приметы это правда или нет
Стоит ли верить в приметы?
Приметы и суеверия испокон веков существуют у самых разных народов, и вера в них зачастую доходит до абсурда. Люди подвержены им по самым разным причинам. Одни – из желания легкой удачи и наживы, другие – из страха перед теми или иными событиями, а третьи просто запомнили то, что еще в детстве им рассказывала бабушка, и не имеют никакого весомого повода не доверять ее словам. Так стоит ли на самом деле верить в народные приметы и пытаться понять значение знаков судьбы для того, чтобы избежать несчастья и поймать удачу за хвост?
Распространенные суеверия и их связь с реальностью
Одно из самых распространенных суеверий связано с черными кошками, перебегающими дорогу. Скорее всего, оно имеет отсылку к временам Средневековья, когда люди боялись ведьм.
По поверьям, те имели возможность перевоплощаться именно в этих животных. К слову, в Древнем Египте кошки, независимо от своего окраса, считались священными животными, и мысли о том, что они могут принести неудачу, показалась бы египтянам довольно странной.
Также одним из самых популярных суеверий является такое понятие, как «постучать по дереву». Якобы подобным образом можно избежать нежелательных событий. Такая примета связана со старинными легендами, повествующими, что в деревьях живут добрые духи, помогающие отпугнуть неудачу.
Самые страшные суеверия связаны с 13-м числом, выпадающим на пятницу. По статистике, этой даты боятся около 17 миллионов человек только в одной Америке.
Тем не менее, она не связана с каким-то определенным событием. Число 13 давно зарекомендовало себя как несчастливое: Иуда был 13-м сотрапезником, он же упоминается в 13-м Писании, а в 13-й главе Евангелия рассказывается о его предательстве.
В каббале было 13 злых духов, а в 13-й главе Апокалипсиса сказано об антихристе. Распятие Иисуса случилось в пятницу. Вероятно, что в связи со всем этим в XIX веке и зародилось поверье о нехорошем дне.
Приметы и суеверия, в которые стоит верить
Существуют приметы и суеверия, в которые верить буквально может и не стоит, но придерживаться их иногда необходимо. Некоторые из них связаны с беременностью.
Считается, что если беременная будет играть с кошками, то ребенок родится несчастливым. Можно с уверенностью сказать, что на счастливой судьбе ребенка этот процесс вряд ли отразится, а вот заразиться токсоплазмозом от животного вполне можно, что в этот период является крайне нежелательным.
Другое поверье: чтобы ребенок не родился косолапым, нельзя сидеть, скрестив ноги. Эта примета имеет отношение скорее к здоровью матери: при таком положении кровообращение в конечностях нарушается, и с учетом того, что нагрузка на них и так постоянно повышена, может развиться варикозное расширение вен.
Еще одна народная примета гласит: нельзя никому показывать ребенка, пока ему не исполнится шесть недель и не будет проведен обряд воцерковления, иначе его могут сглазить.
Лучше всего действительно ей следовать: в этот период организм ребенка ослаблен, а посторонние люди могут принести в дом инфекцию.
Когда приметы сбываются?
Формальная логика, опирающаяся на четкие правила и законы, опровергает миф о приметах. Но в то же время психологи склонны считать, что человек притягивает к себе то, о чем постоянно думает.
Поэтому приметы действительно имеют свойство сбываться у тех людей, которые в них верят. Рассыпали соль и уверены, что с кем-то поругаетесь? Скорее всего, так и произойдет, потому что вы уже настроили себя на ссору с кем-то из близких.
Нашли монетку и уверены, что она к какому-то радостному событию? Вы будете ждать что-то приятное, и оно также произойдет, ведь каждый день наполнен множеством хороших моментов, но далеко не всегда вы обращаете на них внимание.
Поэтому если уж и верить в приметы и суеверия, то только в те, которые несут за собой что-то хорошее.
Хотите знать о приметах больше? Смотрите следующее видео:
Суеверия и приметы: правда или вымысел
Елизавета Строева
Юнкоры «Вечерки». Встречаем! Проект «Московский подростОК!» запущен!
Инициативные и юные корреспонденты «Вечерней Москвы» пока учатся в школе, но уже делают первые шаги к тому, чтобы стать настоящими акулами пера. Юнкоры «Вечерки» пишут для своих сверстников. В возрасте 13-14 лет слова взрослых воспринимаются с трудом, а донести свою точку зрения, наоборот, кажется очень важным.
Наши юнкоры ежедневно будут рассказывать своим сверстникам о самых интересныхгородских событиях и развлечениях для подростков, писать на близкие для них темы. Бригаду начинающих журналистов набрали из самых активных слушателей школы юного репортера «Новый фейерверк», которую недавно открыл главный редактор «Вечерней Москвы» Александр Куприянов.
К слову о таких событиях или явлениях. Вот, например, идет человек по улице, а тут ему навстречу черный кот дорогу перебежал. Что делать прикажете: идти обратно, откуда пришел или продолжать свой путь, будучи уверенным в неудаче? Иными словами- суеверия. Кто-то верит в них, кто-то нет. А стоит ли? Что мы вообще знаем о суевериях, приметах?
Хочу рассмотреть несколько самых известных примет и суеверий:
1. Черный кот.
Черная кошка – один из наиболее зловещих символов в славянской мифологии. Она напрямую связана с нечистой силой, с ведьмами, ведь ею оборачиваются колдуньи и т. д. Этот мотив нашел широчайшее отражение и в народных сказках, и в литературе (достаточно вспомнить хотя бы повести Гоголя).
Также считается, что перебежавшая дорогу черная кошка может навлечь на человека неудачу. Как избавиться от такого «сглаза»? Повернуться вокруг своей оси, то есть начать путь заново? Прежде всего, нужно прервать замкнутую кошкой дорогу, снова освободить эту дорогу для себя, сделать ее открытой и чистой. Далее, скрестить пальцы, взяться за пуговицу или за крестик, который оберегает нас от злых духов.
Если честно, я считаю, что бедное животное мучается ни за что ни про что из-за цвета шерсти.
2. Вешать подкову в доме.
Многие, наверное слышали, что подкова является символом благополучия и защитой от злых сил и нечисти, и считалось удачей найти подкову. Она, как раньше, так и сейчас очень актуальна. Только лишь с той разницей, что раньше находили подковы на дороге, а сейчас в основном покупают сувенирные.
Подковы обычно размещали либо над входом, либо около входа. Считалось, что над входом подкова должна висеть рожками вниз. Таким образом она не пускала в дом нечистую силу. Если подкова висела около входа в дом, то вешали её рожками вверх. При более внимательном изучении подковы, можно заметить, что она напоминает чашу. В народе так и говорили»подкова принесет полную чашу добра», имелось в виду достаток и изобилие материальных благ.
А если вешали подкову на хлев, то хотели чтобы в хлеву все животные водились в изобилии, то есть верили в силу подковы сделать плодовитым домашний скот.
3. Не мыться перед экзаменом.
Самые известные приметы связаны, как ни странно, с личной гигиеной. Перед экзаменом не рекомендуют мыться (особенно это касается волос), бриться, стричь ногти (и, опять же, волосы). У этой приметы есть и «научное» объяснение: преподаватель может не узнать вас в новом обличье и не поверит, что вы сидели на его лекциях.Нельзя менять одежду (то есть считается, что если какая-то одежда принесла удачу на первом экзамене, надо одеваться так же всю сессию, и стирать костюм крайне не рекомендуется).
Народные приметы о погоде: верить или нет?
Осень приходит по календарю, невзирая на приметы. Но какой она будет – нам подсказывают наблюдениям наших предшественников. Считается, что если осенью много листвы – зима будет снежной. А если в сентябре гремит гром – осень будет теплой. Птицы на крышах домов сулят непогоду, а если вдруг появились комары – жди мягкую и теплую зиму. Но ученые не верят в них, считая: случайные совпадения возможны, устойчивая закономерность – редкость. И раньше приметы не всегда сбывались, просто что-то запомнилось, передалось. Тут нет ничего научно аргументированного, скорее, сфера психологии, считает астролог Павел Максимов. Он привык доверять только астрологическим и метеорологическим прогнозам.
МАКСИМОВ : Это надо изучать. Может, некоторые приметы основаны на наблюдениях, а некоторые – ерунда. Ну, даже в каждой местности может быть своё что-то. Кроме настоящих метеорологических, ну и астрологических циклов. Но это всё вычисляется.
Приметы никакого отношения к изменениям в погоде не имеют, заверяет руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд. Хотя признает: есть 2 исключения. Например, красный закат. Если в этот момент солнце – красное, то на следующий день будет хорошая погода без осадков. Если же солнечный диск имеет белый оттенок, то погода будет плохой. Второй “работающей” приметой синоптик назвал полет птиц: если они летают низко над землей – значит скоро будет дождь. Если высоко парят – осадков не предвидится. Это объясняется тем, что перед дождем у мошек, которыми питаются птицы, из-за повышения влажности мокнут крылья. Поэтому они опускаются ближе к земле, а за ними и птицы. Эта “краткосрочная” примета сбывается всегда, соглашается профессор кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ Дарья Гущина. Как и еще 2.
ГУЩИНА : Если дым идет вертикально вверх, то это – к ясной и теплой погоде. Если ласточки летают низко, то это – к дождю. Если радугу мы видим с утра, то это – к плохой погоде, если вечером – к хорошей. Вот эти приметы всегда сбываются, потому что у каждой из них есть четкое физическое объяснение.
Из долгосрочных примет также есть несколько, которые столетиями подтверждают право на существование, – это «черемуховые холода” и “крещенские морозы», продолжает Дарья Гущина. Доказано опытным путем.
ГУЩИНА : На эту тему на нашей кафедре была защищена дипломная работа. Студентка проверила более 30 примет за 150 лет. Статистически значимыми оказались 2 приметы: “черемуховые холода” и “крещенские морозы”. Черемуховые холода – понятно: у нас в мае хотя бы одно холодное вторжение, да бывает (а черемуха цветет достаточно долго). А вот вопрос с крещенскими морозами достаточно сложный. Почему, например, рождественские морозы оказались статистически незначимыми, а крещенские чаще оправдываются? Это нужно еще изучать.
Особенно смешны, с точки зрения климатологов и метеорологов, наблюдения из разряда календарных, привязанных к определенному дню: «На Самсона дождь – семь недель то ж»; «Каково Благовещенье – таким и лето будет»; «На Марка – небо ярко». Не сбываются никогда.
Принято считать, что приметы рождаются в народе, но на самом деле они пошли от моряков: они придумывали их, чтобы как-то предсказывать погоду, потому что сильно зависели от неё. По этой же причине появились приметы и у сельских жителей. Поверья – признак малограмотности народа, они никогда не имели под собой научной основы. А когда учёные доказали, что климат постоянно меняется, они потеряли свой смысл.
Новые приметы прекратили появляться с 70-х годов прошлого века – в них отпала нужда. Были созданы компьютеры и точные приборы для составления прогнозов погоды (кстати, как говорят метеорологи, самая первая ЭВМ была использована именно для этого). Но есть явления, которые считаются народными приметами, хотя на самом деле обусловлены природной цикличностью, говорит Дарья Гущина. Например, бабье лето.
ГУЩИНА : Когда на нас осенью распространяется отрок Азорского антициклона, области повышенного давления, центр которого находится над Атлантическим океаном, то к нам действительно приходит очень теплый тропический воздух, и тогда начинается бабье лето. Правда, теперь термином “бабье лето” называют не совсем корректно любое потепление на фоне низких температур.
Осеннее потепление – бабье лето – приходит, конечно же, когда это нужно природе. Самое удивительное – осень здесь никогда не подводит. Она всегда хоть на пару дней, да напомнит нам, что кусочек лета можно вернуть. Кто-то сочтет это климатической нормой, а кто-то подумает: “Примета времени”.
Популярное
«Нуланд ещё находилась в воздухе, когда стало понятно: дальше лететь незачем»
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: «Вот с этой статьёй Медведева сделали нестандартный, но очень интересный ход. Нуланд ещё находилась в воздухе, когда стало понятно, что дальше лететь незачем. Условия повторили те же самые: «Хотите – уходите, ничего мы вам за это давать не собираемся. Если вы не готовы уйти сегодня, мы готовы подождать. И 5 лет, и 10 – мы не торопимся. Это под вами горит, а под нами – нет».
«Не пойдёт никогда американский газ в Европу, потому что он пойдёт в Азию»
МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ: «Америка производит дикое количество газа. Что, у неё меньше стало газа? Вроде нет, даже пандемийное падение преодолено. Просто в Азии газ стоит дороже. Компании, которые производят газ, не производят политических заявлений про «молекулы свободы».
«Дестабилизация на Украине будет продолжаться и дальше»
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: «Зеленский, ошалевший от того, что ему постоянно удаётся силовое давление, – он давит, никто не сопротивляется; он отправил Медведчука под домашний арест – наверное, сейчас думает, надо было вообще в камеру посадить, всё равно никто не выступает. Была олигархия – нет олигархов. Почему бы и с остальными так же не разобраться. Если возникнет желание Зеленского действительно валить, тогда им надо будет вывести какое-то количество людей на улицы».
Почему приметы перестали работать, объяснил фольклорист
Никита Камзин
Народные приметы тянутся с глубокой древности. Но даже мы, люди современные, порой воспринимаем их всерьез. О том, чему верить, а чему нет, «Вечерка» спросила фольклориста, автора книг о приметах Анну Некрылову.
Наши предки пытались предсказать погоду исключительно по обстановке на улице или дома. Но с тех пор жизни сильно изменилась, и точность многих примет гарантировать уже нельзя.
— Во-первых, изменился климат. Во-вторых, в 1918 году в стране был введен новый календарь, разница между старым календарем составила 13 дней. Например, был Покров день. Вот и как нам теперь считать, приходится он на 1 или на 14 октября? Для народных примет это существенное расхождение, — говорит Анна Некрылова.
Еще один фактор, который ставит под сомнения народные приметы, — ландшафт. В городе объективно не могут действовать приметы из сельской местности. Сложно воспринимать всерьез и приметы, которые касаются урожая.
— К примеру, в моем детстве погоду пытались определить по чешуе лука. Если она жесткая и ее много, то будет холодная зима. Но в наше время непонятно, откуда он к нам привезен и чью погоду определяет. Привезли лук из Польши, и что? Как я буду думать, что в моем городе будет холодная зима, если он не из этих мест, — рассуждает фольклорист.
Происхождение многих примет — загадка. Пожалуй, все их объединяют невероятно точные поэтические образы. Как слышишь, что большие снежинки падают к оттепели, и в голове тут же рисуется картина мягкой нежной зимы с укрытыми белым холодным ковром лужайками.
Но многие приметы не просто образы.
— Большинство основаны на многовековых наблюдениях. Так, мы точно знаем, что в XIX веке многие крестьяне вели дневник, в котором писали, что 17 октября прохладно, а в этот же день в прошлом году тепло. Велись постоянные наблюдения за природой, животными, птицами. Не зря многие этнографы говорят, что народный календарь — это энциклопедия крестьянской жизни, — сказала «Вечерке» Анна Некрылова.
По ее словам, у большинства народных примет было рациональное зерно. Но с появлением интернета зародился фейковый фольклор. Плюс многие люди не осознают, что приметы, характерные для проживавших на месте современной Москвы, совершенно не подходят для южных регионов страны.
— Территориальный показатель отсутствует. Получается, что их делают всенародными, но это совершенно не так, — объяснила она.
Птица на одной лапе — к холоду
Оказывается, у этой приметы есть рациональное зерно. Дело в том, что их нервные окончания ощущают приближения холодов раньше других. А раз земля остывшая, значит, стоит одеться потеплее.
Дым столбом — к морозам
Как говорят эксперты, эта примета ничем не обусловлена с точки зрения физики. Дым из трубы идет столбом только при циклонической деятельности. А зимой во время этого процесса похолодания не бывает.
Ясная погода — затяжная зима
А вот это верно. Ясная погода возможна только при наличии антициклона, в его центре давление повышено, на периферии — понижено. Это создает круговое движение воздушных масс, которое разгоняет облака.
Красное солнце на закате — к хорошей погоде
Это действительно так. Все кратковолновые составляющие солнечного спектра поглощаются, из-за чего происходит его рассеивание. Это значит, что атмосфера однородна, что сулит нам хорошую погоду.
Много рябины — к морозной зиме
Абсолютный миф. На эту тему проведены десятки исследований с привлечением специалистов из разных областей. Закономерности между большим урожаем рябины и погодой не нашли. Суровые зимы были и при обильном сборе этой ягоды.
Кошки — синоптики
Это правда. Они тонко чувствуют приближение непогоды.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Роман Вильфанд, научный руководитель Гидрометцентра:
— Раньше я связывал то, что народные приметы «не работают», с изменениями климата, экологии. Затем пришел к выводу, что это эмоционально созданные правила, которые и не могут подтвердиться. Не было наблюдательного инструментария для измерения давления, влажности воздуха. Все приметы оправдываются на уровне случайного гадания.
Приметы и суеверия: верить ли в приметы и околоцерковные суеверия?
В повседневности люди привыкли верить в приметы и суеверия. Но угодно ли это Богу? Узнайте ответ на этот вопрос на страницах портала «Православие и мир».
Приметы и суеверия
Должны ли мы верить приметам, которые сопровождают нашу повседневную жизнь? Насколько россияне склонны верить в приметы? Какие существуют околоцерковные приметы и суеверия? Предлагаем Вам избранные статьи по теме «Приметы и суеверия», которые дадут ответы на эти вопросы.
Околоцерковные суеверия и приметы
Диакон Константин Горбунов. Методы изучения и классификации околоцерковных суеверий
Околоцерковные суеверия чрезвычайно вредны, так как они уводят людей от истинного богопознания, а также от благочестивого образа жизни и правильного участия в Православном Богослужении. Следовательно, с суевериями необходимо вести бескомпромиссную борьбу. Для этого, в частности, необходимо изучение существующих суеверий. Всякое изучение группы явлений или фактов требует их классификации. Таким образом, перед нами встает нелегкая задача найти методику классификации суеверий при всей их многочисленности и при этом абсурдности, нелогичности, бессмысленности.
Информацию о суевериях, распространенных среди людей, можно получать следующими способами:
Возможны также и другие методы выявления суеверий.
Предлагаю следующую возможную методику классификации суеверий. В Православном богословии существует положение, согласно которому зло не имеет своей собственной сущности, а является извращением добра. Суеверия, как частный случай зла представляют собой искажения тех или иных положений Православного учения и богослужебной традиции. Таким образом, можно классифицировать суеверия в соответствии с теми пунктами Православного учения, на которых они паразитируют.
Существуют немногочисленные суеверия, связанные с вероучением. Их немногочисленность объясняется тем, что суеверные люди, как правило, не знают Православного вероучения. Пример: “Троица – это Иисус Христос, Божия Матерь и Святитель Николай”.
Суеверия, связанные с особенностями годового круга богослужений.
Суеверия, связанные с церковными Таинствами.
Примечание: ряд примеров для данного раздела заимствован из доклада священника Александра Дягилева.
Суеверия, связанные с обрядами.
Суеверия, связанные со святынями.
Суеверия, связанные с поминальными записками.
Вот далеко не полный перечень суеверий, распространенных в церковной и околоцерковной среде. Можно заметить, что значительная часть суеверных методик выражает стремление людей к достижению телесного здоровья и земного благополучия. В стремлении к чисто земным благам люди зачастую обращаются к колдунам, экстрасенсам, целителям и от них получают различные указания суеверного характера.
Важным методом борьбы со всякими суевериями является духовное просвещение мирян через церковно-приходские школы, различные богословские курсы, через церковные СМИ. Также необходима катехизация людей, желающих принять Таинство Святого Крещения и лиц, готовящихся стать крестными.
а не приимеши слуха суетна,
да не приложишися с неправедным
быти свидетель неправеден.
Исход XXIII, 1
Что говорят о приметах и суевериях отцы Церкви? Почему верить в приметы — значит показать свое недоверие Богу? Есть ли приметы, которые «действительно работают»? Предлагаем вашему вниманию Святоотеческие наставления о приметах и суевериях.
Святоотеческие наставления, предостерегающие от суеверий
Грешат тяжко против первой заповеди Божией те, кто держится суеверия. Суеверие, или суетная вера, вера ни на чем не основанная, недостойная истинных христиан.
Святые отцы и учители Церкви часто предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Их предостережения можно подразделить на три вида:
1) предостережения от так называемых примет, когда из самых маловажных случаев выводятся предзнаменования о счастливых обстоятельствах в нашей жизни;
2) предостережения от гаданий или ворожбы, или сильного желания какими бы ни было, даже темными средствами, узнать, какова будет последующая наша жизнь, успешны или безуспешны будут те или другие наши предприятия; и, наконец,
3) предостережения от желания приобрести силы, исцеляющие от болезней или предохраняющие от различных бед и опасностей; от использования предметов, которые не заключают в себе ничего врачебного и по свойствам своим не могут иметь никакого влияния на наше благополучие и счастье.
Стоит ли бояться примет? Действительно ли с точки зрения Церкви приметы так опасны? Почему приметы и суеверия не стоят вашего внимания?
Предостережения от примет
«Многим из христиан, – говорит святой Василий Великий, – кажется делом безвредным слушать истолкователей примет. Чихнул кто на слове, говорят: и это имеет значение. Кто-нибудь сзади назвал меня по имени, нога поскользнулась при выходе, зацепилась одежда – все это помеха. И люди весьма знаменитые, ожидающие Судию с небес, хладнокровно впадают в сей пагубный порок.
Но слушай: отвержен народ, предавшийся сему. Еще древле, по закону Моисееву, очарования, волхвования, ворожба, птицегадания отринуты как изобретения демонов. Сказано: Не вражите, и ни сряща смотрите от птиц (Лев. XIX, 26); языцы бо, которых потребит… Господь Бог от лица твоего… сии чарований и волхвований послушают: тебе же не тако даде Господь Бог твой (Втор. XVIII, 12, 14).
Кто может советоваться с оправданиями Божиими, тому при рассуждении, чего не должно делать, не прилично брать себе в советники, даже не в советники, но в учители и законодатели, существу неразумные. Птица не знает собственной своей опасности, которая уже перед глазами; а тебе предвещает она будущее. Вылетев из гнезда, чтобы принести птенцам пищу, нередко возвращалась она ни с чем; а для тебя стала она нелживым предвещанием, и напрасное движение птицы обратилось в откровение будущего! Ежели по действию демонов птицы летают для твоего обольщения; то не сиди и не смотри с отверстым ртом на демонские обаяния, и не отдавай себя под влияние диавола. Он, если однажды уловит душу, легко увлекаемую в погибель, не выпустит ее из рук, а употребит ее на всякое злое дело. Но и каркающий ворон, и кружащийся орел по недостатку лова приводят в страх суеверное сердце. Враг до того издевается над человеком, что, если показалась кошка, выглянула собака или утром встретился человек, хотя самый благорасположенный, но с поврежденным правым глазом или бедром, он отскочит, отворотится, не раз зажмурит глаза. Что бедственнее такой жизни – все подозревать, во всем видеть препятствие, когда все должно возводить душу его к Богу?»
В одном из огласительных слов святого Иоанна Златоустого мы читаем: «Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».
Что говорил о приметах, гаданиях и суевериях святой Иоанн Златоуст? Можно ли верить в приметы?
Предостережения от гаданий
В слове на новолетие святой Златоуст говорит: «Более всего огорчают меня игры, которые сегодня происходят… и которые преисполнены распутства и нечестия, потому что занимающиеся ими замечают дни, гадают и думают, что если первый день года удастся им провести в веселии и удовольствии, то и во весь год будет совершенно то же. Но год будет для тебя счастлив во всем не тогда, когда ты напьешься пьян в первый день, но когда и в первый и в прочие дни будешь делать то, что угодно Богу. Если же, вознерадев о добродетели, будешь ожидать себе счастья от начала месяца и исчисления дней, то не будет тебе ничего доброго. Замечать дни не сообразно с христианскою мудростию. Это дело еллинского заблуждения».
Обличая суеверие, по которому некоторые дни считают счастливыми, а другие несчастными, святой Иоанн Златоуст говорит: «Диавол, стараясь пресечь наши подвиги добродетели и погасить в нас доброе произволение души, внушает нам приписывать успехи и неудачи в делах дням. Если кто верит, что день бывает счастлив или несчастлив, тот в несчастливый день не будет стараться о добрых делах, думая, что по неблагоприятности дня напрасно станет трудиться и ни в чем не успеет. Так, напротив, и в счастливый день он ничего не будет делать, надеясь, что по причине счастливого дня ему не повредит собственное его нерадение. Таким образом, то и другое вредит его спасению. Иногда безрассудно, а иногда как бы безнадежно поступая, он проводит жизнь свою в праздности и зле. Итак, мы должны избегать козней диавола, отбросить сокрушение духа и не наблюдать дней, ненавидя один и любя другой».
Блаженный Августин также строго осуждает гадания. «Последствия их, – говорит он, – большей частью сообразны с мыслями и предубеждениями каждого. Ибо злые духи, желая содержать человека в обмане, льстят ему показом того, что, как они видят, сообразно с его ожиданием и желанием». «Вообще, – замечает он, – на мнения людей о важности некоторых гадательных знаков, установленных предубеждением человеческим, не иначе надобно смотреть, как на некоторый договор и условие с злыми духами. Люди, пристрастившиеся к пагубной науке гадать, которая, собственно, есть только наука издеваться над другими и обманывать их, за такое пристрастие свое, по некоему тайному суду Божию, подпадают нередко влиянию падших ангелов, которым попускается иногда иметь некоторое влияние на низшую часть мира. От этих насмешек и обманов злых духов происходит то, что суеверное и гибельное искусство прорицания иногда действительно открывает прорицателям нечто из прошедшего и будущего и говорит им немало такого, что впоследствии отчасти оправдывается событиями. Такие небольшие удачи возбуждают и питают любопытство, из-за чего они все более и более запутываются и запутывают других в сети зловредного заблуждения… Даже верность подобных предсказаний нисколько не оправдывает науки предсказывать. Поэтому святотатственное искусство, при помощи которого вызвана была тень умершего Самуила, достойно всякого отвращения и проклятия, хотя тень эта, будучи показана царю Саулу, и предрекла ему истину».
Приметы, как средство исцеления от болезней. Работают ли они?
Предостережения от употребления суеверных средств для исцеления болезней
Резкие обличения против амулетов и суеверных действий для предохранения от болезней и несчастий мы встречаем в беседах святого Иоанна Златоуста на Первое послание к Коринфянам: «После брака, – говорит он, если родится дитя, мы видим множество символических действий, достойных смеха: говорить ли о перевязках, о погремушках, о красной пряже и многом другом, доказывающем великое безумие, тогда как не следует возлагать на младенца ничего другого, кроме спасительного креста. Между тем ныне крест, обративший всю вселенную, поразивший диавола и ниспровергший всю силу его, остается в пренебрежении; а ткани, пряже и другим подобным привескам вверяется безопасность младенца. Не стыдно ли вам? Скажите мне: поймете ли вы когда-нибудь, как диавол с раннего возраста человека мало-помалу раскидывает свои сети и употребляет свои хитрые меры? Смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, не смеху только, но геенне подвергающее обольщаемых! Если это делается у язычников, то нисколько не удивительно, а когда поклоняющиеся кресту, приобщающиеся неизреченных Таинств и достигшие любомудрия держатся таких постыдных обычаев, – это достойно многих слез». «Что сказать, – говорит в другом месте святой Златоуст, – о тех, которые привязывают к ногам и голове медные монеты Александра Македонского? Скажи мне: это ли наши надежды? Как после креста и смерти Господней ты возлагаешь надежду спасения на изображения языческого царя?»
После тех обличений суеверия, которые находятся в писаниях древних святых отцов и учителей Церкви, напомним, что в книге «Православное исповедание веры» в ответе на вопрос: «Кто грешит против Первой заповеди и каким образом» – читается следующее: «Против сей заповеди грешат волшебники и подражающие их делам, например, те, которые носят привески и значки для предохранения себя от вреда; те, которые прилепляются к суеверным обычаям и им верят; равно и те, которые в болезнях пользуются нашептыванием старух и других суеверий держатся; наконец, те, которые из всякого случая выводят предзнаменования».
О природе суеверия, о том, что такое «суета прогресса» и как узнать, какая вера подлинная, — беседа епископа Василия (Родзянко).
Недействительная вера
Приметы и суеверия как недействительная вера
Существует мнение, что всякая вера – это суеверие. Даже есть выражение – «религиозные суеверия». И под это определение подходит буквально всё! Любая религиозная мысль, любая церковь, любое исповедание – все это, как иногда люди говорят, «суеверие».
Но так ли это, объективно говоря? Русский язык это очень определённо объясняет. Слово «всуе» значит «по-пустому», то есть – «нет этого вообще». Если есть приставка «суе» – то вера недействительная. Но отрицательное обозначение говорит о том, что есть что-то положительное, правда? Суеверие – это пустая вера, стало быть, есть и не пустая вера.
Это надо помнить, когда мы вообще говорим о вере. Вера тогда не пустая, когда она полна любви, когда исходит из человеческой интуиции, а не просто из фантазии блуждающего ума. Потому что вот это и есть опасность – блуждающий ум. Он и создаёт в человеке разные фантазии. Человек эти фантазии принимает за реальность, не проверяет вообще ничего, и начинает верить в них.
Много сейчас таких есть разных, пустых вер, много есть разных суеверий – когда люди фантазируют, не учитывая того, что всякого рода мысли человеческие, если они не имеют в себе конкретной связи с божественной реальностью и с реальностью божественного творения, как Господь его сотворил, является плодом того, что НЕ ЕСТЬ.
Суета сует
Источник: photosight.ru. Автор фото — buroma
Приметы и суеверия — ненужная суета
Слово суеверие или «всуе» связано с другим словом от того же корня – суета, или суетность.
Об этом очень хорошо говорит апостол Павел: природа покорилась суете не добровольно, не сама по себе, а по воле человека. Именно человек вверг всю природу в суету.
Что же апостол подразумевает под словом «суета»?
Суета – это значит отсутствие стабильности, гармонии. Хаотическое состояние, в котором идет борьба частей друг с другом и всех частей с целым.
В человеческой жизни, мы знаем, есть очень много суетного. Когда человек старается и туда, и сюда успеть, и нет у него концентрации, и он в этом теряет себя – разбрасывается, раскидывается. И вот это разбрасывание и раскидывание – состояние, которого не было в творении по Божьему замыслу. Вот что такое суета!
В этом смысле суеверие – это вера в то, что мечется. В то, что не является действительно существенным, подлинным, гармоничным, красивым, истинным и полным любви.
Это я говорю, конечно, с точки зрения Христианской веры. Потому что говорить о вере вообще нет смысла, веры есть на земле разные. Но я сейчас говорю о той вере, которая определяет нашу жизнь в Боге, нашу жизнь в Богоообщении, нашу жизнь друг с другом. Она не суетна и не смеет быть суетной, потому что суетность – это и есть греховность, которая отвлекает нас от подлинного.
Христианство — вера определенная, установившаяся, спокойная. Говоря опять словами Апостола Павла, это вера, действующая любовью и базирующаяся на надежде. Она стабильна, конкретна, чиста. В ней нет этой суетной грязи – пыли, которая мечется во все стороны и застит свет, облаком заходит в душу.
И, что самое главное, вера осуществляется только тогда, когда есть с одной стороны молитва, как сказал Христос, а с другой стороны – пост. Как раз суетность, которая тесно связана со всякого рода беснованием, изгоняется только молитвой и постом. Почему именно так? Потому что молитва нас соединяет с источником истины, с источником жизни, с подлинной реальностью, с основной вечности. А пост ограничивает нас самих в том, что является слишком большим соблазном, – в жадности, эгоизме, всякого рода себялюбии.
Другими словами, суеверие — это то, что базируется на грехе человеческом, и этот грех человеческий таким образом затемняет истину, что истина становится непонятной. А вера, наоборот, – очищает и освящает, потому что она ведёт к источнику, который есть чистота, святость и любовь.
Суеверие прогресса
Как отличить приметы и суеверия от истиной веры?
Как же нам все-таки различить веру и суеверие в жизни? Потому что одно дело – в теории, а другое дело – на практике.
Источник: photosight.ru. Автор фото — Таша Чканова.
Знаете, очень просто. Посмотрите на хороший храм, посмотрите на другие плоды культуры и человеческой истории, на многое из того, что дали нам наши предки, которые строили верой глубокой, ясной, чистой, утверждённой и совершенно определённой. Результаты их труда видны нам и сейчас, они ценятся во всем человечестве.
А вот плоды суеверия выглядят иначе. Они — результат суетности нашей современной жизни.
Может быть, в некотором отношении, достижения цивилизации дают нам возможность существовать легче, чем нашим предкам. Тем не менее именно эта цивилизация подарила нам невероятную спешку во всех отношениях, безостановочность, иногда даже и какую-то беззастенчивость. И, как следствие, — сумасбродство и отход от целеустремлённости человеческой жизни.
Когда я оцениваю историю России и её культуры, то совершенно ясно вижу, что та культура, которая и доныне ценится, основана на цельности, а не на суетности. Её главное устремление было – именно побороть суетность, и дать смысл жизни. И потому она достигла таких огромных исторических результатов и создала такое целостное государство. А сейчас что мы видим? Распад, развал. И это есть плод суеты, плод самого настоящего суеверия, если хотите – суеверия прогресса.
Дай Бог нам всем от этого избавиться. И укрепиться, и углубиться в то, что нам дали наши предки. Дай Господь всем вам всего доброго и хорошего, и да хранит Он вас в этой цельности!
– Что же такое суеверие?
Иерей Алексий Колосов: – Суеверие можно охарактеризовать как веру в пустое, суетное, сиюминутное – как доверие тому, что недостойно доверия.
Иерей Михаил Михайлов:— Суеверие – это суррогат, эрзац веры. Одно из распространенных суеверий – если вам встретился священник – это к несчастью. Это очень показательное суеверие, проливающее свет и на саму природу суеверий. Это отголосок язычества: священника боялись, потому что он приводил людей к вере, разрушая идолов. Вторая причина таких суеверий – это стыд человека, забывшего дорогу в храм. Грешащий человек стремится спрятаться от Бога, избегает встречи с тем, что может ему напомнить о необходимости покаяния. Именно поэтому это суеверие настолько сильно в сельской местности, где священник намного лучше знает своих прихожан. Когда я служил на селе, у нас в храме был один прихожанин, который одну неделю пил, вторую неделю выходил из запоя, а затем усиленно работал, чтобы выработать нужное количество трудодней. Поэтому в храм он не ходил месяцами, а когда мы встречались на улице, то стыдился. От суеверия рождается безверие. Суеверия уводят человека с пути спасения. Человек верит не в Промысл Божий, а в приметы. Отсюда идет вера в предсказания, в гадания, в астрологию.
– Почему православный человек не должен быть суеверным?
Иерей Алексий Колосов:– Суть нашей веры – доверие Богу: открывая Ему свои сердца, мы твердо веруем, что Он ведет нас прямым путем, путем свободным от какой-либо двойственности, от механистических, магических закономерностей. «Где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3, 17) – эту свободу нам и дает вера, суеверие же лишает нас ее, порабощая «стихиям мира» (Кол.2,8), порабощая праху. Поэтому вера и суеверие несовместимы – нельзя служить двум господам, свободе и рабству. Эта проблема шире, чем «черная кошка» или «пустые ведра»: речь о том, что каждый из нас стоит перед выбором: либо жизнь по Евангелию, либо по закону греха, возмездие за который – смерть(Рим.6, 23). Третьего не дано.
— Но ведь нередко суеверия сбываются, не случайно же они возникли?
Иерей Алексий Колосов:– Факты сами по себе мало что значат – важна их трактовка: «чистому все чисто» (Тит. 1,15), а пораженный грехом и не имеющий доверия Богу обманывается своим «Я» и видит «закономерности» там, где их нет. Беда в том, что эти закономерности востребованы – человеку страшна Библейская картина миробытия: Сотворение мира, долгий путь к спасению, Благовестие, Искупление, Церковь, Второе Пришествие и Страшный Суд – все это пугает. Мы боимся ответственности за свою вечную жизнь, той ответственности, что идет рука об руку с Евангелием. Нам хочется чего-нибудь попроще, такого, что щадило бы греховное «Я». Проще уцепиться за эти «закономерности», нежели жить по Христу.
Иерей Михаил Михайлов:— Тут все очень просто: вероятность совпадения велика – либо сбудется, либо нет. Вот кошка перебежала дорогу. Кто знает, что случится за этот день. Но при чем тут кошка? А если бы она не перебежала дорогу, что, не случилось бы? Человек от безверия находит объяснения своим несчастиям, своим неприятностям и своим удачам и неудачам. Важно и то, что если мы посмотрим на приметы разных народов, то увидим, что одни и те же явления имеют абсолютно разный смысл! Например, во Франции влетевшая в окно птица – предвестник счастья!
– С чем, на Ваш взгляд, связано большое количество околоцерковных суеверий?
Иерей Алексий Колосов:– Человек не приходит в Церковь зрелым христианином. У человека множество вопросов, нешуточная внутренняя борьба. Даже войдя в Церковь, он не становится совершенным в мгновение – это лишь начало долгого пути к Небу. Пока же реальностью является борьба ветхого и нового начал: ветхое, греховное не умирает в Крещении совершенно – оно лишается власти над человеком. Это дает возможность семени новой жизни, посеянному в Крещении прорасти, укорениться и принести «плод мног» (Мк.4, 1-9).
Но повторюсь: это долгий процесс, который часто охватывает весь отпущенный нам срок земной жизни, и пока ветхое еще живо, оно будет стремиться давать свои ответы на те вопросы, с которыми человек приходит к Церкви. Эти ответы приятнее, проще для человека – духовное еще слишком «заумно», в какие-то моменты соблазнительно… Страшно, в конце-концов, – а ну как в останешься в дураках?! Никто не хочет обмануться, каждому хочется чего-то твердого, доказуемого, очевидного: для «обыкновенного» человека этими качествами как раз и обладают механистические «закономерности», которые мы называем суевериями.
Поэтому именно «околоцерковная» среда, состоящая из едва начавших воцерковление или «всегда учащихся, но не могущих дойти до познания истины» (2Тим.3,7) и является благоприятной почвой для суеверий. Те, кто имеет решимость веровать, имеет решимость последовать Господу, тот преодолевает этот опасный период легко. Тот же, кто стремиться и с Бога получить нечто и мирского не потерять, легко может завязнуть в этой тине – почему и говорит нам Спаситель: «не можете служить Богу и мамоне!» (Лк.16,13).
– Мы знаем, что гадать грешно, особенно если гадать на Библии. Но во многих жизнеописаниях именно так тянули жребий – открывали наугад главу из Священного писания….
– Как отличить благочестивую традицию от суеверия? Например, когда священник выходит на полиелей, нельзя проходить между ним и царскими вратами?
Иерей Михаил Михайлов:— Священник стоит всегда перед престолом. В алтаре никто не пройдет между священником и престолом Господним. Никогда, ни при каких обстоятельствах. Это не примета, а устроение церковное, которое нельзя нарушать и которое можно объяснить.
Иерей Алексий Колосов:– Благочестивая традиция разумна, в некотором смысле даже рациональна – она имеет твердое богословское и историческое обоснование. Ее начало можно проследить в истории, она открыта и динамична в том смысле, что здесь нет никакой нерушимой магической зависимости. Она всегда учитывает внутренний духовный мир человека, не нависая над ним «дамокловым мечем», но давая духовный простор.
Благочестивая традиция не подавляет человека, не карает его – она помогает ему удерживаться на пути спасения. Суеверие же, как правило, «вещь в себе» – это закономерность, не зависящая ни от духовного состояния, ни от Евангелия. Это данность: «так положено», «так делается». Почему? Никто не в состоянии объяснить – просто если поступишь так, то будет хорошо, а если нет, то плохо. Хочешь «плохо»? Нет? Тогда делай как все – поступай по принципу «то Евангелие, а то – жизнь»! Но ведь душу-то свою так не спасешь – об этом забывается напрочь… – Какие самые распространенные церковные суеверия? Опасны ли они?
Большая часть церковных суеверий связана с церковной свечой, со святыней и погребением. В разных областях господствуют разные суеверия. Приведу лишь то, с чем приходилось встречаться лично. К примеру, некоторые считают опасным зажигать свечу от другой свечи – можно взять на себя чужие грехи: так и будет ходить человек по храму, тыкая свечой во все лампадки и гася их одну за другой (по этой же причине боятся и найденных нательных крестиков: поднимешь чужую беду!). Другие боятся передавать свечу через левое плечо.
Люди молятся за обидчиков, «чтобы Господь им отомстил». Иногда задают вопрос: можно ли до сорокового дня наводить порядок в доме? Про бросание в могилу денег я уже и не говорю – это чистейшее язычество, исходящее из того, что за гробом покойный будет вести жизнь, подобную этой (другой пример такого рода – втыкание в могилы сигарет: «любил покойничек подымить!»).
Впрочем, как-то слышал, что этими монетками покойный, якобы, поделится на входе в Царство Небесное. До истерик и скандала доходит, если вдруг вспомнят, что у покойного связаны ноги – как же он пойдет на Небо?! Слышал, что нельзя ставить на могилах каменные памятники – после общего Воскресения покойному будет не под силу идти с этим камнем на Страшный Суд (очевидно, предполагается, что на этот Суд усопшие будут отправляться со сборных пунктов, куда надо будет явиться с «удостоверением личности»).
Очень много страхов «потерять благодать после Причастия» – и никого не интересует вопрос: а зачем вообще нужна такая немощная благодать, которая улетучится, если ты поцелуешь икону? По совету «бабушек и тетушек» освящают квартиры свечкой. Сколько суеверий вокруг Богоявленской воды… Опасно ли все это? Это добровольное отравление своей души! Другой большой пласт суеверий связан с так называемыми «порчей» и «сглазом». Люди разных возрастов и образования бегут в храм со словами «мне/моей дочери/ внуку сделали. Как быть?!»
Я умолчу о том, что верующий Богу православный христианин не должен бояться этих «бабьих басен» – это должен понимать каждый! «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, ибо в этом все для человека» (Эккл.12,13) – не колдуна, а Бога бойся и Ему, а не своему страху служи! Удивительно другое – нежелание видеть корень проблемы в себе.
Конечно, тяжело признать, что ты мало внимания уделяла дочери и пропустила развитие заболевания. Или признать, что дала ей такое воспитание, которое не позволяет найти покой в семье, не привила ей нравственных ценностей, сама не хотела и дочку не научила терпеть. Нелегко признать, что и твоя вина в том, что дети находят утешение в водке или наркотиках. Гораздо проще объяснить взвинченный характер внука сглазом, нежели избалованностью – ведь кто баловал-то? Боишься соседки? А кто обострил отношения хуже некуда? «Порча» и «сглаз» очень легко нас извиняют: мы ведь хорошие, добрые, это ближние наши плохи – вот, хотят нас со свету сжить… Где здесь вера?! Где благочестие?! Нет и в помине.
– Как оградиться от суеверий?
Иерей Алексий Колосов: — Суеверия – тьма. Тьма есть недостаток света. Соответственно, свет рассеивает тьму – подобно этому и суеверия разрушаются истинной верой, которая есть доверие Богу, и настоящим благочестием. Если мы Ему доверяем, то мало того, что нам ничто не вредит – наоборот: «любящим Бога, призванным по Его произволению, все способствует ко благу» (Рим.8,28).
Все – и радости и скорби, и прибыток и лишения, и здоровье и болезнь. Все! Это доверие свидетельствует о любви к Богу, а «совершенная любовь изгоняет страх»(1Ин.4,18). Не надо «ограждаться» от суеверий – не надо бороться с тьмой: надо просто «включить» евангельский свет и тьма суеверий исчезнет сама собой. Однако, это труд…
Что касается силы Креста, то от начала Церковь ограждается ей: Крест – хранитель всей Вселенной.
– Острая январская тема – Крещенская и Богоявленская вода…
Иерей Михаил Михайлов:-– Да, это больной вопрос! Вода – это вообще больной вопрос: например, у нас в храме сейчас небольшой бак для воды и ее хватает на день-два. Приходят люди и стараются набрать как можно больше. Мы забываем, что капля святой воды освящает любое количество воды: «капля море освящает».
Помню, когда я служил в сельской местности, на молебен мы принесли 10 бидонов воды. А израсходовали только один бидон: люди брали воды понемногу и дома уже доливали святую воду в большие емкости. Крещенская и Богоявленская вода…
В чем отличие? Вернемся во времена патриарха Никона: он специально уточнял у Антиохийского Патриарха, нужно ли освящать воду в сам день Крещения Господня: ведь накануне, в сочельник, уже воду освятили. И получил ответ, что греха в том не будет, это можно сделать еще раз, чтобы все могли взять воды. А у нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой – дескать, тут вода сильнее.
А чем же она более сильная? Так и видим, что люди даже не слушают молитвы, которые читаются на освящении. И не знают, что вода освящается одним чином, читаются одни и те же молитвы. Святая вода абсолютно одинакова в оба дня – и в день Крещения, и в сочельник Крещенский.
– Как не обращать внимания на суеверия? Умом понимаешь, а внутри–то, в душе, все равно страшно…
Иерей Алексий Колосов:– Повторю еще раз – «совершенная любовь изгоняет страх»(1Ин.4,18): надо стремиться к совершенству в вере, учиться доверять Богу и тогда все встанет на свои места. Благодать и вера – лучшее лекарство от болезни страха.
Иерей Михаил Михайлов:— Как относиться к суевериям? А как относиться к язычеству? Если мы верим суевериям, то мы – язычники. Мы, христиане, должны помнить о силе Креста Господня – Хранителя Вселенной, чтобы не было так, что крестное знамение для нас второстепенно, а вот кошка черная имеет большое значение. Если мы христиане, то должны помнить, что христианину не страшны вещи и намного более опасные, чем просыпанная соль или черная кошка: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19)
Беседовала Анна Любимова
Опубликовано в газете «У Соломенной Сторожки» и «Проповедник» (ЭПЦ МП)
Статистика о приметах и суевериях
Верим ли мы в приметы и суеверия? Как много суеверных людей в России?
Только каждый четвертый россиянин не суеверен, в то время как остальные могут быть отнесены к суеверным или среднесуеверным. К таким выводам пришла социологическая служба Среда в результате всероссийского опроса. 14% россиян являются суеверными, 24% — несуеверны, 63% — среднесуеверны.
Чаще всех суеверными оказываются россияне, которые верят в Бога, но конкретной религии не исповедуют. Христиане, принадлежащие к РПЦ, так же как и мусульмане, чаще попадают в число среднесуеверных.
Результаты опроса комментирует кандидат исторических наук, заведующий Отделом этнографии русского народа Российского Этнографического музея Дмитрий Баранов.
Большая часть этнографов выступает против термина «суеверие», «пережитки». Какие же это пережитки, если они существуют десятилетиями, столетиями, и даже тысячелетиями? Если они все время переживаются, существуют, значит – имеют свою прагматику. Просто она для нас не всегда очевидна. А прагматика имеется, в том числе в психологическом плане. Что такое суеверие, вера в приметы? В обычной спокойной ситуации мы не вспомним ни о каких-то приметах, но как только предстоит какое-то важное, решающее событие в нашей жизни, мы все начинаем по-другому к этому относиться, воспринимать окружающий мир, как текст. Мы пытаемся считать некую информацию и действовать согласно правилам, которые мы знаем от бабушек, от дедушек, из книг. Вероятно, это помогает. Не в магическом, естественно, плане, а в чисто психологическом. Психологи говорят, что если человек уверен в своих силах, это передается и окружающим.
С одной стороны суеверие делает людей несвободными, с другой – есть такое понятие – мифологическое программирование жизни. Его употребляют этнографы и фольклористы в отношении, например, русской культуры. Оно характеризует жизнь человека и не является предметом рефлексии. Ряд действий, вроде бы магического значения, производились людьми прошлого механически, по привычке. И это позволяло им чувствовать себя комфортно, делало любую ситуацию знакомой, давало возможность освоить новый неожиданный поворот жизни. Другое дело, что сейчас традиционная культура разрушена, как система и иногда, конечно, странное впечатление производит современный человек, когда вдруг у него пробивается мифологическое мышление.
Согласно результатам опроса немало суеверных людей среди медицинских работников и людей, занимающихся торговлей. Это те области, которые связанны с неопределенностью, с непредсказуемостью результатов, когда человек прибегает к дополнительным ресурсам, чтобы добиться желаемого результата. И здесь опять возможна психологическая помощь от суеверий.
Суеверность молодых людей, я думаю, связана и с каким-то моментом моды и с отсутствием материалистической идеологии, кризисом позитивизма, когда человек все чаще видит, что в мире много непонятного.
Результаты опроса прокомментировал писатель, публицист, телеведущий Александр Архангельский.
Чем больше люди вовлечены в активную социально — экономическую деятельность, тем меньше у них времени остается на размышление о всякого рода случайностях, страхах и совпадениях. С другой стороны, чем человек глубже погружен в ответственную религиозную жизнь (в данном случае неважно, к какой конфессии он принадлежит), тем меньше шансов, что он будет придавать серьезное значение бытовым и природным «знакам» и «предзнаменованиям» — он должен быть духовно трезв, и скорее «пропустит» реальное чудо, чем будет уповать на мнимое. Но здесь нужно говорить и о связи религиозности и образовательного уровня. Встречая в церковной среде суеверных, мы видим, что по большей части их суеверность связана с недостатком образования, а не с религиозностью как таковой. Религия наоборот, как раз старается вывести человека из этого состояния. Я помню, как в редакцию, где я работал, пришел в гости покойный патриарх Алексий Второй и поздравил нашего главного редактора с завтрашним днем рождения, добавив: «мы же не суеверные, чтобы бояться поздравлений накануне».
То, что среди суеверных больше сторонников Путина и «Единой России» — вовсе не говорит о какой-либо «суеверности» Путина и его партии. Их странная демократия – суверенная, а не суеверная; хотя среди так называемых элит приходится слышать суеверное «Путин – фартовый». Просто слой, на который он сознательно опирается – это пассивное большинство, люди, полностью не готовые отвечать за свою судьбу, всегда нуждающиеся в умном, усталом, но ласковом, в конечно счете, лидере. А среди такой аудитории суеверия цветут пышным цветом. Идеи Медведева перекликаются с идеями Путина, но разница в ориентирах все-таки есть. Потому и суеверных среди его приверженцев чуть меньше.
То, что несуеверные чаще желают смены лидеров, связано с их активностью и самостоятельностью. Активность и самостоятельность исключают чрезмерное внимание к суеверию. Человек выбирает либо судьбу, либо знаки судьбы. То есть либо сам пытается строить эту судьбу, либо считает, что судьба строится кем-то – не важно, внешними природными силами или мудрыми политиками. Повторяю, настоящая религиозность не имеет к этому никакого отношения: религиозный человек убежден, что он строит свою судьбу вместе с Богом, как бы в соавторстве. И поэтому он сознает свою личную ответственность за совершенный жизненный выбор.
Что касается большей суеверности молодежи, я бы все таки хотел понять – какая это молодежь, как накладываются друг на друга характеристики возраста, социального положения, географического местоположения. Мне кажется, что «низовая» молодежь часто отвечает «по приколу», а не по существу. И как раз молодежные опросы менее достоверны в этом смысле. Я не думаю, что на самом деле уровень суеверность молодежи принципиально отличается от уровня суеверности среднего и старшего поколений. Образованные и верующие – менее суеверны, необразованные и (или) неверующие – более. Так было всегда, так и будет.
Результаты опроса комментирует кандидат филологических наук, редактор и издатель журнала «Альфа и Омега» Марина Журинская.
Опрос не показывает, насколько суеверны люди в нашей стране, поскольку в нем заужено само понятие «суеверие», ограниченное лишь тремя показателями. И если бы опрос был выстроен более грамотно и подробно, то цифры были бы гораздо катастрофичнее.
Надо понимать, что суеверие – это анимизм, неверно называемый первобытным. Он никогда не умирал и вполне комфортно чувствует себя в наше время, и многие продолжают воспринимать окружающий мир как пространство, населенное злыми духами. Даже те люди, которые ходят в церковь. Другой вопрос – для чего они это делают? Сколько людей приходит в храм, потому что гадалки посоветовали им какой-то ритуал, для которого, скажем, нужна освященная свеча. И всевозможных магических ритуалов множество. Назвать таких людей православными нельзя, как бы они себя сами ни определяли. Православные – это люди, которые правильно славят Бога. Нельзя одновременно верить в Бога и еще во что-то магическое.
Подавляющее большинство «православных» считает, что им нужно регулярно совершать определенные механические действия, и все у них будет хорошо. А это и есть яркий показатель суеверия. Я писала, что у нас все духовные глаголы заменены глаголами физического действия — в церковь ходят, на службе стоят, вместо того, чтобы молиться, — вычитывают правило. При этом люди уверены, если все делается – совершается хождение, стояние и вычитывание, — то вне этого можно себя вести как угодно.
Коммунистическая религия старательно готовила народ к тому языческому состоянию, в котором он сейчас по большей части находится. Борьбы с суевериями не было, была борьба с христианством. А на фоне отсутствия христианства, естественно, суеверия разгорались пышным цветом. В результате мы имеем то, что имеем. В том числе академиков, которые выступают против религии, но не знают, что такое религия, не видят разницы между религией и суевериями. И мы, христиане, им эту разницу не показываем. Православное просвещение сейчас практически отсутствует.
Несмотря на коммунистическую идеологию, в советское время в школах и в вузах давалось более приличное образование, что и объясняет большое число несуеверных людей среди россиян старше 65 лет. Тем более что во времена их детства не было на каждом шагу магических салонов. Современная суеверная молодежь взрослела среди этих салонов, среди реклам чуть ли не в каждой газете, призывающих снять порчу и сглаз, среди телевизионных программ, посвященных экстрасенсам, астрологии…
Приметам, гороскопам и гаданию доверяют около 40% россиян
Вера в сверхъестественное свойственна 40% россиян, свидетельствуют данные Всероссийского центра изучения общественного мнения, опубликованные сегодня.
В особенности респонденты склонны, как и прежде, доверять приметам (22%) и гороскопам (21%).
Меньше тех, кто верит в гадание по руке, привороты (по 8%), инопланетян (6%) и зомби (2%). 57% опрошенных, по собственному признанию, ни во что из перечисленного не верят.
Женщины в целом более склонны верить в сверхъестественное. Так, приметам доверяют 30% женщин и 14% мужчин, гороскопам — 29 и 12% соответственно.
Последователи религиозных течений верят в приметы, гороскопы и пр. чаще, чем атеисты. Среди православных и тех, кто исповедует другие религии, астропрогнозам доверяют 21-22%, среди тех, кто считает себя неверующим — только 7%.
Вера в приметы особенно характерна для православных россиян (26%), в то время как среди последователей других религий на них обращают внимание 13%, а среди атеистов — лишь 7%.
Вы прочитали статью Приметы и суеверия. Обратите внимание на следующие материалы: