приметы в кому на руси жить хорошо
«Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. » (гражданская лирика Н. А. Некрасова)
Школьное сочинение
Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: «Я лиру посвятил народу своему. » В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: «Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой».
Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что «поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе». Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.
Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых «Деловой разговор» (1851), «Памяти Белинского» (1853), поэма «Несчастные» (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме «В. Г. Белинский», написанной в 1855 году.
Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был «родником» «богатых сил природных» — «источником» благородных мыслей и «честных, бескорыстных дел!». Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:
стремленьем к истине суровой
горячий труд его дышал.
В обстановке, когда «все глухо и мертво в литературе нашей было», Белинский сумел великолепно выразить потребность «в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла». Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:
О! сколько есть душой свободных
Сынов у родины моей,
И неподкупно верных ей,
Кто в человеке брата видит,
Кто зло клеймит и ненавидит.
Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные «друзья отчизны». Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.
В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении «Памяти Добролюбова», написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Внезапность смерти очень точно передана метафорой » ударил час «. А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: «И вещее перо из рук упало». Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: «свобода», «слава», «русская земля», «гордость», «душевная красота»; используется стилистически окрашенная лексика: «мирские наслаждения», «года минули», «благодатно совмещены», «высоко вознесся» и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: «светлый рай», «сокровища душевной красоты», метонимические конструкции: «Какой светильник разума угас», «Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно».
Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:
Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни.
Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.
Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как «Муза» (1852), «Блажен незлобивый поэт. » (1852), «Поэту (Памяти Шиллера)» (1874), «Элегия» (1874) и др.
Прославленное стихотворение «Поэт и гражданин», написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего «идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. «. Строки, «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: «Я не поэт, а гражданин». Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.
Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии «Музе» (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — «сестра народа — и моя!»:
Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая «. любить народ, родину, служить им сердцем и душой».
Загадки в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова (фольклор)
«У колодца». Иллюстрация С. В. Герасимова |
Загадки являются одной из многочисленных форм фольклора, используемых Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Ниже представлены 25 русских народных загадок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова (фольклор в произведении).
Загадки в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова (фольклор в произведении)
«. Ой тени! тени черные! / Кого вы не нагоните? / Кого не перегоните? / Вас только, тени черные, / Нельзя поймать – обнять. «
(в основе лежат народные загадки про тень: «Чего не догонишь?», «Что глазами видеть можно, а руками взять нельзя?», «Что с земли не подымешь?».
«. Никто его не видывал, / А слышать всякий слыхивал, / Без тела — а живет оно, / Без языка — кричит. «
(в основе лежит народная загадка про эхо: «Живет без тела, говорит без языка, плачет без души, смеется без радости; никто его не видит, а всяк слышит»)
«. Лука похож на мельницу: / Одним не птица мельница, / Что, как ни машет крыльями, / Небось не полетит. «
(в основе лежит народная загадка про мельницу: «Птица-юстрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места»)
«. Смеется солнце красное, / Как девка из снопов. «
(в основе лежит народная загадка про солнце: «Красна девушка в окошко глядит»)
«. Так с бородой козел / Гулял по свету ранее, / Чем праотец Адам, / А дураком считается / И посейчас козел. «
(в основе лежат народные загадки про козла и барана: «Кто с бородой родился?», «Кто прежде родился: баран или Адам?»)
«. Земля не одевается / Зеленым ярким бархатом / И, как мертвец без савана, / Лежит под небом пасмурным / Печальна и нага. «
(в основе лежит народная загадка про землю и снег: «Ни хилела, ни болела, а саван надела»)
«. Замок – собачка верная: / Не лает, не кусается, / А не пускает в дом. «
(в основе лежит народная загадка про замок: «Черненькая собачка свернувшись лежит: не лает, не кусает, а в дом не пускает»)
«. Подлец ты, не топор! / Пустую службу, плевую / И ту не сослужил. / Всю жизнь свою ты кланялся, / А ласков не бывал. «
(в основе лежит народная загадка про топор: «Кланяется, кланяется: придет домой, растянется»)
«. Ночь тихая спускается, / Уж вышла в небо темное / Луна, уж пишет грамоту / Господь червонным золотом / По синему по бархату. «
(в основе лежит народная загадка про небо и звезды: «Написана грамотка по синему бархату, и не прочесть этой грамотки ни попам, ни дьякам, ни умным мужикам»)
«. Куда же ты, Оленушка? / Постой! еще дам пряничка, / Ты, как блоха проворная, / Наелась – и упрыгнула. Погладить не далась. «
(в основе лежат народные загадки про блоху: «Мала, а проворна; Где бывает — Там повелевает. » и «Пои, корми, а погладить не дается»)
«. И веник дрянь, Иван Ильич, / А погуляет по полу, / Куда как напылит. «
(в основе лежит народная загадка про веник: «Невелик мужичок, ножки жиденьки, подпоясан коротенько, а по избе пройдет — так пыль столбом»)
«. Не веретенце, друг! / Вот то, чем больше вертится, / Пузатее становится. «
(в основе лежит народная загадка про веретено: «Чем больше я верчусь, тем больше я толстею»)
«. Весь век пила железная / Жует, а есть не ест. «
(в основе лежит народная загадка про пилу: «Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает»)
«. А свиньи ходят по земи — / Не видят неба век. «
(в основе лежит народная загадка про свинью: «По земле ходит, неба не видит»)
«. Привстал — и бабу за косу, / Как редьку за вихор. «
(в основе лежит народная загадка про редьку: «Кто ни подошел — всяк меня за вихор»)
«. Стоят «князья Волконские» / И детки их, что ранее / Родятся, чем отцы. «
(в основе лежат народные загадки о копнах, снопах, стогах сена: «Наперед отца и матери детки родятся», «Текушки текут, бегушки бегут, хотят Волынского князя сломать».
«. Соринка – дело плевое, / Да только не в глазу: / Пал дуб на море тихое, / И море все заплакало. «
(в основе лежит народная загадка про соринку в глазу: «Пал дуб в море; море плачет, а дуб нет»)
«. Как рукомойник кланяться / Готов за водку всякому. «
(в основе лежит народная загадка про рукомойник: «Один богомол — и всем кланяется»)
«. Придет пора последняя: / Заедем все в ухаб, / Не выедем никак, / В кромешный ад провалимся. «
(в основе лежит народная загадка о могиле «Заедешь в ухаб, не выедешь никак»)
«. Уж налились колосики. / Стоят столбы точеные, / Головки золоченые. «
(в основе лежит народная загадка о колосьях ржи: «На поле Ногайском, на рубеже Татарском стоят столбы точеные, головки золоченые»)
«. Теперь горох у всякого — / У старого, у малого, / Рассыпался горох / На семьдесят дорог. «
(в основе лежит народная загадка про небо, звезды или град: «Рассыпался горох на двенадцать (на семьдесят) дорог»)
«. Такая свекла добрая! / Точь-в-точь сапожки красные, / Лежит на полосе. «
(в основе лежит народная загадка про свеклу: «Красненьки сапожки в земельке лежат»)
«. Да правды из мошенника / И топором не вырубишь, / Что тени из стены. «
(в основе лежит народная загадка про тень: «Чего из стены не вырубишь?»)
«. А силой тот не хвастайся, / Кто сна не поборал. «
(в основе лежат народные загадки про сон: «И рать и воеводу в один мах перевалял», «Кого не осилит ни князь, ни псарь, ни княжий выжлок?»)
«Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. » (гражданская лирика Н. А. Некрасова)
Школьное сочинение
Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: «Я лиру посвятил народу своему. » В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: «Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой».
Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что «поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе». Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.
Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых «Деловой разговор» (1851), «Памяти Белинского» (1853), поэма «Несчастные» (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме «В. Г. Белинский», написанной в 1855 году.
Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был «родником» «богатых сил природных» — «источником» благородных мыслей и «честных, бескорыстных дел!». Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:
стремленьем к истине суровой
горячий труд его дышал.
В обстановке, когда «все глухо и мертво в литературе нашей было», Белинский сумел великолепно выразить потребность «в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла». Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:
О! сколько есть душой свободных
Сынов у родины моей,
И неподкупно верных ей,
Кто в человеке брата видит,
Кто зло клеймит и ненавидит.
Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные «друзья отчизны». Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.
В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении «Памяти Добролюбова», написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Внезапность смерти очень точно передана метафорой » ударил час «. А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: «И вещее перо из рук упало». Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: «свобода», «слава», «русская земля», «гордость», «душевная красота»; используется стилистически окрашенная лексика: «мирские наслаждения», «года минули», «благодатно совмещены», «высоко вознесся» и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: «светлый рай», «сокровища душевной красоты», метонимические конструкции: «Какой светильник разума угас», «Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно».
Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:
Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни.
Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.
Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как «Муза» (1852), «Блажен незлобивый поэт. » (1852), «Поэту (Памяти Шиллера)» (1874), «Элегия» (1874) и др.
Прославленное стихотворение «Поэт и гражданин», написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего «идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. «. Строки, «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: «Я не поэт, а гражданин». Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.
Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии «Музе» (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — «сестра народа — и моя!»:
Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая «. любить народ, родину, служить им сердцем и душой».
Сочинение — Фольклорная основа поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Обсуждение вопроса:
Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — это подлинная энциклопедия крестьянской жизни. В ней отразились думы и чаяния народа, его идеалы, его представления о счастье. Сам сюжет произведения — поиски «непоротой губернии, непотрошеной волости, избыткова села» — отвечает характерной особенности русского человека: его искреннему и страстному правдоискательству, его вере в возможность «мужицкого рая» на земле. Естественно, что в книге, героем которой стал сам народ, писатель не мог не опираться на традиции устного народного творчества. Различные жанры, приемы, образы фольклора, умело использованные автором, составили основу стиля поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
В авторское повествование часто включается олицетворение. Окружающая семерых искателей счастья природа оживает под пером Некрасова. Сова становится «замоскворецкой княгиней», «лисица хитрая» наделяется «любопытством бабьим». В главе «Сельская ярмонка» Некрасов применяет прием отрицательного параллелизма:
Не ветры веют буйные,
Не мать-Земля колышется —
Шумит, поет, ругается,
Дерется и целуется У праздника народ!
Для поэтики фольклора отрицательный параллелизм — традиционное изобразительное средство. Очень часто оно применяется в песнях. Например:
То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит,
То мое сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит.
Здесь же, в повествовании автора, встречаются загадки, которые Некрасов заимствовал у народа. Некоторые, загаданные и отгаданные им самим, прижились, и сейчас многие люди, пользуются ими:
Замок — собачка верная:
Не лает, не кусается И не пускает в дом.
Есть загадки, которые строились на олицетворении. Например, загадка об эхе:
Без тела, а живет оно,
Некрасов широко использовал традиции сказки. Сам сюжет, о котором мы уже говорили, взят из сказки. Есть в поэме волшебные образы скатерти-самобранки, говорящей птицы. С этими сказочными мотивами связаны и другие: коробка, где хранилась скатерть-самобранка, «две дюжие руки», подававшие еду мужикам и тут же исчезавшие, традиционные для сказок обращения:
Эй, скатерть самобранная!
И слова птицы звучат так же, как слова Иванушки, которого щука научила делать то, что захочет человеческая душа:
Возможно, давая названия деревням и уездам в поэме, Некрасов также отталкивался от фольклора, поскольку в то время в народе была распространена поговорка «Голодухиной волости села Обнищухина». Отсюда пошли у Некрасова Заплатово, Дырявино, Горелово, Разутово и так далее.
Некрасов использует народные приметы и суеверия. Например, с приметой «Кукушка перестает куковать, когда заколосится хлеб («подавившись колосом», — говорит народ)» связаны у Некрасова стихи:
Кукуй, кукуй, кукушечка!
Подавишься ты колосом —
Не будешь куковать!
Отражены в поэме и крестьянские обряды, обычаи. Матрена Тимофеевна Корчагина — героиня поэмы «Кому на Руси жить хорошо», рассказывает о том, как в день Симеона отец сажал ее на коня. Своим детям крестьяне стремились показать светлую сторону труда. А у невесты перед свадьбой подруги снимали ленту, которые девушки обычно носили до замужества.
И волюшка скатилася С девичьей головы…
В устах крестьянки звучит новая примета: в Рождество нельзя надевать чистой рубахи, иначе может прийти беда.
Из народного причитания взяты Некрасовым слова героини:
Падите, мои слезоньки,
Не на землю, не на воду,
Не на господень храм.
Падите прямо на сердце Злодею моему!…
В рассказе Матрены Тимофеевны о своей жизни звучит и плач, и притча о «ключах от счастья женского», позволяющая за конкретной историей увидеть общую судьбу русской крестьянки.
Особенной напевностью отличаются стихи поэмы. Песни Матрены Тимофеевны созвучны с народными песнями, а некоторые их строфы совпадают с теми, которые в народе передавались из поколения в поколение.
На фольклорных источниках основана и тема богатырства. Автор рисует образ Савелия — богатыря святорусского, человека с огромной волей и силой. В народных сказках, былинах и легендах богатыри воплощали несокрушимую русскую силу, непобедимость русских войск и широкий размах русской натуры. Недаром в народе существовало выражение «пир — на весь мир», означавшее широкое и раздольное веселье, на которое только русский человек и способен. Именно так называется последняя глава поэмы Некрасова. Часто выражение «пир на весь мир» встречалось в народных сказках и постепенно стало традиционным.
О жизни народа, о родине-матери рассказано в песнях, которые поют герои поэмы. В понятии Григория Добросклонова любовь к матери сливается с любовью ко всей земле. Он верит в родину, как верит автор, как верили все русские люди в ее светлое будущее:
В минуты унынья, о родина-мать,
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.
Так отразилась в произведении близость взглядов писателя к идеалам народа, к его культуре, к искусству устного слова, определившему особый некрасовский поэтический стиль.
Открывается книга. Повествование начинается замысловатым зачином, былинной присказкой. Некоторые нарочито упрощенные, приближенные к народным слова неожиданно складываются в замысловатый узор. В ткань поэмы вплетаются совершенно разнородные элементы: сказки и плачи, фантастика и реальность, радость и горе. Но дисгаромонии нет, нет пестроты и чрезмерности. Не зря Некрасова уважали поэты Серебряного века: только талантливый мастер с хорошим вкусом может гармонично объединить столь разнообразные фрагменты, приладить их один к другому, чтобы они заискрились в прекрасной и яркой мозаике.
«Шел солдат по дороге» — так нередко начинаются русские народные сказки после традиционной присказки. Повествование о встрече семерых мужиков на «столбовой дороженьке» также начинается в стиле сказочного зачина. Неудивительно, что основные герои поэмы Некрасова — странники. Крестьянская Русь слишком велика, чтобы увидеть ее, не путешествуя. А Некрасов хотел показать именно крестьянскую Русь: холодную, голодную, униженную и непобедимую, прекрасную и искалеченную, великую и жалкую. Для этого поэт использовал язык крестьянской Руси: ее слова, ее сказки и песни. Сама структура поэмы похожа на структуру народной сказки: зачин, путь героев во имя достижения какой-то цели, неожиданные встречи, пир горой в конце. Герои поэмы тоже похожи на сказочных персонажей: мудрые странники, злые помещики, подлые рабы и храбрые, удалые крестьяне. Например, старик-богатырь Савелий, народные заступники Ермил Гирин, Гриша Добросклонов.
Первое, что бросается в глаза при чтении поэмы, — ее колоритный, оригинальный язык, ее былинный размер, напевный, неторопливый слог. В изобилии встречаются пословицы, присказки и прибаутки, песни и плачи, сказки и суеверия. Тут и «красное солнце», и «скатерть самобранная», и «добрые молодцы», и другие красочные и точные народные сравнения. Уступчивый и лицемерный крестьянин назван человеком е «глиняной совестью». А любимый ребенок матерью описывается так:
Краса взята у солнышка,
А речь глупого барина сравнивается с «мухой неотвязной», которая «жужжит по ухо самое». Крестьяне «ругательски ругаются» и пьют ведрами водку, слушают сказки и поют песни.