приметы православие и язычество

Православные приметы и древние суеверия

приметы православие и язычество. Смотреть фото приметы православие и язычество. Смотреть картинку приметы православие и язычество. Картинка про приметы православие и язычество. Фото приметы православие и язычество

С приходом Христианства важное значение для славян приобрели православные праздники и приметы. Сама церковь активно пропагандирует первые — и крайне негативно относится ко вторым, считая их отголоском язычества. Исключения связаны только с многовековым анализом погодных явлений.

Православный календарь примет

У каждого месяца своя особая роль. В марте на Руси всегда прощались с зимой, делая первые прогнозы на будущее лето — погоду и урожай. Корни различных предзнаменований уходят в глубину веков, но с принятием Христианства произошло «наложение» двух календарей.

Понять, почему люди верят в такую примету, нетрудно — в ее основе лежат наблюдения многих поколений. Но существуют и абсолютно языческие суеверия, которые молва также связывает с церковными датами. «На Порфирия», к примеру, мужчинам следует избегать романтических встреч с малознакомыми дамами. Просто во времена язычества считалось, что в этот день от зимней спячки пробуждаются кикиморы — ради развлечения злые болотные духи могут принять облик девицы-красавицы и соблазнить неудачливого ухажера.

Понятно, что сам пророк не имеет отношения к подобным ритуалам, просто изначально в этот день на Руси чествовали другого Ивана — Купала. Молодежь зажигала костры, девушки плели венки и сплавляли их по течению реки, знахари собирали целебные травы, а люди, мечтавшие о богатстве, искали магический цветок папоротника. Одновременно с этим в деревнях обращали внимание на погоду: обильная роса предвещала активный рост огурцов, звездная ночь — грибное лето, а гроза — плохой урожай орехов.

Накануне тщательно убирали избы и подворье, доставали лучшие наряды, варили пиво. В языческие времена именно в эти дни праздновали середину лета: качались на высоченных качелях, пели ритуальные пени, отгоняли нечисть огнем и дружно встречали приход Солнца. Предки говорили, что ясная погода сулит обильные хлеба, дождь «на Петра» — к сочной траве, желтизна на листьях — к ранней осени.

приметы православие и язычество. Смотреть фото приметы православие и язычество. Смотреть картинку приметы православие и язычество. Картинка про приметы православие и язычество. Фото приметы православие и язычество

Православные приметы и древние суеверия

Честно говоря, «народные православные приметы» — это оксюморон. Церковь всегда порицала языческие обряды и предзнаменования. Но среди простых людей древние суеверия прижились слишком основательно.

Последних хватало с избытком.

Источник

Об этом же говорит и архиепископ Макарий (Булгаков), автор многотомной «Истории Русской Церкви», он признаёт, что «многие из христиан практически оставались язычниками: исполняли внешние обряды святой церкви, но сохраняли обычаи и суеверия своих отцов». Также академик Виктор Николаевич Лазарев говорил, что: «Византийский вклад лег на мощный пласт языческой культуры».

Согласились ли наши предки с крещением Руси? Скорее нет, чем да. Ведь мы же сами знаем кучу забавных и интересных вещей о язычестве в нашей современной жизни: бьем тарелки на свадьбах на счастье, считаем, что нельзя здороваться или что-то передавать через порог, часто в новый дом первой впускаем кошку, завязываем красную нить на запястье, плюём налево и направо и при всяком удобном случае сыплем пословицами.

Чтобы понять насколько глубоко проникло язычество в нашу жизнь, нужно непременно обратиться к истории средневекового Новгорода. Во-первых, потому, что Новгород, хотя и не был типичным русским городом и стоял немного особняком, представлял собой, тем не менее пример высокоразвитого центра. А, во-вторых, потому что в связи с удачными раскопками на его территории, мы получили из самой древности вполне достоверную информацию о жизни славян, это один из самых больших исторических источников древней Руси.

Важным индикатором смешения традиций можно назвать жезлы. Древнейшие жезлы, атрибут Перуна, языческой эпохи завершались головой человека. С введением христианства на их месте появились головы орлов, уток, собак, лосей. На рубеже XII-XIII вв. происходит окончательное изменение формы: жезлы завершаются лишь крупным шаром с геометрической нарезкой. А в XVI в. вновь появляются бородатые человеческие головы. Кроме того, тогда же наблюдаются проявления антиклерикальных воззрений и даже возврат к языческим представлениям. Это XVI в.

При этом русская деревня еще долго-долго после этого была языческой. В материалах сельских курганов этого времени очень мало предметов, связанных с христианством. Зато многочисленны украшения, обусловленные языческой символикой. Особый интерес представляют привеси-амулеты. Они связаны с заклинательной магией. Привески в виде стилизованных птиц и животных. Изображение зубов, когтей хищников служили для ограждения от зла. Амулеты-гребни являлись оберегами от болезней и нередко носились на груди вместе с освященным крестиком.

1. ХРОНОГРАФ, век XVII
2. Крянев Ю.В., Павлов Т.И. Двоеверие на Руси. М.: Политиздат, 1988.
3. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX-XIX вв., 1997.
4. Рыбаков Б.А. Культура средневекового Новгорода.

Источник

Бытовые суеверия: почему в них верят, отношение православной церкви

Каким бы материалистом ни был человек, в его душу заложена потребность веры во что-то, что превосходит физический мир. Кто-то верит в высший разум, кто-то в абстрактную силу Вселенной, кто-то еще во что-то (вплоть до карикатурных искусственно выдуманных религий). Кто-то обрел счастье познания Христа. Но очень часто всех этих людей объединяет еще одна общая вера — суеверия. Почему они столь сильны и так прижились в повседневной жизни человека?

Что такое суеверие

Суеверием принято называть безотчетную веру в некое внешнее, формальное действие или же в наличие у предмета каких-либо магических, сверхъестественных сил или способностей. Уже из этимологии слова «суеверие» понятно, что речь идет о «суетной вере».

Большое распространение суеверий связано с тем, что человек не может совсем ни во что не верить. Как бы ни старались уверить нас заядлые материалисты, что нет ничего, превосходящего физический мир — но социологические опросы свидетельствуют, что примерно половина населения России верит в те или иные приметы и суеверия.

Важно! Это говорит о том, что человек в своей жизни обязательно ищет какую-то духовную опору. Не открыв для себя Истинного Бога, такую опору можно найти в суевериях.

Суеверия всегда субъективны и надуманны. Так, если человек где-то вдруг услышал, что в пятницу 13-го числа с ним может произойти неудача, он будет этого опасаться. И если представить, что нечто нехорошее с ним действительно произойдет (что произошло бы, даже если бы пятница припала на любое другое число месяца), то человек сразу же свяжет это событие с датой. И, скорее всего, в следующий раз, когда календарь вновь «порадует» его несчастливой пятницей, человек уже будет настроен на неприятности.

Читайте о приметах:

При этом важно, что отсутствие подтверждения суеверию вовсе не приводит к ослаблению веры в него. Психолог Корнельского университета Томас Гилович в своих исследованиях отмечает, что отсутствие ожидаемого эффекта (как плохого, так и хорошего) человеком, верящим в примету, просто игнорируется. Это значит, что если в «плохую» пятницу ничего плохого не случилось — человек не перестанет верить в негатив этого дня. Но если действительно была неудача — в причинно-следственных связях с датой не останется и сомнения.

Можно привести такой аргумент — ну что плохого в том, если человек верит в помощь какой-то вещи (например, амулета), или какого-то действия (например, постучать по дереву), если ему от этого становится психологически легче и спокойнее. На первый взгляд, так и есть. Но на самом деле, углубляясь в суеверия и приметы, человек сам себе отодвигает от Бога.

Православие учит, что ничего в жизни человека не происходит просто так, без Божьей воли. Именно Господь посылает нам все блага, а иногда и трудности, для нашего же духовного роста. Что же происходит, если человек начинает верить в какие-то мистические свойства предметов или внешних действий? Он тем самым отвергает тот факт, что происходящее в его жизни зависит от Бога.

Вторым важным моментом становится постоянная зацикленность на внешнем, на форме. Суеверный человек постоянно думает, какие действия ему нужно или не нужно совершить, совершенно забывая о глубокой внутренней наполненности жизни. Формальные правила выполнить гораздо проще, чем вести сложную и кропотливую работу над своей душой, вот человек и идет по пути наименьшего сопротивления.

На самом деле, отвергая все суеверия и приметы, человек обретает большую свободу. Он больше не зависит от мелких формальных действий, ему не нужно тратить силы своего ума и внимание на то, чтобы не нарушить какую-то примету. Человек может возвысить свой ум к Богу, заняться молитвой, построением личных духовных отношений с Господом.

Важно! Любые суеверия, приметы, магия, оккультизм — пути, полностью противоположные христианству. Если православный христианин видит в себе их зачатки, нужно сразу же исповедовать этот грех и попросить у Господа помощи его истребить.

Самые распространенные суеверия и их безосновательность

Ниже приведем перечень десяти самых известных и почитаемых в народе суеверий и попытаемся объяснить, почему они являются глупостью. Следует заметить, что рассмотреть все популярные приметы невозможно — их в народе огромное количество, к тому же в различных регионах принято почитать «свои» суеверия. Тем не менее есть поверья, которые знакомы с детства буквально каждому.

Есть множество теорий, которые объясняют «несчастливость» числа 13. Так, согласно одной из них, апостол Иуда был 13-м человеком на Тайной Вечери и после предал Христа.

В оккультизме и сатанизме число 13 используется как дьявольский знак. На шабаш принято собирать именно такое количество ведьм, расставлять 13 свечей и так далее.

К счастью, многие обладатели домашних питомцев черного цвета с уверенностью убеждают нас в том, что их кошки не приносят ничего, кроме тепла и радости в дом.

Абсурдность такой веры даже объяснить трудно — в ведро можно сложить помидоры или налить воды, но на постороннего человека повлиять пустое ведро никак не может.

Для православного человека совершенно очевидно, что душа ну никак не может находиться в стекле. После смерти душа идет к Богу, в Вечность, и вместо того, чтобы тратить свои силы и время на завешивание зеркал в доме, гораздо лучше встать и помолиться об упокоении близкого человека.

К сожалению, тогда ходить нельзя вообще нигде. Потому что покойников возят и по улицам, и по дорогам. Более того — в подъезды тоже заходить не стоит, ведь и туда их заносят. Про храмы и говорить не приходится, ведь зачастую покойников там могут оставлять и на ночь. Почему же примета касается исключительно открытых ворот? Вопрос риторический.

У этого суеверия хотя бы есть какая-то практическая польза — под лестницей действительно иногда ходить опасно, ведь она может упасть. Для православного человека вопрос техники безопасности — это единственная возможная причина обойти лестницу стороной. Нельзя в каждом треугольнике видеть Святую Троицу, это формализм и излишняя погоня за внешним.

Поверье, что рассыпанная соль притягивает беду идет с тех времен, когда соль была дорогой, и рассыпать ее было жалко. Позже досада о порче продукта трансформировалась в суеверие о бедах.

Истоков у таких поверий много и они все перепутаны. Действительно, существуют оккультные амулеты (например, пентаграммы, перевернутые кресты), которые используются для привлечения демонических сил. Такие вещи носить на себе не только бесполезно в плане защиты от сглаза, но, напротив — опасно. Одев на себя подобную вещь, человек сам добровольно впускает в свою жизнь темные силы.

Всякие булавки и узелочки более безобидны — они не несут в себе особого мистического смысла. Однако не стоит забывать, что одевая на себя подобные вещи, человек забывает о Боге и считает, что его защитой становится какой-то предмет. В жизни же православного христианина есть только один Заступник — Господь Наш Иисус Христос.

Однако мы должны помнить, что Господь никогда не допускает болезнь просто так. Каждый человек, который столкнулся с проблемами здоровья, может вынести для себя большую духовную пользу из этого. В Евангелии сказано, что даже волос не упадет с головы человеческой без воли на то Господа, так почему же мы верим, что простое указание на свое тело может привести к болезни?

Забивая себе голову этими и подобными суевериями, человек постепенно уходит от Бога. Нельзя одновременно верить в силу каких-то предметов, вещей или действий и в силу Божью. Это вещи взаимоисключающие.

Важно! Задача православного христианина — истреблять в своей душе все существующие суеверия, часто насажденные нам родителями с самого детства, а также не допускать появления новых. Только вера в Господа Иисуса Христа может дать мир и покой человеческой душе, а также защитить от любых козней злых сил.

Источник

Церковные суеверия: как отличить их от истинной веры?

Уже название «церковные суеверия» противоречит само себе — Церковь есть Дом Господа, как же в нем могут жить суеверия, которые являются грехом? Конечно же, Церковь не учит православных людей верить в приметы и пустые правила. Эту глупую веру привносят в храмы сами люди. Кто-то делает это по неведению, кто-то по традиции, кто-то следует моде. Но факт остается фактом — и церковные службы, и моления, и правила поведения в храме обрастают большим количеством пустых формальных суеверий. Как отличить их от канонов православия?

Откуда берутся суеверия

Человек, вне зависимости от вероисповедания, все равно остается существом духовным. Стремление верить во что-либо заложено в самой природе, и невозможно этому противостоять. Но в случае, когда человек не открыл для себя истинного Бога или по каким-то причинам отошел от него, потребность в вере начинает претворяться в синтезирование собственных «религий».

Этот процесс может быть как индивидуальным (когда человек сам для себя заменяет настоящую веру на некий суррогат), так и массовым (когда идеология всего общества антирелигиозна, что наблюдалось в Советском Союзе). И в том, и в другом случае человеку негде реализовывать духовные потребности собственной души, и тогда на помощь приходят суеверия.

Иногда может быть очень приятно узнать, что в сегодняшних проблемах виноват не сам человек, а, например, пятница тринадцатого числа. Это очень удобно — можно переложить ответственность за свою жизнь на некие внешние, формальные причины.

В стенах храма суеверия рождаются от недостаточной глубины христианства. Человек вроде бы как уже пришел в Церковь, открыл для себя существование Бога, но еще не знает, что с этим делать дальше. И вместо углубления в собственную внутреннюю духовную жизнь, начинается углубление во внешние правила и предписания.

Важно! Первое, что надо помнить, переступая порог храма — это Дом Божий, а сам Господь несоизмеримо больше любого суеверия.

Очень часто новоначальный христианин и рад бы не верить в глупости, может даже и не знать о них, но «сведущие» и очень православные прихожане обязательно его просветят. Церковные бабушки очень хорошо знают, какой рукой надо ставить свечку, какой самой «сильной» иконе помолиться, сколько служб заказать. И охотно обрушивают поток подобной информации на неокрепший ум новоначального христианина.

Как же тогда отличить церковное суеверие от каких-либо правил поведения, норм церковной жизни? Прежде всего, суеверия отличает сильная зацикленность на внешней форме. Зачастую суеверный человек даже объяснить не сможет, почему нужно ставить именно такое количество свечей или молиться именно перед этой иконой, срабатывает принцип «просто так надо».

В православии же все наполнено глубоким духовным смыслом. Каждое священнодействие в богослужении, каждое слово в молитве, даже церковная утварь — все имеет значение, которое можно объяснить с точки зрения богословия. К сожалению, большинство современных христиан очень плохо знают свою веру, поэтому не понимают сути происходящего в храме. Это непонимание и дает богатую почву для появления огромного количества церковных суеверий.

Важно! Нужно стараться как можно глубже вникать в православие, изучать веру, разбираться в особенностях богослужения.

По мере духовного роста и христианского образования человеку все больше будут открываться смыслы тех или иных действий в храме. Такого сведущего человека будет очень сложно смутить и сбить с пути пустыми формальными нормами, не имеющими никакого смысла.

Распространенные церковные суеверия и приметы

Для того чтобы было проще отличить суеверия от реальной практики церковной жизни, приведем ниже наиболее распространенные приметы. Нужно заметить, что их всех очень много, и они могут существенно отличаться в различных регионах (вплоть до противоположной трактовки). Услышав подобные «правила» в храме или от воцерковленных близких, стоит спокойно объяснить, что это суеверие, которому не нужно следовать.

Ставить свечи только правой рукой, не передавать через левое плечо

Очень распространенное поверье, которое утверждает, что постановка свечи на подсвечник «не той» рукой обязательно принесет несчастье человеку.

Свеча — это малая жертва Господу во время нашей молитвы, а также символ горячей искренней веры. Сама по себе постановка свеч не несет никакого мистического смысла. Поэтому не только неважно, какой рукой ставить свечку, но и какой она будет толщины, будет ли из чистого воска или нет, догорит до самого конца или небольшую часть потушат и т.д.

Иногда можно увидеть, что свечка становится чуть ли не главным атрибутом веры человека. Многие люди приходят на службу, ставят много свечей перед разными иконами и уходят, совершенно не поучаствовав в Литургии. Создается впечатление, что главное в храме — правильно расставить свечи. Иногда можно услышать, что существует даже правильный порядок этого действа — обходить храм надо по часовой стрелке, или же по особой схеме расположения икон. Вот это и есть та самая концентрация на внешнем действии, которая отрывает человека от внутренней духовной жизни.

Нельзя проходить через церковные ворота

Как часто можно наблюдать картину, когда после большого праздника к узкой церковной калитке стоит очередь в несколько сот метров, хотя рядом распахнуты большие въездные ворота. Но люди в них не идут, поскольку через ворота завозят или заносят в храм покойников.

Примета совершенно абсурдная — покойников заносят не только в ворота, но и в двери храма. А перед этим их выносят через двери квартиры и подъезда. Почему же тогда всеми остальными дверями человек продолжает спокойно пользоваться, а именно церковные ворота попали под исключение? Судя по всему, ответа на этот вопрос не существует.

Деление икон на «сильные» и «не сильные»

Служащие храма и церковнослужители часто слышат такой вопрос: «Какой сильной иконе помолиться, чтобы сбылось то или это?». Люди, спрашивающие такое, совершенно не понимают ни сути молитвы, ни сути православной веры в целом.

Молитва не есть заклинание, исполняющее желание. Все вот эти популярные ныне «молитвы на удачу, успех и исполнение желаний» есть не что иное, как завуалированное под христианство язычество. Не существует ни одного православного текста, чтение которого может исполнить желание.

Чудотворения по молитвам перед некоторыми иконами исходят не от самого образа, а от Господа Бога. «Сила» иконы зависит вовсе не от нее самой, а от той веры, с которым человек припадает к образу. Это подтверждает и тот факт, что после молитв у чудотворных икон исцеляются далеко не все больные.

Суеверия, связанные с погребением

Так, считается, что пока в доме покойник, нужно плотно завесить все зеркала и другие зеркальные поверхности. Дескать, иначе душа умершего «застрянет» в зеркале и будет мучиться, что не улетела на небо. Конечно же, человеческая душа после смерти никак не может остаться в зеркале или каком-либо другом физическом предмете. Она уходит к Господу, в ожидании своей вечной участи.

Однако традиция завешивать зеркала имеет и благочестивые корни. Раньше над покойным было принято неотрывно читать Псалтирь, к заупокойной молитве присоединялись многие члены семьи. И для того, чтобы зеркала, мелкие предметы домашней утвари и прочие детали не отвлекали внимание от молитвы, их могли накрывать тканью. Сейчас редко какие семьи самостоятельно читают дома Псалтирь по умершему, но традиция завешивать зеркала укоренилась очень крепко.

К другим похоронным традициям относят:

Суеверия, связанные с Таинством Крещения

Крещенный человек получает для своей души большую Божью благодать, которая сохраняется всю жизнь, если жить по-христиански. Но к сожалению, во время совершения самого Таинства Крещения, внимание крестных и родственников может быть занято не молитвой за крещаемого, а совсем иными вещами.

Читайте о нательном крестике:

Распространено поверье, что женщине, чтобы быть счастливой, непременно нужно, чтобы ее первый крестник был только мужского рода.

Очень часто в храмах, даже от священнослужителей, можно услышать мнение, что крестным родителям одного ребенка категорически запрещено вступать в брак. Многим парам отказывали в венчании по этой причине, а особо ревностные служители церкви настаивали даже на расторжение брака, зарегистрированного в ЗАГСе.

На сегодняшний день этот вопрос регулируется документом нашей церкви «О церковном браке». В нем четко и ясно прописано, что нет канонических препятствий для брака между крестными одного ребенка, так как по сути своей, в чинопоследовании Крещения ребенку дается только один крестный (мужчина для мальчика и женщина для девочки). Брать в крестные пару — это скорее традиция, она не противоречит канонам православия. Но все же никакого духовного родства между крестным и крестной нет, поэтому им смело можно вступать в брак и венчаться.

Поверья о Причастии

Не обошли стороной человеческие выдумки и Святая Святых — Причастия. Принятие Святых Христовых Таин — это основа каждого богослужения, его самая главная часть. Припадая к Чаше, человек впускает в себя самого настоящего Живого Бога — как и было заповедано в Евангелии словами «Ядый мою плоть и пияй мою кровь во мне пребывает и аз в нем».

Как же кощунственно при этом выглядят желания человека причаститься ради поднятия гемоглобина, иммунитета или «от сглаза». Также к суевериям относится желание непременно приступить к Чаше первому — дескать, в первой ложке больше всего благодати.

Венчание и суеверия

Как и большинство других священнодействий, выдумывание суеверий не обошло и венчание. Самый распространенный страх — ни в коем случае не уронить обручальное кольцо, ведь это однозначный знак, что семья разведется. Также «опасно», если потухнет зажженная свеча — также потухнет и супружеская любовь.

Когда молодых просят ступить на венчальный рушник, начинается целое спортивное соревнование: невеста в длинном платье и туфлях на высоких каблуках торопится наступить первой на ткань. Еще бы — это ведь пророчит ей главенство в семье! Только почему-то никто в этот момент не вспоминает, что в христианской традиции главой семьи является муж, а жена — это его помощница.

Ну и, конечно же, многие идут в храм венчаться, наивно полагая, что сам факт венчания убережет их семью от ссор или развода.

Во время венчания на супругов испрошается благодать на построение крепкой христианской семьи, на рождение детей. Но ни в коем случае венчание не является оберегом или амулетом на счастье в семейной жизни. Супругам дается великая духовная помощь, но она работает только тогда, когда муж и жена сами прилагают усилия для того, чтобы их брак соответствовал христианскому учению.

Это далеко не полный перечень всех церковных поверий, примет и обычаев. Они могут отличаться не только в разных регионах, но даже на каждом отдельно взятом приходе обязательно найдутся свои приметы.

Важно! Верующему человеку надо стараться как можно глубже вникать в православие, тогда ему будет проще отделить суеверие от канонических правил.

Источник

О суевериях

СВЯТООТЕЧЕСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ, ПРЕДОСТЕРЕГАЮЩИЕ ОТ СУЕВЕРИЙ

Да не приимеши слуха суетна,
да не приложишися с неправедным
быти свидетель неправеден.
Исход XXIII, 1

Суеверие, то есть вера суетная, не приносящая истинную пользу душе человека — это своего рода духовная болезнь, без всякого преувеличения ее можно уподобить наркомании, и образуется она там, где оскудевает истинное знание о вере и о духовной жизни. Вера без знания очень быстро превращается в суеверие, то есть весьма странную смесь различных взглядов, где находится место и ангелам, и бесам, и даже Господу Богу, но отсутствуют понятия покаяния, борьбы с грехом, изменения образа жизни.
Суеверно мыслящий человек верит, что его личное благополучие зависит от того, насколько успешно он сумеет оборониться от злых сил. При этом понятия любви Божией, воли Божией, Промысла Божия ему совершенно чужды. Не знает такой человек и не хочет знать, что скорби и страдания, попущенные Богом, являются проявлением любви Божией к нам — воспитательным средством, благодаря которому человек оказывается способным осознать свою немощь, почувствовать необходимость помощи Божией, покаяться и переменить свою жизнь. И не важно, каким образом эти скорби нас посещают: через болезнь или потерю близких, или в результате несчастного случая, или через наветы колдунов.

Грешат тяжко против первой заповеди Божией те, кто держится суеверия. Суеверие, или суетная вера, вера ни на чем не основанная, недостойная истинных христиан.
Святые отцы и учители Церкви часто предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Их предостережения можно подразделить на три вида:
1) предостережения от так называемых примет, когда из самых маловажных случаев выводятся предзнаменования о счастливых обстоятельствах в нашей жизни;
2) предостережения от гаданий или ворожбы, или сильного желания какими бы ни было, даже темными средствами, узнать, какова будет последующая наша жизнь, успешны или безуспешны будут те или другие наши предприятия; и, наконец,
3) предостережения от желания приобрести силы, исцеляющие от болезней или предохраняющие от различных бед и опасностей; от использования предметов, которые не заключают в себе ничего врачебного и по свойствам своим не могут иметь никакого влияния на наше благополучие и счастье.

1. Предостережения от примет

«Многим из христиан, — говорит святой Василий Великий, — кажется делом безвредным слушать истолкователей примет. Чихнул кто на слове, говорят: и это имеет значение. Кто-нибудь сзади назвал меня по имени, нога поскользнулась при выходе, зацепилась одежда — все это помеха. И люди весьма знаменитые, ожидающие Судию с небес, хладнокровно впадают в сей пагубный порок. Но слушай: отвержен народ, предавшийся сему. Еще древле, по закону Моисееву, очарования, волхвования, ворожба, птицегадания отринуты как изобретения демонов. Сказано: Не вражите, и ни сряща смотрите от птиц (Лев. XIX, 26); языцы бо, которых потребит… Господь Бог от лица твоего… сии чарований и волхвований послушают: тебе же не тако даде Господь Бог твой (Втор. XVIII, 12, 14). Кто может советоваться с оправданиями Божиими, тому при рассуждении, чего не должно делать, не прилично брать себе в советники, даже не в советники, но в учители и законодатели, существу неразумные. Птица не знает собственной своей опасности, которая уже перед глазами; а тебе предвещает она будущее. Вылетев из гнезда, чтобы принести птенцам пищу, нередко возвращалась она ни с чем; а для тебя стала она нелживым предвещанием, и напрасное движение птицы обратилось в откровение будущего! Ежели по действию демонов птицы летают для твоего обольщения; то не сиди и не смотри с отверстым ртом на демонские обаяния, и не отдавай себя под влияние диавола. Он, если однажды уловит душу, легко увлекаемую в погибель, не выпустит ее из рук, а употребит ее на всякое злое дело. Но и каркающий ворон, и кружащийся орел по недостатку лова приводят в страх суеверное сердце. Враг до того издевается над человеком, что, если показалась кошка, выглянула собака или утром встретился человек, хотя самый благорасположенный, но с поврежденным правым глазом или бедром, он отскочит, отворотится, не раз зажмурит глаза. Что бедственнее такой жизни — все подозревать, во всем видеть препятствие, когда все должно возводить душу его к Богу?»
В одном из огласительных слов святого Иоанна Златоустого мы читаем: «Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».

2. Предостережения от гаданий

В слове на новолетие святой Златоуст говорит: «Более всего огорчают меня игры, которые сегодня происходят… и которые преисполнены распутства и нечестия, потому что занимающиеся ими замечают дни, гадают и думают, что если первый день года удастся им провести в веселии и удовольствии, то и во весь год будет совершенно то же. Но год будет для тебя счастлив во всем не тогда, когда ты напьешься пьян в первый день, но когда и в первый и в прочие дни будешь делать то, что угодно Богу. Если же, вознерадев о добродетели, будешь ожидать себе счастья от начала месяца и исчисления дней, то не будет тебе ничего доброго. Замечать дни не сообразно с христианскою мудростию. Это дело еллинского заблуждения».
Обличая суеверие, по которому некоторые дни считают счастливыми, а другие несчастными, святой Иоанн Златоуст говорит: «Диавол, стараясь пресечь наши подвиги добродетели и погасить в нас доброе произволение души, внушает нам приписывать успехи и неудачи в делах дням. Если кто верит, что день бывает счастлив или несчастлив, тот в несчастливый день не будет стараться о добрых делах, думая, что по неблагоприятности дня напрасно станет трудиться и ни в чем не успеет. Так, напротив, и в счастливый день он ничего не будет делать, надеясь, что по причине счастливого дня ему не повредит собственное его нерадение. Таким образом, то и другое вредит его спасению. Иногда безрассудно, а иногда как бы безнадежно поступая, он проводит жизнь свою в праздности и зле. Итак, мы должны избегать козней диавола, отбросить сокрушение духа и не наблюдать дней, ненавидя один и любя другой».
Блаженный Августин также строго осуждает гадания. «Последствия их, — говорит он, — большей частью сообразны с мыслями и предубеждениями каждого. Ибо злые духи, желая содержать человека в обмане, льстят ему показом того, что, как они видят, сообразно с его ожиданием и желанием». «Вообще, — замечает он, — на мнения людей о важности некоторых гадательных знаков, установленных предубеждением человеческим, не иначе надобно смотреть, как на некоторый договор и условие с злыми духами. Люди, пристрастившиеся к пагубной науке гадать, которая, собственно, есть только наука издеваться над другими и обманывать их, за такое пристрастие свое, по некоему тайному суду Божию, подпадают нередко влиянию падших ангелов, которым попускается иногда иметь некоторое влияние на низшую часть мира. От этих насмешек и обманов злых духов происходит то, что суеверное и гибельное искусство прорицания иногда действительно открывает прорицателям нечто из прошедшего и будущего и говорит им немало такого, что впоследствии отчасти оправдывается событиями. Такие небольшие удачи возбуждают и питают любопытство, из-за чего они все более и более запутываются и запутывают других в сети зловредного заблуждения… Даже верность подобных предсказаний нисколько не оправдывает науки предсказывать. Поэтому святотатственное искусство, при помощи которого вызвана была тень умершего Самуила, достойно всякого отвращения и проклятия, хотя тень эта, будучи показана царю Саулу, и предрекла ему истину».

3. Предостережения от употребления суеверных средств для исцеления болезней

Резкие обличения против амулетов и суеверных действий для предохранения от болезней и несчастий мы встречаем в беседах святого Иоанна Златоуста на Первое послание к Коринфянам: «После брака, — говорит он, если родится дитя, мы видим множество символических действий, достойных смеха: говорить ли о перевязках, о погремушках, о красной пряже и многом другом, доказывающем великое безумие, тогда как не следует возлагать на младенца ничего другого, кроме спасительного креста. Между тем ныне крест, обративший всю вселенную, поразивший диавола и ниспровергший всю силу его, остается в пренебрежении; а ткани, пряже и другим подобным привескам вверяется безопасность младенца. Не стыдно ли вам? Скажите мне: поймете ли вы когда-нибудь, как диавол с раннего возраста человека мало-помалу раскидывает свои сети и употребляет свои хитрые меры? Смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, не смеху только, но геенне подвергающее обольщаемых! Если это делается у язычников, то нисколько не удивительно, а когда поклоняющиеся кресту, приобщающиеся неизреченных Таинств и достигшие любомудрия держатся таких постыдных обычаев, — это достойно многих слез». «Что сказать, — говорит в другом месте святой Златоуст, — о тех, которые привязывают к ногам и голове медные монеты Александра Македонского? Скажи мне: это ли наши надежды? Как после креста и смерти Господней ты возлагаешь надежду спасения на изображения языческого царя?»
После тех обличений суеверия, которые находятся в писаниях древних святых отцов и учителей Церкви, напомним, что в книге «Православное исповедание веры» в ответе на вопрос: «кто грешит против Первой заповеди и каким образом» — читается следующее: «Против сей заповеди грешат волшебники и подражающие их делам, например, те, которые носят привески и значки для предохранения себя от вреда; те, которые прилепляются к суеверным обычаям и им верят; равно и те, которые в болезнях пользуются нашептыванием старух и других суеверий держатся; наконец, те, которые из всякого случая выводят предзнаменования».

ВИДЫ СУЕВЕРИЯ

Гадание по Библии (где развернется), а также употребление суеверных молитв и заклинаний

Слово Божие и слова из церковных молитв ставить наряду с гадательными книжками или картами — вовсе не допустимо. В слове Божием, в духе которого составлена большая часть церковных молитв, нет двусмысленных мест, которые бы разъясняли для человека желаемый вопрос. Оно дано человеку (между прочим, и предсказаниями будущего) только для спасения души, а не для разгадки каких-либо иных вопросов. В Номоканоне (при большом требнике) сказано: «…Суду подлежат… иже ключи во Псалтирь влагают, оттуда ложная вещающе… иже (употребляют) молитву нежита (или от лихорадки: сюда же нужно отнести заклинание или заговаривание истекающей крови)… вся сия от бесов действуются» (ст. 20).

Вера в талисманы (таинственные предохранения от болезней и других злополучий)

У православного христианина есть крепкие защитники от напастей. Это — нагрудный крест его и вместе с тем частое ограждение себя крестным знамением; это святые иконы, это — Ангел-хранитель. Носить же или хранить такие вымышленные вещи, как, например — «сон Пресвятой Богородицы» или «письмо, найденное в Иерусалиме», полное всяких нелепостей и жалкого суеверия; а также надевать на детей «ладонки», для предохранения их от болезней и «лихого глаза» бумажки с какими-либо текстами или амулеты (например, цепочки, шнурки и клыки, или шерсть с медведя) — все это значит не что иное, как (говоря текстом соборных правил) надевать на себя «узы душ». За этот грех даже полагается извергать из Церкви (Лаодикийский Собор, 36).

Вера в домовых, водяных, леших, ведьм и прочих

Несомненно, злые духи существуют и христианин не может не признавать их существования после множества свидетельств о них в слове Божием и по собственному опыту борьбы с ними, если он стремится к большей чистоте жизни. Но «домовых», «русалок» и прочих нет. Это вымысел и разные олицетворения языческого мира. Верить в домовых и бояться их, значит «в христианстве язычествовать»: Кое же согласие Христова с Велиаром? (2 Кор. VI, 15). Отсюда грех также называть кого-либо в гневе ведьмой («старой») или лешим.

Вера всяким снам опасное и грешное дело

В одной обители был инок, украшенный всеми добродетелями, и за то уважаемый братией. К несчастью, инок верил всякого рода сновидениям, и враг нашего спасения всею адскою силою вооружился на него; дух искуситель весьма радуется, когда в человеке узнает слабую сторону, с которой легко может побеждать его. Каждую ночь, как скоро инок после обыкновенных молитв вздремнет, демон начинал показывать ему сновидения, сначала безвредные, чтобы тем больше обольстить несчастного. В какую сторону, старец не толковал их, каждый сон оправдывался событием наяву. Наконец увидев, что заблудший старец всему верит, дух тьмы в одну злополучную ночь представил ему «будущую жизнь», изобразив, что апостолы, мученики, преподобные и все христиане сидят в ужасной тьме, терзаемые отчаянием; а в другой стороне вместе с пророками и древними патриархами ликует еврейский народ, и Бог Отец, указывая на них перстом, говорит: «Вот чада Мои!» Старец от ужаса пробудился и, ни о чем не рассуждая, ушел в Палестину, в жилища иудейские. Там принял обрезание и стал ревностным защитником убийц Христовых. Но Бог сколько долготерпелив, столько и правосуден: чрез три года Он послал на него болезнь столь лютую, что сгнили даже кости его; отступник в ужасных мучениях испустил дух свой («Пролог», февр. 26 дня).

Как христианин должен относиться к сновидениям

Несколько советов о том, как нужно относиться к сновидениям

1. Если сны побуждают нас к добру и удерживают от зла, то считайте эти сны перстом Божиим, указывающим на небо и отклоняющим нас от дороги в ад.
Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом (Иов. XXXIII, 14-18).
«Когда увидишь во сне образ креста, — учит преподобный Варсонофий, — знай, что этот сон истинен и от Бога; но постарайся от святых получить истолкование значения его, и не верь своему помыслу».
2. Если же вы не уверены или не имеете разумной причины думать, что сон происходит от Бога, в особенности если сон касается неважных, безразличных предметов, то нет надобности обращать внимание на сны и устроять по ним свои дела. Будьте осторожны, дабы, обращая внимание на каждый сон, не сделаться суеверными и не подпасть греху.
3. Если, наконец, сон влечет человека ко греху, то он следствие нашего испорченного, расстроенного воображения, нашей фантазии, или же он происходит от того, от кого да сохранит нас Бог Своею благодатию, т.е. от диавола.
Святитель Феофан Затворник писал: «Сны лучше пропускать без внимания. Иные из них, может быть, и значат что-либо, но как нам определять это точно не дано, а догадки можно настроить обманчивые и неполезные, то и лучше забывать их. Они на это и приговорены естественно, ибо обычнее забываются. К сведению примите, что сны бывают натуральные, бывают от Ангелов и святых, бывают и от бесов. Которые от Ангелов и святых, мир душевный созидают и надолго оставляют его в душе, а которые от бесов — мир внутри разоряют; свои же сны — пустопорожни и беспорядочны. Бесы бессильны, — и ничего не могут нам сделать. Но им попускается иногда поближе подступить к рабам Божиим и потревожить их, частью для испытания, частью для научения, частью для показания им самим, что такое они суть. В этих же видах попускается им и сны соплетать».

Чрезмерная вера в предчувствия

Верование встречам и другим приметам

От Господа исправляются стопы мужу (Притч. XX, 24). Вместо того, чтобы веровать и руководствоваться в жизни своей здравым рассуждением, суеверный человек ставит свои успехи или же неудачи в делах в зависимость от различных примет. Некоторые считают: встреча со священником или с человеком, несущим пустые ведра, несчастлива; понедельник для начинания дел тяжел; третья горящая на столе свеча опасна, 13 человек за столом тоже, а нечаянно погашенная свеча предвещает гостя; нельзя дарить острые предметы и т.п. Если подробно всмотреться в эти приметы, то для многих суеверий найдутся простые исторические или живые практические основания, а для всех вообще предрассудков ясные опровержения в слове Божием и в здравом смысле. Христианину нужно отрешиться от всяких суеверий, предрассудков и примет.

НАРОДНЫЕ СУЕВЕРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯТЫХ ТАИНСТВ ЦЕРКВИ И ОБЪЯСНЕНИЕ ИХ НЕЛЕПОСТИ

При святом таинстве крещения

По чиноположению церковному почти вслед за крещением младенца положен обряд пострижения волос. Известно, что при этом дается восприемнику воск для закатывания в него отрезанных волос новокрещенного; этот воск восприемник должен бросить в купель с водою. Едва только священник совершит крещение и все обряды при нем, как восприемник немедленно с напряженным вниманием смотрит в купель, нетерпеливо желая узнать, не потонул ли брошенный им воск. Здесь надо заметить, что хотя воск по физическим законам легче воды и никогда не может потонуть в ней, но восприемника может ввести в заблуждение первый момент падения воска, брошенного иногда с силою и с довольно порядочной высоты. Плохо, если этот самый момент замечен будет восприемниками. Они передают об этом родителям младенца, и так как это указывает, по их мнению, на недолгую жизнь ребенка, то родители с этого времени начинают особенно заботиться о нем, лелеять его, смотрят на него не насмотрятся: «Еще посмотрю на нашего милого, — говорит опечаленная мать, — может быть он скоро умрет!» Такое неприятное впечатление с трудом и не скоро может изгладиться у родителей.

При таинствах покаяния и причащения

Многие люди верит, что благодатное действие этих таинств не утрачивается до истечения шести недель, и потому думают, что раньше этого срока ненужно более прибегать к означенным таинствам, хотя бы человек сделался опасно больным. Но грешно нам не знать той непреложной истины, что человек не только в сорок дней, но и в один день может много нагрешить: «Кто бо чист от скверны, аще и един день жития его на земли!» — говорит Священное Писание. Есть и такие маловеры, которые страшатся принимать святое причастие по той причине, что не могут «снести» этого таинства. По их мнению, такой человек до шести недель должен жить настоящим аскетом, избегать почти всякого сношения с семейством. «У меня есть дети, батюшка, — говорит зараженный предрассудком человек, — есть дела, не вытерпишь, прикрикнешь на них, а потому уж, прошу вас, только исповедуйте меня, а от причастия увольте — не снесу!» Да как же, скажешь ему, древние-то христиане каждый воскресный день готовы были к принятию Святых Тайн? На это услышишь от них всегдашний и обыкновенный ответ: «Да они, может быть, лучше были нас, а мы — люди темные и многогрешные».

Относительно священства

При таинстве брака

При этом таинстве со стороны священника требуется большая осторожность, чтобы при обручении не уронить перстень которого-либо из них, так как, по поверию народному, это будет означать, что то лицо, которому принадлежит уроненное кольцо, вскоре после брака умрет. Если же кто-либо сам из брачующихся уронит свой перстень, то священник может избавиться от косых взглядов и неласковых слов и нередко колких упреков со стороны родителей и родных новобрачных. Если же он уронит перстень, то это приписывается уже непосредственно действию Промысла Божия, а вступающим в брак остается только с покорностью воле Божией ожидать горьких последствий такого нечаянного случая, ими же самими придуманного.
Точно такое же значение приписывает наше простонародье и тому обстоятельству, если у которого-либо из брачующихся свеча сгорит быстрее. По их мнению, то лицо, у которого свеча более сгорела, умрет скорее того, у которого свеча сгорела менее.
В мае месяце избегают совершения браков, так как повенчанные в этом месяце будто бы будут всю жизнь свою маяться, т.е. плохо жить. Нелепое и смешное верование, возникшее вследствие простого, совершенно случайного совпадения слов.

При таинстве елеосвящения

К совершению этого таинства, по-простонародному «соборованию маслом» больных, многие вовсе считают ненужным прибегать или прибегают только тогда, когда уже не остается никакой надежды на выздоровление больного, и даже нередко тогда, когда он находится без чувств. Причина этого заключается в суеверном мнении, что соборованный маслом непременно должен вскоре умереть. Если же соборованный больной выздоровеет, то каждый встречающийся с ним, должен сделать ему низкий поклон как полуумершему или почти что выходцу с того света.
Другие же, напротив, считают, что всякий непременно должен собороваться; но при этом также верят, что оставленное по окончании соборования кадило, или другая какая-либо церковная вещь, будет означать, что больной не встанет. Дым от потушенных свечей, выходящий в двери, может означать, что больного будут выносить умершим; если же, напротив, дым пойдет вверх или к окнам, то больной выздоровеет. С недоверием слушают они внушение священника о том, что таинство елеосвящения есть одно из благодетельнейших таинств святой Церкви, которое она, как чадолюбивая мать, установила совершать над больными для их выздоровления от болезней не только телесных, но и душевных (т.е. от грехов) и что все молитвы этого таинства содержат моление о здравии больного и о прощении грехов его.

РАССКАЗЫ С НАЗИДАНИЕМ ПРОТИВ ГАДАНИЙ

ПРОТИВ ВЕРЫ В СУДЬБУ

В руку Твоею, Господи, жребии мои
(Пс. XXX, 16)

Вера в слепую судьбу взамен веры в живого, личного Бога есть тяжкий грех. Ее не должно быть у христиан, знающих о всеблагом и премудром Промысле Божием.
По учению Православной Церкви, Господь каждому предопределяет судьбу его в здешней, временной, и в будущей, вечной, жизни не безусловно, но на основании предвидения, как будет вести себя человек во время земной жизни. Но вопреки сему учению распространено между многими превратное мнение о судьбе или роке. Многие верят, что судьбою для всякого человека, безусловно, предопределены все обстоятельства жизни и даже все поступки и действия, и как они определены, так непременно и совершаются независимо от самого человека и его воли, и сколько человек ни старайся, ему ничего не изменить в своей судьбе. Эта вера закреплена пословицами: «от своей судьбы никуда не уйдешь», «чему быть, тому не миновать», «на роду написано». Это поверье существует не только в темном простонародье, но и у людей образованных, от которых приходится иногда слышать: «роковая пуля», «роковой шаг и поступок в жизни». Такое мнение о судьбе как о силе, прихотливо властвующей над всеми, милостивой к одним и грозной к другим без разбора, без сообразования своих распоряжений с требованиями правды, мудрости, благости имеет языческий характер и заимствовано у язычников. Греки и римляне — язычники — верили, что судьба есть какое-то особенное божество, которое имеет власть не только над людьми, но и над самими богами. У магометан верование в судьбу дошло до крайней нелепости. Аллах Магомета сам производит добрые и дурные дела в людях, сам вводит в заблуждение кого хочет и направляет к добру кого хочет. Все зависит от него, а люди — только несчастные орудия в руках его. Ясно, что если человек не имеет свободы располагать собою и делает то, что ему предопределено, не человек виновник зла и греха, а Бог. Он, по учению Корана, сам посылает злых духов к неверным, чтобы подстрекать их ко злу. Бог Магомета — деспот, который руководствуется одним безусловным произволом и прихотью.
К сожалению, эти превратные понятия о судьбе суеверные христиане перенесли на единого истинного Бога, так что некоторые оправдывают тяжкие грехи, ссылаясь на волю Божию. Иной без просыпу пьянствует и в ответ на обличение и вразумление доброжелательных к нему людей говорит: «Рад что ли я, что так делаю? Сам вижу, что я пропащий человек, но знать уж доля моя горькая такая, наказал меня Господь этою проклятою страстью к вину. Больно, горько и самому, да ничего не поделаешь».
Что может быть нечестивее этого суеверного мнения о Боге, как о неумолимой судьбе, как о слепой силе, властвующей над миром? Правда, без воли Божией и волос с головы не падает. Каждый из нас зависит от всевластной воли Божией: Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит, Господь убожит и богатит, смиряет и высит (1 Цар. II, 6-7). От Господа исправляются стопы мужу (Притч. XX, 24). Но во всех этих случаях Господь действует согласно с премудростью Своею, благостью и правосудием. Притом Он употребляет Свою власть, не нарушая свободы человеческой, не отнимая у человека его воли. Свобода воли есть такой дар Божий, который Господь сохраняет даже и в злодеях. Не отнимая у человека воли, Господь предоставляет ему на выбор живот и смерть… благословение и клятву (Сир. XV, 14; Втор. XXX, 19), и уже совершенно в воле человека сделать выбор. Господь устрояет нашу судьбу согласно с тем, что изберет человек и чего заслуживает он. Аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте: аще же ли не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст (Ис. 1, 19). Стало быть, виновником бедствия, каким Господь грозит непокорным ему людям, является: не Сам Господь, а люди. Господь всем желает добра, всем желает спастись, и не Он виноват, если люди вопреки Его увещаниям, вразумлениям, угрозам, обетованиям идут путем погибели.
Правда, не всегда нам видно соответствие между делами людскими и воздаянием за них. Часто мы видим, что люди благочестивые и честные бедствуют, страдают от обид и несправедливостей людских, не имеют успеха в своих делах и предприятиях, а нечестивые и беззаконные благоденствуют и во всем успевают. Если Бог справедлив, то зачем Он это попускает? Не действует ли Он в этом случае подобно слепой судьбе, не разбирающей достойных и недостойных? Конечно, нам в настоящей жизни многое является непонятным в отношениях Бога к людям, в устроении их судьбы. Но что непонятно теперь, то объяснится для нас на том свете. Теперь дела Божии являются перед нашим взором, как бы через тусклое зеркало, но когда мы узрим Бога лицом к лицу, тогда все будет для нас ясно (1 Кор. XIII, 12). Во всяком случае, несомненно, что счастье нечестивых непрочно, что успехи их в делах житейских скоропреходящи, что без наказания Господь их не оставит. Если не в этой жизни, то в будущей Господь воздаст им по делам их. Равно и благочестивые люди, если не в этой жизни, то в будущей, наследуют тем большую награду, чем с большим смирением и большею преданностью воле Божией переносили житейские невзгоды, которыми Господь испытывал их для укрепления в них веры и любви к Нему.
Возмутительные злоупотребления человеческой свободы, терпимые Господом, не должны колебать нашей уверенности в правосудии и премудрости Божией еще и потому, что Господь попускает их к славе Своего имени. Он из самого зла извлекает добро. Люди злые без ведома их делаются орудиями Его промышления о людях. Например, как возмутительно поступили с Иосифом братья его! Они отдали его в неволю египтянам; но в Египте он прославился и сделался благодетелем не только Египта, но и окрестных стран, снабжая их хлебом во время семилетнего голода. Посему он сказал братьям своим: вы совещасте на мя злая, Бог же совеща о мне во благая (Быт. L, 20). Какое ужасное злодеяние совершили иудеи, когда довели Христа до крестных страданий и смерти! Они думали, что дело Христово погибнет, но как жестоко обманулись они в своей надежде! Они явились бессознательными орудиями в деле искупления человеческого рода крестною смертью Спасителя. Тяжкий и непростительный грех взяли они на свои души, но этот грех послужил к спасению людей. С этой же точки зрения надобно смотреть на Иуду предателя. Христос сказал о нем: Лучше было бы… не родиться тому человеку, который предаст Меня (Мф. XXVI, 24). Но Иуда способствовал только тому, чтобы ускорить дело искупления людей. Он сделал зло, которое Господь обратил в добро.
Фаталисты готовы обвинять Бога в том, будто Он наводит людей на грех, подобно Аллаху Магомета. Но это обвинение богохульно. Бог ненавидит грех и всевозможные употребляет средства для противодействия греху. Правда, говорится о Боге, что Он ожесточил сердце фараона, но это не то значит, что Сам Бог вложил злобу и ожесточение в сердце фараона, а то, что требования Господа Бога отпустить евреев, обращенные к фараону, вызвали злобу фараона, и он ожесточился против Бога. Если сказано об Иисусе Христе богоприимцем Симеоном, что Он лежит на падение многих в Израиле (Лк. II, 34), это опять не то значит, что Христос будет непосредственным виновником падения или погибели израильтян, а то, что в учение Иисуса Христа они не уверуют и потому погибнут.
По суеверному языческому представлению судьба или рок неумолимы. Но о Боге Промыслителе этого никак нельзя сказать. Его можно умолить, как показывают многие примеры Его снисхождения к обращающимся к Нему с мольбою о помиловании. Царю Езекии пророк Исаия по повелению Божию возвестил, чтобы тот готовился немедленно к смерти и составил духовное завещание. Заплакал Езекия и стал умолять Господа пощадить его. Господь услышал его мольбу, и пророк Исаия на обратном пути из царского дворца еще не успел дойти до ворот, как получил новое повеление от Бога — объявить Езекии, что Господь отменяет Свой приговор и дает ему еще пятнадцать лет жизни. Могло ли бы это случиться, если бы определения Божии походили на неумолимый рок или судьбу?
Вообще, ничего нет общего между Богом и так называемою судьбою. В руках Господа наш жребий, но Господь всегда готов даровать нам благоприятный жребий. От нас, от нашей воли, зависит заслужить благоволение Божие. Аминь.

СУЕВЕРИЯ И ПРЕДРАССУДКИ В НАШИ ДНИ

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *