приметы в русской литературе

Примеры суеверий и примет в произведениях писателей?

А. Н. Островский «Гроза»
Для калиновцев гроза-это божья кара.

Дикого возмущает представление о грозе как об электрических разрядах. Он, как и все калиновцы, убежден в том, что гроза посылается людям в напоминание об ответственности за их поступки.
«. Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться.

Ф е к л у ш а. Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние,
по всем приметам последние.

А вот еще, матушка Марфа Игнатьевна, было мне в Москве видение некоторое. Иду
я рано поутру, еще чуть брезжится, и вижу, на высоком-превысоком доме, на
крыше, стоит кто-то, лицом черен ‘. Уж сами понимаете кто. И делает он
руками, как будто сыплет что, а ничего не сыпется. Тут я догадалась, что это
он плевелы сыплет, а народ днем в суете-‘то своей невидимо и
подберет. Оттого-то они так и бегают, оттого и женщины-то у них все такие
худые, тела-то никак не нагуляют, да как будто они что потеряли либо чего
ищут: в лице печаль, даже жалко.

Феклуша. Конечно, не мы, где нам заметить в суете-то! А вот умные люди
замечают, что у нас и время-то короче становится. Бывало, лето и зима-то
тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как
пролетят. Дни-то и часы все те же как будто остались, а время-то, за наши
грехи, все короче и короче делается.

В пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» народ-солнцепоклонник не считал добрыми качествами холодность, мрачность, угрюмость, злыми приметами чего являлись темнота и черный цвет.
В пьесе показан об­ряд «кликанья весны».

Пушкин, хорошо знавший народные поверья и приметы, обыграл роковую роль дареного жемчуга в своей трагедии «Русалка».
Князь, покидая обманутую им девушку, на прощанье сам надевает на нее жемчужное ожерелье. И она » чувствует гнетущую силу недоброго дара».

приметы в русской литературе. Смотреть фото приметы в русской литературе. Смотреть картинку приметы в русской литературе. Картинка про приметы в русской литературе. Фото приметы в русской литературе

возьмите Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки» и проштудируйте. Суеверия и приметы порою определяются в тексте вводным предложением «Ведь все знают что. » (если ведьме насыпать на хвост соли, то. ) к примеру

Источник

Школяру.ру | В помощь школьнику

А помогают нам поближе познакомиться с ними произведения русских писателей: Ивана Сергеевича Тургенева «Записки охотника», Николая Васильевича Гоголя «Майская ночь или утопленница», «Старосветские помещики», Николая Семёновича Лескова «Очарованный странник» и многие другие.

У И.С.Тургенева в рассказе «Бежин луг» речь о приметах и суевериях ведут дети.

«…-Экое диво! – промолвил Костя.- я думал, покойников можно только в родительскую субботу видеть.

— Ну, и видела она кого-нибудь? – с любопытством спросил Костя.- Как же. Перво-наперво она сидела долго, долго, никого не видала и не слыхала… только всё как будто собачка этак залает, залает где то… Вдруг, смотрит: идёт по дорожке мальчик в одной рубашонке. Она приглянулась – Ивашка Федосеев идёт…

— Тот, что умер весной? – перебил Федя.

-Неужто сама? – спросил Федя

— Ну что ж, ведь она ещё не умерла?

— Да году то ещё не прошло. А ты посмотри на неё, в чём душа держится…».

Часто у людей вызывают опасение видения, которые приходят во сне. Эти видения в различных образах приносят важную весть от умерших родственников, и тогда люди готовы принять важное решение в жизни. К Ивану Северьяновичу Флягину (герою повести Н.С.Лескова «Очарованный странник») видение приходит в виде монаха. Монах приносит ему весть: «… будет он много раз погибать и не разу не погибнет, пока не придёт настоящая погибель. Тогда вспомнишь ты материно обещание за тебя и пойдёшь в чернецы».

Внимательно проанализировав роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин, я заметил много сходств Татьяны с современными девушками. Татьяна верит в падающую звезду, загадывая желание, как и мы. Кот на печке лапкой рыльце моет – к гостям, а встреча на улице с монахом предвещает какое-то несчастье.

***И.С.Тургенев «Бежин луг»;

***Н.С.Лесков «Очарованный странник»;

***А.С.Пушкин «Евгений Онегин»;

Есть в литературе тема, почти не тронутая критиками и, кажется, не прочувствованная читателями. Эта тема так называемой «нечисти» и прочей невидимой силы. Стоит чуть-чуть задуматься и видишь, что литература затронула, однако, лишь самую малость чрезвычайно богатого пласта народной культуры, мира нечеловеческого, но очеловеченного, одновременно неведомого и знакомого, страшного и полезного, чужого и своего.

Вот такие приметы и суеверия я выявил при анализе произведений русских писателей.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ приметы России.docx

Муниципальная научно-практическая конференция

учащихся 5-7 классов

Миасского городского округа

Приметы и суеверия России, отраженные в художественной литературе

(Филологические науки. Литературоведение)

Автор: Асланова Зульфия,

6 класс, МБОУ «СОШ № 22»,

Цюнько Наталья Викторовна,

учитель русского языка и

Миасский городской округ

ГЛАВА 1. ПРИМЕТЫ И СУЕВЕРИЯ – ЧАСТЬ ЖИЗНИ РОССИЯН

Приметы, суеверия, предрассудки

1.2. Приметы и суеверия в жизни школьников

ГЛАВА 2. МИСТИКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

2.1. «Суеверный» Пушкин. Анализ «мистического» в произведениях А. С. Пушкин

2.2. Взаимодействие «православной идеологии» В. Жуковского с русской «суеверной» литературой

2.3. Спасские легенды в творчестве И. С. Тургенева

Для европейца знание примет и суеверий, может быть, и не имеет особой практической ценности, но в России они необходимы, чтобы понять русскую жизнь и не задавать лишних, а иногда и бестактных вопросов. Надо признать, что русские очень суеверны, и эта черта их характера, вероятно, унаследована еще от языческих предков.

Каждый день человек разумный плюет через левое плечо, стучит по дереву, умалчивает о своих достижениях, только чтобы никто не сглазил. Почему человек доверяет подобным обстоятельствам? Что заставляет поступать его так, а не иначе?

В процессе поиска ответов на поставленные вопросы мы выявили гипотезу для дальнейшего исследования: если люди верят в приметы и суеверия с незапамятных времен, то предрассудки до сих пор имеют влияние на нашу жизнь.

Актуальность моей темы очевидна, так как даже в наше время многие люди остаются суеверными, приметы и предрассудки настолько вошли в нашу жизнь, что стали неотъемлемой частью нашей натуры. Например, многие люди носят при себе какую-нибудь вещицу, которая, как они свято верят, приносит им счастье. Это может быть монетка, пуговица, игрушка, камешек, украшение, игральная карта и так далее. Такую вещичку обычно называют талисманом и стараются никогда с ней не расставаться.

Цель работы – исследовать особенности примет и суеверий России, а также определить, как они отразились в художественной литературе через призму авторского «Я» и влияют на жизнь современного человека до сих пор.

Для достижения цели исследования определены следующие задачи :

Проработать теоретический материал о приметах и суевериях.

Изучить суеверия и приметы, используемые в текстах А. С. Пушкина, В. А. Жуковского и И. С. Тургенева. Проанализировать отношение писателей к мистике.

Провести социологическое исследование в 6 классе: в какие приметы и суеверия верят школьники, как они влияют на их жизнь.

Теоретическая значимость: изучить художественные произведения, в которых писатели обращаются к приметам и суевериям, как к основополагающим причинам, которые влияют на судьбы героев.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы как в области литературоведения при изучении художественных произведений, так и в области исторических наук, как дополнительный материал при изучении язычества на Руси.

Объект: приметы и суеверия России

Предмет: изучение влияния предрассудков на судьбы писателей, героев художественных произведений и на жизнь современных людей.

Методы исследования: анкетирование, поиск информации, классификация, обобщение.

Глава 1. Приметы и суеверия – часть жизни россиян

П риметы, суеверия, предрассудки.

«Привычку не переделаешь»

Откуда исходит эта странная особенность коллективного сознания целого народа, не зависящая от уровня образованности человека – верить в приметы и суеверия?

Вспомним особенности природы, сурового климата, историю страны, византийскую склонность русских к мистике. Очень многое идет от веры людей в темные силы, в чертовщину, которая может нарушить их планы, вмешаться в нормальный ход жизни.

Приметам можно верить или не верить, но и по сей день они много значат, придавая российской жизни особый колорит.

Ожегов С.И. даёт нам дает нам такое определение:

Суеверия – вера во что-нибудь сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования, в приметы.

До сих пор многие русские боятся дурного глаза (отсюда «сглазить») и для защиты от него носят крест на теле или булавки в Швах одежды (особенно женщины).

Многие приметы связаны с правой или левой стороной. Левая сторона считается у русских счастливой, а правая — несчастливой. Помните, чтобы снять сглаз, нужно плюнуть через левое плечо. Зачесался левый глаз — к радости, зачесался правый — к слезам. Чешется левая рука — получать деньги, а вот если правая — значит, придется их отдавать. Споткнулся на левую ногу — к будущей удаче, на правую — к неудаче.

Забавно, что даже образованные люди, если и не верят всем этим «бабушкиным сказкам», тем не менее хорошо их знают. Смеются над собой или над другими людьми, но на всякий случай плюют три раза через левое плечо или стучат по деревяшке, считают цифры на билете.

Суеверия, предрассудки, вера в приметы и прочую чертовщину — это часть национальной психологии, тесно связанная с фольклором, историей народа и его культурой, а потому достойна интереса и внимания.

1.2. Приметы и суеверия в жизни школьников

Нам захотелось узнать, а в какие же приметы и суеверия верят ученики нашей школы. Для этого я провела анкетирование среди учащихся 6 класса МБОУ «СОШ № 22».

По результатам исследования была составлена таблица (см.Таблица №1). Из данной таблицы следует, что 82% опрошенных верят в приметы и суеверия, а 18 человек – нет. В чёрную кошку верят 77% опрошенных, а 23% не верят. 32% верит в суеверие вернуться с дороги, а 68% нет. При виде падающей звезды загадывают желание 41%, а 59% не верят в данное суеверие. В сны верят 73% опрошенных, а 27% не верят. На экзамен кладут пятак под пятку 41% ребят, а 59% обходятся без этого. В потусторонние силы, в привидения верят 68%, а 32% не верят в данное суеверие.

Следующая часть моей исследовательской работы состояла в том, что учащиеся рассказывали о тех приметах, в которые верят они, их родственники. 82% опрошенных верят, что если со стола упадет какой-либо прибор (вилка, ложка, нож) это к гостям. 73% будут здороваться, если у них чешется правая ладонь и получать деньги если чешется левая ладонь. 50% ребят знают, что нельзя дарить чётное количество цветов, так же 9% ждут дождь, если ласточки летают низко над землёй. 27% верят, что кошка намывает гостей (см. Таблица №2).

Глава 2. Мистика в художественной литературе.

На наш взгляд, своеобразие русской литературы в немалой степени определялось ее связью с народной (фольклорной) культурой. Характер, тип связей, удельный вес фольклорного начала менялись от эпохи к эпохе, зависели от творческой личности писателя, от событий общероссийского (войны, революции, отмена крепостного права, рост городов, научно-технический прогресс и т.п.) или местного значения. Но сам процесс взаимовлияния, взаимообогащения литературы и фольклора в России никогда не прерывался.

2.1. Суеверный Пушкин.

Мечтанью вечному в тиши

Так предаемся мы, поэты;

Так суеверные приметы

Согласны с чувствами души.

Впоследствии Пушкин признавался друзьям, что после этой встречи с греческим магом он каждый раз с отвращением ставил ногу в стремя. Грек не ошибся – убийца Пушкина Дантес был белокур, носил белый мундир и ездил на белой лошади.

Пушкин верил в тайные знания: некоторые его произведения иначе, как мистическими, не назовешь.

Он хорошо знал древнерусскую историю, летописи и русский фольклор. Со всей серьёзностью относился к легендам, былинам и народным преданиям, обращая внимание на мистические мелочи.

Могучее поэтическое воображение поэта преображало предания и легенды в его творчестве, где он выступал своеобразным проводником народных традиций.

Заговоры, причитания, заклинания, народные поверья, мистика и эзотерика – всё это мы можем найти в сказках, поэмах и других произведениях, когда мифы переплетаются с живой историей и поэтически воплощаются сказания русской древности.

Достаточно вспомнить поэмы «Руслан и Людмила», «Песнь о вещем Олеге», «Бахчисарайский фонтан», «Сказки Пушкина» и многое-многое другое.

Анализ «мистического» в произведениях А. С. Пушкина

«Песнь о Вещем Олеге»

Поэт Александр Сергеевич Пушкин интересовался историей русского государства. Он читал летописи, изучал архивы. Поэт хорошо знал народное творчество и, наверное, ему были известны легенды о князе Олеге.

В народных преданиях Олег изображается кудесником, умеющим обернуться зверем и птицей, и даже маленьким муравьем. В народе Олега называли вещим за то, что он много знал, был мудрым князем, умел предсказывать будущее. И поэт написал «Песнь о вещем Олеге», очень похожую на народную былину.

«Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Интересно, что в летописях нет сведений о том, как в действительности умер князь Олег. Легенда об Олеге, так красиво рассказанная А. С. Пушкиным в форме старинной песни, становится похожей на правду, ведь суеверный поэт не мог допустить ошибки в предсказании кудесника.

Поэма поражает читателей великолепием содержания, удивительной живостью и яркостью картин, пусть самых фантастических: мы встречаем то живые, почти «реалистически» увиденные поэтом образы фантастического содержания (например, описание гигантской живой головы во второй песне), то в нескольких стихах показанную исторически верную картину древнерусского быта (свадебный пир у князя Владимира в начале поэмы). Поэма наводнена мистическими и мифическими персонажами, особенно её начало, знаменитое «У лукоморья…»

В прологе мы наблюдаем засилье сказочных фантастических героев: «…леший бродит, русалка на ветвях сидит», «…избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей», «… днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом», «…там ступа с Бабою Ягой идёт, бредёт сама собой», «…там царь Кощей над златом чахнет»… Кроме нечистых сил пролога мы наблюдаем в поэме других чудесных персонажей. Это колдун Финн, ведьма Наина, злобный чародей Черномор. Имеются и сказочные атрибуты, такие как живая и мёртвая вода, волшебный меч-кладенец, шапка-невидимка, говорящая голова.

А.С.Пушкин пре дстает перед нами хорошим знатоком русской и мировой мифологии, человеком необыкновенно образованным и умным, гениальным поэтом, в очередной раз доказывающим, что с воеобразие русской литературы в немалой степени определяется ее связью с народной (фольклорной) культурой.

2.2. Взаимодействие «православной идеологии» В. Жуковского с русской «суеверной» литературой

«Что за прелесть чертовская его небесная душа!» —

говорил о Жуковском Пушкин.

За каждым произведением русской литературы мы можем увидеть «я» его автора. Если говорить о религиозных взглядах В. Жуковского, его отношении к суевериям, то надо отметить, что тема эта хорошо не изучена. Первые биографы Жуковского (К. К. Зейдлиц, П. Загарин ) хотя и отмечали религиозность поэта, но не придавали этому факту определяющего значения. Русский историк литературы А. Н. Веселовский относился к религиозным исканиям Жуковского неприязненно и свысока, расценивая их как бегство от социальных проблем.

Как же уживаются религиозные взгляды писателя с его суеверными героями баллад?

В основе его творчества лежит этико-философская проблематика : жизнь как постоянное противостояние судьбе, как поединок человека и обстоятельств, которые одерживают верх над ним, трагическая обреченность человека, наличие неподвластной ему силы рока.

В основе эстетики баллад лежит представление об ужасном событии в судьбе человека, оно реализуется у романтиков в образах привидений, мертвецов, которые оживают в фобах; мертвых женихов, скачущих ночью на коне за невестой; сатаны, являющегося за душой грешника; злодеев, продавших душу ребенка дьяволу. Действие происходит в особой полуфантастической обстановке: кладбище, разверстые могилы, каркающие вороны, багровая луна, освещающая пляшущих духов или скелеты, ночной лес, горящие деревья.

Поэтика фантастического и ужасного, атмосфера тайны, нарочито запутанные проблемы романтической этики (справедливость, возмездие, самопожертвование, верность долгу, любовь и бескорыстие) — основные слагаемые художественного мира, открывшегося русскому читателю в балладах Жуковского «Светлана», «Людмила», «Лесной царь» и т.д.

Основа балладного сюжета заключена в преодолении человеком преграды между посюсторонним и потусторонним миром.

В балладах В. Жуковского перед читателем впервые открылся поэтичный и исполненный глубокого внутреннего драматизма мир народных легенд, поверий, обрядов и преданий. Обозначая фольклорные жанры, связанные с фантастикой, общим термином «суеверия», Жуковский дал им необычайно высокую эстетическую оценку, назвав их «национальной поэзией, которая у нас пропадает, потому что никто не обращает на нее внимание». Но именно эти «суеверные предания» явились почвой для создания национальной русской баллады, первым опытом которой стала «Светлана» Жуковского (1808–1812).

Не обнаружив в русском фольклоре сюжета о женихе-мертвеце (в Россию подобный сюжет проник сравнительно поздно), поэт нашел множество фольклорных преданий, легенд, поверий, имеющих немало общего с ним, натолкнулся, в частности, на такие своеобразные явления, как русская обрядовая поэзия и разные типы святочных гаданий, во время которых, по народным поверьям, невесте «является» ее будущий жених.

В “Светлане” поэт использовал древнее поверье о гаданиях крестьянских девушек в ночь перед Крещением. В начале ХIХ века гадания утратили свою первоначальную магическую основу, став излюбленной девичьей игрой.

Единственным путем к перемене жизни девушки в прошлом было ее замужество, поэтому и вопрос, кто будет ее “суженым”, был очень важным. Поэт обращается только к некоторым из древних девичьих гаданий, поскольку ему важна не этнографическая полнота древнейших форм, а новые средства для создания национального колорита в стихотворении. В сюжете “Светланы” девушки бросают за ворота башмачок, и чей из них будет поднят случайным прохожим, та и выйдет замуж первой:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны,
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Баллады В. Жуковского намекают на необычность отношений с миром, на странную и страшную связь с потусторонними явлениями. Она не всегда выступает благом, но, в конечном счете, все же обнаруживает – даже в ущерб конкретному человеку – просветляющий нравственный смысл.

Будучи человеком верующим, В. Жуковский старался не переносить суеверия в реальную жизнь, но и отрицать потусторонний мир не спешил. Народные легенды и суеверия в его произведениях – скорее, отражение мировоззрения людей начала XIX в.

2.3. Спасские легенды в творчестве И. Тургенева

И. С. Тургенев верил в судьбу, но по-своему, без фатализма. «У каждого человека есть своя судьба! Как облака сперва слагаются из паров земли, восстают из недр ее, потом отделяются, отчуждаются от нее и несут ей, наконец, благодать или гибель, так около каждого из нас же самих образуется. род стихии, которая потом разрушительно или спасительно действует на нас же. Эту-то стихию я называю судьбой. Другими словами и говоря просто: каждый делает свою судьбу, и каждого она делает. «1

О суевериях и преданиях автор не просто наслышан, много толков было о его деде по материнской линии Иване Ивановиче Лутовинове.

Всю жизнь он подчинил накопительству и обогащению. Используя высокое положение в кругах мелкого провинциального дворянства, Иван Иванович правдами и неправдами расширял границы своих владений, а под старость лет вообще превратился в Скупого рыцаря.

И хоть восхищалась старая крестьянская Русь энергией и силой, размашистой предприимчивостью своего барина, недобрую славу оставил он о себе в народе. Все легенды об основателе спасской усадьбы неизменно окрашивались в какие-то жутковатые тона. Погребен был Иван Иванович в фамильном склепе под часовней, им самим сооруженной при въезде в усадьбу, в углу старого кладбища. С этой часовней и расположенным невдалеке от нее Варнавицким оврагом связывали крестьяне страшное поверье. Два эти места считались в народе нечистыми: неспокойно лежалось усопшему барину в каменном склепе, мучила совесть, давила могила. Говорили, что по ночам выходит он из часовни и бродит по зарослям глухого Варнавицкого оврага и по плотине пруда в поисках разрыв-травы. Из поколения в поколение передавалась эта легенда, и не случайно звучит она в устах крестьянских ребят из «Бежина луга»:

Ну, молодец же после этого Трофимыч. Ну, и что же тот?

— А на что тебе, батюшка Иван Иваныч, разрыв-травы? Давит, говорит, могила давит, Трофимыч».

Да и сам Тургенев еще мальчиком обегал это проклятое народом место, а в 1881 году говорил гостившему у него в Спасском Я. П. Полонскому: «Ни за что бы я не желал быть похороненным на нашем спасском кладбище, в родовом нашем склепе. Раз я там был и никогда не забуду того страшного впечатления, которое оттуда вынес. «

Источник: Ю. В. Лебедев. Тургенев. М: Молодая гвардия, 1990. (Жизнь замечательных людей).

Другим проклятым урочищем считались остатки старой лутовиновской усадьбы на Ивановском поле: три одинокие ели из бывшего сада, росшие близко одна от другой, в двадцати метрах от пруда, стройные и такие высокие, что вершины были видны на горизонте чуть ли не за 60 верст от Ивановского. В 1847 году одна ель упала во время бури на вал канавы так, что вершина ее осталась над землей и служила забавными качелями для крестьянских ребят, пока однажды ель не скатилась и не захлестнула вершиной мальчика и девочку.

С этими елями тоже связано было страшное предание. Рассказывали, что жил некогда по соседству в сельце Губарево бедный помещик и служил главным управляющим спасской вотчиной у богатых Лутовиновых. Часто он наказывал кнутом и розгами спасских крестьянок. Наконец одна из них не выдержала,

узнали, куда исчез их верный слуга. А крестьянка закопала его у Ивановского пруда под тремя елями.

Спасские легенды, художественно осмысленные Тургеневым, органически вошли в сборник рассказов «Записки охотника» (Приложение 2).

Источник

Примеры суеверий и примет в произведениях писателей?

А. Н. Островский «Гроза»
Для калиновцев гроза-это божья кара.

Дикого возмущает представление о грозе как об электрических разрядах. Он, как и все калиновцы, убежден в том, что гроза посылается людям в напоминание об ответственности за их поступки.
«. Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться.

Ф е к л у ш а. Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние,
по всем приметам последние.

А вот еще, матушка Марфа Игнатьевна, было мне в Москве видение некоторое. Иду
я рано поутру, еще чуть брезжится, и вижу, на высоком-превысоком доме, на
крыше, стоит кто-то, лицом черен ‘. Уж сами понимаете кто. И делает он
руками, как будто сыплет что, а ничего не сыпется. Тут я догадалась, что это
он плевелы сыплет, а народ днем в суете-‘то своей невидимо и
подберет. Оттого-то они так и бегают, оттого и женщины-то у них все такие
худые, тела-то никак не нагуляют, да как будто они что потеряли либо чего
ищут: в лице печаль, даже жалко.

Феклуша. Конечно, не мы, где нам заметить в суете-то! А вот умные люди
замечают, что у нас и время-то короче становится. Бывало, лето и зима-то
тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как
пролетят. Дни-то и часы все те же как будто остались, а время-то, за наши
грехи, все короче и короче делается.

В пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» народ-солнцепоклонник не считал добрыми качествами холодность, мрачность, угрюмость, злыми приметами чего являлись темнота и черный цвет.
В пьесе показан об­ряд «кликанья весны».

Пушкин, хорошо знавший народные поверья и приметы, обыграл роковую роль дареного жемчуга в своей трагедии «Русалка».
Князь, покидая обманутую им девушку, на прощанье сам надевает на нее жемчужное ожерелье. И она » чувствует гнетущую силу недоброго дара».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *