приметы правда или вымысел
Приметы и суеверия-правда или вымысел.
Для слишком заумных, кому моя история покажется нудятиной и бредятиной, проходите мимо.
Публикуя эту историю я не преследую ни какой цели, абсолютно никакой!
Просто навеяли воспоминания, захотелось поделиться.
Мы почти все знаем приметы, некоторые объяснимы, некоторые за гранью понимания, есть и вообще абсурдные. Примеры, про «черную кошку», » женщину с пустыми ведрами «, или » заморозок на цветение черемухи». Есть те, в которые мы верим, другие игнорируем.
Вот история произошедшая со мной однажды натолкнула меня на мысль, может есть в некоторых суевериях своё зерно.
В далекой и безбашенной молодости, я ходил в моря (да, именно «ходил», а не » плавал»), и одно из суеверий, не бриться на переходе (в рейсе) осталось со мной, старым «морским волком» до сих пор.
В те времена федеральная трасса только начинала строиться и часть пути приходилось преодолевать на ЖД платформах и в почтовых вагонах.
Грузимся в почтовый на станции Ерофей Павлович, до Чернышевска(Забайкальский край) немногим больше четырёхсот километров, а бабло с нас взяли как за поездку в СВ. Притащили наш вагон в Ч. и задвинули в тупик. Ждем час, другой, прошло 6 часов, а нас не разгружают. Пошли на товарную станцию с разборками. Они и говорят, что наш вагон «призрак» ловят уже пол года, что какой-то чувак взял его в аренду, а деньги не платит. Кое-как договорились чтоб нас разгрузили. Читу прошли без проблем и уже проверили, что госпожа удача повернулась к нам фейсом. Да хрен там. На посту ДПС после проезда Улан-Удэ Олега как и везде пропустили, а меня тормознули.
— Икра красная несколько кг.
— Вот купил по случаю, для собственных нужд.
— А не много ли для вас?
— Я икроман, жру её на завтрак, обед и ужин.
— Необходимо подтверждение покупки.
— Для чего, здесь же не оптовая партия?
— А может вы её добыли браконьерским способом.
Подошёл второй, в камуфляже, с собакой на поводке. Скорее всего из ГНК или как там ФСКН не важно. Не вдаваясь в подробности «угостил» я их двумя литрами икры ( хорошо ротвейлер не потребовал тоже).
Дальнейший путь домой прошёл с парой небольших неприятностей, по сравнению с тем, что было, сущие пустяки.
Прибыв домой и проанализировав поездку, я понял, что во всех бедах виноват бритвенный станок «Жиллетт», потому, что до этого рейса, да и после таких приключений не случалось.
Вот и думай потом приметы и суеверия- правда или вымысел.
Стоит ли верить в приметы?
Приметы и суеверия испокон веков существуют у самых разных народов, и вера в них зачастую доходит до абсурда. Люди подвержены им по самым разным причинам. Одни – из желания легкой удачи и наживы, другие – из страха перед теми или иными событиями, а третьи просто запомнили то, что еще в детстве им рассказывала бабушка, и не имеют никакого весомого повода не доверять ее словам. Так стоит ли на самом деле верить в народные приметы и пытаться понять значение знаков судьбы для того, чтобы избежать несчастья и поймать удачу за хвост?
Распространенные суеверия и их связь с реальностью
Одно из самых распространенных суеверий связано с черными кошками, перебегающими дорогу. Скорее всего, оно имеет отсылку к временам Средневековья, когда люди боялись ведьм.
По поверьям, те имели возможность перевоплощаться именно в этих животных. К слову, в Древнем Египте кошки, независимо от своего окраса, считались священными животными, и мысли о том, что они могут принести неудачу, показалась бы египтянам довольно странной.
Также одним из самых популярных суеверий является такое понятие, как «постучать по дереву». Якобы подобным образом можно избежать нежелательных событий. Такая примета связана со старинными легендами, повествующими, что в деревьях живут добрые духи, помогающие отпугнуть неудачу.
Самые страшные суеверия связаны с 13-м числом, выпадающим на пятницу. По статистике, этой даты боятся около 17 миллионов человек только в одной Америке.
Тем не менее, она не связана с каким-то определенным событием. Число 13 давно зарекомендовало себя как несчастливое: Иуда был 13-м сотрапезником, он же упоминается в 13-м Писании, а в 13-й главе Евангелия рассказывается о его предательстве.
В каббале было 13 злых духов, а в 13-й главе Апокалипсиса сказано об антихристе. Распятие Иисуса случилось в пятницу. Вероятно, что в связи со всем этим в XIX веке и зародилось поверье о нехорошем дне.
Приметы и суеверия, в которые стоит верить
Существуют приметы и суеверия, в которые верить буквально может и не стоит, но придерживаться их иногда необходимо. Некоторые из них связаны с беременностью.
Считается, что если беременная будет играть с кошками, то ребенок родится несчастливым. Можно с уверенностью сказать, что на счастливой судьбе ребенка этот процесс вряд ли отразится, а вот заразиться токсоплазмозом от животного вполне можно, что в этот период является крайне нежелательным.
Другое поверье: чтобы ребенок не родился косолапым, нельзя сидеть, скрестив ноги. Эта примета имеет отношение скорее к здоровью матери: при таком положении кровообращение в конечностях нарушается, и с учетом того, что нагрузка на них и так постоянно повышена, может развиться варикозное расширение вен.
Еще одна народная примета гласит: нельзя никому показывать ребенка, пока ему не исполнится шесть недель и не будет проведен обряд воцерковления, иначе его могут сглазить.
Лучше всего действительно ей следовать: в этот период организм ребенка ослаблен, а посторонние люди могут принести в дом инфекцию.
Когда приметы сбываются?
Формальная логика, опирающаяся на четкие правила и законы, опровергает миф о приметах. Но в то же время психологи склонны считать, что человек притягивает к себе то, о чем постоянно думает.
Поэтому приметы действительно имеют свойство сбываться у тех людей, которые в них верят. Рассыпали соль и уверены, что с кем-то поругаетесь? Скорее всего, так и произойдет, потому что вы уже настроили себя на ссору с кем-то из близких.
Нашли монетку и уверены, что она к какому-то радостному событию? Вы будете ждать что-то приятное, и оно также произойдет, ведь каждый день наполнен множеством хороших моментов, но далеко не всегда вы обращаете на них внимание.
Поэтому если уж и верить в приметы и суеверия, то только в те, которые несут за собой что-то хорошее.
Хотите знать о приметах больше? Смотрите следующее видео:
Суеверия и приметы: правда или вымысел
Елизавета Строева
Юнкоры «Вечерки». Встречаем! Проект «Московский подростОК!» запущен!
Инициативные и юные корреспонденты «Вечерней Москвы» пока учатся в школе, но уже делают первые шаги к тому, чтобы стать настоящими акулами пера. Юнкоры «Вечерки» пишут для своих сверстников. В возрасте 13-14 лет слова взрослых воспринимаются с трудом, а донести свою точку зрения, наоборот, кажется очень важным.
Наши юнкоры ежедневно будут рассказывать своим сверстникам о самых интересныхгородских событиях и развлечениях для подростков, писать на близкие для них темы. Бригаду начинающих журналистов набрали из самых активных слушателей школы юного репортера «Новый фейерверк», которую недавно открыл главный редактор «Вечерней Москвы» Александр Куприянов.
К слову о таких событиях или явлениях. Вот, например, идет человек по улице, а тут ему навстречу черный кот дорогу перебежал. Что делать прикажете: идти обратно, откуда пришел или продолжать свой путь, будучи уверенным в неудаче? Иными словами- суеверия. Кто-то верит в них, кто-то нет. А стоит ли? Что мы вообще знаем о суевериях, приметах?
Хочу рассмотреть несколько самых известных примет и суеверий:
1. Черный кот.
Черная кошка – один из наиболее зловещих символов в славянской мифологии. Она напрямую связана с нечистой силой, с ведьмами, ведь ею оборачиваются колдуньи и т. д. Этот мотив нашел широчайшее отражение и в народных сказках, и в литературе (достаточно вспомнить хотя бы повести Гоголя).
Также считается, что перебежавшая дорогу черная кошка может навлечь на человека неудачу. Как избавиться от такого «сглаза»? Повернуться вокруг своей оси, то есть начать путь заново? Прежде всего, нужно прервать замкнутую кошкой дорогу, снова освободить эту дорогу для себя, сделать ее открытой и чистой. Далее, скрестить пальцы, взяться за пуговицу или за крестик, который оберегает нас от злых духов.
Если честно, я считаю, что бедное животное мучается ни за что ни про что из-за цвета шерсти.
2. Вешать подкову в доме.
Многие, наверное слышали, что подкова является символом благополучия и защитой от злых сил и нечисти, и считалось удачей найти подкову. Она, как раньше, так и сейчас очень актуальна. Только лишь с той разницей, что раньше находили подковы на дороге, а сейчас в основном покупают сувенирные.
Подковы обычно размещали либо над входом, либо около входа. Считалось, что над входом подкова должна висеть рожками вниз. Таким образом она не пускала в дом нечистую силу. Если подкова висела около входа в дом, то вешали её рожками вверх. При более внимательном изучении подковы, можно заметить, что она напоминает чашу. В народе так и говорили»подкова принесет полную чашу добра», имелось в виду достаток и изобилие материальных благ.
А если вешали подкову на хлев, то хотели чтобы в хлеву все животные водились в изобилии, то есть верили в силу подковы сделать плодовитым домашний скот.
3. Не мыться перед экзаменом.
Самые известные приметы связаны, как ни странно, с личной гигиеной. Перед экзаменом не рекомендуют мыться (особенно это касается волос), бриться, стричь ногти (и, опять же, волосы). У этой приметы есть и «научное» объяснение: преподаватель может не узнать вас в новом обличье и не поверит, что вы сидели на его лекциях.Нельзя менять одежду (то есть считается, что если какая-то одежда принесла удачу на первом экзамене, надо одеваться так же всю сессию, и стирать костюм крайне не рекомендуется).
Приметы: правда или вымысел? (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №46
ПРАВДА ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?
(конкурс исследовательских работ младших школьников «Малая академия»,
Бубеннова Вера, ученица 4 «А» класса
В ходе своей работы я решила выяснить можно ли на основании примет предсказать будущее. Учитывая то, что примет немало необходимо было сосредоточить свое внимание на наиболее распространенных приметах. Для своего исследования я выбрала две:
Для того чтобы достигнуть того или иного результата, человеку необходимо совершить ряд последовательных действий и мне в ходе моей работы надо:
Ø изучить литературу, посмотреть информацию в Интернете, чтобы выяснить, что такое «примета», а также узнать, откуда произошли и в чем смысл двух примет, которые я выбрала в качестве объекта своего исследования;
Ø ежедневно в течение нескольких недель следить за прогнозом погоды, который передают по телевизору и на основании полученных данных составить дневник погоды за это время;
Ø понаблюдать за поведением кошки и сравнить ее поведение с данными прогноза погоды;
Ø познакомить с результатами исследования учащихся школы на научно-практической конференции.
Раньше когда не было различных приборов, люди по поведению животных предсказывали
различные изменения в погоде, а также цунами, землетрясения. Самое древнее дошедшее до нас сообщение о поведении животных относится к землетрясению 328 года до нашей эры, разрушившему город Геликос в Греции: тогда за несколько дней до катастрофы из своих нор вышли и разбежались ласки и кроты. В Китае и Японии с древнейших времен относились с большим доверием к животным-метеорологам. К сожалению, в Европе и Америке сведения о животных-предсказателях землетрясений ученые категорически относили к легендам, недостойным внимания. Но истина рано или поздно выйдет в мир. Пришло время, и на поведение животных обратили внимание ученые-скептики. В 1975 году произошло знаменательное событие в истории сейсмологии. По необычному поведению животных было предсказано наступление сильного землетрясения в КНР, в провинции Хайченг. Население вывезли из опасного района за 6 часов до катастрофы, чем была предотвращена гибель множества людей. Сейчас учеными разных стран зарегистрированы 282 достоверных случая необычного поведения животных перед землетрясением [3].
У нас в семье несколько лет назад появился котенок (фотография №1). А дело было так. Три года назад летом я возвратилась с прогулки. Когда зашла домой, услышала писк. Прошла в свою комнату и увидела маленький комочек в углу на вещах. Оказалась, что моя взрослая кошка родила 3 котят. Двух мы отдали друзьям, а одного оставили себе.
Фотография 1. Моя любимица.
А вот с 1 октября по 4 октября Кошка не проявляла никаких внешних признаков того, что ей дискомфортно и в течение неделя не наблюдалось резких колебаний температур (приложение №1).
Таким образом, наблюдая за своей любимицей, я выяснила, что действительно, когда кошка сворачивается в клубок (фотография №2), а особенно когда прячет свой розовый носик под лапки можно быть уверенным в том, что следующий день будет морозным. Но, а если она прячется под одеяло, то жди сильных заморозков.
Фотография 2. Жди непогоды.
Фотография 3. Жди потепление.
Вывод: Учитывая информацию, которую я получила в ходе наблюдения за поведением кошки, а также данные, полученные в ходе изучения дневника погоды можно утверждать, на мой взгляд, что примета кошка сворачивается в клубок – жди непогоды, вполне оправдана.
Сегодня хлорид натрия, так химики называют всем известную поваренную соль (рисунок №1) есть у каждого человека в доме. Без нее не обходится сейчас ни одна хозяйка на кухне. И трудно представить, что в прошлом во многих странах соль служила существенным источником пополнения казны, была важным предметом торговли. Из-за этого неказистого на вид белого порошка даже велись кровопролитные войны между соседними народами.
Рисунок №1. Поваренная соль.
На Руси издавна добывали много соли. Со времени владычества татарского хана Батыя и его потомков поваренная соль добывалась из озер Нижнего Поволжья. Среди соляных озер этого района особенно выделяются озера Эльтон и Баскунчак (рисунок №2).
Рисунок №2. Озеро Эльтон.
В удаленных от моря и соляных озер районах иногда встречаются подземные соляные источники. Люди издавна использовали их для вываривания соли. Для добычи хлорида натрия в земле бурили скважины, строили деревянные трубы и выкачивали соляные растворы из земли.
Несмотря на то обстоятельство, что поваренную соль добывали давно. В нашей стране она долгое время оставалась недоступной для простого народа, так как она в то время была очень дорогим удовольствием. Соль подавали к столу только богатым и важным гостям. По причине непомерно высоких налогов, устанавливаемых на соль, происходили народные восстания (соляные бунты). Например, такой бунт произошел в Москве весной 1648 г. Причиной этому послужил повышенный налог на соль, введенный царем Алексеем Михайловичем. Тогда же и возникли известные поговорки: «уйти несолоно хлебавши», «съесть пуд соли».
В ходе своей работы я выясняла можно ли на основании примет предсказать будущее. В качестве «подопытных» я выбрала две:
Кошка свернулась в клубок – жди похолодание. Просыпать соль – к ссоре.
Согласно первой из них могу сказать, что сегодня ученые серьезно изучают биологических предвестников погоды. Множество людей науки заинтересовались этой проблемой. Животные являются частью ПРИРОДЫ. Многие из них обладают чрезвычайно развитой чувствительностью и особенно хорошо предчувствуют приближающиеся изменения погоды. И я с доверием отношусь к приметам, где в качестве предвестников выступают биологические существа.
Что же касается второй приметы, то приметы такого рода возникли не на пустом месте. Это сейчас они являются частью фольклора, раньше же они имели под собой вполне реальную почву. Поэтому эти приметы является сегодня лишь интересной частью народной культуры.
Возвращаясь к цели работы можно утверждать, что на основании только некоторых примет можно предсказать будущее. Приметы, приметами, но каждый человек сам может много сделать для того, чтобы его жизнь была достойной.
Приметы и суеверия: верить ли в приметы и околоцерковные суеверия?
В повседневности люди привыкли верить в приметы и суеверия. Но угодно ли это Богу? Узнайте ответ на этот вопрос на страницах портала «Православие и мир».
Приметы и суеверия
Должны ли мы верить приметам, которые сопровождают нашу повседневную жизнь? Насколько россияне склонны верить в приметы? Какие существуют околоцерковные приметы и суеверия? Предлагаем Вам избранные статьи по теме «Приметы и суеверия», которые дадут ответы на эти вопросы.
Околоцерковные суеверия и приметы
Диакон Константин Горбунов. Методы изучения и классификации околоцерковных суеверий
Околоцерковные суеверия чрезвычайно вредны, так как они уводят людей от истинного богопознания, а также от благочестивого образа жизни и правильного участия в Православном Богослужении. Следовательно, с суевериями необходимо вести бескомпромиссную борьбу. Для этого, в частности, необходимо изучение существующих суеверий. Всякое изучение группы явлений или фактов требует их классификации. Таким образом, перед нами встает нелегкая задача найти методику классификации суеверий при всей их многочисленности и при этом абсурдности, нелогичности, бессмысленности.
Информацию о суевериях, распространенных среди людей, можно получать следующими способами:
Возможны также и другие методы выявления суеверий.
Предлагаю следующую возможную методику классификации суеверий. В Православном богословии существует положение, согласно которому зло не имеет своей собственной сущности, а является извращением добра. Суеверия, как частный случай зла представляют собой искажения тех или иных положений Православного учения и богослужебной традиции. Таким образом, можно классифицировать суеверия в соответствии с теми пунктами Православного учения, на которых они паразитируют.
Существуют немногочисленные суеверия, связанные с вероучением. Их немногочисленность объясняется тем, что суеверные люди, как правило, не знают Православного вероучения. Пример: “Троица – это Иисус Христос, Божия Матерь и Святитель Николай”.
Суеверия, связанные с особенностями годового круга богослужений.
Суеверия, связанные с церковными Таинствами.
Примечание: ряд примеров для данного раздела заимствован из доклада священника Александра Дягилева.
Суеверия, связанные с обрядами.
Суеверия, связанные со святынями.
Суеверия, связанные с поминальными записками.
Вот далеко не полный перечень суеверий, распространенных в церковной и околоцерковной среде. Можно заметить, что значительная часть суеверных методик выражает стремление людей к достижению телесного здоровья и земного благополучия. В стремлении к чисто земным благам люди зачастую обращаются к колдунам, экстрасенсам, целителям и от них получают различные указания суеверного характера.
Важным методом борьбы со всякими суевериями является духовное просвещение мирян через церковно-приходские школы, различные богословские курсы, через церковные СМИ. Также необходима катехизация людей, желающих принять Таинство Святого Крещения и лиц, готовящихся стать крестными.
а не приимеши слуха суетна,
да не приложишися с неправедным
быти свидетель неправеден.
Исход XXIII, 1
Что говорят о приметах и суевериях отцы Церкви? Почему верить в приметы — значит показать свое недоверие Богу? Есть ли приметы, которые «действительно работают»? Предлагаем вашему вниманию Святоотеческие наставления о приметах и суевериях.
Святоотеческие наставления, предостерегающие от суеверий
Грешат тяжко против первой заповеди Божией те, кто держится суеверия. Суеверие, или суетная вера, вера ни на чем не основанная, недостойная истинных христиан.
Святые отцы и учители Церкви часто предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Их предостережения можно подразделить на три вида:
1) предостережения от так называемых примет, когда из самых маловажных случаев выводятся предзнаменования о счастливых обстоятельствах в нашей жизни;
2) предостережения от гаданий или ворожбы, или сильного желания какими бы ни было, даже темными средствами, узнать, какова будет последующая наша жизнь, успешны или безуспешны будут те или другие наши предприятия; и, наконец,
3) предостережения от желания приобрести силы, исцеляющие от болезней или предохраняющие от различных бед и опасностей; от использования предметов, которые не заключают в себе ничего врачебного и по свойствам своим не могут иметь никакого влияния на наше благополучие и счастье.
Стоит ли бояться примет? Действительно ли с точки зрения Церкви приметы так опасны? Почему приметы и суеверия не стоят вашего внимания?
Предостережения от примет
«Многим из христиан, – говорит святой Василий Великий, – кажется делом безвредным слушать истолкователей примет. Чихнул кто на слове, говорят: и это имеет значение. Кто-нибудь сзади назвал меня по имени, нога поскользнулась при выходе, зацепилась одежда – все это помеха. И люди весьма знаменитые, ожидающие Судию с небес, хладнокровно впадают в сей пагубный порок.
Но слушай: отвержен народ, предавшийся сему. Еще древле, по закону Моисееву, очарования, волхвования, ворожба, птицегадания отринуты как изобретения демонов. Сказано: Не вражите, и ни сряща смотрите от птиц (Лев. XIX, 26); языцы бо, которых потребит… Господь Бог от лица твоего… сии чарований и волхвований послушают: тебе же не тако даде Господь Бог твой (Втор. XVIII, 12, 14).
Кто может советоваться с оправданиями Божиими, тому при рассуждении, чего не должно делать, не прилично брать себе в советники, даже не в советники, но в учители и законодатели, существу неразумные. Птица не знает собственной своей опасности, которая уже перед глазами; а тебе предвещает она будущее. Вылетев из гнезда, чтобы принести птенцам пищу, нередко возвращалась она ни с чем; а для тебя стала она нелживым предвещанием, и напрасное движение птицы обратилось в откровение будущего! Ежели по действию демонов птицы летают для твоего обольщения; то не сиди и не смотри с отверстым ртом на демонские обаяния, и не отдавай себя под влияние диавола. Он, если однажды уловит душу, легко увлекаемую в погибель, не выпустит ее из рук, а употребит ее на всякое злое дело. Но и каркающий ворон, и кружащийся орел по недостатку лова приводят в страх суеверное сердце. Враг до того издевается над человеком, что, если показалась кошка, выглянула собака или утром встретился человек, хотя самый благорасположенный, но с поврежденным правым глазом или бедром, он отскочит, отворотится, не раз зажмурит глаза. Что бедственнее такой жизни – все подозревать, во всем видеть препятствие, когда все должно возводить душу его к Богу?»
В одном из огласительных слов святого Иоанна Златоустого мы читаем: «Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».
Что говорил о приметах, гаданиях и суевериях святой Иоанн Златоуст? Можно ли верить в приметы?
Предостережения от гаданий
В слове на новолетие святой Златоуст говорит: «Более всего огорчают меня игры, которые сегодня происходят… и которые преисполнены распутства и нечестия, потому что занимающиеся ими замечают дни, гадают и думают, что если первый день года удастся им провести в веселии и удовольствии, то и во весь год будет совершенно то же. Но год будет для тебя счастлив во всем не тогда, когда ты напьешься пьян в первый день, но когда и в первый и в прочие дни будешь делать то, что угодно Богу. Если же, вознерадев о добродетели, будешь ожидать себе счастья от начала месяца и исчисления дней, то не будет тебе ничего доброго. Замечать дни не сообразно с христианскою мудростию. Это дело еллинского заблуждения».
Обличая суеверие, по которому некоторые дни считают счастливыми, а другие несчастными, святой Иоанн Златоуст говорит: «Диавол, стараясь пресечь наши подвиги добродетели и погасить в нас доброе произволение души, внушает нам приписывать успехи и неудачи в делах дням. Если кто верит, что день бывает счастлив или несчастлив, тот в несчастливый день не будет стараться о добрых делах, думая, что по неблагоприятности дня напрасно станет трудиться и ни в чем не успеет. Так, напротив, и в счастливый день он ничего не будет делать, надеясь, что по причине счастливого дня ему не повредит собственное его нерадение. Таким образом, то и другое вредит его спасению. Иногда безрассудно, а иногда как бы безнадежно поступая, он проводит жизнь свою в праздности и зле. Итак, мы должны избегать козней диавола, отбросить сокрушение духа и не наблюдать дней, ненавидя один и любя другой».
Блаженный Августин также строго осуждает гадания. «Последствия их, – говорит он, – большей частью сообразны с мыслями и предубеждениями каждого. Ибо злые духи, желая содержать человека в обмане, льстят ему показом того, что, как они видят, сообразно с его ожиданием и желанием». «Вообще, – замечает он, – на мнения людей о важности некоторых гадательных знаков, установленных предубеждением человеческим, не иначе надобно смотреть, как на некоторый договор и условие с злыми духами. Люди, пристрастившиеся к пагубной науке гадать, которая, собственно, есть только наука издеваться над другими и обманывать их, за такое пристрастие свое, по некоему тайному суду Божию, подпадают нередко влиянию падших ангелов, которым попускается иногда иметь некоторое влияние на низшую часть мира. От этих насмешек и обманов злых духов происходит то, что суеверное и гибельное искусство прорицания иногда действительно открывает прорицателям нечто из прошедшего и будущего и говорит им немало такого, что впоследствии отчасти оправдывается событиями. Такие небольшие удачи возбуждают и питают любопытство, из-за чего они все более и более запутываются и запутывают других в сети зловредного заблуждения… Даже верность подобных предсказаний нисколько не оправдывает науки предсказывать. Поэтому святотатственное искусство, при помощи которого вызвана была тень умершего Самуила, достойно всякого отвращения и проклятия, хотя тень эта, будучи показана царю Саулу, и предрекла ему истину».
Приметы, как средство исцеления от болезней. Работают ли они?
Предостережения от употребления суеверных средств для исцеления болезней
Резкие обличения против амулетов и суеверных действий для предохранения от болезней и несчастий мы встречаем в беседах святого Иоанна Златоуста на Первое послание к Коринфянам: «После брака, – говорит он, если родится дитя, мы видим множество символических действий, достойных смеха: говорить ли о перевязках, о погремушках, о красной пряже и многом другом, доказывающем великое безумие, тогда как не следует возлагать на младенца ничего другого, кроме спасительного креста. Между тем ныне крест, обративший всю вселенную, поразивший диавола и ниспровергший всю силу его, остается в пренебрежении; а ткани, пряже и другим подобным привескам вверяется безопасность младенца. Не стыдно ли вам? Скажите мне: поймете ли вы когда-нибудь, как диавол с раннего возраста человека мало-помалу раскидывает свои сети и употребляет свои хитрые меры? Смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, не смеху только, но геенне подвергающее обольщаемых! Если это делается у язычников, то нисколько не удивительно, а когда поклоняющиеся кресту, приобщающиеся неизреченных Таинств и достигшие любомудрия держатся таких постыдных обычаев, – это достойно многих слез». «Что сказать, – говорит в другом месте святой Златоуст, – о тех, которые привязывают к ногам и голове медные монеты Александра Македонского? Скажи мне: это ли наши надежды? Как после креста и смерти Господней ты возлагаешь надежду спасения на изображения языческого царя?»
После тех обличений суеверия, которые находятся в писаниях древних святых отцов и учителей Церкви, напомним, что в книге «Православное исповедание веры» в ответе на вопрос: «Кто грешит против Первой заповеди и каким образом» – читается следующее: «Против сей заповеди грешат волшебники и подражающие их делам, например, те, которые носят привески и значки для предохранения себя от вреда; те, которые прилепляются к суеверным обычаям и им верят; равно и те, которые в болезнях пользуются нашептыванием старух и других суеверий держатся; наконец, те, которые из всякого случая выводят предзнаменования».
О природе суеверия, о том, что такое «суета прогресса» и как узнать, какая вера подлинная, — беседа епископа Василия (Родзянко).
Недействительная вера
Приметы и суеверия как недействительная вера
Существует мнение, что всякая вера – это суеверие. Даже есть выражение – «религиозные суеверия». И под это определение подходит буквально всё! Любая религиозная мысль, любая церковь, любое исповедание – все это, как иногда люди говорят, «суеверие».
Но так ли это, объективно говоря? Русский язык это очень определённо объясняет. Слово «всуе» значит «по-пустому», то есть – «нет этого вообще». Если есть приставка «суе» – то вера недействительная. Но отрицательное обозначение говорит о том, что есть что-то положительное, правда? Суеверие – это пустая вера, стало быть, есть и не пустая вера.
Это надо помнить, когда мы вообще говорим о вере. Вера тогда не пустая, когда она полна любви, когда исходит из человеческой интуиции, а не просто из фантазии блуждающего ума. Потому что вот это и есть опасность – блуждающий ум. Он и создаёт в человеке разные фантазии. Человек эти фантазии принимает за реальность, не проверяет вообще ничего, и начинает верить в них.
Много сейчас таких есть разных, пустых вер, много есть разных суеверий – когда люди фантазируют, не учитывая того, что всякого рода мысли человеческие, если они не имеют в себе конкретной связи с божественной реальностью и с реальностью божественного творения, как Господь его сотворил, является плодом того, что НЕ ЕСТЬ.
Суета сует
Источник: photosight.ru. Автор фото — buroma
Приметы и суеверия — ненужная суета
Слово суеверие или «всуе» связано с другим словом от того же корня – суета, или суетность.
Об этом очень хорошо говорит апостол Павел: природа покорилась суете не добровольно, не сама по себе, а по воле человека. Именно человек вверг всю природу в суету.
Что же апостол подразумевает под словом «суета»?
Суета – это значит отсутствие стабильности, гармонии. Хаотическое состояние, в котором идет борьба частей друг с другом и всех частей с целым.
В человеческой жизни, мы знаем, есть очень много суетного. Когда человек старается и туда, и сюда успеть, и нет у него концентрации, и он в этом теряет себя – разбрасывается, раскидывается. И вот это разбрасывание и раскидывание – состояние, которого не было в творении по Божьему замыслу. Вот что такое суета!
В этом смысле суеверие – это вера в то, что мечется. В то, что не является действительно существенным, подлинным, гармоничным, красивым, истинным и полным любви.
Это я говорю, конечно, с точки зрения Христианской веры. Потому что говорить о вере вообще нет смысла, веры есть на земле разные. Но я сейчас говорю о той вере, которая определяет нашу жизнь в Боге, нашу жизнь в Богоообщении, нашу жизнь друг с другом. Она не суетна и не смеет быть суетной, потому что суетность – это и есть греховность, которая отвлекает нас от подлинного.
Христианство — вера определенная, установившаяся, спокойная. Говоря опять словами Апостола Павла, это вера, действующая любовью и базирующаяся на надежде. Она стабильна, конкретна, чиста. В ней нет этой суетной грязи – пыли, которая мечется во все стороны и застит свет, облаком заходит в душу.
И, что самое главное, вера осуществляется только тогда, когда есть с одной стороны молитва, как сказал Христос, а с другой стороны – пост. Как раз суетность, которая тесно связана со всякого рода беснованием, изгоняется только молитвой и постом. Почему именно так? Потому что молитва нас соединяет с источником истины, с источником жизни, с подлинной реальностью, с основной вечности. А пост ограничивает нас самих в том, что является слишком большим соблазном, – в жадности, эгоизме, всякого рода себялюбии.
Другими словами, суеверие — это то, что базируется на грехе человеческом, и этот грех человеческий таким образом затемняет истину, что истина становится непонятной. А вера, наоборот, – очищает и освящает, потому что она ведёт к источнику, который есть чистота, святость и любовь.
Суеверие прогресса
Как отличить приметы и суеверия от истиной веры?
Как же нам все-таки различить веру и суеверие в жизни? Потому что одно дело – в теории, а другое дело – на практике.
Источник: photosight.ru. Автор фото — Таша Чканова.
Знаете, очень просто. Посмотрите на хороший храм, посмотрите на другие плоды культуры и человеческой истории, на многое из того, что дали нам наши предки, которые строили верой глубокой, ясной, чистой, утверждённой и совершенно определённой. Результаты их труда видны нам и сейчас, они ценятся во всем человечестве.
А вот плоды суеверия выглядят иначе. Они — результат суетности нашей современной жизни.
Может быть, в некотором отношении, достижения цивилизации дают нам возможность существовать легче, чем нашим предкам. Тем не менее именно эта цивилизация подарила нам невероятную спешку во всех отношениях, безостановочность, иногда даже и какую-то беззастенчивость. И, как следствие, — сумасбродство и отход от целеустремлённости человеческой жизни.
Когда я оцениваю историю России и её культуры, то совершенно ясно вижу, что та культура, которая и доныне ценится, основана на цельности, а не на суетности. Её главное устремление было – именно побороть суетность, и дать смысл жизни. И потому она достигла таких огромных исторических результатов и создала такое целостное государство. А сейчас что мы видим? Распад, развал. И это есть плод суеты, плод самого настоящего суеверия, если хотите – суеверия прогресса.
Дай Бог нам всем от этого избавиться. И укрепиться, и углубиться в то, что нам дали наши предки. Дай Господь всем вам всего доброго и хорошего, и да хранит Он вас в этой цельности!
– Что же такое суеверие?
Иерей Алексий Колосов: – Суеверие можно охарактеризовать как веру в пустое, суетное, сиюминутное – как доверие тому, что недостойно доверия.
Иерей Михаил Михайлов:— Суеверие – это суррогат, эрзац веры. Одно из распространенных суеверий – если вам встретился священник – это к несчастью. Это очень показательное суеверие, проливающее свет и на саму природу суеверий. Это отголосок язычества: священника боялись, потому что он приводил людей к вере, разрушая идолов. Вторая причина таких суеверий – это стыд человека, забывшего дорогу в храм. Грешащий человек стремится спрятаться от Бога, избегает встречи с тем, что может ему напомнить о необходимости покаяния. Именно поэтому это суеверие настолько сильно в сельской местности, где священник намного лучше знает своих прихожан. Когда я служил на селе, у нас в храме был один прихожанин, который одну неделю пил, вторую неделю выходил из запоя, а затем усиленно работал, чтобы выработать нужное количество трудодней. Поэтому в храм он не ходил месяцами, а когда мы встречались на улице, то стыдился. От суеверия рождается безверие. Суеверия уводят человека с пути спасения. Человек верит не в Промысл Божий, а в приметы. Отсюда идет вера в предсказания, в гадания, в астрологию.
– Почему православный человек не должен быть суеверным?
Иерей Алексий Колосов:– Суть нашей веры – доверие Богу: открывая Ему свои сердца, мы твердо веруем, что Он ведет нас прямым путем, путем свободным от какой-либо двойственности, от механистических, магических закономерностей. «Где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3, 17) – эту свободу нам и дает вера, суеверие же лишает нас ее, порабощая «стихиям мира» (Кол.2,8), порабощая праху. Поэтому вера и суеверие несовместимы – нельзя служить двум господам, свободе и рабству. Эта проблема шире, чем «черная кошка» или «пустые ведра»: речь о том, что каждый из нас стоит перед выбором: либо жизнь по Евангелию, либо по закону греха, возмездие за который – смерть(Рим.6, 23). Третьего не дано.
— Но ведь нередко суеверия сбываются, не случайно же они возникли?
Иерей Алексий Колосов:– Факты сами по себе мало что значат – важна их трактовка: «чистому все чисто» (Тит. 1,15), а пораженный грехом и не имеющий доверия Богу обманывается своим «Я» и видит «закономерности» там, где их нет. Беда в том, что эти закономерности востребованы – человеку страшна Библейская картина миробытия: Сотворение мира, долгий путь к спасению, Благовестие, Искупление, Церковь, Второе Пришествие и Страшный Суд – все это пугает. Мы боимся ответственности за свою вечную жизнь, той ответственности, что идет рука об руку с Евангелием. Нам хочется чего-нибудь попроще, такого, что щадило бы греховное «Я». Проще уцепиться за эти «закономерности», нежели жить по Христу.
Иерей Михаил Михайлов:— Тут все очень просто: вероятность совпадения велика – либо сбудется, либо нет. Вот кошка перебежала дорогу. Кто знает, что случится за этот день. Но при чем тут кошка? А если бы она не перебежала дорогу, что, не случилось бы? Человек от безверия находит объяснения своим несчастиям, своим неприятностям и своим удачам и неудачам. Важно и то, что если мы посмотрим на приметы разных народов, то увидим, что одни и те же явления имеют абсолютно разный смысл! Например, во Франции влетевшая в окно птица – предвестник счастья!
– С чем, на Ваш взгляд, связано большое количество околоцерковных суеверий?
Иерей Алексий Колосов:– Человек не приходит в Церковь зрелым христианином. У человека множество вопросов, нешуточная внутренняя борьба. Даже войдя в Церковь, он не становится совершенным в мгновение – это лишь начало долгого пути к Небу. Пока же реальностью является борьба ветхого и нового начал: ветхое, греховное не умирает в Крещении совершенно – оно лишается власти над человеком. Это дает возможность семени новой жизни, посеянному в Крещении прорасти, укорениться и принести «плод мног» (Мк.4, 1-9).
Но повторюсь: это долгий процесс, который часто охватывает весь отпущенный нам срок земной жизни, и пока ветхое еще живо, оно будет стремиться давать свои ответы на те вопросы, с которыми человек приходит к Церкви. Эти ответы приятнее, проще для человека – духовное еще слишком «заумно», в какие-то моменты соблазнительно… Страшно, в конце-концов, – а ну как в останешься в дураках?! Никто не хочет обмануться, каждому хочется чего-то твердого, доказуемого, очевидного: для «обыкновенного» человека этими качествами как раз и обладают механистические «закономерности», которые мы называем суевериями.
Поэтому именно «околоцерковная» среда, состоящая из едва начавших воцерковление или «всегда учащихся, но не могущих дойти до познания истины» (2Тим.3,7) и является благоприятной почвой для суеверий. Те, кто имеет решимость веровать, имеет решимость последовать Господу, тот преодолевает этот опасный период легко. Тот же, кто стремиться и с Бога получить нечто и мирского не потерять, легко может завязнуть в этой тине – почему и говорит нам Спаситель: «не можете служить Богу и мамоне!» (Лк.16,13).
– Мы знаем, что гадать грешно, особенно если гадать на Библии. Но во многих жизнеописаниях именно так тянули жребий – открывали наугад главу из Священного писания….
– Как отличить благочестивую традицию от суеверия? Например, когда священник выходит на полиелей, нельзя проходить между ним и царскими вратами?
Иерей Михаил Михайлов:— Священник стоит всегда перед престолом. В алтаре никто не пройдет между священником и престолом Господним. Никогда, ни при каких обстоятельствах. Это не примета, а устроение церковное, которое нельзя нарушать и которое можно объяснить.
Иерей Алексий Колосов:– Благочестивая традиция разумна, в некотором смысле даже рациональна – она имеет твердое богословское и историческое обоснование. Ее начало можно проследить в истории, она открыта и динамична в том смысле, что здесь нет никакой нерушимой магической зависимости. Она всегда учитывает внутренний духовный мир человека, не нависая над ним «дамокловым мечем», но давая духовный простор.
Благочестивая традиция не подавляет человека, не карает его – она помогает ему удерживаться на пути спасения. Суеверие же, как правило, «вещь в себе» – это закономерность, не зависящая ни от духовного состояния, ни от Евангелия. Это данность: «так положено», «так делается». Почему? Никто не в состоянии объяснить – просто если поступишь так, то будет хорошо, а если нет, то плохо. Хочешь «плохо»? Нет? Тогда делай как все – поступай по принципу «то Евангелие, а то – жизнь»! Но ведь душу-то свою так не спасешь – об этом забывается напрочь… – Какие самые распространенные церковные суеверия? Опасны ли они?
Большая часть церковных суеверий связана с церковной свечой, со святыней и погребением. В разных областях господствуют разные суеверия. Приведу лишь то, с чем приходилось встречаться лично. К примеру, некоторые считают опасным зажигать свечу от другой свечи – можно взять на себя чужие грехи: так и будет ходить человек по храму, тыкая свечой во все лампадки и гася их одну за другой (по этой же причине боятся и найденных нательных крестиков: поднимешь чужую беду!). Другие боятся передавать свечу через левое плечо.
Люди молятся за обидчиков, «чтобы Господь им отомстил». Иногда задают вопрос: можно ли до сорокового дня наводить порядок в доме? Про бросание в могилу денег я уже и не говорю – это чистейшее язычество, исходящее из того, что за гробом покойный будет вести жизнь, подобную этой (другой пример такого рода – втыкание в могилы сигарет: «любил покойничек подымить!»).
Впрочем, как-то слышал, что этими монетками покойный, якобы, поделится на входе в Царство Небесное. До истерик и скандала доходит, если вдруг вспомнят, что у покойного связаны ноги – как же он пойдет на Небо?! Слышал, что нельзя ставить на могилах каменные памятники – после общего Воскресения покойному будет не под силу идти с этим камнем на Страшный Суд (очевидно, предполагается, что на этот Суд усопшие будут отправляться со сборных пунктов, куда надо будет явиться с «удостоверением личности»).
Очень много страхов «потерять благодать после Причастия» – и никого не интересует вопрос: а зачем вообще нужна такая немощная благодать, которая улетучится, если ты поцелуешь икону? По совету «бабушек и тетушек» освящают квартиры свечкой. Сколько суеверий вокруг Богоявленской воды… Опасно ли все это? Это добровольное отравление своей души! Другой большой пласт суеверий связан с так называемыми «порчей» и «сглазом». Люди разных возрастов и образования бегут в храм со словами «мне/моей дочери/ внуку сделали. Как быть?!»
Я умолчу о том, что верующий Богу православный христианин не должен бояться этих «бабьих басен» – это должен понимать каждый! «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, ибо в этом все для человека» (Эккл.12,13) – не колдуна, а Бога бойся и Ему, а не своему страху служи! Удивительно другое – нежелание видеть корень проблемы в себе.
Конечно, тяжело признать, что ты мало внимания уделяла дочери и пропустила развитие заболевания. Или признать, что дала ей такое воспитание, которое не позволяет найти покой в семье, не привила ей нравственных ценностей, сама не хотела и дочку не научила терпеть. Нелегко признать, что и твоя вина в том, что дети находят утешение в водке или наркотиках. Гораздо проще объяснить взвинченный характер внука сглазом, нежели избалованностью – ведь кто баловал-то? Боишься соседки? А кто обострил отношения хуже некуда? «Порча» и «сглаз» очень легко нас извиняют: мы ведь хорошие, добрые, это ближние наши плохи – вот, хотят нас со свету сжить… Где здесь вера?! Где благочестие?! Нет и в помине.
– Как оградиться от суеверий?
Иерей Алексий Колосов: — Суеверия – тьма. Тьма есть недостаток света. Соответственно, свет рассеивает тьму – подобно этому и суеверия разрушаются истинной верой, которая есть доверие Богу, и настоящим благочестием. Если мы Ему доверяем, то мало того, что нам ничто не вредит – наоборот: «любящим Бога, призванным по Его произволению, все способствует ко благу» (Рим.8,28).
Все – и радости и скорби, и прибыток и лишения, и здоровье и болезнь. Все! Это доверие свидетельствует о любви к Богу, а «совершенная любовь изгоняет страх»(1Ин.4,18). Не надо «ограждаться» от суеверий – не надо бороться с тьмой: надо просто «включить» евангельский свет и тьма суеверий исчезнет сама собой. Однако, это труд…
Что касается силы Креста, то от начала Церковь ограждается ей: Крест – хранитель всей Вселенной.
– Острая январская тема – Крещенская и Богоявленская вода…
Иерей Михаил Михайлов:-– Да, это больной вопрос! Вода – это вообще больной вопрос: например, у нас в храме сейчас небольшой бак для воды и ее хватает на день-два. Приходят люди и стараются набрать как можно больше. Мы забываем, что капля святой воды освящает любое количество воды: «капля море освящает».
Помню, когда я служил в сельской местности, на молебен мы принесли 10 бидонов воды. А израсходовали только один бидон: люди брали воды понемногу и дома уже доливали святую воду в большие емкости. Крещенская и Богоявленская вода…
В чем отличие? Вернемся во времена патриарха Никона: он специально уточнял у Антиохийского Патриарха, нужно ли освящать воду в сам день Крещения Господня: ведь накануне, в сочельник, уже воду освятили. И получил ответ, что греха в том не будет, это можно сделать еще раз, чтобы все могли взять воды. А у нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой – дескать, тут вода сильнее.
А чем же она более сильная? Так и видим, что люди даже не слушают молитвы, которые читаются на освящении. И не знают, что вода освящается одним чином, читаются одни и те же молитвы. Святая вода абсолютно одинакова в оба дня – и в день Крещения, и в сочельник Крещенский.
– Как не обращать внимания на суеверия? Умом понимаешь, а внутри–то, в душе, все равно страшно…
Иерей Алексий Колосов:– Повторю еще раз – «совершенная любовь изгоняет страх»(1Ин.4,18): надо стремиться к совершенству в вере, учиться доверять Богу и тогда все встанет на свои места. Благодать и вера – лучшее лекарство от болезни страха.
Иерей Михаил Михайлов:— Как относиться к суевериям? А как относиться к язычеству? Если мы верим суевериям, то мы – язычники. Мы, христиане, должны помнить о силе Креста Господня – Хранителя Вселенной, чтобы не было так, что крестное знамение для нас второстепенно, а вот кошка черная имеет большое значение. Если мы христиане, то должны помнить, что христианину не страшны вещи и намного более опасные, чем просыпанная соль или черная кошка: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19)
Беседовала Анна Любимова
Опубликовано в газете «У Соломенной Сторожки» и «Проповедник» (ЭПЦ МП)
Статистика о приметах и суевериях
Верим ли мы в приметы и суеверия? Как много суеверных людей в России?
Только каждый четвертый россиянин не суеверен, в то время как остальные могут быть отнесены к суеверным или среднесуеверным. К таким выводам пришла социологическая служба Среда в результате всероссийского опроса. 14% россиян являются суеверными, 24% — несуеверны, 63% — среднесуеверны.
Чаще всех суеверными оказываются россияне, которые верят в Бога, но конкретной религии не исповедуют. Христиане, принадлежащие к РПЦ, так же как и мусульмане, чаще попадают в число среднесуеверных.
Результаты опроса комментирует кандидат исторических наук, заведующий Отделом этнографии русского народа Российского Этнографического музея Дмитрий Баранов.
Большая часть этнографов выступает против термина «суеверие», «пережитки». Какие же это пережитки, если они существуют десятилетиями, столетиями, и даже тысячелетиями? Если они все время переживаются, существуют, значит – имеют свою прагматику. Просто она для нас не всегда очевидна. А прагматика имеется, в том числе в психологическом плане. Что такое суеверие, вера в приметы? В обычной спокойной ситуации мы не вспомним ни о каких-то приметах, но как только предстоит какое-то важное, решающее событие в нашей жизни, мы все начинаем по-другому к этому относиться, воспринимать окружающий мир, как текст. Мы пытаемся считать некую информацию и действовать согласно правилам, которые мы знаем от бабушек, от дедушек, из книг. Вероятно, это помогает. Не в магическом, естественно, плане, а в чисто психологическом. Психологи говорят, что если человек уверен в своих силах, это передается и окружающим.
С одной стороны суеверие делает людей несвободными, с другой – есть такое понятие – мифологическое программирование жизни. Его употребляют этнографы и фольклористы в отношении, например, русской культуры. Оно характеризует жизнь человека и не является предметом рефлексии. Ряд действий, вроде бы магического значения, производились людьми прошлого механически, по привычке. И это позволяло им чувствовать себя комфортно, делало любую ситуацию знакомой, давало возможность освоить новый неожиданный поворот жизни. Другое дело, что сейчас традиционная культура разрушена, как система и иногда, конечно, странное впечатление производит современный человек, когда вдруг у него пробивается мифологическое мышление.
Согласно результатам опроса немало суеверных людей среди медицинских работников и людей, занимающихся торговлей. Это те области, которые связанны с неопределенностью, с непредсказуемостью результатов, когда человек прибегает к дополнительным ресурсам, чтобы добиться желаемого результата. И здесь опять возможна психологическая помощь от суеверий.
Суеверность молодых людей, я думаю, связана и с каким-то моментом моды и с отсутствием материалистической идеологии, кризисом позитивизма, когда человек все чаще видит, что в мире много непонятного.
Результаты опроса прокомментировал писатель, публицист, телеведущий Александр Архангельский.
Чем больше люди вовлечены в активную социально — экономическую деятельность, тем меньше у них времени остается на размышление о всякого рода случайностях, страхах и совпадениях. С другой стороны, чем человек глубже погружен в ответственную религиозную жизнь (в данном случае неважно, к какой конфессии он принадлежит), тем меньше шансов, что он будет придавать серьезное значение бытовым и природным «знакам» и «предзнаменованиям» — он должен быть духовно трезв, и скорее «пропустит» реальное чудо, чем будет уповать на мнимое. Но здесь нужно говорить и о связи религиозности и образовательного уровня. Встречая в церковной среде суеверных, мы видим, что по большей части их суеверность связана с недостатком образования, а не с религиозностью как таковой. Религия наоборот, как раз старается вывести человека из этого состояния. Я помню, как в редакцию, где я работал, пришел в гости покойный патриарх Алексий Второй и поздравил нашего главного редактора с завтрашним днем рождения, добавив: «мы же не суеверные, чтобы бояться поздравлений накануне».
То, что среди суеверных больше сторонников Путина и «Единой России» — вовсе не говорит о какой-либо «суеверности» Путина и его партии. Их странная демократия – суверенная, а не суеверная; хотя среди так называемых элит приходится слышать суеверное «Путин – фартовый». Просто слой, на который он сознательно опирается – это пассивное большинство, люди, полностью не готовые отвечать за свою судьбу, всегда нуждающиеся в умном, усталом, но ласковом, в конечно счете, лидере. А среди такой аудитории суеверия цветут пышным цветом. Идеи Медведева перекликаются с идеями Путина, но разница в ориентирах все-таки есть. Потому и суеверных среди его приверженцев чуть меньше.
То, что несуеверные чаще желают смены лидеров, связано с их активностью и самостоятельностью. Активность и самостоятельность исключают чрезмерное внимание к суеверию. Человек выбирает либо судьбу, либо знаки судьбы. То есть либо сам пытается строить эту судьбу, либо считает, что судьба строится кем-то – не важно, внешними природными силами или мудрыми политиками. Повторяю, настоящая религиозность не имеет к этому никакого отношения: религиозный человек убежден, что он строит свою судьбу вместе с Богом, как бы в соавторстве. И поэтому он сознает свою личную ответственность за совершенный жизненный выбор.
Что касается большей суеверности молодежи, я бы все таки хотел понять – какая это молодежь, как накладываются друг на друга характеристики возраста, социального положения, географического местоположения. Мне кажется, что «низовая» молодежь часто отвечает «по приколу», а не по существу. И как раз молодежные опросы менее достоверны в этом смысле. Я не думаю, что на самом деле уровень суеверность молодежи принципиально отличается от уровня суеверности среднего и старшего поколений. Образованные и верующие – менее суеверны, необразованные и (или) неверующие – более. Так было всегда, так и будет.
Результаты опроса комментирует кандидат филологических наук, редактор и издатель журнала «Альфа и Омега» Марина Журинская.
Опрос не показывает, насколько суеверны люди в нашей стране, поскольку в нем заужено само понятие «суеверие», ограниченное лишь тремя показателями. И если бы опрос был выстроен более грамотно и подробно, то цифры были бы гораздо катастрофичнее.
Надо понимать, что суеверие – это анимизм, неверно называемый первобытным. Он никогда не умирал и вполне комфортно чувствует себя в наше время, и многие продолжают воспринимать окружающий мир как пространство, населенное злыми духами. Даже те люди, которые ходят в церковь. Другой вопрос – для чего они это делают? Сколько людей приходит в храм, потому что гадалки посоветовали им какой-то ритуал, для которого, скажем, нужна освященная свеча. И всевозможных магических ритуалов множество. Назвать таких людей православными нельзя, как бы они себя сами ни определяли. Православные – это люди, которые правильно славят Бога. Нельзя одновременно верить в Бога и еще во что-то магическое.
Подавляющее большинство «православных» считает, что им нужно регулярно совершать определенные механические действия, и все у них будет хорошо. А это и есть яркий показатель суеверия. Я писала, что у нас все духовные глаголы заменены глаголами физического действия — в церковь ходят, на службе стоят, вместо того, чтобы молиться, — вычитывают правило. При этом люди уверены, если все делается – совершается хождение, стояние и вычитывание, — то вне этого можно себя вести как угодно.
Коммунистическая религия старательно готовила народ к тому языческому состоянию, в котором он сейчас по большей части находится. Борьбы с суевериями не было, была борьба с христианством. А на фоне отсутствия христианства, естественно, суеверия разгорались пышным цветом. В результате мы имеем то, что имеем. В том числе академиков, которые выступают против религии, но не знают, что такое религия, не видят разницы между религией и суевериями. И мы, христиане, им эту разницу не показываем. Православное просвещение сейчас практически отсутствует.
Несмотря на коммунистическую идеологию, в советское время в школах и в вузах давалось более приличное образование, что и объясняет большое число несуеверных людей среди россиян старше 65 лет. Тем более что во времена их детства не было на каждом шагу магических салонов. Современная суеверная молодежь взрослела среди этих салонов, среди реклам чуть ли не в каждой газете, призывающих снять порчу и сглаз, среди телевизионных программ, посвященных экстрасенсам, астрологии…
Приметам, гороскопам и гаданию доверяют около 40% россиян
Вера в сверхъестественное свойственна 40% россиян, свидетельствуют данные Всероссийского центра изучения общественного мнения, опубликованные сегодня.
В особенности респонденты склонны, как и прежде, доверять приметам (22%) и гороскопам (21%).
Меньше тех, кто верит в гадание по руке, привороты (по 8%), инопланетян (6%) и зомби (2%). 57% опрошенных, по собственному признанию, ни во что из перечисленного не верят.
Женщины в целом более склонны верить в сверхъестественное. Так, приметам доверяют 30% женщин и 14% мужчин, гороскопам — 29 и 12% соответственно.
Последователи религиозных течений верят в приметы, гороскопы и пр. чаще, чем атеисты. Среди православных и тех, кто исповедует другие религии, астропрогнозам доверяют 21-22%, среди тех, кто считает себя неверующим — только 7%.
Вера в приметы особенно характерна для православных россиян (26%), в то время как среди последователей других религий на них обращают внимание 13%, а среди атеистов — лишь 7%.
Вы прочитали статью Приметы и суеверия. Обратите внимание на следующие материалы: