проявлением войскового товарищества. Русские воины всегда стремились спасти командира в тяжелой обстановке. Так, в 1787 г. в сражении под крепостью Кинбурном гренадер Степан Новиков спас жизнь А.В. Суворову, прикрыв его своим телом. А сколько таких случаев было в период Великой Отечественной войны, в Афганистане, Таджикистане, на Северном Кавказе.

Например, в Афганистане взвод под командованием лейтенанта М. Иваненко действовал в отрыве от главных сил батальона. Гвардии рядовой М. Ладейщиков заметил, как из-за камня приподнялся душман и прицелился в командира. Лишь мгновение было дано воину для принятия решения, и он бросился наперерез трассе пуль. Ценой своей жизни М. Ладейщиков спас командира, товарищей, обеспечил разгром опасного гнезда противника.

Но не только подчиненные, защищая командира, погибали в бою. Офицеры также в критическую минуту сознательно жертвовали собой. Так, 28 мая 1985 г. гвардии старший лейтенант Владимир Задорожный во время вражеской атаки, когда душманская граната упала вблизи солдат, не раздумывая, накрыл ее своим телом. За этот подвиг мужественному офицеру присвоено звание Героя Советского Союза.

К числу наиболее давних традиций русской армии и флота относится почитание воинского знамени, верность ему, сохранение его в бою. С древних времен русские полки шли в бой с развернутыми знаменами, во время сражений ими подавались сигналы, около них разгорались самые ожесточенные схватки. Испокон веков в нашей армии стяг служил не только средством управления войсками, но и символом чести и славы. Дружина, вступавшая в бой, защищала знамя до последнего человека. Подрубленный стяг означал гибель военачальника или поражение. Знамена врагов являлись самой дорогой военной добычей, в них отражались слава и гордость победителей.

В старой воинской памятке было сказано: «Знамя есть священная хоругвь, под которой соединяются верные своему долгу воины. Знамя — слава, честь и жизнь служащих под ним. Честный, храбрый солдат умрет со знаменем в руках, а не отдаст его на поругание неприятелю».

При Петре I в русской регулярной армии и на флоте были введены знамена для частей и кораблей, под ними стало проходить принятие присяги. В Воинском уставе 1716 г. говорилось: «Кто к знамени присягнул единожды, тот у оного и до смерти стоять должен». Морской устав гласил: «Все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпела и марсели под страхом лишения живота».

Петром I были лаконичны и емко сформулированы требования к чести Боевого знамени и Военно-морского флага: «Ни при каких обстоятельствах не спускать флаг перед неприятелем. » В одном из воинских уставов прямо говорилось: «Кто знамя свое или штандарт до последнего часу своей жизни не оборонит, оный не достоин, есть, чтоб он имя солдата носил».

В русской армии утрата воинской святыни всегда считалась величайшим преступлением и позором. Полк, потерявший знамя в сражении, подлежал расформированию, а солдаты и офицеры лишались права носить воинское звание. Захват знамени противника свидетельствовал не только о военной, но и о нравственной победе над врагом.

История дает немало примеров, когда воины во имя спасения чести полка, сохранения знамени жертвовали своей жизнью.

Эта традиция была возрождена в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. После прозвучавшего на всю страну в феврале 1943 г. подвига Александра Матросова его имя было навечно зачислено в списки части. Эта традиция продолжается и в российских Вооруженных Силах. Имена героев не только заносятся в списки воинских частей и подразделений, но и присваиваются кораблям, воздушным судам.

Традиция увековечения памяти погибших при исполнении воинского и служебного долга военнослужащих получила нормативное закрепление в Законе Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». В Вооруженных Силах РФ используются следующие формы увековечения:

— установление памятника (памятного бюста, монумента, мемориальной доски) на Родине погибшего военнослужащего;

— присвоение имен погибших военнослужащих образовательным организациям, учреждениям, воинским частям и соединениям, кораблям и судам, оформление уголков (стендов) в школах, где они проходили обучение, переименование улиц, проспектов и площадей;

— занесение имен погибших при защите Отечества навечно в списки личного состава воинских частей, военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, организация и проведение различных спортивных турниров памяти погибших военнослужащих и др.

К началу ХХ века наградная система включала в себя десятки орденов и медалей. Герои войны в защиту Отечества получали признание и почитались в российском обществе. Отличившиеся на поле брани не только воины, но и целые воинские части и корабли награждались памятными реликвиями: знаменами, штандартами, серебряными трубами. В наши дни государственная наградная система сформулирована Указом Президента РФ от 07.09.2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации». Наряду с этим создана богатая и разнообразная ведомственная наградная система.

Еще в Древней Руси сложилась замечательная традиция — оставлять память о военных походах. Она не только закреплялась во все последующие времена существования Российского государства, но и непрерывно развивалась, приобретая новые формы. Произрастающая из нее важнейшая традиция Вооруженных Сил России — глубокое уважение к памятникам и местам захоронений воинов, погибших при защите Отечества.

Забота о членах семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга, является не только одной из традиций, но и нравственным долгом и обязанностью воинских коллективов.

Работа по оказанию социально-правовой помощи членам семей погибших военнослужащих в Вооруженных Силах России ведется по нескольким направлениям, например:

— организация встреч командования с членами семей погибших;

— содействие в поступлении их детей в суворовские и нахимовское училища, кадетские корпуса, другие ведомственные образовательные организации;

— разъяснение членам семей порядка реализации льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных для них законодательством;

— оказание материальной помощи членам семей с использованием при этом возможностей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций, благотворительных фондов и т. д.

К числу важнейших воинских традиций относится забота о ветеранах Великой Отечественной войны, локальных войн и вооруженных конфликтов, а также ветеранах военной службы.

Такая работа — один из элементов повседневной деятельности Министерства обороны, при этом ветеранские организации, в свою очередь, активно привлекаются к патриотическому воспитанию молодежи.

Таким образом, что же означает для каждого солдата и матроса быть верным славным боевым традициям? Вкратце дать ответ на этот вопрос можно так:

— точно соблюдать требования законов, Военной присяги, уставов, приказов и распоряжений;

— быть всегда готовым вступить в бой и выполнить свой долг;

— по-боевому действовать на учениях и маневрах, полетах, морских и океанских походах, не допуская упрощенчества и послаблений;

— строго хранить государственную тайну, проявлять бдительность;

— дорожить дружбой и войсковым товариществом;

— помогать командирам в укреплении воинской дисциплины, поддержании организованности и порядка, в сплочении воинского коллектива.

Боевые традиции имеют огромное значение для духа армии и морально-психологического климата каждого коллектива. Поэтому многие нравственные нормы, лежащие в их основе, закреплены в Военной присяге и воинских уставах. В результате они становятся не только морально необходимыми, но и юридически обязательными.

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

Одним из важных средств, формирующих высокие патриотические качества защитников Родины, являются воинские ритуалы. Изучая их, необходимо раскрыть такие понятия, как обычай, обряд и церемония, ритуал, воинский ритуал.

Обычаи — общепринятые, более или менее устойчивые в той или иной среде правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области общественной жизни. Это традиционно принятый порядок, привычный образ действий, соблюдающийся в силу прочно установившихся привычек, передаваемых из поколения в поколение.

Под обрядом понимается система традиционных символических коллективных действий, которая устанавливается традицией, обычаем, а иногда и законом и сопровождает всякое сколько-нибудь важное событие общественного или частного характера. Обряд символически и эстетически выражает смысл, содержащийся в событиях или явлениях.

Церемония — тот же обряд, но более динамичный, торжественный, официальный. Церемония выражает содержание тех традиций, которые связаны с наиболее значительными событиями общественной жизни.

Ритуал — сложившийся на протяжении жизни многих поколений устойчивый вид общественных отношений, проявляющихся в символической форме и регламентируемых общественным мнением, обычаями, а иногда и законами. Слово «ритуал» произошло из латинского языка и означает «священный обряд».

Воинские ритуалы — это исторически сложившийся, устойчивый, передающийся от поколения к поколению вид традиций, реализующийся в формах условных и символических действий, строго регламентируемых сначала обычаями и общественным мнением, а затем и законами. Воинские ритуалы выражают внутренний смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни народа, армии и флота. Другими словами, воинские ритуалы — это воинские обряды, торжественные церемонии, совершаемые при повседневной деятельности, во время праздничных торжеств, важных актов военной службы и в других установленных случаях.

Воинские ритуалы социально обусловлены, они способны к закреплению и распространению сложившихся традиций. «Я не знаю, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у современного человека нажитый и доставшийся ему в наследство скарб обрядов, обычаев и всяких условностей — он все забудет, всему разучится и должен будет начать все сызнова», — отмечал выдающийся русский историк В.О. Ключевский.

Воинские ритуалы обладают огромной силой воздействия, активно приобщают воинов к героическому прошлому, воспитывают чувство патриотизма, повышают бдительность и боевую готовность. Они сопровождают российского воина на протяжении всей его службы. Каждый ритуал — своеобразное эстетическое явление, организованное по законам красоты. Исполненный глубокого смысла, освещенный великими подвигами во славу Родины, каждый ритуал имеет строгую целесообразность, суровую красоту.

Порядок совершения воинских ритуалов закреплен в уставах, наставлениях и инструкциях.

К числу основных воинских ритуалов, закрепленных в общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ, следует отнести:

— приведение к Военной присяге;

— вручение боевых знамен и орденов воинским частям или кораблям;

— вынос Боевого знамени воинской части (в ВМФ — подъем и спуск Военно-морского флага);

— вручение личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия;

— заступление на боевое дежурство;

— развод и смена караулов;

— военные парады, салюты, годовые праздники частей (кораблей);

— строевые смотры и др.

Рассмотрим некоторые из них.

Всегда большое значение в воинском воспитании играл ритуал приведения к Военной присяге.

Военная присяга — официальная торжественная клятва гражданина, впервые поступающего на военную службу или приносимая в иных, предусмотренных законом случаях, выполнять обязанности по защите Отечества.

Развитие отечественной военной организации меняло порядок принятия присяги. В Древнерусском государстве у княжеских дружинников — первых профессиональных военных — существовал ритуал посвящения в воины. Он состоял из двух частей: испытания мужчин на физическую выносливость, ловкость и силу, а также обряда клятвы на верность своему предводителю, князю.

В русской императорской армии до октября 1917 г. сложилась традиция принимать присягу в торжественной обстановке, в присутствии высокого начальства, священника, при развернутом знамени части. Солдаты и офицеры при оружии давали обещание служить добросовестно и «во всем поступать как честному, верному, послушному, храброму солдату надлежит».

Одним из самых распространенных и старейших воинских ритуалов является воинское приветствие или, как говорили в старину, ритуал чинопочитания. В древние времена и в Раннее Средневековье четко выраженного обряда воинского приветствия еще не существовало. Знаки уважения демонстрировались общепринятыми на тот период действиями: поклонами, снятием головных уборов. В Средние века у рыцарей, когда они не имели намерений вступить в бой, возник обычай при встрече «в чистом поле» поднимать забрала своих железных шлемов. Шлемы с забралами вскоре исчезли, но обычай подносить руку к головному убору сохранился как знак дружелюбия, уважения. Этот обычай позже был закреплен в уставах как обязательный акт воинской вежливости при встрече военнослужащих.

Уже в первом отечественном уставе «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» 1648 г. были регламентированы вопросы чинопочитания. В 1809 г. при военном министре А.А. Аракчееве впервые в истории русской армии ритуал чинопочитания стал выполняться прикладыванием руки к головному убору. В период революционных событий в России 1917 г. была сделана попытка ограничить, а затем и отменить в армии и на флоте отдание воинской чести. Но при строительстве новой регулярной армии Советское правительство вынуждено было восстановить этот ритуал, который стал одним из рычагов восстановления дисциплины и порядка в молодой Красной армии.

В Вооруженных Силах РФ ритуал чинопочитания получил название «Воинское приветствие». «Воинское приветствие, — говорится в Уставе внутренней службы ВС РФ, — является воплощением товарищеской сплоченности военнослужащих, свидетельством взаимного уважения и проявлением вежливости и воспитанности».

Все военнослужащие обязаны при встрече (обгоне) приветствовать друг друга. Подчиненные и младшие по воинскому званию приветствуют первыми, а при равном положении первым приветствует тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным. Военнослужащие обязаны, кроме того, приветствовать: могилу Неизвестного солдата; братские могилы воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества; Государственный флаг Российской Федерации, Боевое знамя воинской части, а также Военно-морской флаг при каждом прибытии на военный корабль и убытии с него; похоронные процессии, сопровождаемые воинскими подразделениями.

Ритуал вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия проводится после приведения воинов к присяге, изучения их боевых возможностей и техники безопасности.

Особую группу представляют традиции и ритуалы, связанные с повседневной деятельностью войск. К ним относятся: поддержание внутреннего порядка в части и несение караульной службы; соблюдение образцового внешнего вида и проведение строевых смотров; выполнение требований воинского этикета и другие.

Значительную роль в организации служебно-боевой деятельности играет ритуал развода и смены караула. В русской армии и на флоте караульной службе всегда придавалось исключительное значение. В XVIII–XIX вв. приверженность некоторых русских императоров к прусской школе подготовки войск приводила к тому, что внешняя форма проведения ритуала стала вытеснять на второй план его суть. При Павле I развод караулов был возведен на высоту торжественной церемонии государственного масштаба и стал основным показателем качества организации всей служебно-боевой деятельности.

В настоящее время цели проведения строевого смотра диктуются необходимостью контроля личного состава, состояния его обмундирования и вооружения. Смотр имеет большое воспитательное значение, так как на нем военнослужащие могут обратиться с жалобой, личными вопросами, получить оценку от начальников за свои старания в службе.

Большим событием в жизни каждого подразделения является прием молодого пополнения и распределение его по подразделениям. Это один из первых ритуалов, в котором участвуют молодые воины.

Прибывшее пополнение распределяется по подразделениям после изучения личных, деловых и профессиональных качеств каждого солдата (матроса).

Одна из важных боевых традиций российских Вооруженных Сил — сохранение памяти о воинах, павших в сражениях. Павшим в боях и при исполнении служебных обязанностей всегда оказывались символические знаки уважения, их проведение было закреплено Уставом воинским 1716 г. как торжественно-траурный ритуал «Погребение с воинскими почестями».

Наряду с этим в русской армии с 40-х годов XIX в. стало святой традицией начинать вечернюю перекличку именами героев, навечно зачисленных в списки части за геройские поступки. Современный Устав внутренней службы (ст. 231) также содержит описание ритуала упоминания на вечерней поверке фамилий военнослужащих, навечно зачисленных в списки подразделений.

Демонстрация военной мощи на военных парадах вселяет в граждан уверенность в полной готовности Вооруженных Сил отстаивать интересы России на полях сражений.

С парадами неразрывно связаны салюты. Наиболее распространенной формой салюта в ознаменование особо выдающихся событий является салют выстрелами. Салюты вошли в нашу жизнь как неотъемлемая часть всенародных торжеств, знаменательных дат нашей истории.

Этот ритуал, как и многие другие, вызывает внутренний подъем, радость и восторг у всех, кто становится его свидетелем.

Огромное значение в воинских ритуалах традиционно имели музыка и строевые песни. Музыка включается в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех элементов образной формы ритуалов она является наиболее устойчивой, вносит в ритуалы особенную торжественность, создает приподнятое, праздничное настроение, вдохновляет, воодушевляет, сплачивает военнослужащих. В свое время А.В. Суворов сказал: «Музыка удваивает, утраивает армию. С крестом священника, развернутыми знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил!»

Особое место в системе российских воинских ритуалов принадлежит маршевой музыке. Например, при выносе Боевого знамени, в ритуалах торжественных встреч исполняется «Встречный марш» — более быстрый по темпу, чем строевой или походный.

Строевые смотры, прохождения в строю и другие воинские ритуалы сопровождаются песнями. При исполнении песни в строю каждый воин особенно остро чувствует себя частицей воинского коллектива. «Солдат без песни, что без ружья», — говорил А.В. Суворов. Это меткое замечание не потеряло своего значения и в наши дни.

Наряду с перечисленными и другими ритуалами сформировались ритуалы, отражающие специфику служебно-боевой деятельности других видов и родов войск, силовых ведомств, военных образовательных организаций.

Воспитательное воздействие ритуалов усиливается в связи с торжественностью, эмоциональностью, красотой и величавостью их проведения, которые не только убеждают в необходимости следовать традициям, но и воодушевляют военнослужащих на добросовестное отношение к служебному долгу.

Таким образом, традиции и ритуалы представляют собой своеобразное общественное явление, особую форму общественных отношений, проявляющихся в переходящих от поколения к поколению действиях, обычаях, принципах и нормах взаимоотношений между людьми.

В них отражаются морально-боевые качества воинов, нормы и правила их поведения на службе и в бою, везде, где приходится охранять государственные интересы нашей Родины. Это элементы их боевого наследия, это нравственные и моральные ориентиры, позволяющие новым поколениям избирать правильную линию поведения в сложных и экстремальных ситуациях.

Как убедительно показала жизнь, традиции и ритуалы формируют у военнослужащих стремление как можно лучше выполнить свой воинский долг, быть достойным славы старших поколений.

Методические рекомендации

1. Занятие целесообразно провести в форме рассказа-беседы, свободного диалога офицера с солдатами (матросами), в ходе которого периодически обращаться к военнослужащим с постановочными проблемными вопросами.

2. Руководителю во время занятия целесообразно использовать фото- и видеоматериалы, раскрывающие содержание основных положений темы, а также видеофрагменты из документальных и художественных фильмов, показывающих красоту воинских ритуалов, или видеозаписи о торжествах в своей воинской части.

5. Рассмотрение вопросов следует проводить в тесной связи с традициями своей части, с учетом служебного опыта военнослужащих, а также специфики ритуалов, проводимых в соответствующем виде (роде) войск.

На занятии руководителю (при необходимости) целесообразно также обратить внимание военнослужащих на причины и последствия негативных традиций и ритуалов, имеющих место в некоторых подразделениях.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

4. Горбылев М.И. Боевые традиции вооруженных сил: символы воинской чести : Учебное пособие — М. : Центр военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования г. Москвы, 2008.

5. Ендовицкий Д.А. Военно-политическая работа : Учебное пособие / Д.А. Ендовицкий, Ю.Н. Коренчук, В.Г. Шамаев. — М. : КНОРУС, 2021.

6. Карнеев Г.С. Воинские и патриотические ритуалы — М. : Изд-во ДОСААФ СССР, 1989.

7. Максимов С.Г. Русские воинские традиции — М. : Вече, 2015.

8. Серых В.Д. Воинские ритуалы. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Воениздат, 1986.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *