Принадлежащие дворянам помещикам что это
Публикации
История изменений статуса дворян может служить символом зарождения единых правовых норм и распространения их на все слои общества. О трансформациях связки прав и обязанностей дворян и крестьян как прообразе правовых взаимоотношений привилегированных сословий и общества в формирующемся государстве рассказывает в шестом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
История русского дворянства интересна в правовом аспекте тем, что в течение всей эпохи феодализма права дворян расширялись и неуклонно возрастали по восходящей. И это при том, что права других основных сословий русского общества – крестьян и бояр – настолько же неуклонно сокращались.
Объясняется это, видимо, тем, что дворяне явились атрибутом монархии и инструментом ее укрепления. Если крестьяне, ремесленники, купцы и бояре были в древности экономически независимыми от великих князей, то дворяне – то сословие, которое являлось производным от власти великих князей и полностью зависело экономически и во всех других отношениях от монарха.
Оно было неразрывно связано с государем, став его продолжением и руками. Поэтому укрепление монархии вплоть до стадии абсолютизма и рост прав дворян – два процесса с высоким процентом положительной корреляции. Можно сказать, что это вообще единый процесс.
Сами дворяне изначально являлись людьми, обслуживавшими княжеский «двор». Они брались на службу князем для выполнения различных административных, судебных и иных поручений. Их появление и обособление как отдельной социально-правовой группы датируется XII веком.
Бояре тоже служили князю, но, во-первых, обладали большим объемом прав, во-вторых, занимали более высокие должности, а, в-третьих, имели в собственности большие земельные владения, передаваемые по наследству. Поэтому дворян того времени можно определить как низшую часть военно-служилого сословия, составлявшую двор князя. Кстати, и крупные бояре тоже обзаводились такими же служилыми людьми при своем дворе.
В XII-XIII веках дворяне оставались «придворными» людьми, не отлучались со двора и кормились буквально из рук князя, получая часть собираемой ими дани и некоторое жалованье. Поэтому для этого времени их ошибочно заносить в класс феодалов, т.е. земельных собственников, что встречается в литературе. Дворяне в большинстве своем пока не имели прав на земельные угодья.
И только в XIV веке произошло резкое расширение прав дворян. Они стали получать за службу земельные поместья, отсюда и второе название данного класса – помещики. Однако, в правовом смысле дворяне в земельных отношениях не сравнялись с боярами.
Помещики не получали право собственности на полученные от великого князя земельные угодья. Поместье было всего лишь разновидностью жалованья служилому человеку. Он должен был кормиться и снаряжаться за счет феодальных поборов с крестьян, проживавших на его землях.
Это было условное землевладение: на условиях службы и на время службы. Соответственно, помещик не мог продавать, менять, дарить и передавать по наследству полученные земли. Прекращая служить князю или царю, дворянин немедленно лишался поместья.
Рассматривая связку прав и обязанностей дворян и крестьян в правовом аспекте можно считать, что крестьяне не просто исполняли феодальные повинности по отношению к помещику, но и тем самым выполняли обязанности перед государством, обеспечивая всем необходимым воинов монарха.
Такой взгляд поможет нам понять причины правового «вмешательства» государства в отношения дворян и крестьян. Речь идет о причинах появления и утверждения крепостного права. Конфликты в помещичьих усадьбах и бегство крестьян от помещиков было не просто частным делом участников этого процесса. Ведь крестьяне своим уходом фактически отказывались содержать, снабжать и вооружать казенного служилого человека, т.е. тем самым совершали деяния, объективно направленные против государственных интересов.
В архивах сохранились челобитные дворян царю, в которых они жаловались на то, что из-за бегства крестьян из их поместий они не имеют возможности купить боевого коня, меч и вообще не могут содержать свою семью. Действительно, уходя от феодальных поборов, крестьяне порой целыми деревнями полностью покидали владения отдельных помещиков, оставляя их без средств к существованию и подрывая тем самым обороноспособность государства.
Поэтому государство, законодательно защищая права дворян на эксплуатацию крестьян, действовало в своих интересах. Следовательно, обязательства крестьян по отношению к помещикам можно рассматривать и как исполнение ими одновременно государственных повинностей. А тот же натуральный или денежный оброк, выплачиваемый крестьянами своим хозяевам, очень похож, по сути и назначению, на налог на содержание армии.
Правомерность такой оценки сложных поземельных отношений между государством, помещиками и крестьянами подтверждается, на наш взгляд, тем, что первые акты закрепощения крестьян не делали их собственностью дворян. И прикрепляло государство земледельцев не к конкретным помещикам, а делало их «крепкими земле», т.е. они были обязаны оставаться на прежнем месте поселения и возделывать отведенные им земельные наделы. И это логично: земля ведь не являлась собственностью дворянина и поместье в принципе могло сменить хозяина.Впервые в законодательных актах термин «поместье» упоминается в Судебнике Ивана III 1497 года для обозначения особого вида условного землевладения, выдаваемого за выполнение государственной службы. В этом же документе также впервые содержится положение, регламентирующее начавшееся закрепощение крестьян. Это было сделано явно по многочисленным и настоятельным просьбам дворян.
Отныне помещики получали право удерживать крестьян на своих землях в течение всего цикла сельскохозяйственных работ. И только по окончании всех сельхозработ в течение двух недель: неделю до Юрьева дня – 26 ноября – и неделю после него, крестьянин мог уйти от своего хозяина.
При этом помещик имел право взыскать с земледельца плату за пользование земельными угодьями – «пожилое». Размер этой пошлины составлял 1 рубль в местностях, удаленных от леса, и полтину в лесистых местах (для справки: в то время один рубль стоила корова или лошадь).
Ко времени правления Ивана III относятся и другие акты, согласно которым права помещиков-дворян получают несколько более четкое очертание. Именно в это время поместное владение стало складываться в стройную и сложную систему, начали вырабатываться точные правила раздачи казённых земель в поместное владение служилым людям. Эти правила стали необходимы в ходе увеличившегося набора служилых людей и при усиленной раздаче им казённых земель.
Таким образом, в правовом отношении русское дворянство было весьма похожим на рыцарей в классическом западноевропейском феодализме. Поместная система была направлена на обеспечение и усиление войска в тех условиях, когда уровень социально-экономического развития страны пока не позволял централизованно содержать и оснащать армию.
Права дворян еще не были внятно прописаны в законодательных актах, и решения относительно представителей этого сословия принимались на базе сложившихся с XII века обычаев, т.е. отношения дворян с государством и с крестьянами регулировались в основном нормами обычного права. По объему своих прав дворяне занимали привилегированное положение, но уступали в этом высшему слою феодалов – боярам-вотчинникам.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 21 августа
Новое в блогах
СОСЛОВИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
Сословия в Российской империи.
(Историческая справка).
В России а начале XX в. продолжает действовать Свод законов Российской империи, определявший положения сословий. Закон различал четыре главных сословия:
дворянство,
духовенство,
городское население,
сельское население.
Городское население в свою очередь делилось на пять групп:
почётные граждане,
купцы,
цеховые мастера,
мещане,
мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму
Дворянство.
На протяжении XVIII в. идет процесс усиления роли дворянства как господствующего сословия. Серьезные изменения происходили в самой структуре дворянского сословия, его самоорганизации и правовом статусе. Эти изменения проходили по нескольким направлениям. Первое из них заключалось во внутренней консолидации дворянского сословия, постепенном стирании различий между существовавшими ранее основными группами служилых людей “по-отечеству” (бояр, дворян московских, дворян городовых, детей боярских, жильцов и т.д.).
Следует признать, что эта служба была действительно тяжела. Иной раз дворянин на протяжении большей части своей жизни не бывал в своих имениях, т.к. находился беспрерывно в походах или служил в дальних гарнизонах. Но уже правительство Анны Ивановны в 1736 г. ограничивает срок службы 25 годами.
Петр III Указом о вольностях дворянских 1762 г. отменил для дворян обязательную службу.
Значительное число дворян покинуло службу, вышло в отставку и осело в своих имениях. Одновременно дворянство было освобождено от телесных наказаний.
Екатерина II при своем воцарении в том же году подтвердила эти дворянские вольности. Отмена обязательности дворянской службы стала возможной в связи и с тем, что ко второй половине XVIII в. основные внешнеполитические задачи (выход к морю, освоение Юга России и т.д.) были уже решены и больше не требовалось крайнего напряжения сил общества.
Духовенство.
Следующим после дворянства привилегированным сословием являлось духовенство, которое подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество). Оно пользовалось определенными сословными привилегиями: духовенство и его дети освобождались от подушной подати; рекрутской повинности; подлежали церковному суду по каноническому праву (за исключением дел “по слову и делу государеву”).
Подчинение православной церкви государству являлось исторической традицией, коренившейся в ее византийской истории, где главой церкви являлся император. Опираясь на эти традиции, Петр 1 после смерти патриарха Адриана в 1700 г. не разрешил выборы нового патриарха, а сначала назначил рязанского архиепископа Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола с гораздо меньшим объемом церковной власти, а затем с созданием государственных коллегий, в их числе была образована Духовная коллегия в составе президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров для управления церковными делами.
После создания Синода, земли вновь были возвращены церкви и церковь обязали содержать из своих доходов часть школ, больниц и богаделен.
Секуляризация церковных имуществ была завершена Екатериной II. Указом 1764 г. церковь стала финансироваться из казны. Ее деятельность регулировалась Духовным регламентом 1721 года.
Городское населени.
Посадское, т.е. городское торгово-ремесленное население составляло особое сословие, которое в отличие от дворянства и духовенства не было привилегированным. На него распространялось “государево тягло” и все налоги и повинности, в том числе рекрутская повинность, оно подлежало телесным наказаниям.
Они платили подушную подать, подлежали рекрутской повинности и телесному наказанию, не имели права поступать на государственную службу, а при поступлении на военную службу не пользовались правами вольноопределяющихся.
Для мещан была разрешена мелочная торговля, различные промыслы, работа по найму. Для занятий ремеслом и торговлей они должны были записываться в цехи и гильдии.
Принадлежность к мещанскому сословию была наследственной.
Почётные граждане подразделялись на потомственных и личных.
Звание потомственного почётного гражданина присваивалось крупной буржуазии, детям личных дворян, священников и дьяков, художникам, агрономам, артистам имперских театров и т.д.
Звание личного почётного гражданина присваивалось лицам, которые были усыновлены потомственными дворянами и почётными гражданами, а также окончившие технические училища, учительские семинарии и артистам частных театров. Почётные граждане пользовались рядом привилегий: они освобождались от личных повинностей, от телесных наказаний и т.д.
Крестьянство.
Крестьянство, которое в России составляло свыше 80 % населения, своим трудом практически обеспечивало само существование общества. Именно оно платило львиную долю подушной подати и иных налогов и сборов, которые обеспечивали содержание армии, флота, строительство Петербурга, новых городов, уральской промышленности и т.д. Именно крестьяне как рекруты составляли основную массу вооруженных сил. Они же осваивали новые земли.
Крестьяне составляли основную массу населения, они подразделялись на: помещичьих, государственных посессионных и удельных принадлежащих царской фамилии.
В соответствии с новыми законами 1861 года крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда и крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями с наделением их гражданскими правами.
Крестьяне должны были платить подушную подать, другие налоги и сборы, давали рекрутов, могли быть подвергнуты телесным наказаниям. Земля на которой работали крестьяне принадлежала помещикам и пока крестьяне не выкупали её они назывались временнообязанные и несли в пользу помещиков различные повинности.
Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в сельские общества. В целях управления и суда несколько сельских обществ образовывали волость. В сёлах и волостях крестьянам было предоставлено самоуправление.
К середине 19 века в городах кроме купцов, заводчиков, банкиров появилась новая интеллигенция(архитекторы, художники, музыканты, врачи, ученые, инженеры, преподаватели и т.д.). Предпринимательством стало заниматься и дворянство.
Крестьянская реформа открыла дорогу развитию рыночных отношений в стране. Значительную часть предпринимательства составляло купечество.
Промышленный переворот в России в конце XIX в. превратил предпринимателей в значительную экономическую силу страны. Под мощным напором рынка сословия и сословные привилегии постепенно утрачивают своё былое значение.
Временное Правительство своим Декретом от 3 марта 1917 года отменило все сословные, вероисповедальные и национальные ограничения.
Новое в блогах
Крестьянское сословие на Руси.Разбор по категориям и опровержение некоторых мифов
Многим кажется,что на Руси с сословиями всё было просто-были дворяне и были крестьяне,которые делились на крепостных и незначительную часть вольных земледельцев.Но это совсем не так-скорее даже наоборот-основную часть крестьянства составляли независимые,вольные хлебопашцы и лишь в период расцвета крепостничества доля крепостных достигала 40% от общего количества крестьян в Российской империи.Миф о повальной крепостной зависимости крестьян усиленно вбивался в головы через учебники в период СССР-так же как и миф о повальной нищете русских крестьян.Описание о характеристика категорий крестьянства Российской империи это очень большая работа-поэтому я дам краткую характеристику разобрав некоторые распространённые мифы.
Но давайте я разберу этот вопрос подробнее-по пунктам
Ну давайте начнём с первого-более привычного-с крепостных крестьян.Ну для начала-они делились на чёрных крестьян и белых-В исторических источниках чёрные земли противопоставляются белым землям, которые находились во владении феодалов и церкви. Черные земли облагались налогами в пользу князя или казны, то есть царя, в отличие от белых земель, которые налогами не облагались.
Второе-крепостные крестьяне это не рабы-продажа крестьян без земли и телесные наказания в российской империи запрещались Законом.другое дело-что эти Законы нарушались сплошь и рядом-но когда на Руси Законы соблюдались?
И третье-крепостное право не так страшно как его нам изображали-ведь по сути в СССР было то же самое крепостное право-гражданин никуда не мог переехать без ПРОПИСКИ-то есть его КРЕПИЛИ как крестьян в старину к земле.
Прикрепление крестьян к земле началось в XIV в., когда в междукняжеских договорах появилось обязательство не переманивать друг у друга черно-тяглых крестьян. С середины XV в. устанавливался единый для всех Феодалов срок отпуска и приема крестьян, и было оговорено обязательство уплачивать за уходящего крестьянина определенную денежную сумму— пожилое.
Первым юридическим актом по закрепощению крестьян была ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило Юрьева дня (определенный и ограниченный срок перехода с уплатой пожилого). Это положение подтвердил Судебник 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. С конца XVI в. появляются указы об «урочных летах», устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5–15 лет).
Б. Д. Греков привел ряд доказательств в пользу предположения, что около 1580 года было издано «Уложение», не дошедшее до нас, которое вводило «заповедные лета», т.е. годы, «когда выход и вывоз запрещались впредь до государева указу». Таким образом приостанавливалось действие постановления о крестьянском выходе, о так называемом «Юрьевом дне». Первым заповедным годом был объявлен 1581 г. Это Уложение касалось не всех крестьян, так как и после его издания существовала значительная прослойка крестьян, сохранивших свободу перехода. По-видимому, впоследствии никакого «государева указа» о возобновлении выхода крестьян на Юрьев день не было издано.
После издания указа «о заповедных летах» была произведена перепись, закончившаяся в 1592 г. B писцовые книги 1581-1592 гг. были внесены имена крестьян, живших в момент переписи на описываемых землях. Занесение в писцовые книги того или иного крестьянина сделалось доказательством того, что он был «старожильцем* и как таковой терял право перехода. Таким образом, писцовые книги являлись в дальнейшем как бы документом крестьянского закрепощения.
Крепостные крестьяне на Руси делились на
1.Посессионные крестьяне — категория крепостных крестьян в Российской империи конца 17 — первой
половине 19 века закреплённых за посессионными мануфактурами
Посессионное право (лат. possessio — владение) — один из видов имущественного права в Российской империи XVIII—XIX столетий. Заключалось в передаче промышленникам и предпринимателям недворянского происхождения крестьян и земли в целях развития фабричного производства. Указом Петра I 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать деревни к мануфактурам
В состав посессионных крестьян входили купленные к «фабрикам» крестьяне, «вечноотданные» по указу 7 января 1736 г казённые мастеровые, переданные владельцам посессионных мануфактур.
Дворцовые крестьяне — феодально-зависимые крестьяне в России, принадлежавшие лично царю и членам царской фамилии. Земли, населённые дворцовыми крестьянами, назывались дворцовыми. Дворцовое землевладение складывается в период феодальной раздробленности (12—15 вв.). Основной обязанностью дворцовых крестьян было снабжение великокняжеского (позже — царского) двора продовольствием.
В период образования и укрепления Русского централизованного государства (конец 15—16 вв.) численность дворцовых крестьян увеличивается. По писцовым книгам 16 в. дворцовые земли находились не менее чем в 32 уездах Европейской части страны. В 16 в. в связи с развитием поместной системы дворцовые крестьяне стали широко использоваться для вознаграждения служилого дворянства.
Церковные крестьяне это крепостные крестьяне делившиеся на Монастырских крестьян и собственно церковных-принадлежащих церквям и соборам
Вторую категорию монастырских крестьян составляли так называемые нововходцы, или новопорядчики. Во-первых, это были крестьяне, которые обращались к монастырским властям с просьбой о разрешении поселиться на монастырской земле, во вторых — крестьяне, приглашенные самими монастырями на свои земли или переселенные ими из одного имения в другое. Тягловое бремя, которым обложена была черная земля, часто заставляло крестьян уходить из своих деревень и переселяться на белые монастырские земли, где они могли получить денежную помощь на хозяйственное обзаведение и освобождение от податей. Нововходцы почти всегда на некоторое время — от 3 до 5, реже до 10 лет — освобождались от оброка или оброк этот значительно сокращался, кроме того, они получали от монастыря денежную «подмогу» на обзаведение.
Бобылем назывался крестьянин или посадский человек, не включенный в обязанность нести тягло и платящий лишь более легкий бобыльский оброк. Стало быть, в основе своей это бедные люди, которые, однако, имели основание дорожить своим льготным по отношению к тяглу положением даже и тогда, когда они успевали достигать материального достатка.B глазах землевладельцев бобыли представляли даже некоторые преимущества: бобылю обычно отводилась не положенная в государственное тягло земля, т. e. земля еще не окультуренная, за бобыля не приходилось землевладельцу быть ответственным перед государством в той мере, как он отвечал за тягло крестьянина; в то же время бобыль распахивал землю и давал своему хозяину доход. Очень характерно, что бобыли, как ‘правило, дают своему хозяину оброк деньгами. Иногда они работают и на барщине.
Появление бобылей относится тоже приблизительно ко второй половине XV века. Вызывалось оно теми же причинами, которые способствовали и появлению новопорядчи- ков и увеличению кадров серебреников — кабальных людей. Документ, оформляющий правовое положение бобыля, бобыльская порядная, отличается от крестьянской порядной прежде всего тем, что бобыль не связывает себя с тяглой пашней и обязуется платить бобыльский оброк («Ce яз, Митька Андреев сын Бакакин, вольной человек, порядился есьми Софейского домд казначею. Жити мне, Дмитрею, у Софеи Премудрости Божии, в бобылех на Сермаксе и землю бобылъскую, пахать, где приищу, где мне любо. A платить мне, Дмитрею> в Софейскую казну бобыльского оброку на год по 10 алт. »).
Кроме бобылей на пашне источники часто упоминают бобылей-ремесленников и половников.
Половник по своей социальной природе очень близок серебреникам и новопорядчикам, т.е. людям, находившимся в зависимости срочной и устанавливаемой ‘ при участии денег, выдаваемых хозяином вперед. «А отказати серебреника и половника о Юрьеве дни, да и серебро заплатит» читаем в той же грамоте.
ГОРНОЗАВОДСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ-горнозаводские крестьяне распадались на 3 группы, которые при крестьянской реформе недостаточно были разграничены:
Вот примерное описание Крепостных крестьян Российской империи.Вторая часть это Не прикреплённые к земле крестьяне-имевшие право свободного выхода из общины..
Но это отдельная статья-продолжу во второй части
Принадлежащие дворянам помещикам что это
СОСЛОВИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ.
До революции в России официальным было сословное деление населения.
Оно подразделялось на два основных сословия:
— податных (крестьяне, мещане);
-неподатных (дворянство, духовенство).
Внутри каждого сословия были более мелкие сословия и слои. Государство предоставляло им определенные права, закрепленные законодательством. Они гарантировались лишь тогда, когда сословия выполняли определенные повинности, например, выращивали хлеб или занимались промыслами.
Аппарат чиновников регулировал отношения между сословиями и определял их «повинность». Таким образом, сословная система была неотделима от государственной.
Поэтому можем определить СОСЛОВИЯ как СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ГРУППЫ, РАЗЛИЧАЮЩИЕСЯ ОБЪЁМОМ ПРАВ и ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ГОСУДАРСТВУ.
Согласно переписи 1897 г., все население страны, а это 125 миллионов человек, распределялось на следующие сословия: дворяне— 1,5% всего населения, духовенство— 0,5%, купцы— 0,3%, мещане— 10,6%, крестьяне — 77,1%, казаки — 2,3%.
Податные сословия:
МЕЩАНЕ
ЦЕХОВЫЕ РЕМЕСЛЕННИКИ
КРЕСТЬЯНСТВО: государственные,экономические,приписные, черносошные, ясачные,ямщики, помещичьи, солдаты и их дети.
В дальнейшим мы рассмотрим каждое сословие отдельно.
Термины. СОСЛОВИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ. КРЕСТЬЯНСТВО.
Самое многочисленное сословие в дореволюционной России. Крестьянство, которое в России составляло свыше 80 % населения, своим трудом практически обеспечивало само существование общества. Именно оно платило львиную долю подушной подати и иных налогов и сборов, которые обеспечивали содержание армии, флота, строительство Петербурга, новых городов, уральской промышленности и т.д. Именно крестьяне как рекруты составляли основную массу вооруженных сил. Они же осваивали новые земли.
Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать, и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию.
Русское крестьянство в сословной системе разделялось на ряд категорий:
С развитием экономики появились
— ПОССЕСИОННЫЕ (ПРИПИСНЫЕ крестьяне), приписанные к определённым заводам;
После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины. Они продолжали платить подушную подать, её отменили только в начале XX века. Только в 1906 г. крестьяне получили право свободного выхода из общины и право частной собственности на землю.