приметы охотников перед охотой
Охотничьи приметы
Многие из нас верят в приметы, может быть даже неосознанно, но все же верят. Особенно охотники и рыбаки. И независимо от того, верите вы в сверхъестественное или нет, очень многое в нашей жизни связано с суевериями.
Предлагаю наиболее интересные охотничьи приметы:
Например, у рыбаков есть еще одна интересная примета:
У опытных охотников есть примета, если первый выстрел – мимо, то и охота выдастся на славу. И это часто подтверждается. Причем, если охотник пытается специально промахнуться – такое поверье перестает действовать.
А вот приметы, с которыми и в повседневной жизни сталкивается каждый из нас:
Ни пуха, ни пера — интересно то, что это вроде отрицательное словосочетание на самом деле с давних времен выступает как пожелание успеха и удачи. Возникло оно сначала в охотничьей среде, но прямое пожелание «и пуха, и пера» было запрещено произносить, чтобы не сглазить охоту. Как понятно, пух означает зверя, а перо – птицу. Но, почему так странно звучит традиционный ответ: «К черту»? Все дело в том, что какое пожелание, такое и спасибо. Суеверные предки, не желая сглазить охотника, который оправлялся за добычей, напутствовали, чтобы у него все летело мимо цели, чтобы он пришел с пустыми руками. На что охотник им и отвечал: идите вы к черту с такими пожеланиями.
И считалось, что такой диалог, удовлетворит злых духов, и они не будут строить козней во время охоты.
В современных поверьях встречаются достаточно странные приметы. К примеру, идя на охоту, надо посмотреть на оголенное бедро спящей женщины – это к удаче.
А вот брать с собой представительницу слабого пола – дурной знак, сулящий невезение.
Еще несколько примет:
Можно верить или не верить в приметы, но самое главное в охоте умения и навык, полученные путем долгих тренировок и накопленных знаний.
Всем желаю хорошей охоты! Ой, ни пуха, ни пера!
Как для начинающего охотника в качестве жизненного образования, так и для опытного охотника, собирающегося охотиться в новом месте, важно знать неписаные правила, традиции и приметы Охоты в общем, и в конкретной местности в частности.
Каждый охотник со стажем, когда-то получил свой урок и крещение. Почему бы не поделиться своими зананиями и опытом перед новичками и/или охтниками собирающимися на охоту в неизвестном, для них, месте.
Предлагаю данном посте разместить общие для большинства местностей правила, традиции, приметы. Тут же сделать ссылки на уникальные ньюансы разных мест.
Данный перечень обновляется по мере поступления описаний.
Можно еще и для одиночек наверное сваять. Но это точно не ко мне 😊.
С уважением, Михаил.
НМС
Ну к делу:
— На охоту мясное не есть;
. Угу, только святую воду пить.
— На охоте егерь ГЕНЕРАЛ;
. разводящий
— Патронами делиться перед охотой (на инструктаже) нельзя;
. А когда можно? Или нюанс в том, что слушать нужно?
— Брать только оговоренного егерем зверя;
. на кого приехали
— Брать зверя столько, сколько бригада съест, не более;
. сколько лицензий. Бригада съет сколько угодно
. За нестрел не оберешься
— Не отступать от плана егеря (не сниматься с номера и не менять место номера и т.д.);
. само собой
— При результативном загоне охотники поздравляют взявшего зверя и что-то про еловую веточу 😊 (нужны комментарии аксакалов);
— На кровях (по 50 или по обстановке);
— Разделка трофеев;
. «Ливером» всяким обойдутся
— Шурпа на месте охоты (естественно после визуального осмотра внутренностей трофеев на предмет явных недугов);
У нас стрелку достается карбонад и вырезка.
У всех разная весовая категория 😊.
. За нестрел не оберешься
Ну и вообще (хотя можно было продолжить диалог), предложил топик для конкретных и подробных описаний, а тут за табуретки схватились 😊.
Предлагаю ввести формат описания:
1. Местность;
2. Вид охоты (загон, с засидки и т.д.);
3. Тип охоты (коллективаня (кол-во участников), одиночная и т.д.);
4. Описание ритуала или правила;
По мере поступления описаний, буду вносить изменения в первый пост. Побольше здороаой критики в конретных и поробных описаниях 😊.
С уважением, Михаил.
Давайте соблюдать формат, по возможности.
С уважением, Михаил.
Давайте соблюдать формат, по возможности.
В нашем охот. клубе, под Питером.
С уважением, Михаил.
Подъехав к лесу, остановка и здороваемся с лесом, полем (по 50) ;
Самарская область, ходовая охота по зайцу и лисе. Компания небольшая. Водку не пьем. Ритаулов никаких. При добыче позанок собаке, а первого зайчика (если повезет, бывает и больше) хозяину собаки. Не переходим в другое место пока не соберемся все. Вот так в нашей компании по ходовой охоте.
С уважением, Петрович.
На охоту мясное не есть;
— Подъехав к лесу, остановка и здороваемся с лесом, полем (по 50) ;
— На охоте егерь ГЕНЕРАЛ;
— Патронами делиться перед охотой (на инструктаже) нельзя (плохая примета);
Ну вы блин даете,прям как бюрократы 😊- понавыдумываете себе всяких инструкций,а в большей степени поводов,что бы лишний раз остаканиться! 😀
-Серега! А тебе ни кто и не предлагает! Гы,Гы,ы,ЫЫЫЫЫ!!
Вот моить курой спугну или ещё какие «обереги» есть?
С уважением и надеждой на познавательные отзывы, Михаил.
— Вечером,надо достать рабочий нож(тот,что на поясе) и наточить! (несмотря на то что он уже был наточен)
— В течении следующего дня обязательно увижу зверя!Но не факт,что удастся в него выстрелить 😊
ASv: стопудово. 😀
Сколько раз приходилось на всякие верёвочки от курток или брючные ремни дичь вязать! Иногда и шмотку какую-нить на ленточки порежешь 😊
Володя, а представь, когда парное мясо сложить некуда 🙂
Еще одна примета: если смотришь в одну сторону, то дичь появится с противоположной.
Тоже верно. А почему «НО»?
Ну, судя по всему, необходимо добавить в название темы и в первый пост раздел ПРИМЕТЫ 😊.
С уважением, Михаил.
ПРИМЕТА:
Если отвлечся и задумацца на охоте(по нужде отойти или закурить)-, то именно в этот момент появится дичь(клюнет рыба).
Ничего не резать охотничьим ножом до первой добычи.
С уважением, Михаил.
Примета 1:
если при выходе на охоту кто-то, особенно из женского пола, пожелает «удачной охоты», можно возвращаться смело, дела не будет.
Примета 2:
если кто-то из участников непосредственно в ночь перед охотой удачно нападал на жену (или другую женщину), дела не будет.
Примета 3:
ели один-два-три загона (поля) ничего нет, надо колективу собраться, остановиться, немного поговорить, можно 1 раз по 50 грамм. Т.с. расслабить себя и обстановку. Дело пойдет на лад.
Примета 1. Если есть тушонка и водка, хер кого с утра на охоту поднимешь.
Примета 2. Если всетаки поднял, через три дня хочется доширак есть.
То всё приметы и суеверия, а вот один неписаный закон.
Если случайно добыта дичь из под чужой собаки (к примеру, гонный заяц из-под чужого гончака) нужно дождаться хозяина собаки, отдать ему дичь, взамен он должен отдать тебе то количество патронов, которые ты потратил на добытие ентого зайца. А потом 50 гр. на крови и дальнейшие танцы с бубном вокруг костра :-))
Алекс В
Примета 1:
если при выходе на охоту кто-то, особенно из женского пола, пожелает «удачной охоты», можно возвращаться смело, дела не будет.
Примета 2:
если кто-то из участников непосредственно в ночь перед охотой удачно нападал на жену (или другую женщину), дела не будет.
У меня эти две приметы не работают (слава Богу) 😊
ПРИМЕТА:
Если отвлечся и задумацца на охоте(по нужде отойти или закурить)-, то именно в этот момент появится дичь(клюнет рыба).
Первая охота, сидел уток ждал, время около 24.00.
Они может и обернулись 😀
Но как же бы ты увидел их глаза в 24-00.
Но как же бы ты увидел их глаза в 24-00.
Ну в 2200 уже темно, а у костерка за пару часиков на плечи можно успеть посадить не одну белочку.
А я всегда сапоги с левой ноги начинаю надевать. И подводные боты, и болотники.
Слышал, если ненароком сову подстрелишь, весь сезон охоты не будет.
Еще слышал, перед охотой нельзя пить за охоту.
Я смотрю съехали на одни приметы, да суеверия 😊
Все комментарии добавлены.
С уважением, Михаил.
Crab12
Еще слышал, перед охотой нельзя пить за охоту.
Михаил, про традиции и обряды нужно языческие народы спрашивать. Когда мы были на Горном Алтае, то местные шаманы столько обрядов совершили, что всего не упомнишь. Надеюсь осенью все опять срастется и я постараюсь по-больше запомнить.
Охота и рыбалка в Тверской области
Независимо от веры в сверхъестественное, очень многие охотники достаточно суеверны. Некоторые приметы широко распространены, у кого-то есть свои поверья. Общими нехорошими знаками считаются:
Встреча с недоброжелательными людьми, которые могут сглазить удачу. Также опасно встречаться с насмешниками и озорниками. А особенно неудачной приметой считается пересечься с женщиной, особенно старухой.
Если охотник, выходя на дорогу, видит впереди нежелательную особу, которая может отвернуть на охоте удачу, он сворачивает с дороги, обходит путника стороной и, спрятавшись где-нибудь, ждет пока баба или недобрый человек не пройдут мимо. Если же женщина или недоброжелатель все-таки перейдет ему дорогу, охотник нередко принимает решение вернуться домой, уже не надеясь на удачную охоту. Затем, по прошествии некоторого времени, охотник отправляется уже по совсем другой дороге за добычей.
Женщины знают об этой примете и стараются не переходить дорогу охотникам. Примечательно, что данная примета не относится к незамужним девицам.
1. Встреча на дороге с пустыми телегами или дровнями тоже не сопутствует удачной охоте. Пересечься же с полным возом соломы, хлеба или чего-то другого, наоборот, считается очень хорошим знаком.
2. Если охотник, отправляясь за добычей, услышит крик ворона или уханье филина либо совы, то также ждать удачи не стоит.
3. Особой неудачей считается услышать следующие фразы:
— для охотника: «принеси крылышко»;
— для зверолова: «принеси хвост или шерстку»;
— для рыбака: «принеси чешуи от рыбки».
Этими словами часто нарочно дразнят охотников, шутки ради, хотя такие «напутственные» слова сулят неудачу. Некоторые охотники шутников за это могут и поколотить 🙂
4. Для того чтобы дурные встречи и слова не помешали охоте, есть верное средство. Охотнику нужно искупаться самому, искупать свою собаку, а на ястреба брызнуть водой.
5. У рыбаков есть еще одна интересная примета: нельзя наливать в ведро, куда будет отправлен улов, воду до тех пор, пока там не окажется первой рыбки. Но эта примета скорее индивидуальная.
6. Вынутые из тела убитого зверя или птицы дробины или картечь очень ценны для охотников. Они вкладывают их в новые заряды, которые, считается, теперь точно поразят цель.
7. Практически все охотники и рыболовы верят примете, что если первый выстрел будет мимо, а первая рыба сорвется с крючка, то все предприятие обречено на провал. Так случается со слишком азартными охотниками, даже с теми, кто не особо верит в приметы. А причина самая простая – охотник горячится, проявляет нетерпение, что приводит к невнимательности и промаху.
Однако не только внешней чистоте придавали значение наши суеверные предки, но и чистоте душевной – в ночь перед отъездом следовало воздержаться от греха телесного. В этом суеверии нашло отражение мнение церкви о женщине как о «дьявольском сосуде».
Поэтому неудачи на охоте склонны были списывать на малодушие некоторых особенно резвых участников процесса, не устоявших перед страстными объятиями какой-нибудь селянки.
Как известно, православная церковь негативно относилась к охоте, считая ее занятием праздным. Да и спасению души подобная деятельность, по мнению священнослужителей, мало способствовала. Ненависть порождала ответное чувство со стороны народа.
Отсюда и возникновение другого суеверия: если по дороге на охоту встретишь священника – можешь смело возвращаться домой. Охоты все равно не будет. А вот если встретишь женщину, то шанс поохотиться остается: надо только вернуться домой, раздеться, потом опять одеться и пойти на охоту другой дорогой. Кстати, встретить по пути еврея или похоронную процессию – к удаче.
Ничего хорошего не сулила встреча с зайцем, который перебежал дорогу. Считалось, что заяц верой и правдой служит лесному царю – лешему, который отправляет того навстречу людям в качестве недоброго вестника. Правда, неприятную встречу можно было нейтрализовать.
Например, перекреститься и произнести заговор: «Тебе пень да колода, нам путь да дорога» либо надломить ветку у любого придорожного куста или дерева. Кстати, существует версия, что именно перебежавший дорогу заяц заставил суеверного Пушкина вернуться в имение и помешал ему присоединиться к декабристам на Сенатской площади.
Сегодня это суеверие больше распространено в студенческой среде, а когда-то на пожелание домочадцев: «Ни пуха, ни пера!» охотник неизменно отвечал: «К черту!» Этим ответом человек пытался запутать черта, который сидел у него на левом плече и вынашивал коварный план – напакостить хорошенько.
Пожелание «Ни пуха, ни пера!» ставит черта в известность, что человек выходит из дому вовсе не на охоту, с которой мог бы принести и пух, и перо, а по каким-то другим делам. А ответ охотника подтверждает: да, мол, иду не на охоту, а в гости к черту.
Особое отношение на охоте к костру. Тушение костра способом, который использовали юные ленинцы, приводило к неудаче, а вот подкладывание головней в огонь при помощи ног – к несогласию между охотниками.
Ну и, конечно, нельзя плевать в костер или заливать его водой, ведь тем самым проявляется неуважительное отношение к духу огня. Впрочем, и устанавливать котелок над огнем можно только после того, как к костру брошен добытый обед. В противном случае добычи не будет и придется варить щи из топора.
Но, что удивительно, у многих опытных охотников есть примета, что, наоборот, если первый выстрел – мимо, то и охота выдастся на славу. И это часто подтверждается. Причем, если охотник пытается специально промахнуться – такое поверье перестает действовать. Но это больше личные предубеждения, которые служат подтверждением того, как тесно взаимосвязаны мысль и действия.
Стоит заметить, что у охотников существует огромное количество личных примет, перечислять всех их – не хватит ни времени, ни сил!
Суеверия и приметы охотников
Весьма естественно, что какой-нибудь охотник, застигнутый ночью в лесу, охваченный чувством непреодолимого страха, который невольно внушает темнота и тишина ночи, услыхав дикие звуки, искаженно повторяемые эхом лесных оврагов, принял их за голос сверхъестественного существа, а шелест приближающихся прыжков зайца — за приближение этого существа. Крик филина и маленьких сов особенной породы, которых он слыхал, может быть, и прежде, но который не походил на слышимые им теперь звуки в лесу, не мог ли показаться ему и хохотом, и стоном, и воем, и чем угодно? Если же он, дрожа и потея от страха, но подавляемый усталостью, как-нибудь засыпал или хотя задремывал, то, без сомнения, грезил во сне тем же, чем был полон и волнуем наяву; дремота даже могла придать более определенности образу неизвестного существа. С первыми лучами солнца, отыскав дорогу и возвращаясь домой, он чувствовал себя как будто изломанным, исщипанным и, увидя свое тело, покрытое пятнами, он легко мог приписать их щипанью или щекотанью того же сверхъестественного существа. Бедняка искусали крупные лесные муравьи или другие насекомые, но такое простое объяснение не приходит ему в голову. А как событие происходило в лесу, то и дает он имя лешего его таинственному обитателю. Дома рассказывает он свою чудную повесть, показывает красные и синие пятна на своем теле; воображение рассказчика и слушателей воспламеняется, дополняет картину — и леший, или лесовик, получает свое фантастическое существование! Постепенно укрепляясь в народном ведении и веровании, принимает он определенный образ и черты, иногда очень подробные и разнообразные.
Вода, преимущественно большая, в поздние сумерки и ранний рассвет, особенно в ночное время, производит на человека такое же действие невольного страха, как и дремучий лес. Внезапное движение и плеск воды, тогда как производящей его рыбы или зверя, за темнотою, хорошенько разглядеть нельзя, могло напугать какого-нибудь рыбака, сидящего с удочкой на берегу или с сетью на лодке. Шум и движение в камыше или осоке, производимые уткой с утятами, даже прыгающими лягушками, могли показаться устрашенному воображению чем-то похожим на движение существа несравненно большего объема. Выпрыгнувшая из воды на берег или спрыгнувшая с берега в воду поречина, мелькнувшая неясным, темным призраком, могла отразиться в его воображении чем-то похожим на образ человеческий.
Уверенность в недобром глазе, какой бывает у некоторых людей, преимущественно старух и стариков, в способности их «сглазить», или «озепать», очень укоренена в охотниках. Они верят этой силе безусловно и не только сами боятся встречи с такими людьми, особенно при выходе на охоту, но берегут от них собак и ястребов, даже прячут ружья и всякие звероловные и рыболовные снасти.
Независимо от веры в колдовство охотники имеют много примет, которые бывают общими, а иногда исключительными, принадлежащими лично одному какому-нибудь охотнику. Общими дурными приметами считаются:
1) Встреча с людьми недоброжелательными, по большей части имеющими будто бы дурной глаз, с людьми насмешливыми (озорниками), вообще с женщинами и в особенности с старухами. Выходя на какую бы то ни было охоту, охотник внимательно смотрит вперед и, завидя недобрую встречу, сворачивает с дороги и сделает обход стороною или переждет, спрятавшись где-нибудь на дворе, так, чтобы идущая старая баба, или недобрый, или ненадежный человек его не увидел. Если какая бы то ни была женщина, не примеченная охотником, неожиданно перейдет ему поперек дорогу, охотник теряет надежду на успешную охоту, нередко возвращается домой и через несколько времени отправляется уже совсем в другую сторону, по другой дороге. Женщины знают эту охотничью примету, и потому благонамеренные из них, завидя идущего охотника, ни за что не перейдут ему дорогу, а дождутся, пока он пройдет или проедет. Замечательно, что эта примета до девиц не касается.
2) Встреча с пустыми телегами или дровнями не предвещает также успешной охоты, тогда как, напротив, полный воз хлеба, сена, соломы или чего бы то ни было считается добрым предзнаменованием.
У) Крик ворона, филина и совы, если охотник услышит его, идя на охоту, не предвещает успеха.
4) Если кто-нибудь скажет охотнику, идущему стрелять: «Принеси крылышко», зверолову — «Принеси шерстки или хвостик», а рыбаку — «Принеси рыбьей чешуйки», то охотник считает, что охота его в этот день не будет удачна. Вышеприведенными мною словами часто дразнят охотников нарочно, так, ради шутки, за что они очень сердятся и за что нередко больно достается шутникам.
Для противодействия дурным встречам и предзнаменованиям считается довольно верным средством: охотнику искупаться, собаку выкупать, а ястреба вспрыснуть водою.
5) Есть еще примета у некоторых рыбаков с удочкою, что в ведро, куда предполагается сажать свою добычу, не должно наливать воды до тех пор, покуда не вы-удится первая рыба. Впрочем, эта примета далеко не общая.
6) Дробины или картечи, вынутые из тела убитой птицы или зверя, имеют в глазах охотников большую важность; они кладут такие дробины или картечи, по одной, в новые заряды и считают, что такой заряд не может пролететь мимо.
7) Почти все охотники имеют примету, что если первый выстрел будет промах, если первая рыба сорвется с удочки или ястреб не поймает первой птицы, то вся охота будет неуспешна. Это обстоятельство случается нередко с охотниками запальчивыми, особенно ружейными, не имеющими даже никаких примет, и случается по причине самой естественной: охотник разгорячится, а горячность поведет за собой нетерпение, торопливость, неверность руки и глаза, несоблюдение меры и — неудачу. Все это обыкновенно приписывается первому промаху. Но вот странность: я знал одного славного ружейного охотника, уже немолодого, у которого была примета, что если первый выстрел будет пудель, то охота будет задачна и добычлива. Я много раз бывал с ним на охоте и должен сказать, что опыт, к моему удивлению, всегда подтверждал его странную примету. Этот охотник добродушно уверял меня, что несколько раз пробовал нарочно промахнуться первым выстрелом, но что в таком случае примета оказывалась недействительною. Эта примета уже личная и служит только новым доказательством, как сильно влияние мысли на телесные наши действия.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Суеверия и приметы охотников
Аксаков Сергей Тимофеевич
Известное дело, что охотники-простолюдины — все без исключения суеверны, суеверны гораздо более, чем весь остальной народ, и, мне кажется, нетрудно найти тому объяснение и причину: постоянное, по большей части уединенное, присутствие при всех явлениях, совершающихся в природе, таинственных, часто необъяснимых и для людей образованных и даже ученых, непременно должно располагать душу охотника к вере в чудесное и сверхъестественное. Человек не любит оставаться в неизвестности: видя или слыша что-нибудь необъяснимое для него очевидностью, он создает себе фантастические объяснения и передает другим с некоторою уверенностью; те, принимая их с теплою верою, добавляют собственными наблюдениями и заключениями — и вот создается множество фантазий, иногда очень остроумных, грациозных и поэтических, иногда нелепых и уродливых, но всегда оригинальных. Я уверен, что охотники первые начали созидание фантастического мира, существующего у всех народов. Первый слух о лешем пустил в народ, вероятно, лесной охотник; водяных девок, или чертовок (В Оренбургской, а равно Казанской и Симбирской губерниях народ не знает слова русалка.), заметил рыбак; волков-оборотней открыл зверолов. Я уже говорил в моих «Записках ружейного охотника», что в больших лесах, пересекаемых глубокими оврагами, в тишине вечерних сумерек и утреннего рассвета, в безмолвии глубокой ночи крик зверя и птицы и даже голос человека изменяются и звучат другими, какими-то странными, неслыханными звуками; что ночью слышен не только тихий ход лисы или прыжки зайца, но даже шелест самых маленьких зверьков. Весьма естественно, что какой-нибудь охотник, застигнутый ночью в лесу, охваченный чувством непреодолимого страха, который невольно внушает темнота и тишина ночи, услыхав дикие звуки, искаженно повторяемые эхом лесных оврагов, принял их за голос сверхъестественного существа, а шелест приближающихся прыжков зайца — за приближение этого существа. Крик филина и маленьких сов особенной породы, которых он слыхал, может быть, и прежде, но который не походил на слышимые им теперь звуки в лесу, не мог ли показаться ему и хохотом, и стоном, и воем, и чем угодно? Если же он, дрожа и потея от страха, но подавляемый усталостью, как-нибудь засыпал или хотя задремывал, то, без сомнения, грезил во сне тем же, чем был полон и волнуем наяву; дремота даже могла придать более определенности образу неизвестного существа. С первыми лучами солнца, отыскав дорогу и возвращаясь домой, он чувствовал себя как будто изломанным, исщипанным и, увидя свое тело, покрытое пятнами, он легко мог приписать их щипанью или щекотанью того же сверхъестественного существа. Бедняка искусали крупные лесные муравьи или другие насекомые, но такое простое объяснение не приходит ему в голову. А как событие происходило в лесу, то и дает он имя лешего его таинственному обитателю. Дома рассказывает он свою чудную повесть, показывает красные и синие пятна на своем теле; воображение рассказчика и слушателей воспламеняется, дополняет картину — и леший, или лесовик, получает свое фантастическое существование! Постепенно укрепляясь в народном ведении и веровании, принимает он определенный образ и черты, иногда очень подробные и разнообразные.
Вода, преимущественно большая, в поздние сумерки и ранний рассвет, особенно в ночное время, производит на человека такое же действие невольного страха, как и дремучий лес. Внезапное движение и плеск воды, тогда как производящей его рыбы или зверя, за темнотою, хорошенько разглядеть нельзя, могло напугать какого-нибудь рыбака, сидящего с удочкой на берегу или с сетью на лодке. Шум и движение в камыше или осоке, производимые уткой с утятами, даже прыгающими лягушками, могли показаться устрашенному воображению чем-то похожим на движение существа несравненно большего объема. Выпрыгнувшая из воды на берег или спрыгнувшая с берега в воду поречина, мелькнувшая неясным, темным призраком, могла отразиться в его воображении чем-то похожим на образ человеческий.
Уверенность в недобром глазе, какой бывает у некоторых людей, преимущественно старух и стариков, в способности их «сглазить», или «озепать», очень укоренена в охотниках. Они верят этой силе безусловно и не только сами боятся встречи с такими людьми, особенно при выходе на охоту, но берегут от них собак и ястребов, даже прячут ружья и всякие звероловные и рыболовные снасти.
Независимо от веры в колдовство охотники имеют много примет, которые бывают общими, а иногда исключительными, принадлежащими лично одному какому-нибудь охотнику. Общими дурными приметами считаются:
1) Встреча с людьми недоброжелательными, по большей части имеющими будто бы дурной глаз, с людьми насмешливыми (озорниками), вообще с женщинами и в особенности с старухами. Выходя на какую бы то ни было охоту, охотник внимательно смотрит вперед и, завидя недобрую встречу, сворачивает с дороги и сделает обход стороною или переждет, спрятавшись где-нибудь на дворе, так, чтобы идущая старая баба, или недобрый, или ненадежный человек его не увидел. Если какая бы то ни была женщина, не примеченная охотником, неожиданно перейдет ему поперек дорогу, охотник теряет надежду на успешную охоту, нередко возвращается домой и через несколько времени отправляется уже совсем в другую сторону, по другой дороге. Женщины знают эту охотничью примету, и потому благонамеренные из них, завидя идущего охотника, ни за что не перейдут ему дорогу, а дождутся, пока он пройдет или проедет. Замечательно, что эта примета до девиц не касается.
2) Встреча с пустыми телегами или дровнями не предвещает также успешной охоты, тогда как, напротив, полный воз хлеба, сена, соломы или чего бы то ни было считается добрым предзнаменованием.
У) Крик ворона, филина и совы, если охотник услышит его, идя на охоту, не предвещает успеха.
4) Если кто-нибудь скажет охотнику, идущему стрелять: «Принеси крылышко», зверолову — «Принеси шерстки или хвостик», а рыбаку — «Принеси рыбьей чешуйки», то охотник считает, что охота его в этот день не будет удачна. Вышеприведенными мною словами часто дразнят охотников нарочно, так, ради шутки, за что они очень сердятся и за что нередко больно достается шутникам.
Для противодействия дурным встречам и предзнаменованиям считается довольно верным средством: охотнику искупаться, собаку выкупать, а ястреба вспрыснуть водою.
5) Есть еще примета у некоторых рыбаков с удочкою, что в ведро, куда предполагается сажать свою добычу, не должно наливать воды до тех пор, покуда не вы-удится первая рыба. Впрочем, эта примета далеко не общая.
6) Дробины или картечи, вынутые из тела убитой птицы или зверя, имеют в глазах охотников большую важность; они кладут такие дробины или картечи, по одной, в новые заряды и считают, что такой заряд не может пролететь мимо.
7) Почти все охотники имеют примету, что если первый выстрел будет промах, если первая рыба сорвется с удочки или ястреб не поймает первой птицы, то вся охота будет неуспешна. Это обстоятельство случается нередко с охотниками запальчивыми, особенно ружейными, не имеющими даже никаких примет, и случается по причине самой естественной: охотник разгорячится, а горячность поведет за собой нетерпение, торопливость, неверность руки и глаза, несоблюдение меры и — неудачу. Все это обыкновенно приписывается первому промаху. Но вот странность: я знал одного славного ружейного охотника, уже немолодого, у которого была примета, что если первый выстрел будет пудель, то охота будет задачна и добычлива. Я много раз бывал с ним на охоте и должен сказать, что опыт, к моему удивлению, всегда подтверждал его странную примету. Этот охотник добродушно уверял меня, что несколько раз пробовал нарочно промахнуться первым выстрелом, но что в таком случае примета оказывалась недействительною. Эта примета уже личная и служит только новым доказательством, как сильно влияние мысли на телесные наши действия.